УДК 614.8-057.001.5
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТРАВМАТИЗМОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
И.В. Гальянов, заместитель директора по научной работе, доктор технических наук, профессор, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] Н.С. Студенникова, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В хозяйствующих субъектах Российской Федерации до настоящего времени регистрируются несчастные случаи на производстве с временной утратой трудоспособности, с тяжелым и смертельным исходом, а также групповые несчастные случаи. Более трети работников заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Из общего числа признанных вследствие трудового увечья или профзаболевания инвалидами, 83% являлись лицами трудоспособного возраста. Неудовлетворительным остается состояние условий и охраны труда в сфере малого бизнеса. При этом номенклатура утвержденных статистических показателей не отвечает требованиям, необходимым для функционирования системы управления профессиональными рисками. Статистические наблюдения Росстата, Минтруда РФ и Фонда социального страхования не включают профессиональную принадлежность работников, а характеризуют лишь общую ситуацию в сфере видов экономической деятельности, а также в разрезе федеральных округов и субъектов РФ. В сферу официальной статистики попадают сведения только о 5-6% инцидентов на производстве, а остальные остаются за ее пределами. В этих условиях актуально проведение расследования и регистрации мелких и легких травм, которые впоследствии могут реализоваться в несчастный случай. Представляется важным создание электронной базы данных, в которую должна быть включена информация о каждом несчастном случае, независимо от его исхода. База данных должна быть доступной для каждого исследователя профессиональных рисков, так как она позволит получить более широкий взгляд на те процессы, в которых могут быть найдены конкретные риски, и где можно обнаружить менее очевидные факторы, способствующие возникновению несчастного случая.
Ключевые слова: травматизм на производстве, мониторинг условий и охраны труда, формы статистической отчетности, условия труда, микротравмы, база данных.
Abstract. In the economic entities of the Russian Federation up to the present time recorded accidents at production with a temporary disability, with severe and fatal outcome, as well as group accidents. More than a third of workers are employed in jobs with harmful and (or) dangerous working conditions. Of the total number of recognized due to labor injury or occupational disease disabilities, 83% were people of working age. Remains unsatisfactory state of conditions and occupational safety in the small business. The approved nomenclature of statistical indicators does not meet the requirements necessary for the functioning of the occupational risks management system. Statistical observation of Rosstat, Ministry of labor and social insurance Fund do not include the professional affiliation of workers, and only characterize the overall situation in the sphere of economic activities, and also by Federal districts and constituent entities of the Russian Federation. In the realm of official statistics get information only about 5-6% of accidents, while others remain abroad. In these conditions, relevant investigation and registration of small and light injuries, cases of first aid that may subsequently be realized in an accident. It is important to establish an electronic database, which should be included information about each accident, regardless of its outcome. The database must be accessible to every researcher of occupational risks, as it will allow you to obtain a broader view on the processes, which can be found specific risks, and where to find less obvious factors that contributed to the accident.
Key words: occupational injuries, monitoring of conditions and labour protection, statistical reporting, working conditions, database.
По информации Федеральной службы по труду и занятости РФ в 2015 году произошло 7 137 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, две трети которых приходится на обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство [1,2].
Доля занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в 2015 году составила 39,1%, что ниже показателя 2014 года на 0,6%. Снижение этого показателя зафиксировано впервые за многие годы. Под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука находились 17,7% занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; под воздействием химического фактора - 7,8%; в условиях, неудовлетворяющих гигиеническим нормам световой среды - 6,6%; нагревающего и охлаждающего микроклимата - 5,3%; повышенного уровня вибрации - 5,1%; - аэрозолей преимущественно фиброгенного действия - 4,6%; - повышенного уровня неионизирующего излучения - 1,3%; ионизирующего излучения -0,6%; биологического фактора - 0,8%.
В 2015 году по данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы из общего числа впервые признанных инвалидами, вследствие трудового увечья или профзаболевания, было признано инвалидами 3 593 человека (0,5%), из них более 83% являлись лицами трудоспособного возраста.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека численность лиц с впервые установленным в 2015 году профессиональным заболеванием составила 6334 человека, в том числе 828 женщин.
Неудовлетворительным остается состояние условий и охраны труда в сфере малого бизнеса. По данным Росстата уровень травматизма со смертельным исходом в организациях малого бизнеса (0,122) почти в 2 раза превысил значение данного показателя в целом по России (0,062).
Начиная с 2007 года, в Российской Федерации регистрируется практически ежегодное увеличение тяжести несчастных случаев, имевших место на производстве [3].
Травмы являются ведущей причиной смертности и инвалидности во многих странах мира. Из многих проблем общественного здравоохранения именно травматическое повреждение является наиболее значимым
[4].
С целью комплексной оценки ситуации в области условий и охраны труда и разработки рекомендаций по ее улучшению, а также для оценки государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда в Российской Федерации проводится мониторинг условий и охраны труда. Одними из основных объектов общероссийского Мониторинга условий и охраны труда являются состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах, а также уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда возложено на Департамент условий и охраны труда Минтруда РФ.
Результаты мониторинга служат основой для информирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; осуществления прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда; формирования ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда и ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о результатах мониторинга и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда.
В проведении Мониторинга принимают участие Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» и иные органы и организации в пределах их компетенции. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет сбор и анализ данных по групповым несчастным случаям, случаям с тяжелым и смертельным исходом. Фонд социального страхования (ФСС) осуществляет сбор и анализ данных по пострадавшим работникам, застрахованным по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым осуществляются страховые выплаты (по всем видам несчастных случаев, а также по профессиональным заболеваниям).
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) осуществляет сбор и анализ данных по несчастным случаям на производстве по выборочному кругу организаций отдельных видов экономической деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет сбор и анализ данных по случаям диагнозов профессиональных заболеваний.
Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
Приложением N 2 1 к Положению утвержден Перечень форм отчетности, сведения из которых представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда. В соответствии с Положением, Федеральная служба по труду и занятости ежегодно представляет сведения по форме федерального статистического наблюдения № 1 -травматизм «Сведения о количестве зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом»2 и по форме № 2 - травматизм «Сведения о количестве пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве». Сведения по форме № 1 - травматизм представляются по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Сведения по форме № 2 - травматизм
1 Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197: в ред. приказа Минтруда России от 9 января 2017 года N 2, приложение N 2. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=610752#0 (дата обращения: 02.02.2017).
2Приказ Росстата от 03.10.2008 N 244 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за производственным травматизмом» // Вопросы статистики. N 3. 2009.
представляются по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и видам экономической деятельности.
Таким образом, сведения о зарегистрированных групповых несчастных случаях представлены в мониторинге только в разрезе федеральных округов и субъектов РФ, а по видам экономической деятельности, типам и причинам несчастных случаев не представлены ни в одной из форм федерального статистического наблюдения (таблица 1). В то же время в результате групповых несчастных случаев на производстве получают травмы 2 и более работников, в том числе, со смертельным или тяжелым исходом. Такие случаи требуют особого внимания со стороны региональных инспекций труда, а также работодателей и специалистов в области охраны труда. Об обстоятельствах и причинах происшествия групповых несчастных случаев должны быть проинформированы работники организаций соответствующих видов экономической деятельности.
Сведения о числе страховых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, а также в разрезе видов экономической деятельности содержатся в форме N 1-нс-ФСС3, которую представляет Фонд социального страхования Министерству труда и социального развития РФ по полугодиям и по итогам года.
Таблица 1 - Распределение по федеральным округам Российской Федерации происшедших в 2014-2015 годах _несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (по данным Роструда)_
Федеральные округа РФ Количество несчастных случаев, в том числе:
групповых тяжелых смертельных
2014г 2015г 2014г 2015г 2014г 2015г
Российская Федерация 654 554 5690 4948 1943 1635
Центральный 141 137 1293 1173 467 360
Северо-Западный 70 54 652 508 183 166
Южный 54 52 348 336 137 134
Северо-Кавказский 18 8 102 115 44 64
Приволжский 164 127 1211 1038 417 355
Уральский 79 66 719 595 206 185
Сибирский 86 72 994 852 337 246
Дальневосточный 41 31 367 284 151 113
Крымский 1 7 4 47 1 12
Федеральное наблюдение за условиями труда осуществляет Федеральная служба государственной статистики РФ в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 августа 2016 г. N 379.4 Данным приказом утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Основой для заполнения показателей о состоянии условий труда являются результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда), которые осуществляются на основании Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В данной форме отчетности учитываются вредные и (или) опасные условия труда, тяжесть трудового процесса - показатель физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма, напряженность трудового процесса - показатель сенсорной нагрузки на центральную нервную систему (таблица 2).
Таблица 2 - Доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (на конец
года; в процентах от общей численности работников соответствующего вида экономической деятельности)5
Виды экономической деятельности Занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Занятые под воздействием факторов трудового процесса
тяжести напряженности
2014г. 2015г. 2014г. 2015г. 2014г. 2015г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 29,6 14,3 6,1
3 Письмо ФСС РФ от 26.07.2002 N 02-18/04-5435 «О составлении Сведений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе отраслей (подотраслей) экономики (форма N 1-НС-ФСС РФ)». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=357899#0 (дата обращения: 02.03.2017).
4 Приказ Росстата от 2 августа 2016 г. N 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»: изм. введенные приказом Росстата от 02.09.2016 N 474. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209661&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8026778631819917#0 (дата обращения: 02.03.2017).
5 Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 - с. 136
Добыча полезных ископаемых 57,1 56,5 29,8 30,9 14,6 11,2
Обрабатывающие производства 41,1 42,2 14,6 16,3 5 4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 39,2 37,6 13,1 14,1 7,8 6,1
Строительство 35,6 37,4 18,8 20,1 7,8 7,5
Транспорт и связь 33,9 32,7 12,8 13,4 13,9 12,2
Обращает на себя внимание тот факт, что сведения об условиях труда работников сельского хозяйства стали фиксироваться только с 2015 года.
Федеральная служба государственной статистики РФ ведет учет общего числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с потерей трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в соответствии с формой № 7-травматизм 6 . В данной форме направляемые организациями статистические данные о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях классифицируются:
- по исходу несчастного случая (с временной утратой трудоспособности, со смертельным исходом);
- полу и возрасту работников (женщины, работники в возрасте до 18 лет);
- количеству дней нетрудоспособности в результате происшедших несчастных случаев;
- по виду экономической деятельности;
- по субъектам РФ и федеральным округам.
В форме № 7-травматизм отражаются сведения о пострадавших при несчастных случаях на производстве в соответствии с актом по форме Н-1, статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Один раз в три года Росстат собирает сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев в соответствии с Приложением к форме N 7-травматизм. Приложение включает в себя сведения о числе пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в том числе пострадавших со смертельным исходом, распределение их по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю и по причинам несчастных случаев. Росстат распределяет все несчастные случаи по 14 видам происшествий: дорожно-транспортное происшествие, падение пострадавшего с высоты, падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли и т.п., воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, поражение электрическим током, воздействие экстремальных температур, воздействие вредных веществ, воздействие ионизирующих излучений, физические перегрузки, повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися, утопления, убийства, повреждения при стихийных бедствиях.. Все остальные виды происшествий включены в группу «прочие».
Из общего числа причин несчастных случаев выделяются 14 основных, остальные также объединяются в группу «прочие». К основным видам несчастных случаев отнесены следующие: конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, несовершенство технологического процесса, нарушение технологического процесса, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, нарушение правил дорожного движения, неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неприменение средств индивидуальной защиты, неприменение средств коллективной защиты, нарушение трудовой и производственной дисциплины, использование рабочего не по специальности.
Для обеспечения взаимодействия Роструда и его территориальных органов, повышения оперативности и эффективности принимаемых мер по организации и проведению расследования несчастных случаев с тяжелыми последствиями, а также для проведения анализа состояния и причин производственного травматизма приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21 февраля 2005 г. № 21 были утверждены приложение № 4 - сведения о причинах несчастных случаев с тяжелыми последствиями, приложение № 5 - о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Сведения по данным формам представляются ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в виде приложения к пояснительной записке отчета о работе государственной инспекции труда субъекта РФ.
6 Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216 (ред. от 03.06.2016) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209440&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8967243268417386#0 (дата обращения: 02.03.2017)
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) также как и Росстат РФ ведет учет видов и причин несчастных случаев на производстве. Рассмотрим различия в предоставлении сведений этими федеральными службами. Различие заключается в сроках предоставления информации: Росстат собирает сведения 1 раз в три года, Роструд - ежеквартально.
Росстат собирает сведения о количество пострадавших, в том числе со смертельным исходом, Роструд -только о количестве несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповых, с тяжелым исходом, со смертельным исходом).
Классификатор видов несчастных случаев Росстата содержит 14 позиций, Роструда - 18, часть из которых подразделяется на уточняющие, т.е. Классификатор видов (типов) несчастных случаев Роструда содержит больше позиций и является более подробным, нежели классификатор Росстата.
Классификаторы причин несчастных случаев обеих федеральных служб содержат по 15 позиций, но в классификаторе Роструда 10, 11 и 13 позиции содержат уточняющие подпозиции.
Таким образом, сведения о производственном травматизме, собираемые Росстатом, дают ограниченную информацию и собираются по ограниченному кругу организаций (без микропредприятий, осуществляющих все виды экономической деятельности, без финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстерриториальных организаций), а данные о видах и причинах несчастных случаев на производстве собираются только 1 раз в три года.
Мониторинг Федеральной службы социального страхования обеспечивает возможность ранжирования отраслей по степени опасности, обоснования и расчета страховых платежей, надбавок и скидок в системе обязательного социального страхования. Информация о пособиях по временной нетрудоспособности, о возмещении утраченного заработка, единовременных и ежемесячных страховых выплатах, расходах на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию позволяет осуществлять меры реагирования на несчастные случаи постфактум посредством реактивных компенсационных действий.
Авторы научных исследований в области профессиональных рисков подтверждают сведения о том, что на каждый несчастный случай на производстве приходится значительное количество микротравм и легких травм, случаев оказания первой помощи и происшествий, из которых только единицы реализуются в несчастный случай с тяжелыми травмами или смертельным исходом (таблица 3) [5].
Таблица 3 - Соотношение потенциально возможных видов происшествий на производстве и числа несчастных _случаев_
Вид происшествия Количество случаев
Смертельный исход 1
Тяжелые травмы 10-30
Легкие травмы 100-300
Оказание первой помощи 1000-3000
Созданные работниками опасные ситуации 10000-30000
Потенциальные несчастные случаи формируют фундамент или основание пирамиды несчастных случаев. Из концепции пирамиды несчастных случаев следует, что работа по предупреждению несчастных случаев должна начинаться с попыток избежать потенциальных несчастных случаев. Устранение относительно легких несчастных случаев обычно приводит к сокращению числа гораздо более серьезных по своим последствиям событий.
В соответствии со статьей 230 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Акты формы Н-1 и материалы расследования групповых несчастных случаев и несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом содержат большой объем подробной информации об обстоятельствах и причинах несчастных случаев, а также о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Анализ, сравнение и обобщение данной информации может послужить основой для разработки мер предупреждения несчастных случаев на рабочих местах. В настоящее время, по-прежнему, актуален вопрос создания электронной базы для хранения материалов расследования несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом, групповых несчастных случаев, а также актов формы Н-1 «О несчастном случае на производстве», имевших место во всех организациях всех видов экономической деятельности и форм собственности [6, 7].
Действующая в РФ система статистической отчетности по формам и показателям, утвержденным Росстатом, позволяет выявить только наиболее травмоопасные отрасли и виды экономической деятельности, обобщенные причины и виды травматизма по отраслям, количество пострадавших и погибших в различных секторах экономики [8, 9].
Региональные трудовые инспекции собирают и передают в Федеральную службу по труду и занятости информацию только о групповых несчастных случаях, а также несчастных случаях с тяжелым или смертельным исходом. Данные о несчастных случаях, не относящихся к этим категориям, о выявленных случаях профессиональных заболеваний поступают в соответствующие территориальные органы ФСС и Роспотребнадзора. В результате информация, представляющая интерес для исследований, дробится, распределяется по ведомственным структурам и становится недоступной для исследований (вследствие действия требований о конфиденциальности).
Формы статистической отчетности Росстата, Роструда, ФСС не предусматривают сбор информации в разрезе профессий или профессиональных групп.
Результаты мониторинга не обеспечивают возможности исследования, анализа, сравнения, обобщения, контроля, распространения и использования информации о причинах, обстоятельствах и последствиях производственного травматизма на уровне предприятия или рабочего места, т.к. не содержат сведений, необходимых для выявления причинно-следственных связей травматизма на уровне профессий или профессиональных групп работников.
В Российской Федерации несчастные случаи на производстве регистрируются, начиная от одного дня отсутствия на рабочем месте. Фактически в сферу официальной статистики попадает около 5-6%, а остальные остаются за ее пределами.
Сведения об обстоятельствах и причинах групповых несчастных случаях со смертельным и тяжелым исходом и о числе пострадавших с них работников не нашли отражения ни в одной форме федеральной статистической отчетности.
Сохраняется проблема сокрытия и неполного охвата расследованием несчастных случаев. Так, по отчету Федеральной службы по труду и занятости в 2015 году в ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия несчастных случаев на производстве региональными инспекциями труда было выявлено и расследовано 770 несчастных случаев, включая 240 со смертельным исходом. При этом количество выявленных сокрытых несчастных случаев с тяжелым исходом сократилось, по сравнению с предыдущим
7
годом, а количество несчастных случаев со смертельным исходом осталось на прежнем уровне .
Выводы:
Номенклатура утвержденных статистических показателей не отвечает требованиям, необходимым для функционирования системы управления профессиональными рисками. Статистические наблюдения Росстата, Минтруда РФ и ФСС не включают профессиональную принадлежность работников, а характеризуют лишь общую ситуацию в лучшем случае в сфере видов экономической деятельности, а также в разрезе федеральных округов и субъектов РФ.
Поскольку в сферу официальной статистики попадает около 5-6% несчастных случаев на производстве, актуально проведение расследования и регистрации микротравм и легких травм, случаев оказания первой помощи, которые впоследствии могут реализоваться в несчастный случай.
В Российской Федерации отсутствует электронная система учета, хранения и обработки данных о производственном травматизме, в отличие от развитых стран мирового сообщества, которые обладают системой мониторинга, позволяющей не только отслеживать состояние производственного травматизма в текущем времени, но и хранить информацию о травматизме за определенный ретроспективный период времени. Национальные банки данных открыты для всех заинтересованных пользователей электронной информацией и позволяют специалистам исследовать различные аспекты проблем травмирования работников в процессе производственной деятельности [10].
Представляется важным создание российской электронной базы данных, в которую должна быть включена информация о каждом несчастном случае, независимо от его исхода, содержащаяся в актах формы Н-1. База данных должна быть доступной для каждого исследователя профессиональных рисков, так как она позволит получить более широкий взгляд на те процессы, в которых могут быть найдены конкретные риски, и где можно обнаружить менее очевидные факторы, способствующие возникновению несчастного случая.
Подробное изучение обстоятельств возникновения несчастных случаев, связанных с работой и отраженных в материалах расследования несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом и групповых несчастных случаев, а также в актах формы Н-1 «О несчастном случае на производстве», оформляемых на каждый несчастный случай на производстве, поможет раскрывать такие факторы, как нецелесообразные технологические процессы, неправильное использование материалов, несоответствующие условия труда или отсутствие должного инструктирования работника. А конкретные мероприятия по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний позволят не только максимально предотвратить несчастные случаи, но и уменьшить физический, моральный и финансовый ущерб, причиняемый ими.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ рассматривается вопрос о внесении поправок в трудовое законодательство РФ, касающихся внедрения риск-ориентированного подхода, в том числе расследования и регистрации микротравм и инцидентов на производстве, которые не закончились несчастным случаем с оформлением листка временной нетрудоспособности.
7 Доклад об осуществлении и эффективности в 2015 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения. Москва. 2016. 111 с.
В плане законопроектной деятельности Министерством труда и социальной защиты РФ рассматривается подготовка закона о безопасности и гигиене труда.8
ЛИТЕРАТУРА
1. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации в 2015 году. Москва, 2016. 34 С. URL: http://www.vcot.info/assets/files/researches/ (дата обращения 02.04.2017).
2. Гальянов И.В., Кошечкин Ю.В., Студенникова Н.С., Барабанова С.Н. Проблемы охраны труда в сельском хозяйстве и направления их решения. Вестник сельского развития и социальной политики». - № 3 (11) - 2016. - с. 32-40.
3. Студенникова Н.С. Динамика показателей травматизма в сельском хозяйстве, его виды и причины. // Евразийский Союз Ученых. 2016. # 4 (25). С. 125-127.
4. Гальянов И.В., Студенникова Н.С. Виды и причины несчастных случаев с тяжелыми последствиями в сельском хозяйстве и основные направления их предупреждения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015г. Выпуск 27. С. 47-60.
5. Левашов С. П. Мониторинг и анализ профессиональных рисков в России и за рубежом [Текст]: монография / С.П. Левашов; под ред. И.И. Манило. - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2013. - 354с.
6. Гальянов И.В., Студенникова Н.С. О необходимости и некоторых проблемах выполнения анализа травматизма в сельском хозяйстве. // Безопасность жизнедеятельности. 2010. № 6. С. 2-4.
7. Гальянов И.В., Студенникова Н.С. Сохранение трудового потенциала - стратегическая задача демографической политики Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2010. № 24 (81). С. 16-20.
8. Чернов Б.А., Зиновьев К.А., Шешунова Е.В. К вопросу о достоверности прогнозирования производственного травматизма / Вестник АПК Верхневолжья. - 2016. - № 4 (36). - С.84-87.
9. Зиновьев К.А., Чернов Б.А., Юрков А.М. Сравнительный анализ динамики производственного травматизма на сельхозпредприятиях Российской Федерации и Ярославской области / Вестник АПК Верхневолжья. - 2015. - № 1 (29). - С.70-74.
10. Студенникова Н.С. Мониторинг травматизма в сельском хозяйстве РФ. // Евразийский Союз Ученых. 2015. #5 (14). С. 159-162.
URL: http://nacot.ru/vesti-regionov/obespechenie-bezopasnyix-uslovij-truda-na-proizvodstve-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.htm
(дата обращения: 02.02.2017).