УДК 349.2
A.B. Горбачева*
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН, ЗАНЯТЫХ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В статье рассматриваются общие нормы Трудового кодекса Российской Федерации и специальные нормы, утвержденные Правительством РФ, которые регулируют охрану труда женщин, занятых в дорожном хозяйстве. В связи с тем, что были выявлены недостатки отдельных норм как трудового законодательства, так и специальных норм, автор статьи вносит предложения по их совершенствованию.
Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ, общие нормы, специальные нормы, охрана труда, женщины, занятые в дорожном хозяйстве.
В дорожном хозяйстве труд женщин регулируется прежде всего общими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, но помимо этого и специальными нормами, утвержденными Правительством РФ.
По мнению С.А. Голощапова, специальные нормы по охране труда представляют собой правовые средства охраны труда, которые устанавливают не проведение каких-то технических, санитарных и других мероприятий, а правовые запреты и льготы, с учетом того, что организм женщин имеет физиологические и биологические особенности [1, с. 59].
В научной литературе правовому регулированию охраны труда женщин уделялось достаточно большое внимание [2], однако применительно к дорожному хозяйству научные разработки отсутствуют.
Статьей 253 Трудового кодекса РФ ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение их труда на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации новый перечень таких работ не принимался, то в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены
* © Горбачева А.В., 2015
Горбачева Алла Владимировна ([email protected]), кафедра трудового права; права социального обеспечения, Академия труда и социальных отношений, 119454, Российская Федерация, г. Москва, ул. Лобачевского, 90.
Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» [3], применяются те акты, которые не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации. В настоящее время действуют специальные перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин [4], а также предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [5].
Однако не все ученые-юристы относят к охране труда нормы, связанные с гарантиями при приеме на работу (ч. 3 ст. 64 ТК РФ), с расторжением трудового договора (ст. 261 ТК РФ), а также с материнством (ст. 258, 263, 264 ТК РФ). Например, С.А. Голощапов считает неправильным относить нормы, устанавливающие льготы в связи с материнством, к охране труда, т. к. перечисленные льготы установлены в целях создания условий для вскармливания и воспитания ребенка и для охраны здоровья матери, но не в процессе труда и не от воздействия производственных факторов [1, 60].
Мы разделяем точку зрения С.А. Голощапова, который считал, что к институту «охрана труда» следует отнести те нормы, которые непосредственно направлены на обеспечение безопасных и здоровых условий труда в процессе производства или находящиеся в тесной связи с ним, в частности, нормы, устанавливающие отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ), перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ), поскольку такие гарантии направлены на охрану здоровья матери как работницы, ибо работа в предродовый и послеродовый периоды может оказать пагубное влияние на ее здоровье. А нормы, связанные с гарантиями при приеме на работу и расторжением трудового договора с беременной женщиной и женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, и т. д. следует относить к институту трудового договора, так как к охране здоровья в процессе труда они не имеют никакого отношения.
Итак, рассмотрим нормы, направленные на обеспечение безопасных и здоровых условий труда женщин применительно к организациям дорожного хозяйства. В дорожных организациях женщины в основном трудятся в лабораториях (начальники лабораторий, инженеры-лаборанты, лаборанты), бухгалтерии (бухгалтеры, кассиры), производственно-технических отделах (инженера ПТО), в кадровой службе (начальник отдела делопроизводства и кадров, помощник руководителя по работе с персоналом). Но они нередко работают и диспетчерами, асфальтобетонщицами, дорожными рабочими, операторами котельной и т. д.
В Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применять труд женщин, утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 (далее — Перечень) входят работы, сгруппированные по следующим отраслям промышленности: металлообработка; строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы; горные работы и др. При этом Перечень отдельно не выделяет работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, и организациям дорожного хозяйства приходится руководствоваться перечнями профессий и работ, которые в основном относятся к строительным, монтажным, ремонтно-строительным, лесозаготовительным работам и лесосплаву, автомобильному транспорту.
Перечень профессий и видов работ, которые часто встречаются при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них, приведен в пособии по охране труда дорожного мастера, имеющего рекомендательный характер [6]. Всего в него входят 56 наименований профессий и видов работ, в том числе 26 строи-
тельных, монтажных и ремонтно-строительных; 9 связанных с лесозаготовкой и лесосплавом; 5, относящихся к автотранспорту; 16, встречающихся в различных отраслях экономики.
Заметим, что работодатели могут принимать решение о применении труда женщин на работах, включенных в соответствующий Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъектов РФ (п. 1 Примечаний к Перечню). Следует указать, что в настоящее время аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (далее — СОУТ), которая является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Ее проведение возлагается на работодателей и осуществляется не реже чем один раз в пять лет. При этом следует отметить, что далеко не все работодатели четко выполнили требования по проведению аттестации рабочих мест, а теперь СОУТ, более того, не разрабатывали мероприятия по улучшению условий труда на основе их результатов, не знакомили работников с условиями труда на рабочих местах. Например, в 2013 году выявлено 370 нарушений по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, что составляет 3,5 % от общего количества нарушений (10 415) [7].
В организациях, где не была проведена аттестация рабочих мест, СОУТ женщины не должны допускаться к работам, поименованным в Перечне. Также следует напомнить, что Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г., который утратил силу с 1 февраля 2002 г., максимально защищал женщин и запрещал применять их труд на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда (ч. 1 ст. 160) [8, с. 54].
Более того, санитарные правила и нормы от 28 октября 1996 г. № 32 [9] устанавливают Перечень потенциально опасных химических веществ, оказывающих действие на репродуктивную функцию женщин. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на 4 класса опасности: 1-й — вещества чрезвычайно опасные; 2-й — вещества высокоопасные; 3-й — вещества умеренно опасные; 4-й — вещества малоопасные [10]. Вредные вещества имеют свойства накапливаться в организме, а достигнув определенного предела, приводят к профессиональным заболеваниям. Например, в Пензенской области профессиональная заболеваемость у женщин по факторам производственного процесса имеет сходную структуру с профессиональной патологией по РФ в целом. При этом за период 1994—2013 гг. у женщин были зарегистрированы хронические профессиональные заболевания от воздействия шума и вибрации — 152 (65,5 %), биологического фактора — 47 (20,2 %), запыленности — 13 (5,6 %), загазованности — 6 (2,6 %), физических перегрузок — 11 (4,7 %), химического фактора 3 (1,3 %) [11]. Присутствие на рабочем месте вредных и опасных химических веществ 1 и 2 класса опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, гонадотропным, эмбриотропным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным действием, является противопоказанием для применения труда женщин детородного возраста.
Большинство вредных веществ, которые встречаются при проведении тех или иных работ в дорожном хозяйстве, относится к 3 и 4 классам опасности, однако существуют профессии и виды работ, непосредственно связанные с вредными веществами 2 класса опасности (табл. 1).
Таблица 1
Перечень вредных веществ на рабочих местах с указанием класса опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76 (извлечение)
№ согласно ГОСТ 12.1.007-76 Наименование работ или производств Наименование вредных веществ, сопутствующих выполнению работ Класс опасности
1103 Укладка Углерод оксид; 4
1102 асфальтобетонной смеси Углеводороды алифатические 4
предельные С1-С10
915 (в пересчете на С); 2
916 Сероводород +; 3
Сероводород в смеси с
углеводородами С1-С10
1133 Нанесение разметочного материала вручную и с помощью пистолета-распылителя Фенолформальдегидные смолы 2
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (далее — ПДК), используемых при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих, а в дальнейшем подлежит систематическому контролю для предупреждения возможности их превышения. В зависимости от класса опасности вещества устанавливается периодичность контроля: для 1 класса — не реже 1 раза в 10 дней, 2 класса — не реже 1 раза в месяц, 3 и 4 классов — не реже 1 раза в квартал [12]. Однако вещества, относящиеся ко 2 классу опасности, не всегда указываются в результатах СОУТ, более того, не осуществляется контроль за их содержанием в воздухе рабочей зоны на производственных участках в установленные сроки. Все это позволяет сделать вывод, что объективная информация о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений здоровья женщин-работниц далека от реальности.
В профессиональных стандартах установлено, что дорожные рабочие распределяют дорожно-строительные материалы при ремонте дорожных оснований и покрытий, разливают вяжущие материалы вручную, наносят разметочный материал вручную и с помощью пистолета-распылителя и т. д. [13]; асфальтобетонщики производят подготовку основания и укладку дорожного покрытия нежесткого типа, обрабатывают основания органическими материалами на битумной основе, подают и раскладывают вручную асфальтовые смеси и органические материалы на битумной основе, разравнивают и окучивают дорожные материалы и т. д. [14].
Учитывая то, что, асфальтобетонщик и дорожный рабочий выполняют аналогичные трудовые действия, в частности по укладке асфальтобетонной смеси и их работа связана с битумными и другими материалами, следует отметить существенный недостаток Перечня, а именно, профессия асфальтобетонщика указана в нем, а профессия дорожного рабочего нет.
Если обратиться к отраслевому Перечню работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах [15], то следует отметить, что в него входят и другие работы, которые также связаны со строительством, ремонтом дорог и применяемыми в процессе работы веществами 2 класса опасности. Например, работы с тяжелыми и вредными условиями труда, такие как приготовление смесей, мастик, растворов, эмульсий, со-
держащих асфальт, битум и синтетические смолы, укладка горячей асфальтобетонной массы и покрытие поверхностей горячим битумом, а также приготовление горячей асфальтобетонной массы и битумной мастики (п.п. 22, 34 Отраслевого Перечня). Однако, данные работы не входят в вышеназванный Перечень.
На основании вышеизложенного представляется необходимым разработать Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, указав в нем все профессии и виды работ, встречающиеся при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них, к которым не должны привлекаться женщины, в особенности детородного возраста.
Отдельно хотелось бы остановиться на анализе межотраслевых (далее — ТИ Р М) и отраслевых типовых инструкций по охране труда (далее — ТИ Р О), которые входят в систему нормативных правовых актов и были разработаны для профессий и видов работ Минтрансом РФ с точки зрения содержания в них критериев допуска к той или иной профессии или виду работ с учетом половозрастных признаков. ТИ Р М и ТИ Р О являются основой для разработки инструкций по охране труда для работников организаций, в том числе и в дорожном хозяйстве. О возможности предусматривать в общем положении о порядке проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности с рабочими и служащими в зависимости от половозрастных, профессиональных и других признаков писал В.И. Семенков [16, с. 19].
Для отдельных профессий и видов работ в дорожном хозяйстве действуют более 30 отраслевых типовых инструкций по охране труда. При этом некоторые из них не содержат противопоказаний для применения труда женщин по тем или иным профессиям, несмотря на то что данные профессии входят в Перечень (это Типовая инструкция N° 5 по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера), Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогудронатора, Типовая инструкция N° 13 для машиниста укладчика асфальтобетона, Типовая инструкция № 10 по охране труда монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, утв. Минтрансом РФ 11.03.1993 г.; Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов, утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 24.03.1994 г.; Типовая инструкция по охране труда для асфальтобетонщика, утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 05.12.1994 г.; Типовая инструкция по охране труда для плотника, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.09.1997 г. № 105 и т.д.). При принятии решения о возможности применения труда женщин по тем или иным профессиям мы сталкиваемся с тем, что, с одной стороны, Перечень устанавливает запрет на применение труда женщин по той или иной профессии, с другой стороны, отраслевые Типовые инструкции не содержат такого запрета. Такой «разброс» дает основание утверждать, что труд женщин должным образом не защищен.
В связи с этим считаем обязательным дополнить «Общие требования» Типовых инструкций по охране труда работников дорожного хозяйства с учетом Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применять труд женщин, нормой, которая устанавливает допуск к той или иной профессии по половозрастному критерию.
Очевидным является тот факт, что в некоторых организациях дорожного хозяйства, женщины трудятся в условиях, не отвечающих требованиям безопасности труда, когда это подтверждено результатами СОУТ. В основном, это вредные условия труда, относящиеся к 3 классу (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
Трудовым кодексом РФ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые по охране труда) при осуществлении деятельности, связанной с проведением
надзора и контроля, имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
Для осуществления государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей установлены конкретные основания, касающейся вида, предмета, сроков и периодичности проведения проверок, уведомлений об их проведении, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Если срок для проведения плановой проверки установлен не чаще чем один раз в три года, то внеплановая проверка, проводится в случаях, перечисленных в ст. 360 ТК РФ. К таковым относятся: во-первых, истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; во-вторых, поступление в федеральную инспекцию труда: 1) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; 2) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; 3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ; 4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Сведения о результатах проведения СОУТ передаются организацией, проводящей СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ, на бумажных носителях в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест [17].
До 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест, аттестованных с классом условий труда как вредные и (или) опасные, проводились внеплановые документарные проверки [18]. Однако в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ, № 426-ФЗ многие подзаконные акты, в том числе и устанавливающие основание для проведения внеплановой проверки по причине вредных и (или) опасных условий труда, фактически утратили юридическую силу. Поэтому в настоящее время отсутствует акт, устанавливающий основание для проведения внеплановой выездной проверки в отношении рабочих мест, условия труда на которых являются вредными или опасными.
Считаем, что к условиям труда женщин-работниц со стороны контролирующих органов должно быть повышенное внимание, поэтому полагаем необходимым закрепить в централизованном порядке в качестве одного из оснований для проведения
внеплановой проверки наличие результатов СОУТ, устанавливающих вредные и (или) опасные условия труда.
Поэтому считаем обязательным дополнить часть 4 статьи 360 Трудового кодекса РФ абзацем 7, включив в него еще одно основание для проведения внеплановой проверки:
«сведения организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в результатах которых установлено, что условия труда на рабочих местах отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда».
Библиографический список.
1. Голощапов С.А. Правовые вопросы охраны труда в СССР. М. : Юрид. лит., 1982. 200 с.
2. Абрамова А.А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1951. 14 с.
3. Ведомости СНД и ВС РФ. 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.
4. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» // СЗ РФ. 06.03.2000. № 10. Ст. 1130.
5. Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 15.02.1993. № 7.
6. Распоряжение Минтранса РФ от 29.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру» // Сборник руководящих документов Росавтодо-ра и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. 2003. № 1.
7. Доклад Государственной инспекции труда в Пензенской области об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права за 2013 год // Официальный сайт Государственной инспекции труда в Пензенской области. URL: http://git58.rostrud.ru.
8. Кодекс законов о труде РСФСР: С постатейными материалами. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Юрид. лит., 1986. 352 с.
9. СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32 // Экологический вестник России. 2001. № 3.
10. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 № 579 (ред. от 28.03.1990). М.: Госстандарт СССР, 1985.
11. Материалы Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологического благополучии населения в Российской Федерации в 2013 году» по Пензенской области // Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области. URL: http://58.rospotrebnadzor.ru/about.
12. ГОСТ 12.1.005-88. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1988 № 3388 (ред. от 20.06.2000). М.: Издательство стандартов, 1988.
13. Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1078н «Об утверждении профессионального стандарта «Дорожный рабочий»// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.01.2015.
14. Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1098н «Об утверждении профессионального стандарта «Асфальтобетонщик»// Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 28.01.2015.
15. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.10.1986 № 374/22-60 (ред. от 21.06.1990) «Об утверждении Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки
рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах»// Бюллетень Госкомтруда СССР. № 6. 1987.
16. Семенков В.И. Охрана труда в СССР. Правовые проблемы. 2-е изд., перераб. Минск: Издательство «Наука и техника». 1976. 287 с.
17. Приказ Минтруда России от 03.07.2014 № 43бн «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда»// Российская газета. 2014. 25 авг.
18. Приказ Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н...» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru.
References
1. Goloshchapov S.A. Legal issues of occupational safety in the USSR. M., Iurid. lit., 1982, 200 p. [in Russian].
2. Abramova A.A. Pravovoe regulirovanie truda zhenshchin v SSSR: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [Legal regulation of employment of women in the USSR: Extended abstract of Candidate's of Law thesis]. M., 1951, 14 p. [in Russian].
3. Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 19.12.1991, no. 51, Art. 1798 [in Russian]
4. Government Decree dated 25.02.2000 № 162 «On approval of the list of heavy work and work in hazardous or dangerous conditions under which the employment of women is prohibited». SZ RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 06.03.2000, no. 10, Art. 1130 [in Russian].
5. Government Decree dated 06.02.1993 № 105 «On the new norms of maximum allowable loads for women to lift and move heavy objects by hand». Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF [Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation], 15.02.1993, number 7 [in Russian].
6. Regulation of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated 29.01.2003 № OS-37-p «On introduction into operation of the Guidelines on labor protection of the road master». Sbornik rukovodiashchikh dokumentov Rosavtodora i federal'nykh organov vlasti, imeiushchikh otraslevoe znachenie [Collection of guidelines of Rosavtodor and federal authorities having branch value], no. 1, 2003 [in Russian].
7. Report of State Labour Inspectorate for the Penza Region on implementation and effectiveness of Federal state supervision over observance of labour legislation and other normative legal acts containing norms of labour law for the 2013. Official website of State Labour Inspectorate for the Penza Region. Retrieved from: http://git58.rostrud.ru [in Russian].
8. Labour Code of the RSFSR: With itemized materials. 2nd edition, revised and enlarged. M., Iurid. lit., 1986, 352 p. [in Russian].
9. SanPiN 2.2.0.555-96. 2.2. Occupational health. Hygienic requirements to working conditions of women. Sanitary rules and regulations, approved by the Resolution of State Committee on Sanitary and Epidemiology Surveillance of the Russian Federation dated 28.10.1996 № 32. Ekologicheskii vestnik Rossii [Ecological bulletin of Russia], 2001, no. 3 [in Russian].
10. GOST 12.1.007-76. Occupational safety standards system. Harmful substances. Classification and general safety requirements, approved by the Resolution of State Committee for the Russian Federation for Standardization and Metrology of the USSR dated 10.03.1976 № 579 (as amended on 28.03.1990). M., Gosstandart SSSR, 1985 [in Russian].
11. Materials of National report «Concerning the Sanitary Epidemiological Welfare of the Population in the Russian Federation in 2013» in the Penza Region. Official website of State Labour Inspectorate for the Penza Region. Retrieved from: http://git58.rostrud.ru [in Russian].
12. GOST 12.1.005-88. Interstate standard. Occupational safety standards system. General hygiene requirements to the air of working zone, approved and put into effect by Resolution of State Committee for the Russian Federation for Standardization and Metrology of the USSR dated 29.09.1988 № 3388 (as amended on 20.06.2000). M., Izdatel'stvo standartov, 1988 [in Russian].
13. Order of the Ministry of Labour and Social Security of Russia dated 22.12.2014 № 1078n «On approval of professional standard «Roadworker». Official internet portal of legal information. Retrieved from: http://www.pravo.gov.ru. 23.01.2015 [in Russian].
14. Order of the Ministry of Labour and Social Security of Russia dated 22.12.2014 № 1098n «On approval of professional standard «Asphalt—concrete worker». Official internet portal of legal information. Retrieved from: http://www.pravo.gov.ru. 28.01.2015 [in Russian].
15. Resolution of the State Committee for Labour of the USSR, Secretariat of All—Union Central Trade Union Council dated 01.10.1986 № 374/22-60 (as amended on 21.06.1990) «On approval of the list of works with heavy and harmful, especially heavy and very harmful working conditions in which increased hourly rate working conditions for workers in construction and repair and construction work». Biulleten' Goskomtruda SSSR [Bulletin of State Committee for Labour of the USSR], no. 6, 1987 [in Russian].
16. Semenkov V.I. Labor safety in the USSR. Legal problems. 2nd edition, revised. Minsk, Izdatel'stvo «Nauka i tekhnika», 1976, 287 p. [in Russian].
17. Order of the Ministry of Labour and Social Security of Russia dated 03.07.2014 №436n «On approval of the Order of transfer of information on the special assessment of working conditions». Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], no. 191, 25.08.2014 [in Russian].
18. Order of the Federal Labour and Employment Service dated 31.08.2011 № 193 «On the organization of work on the implementation of paragraph 45 of the Procedure for certification of workplaces on working conditions, approved by the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 26 April, 2011 № 342n». The document has not been published yet. Access from legal reference system «ConsultantPlus». Retrieved from: http://base.consultant.ru [in Russian].
A.V. Gorbacheva*
SOME ASPECTS OF PROTECTION OF LABOR OF WOMEN EMPLOYED
IN THE ROAD SECTOR
This article describes the general rules of the Labour Code of the Russian Federation and the special rules, approved by the Government of the Russian Federation, which regulate the protection of labour of women employed in the road sector. Due to the fact that weaknesses of certain norms such as labor law, and special rules were identified, the author makes suggestions for their improvement.
Key words: Labor Code, general rules, special rules, occupational safety, women working in the road sector.
* Gorbacheva Alla Vladimirovna ([email protected]), Department of Labour Law; Law of Social Security, Academy of Labour and Social Affairs, 90, Lobachevsky Street, Moscow, 119454, Russian Federation.