Научная статья на тему 'Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда: Российский и Международный опыт'

Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда: Российский и Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
риск в сфере труда / нормативный акт / государственный контроль в сфере труда / категории риска труда / государственный надзор в сфере труда / федеральный контроль в сфере охраны труда. / labor risk / regulatory act / state control in labor sphere / labor risk categories / state supervision in labor sphere / federal control in labor protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Константин Сергеевич

в 2017 году был принят ряд нормативных актов в области проверок соблюдения трудового законодательства, которые предусматривают важные изменения для работодателей. Мы обращаем ваше внимание на обзор, из которого вы можете узнать о них больше. С 1 марта 2017 года Правительством Российской Федерации 1 сентября 2012 года была принята новая редакция постановления о контроле за соблюдением законов о труде и других правовых норм федеральными землями, в котором содержатся нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 N875. Государственный надзор за сферой труда должен теперь основываться на подходе, основанном на оценке риска. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных проблемам процесса охраны труда и техники безопасности, страхования жизни или здорового положения специалистов в области труда, а также проводимых экспериментальных исследований по этому вопросу в ведущих научно-исследовательских институтах Министерства труда или социальной защиты Российской Федерации. Промышленные или региональные правительственные научные или образовательные учреждения, которые все еще недостаточно развиты для решения проблемы структуры рабочего процесса, сокращают производственные и административные аспекты травматической или профессиональной заболеваемости, специализирующиеся на теоретических и практических аспектах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-ORIENTED APPROACH TO CARRYING OUT INSPECTIONS IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION: RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE

in 2017, a number of regulations were passed in the field of inspections of compliance with labor laws, which provide for important changes for employers. We draw your attention to the review, from which you can learn more about them. On March 1, 2017, the Government of the Russian Federation on September 1, 2012 adopted a new version of the resolution on monitoring compliance with labor laws and other legal norms by the federal states, which contains labor law standards approved by the Government of the Russian Federation dated September 01, 2012 N875. State supervision of the world of work should now be based on a risk-based approach. Despite the existence of a significant number of works devoted to the problems of the labor protection and safety procedures, life insurance or the health status of labor specialists, as well as experimental studies on this issue at leading research institutes of the Ministry of Labor or Social Protection of the Russian Federation. Industrial or regional government scientific or educational institutions that are still underdeveloped to solve the problem of workflow structure reduce the production and administrative aspects of traumatic or occupational morbidity, specializing in theoretical and practical aspects

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда: Российский и Международный опыт»

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА: РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

RISK-ORIENTED APPROACH TO CARRYING OUT INSPECTIONS IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION: RUSSIAN AND INTERNATIONAL

EXPERIENCE

Александров Константин Сергеевич, студент магистратуры института инженерной и экологической безопасности ТГУ. г. Тольятти Aleksandrov Konstantin Sergeyevich, graduate student at the Institute of Engineering and Environmental Safety of TSU. Tolyatti

Аннотация: в 2017 году был принят ряд нормативных актов в области проверок соблюдения трудового законодательства, которые предусматривают важные изменения для работодателей. Мы обращаем ваше внимание на обзор, из которого вы можете узнать о них больше.

С 1 марта 2017 года Правительством Российской Федерации 1 сентября 2012 года была принята новая редакция постановления о контроле за соблюдением законов о труде и других правовых норм федеральными землями, в котором содержатся нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 N875.

Государственный надзор за сферой труда должен теперь основываться на подходе, основанном на оценке риска. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных проблемам процесса охраны труда и техники безопасности, страхования жизни или здорового положения специалистов в области труда, а также проводимых экспериментальных исследований по этому вопросу в ведущих научно-исследовательских институтах Министерства труда или социальной защиты Российской Федерации. Промышленные или региональные правительственные научные или образовательные учреждения, которые все еще недостаточно развиты для решения проблемы структуры рабочего процесса, сокращают производственные и административные аспекты травматической или профессиональной заболеваемости, специализирующиеся на теоретических и практических аспектах

Annotation: in 2017, a number of regulations were passed in the field of inspections of compliance with labor laws, which provide for important changes for employers. We draw your attention to the review, from which you can learn more

about them.

On March 1, 2017, the Government of the Russian Federation on September 1, 2012 adopted a new version of the resolution on monitoring compliance with labor laws and other legal norms by the federal states, which contains labor law standards approved by the Government of the Russian Federation dated September 01, 2012 N875.

State supervision of the world of work should now be based on a risk-based approach. Despite the existence of a significant number of works devoted to the problems of the labor protection and safety procedures, life insurance or the health status of labor specialists, as well as experimental studies on this issue at leading research institutes of the Ministry of Labor or Social Protection of the Russian Federation. Industrial or regional government scientific or educational institutions that are still underdeveloped to solve the problem of workflow structure reduce the production and administrative aspects of traumatic or occupational morbidity, specializing in theoretical and practical aspects

Ключевые слова: риск в сфере труда, нормативный акт, государственный контроль в сфере труда, категории риска труда, государственный надзор в сфере труда, федеральный контроль в сфере охраны труда.

Key words: labor risk, regulatory act, state control in labor sphere, labor risk categories, state supervision in labor sphere, federal control in labor protection.

1. Что такое непосредственно «Риск-ориентированный подход»?

Подход, основанный на оценке риска, представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором формируются форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также меры по предотвращению нарушений обязательных требований с учетом классификации деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) на производственные объекты, которые они используют, распространяются возражения против определенной категории риска или определенного класса опасности (7, часть 2 статьи 8.1).

Кроме того, следует иметь в виду, что для работодателей, работающих в секторах здравоохранения, образования, социальной сферы, теплоснабжения, электроснабжения, энергоснабжения и энергоэффективности, плановые проверки могут проводиться два или более раза каждые три года.

Данный вывод следует из положений (7, часть 9 статья 9). Правовые

основы проверок:

- Конституция РФ, принятая 12.12.1993 года;

- Трудовой кодекс РФ (федеральный закон от 30.12.2001 года № 197- ФЗ);

- Уголовный кодекс РФ (федеральный закон от 13.06.1996 года № 63- ФЗ) ;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (федеральный закон от 30.12.2001 года № 195-ФЗ);

- Гражданский кодекс РФ (федеральный закон от 30.11.1994 года №2 51-ФЗ);

- Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2017 № 2049-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" на 2017 -2019 годы»»;

- Приказ Роструда от 14.06.2017 № 350 «Об отнесении деятельности работодателей- юридических лиц и работодателей-физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска»;

- Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;

- Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» было утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Начало действия Положения - с 28 октября 2016 г. В его основе лежит принцип управления профессиональными рисками;

- Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 «Об изменении категории риска организации на более низкую категорию».

2. Риск-ориентированный подход в сфере труда.

Текущий подход должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охранной комплексности трудового и рабочего процесса, или включать в себя:

Контроль достижения целей.

Систематическую проверку производственныхсистем, помещений, цехов или оборудования.

Контроль производственной среды, включая организацию трудового и рабочего процесса.

Проверка (аудит) функционирования систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса. Проверка (аудит) систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса—это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность или связанные с ней результаты запланированным или являются ли принимаемые меры эффективными. Проверка (аудит) дает возможность контролировать эффективность всех элементов систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса или соблюдения соответствующих нормативных документов. Проверка (аудит) систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса проводится для:

Определения наличия в учреждения функционирующей систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса.

Определение соответствия систематизации регулирования и контроля труда и защиты рабочего процесса требованиям стандарта, положениям по систематизации безопасности и интеграции труда и рабочего процесса.

Определение функционального качества систематизации регулирования и контроля посредством защиты работы и рабочего процесса, оценка эффективности достижения цели, выполнения задач (мер) в отношении сложности безопасности работы и рабочего процесса, а также актуальности их адаптации.

Рассмотрения или учета результативных итогов предыдущих проверок(аудитов) систематизации регулирования и контроля охраной трудового и рабочего процесса.

Представление информации о результатах проверок (ревизий) систематизации регулирования и контроля работы и защиты процессов со стороны руководства объекта. Для обеспечения систематического обзора (экспертизы) систематизации регулирования и контроля посредством защиты труда и рабочих процессов составляются планы экспертизы или отслеживаются их результаты. План реализации с целью оптимизации проверок (ревизий) систематизации регулирования и контроля труда и охраны труда должен

основываться на результатах оценки производственных рисков или результатах предыдущих внутренних аудитов систематизации регулирования

и контроля труда и охраны труда и техники безопасности. основаны. Результаты аудита (ревизии) должны быть документированы.

Анализ функционирования систематизации регулирования и контроля посредством защиты работы и рабочих процессов. Работодатель должен проводить анализ систематизации регулирования и контроля посредством защиты работы и рабочих процессов объекта с запланированной периодичностью, чтобы определить их постоянную пригодность, целесообразность или обеспечить эффективность. Анализ должен включать оценку возможностей для улучшения или необходимости изменений в системе регулирования и контроля труда и охраны труда, включая изменения в руководящих принципах или целях в области систематизации безопасности и интеграции работы и рабочих процессов. Руководство должно вести учет результатов анализа.

3. Нормативные акты, соблюдение которых оценивалось в российском и международном опыте при проведении проверок.

Перечень нормативных актов с обязательными требованиями, соблюдение которых должно быть оценено в ходе проверок, определен решением Федерального бюро труда от 30 декабря 2016 г. N 538.

Нормативные основы риск-ориентированного подхода. Ключевым нормативным документом, который устанавливает самый принцип применения риск-ориентированного подхода к работе контролирующих ведомств, является ФЗ № 294-ФЗ [4]. Соответствующие изменения в этот документ были внесены в 2015 году, после чего он приобрел современный вид, став базисом для практического применения данного принципа.

В статье 8.1 этого нормативно-правового документа указывается, что риск- ориентированный подход к организации работ по контролю за деятельностью коммерческих предприятий предполагает оптимизацию интенсивности и частоты проводимых проверок таким образом, чтобы она соответствовала действительному показателю потенциальной опасности, возникающей в ходе работы данной компании [4]. При этом для оценки данного показателя применяются два основных критерия:

- класс опасности, представляющий собой производную от степени тяжести последствий нарушения поднадзорными предприятиями действующих требований законодательства в области обеспечения безопасности производственной и трудовой деятельности;

- категория риска, которая представляет собой степень вероятности несоблюдения указанных требований данным предприятием.

В свою очередь, сферы применения принципов риск-ориентированного

подхода определены Постановлением Правительства РФ № 806 [1]. Так, в приложении к этому документу указываются более тридцати конкретных сфер, надзорной деятельности, которые должны ориентироваться на указанные принципы с принятием данного постановления.

4. Меры предосторожности относительно недопустимости нарушения обязательных требований.

Деятельность, основанная на международном опыте, должна быть не только направлена на то, чтобы привлечь к ответственности юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, но также должна способствовать предотвращению (предотвращению) нарушений обязательных требований и устранению причин их возникновения.

С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 166 утверждены правила создания и направления предупреждения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Основания для принятия решения о направлении предостережения:

- информация о предстоящих нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, которые были получены в рамках контрольных мер;

- информация из полученных заявок и заявок, авторство которых подтверждено;

- информация от властей, муниципалитетов и СМИ. Условия, при которых требуется осторожность:

- отсутствие ущерба жизни и здоровью граждан, ущерба животным, растениям, окружающей среде, культурному наследию (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и государственной безопасности;

- нарушения не привели к чрезвычайным ситуациям природного техногенного характера и не представляли непосредственного риска их возникновения;

- юридическое лицо и индивидуальный предприниматель до сих пор не были привлечены к ответственности за нарушение обязательных требований.

Список литературы

1. Вавилова Ю.И. Н. Системный подход к проблеме охраны труда [текст] / Л.Н. Вавилова // Безопасность жизни. - 2003. - № 7. -С2-5.

2. ПУ РО 14000-001-98. Правила техники безопасности на предприятиях машиностроения [текст]. - Войти. 1998-09-01. - М .: ТОО «Инженерный центр промышленной безопасности», 1998.

3. О гигиене труда и безопасности опасных производственных объектов [текст]: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // Законодательное собрание Российской Федерации. - 1997. - №2 30. - Статья 3588.

4. Утвердить требования к документальному сопровождению систем управления охраной труда и промышленной безопасностью [текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 536 // Собрание Законодательного собрания Российской Федерации. -2013. - № 27. - Статья 3596.

5. Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности на опасном производственном объекте [текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 // Заседание Законодательного собрания Российской Федерации. - 1999.-№ 11.- Статья 1305

Referents

1. Vavilova Yu.I. N. A systematic approach to the problem of labor protection [text] / L.N. Vavilova // Safety of life. - 2003. - No. 7. -C.2-5.

2. PU RO 14000-001-98. Safety regulations at engineering enterprises [text]. - To come in. 1998-09-01. - M.: LLP "Engineering Center for Industrial Safety",

1998.

3. On occupational health and safety of hazardous production facilities [text]: Federal Law of July 21, 1997 No. 116-FZ // Legislative Assembly of the Russian Federation. - 1997. - No. 30. - Article 3588.

4. To approve the requirements for documentary support of labor protection and industrial safety management systems [text]: Decree of the Government of the Russian Federation of June 6, 2013 No. 536 // Meeting of the Legislative Assembly of the Russian Federation. - 2013. - No. 27. - Article 3596.

5. On the organization and implementation of industrial control over compliance with labor protection and safety requirements at a hazardous production facility [text]: Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 1999 N 263 // Session of the Legislative Assembly of the Russian Federation. -

1999.-No. 11.- Article 1305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.