ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В
РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1 2
Петренко Е.Г. , Клец А.О. Email: [email protected]
1Петренко Елена Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственного и международного права; 2Клец Анна Олеговна - магистрант, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
г. Краснодар
Аннотация: в статье рассмотрены тенденции развития социальных прав и свобод на примере законодательства Российской Федерации в сравнительной характеристике с законодательством советских времен. Произведен анализ опыта советского периода, рассмотрены трудности, с которыми государство сталкивается в процессе применения и включения данных норм права в высшие законодательные акты и иные нормативные правовые акты государства. При произведении сравнительной характеристики между российским законодательством и законодательством советского периода было выделено право на труд, как один из примеров социальных прав и свобод советского и российского законодательства. Произведен анализ целесообразности выделения трудового права в отдельную отрасль права в российском законодательстве. Рассмотрена связь создания трудового законодательства с развитием экономики страны. Рассмотрены вопросы осуществления контроля (надзора) со стороны государственных органов власти в сфере общественно-трудовых отношений. Дана оценка качества исполнения контроля (надзора) со стороны государственных органов власти в данной сфере.
Ключевые слова: социальные права и обязанности граждан, право на труд, трудовое законодательство, конституционное право, трудовое право, Конституция.
IMPLEMENTATION OF SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS IN RUSSIAN LEGISLATION Petrenko E.G.1, Kletc A.O.2
1Petrenko Elena Gennadievna - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF STATE AND INTERNATIONAL LAW;
2Kletc Anna Olegonva - Undergraduate, LAW DEPARTMENT, KUBAN STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY NAME OF I.T. TRUBILIN,
KRASNODAR
Abstract: the article discusses the development trends of social rights and freedom in accordance with the legislation of the Russian Federation. The analysis of the experience of the Soviet period is carried out, the difficulties faced by the state in the process of application and inclusion of the rule of law in the highest legislative acts and regulatory legal acts of the state are examined. Comparative characteristics between Russian and state legislation are given. The analysis of the appropriateness of the allocation of labor rights in Russian law. Consideration of the connection between the creation of labor legislation and the development of the country's economy. State authorities in the field of social and labor relations. The assessment of the quality of control (supervision) by the state authorities in this area is given.
Keywords: social rights and obligations of citizens, right to work, labor law, constitutional law, labor law, constitution.
С момента рождения человек наделяется основными правами и свободами, которые являются неотчуждаемыми [7, с. 150]. Государство обязуется гарантировать равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств [1, с. 19]. В Российской Федерации данные права и свободы закреплены во второй главе Конституции РФ, а также в иных нормативных правовых актах.
Общепринято делить права и свободы на группы. Одной из таких групп являются социальные права и свободы граждан. Основное назначение данных прав и свобод состоит в том, что они призваны обеспечивать удовлетворение важнейших жизненных нужд граждан, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии в государстве.
К социальным правам и свободам граждан принято относить право на труд, которое подразумевает одну из важнейших отраслей российского права, а именно трудовое право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения в сфере труда, или иначе говоря, общественно-трудовые отношения.
Следует учитывать, что в России трудовое право появилось относительно недавно. Его зарождение произошло в недрах фабричного законодательства и гражданского права во второй половине XIX века. До этого периода господствовала доктрина полного невмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей, означавшая, что условия наемного труда должны определяться исключительно договорным соглашением между нанимателем и нанимающимся (гражданско-правовое регулирование) [8, с. 18].
В советский период Конституции РСФСР 1918 и 1925 годов не включали в себя обширный перечень социальных прав и свобод гражданина. Государство не вмешивалось в данные отношения ввиду сложившихся договорных свобод двух неравных субъектов. В свою очередь это приводит к диктату более сильной в экономическом отношении стороны - работодателя. Данная система вызывает нарастающие противодействия со стороны наемных работников, рост рабочего и профсоюзного движения. В целях повышения стабильной обстановке в стране, государстве приходится урегулировать трудовые отношения, путем создания нормативной правовой базы, которая нацелена на охрану труда работников. Таким образом, появляется фабричное законодательство, которое в настоящее время именуется трудовым.
Конституции РСФСР 1937 и 1978 годов включили относительно иной перечень социальных прав и свобод граждан, в который также вошло право на труд. Параллельно высшим нормативным правовым актам развивается трудовое законодательство. Изначально оно охватывает отдельные группы населения, а именно женщин и детей. Но постепенно начинает распространяться на работников-мужчин, на мелкие предприятия ремесленного типа, становится все более разносторонним, устанавливая ряд условий труда: продолжительность рабочего времени, время отдыха, порядок оплаты труда, правила санитарии и гигиены на предприятии и т.д. [8, с. 18].
Интенсивное развитие трудового законодательства в советский период приводит государство к созданию государственных органов, направленных на осуществление государственного надзора (контроля) в данной сфере. В 1918 году основывается инспекция труда (Декрет СНК от 18 мая 1918г.), которая находилась в ведении народного комиссариата труда и его местных органов. На инспекцию труда возлагалось: наблюдение и контроль реализации декретов, постановлений и других актов советской власти по охране труда и принятие необходимых мер по охране жизни и здоровья работников.
После ликвидации в 1933г. народного комиссариата труда функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде были переданы профессиональным союзам, которые создавали собственные правовые и технические инспекции труда.
В 1993 году действующая Конституция РФ определила Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1, ст. 7].
Конституция РФ 1993 года в отличие от своих предшествующих законодательных актов зафиксировала более развернутую группу прав в области трудовых отношений, которые закреплены в статье 37 Конституции РФ в соответствии со статьей 23 Всеобщей декларации прав человека и статьей 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [6, с. 283].
Новые нормы трудового права весьма отличались от привычных положений для постсоветского народа. Так, в СССР тунеядство было наказуемым деянием. Люди боялись потерять работу или не устроиться в короткие сроки после увольнения. Безработица была полностью ликвидирована путем преследования безработных граждан. Новое законодательство не включило таких радикальных мер, а только зафиксировало право на защиту от безработицы [1, ч. 3 ст. 37]. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, определил Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Государство стало проводить политику содействия реализации конституционных прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость [5, с. 57].
Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка должны зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и возможности получения пособия по безработице [4, ст. 3]. Таким образом, после предъявления всех необходимых документов служба занятости в течение 11 дней должна принять решение о признании гражданина безработным и реализовать все его социальные права, связанные с правом на труд. [6, с. 285].
Еще одна противоположная норма советскому периоду, вошедшая в Конституцию РФ, - это запрет на принудительный труд, а именно, выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания. Государство получило право заставлять гражданина работать только в исключительных случаях, которые закреплены в Конвенции МОТ от 28.06.1930 № 29 «О принудительном или обязательном труде». К таким видам относится военная или альтернативная гражданская служба, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, войны) [6, с. 284].
Конституция РФ включила более развернутые нормы в отношении общественно-трудовых отношений. В Конституции РФ говорится и о праве на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законов минимального размера оплаты труда [1, ч. 3 ст. 37]. Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура - МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека [2, ч. 1 ст. 133]. С 01.01.2019 года МРОТ на территории Российской Федерации составляет 11 280 рублей [3, ст. 1].
Свобода трудиться, согласно Конституции, дополняется правом гражданина на отдых. В течение данного времени работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать по своему усмотрению [5, с. 61]. Действующее законодательство дает перечень отдыха, к которым относятся перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска [2, р. V]. Трудовой кодекс устанавливает количество рабочих часов в неделю для определенной группы лиц, а также прописывает продолжительность
гарантированного отпуска в зависимости от сферы деятельности гражданина. Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей имеют право на установление дополнительных оплачиваемых отпусков для своих сотрудников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Однако, существуют категории работников, в деятельности которых усматривается особенность выполнения работы, таким сотрудникам работодатель обязан предоставить ежегодный дополнительный отпуск.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство же берет на себя обязанность их признания, соблюдения и защиты. С появлением норм права, которые направлены на регулирование общественно-трудовых отношений в 1994 году государство возвращается к созданию государственных органов, направленных на осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде.
Необходимость создание данных направленных государственных органов обуславливается, с одной стороны, социальной функцией, которую призвано выполнять трудовое право, а с другой - фактическим неравенством сторон трудовых отношений, что в свою очередь предполагает установление особых способов защиты трудовых прав граждан органами, независимыми от работодателя [8, с. 574].
Полномочия в проведении проверок в данной сфере получают органы прокуратуры РФ, которые осуществляют надзор, как за специализированными государственными органами, так и за организациями, выступающими в роли работодателей на основании ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Ежегодно в прокуратуру РФ поступает многочисленное количество обращений, как от работодателей, так и от работников. Сотрудники органов прокуратуры РФ в лице прокурора и его заместителей при выявлении факта нарушения законодательства в сфере трудовых прав человека (работника) выносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенное нарушение, предоставление об устранении нарушений закона.
Также при проведении проверки соблюдения трудового законодательства сотрудником прокуратуры могут быть выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда). В таком случае, прокурор или его заместитель выносит постановление о возбуждении административного производства и передает материалы по подведомственности - в органы федеральной инспекции труда либо в суд - для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Следует учитывать, что органы прокуратуры осуществляют в большей степени надзорные функции за исполнением законодательства, поэтому все материалы проверок в случае выявления нарушений должны быть отправлены по подведомственности или в суд для принятия решения о привлечения к ответственности. Прокурор или его заместители не имеют право самостоятельно привлекать к ответственности после выявления нарушений в любой отрасли права.
Помимо надзора со стороны органов прокуратуры РФ, надзорные и контрольные функции по вопросам реализации трудового законодательства закреплены за специализированными государственными органами, а именно федеральной инспекцией труда, Ростехнадзором и Роспотребнадзором.
Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех без исключения организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы на всей территории России [8, с. 578].
Задачи и полномочия данного государственного органа закреплены в Трудовом кодексе РФ и во внутренних положениях органа, к которым относятся проведение надзорной деятельности, принятие мер по устранению причин нарушений законодательства о труде и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, рассмотрение дел об административных правонарушениях и иное [2, ст.ст. 355, 356].
Порядок проведения проверок федеральной инспекцией труда определяется Конвенцией МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» 1947 г., Трудовым кодексом РФ (ст. 360), ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8, с. 379].
Количество внеплановых проверок, проводимых по обращениям работников или их представителей, при получении информации и причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, максимальным пределом не ограничено. В иных случаях проверки могут быть только плановые и не чаще, чем один раз в три года.
По общему правилу срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов и 15 часов для микропредприятия в год [8, с. 379].
При выявлении нарушений законодательства о труде сотрудником инспекции выносится предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Вышеуказанные предписания обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Предписание, выданное по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуальных и коллективных споров, обжалуется исключительно в судебном порядке.
В отличие от прокурорского надзора и федеральной инспекции труда Ростехнадзор и Роспотребнадзор осуществляют более узкий государственный контроль (надзор) и направлены на безопасное ведение работ в отдельных сферах деятельности.
Ростехнадзор, в частности, является органом государственного регулирования безопасности при исполнении атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, органом государственного строительного надзора.
Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также защиты прав потребителей и потребительского рынка.
По мимо специализированных государственных органов существует ведомственный контроль, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в отношении подведомственных организаций [2, ст. 353.1].
Оценить качество и эффективность осуществления надзорных (контрольных) функций вышеуказанных органов очень сложно. В России отсутствует статистика восстановления прав работника по требованию вышестоящих в порядке подчиненности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Однако следует отметить, что обращение с жалобами к тому или иному чиновнику вплоть до Президента РФ очень распространено в настоящее время [8, с. 383].
Таким образом, трудовое право хоть и относительно новое, но стремительно развивающаяся отрасль российского права. Данные нормы реализуются путем закрепления в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах. Общественно-трудовые отношения очень тесно связаны с экономикой
государства, а также оказывают непосредственное влияние на благосостояние и социальный климат в обществе.
Реализация трудового законодательства осуществляется благодаря получению права свободно выбирать сферу деятельности, права на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, права на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку [5, с. 56]. Все граждане хорошо знакомы со своими правами и обязанностями в сфере общественно-правовых отношений и активно ими пользуются.
Список литературы /References
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.08.2014 г. № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 31.12.2001 г. № 256 / Российская газета от 07.08.2019 г. № 172;
3. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 21.06.2000 г., № 118 / Российская газета от 28.12.2018 г. № 294.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 02.05.1991г. № 18 ст. 566 / Российская газета от 22.07.2019 г. № 158.
5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Москва: Проспект, 2013. Стр. 256.
6. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2011. 581 с. Серия: Бакалавр.
7. Секунов Н.В. К вопросу о предмете прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод граждан в Российской Федерации / Вестник научных конференций - Издательство ООО Консалтинговая компания Юком (Тамбов), 2017. Стр. 150-152.
8. Хохлова Е.Б., Сафронова В.А. Трудовое право России: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. Стр. 673. Серия: Бакалавр. Углубленный курс.