Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию рейтинга по уровню соблюдения трудового законодательства'

Методологические подходы к формированию рейтинга по уровню соблюдения трудового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Анатольевна, Михина Татьяна Викторовна

Начиная с декабря 2017 года Минтрудом России предусмотрено формирование ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства и базы образцов лучших практик по внедрению системы добровольного внутреннего контроля. Для оказания Минтруду России методической поддержки в данном направлении ФГБУ «ВНИИ труда» были решены следующие научно-практические задачи: проведен анализ подходов к формированию рейтингов субъектов Российской Федерации; разработаны предложения по формированию ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства; разработан проект методики формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства. Разработка и использование методики построения рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства позволит повысить эффективность государственного управления в области соблюдения трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию рейтинга по уровню соблюдения трудового законодательства»

http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_human_de velopment_report.pdf

9. Marczyova, Z. a kol.: Aktualne problemy migracie v Europe a jej l'udsko pravna dimenzia. 1. vydanie. Praha: UK, Pravnicka fakulta, 2016.

10. Migracna politika SR s vyhl'adom do r.2020, uznesenie vlady SR c.524/2011 [Электронный ресурс] URL:

https://www.emn.sk/phocadownload/documents/migra cna_politika_sr_2020_sk.pdf

11. Ministerstvo vnütra SR - statistiky. [Электронный ресурс] URL: https://www.minv.sk/7statistiky-20

12. Priemerny plat v EÜ. [Электронный ресурс] URL: https://www.interez.sk/aky-priemerny-plat-statoch-eu-pozrite-sa-dopadlo-slovensko-porovnani-ostatnymi-krajinami/

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЙТИНГА ПО УРОВНЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Кузнецова Екатерина Анатольевна

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 105043, Москва, ул. 4-я парковая, д. 29 Кандидат социологических наук Михина Татьяна Викторовна ведущий научный сотрудник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский

институт труда»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

(ФГБУ «ВНИИтруда» Минтруда России) 105043, Москва, ул. 4-я парковая, д. 29 Кандидат технических наук

АННОТОЦИЯ

Начиная с декабря 2017 года Минтрудом России предусмотрено формирование ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства и базы образцов лучших практик по внедрению системы добровольного внутреннего контроля. Для оказания Минтруду России методической поддержки в данном направлении ФГБУ «ВНИИ труда» были решены следующие научно-практические задачи: проведен анализ подходов к формированию рейтингов субъектов Российской Федерации; разработаны предложения по формированию ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства; разработан проект методики формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства. Разработка и использование методики построения рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства позволит повысить эффективность государственного управления в области соблюдения трудового права.

Ключевые слова: трудовое законодательство, рейтинг субъектов Российской Федерации, методология построения рейтинга.

Одной из основных задач государственной политики в области управления охраной труда является повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Это предполагает активное включение субъектов Российской Федерации в реализации мер, направленных на решение этой задачи. Оценивать эффективность деятельности субъектов Российской Федерации по этому направлению предполагается путем построе-

" 9

ния рейтинга9.

Теоретической основой формирования рейтинга объектов исследования являются методы сравнения объектов, такие как метод анализа иерархий, метод комплексной оценки, методы сравнения

с помощью функции полезности. Каждый из этих методов имеет свою специфику, решает определенные задачи, имеет свою область применения. К общим недостаткам большинства перечисленных выше методов относится использование экспертной оценки при выборе предпочтения, либо весов критериев элементов задачи, что вносит некоторую субъективность в результаты исследования.

Хотя методы сравнительного анализа наиболее часто используются для принятия обоснованных и мотивированных управленческих решений, они являются наиболее универсальными общенаучными методами исследования и применимы также

9 В соответствии с п. 31 Плана мероприятий по реализации «Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации

О. Голодец 26.10.2016 № 7011п-П12, начиная с декабря 2017 года, предусмотрено формирование ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства и базы образцов лучших практик по внедрению системы добровольного внутреннего контроля.

42

в качестве базовых при статистическом, социологическом и факторном анализе, при классификации, оценивании и прогнозировании процессов и явлений. Некоторые методы сравнительного анализа используются и при сравнении субъектов Российской Федерации по показателям, характеризующим различные аспекты их управленческой деятельности. В этом случае, формирование рейтинга объектов исследования включает разработку:

- номенклатуры показателей, характеризующих объект;

- критериев объединения показателей в определенные группы (в случае большого количества разноплановых показателей);

- агрегированных показателей по каждой группе показателей;

- интегрального показателя по совокупности агрегированных показателей по каждой группе;

- критериев оценки объекта, как по отдельным показателям, так и по агрегированным и интегральному показателям.

Сравнительный анализ субъектов Российской Федерации и построение их рейтингов поводится по самым различным аспектам их функционирования.

С точки зрения практического применения в рамках проведенного исследования особое внимание уделено методике построения рейтинга [1], используемой рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» для построения рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

Методика основывается на агрегировании различных показателей, определяющих экономическое положение субъектов Российской Федерации. Принцип обработки данных - сравнительный анализ субъектов Российской Федерации по широкому перечню показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономического положения, и расчет агрегированного показателя, позволяющего позиционировать субъект Российской Федерации в ряду других регионов. Результатом обработки данных является ранжированный список субъектов Российской Федерации, который характеризует их сравнительные позиции по социально-экономическому развитию. Используемые для составления рейтинга показатели разделены на 4 группы, характеризующие масштаб экономики; ее эффективность; бюджетную и социальную сферы.

Рейтинг строится путем ранжирования субъектов Российской Федерации в порядке убывания по значению интегрального рейтингового балла, расчет которого проводится в три этапа: определение рейтингового балла по каждому показателю; по группе показателей; определение интегрального рейтингового балла. Рейтинговый балл по каждому показателю рассчитывался в интервале 1-100. Наибольший балл (100) присваивался субъекту РФ с наилучшим значением показателя, наименьший (1) - с наихудшим значением. Рейтинговый балл по группе показателей определяется как среднее арифметическое рейтинговых балов всех входящих в группу показателей; интегральный рейтинг - как

среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп показателей. Достоинством методики является не только определение места субъекта РФ в общем списке, но также степени отставания по интегральному показателю от максимально возможного значения.

Используя принципы обработки данных, заложенные в вышеприведенной методике, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России был разработан проект методики сравнительного анализа и комплексной оценки состояния производственного травматизма в субъектах Российской Федерации. В этой методике заложено использование приведенных показателей, учитывающих структуру занятости по видам экономической деятельности, с последующим их агрегированием и расчетом интегрального показателя. Рейтинг субъектов Российской Федерации по состоянию производственного травматизма предлагается выстраивать по значению интегрального показателя по порядку его возрастания. В качестве исходных показателей используются

относительные показатели травматизма (численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 день и более и со смертельным исходом на 1000 работающих, численность пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих, число дней нетрудоспособности у пострадавших с потерей трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчета на одного пострадавшего); в качестве агрегированного -расчетные показатели потерь рабочего времени по причине производственного травматизма на одного работающего. Исходные показатели приводятся к базовым, то есть показателям, которые были бы в субъекте Российской Федерации, если бы показатели травматизма по видам экономической деятельности региона совпадали бы с аналогичными показателями по стране в целом.

Сравнительный анализ и построение рейтингов используется так же при проведении конкурсов, в том числе, в области условий и охраны труда, например, Всероссийского конкурса «Успех и безопасность» в номинации лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда [2]. Расчетный период оценки устанавливается за три года, предшествовавших началу проведения конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций-участников конкурса, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общедоступной информации об эффективности системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда. Эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, действенность ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда

оценивается по уровню производственного травматизма и условий труда организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), основным итогам осуществления в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда, реализации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в том числе с учетом исполнения функций по:

а) разработке, утверждению территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечению контроля за их выполнением;

б) координации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

в) осуществлению на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

г) организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

д) организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

е) исполнению иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда.

Основными показателями, характеризующими эффективность системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, а также определяющими соответствующий рейтинг, являются:

а) динамика показателей состояния охраны и условий труда по данным Росстата;

б) динамика финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

в) количество организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации;

г) показатели деятельности органов управления охраной труда.

На уровне организации эффективность системы управления охраной труда оценивается по уровню производственного травматизма, условий труда, соответствию квалификации специалиста по охране труда установленным требованиям, а также по основным итогам реализации регламентируемых Трудовым кодексом Российской Федерации

43_

обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

На уровне субъекта Российской Федерации сравнительный анализ проводится по двум типам показателей: относительные (характеризующие рассматриваемый регион относительно субъекта Российской Федерации, имеющего максимальное значение по этому набору данных), и суммарные (характеризующие оценку рассматриваемого региона относительного оценки каждой организации-участника конкурса, расположенной на территории субъекта Российской Федерации).

Итоговый относительный показатель рассчитывается как среднее арифметическое пяти относительных показателей, характеризующих а) общие сведения о субъекте Российской Федерации; б) состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; в) условия труда; г) деятельность в сфере труда; д) финансирование мероприятий по охране труда. Итоговый суммарный показатель определяется как отношение суммы итоговых оценок каждой организации к общему количеству организаций, принявших участие в конкурсе. Общая итоговая оценка субъекта Российской Федерации определяется посредством суммирования итогового относительного и итогового суммарного показателей с учетом их весов (вес первого 0,8, второго - 0,2).

На уровне субъекта Российской Федерации осуществляется сбор следующих показателей

- общие сведения (количество организаций, численность лиц, занятых в экономике, число муниципальных образований, в том числе муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения);

- состояние охраны и условий труда (численность пострадавший в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 день и более и со смертельным исходом в расчета на 1000 работающий, численность пострадавший в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчета на 1000 работающий, численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих, удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда);

- деятельность субъекта Российской Федерации в сфере охраны труда (численность государственных служащих, осуществляющих полномочия по государственному управлению охраной труда; наличие органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, наделенные отдельными государственными полномочиями по управлению охраной труда; наличие целевой программы по улучшению условий и охраны труда в субъекте; наличие трехстороннего соглашения, содержащего раздел «охрана труда и/или улучшение условий труда» на уровне субъекта Российской Федерации; количество совещаний, конференций по вопросам охраны труда, проведенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обла-

сти охраны труда; наличие систематически актуализируемого информационного раздела по вопросам охраны труда на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, отдельного сайта; количество публикаций, теле и радиопрограмм в средств массовой информации по вопросам охраны труда);

- финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (количество страхователей, использовавших средства Фонда социального страхования Российской Федерации на мероприятия по охране труда; общий объем финансирования программы или мероприятий по охране труда, в том числе в рамках других региональных программ, подпрограмм, комплекса мероприятий на календарный год).

Показатели, непосредственно касающиеся трудового законодательства и контроля за его соблюдением, представлены в оценках эффективности системы управления охраной труда в организации (количество проверок по соблюдению законодательных и нормативных требований по охране труда, проведенных а) Государственной инспекцией по охране труда, б) Прокуратурой; в) Технической инспекцией профсоюзов и выявленных этими органами нарушений; наличие сертификата доверия работодателю, выдаваемого государственной инспекцией труда).

На муниципальном уровне при оценке деятельности в сфере охраны труда присутствует три показателя, касающихся соблюдения трудового законодательства и контроля за ним, - численность муниципальных служащих, осуществляющих полномочия по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях и переданные в установленном порядке полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании; наличие нормативного правого акта (актов), регламентирующего(их) деятельность по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях и переданные в установленном порядке полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании; количество проверок за соблюдением требований охраны труда в подведомственных организациях.

На уровне субъекта Российской Федерации такие показатели отсутствуют.

В настоящее время, в рамках мониторинга и оценки ситуации на рынке труда Федеральная служба по труду и занятости проводит построение рейтингов субъектов Российской Федерации [3] по ситуации на рынке труда, по предоставлению госуслуг; по эффективности деятельности территориальных органов Роструда; по стабильности на рынке труда.

Методика расчета показателей мониторинга [4] включает источники информации для расчета показателей, порядок их расчета, а также расчета сводных показателей, которые определяется как сумма частных с учетом весовых коэффициентов.

Показатели рассчитываются в баллах. Используется 100-бальная шкала, при этом 100 баллов устанавливается региону с максимальным (или минимальным, в зависимости от показателя) значением показателя. Остальным баллы определяются пропорционально отношению фактического значения показателя конкретного региона к максимальному (или минимального к фактическому) значению.

Из показателей, используемых в методике Роструда и имеющих непосредственное отношение соблюдению трудового законодательства, относятся:

- «Количество обращений в государственные органы инспекции труда на 1000 занятых в экономике»;

- «Количество нарушений, выявленных государственными инспекциями труда, на 1000 занятых в экономике».

Расчет производится по данным Роструда и Росстата. Данные Роструда формируются Ростру-дом в ежемесячном отчете о работе государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации согласно приложению №2 к приказу Роструда от 23 января 2014 года № 21.

Данные о занятых в экономике размещаются на официальном сайте Росстат (www.gks.ru: «Официальная статистика», «Публикация», «Каталог публикаций», Доклад (ежемесячный) «Социально-экономическое положение России», раздел III. Социальная сфера, приложение VII. Социальная сфера).

Если первый показатель можно использовать без ограничений, то второй показатель (количество нарушений на 1000 занятых в экономике), по нашему мнению, не может при сравнительном анализе объективно отражать уровень соблюдения трудового законодательства, так как количество проверок, а следовательно, и количество выявленных нарушений лимитировано возможностями ГИТ субъекта РФ и варьируется в небольших пределах, а численность занятых в экономике субъекта может отличаться на два порядка (Москва - около 7 млн. занятых в экономике, Чукотский АО - порядка 30 тыс.)

На основании вышеизложенного анализа работ, посвященных сравнительному анализу и построению рейтингов, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время при построении рейтингов субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда используются лишь отдельные показатели, касающиеся соблюдения трудового законодательства и контроля за ним;

- на уровне организации это: 1) количество проверок по соблюдению законодательных и нормативных требований охраны труда, проведенных

а) Государственной инспекцией труда, б) Прокуратурой; в) Технической инспекцией профсоюзов и выявленных этими органами нарушений; 2) наличие сертификата доверия работодателю, выдаваемого государственной инспекцией труда);

- на муниципальном уровне при оценке деятельности в сфере охраны труда присутствует три показателя, относящихся к соблюдению трудового законодательства и контроля за ним, - численность муниципальных служащих, осуществляющих полномочия по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях и переданные в установленном порядке полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании; наличие нормативного правого акта (актов), регламентирующего(их) деятельность по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях и переданные в установленном порядке полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании; количество проверок соблюдения требований охраны труда в подведомственных организациях.

- на уровне субъекта Российской Федерации - количество нарушений, выявленных государственными инспекциями труда, на 1000 занятых в экономике.

В настоящее время разработан и прошел обсуждение с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проект методики формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства. Методологической основой построения рейтинга явились выбор показателей, способа их обработки, а также критериев ранжирования объектов иследования.

Основными требования к выбору показателей для формирования формированию рейтингов являются их объективность, доступность (входят в уже существующую статотчетность), сопоставимость. Этим критериям в наибольшей степени соответствуют показатели, расчет которых можно провести, используя данные, содержащиеся официальной статистике, либо в уже существующих формах отчетности (например, отчеты о работе государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации). Сопоставимость обеспечивается путем использования относительных показателей.

45

При проведении рейтинговых исследований одним из важнейших является вопрос, насколько адекватно отражает тот или иной показатель реальное состояние дел. Так, при использовании данных о работе государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации возникает вопрос о репрезентативности выборки, на основе исследования которой делаются выводы о субъекте Российской Федерации в целом. Не затрагивая достоверность собираемой информации, остановимся на размере выборки, на основе которой проводится расчет показателей.

Прежде всего, это касается уровня охвата контрольно-надзорными мероприятиями (проверками) хозяйствующих субъектов. В качестве показателей использовалось количество проверок на 100 субъектов хозяйствования. Оценка проводилась по следующим категориям хозяйствующих субъектов: все хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица. Разброс значение показателей по всем трем категориям хозяйствующих субъектов варьировался в широких пределах - от 7,23 (Ямало-Ненецкий автономный округ) до 0,32 (г. Москва) проверок в отношении всех хозяйствующих субъектов; от 3,34 (Липецкая область) до 0,01 (г. Москва) проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и от 16,37 (Республика Тыва) до 0,38 (г. Москва) проверок в отношении юридических лиц. Наиболее низкий уровень охвата проверками в отношении индивидуальных предпринимателей. Причем, если в отношении юридических лиц, в большинстве субъектах Российской Федерации (в 65 субъектах Российской Федерации) количество проверок на 100 хозяйствующих субъектов превышает средний по стране уровень, то в отношении индивидуальных предпринимателей этот показатель превышает средний по стране уровень только в 45 субъектах Российской Федерации.

Используя балльную оценку показателей, когда субъекту Российской Федерации с максимальным значением количества проверок на 100 хозяйствующих субъектов присваивается 100 баллов, а с минимальным - 1 балл, и рассчитывая интегральный показатель как среднее арифметическое показателей уровня охвата проверками в отношении выше названных категорий хозяйствующих субъектов, был построен рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню охвата контрольно-надзорными мероприятиями (проверками) по соблюдению трудового законодательства, фрагмент которого представлен в Таблице 1.

Таблица 1 Субъекты Российской Федерации, занимающие первые и последние места в рейтинге по интегральному показателю, характеризующему уровень охвата контрольно-надзорными мероприятиями (проверками) в 2015 году

№ Субъекты Российской Федерации балл № Субъекты Российской Федерации балл

1 Республика Тыва 80,1 75 Тюменская область 10,2

2 Липецкая область 70,0 76 Новосибирская область 10,1

3 Ямало-Ненецкий АО 68,5 77 Нижегородская область 9,9

4 Чукотский АО 65,7 78 Республика Башкортостан 9,0

5 Камчатский край 55,8 79 г. Санкт Петербург 8,9

6 Еврейская автономная обл. 55,6 80 Ярославская область 8,1

7 Кемеровская область 55,1 81 Московская область 6,9

8 Забайкальский край 53,6 82 Калининградская область 6,8

9 Ленинградская область 45,1 83 Республика Татарстан 4,6

10 Саратовская область 39,6 84 Город Москва 1,0

Как и следовало ожидать, наиболее крупные субъекты Российской Федерации оказались в конце рейтинга, а, следовательно, и вопрос о репрезентативности выборки, используемой для сбора данных для расчета некоторых показателей для них остается открытым.

Тем не менее, по результатам обсуждения проекта методики с представителями Минтруда России и Роструда, была согласована номенклатура пока-

зателей, объединенных в 5 основных групп (блоков), характеризующих различные аспекты нарушения трудового законодательства, и два дополнительных блока, отражающих уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Перечень показателей и их распределение по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блокам представлен в Таблице 2. Таблица 2 Перечень показателей для построения рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства

п/п Показатели

1. Уровень соблюдения прав работников по вопросам оплаты труда

1.1 Удельный вес проверок, по итогам которых выявлены нарушения

1.2 Количество выявленных нарушений на 1 проверку, в ходе которых выявлены нарушения

1.3 Количество выявленных нарушений на 1000 занятых в экономике

1.4 Количество обращений граждан в государственные инспекции труда на 1000 занятых в экономике

2. Уровень соблюдения прав работников по вопросам оплаты труда

2.1 Количество хозяйствующих субъектов, в которых были выявлены случаи задержки заработной платы, приходящееся на 100 проверок

2.2 Количество работников, в отношении которых были выявлены допущенные случаи задержки заработной платы, приходящееся на один хозяйствующий субъект, на котором выявлено это нарушение)

2.3 Количество хозяйствующих субъектов, в которых были выявлены случаи выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе и минимального размера оплаты труда, приходящееся на 100 проверок

2.4 Количество работников, в отношении которых были выявлены допущенные случаи выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе и минимального размера оплаты труда, приходящееся на один хозяйствующий субъект, на котором выявлено это нарушение

3. Уровень соблюдения прав работников в области охраны труда

3.1 Количество работников, отстраненных от работы по требованию госинспекторов труда в связи с непрохождением подготовки по охране труда (человек) на 1000 проверок

3.2 Количество запрещенных к использованию единиц средств индивидуальной защиты работников на 1000 проверок

4. Уровень легализации трудовых отношений

4.1 Наличие в субъекте Российской Федерации комиссии по легализации трудовых отношений

4.2 Количество оформленных трудовых договоров взамен гражданско-правовых договоров либо при отсутствии таковых) при выявлении наличия факта трудовых отношений на 1000 занятых в экономике

5. Уровень ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства

5.1 Наличие нормативного правого акта по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в субъекте Российской Федерации

5.2 Наличие нормативного правого акта по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства на муниципальном уровне

5.3 Наличие нормативного правого акта по делегированию полномочий по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства на муниципальный уровень (или раздела нормативного правового акта о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области государственного управления охраной труда)

5.4 Наличие в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации отдела (сотрудников), осуществляющего ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

5.5 Наличие в органе исполнительной власти муниципального образования субъекта Российской Федерации отдела (сотрудников), осуществляющего ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

5.6 Удельный вес проверок, проведенных в рамках ведомственного контроля, в ходе проведения которых выявлены нарушения трудового законодательства, в общем количестве проведенных проверок в рамках ведомственного контроля

5.7 Количество выявленных нарушений трудового законодательства на 1 проверку, проведенную в рамках ведомственного контроля, в ходе которых выявлены нарушения

6. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

6.1 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с потерей трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих

6.2 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих)

6.3 Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием на 10 000 работающих

6.4 Удельный вес сокрытых несчастных случаев в общем количестве расследованных несчастных случаев

7. Уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

7.1 Доля хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории высокого риска в общем количестве хозяйствующих субъектов

7.2 Доля хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории значительного риска в общем количестве хозяйствующих субъектов

7.3 Доля хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории среднего риска в общем количестве хозяйствующих субъектов

7.4 Доля хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории умеренного риска в общем количестве хозяйствующих субъектов

В основе обработки данных заложен широко используемый принцип [1-4] - сравнительный анализ объектов исследования по широкому перечню показателей, характеризующих различные аспекты их состояния, и расчет агрегированного показателя, позволяющего позиционировать объект исследования среди остальных.

Блок-схема построения рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства представлена на рис. 1.

Вначале рассчитывается рейтинговый балл по каждому показателю. Интервал изменения рейтингового балла принимается от 1 до 100. Наибольший балл (100) присваивался субъекту РФ с наилучшим (возможным либо фактическим на период оценки) значением показателя, наименьший (1) - с наихудшим значением. Показатели в зависимости от того, является ли лучшим показателем максимальный или минимальный подразделяются на две группы:

1) показатели, по которым субъекту РФ с максимальным значением показателя присваивается 100 баллов, и с минимальным значением показателя - 1 балл. В этом случае формула для расчета:

Бу = 1 + 99х(Пу - Пумин)/(Ццмакс- Пу мин)(1)

2) показатели, по которым субъекту Российской Федерации присваивается 100 баллов, если относительный показатель равен минимальному, и 1 балл - региону с максимальным значением показателя. В этом случае формула для расчета:

Б- = 1 + 99х(Пу макс - Цг)/(П* макс) - Пу мин)(2)

где

Бу - балл по показателю П--;

П- - у-ый показатель /-ой группы показателей;

П- макс- максимальное значение показателя П--;

П- мин - минимальное значение показателя П--.

Балл по группе показателей10 рассчитывается как среднее арифметическое значение баллов по каждому частному показателю, входящему в блок:

10 Исключение составляет группа показателей, входящих в блок «Уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации»

Ьт---—,

(3)

где

Б/ - балл по /'-ой группе показателей;

Бу - балл по у-ому показателю /-ой группы показателей;

п/ - количество показателей в /-ой группе показателей.

Для расчета балла по блоку «Уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации» используется средневзвешенная сумма баллов по каждому из показателей с весами, зависящими от категории риска хозяйствующего субъекта.

Итоговый рейтинговый балл по всем группам рассчитывается как среднее геометрическое баллов по группам:

Б = ЖГБ (4)

Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства формируется по убыванию итогового рейтингового балла.

Авторы надеются, что использование предложенной методики позволит повысить эффективность государственного управления в области соблюдения трудового права.

Рисунок 1.

Блок-схема построения рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства Бу — рейтинговый балл по ]—му показателю /-ого блока.

ni

Литература

1. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2013 года. - М.: РИА-РЕЙТИНГ, 2014. - 72 с.

http ://www. riarating. ru; http://www.hse.ru/data/2014/05/30/1325351069/rat-ing regions 2014.pdf

Reiting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub'ektov RF. Itogi 2013 goda.[Rating of social and economical position of regions of the Russian Federation] - M.: RIAREITING, 2014, p. 72. http://www.riarating.ru;

http://www.hse.ru/data/2014/05/30/1325351069/r ating regions 2014.pdf

2. Положение Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» / Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 516 «О проведении Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» в ред. Приказов Минтруда России от 25.12.2014 № 1110, от 22.12.2015 № 1108).

Polozhenie Vserossiiskom konkurse na luchshuyu organizatsiyu rabot v oblasti uslovii i okhrany truda «Uspekh i bezopasnost'» / Prikaz Mintruda Rossii ot 4 avgusta 2014 g. № 516 «O provedenii Vserossiiskogo konkursa na luchshuyu organizatsiyu rabot v oblasti

uslovii i okhrany truda «Uspekh i bezopasnost'» v red. Prikazov Mintruda Rossii ot 25.12.2014 № 1110, ot 22.12.2015 № 1108) [Statement on All-Russian competition on the best arrangements in the area of labor conditions and occupational safety and health "Success and Safety", approved by an Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 25.12.2014 № 1110, in the version of 22.12.2015 № 1108]

3. https://www.rostrud.ru/control/reytingi

4. Методика расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда. -https://www.rostrud.ru/upload/iblock/a7e/metodika-pokazateley.pdf

Metodika rascheta pokazatelei monitoringa situ-atsii na rynke truda [Methodology of calculation of indicators for labor market situation monitoring]

https://www.rostrud.ru/up-load/iblock/a7e/metodika-pokazateley.pdf

СОЗДАНИЕ ИНСТИТТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬ_СКИХ МУНИЦИПАЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ_

Лаврова Татьяна Георгиевна

канд.экон. наук доцент кафедры организации и планирования местного развития,

Кубанский государственный университет, г.Краснодар

АННОТАЦИЯ.

Социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований в значительной мере определяется развитием малого бизнеса, который способствует увеличению производимых товаров, созданию новых рабочих, увеличению доходов населения. В целях устойчивого развития малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях, изменения его структуры, стимулирования инновационных видов деятельности требуется формирование действенного механизма поддержки. Это предполагает необходимость создания местных институтов поддержки малого предпринимательства.

ABSTRACT.

The development of small business contributes to socio-economic development of rural municipalities, small business contributes to the increased production of goods, creation of new jobs, increasing incomes of the population. For the sustainable development of small business in rural communities, modifying its structures, stimulation of innovation activities it is necessary to form an effective support mechanism. This implies creating local institutions to support small business.

Ключевые слова: малый бизнес; структура малого бизнеса по видам деятельности; сельские муниципальные образования; типы стратегий поддержки предпринимательства, институты поддержки предпринимательства, организация содействия местному экономическому развитию.

Key words: small business; structure of small business activities; rural municipality; types of business support strategies; the entrepreneurship support institutions, an organization promoting local economic development

Одним из ключевых элементов успешного социально-экономического развития территорий является развитие малого бизнеса, который способствует формированию конкурентной среды, созданию новых рабочих, обеспечению занятости населения, увеличению производства продуктов и услуг, росту доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов. Так, в Краснодарском крае в секторе малого предпринимательства функционирует свыше 200 тыс. субъектов малого бизнеса, в котором занято более 400 тыс. человек (20 % трудоспособного населения). В структуре ВРП малое предпринимательство занимает 27 % [1].

Вместе с тем, потенциал малого предпринимательства в экономике используется недостаточно полно, в силу наличия ряда проблем. Так, существуют высокие налоговые ставки, практически недоступны кредитные источники финансирования, возникают сложности в доступе к рынкам сбыта, к получению информации и др.

В большинстве российских регионов сельские территории занимают значительный удельный вес.

В настоящее время по данным Министерства сельского хозяйства РФ, сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 37887 тыс. чел, что составляет 25,8 % от общей численности населения. Во многих субъектах РФ в составе муниципальных образований преобладающая часть принадлежит сельским муниципальным образованиям. Так, например, Краснодарский край имеет в своем составе 426 муниципальных образований, из которых только 37 - городские округа и городские поселения (8,7%), а 352 - это сельские поселения (82,6%), и 37 -муниципальные районы (8,7%), представляющие преимущественно сельские территории [2]. По состоянию на 1.12.2016 г. в сельских муниципальных образованиях проживает 45,7% всего населения Краснодарского края.

Эти данные позволяет утверждать, что уровень развития сельской местности является целевым индикатором социально-экономического развития экономики региона и страны в целом.

В то же время сельские территории оказались наиболее уязвимыми в социально-экономическом отношении в результате проводимых рыночных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.