МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X
На основании полученных аналитических данных в отношении развития инженерных систем г. Курска выполнили бальную оценку контуров рисунка 1. Проделанная работа будет использована при комплексной экономической оценке земель г. Курска
Список использованной литературы:
1. Абеляшева Т.М.Антропогенная нагрузка на городскую среду и ее последствия // Наука и инновации в сельском хозяйстве Материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С. 86-88.
2. Бакаева Н.В., Новикова Т.М. . Кадастровая оценка земель по уровню их транспортной доступности // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии: научно-технический журнал. Курск: ЮЗГУ, 2015, №1 (9). - С72-80 .
3. Бакаева Н.В., Матюшкин Д.В., Новикова Т.М. Оценка акустического загрязнения городской среды на основе показателей биосферной совместимости// Строительство и реконструкции 2015.-№1.-С.74-84.
4. Новикова Т.М. Кадастровая оценка уровня развития социально-бытовой инфраструктуры г. Курска.//Известия Юго-Западного государственного университета. Курск. ЮЗГУ. 2015, №6(63). - С. 116-120
5. О государственном земельном кадастре: Федеральный закон // Геодезия и картография. 2000. - №4. - С. 1-12.
6. Оценка состояния и мониторинг городских земель. Абеляшева Т.М. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2005
© Новикова Т.М., Дементьева А.В., 2016
УДК 331
Новиченко Наталья Михайловна, Фильчина Наталья Сергеевна
студенты оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ НАРУШЕНИЙ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ
Аннотация
В статье произведен анализ статистики нарушений трудового законодательства. Рассмотрены принятые меры по ликвидации правонарушений, концепция повышения эффективности соблюдения трудового законодательства.
Ключевые слова
Трудовые отношения, трудовое законодательство, инспекция труда, Концепция повышения эффективности
соблюдения трудового законодательства на 2015-2020 годы.
Нормативно-правовая база трудовых отношений состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, законодательных актов на локальном уровне, а так же уставных правил на уровне отдельных предприятий. ТК РФ является основой всей законодательной базы в области трудовых отношений. Последняя принятая версия датируется 30 декабря 2001 г. с редакцией от 30 декабря 2015 г. Согласно статье 8 ТК РФ, все локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются по согласованию с представительными органами работников и подчиняются ТК РФ [1].
По приказу Президента РФ 9.04.2004 г. была образована федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Данный исполнительный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, производит оценку условий труда, обеспечивает социальную защиту граждан, занимается проведением государственных мероприятий в сфере занятости, проводит контрольные мероприятия по урегулированию трудовой миграции, занимается разрешением трудовых коллективных споров.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
В рамках проводимого исследования проанализируем статистику, предоставленную Рострудом, правонарушений в сфере трудовых отношений.
В 2015 г. в порядке реализации предоставленных полномочий государственными инспекциями труда на территории РФ было организовано и проведено 138,5 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, что на 4,4% больше, чем в 2014 г. В целом, можно отметить, что тенденция увеличения ежегодного числа проверок началась в 2014г., причиной чего могла стать сложившаяся в мире непростая политическая и экономическая ситуация, отразившаяся на деятельности большинства российских предприятий и, соответственно, на поведении работодателей и положении работников.
При этом следует отметить, что в последние годы наблюдается существенное изменение соотношения количества плановых и внеплановых проверок. Тенденция снижения доли плановых проверок в общем объеме надзорно-контрольных мероприятий продолжена и в 2015г.
Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих прав, прежде всего, с качественным изменением уровня информационной открытости в деятельности федеральной инспекции труда, с появлением и развитием электронных коммуникаций в сети Интернет, введением новых законодательных и нормативных правовых актов касаемо сферы труда и трудовых отношений. Так, в 2015 г. количество надзорно-контрольных мероприятий, связанных с рассмотрением жалоб, заявлений и других обращений граждан, составило более 467,4 тыс. или 68 % от общего числа проведенных внеплановых проверок.
Можно отметить, что в 2015г. по сравнению с 2014г. значительно (на 27,8%) сократилось число нарушений трудового законодательства индивидуальными предпринимателями. Отрадно, что и государственные и муниципальные предприятия и учреждения стали реже совершать правонарушения в области трудовых отношений. Однако в малом и среднем бизнесе ситуация неутешительна - число нарушений трудового законодательства возросло на 10,3%. Это может быть связано с низким уровнем правовых знаний в вопросах трудового законодательства руководителей, должностных лиц и персонала, отсутствием элементарной дисциплины либо с неудовлетворительным экономическим, финансовым и технологическим состоянием этих хозяйствующих субъектов.
Следует сказать, что в 2015г. существенно возросло количество нарушений трудового законодательства строительными компаниями (на 22,2%) и предприятиями, занимающимися добычей полезных ископаемых (на 14,5%). Причинами этого могли послужить сокращение или полное прекращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охране труда; отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых правах и свободах граждан. Необходимо также отметить, что особо остро в 2015г. проблема нарушений трудового законодательства стояла в организациях, занимавшихся прочими видами экономической деятельности (гостиничный бизнес и предприятия общественного питания, туризм, финансовая и страховая деятельность). Наибольший удельный вес в структуре хозяйствующих субъектов, совершивших правонарушения в области трудовых отношений, приходился именно на эти организации (22,7%). Также были велики доли оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,1%; строительных компаний - 14,9%; обрабатывающих производств - 13,2%.
Напротив, значительно сократилось в 2015г. число нарушений в сферах образования (на 30,3%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 10,9%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 21,1%). Это может быть связано с повышением трудовой дисциплины и ответственности работников; с ужесточением контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также самих работодателей; с принятием нормативно-правовых актов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых правах и свободах граждан. Однако, несмотря на значительное сокращение в 2015 г. количества нарушений трудового законодательства учреждениями социальной сферы, их доля в структуре хозяйствующих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
субъектов, совершивших правонарушения в области трудовых отношений, составляла около 21%.
Следует отметить, что в 2015 г. значительно увеличилось число нарушений, связанных с предоставлением работодателями гарантий и компенсаций (на 36,3 %), а также с оформлением трудовых договоров (на 12,7%), что, возможно, является результатом правового нигилизма работодателей; неосведомленности работников о своих правах в сфере трудовых отношений; ненадлежащего осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом в структуре нарушений трудового законодательства, связанных с разными сторонами трудовых отношений, наибольший удельный вес приходился на нарушения по вопросам оплаты и нормирования труда - 27,4%. Также немалыми были доли нарушений, связанных с заключением и соблюдением трудовых договоров - 22%; и с обучением и инструктированием работников по охране труда - 15,8%.
Положительной тенденцией в 2015г. стало сокращение более чем в два раза нарушений, связанных с регулированием труда работников в возрасте до 18 лет. При этом в структуре нарушений трудового законодательства, связанных с разными сторонами трудовых отношений, доля данного направления составила 0,1%. Это могло быть связано с уменьшением числа работающих подростков; с распространением среди молодежи неофициальных подработок, а также с сокращением числа обращений при возникновении проблем в соответствующие органы, вследствие чего многие вопросы решались без их вмешательства.
Как было выявлено ранее, в настоящее время одним из направлений, в рамках которого все чаще совершаются нарушения трудового законодательства, является отплата труда работников. Так, в 2015г. на 16,3% возросло количество предприятий, на которых произошли задержки заработной платы. При этом в большей степени данная проблема коснулась предприятий малого и среднего бизнеса. Можно предположить, что вследствие кризисных явлений в экономике для этих хозяйствующих субъектов характерен низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что является причиной низкой прибыли и невозможности рассчитываться с работниками в установленный срок. Также среди причин задержек заработной платы можно выделить недобросовестность работодателя, падение спроса на производимую предприятием продукцию.
Таким образом, проведя исследование правонарушений в сфере трудовых отношений, можно сделать вывод о том, что в 2015г. наблюдалось сокращение числа нарушений трудового законодательства, совершенных государственными и муниципальными предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями. Однако статистика юридических лиц, относящихся к малому и среднему предпринимательству, оставалась неутешительной.
С целью устранения негативной тенденции увеличения зарегистрированных фактов правонарушений в сфере трудовых отношений органами государственной инспекции принимаются меры. Так, например, за 2015 г. судами было принято 7419 протоколов к назначению административных наказаний, что на 4,6% меньше 2014 г. В состав назначенных административных наказаний вошли дисквалификация и административное приостановление деятельности. Наибольший прирост в 56,4% наблюдался в постановлении протоколов по части нарушения в форме воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля. Так же в состав наказаний административного типа входит вынесение постановлений о назначении административного штрафа, что составило 173044 единиц или 19,5% прироста к предыдущему году. Общая сумма наложенных штрафов составила 3296075,55 тыс.руб. или 57,1% прироста к 2014 г. При этом сумма выплаченных штрафов в 2015 г. - 2803289,55 тыс.руб. Общее количество выданных предписаний о запрещении к использованию единиц средств индивидуальной защиты работников в связи с несоответствием требованиям охраны труда и об отстранении от работы лиц в связи с непрохождением подготовки по охране труда (обучение, инструктаж, стажировка, проверка знаний) в 2015 г. составило 108473 единицы, что соответствует ситуации 2014 г. Так же органами государственных инспекций обеспечиваются переоформления трудовых договоров согласно законодательству, отстраняются работники не прошедшие подготовку по охране труда, выносятся постановления о запрете деятельности, использовании средств, отменяются незаконные приказы об увольнении и дисциплинарных взысканиях. Кроме принятия административных мер, так же возбуждаются уголовные дела в связи с: нарушением
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 2410-700Х
законодательства об оплате труда - 70 ед., несчастным случаем на производстве - 236 ед.
Концепция на 2015-2020 гг. предлагает создание мероприятий и механизмов контрольно-надзорной деятельности, которые увеличат эффективность проверок, обеспечат прозрачность и понятность деятельности инспекций, создадут условия взаимодействия проверяющих органов с проверяемыми субъектами и организациями по труду. Непосредственными результатами реализации настоящей Концепции к 2020 году должны стать:
- увеличение доли объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия, в общем количестве объектов надзора;
- увеличение доли субъектов, реализующих мероприятия по охране труда;
- увеличение доли субъектов, применяющих механизмы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, в общем количестве хозяйствующих субъектов;
- снижение в 2 раза среднего срока предоставления государственных услуг по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- увеличение до 90 процентов доли лиц, положительно оценивающих качество работы федеральной инспекции труда, в общем количестве;
- увеличение до 70 процентов доли обращений в федеральную инспекцию труда с применением системы электронных сервисов [2].
Необходимо также отметить, что одним из оснований роста числа нарушений трудового законодательства является несовершенство нормативно-правовой базы в области трудовых отношений. Причинами этого можно назвать: отсутствие отраслевой дифференциации в трудовом законодательстве; нечеткая формулировка и использование многозначных понятий в нормативно-правовых текстах; чрезмерная консервация законодательства в сфере трудовых отношений (отсутствие оперативного реагирования на изменения в экономике); отсутствие строгих критериев по надзору за работодателями и работниками; слабая мотивация работников к соблюдению трудового законодательства; недостаточность применения предупредительных и профилактических мер государственными инспекциями; отсутствие планирования на практике мероприятий по учету вероятности возможности возникновения нарушения трудового законодательства; недостаточность широты охвата проверяемых субъектов.
Таким образом, нарушения трудового законодательства являются активно исследуемой проблемой, для решения которой применяются специальные методы и механизмы. В ходе исследования было также установлено, что нормативно-правовая база несовершенна, её регулирование требует проведения мероприятий по улучшению качества проводимых проверок и применяемых мер.
Список использованной литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
2. Федеральная служба по труду и занятости - www.rostrud.ru.
© Новиченко Н.М., Фильчина Н.С., 2016
УДК 336.1
Ордина Дарья Игоревна
студентка 4 курса по направлению «ГМУ» ФГБОУ ВО «БГИТУ», г. Брянск, РФ
ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрен опыт поддержки инновационной деятельности Российским Фондом