В ходе развития умения ориентироваться на пространстве листа, использовались игры с полисенсорным подходом: графические и слуховые диктанты, лабиринты, пространственные раскраски, создание картин с опорой на зрительный образ, создание фактурных макетов, схем помещений, маршрутов.
После проведения коррекционно-логопедической работы на основе полисенсорного подхода, старшие дошкольники с ТНР показали улучшение, как в развитии пространственных представлений, так и в понимании и использовании предлогов и наречий с пространственным значением.
По результатам экспериментального исследования дошкольники с ТНР обладали преимущественно средним уровнем владения пространственными представлениями, дошкольники контрольной группы уровнем выше среднего. В контрольной группе сократилось количество дошкольников с низким уровнем владения пространственными представлениями и увеличилось - с высоким уровнем, что говорит о стабильности и правильности эксперимента.
Возможность ориентироваться относительно собственного тела улучшилась у 10% старших дошкольников. Дошкольники более точно могли определить степень удаленности предметов относительно собственного тела, используя наречия далеко, близко, рядом. Таким образом, коррекционно-логопедическая работа помогла усвоить и начать использовать в речи вербальные эквиваленты обозначающие местоположение предмета и его удаленность от объекта.
В ходе коррекционно-логопедической работы удалось уточнить понимание и использование предлогов с пространственным значением: саггитальной ориентации (между, над, под) и горизонтальной ориентации (право, лево) у 15% дошкольников контрольной группы.
Отмечено сокращение специфических ошибок при понимании и употреблении предлогов и наречий: пропуски предлогов отмечались у 15% КГ против 20% ЭГ, замены предлогов и наречий у 50% КГ против 60% ЭГ. Данные показатели говорят об улучшении пространственной ориентировки и как следствие, улучшение речевой и языковой компетентности дошкольников.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение в систему дошкольного обучения коррекционно-развивающей программы по формированию пространственных представлений с использованием полисенсорного подхода способствовало лучшему усвоению представлений о собственном теле, о взаиморасположении объектов в пространстве. В связи с чем, данная система коррекционно-логопедической работы благоприятно отразилась как на речевом, так и на общем развитии старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Литература:
1. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З.М. Дунаева. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
3. Медведева Е.Ю., Новикова Н.Н. Оценка уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи // Перспективы науки и образования, 2 (32). - 2018. - С. 147-151.
4. Седова Н.В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями / Н.В. Седова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова. - М.: Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 408-410.
5. Серебрякова Н.В., Шашкина Г.Р. Формирование предложно-падежных конструкций в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Серебрякова Н.В., Шашкина Г.Р.. - М.: Проблемы современного педагогического образования. -2020. - №66-1. - С.195-199.
6. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. 2020 Том 8, № 3 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель Теуважуков Аслан Хасанович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Дауров Алим Ибрагимович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ МВД
РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор навыков принятия решений, проектов принятия решений и необходимость владения ими сотрудниками МВД. В исследовании подчеркнута связь между умением рассуждать и умением принимать решения: экспертное квалифицированное принятие решений и эмпирическое или интуитивное принятие решений, включая аналитическую и эмоциональную оценку ситуации, которая часто характеризуется в отношении взаимодействия интуиции и обдумывания. В статье отмечается, что принятие решений связано с персонально релевантной эвристической оценкой: все взаимосвязи когнитивных способностей и производительности в принятии решений полностью опосредованы большими различиями в кодировании аффективной и детальной долговременной памяти и мета когнитивных процессов.
Ключевые слова: принятие решений, ограниченная рациональность, профессиональная деятельность, сотрудники МВД России, когнитивные процессы, теория перспектив.
Annоtation. The article provides a theoretical overview of decision-making skills, decision-making projects and the need to master them by employees of the Ministry of Internal Affairs. The study highlighted the relationship
between reasoning and decision making: expert qualified decision making and empirical or intuitive decision making, including analytical and emotional assessment of the situation, which is often characterized in relation to the interaction of intuition and deliberation. The article notes that decision-making is associated with a personally relevant heuristic assessment: all relationships between cognitive abilities and performance in decision-making are completely mediated by large differences in the coding of affective and detailed long-term memory and meta-cognitive processes.
Keywords: decision making, limited rationality, professional activity, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cognitive processes, perspective theory.
Введение. За последнее десятилетие несколько знаковых исследований продвинули научное понимание в интерпретации навыков принятия решений, их измерения и приобретения [1; 3; 5]. В научной литературе представлен комплексный теоретический обзор навыков принятия человеческих решений экспертами и неспециалистами с акцентом на четыре идеи:
(1) среди неспециалистов существует нормативно более высокое мнение по поводу принятия решений (решение связано с общим навыком в предметной области, которым в основном пренебрегали в исследованиях общего интеллекта);
(2) статистические тесты на математическую грамотность (оценка практических вероятностных рассуждений), как правило, которые являются сильнейшими единичными предикторами общих навыков принятия решений по широкому кругу вопросов;
(3) принятие решений, демонстрируемое экспертами и неспециалистами, в первую очередь, отражают специализированные знания и сложные представления долговременной памяти, которые используются в адаптивной стратегии;
(4) высокий уровень базовых когнитивных способностей, таких как мобильный интеллект или контроль внимания, что обычно требуется для квалифицированного или экспертного принятия решений.
Необходимость теоретического обоснования принятия решений в профессиональной деятельности современными сотрудниками МВД России мы мотивируем тем, что у них в процессе выполнения служебных заданий ограниченное время, знания и познавательные ресурсы. В таких ситуациях им требуются альтернативные стратегии принятия решений, заставляя их полагаться на простые эвристические методы, которые так часто не позволяют эффективно принимать решения.
Изложение основного материала статьи. Исторически исследователи различали суждения (например, оценки) и решения (например, выбор), основанные на традициях 1940-х гг.: в оценке принятия решений исследователи использовали условности в статистике, в то время как исследователи суждений следовали конвенциям в восприятии. Здесь термины «суждение» и «принятие решения» примерно взаимозаменяемы (например, решение - это суждение о том, что делать). Поэтому общий навык принятия решений исследователи отнесли к стабильным различиям в суждениях и качестве принятия решений, которые представлены в разнообразных и обширных областях (например, здоровье, богатство и счастье). Поддающееся оценке принятое экспертное решение отнесли к устойчивым различиям в суждениях и в принятии решений, а качество принятого экспертного решения соотнесли с определенной областью (например, шахматы, хирургия, профессиональная подготовка). Следуя стандартным конвенциям, в научном обороте используется понятие «интеллект» в качестве обобщающего термина, относящегося к широким возможностям интеллекта, т.е. умозаключение, полученное на основе взаимосвязей между составляющими базовых когнитивных способностей (например, «текучесть» интеллекта, контроль внимания, память и др.).
Для современных сотрудников МВД России важно обладать всеми базовыми когнитивными способностями с целью принятия максимально грамотного решения, особенно в экстремальной ситуации, чтобы не подвергнуть опасности человеческие жизни.
Научный обзор навыков принятия человеческих решений предлагается исследователями в контексте пяти разделов.
Во-первых, сводка связей между статистической математической грамотностью, общими навыками принятия решений и нормативными стандартами в принятии решений.
Во-вторых, механизмы обзора, которые позволяют принимать поддающиеся проверке экспертные квалифицированные решения в целом (например, теория квалифицированных решений).
В-третьих, психометрические исследования основных когнитивных способностей, обсуждение того, когда и почему тесты на математическую грамотность опережают прогнозы тестов на мобильные интеллектуальные процессы.
В-четвертых, простые средства помощи в принятии решений и обучающие программы, которые причинно (а часто и значительно) улучшают понимание рисков и обеспечивают умелое принятие решений.
Наконец, краткое изложение, включая этические и политические последствия принятия решений.
Наука принятия решений включает в себя три основных проекта: описательный (например, какие решения принимают люди и почему), нормативный (например, какие решения следует принять и почему) и предписывающий (например, как можно улучшить фактические решения и за счет чего). Современные представления о рациональности принятых решений обычно относятся к стандартам согласованности, которые могут использоваться для определения соответствия нормативным суждениям и решениям.
Владение стратегиями вышеназванных проектов значительно обеспечит эффективность принятия решений в профессиональной деятельности сотрудниками МВД России.
Один из наших самых влиятельных стандартов появился в 1654 г., когда Блез Паскаль начал переписку с Пьером де Ферма о разделе долей в популярной азартной игре. Хотя они не были первыми, кто попытался формализовать случайность, их письма стали основополагающими документами логической системы, лежащей в основе современной науки о принятия решений, то есть теории вероятностей. Ровно триста лет спустя естественное продолжение получила индуктивная логика, известная как байесовская теория вероятностей, которая позволила аксиоматизировать субъективные теория ожидаемой полезности. Нормативная теория принятия решений является основой современного статистического и экономического приложения: чтобы уточнить, логику можно принципиально разделить ее на две основные категории, а именно дедуктивное логическая единица (рассуждение от предпосылок к выводам) и индуктивные логика (здравое рассуждение от посылок к умозаключениям, связанным с риском (например, характеризуемым
известным распределения вероятностей)) или неопределенности (например, неизвестные вероятности или подверженность) [5; 6].
В совокупности рассмотренная здесь научная литература указывает на:
(а) статистическую математическую грамотность, надежно предсказывая общие навыки принятия решений;
(б) умелое принятие решений с учетом рисков и неопределенности.
Служебная деятельность сотрудников МВД России относится к стресс генным профессиям, что обостряет необходимость специального исследования вопросов развития умений принимать решения в этой профессиональной деятельности: от интуитивного к научно обоснованному рациональному и целесообразному.
Однако связь между умением рассуждать и умением принимать решения не может быть объяснено различиями в использовании формальных методов оптимизации, потому что большинство решений плохо структурированы, что делает их настолько сложными, что оптимизация практически невозможна. Таким образом, остается главный вопрос: каковы причинные механизмы, которые приводят к осуществлению нормативного человеческого процесса принятия решений?
Чтобы решить эту проблему мы переходим к размышлениям по умелому принятию решений как экспертами, так и неспециалистами: экспертное квалифицированное принятие решений и эмпирическое или интуитивное принятие решений, включают аналитическую и эмоциональную обработку, которая часто характеризуется в отношении взаимодействия интуиции и обдумывания (например, автоматическое или контролируемое, быстрое против медленного мышления, двойственные типы рассуждений и многие другие). Распространенные предположения экспертов характеризуются тем, что принятие соответствующих ситуации решений может, как правило, потребовать выдающихся когнитивных способностей, которые позволяют подавлять эмоции и интуицию, одновременно расширяя возможности сложных и абстрактных логических рассуждений. Эта перспектива предлагает умелого принятия решений и чрезвычайно логичного и бесстрастного научного супер интеллекта. Однако очевидно, что даже некоторые профессионалы в экстремальных ситуациях обычно принимают технические или формальные решения. Современный состав сотрудников МВД России по объективным причинам разнится по стажу работы и опыту, что иногда затрудняет выбор в принятии решений. Поэтому очень важно развивать у сотрудников МВД России прогностические умения в процессе принятия решений при выполнении служебной деятельности.
Исследователями было обнаружено, что принятие решений связано с персонально релевантной эвристической оценкой. Структурное моделирование показало, что все взаимосвязи когнитивных способностей и производительности в принятии решений полностью опосредованы большими различиями в кодировании аффективной и детальной долговременной памяти и мета когнитивных процессов (т. е. оценка отношений между чувствами, мыслями и последствиями в лично значимых конкретных ситуациях). Так, результаты Н.Н. Kelley [8] показали, что даже во время ультра-упрощенной оценки рискованных перспектив, общие навыки принятия решений, как правило, отражали различия в том, как и сколько люди думают и осмысленно понимают проблему принятия решения. Вместо того, чтобы предвидеть ожидаемые результаты, наиболее опытные сотрудники, принимающие решения, тратили больше времени на представление о том, как изменится их благосостояние, повлияет на их жизнь и как эти изменения могут ощущаться через неформальные повествования (например, ну, вероятно, этого никогда не произойдет, но, если бы это было так, как я мог бы простите себя повести). Это своего рода активное, осторожное и непредвзятое исследование согласуется с теориями успешного решения, которое подробно описано в пробной работе Барона «Рациональность и интеллект» (1985). Сегодня многие соответствующие исследования были проведены в российских лабораториях, в том числе одно исследование с более чем 10 000 участников из 26 стран [4] (Рубинштейн, 2013). Процесс отслеживания принятия решений фиксируется, результаты поступают из анализа протоколов, (отслеживания взгляда, анализ времени реакции, выбор моделирования, анализ памяти и причинно-следственные эксперименты). Взятые вместе результаты показывают, что общий навык принятия решений часто включает и может быть предсказан обоими количественные и качественные различия в эвристическом обосновании и репрезентативности понимания в долговременной памяти. Эти результаты вносят вклад в интегративную теорию по учету умелого принятия решений человеком.
Теория ограниченной рациональности, охарактеризованная О. Кузнецовым [1], (часто называемая поведенческой экономикой) развита в работах Д. Канемана, К. Становича, Р. Талера, А. Тверски. Теория показывает, что человек часто поступает нерационально не только в силу объективных причин (необходимости быстро принимать решения в условиях неопределенности и ограниченной памяти), но и из-за неумения использовать те интеллектуальные инструменты, которыми он обладает. Это связано с особенностями взаимодействия двух типов когнитивных процессов - быстрых (Система1), действующих при минимальном контроле сознания, и медленных (Система 2), сознательных и требующих когнитивных усилий. Постоянно действующая Система 1 принимает стандартные решения. В нестандартных ситуациях необходимо участие рассуждающей и оценивающей Системы 2. Однако это участие не всегда происходит в полной мере из-за «когнитивной скупости» Системы 2, склонной к минимизации усилий. Эту теорию дополняет концепция о важной роли эмоций в процессе принятия решений, предложенная известным нейробиологом А. Дамасио.
Теория квалифицированного принятия решений объясняет основные причинные механизмы, которые позволяют квалифицированным специалистам принять решение, а неспециалистам с учетом основных ролей эвристических обсуждение и представительное понимание. Теория квалифицированных решений основана на квалифицированных решениях. Теория памяти (Ericsson) [7], расширяющая наше понимание экспертного принятия решений в соответствии с концепцией рационального мышления [2] и адаптивного эвристического принятия решений [5]. Причинные механизмы, поддерживающие общие навыки принятия решений аналогичны тем, которые поддерживают модель сложной ситуации развития навыков понимания прочитанного (т.е. приобретенных общих навыков в предметной области) и высокой осведомленности о ситуации при принятии экспертных решений (т.е. приобретенная предметно-ориентированная экспертиза). Обдумывание облегчает обнаруженное и интегрированное кодирование соответствующей информации средствами надежных и сложных моделей долговременной памяти (например, ментальные модели и индуктивное моделирование). Используя уже имеющиеся знания в долговременной памяти, сотрудники, принимающие решения могут функционально обойти ограничения способности внимания и краткосрочной
(рабочей) памяти, которые в противном случае ограничили бы сложность и точность понимания и рассуждений анализируемой ситуации (Эрикссон) [7].
Несмотря на существенные преимущества, личное эвристическое обсуждение может повысить эффективность вероятность потенциально контрпродуктивных процессов (например, предвзятость подтверждения, привязка, атрибут замещение, смещенная выборка, чрезмерное обобщение небольшой выборки, аффективное затенение, чрезмерное утяжелители приоры и др.). Отчасти поэтому статистическая математика и связанные с ней метакогнитивные навыки являются важными компонентами общих навыков в принятии решений. Сотрудники, принимающие решения, которые имеют опыт в практических индуктивных рассуждениях (например, статистически исчисляющих и метакогнитивно подкованных), и кто также участвуют в сложных эвристических исследованиях, хорошо подготовлены к исправлению или обходу потенциально дорогостоящих ошибок из-за метакогнитивной эвристики (например, опровержение, рефрейминг, повторное отбор проб, двойная проверка, согласование с базовой скоростью, повторная калибровка влияния и проверка согласованности. Таким образом, рядовые сотрудники способны генерировать подробное, относительно связное и репрезентативное понимание решения проблемы, позволяющая им интуитивно, но точно почувствовать вес различных вариантов и результатов.
Выводы. Таким образом, среди сотрудников МВД, включая начинающих специалистов и экспертов, принятие решений в первую очередь обусловлено квалифицированным, персонально релевантным эвристическим анализом и сложным, эмоционально заряженным репрезентативным пониманием того, что и кто с кем взаимодействует и информирует об адаптивном эвристическом использовании. В целом наблюдаемые первичные роли приобретенных знаний и эвристического обдумывания резко контрастируют с давними предположениями о важности абстрактных способностей и логического мышления.
Литература:
1. Кузнецов О. Ограниченная рациональность и принятие решений // https://www.researchgate.net/publication/333396073_0granicennaa_racionalnost_i_prinatie_resenij/citation/downloa d
2. Меллерс Б., Унгар Л., Барон Дж., Рамос Дж., Геркей Б., Финчер К., Тетлок Ч.П. Психологические стратегии для победы в турнире по геополитическому прогнозированию // Психологическая наука. - 2014. -№ 25 (5). - С. 1106-1115.
3. Паркер A.M., Fischhoff B. Компетенция по принятию решений: внешняя проверка через индивидуальный подход. Журнал поведенческих решений. - 2005. - №18 (1). - С. 1-27.
4. Рубинштейн, А. Время отклика и принятие решения: экспериментальное исследование // Суждение и принятие решений. - 2013. - №8 (5). - С. 540-551.
5. Фаррар, Келлер, Н., Кокли, Е.Т., Кацикопулос, К.В., Вегварт, О. Натуралистическая эвристика для принятия решений. Журнал когнитивной инженерии и принятия решений. - 2010. - №4 (3). - С. 256-274.
6. Фредерик, С. Когнитивное размышление и принятие решений // Журнал экономических Перспектив, 2005. - 19 (4). - С. 25-42.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).
u 8. Kelley, H.H., Thibaut, J.W. (1978) Межличностные отношения: теория взаимозависимости. Нью-Йорк: Wiley-Interscience.
9. Kelley, H.H. & Michela, J.L. (1980). Теория атрибуции и исследования. Annual Review of Psychology, 31, 457-501/
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры экономики и прикладной информатики Токова Фатима Аскербиевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛОБАЛИЗМА ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Статья посвящена методам изучения глобализма инноваций на занятиях по информационной экономике. Тема актуальна. Компании, производящие инновационные технологические продукты, вносят важный вклад в информационную экономику, ускоряя информационный фактор в национальной инновационной системе. Это использование способности изобретать и вводить новшества при генерировании знаний и идей, используемых в продуктах и организациях, которые служат процессам развития стран. Простота доступа к информации и быстрое ее производство также способствуют повышению качества. Цель статьи: рассмотреть методы исследования глобализма инноваций в информационной экономике. Практическая значимость исследования заключается в том, что в статье показаны возможности исследования глобализма инноваций в информационной экономике.
Ключевые слова: информация, изменение, наука, технология, производство, экономика.
Annotation. The article is devoted to the study of the globalism of innovations in the information economy. The topic is actual. Companies producing innovative technology products make an important contribution to the information economy by accelerating the information factor in the national innovation system. It is the use of the ability to invent and innovate while generating knowledge and ideas, used in products and organizations that use the development processes of countries. Simplicity of access to information and fast production also contributes to improved quality. Purpose of the article: research the ways of studying the globalism of innovations in the information economy. The practical significance of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of researching the globalism of innovations in the information economy.
Keywords: information, change, science, technology, production, economics.
Введение. На занятиях студентам экономического факультета объясняется, что проблема изучения глобализма инноваций в информационной экономике долгое время не имела ни четко изображенного предмета изучения, ни методики. Но сегодня эта тема приобретает прикладное значение. C появлением Интернет технологий, взаимосвязь между наукой, технологиями и экономическим развитием приобрела