нормативным правовым актам, регламентирующим данный вопрос, например, к постановлениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству и т.д.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что судебная защита осуществляется всей судебной системой государства, состоящей из нескольких звеньев - судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Представляется, так же, как не может быть ограничено право на обращение в суд первой инстанции, не может быть ограничено право на обращение в суды кассационной и надзорной инстанций.
Список литературы
1. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18.07.2011 № 300-3: в ред. от 15.07.20156 №306-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296-3: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
3. Инструкция по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь: Приказ Верховного Суда Респ. Беларусь, 06.10.2014 № 81: в ред. от 03.08.2016 №81 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
4. Гражданский процессуальный кодекс: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998: с изм. и доп. от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
5. Петрович В.К. Право граждан на обращение в органы конституционной юстиции: международный опыт и национальная практика. [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bits1ream/edoc/28697//Pe1rovich._V._K._143_146.pdf/ (дата обращения: 04.04.2017).
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПРАВАХ ГРАЖДАН В РФ
Аннакулиев Б.А.
Аннакулиеа Батыр Аннабердиевич — студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет юриспруденции, Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия, г. Черкесск
Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы надзорной функции органов прокуратуры за соблюдением ТК РФ и других актов трудового законодательства. Большой промежуток времени функция надзора за трудовым законодательством находилась в руках профессиональных союзов и технических инспекций труда, которые также находились под их контролем.
На данный момент функцию надзора за соблюдением трудового законодательства осуществляют: федеральный орган контроля за охраной труда, органы прокуратуры, а также специальные органы надзора.
Ключевые слова: работник, надзор, контроль, инспекция труда, трудовое законодательство, акты прокурорского реагирования, проверка, обследования и т.д.
Такое направление деятельности органов прокуратуры, как контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства выступает как один из способов для защиты прав и интересов работников. Проверки, обследования и другие правовые методы, которыми пользуются органы, осуществляющие надзора за соблюдением трудового законодательства являются рычагами для воздействия на субъектов правонарушения и привлечения виновных к ответственности.
Законодатель исходит из того, что каждый гражданин РФ вправе защищать свои права и свободы, в том числе и трудовые, всеми не запрещенными законом способами. К таким способам следует отнести: самозащита своих трудовых прав работником, защита прав и законных интересов работников профессиональными союзами, также осуществление государственного надзора за исполнением трудового законодательства РФ, и судебная порядок защиты нарушенных прав и интересов работников.
Одним из органов государственной власти, на которых возложена функция государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства РФ выступает Прокуратура РФ.
Надзорная деятельность органов прокуратуры за соблюдением трудового законодательства РФ направлена на следующие объекты: федеральные органы исполнительной власти, СК РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления и органы контроля, также субъекты, обеспечивающие права человека в местах принудительного содержания и содействие лицам там находящимся, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Объем, указанных выше органов, достаточно широк, но хотелось бы упомянуть о том, что надзорная деятельность направлена на соблюдение трудового законодательства, но индивидуальные предприниматели, согласно ФЗ о прокуратуре не являются поднадзорным объектом, прямо установленным данным законом. Хотя статистика показывает, что нарушение трудового законодательства ИП намного шире, нежели юридическими лицами. Подобного рода замечания были сделаны многими правоведами - при этом не только включить индивидуальных предприниматель в качестве объектов прокурорского надзора, но более широко установить их права и обязанности.
Для исполнения поставленных перед ними задач, прокуратура РФ обладает рядом функций, полномочий, которые органы прокуратуры исполняют независимо от всех ветвей власти. Следует напомнить, что прокуратура не относится ни к одной ветви власти и является самостоятельным органом. Сотрудники органов прокуратуры участвуют в судебных заседаниях, вправе приносить представление на судебное решение, которое противоречит законодательству РФ, также прокуратура принимает участие в процессе правотворчества, хотя и опосредованно. Они имеют право участвовать в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, также занимаются проведением проверок, рассмотрением жалоб и иных обращений.
Для решения поставленных перед ними задач и осуществления своей компетенции прокуроры применяют акты прокурорского реагирования, которые собственно и выступают мощным орудием борьбы с правонарушителями.
ФЗ «О прокуратуре» устанавливает перечень актов прокурорского реагирования, которые выносятся в порядке общего надзора. Таковыми являются: протест, представление, постановление. Предостережение - также является одним из способов реагирования прокурора, но по нашему мнению, его сложно отнести к актам прокурорского реагирования на нарушение законности. Предостережения направлено на предотвращение правонарушения.
Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования сотрудника прокуратуры на выявленные нарушения закона. ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит: «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации». Протест должен быть рассмотрен в течение десяти дней, а в случае протеста на решение законодательного органа субъекта или органа местного самоуправления - на первом ближайшем заседании. В особых случаях, прокурор вправе установить сокращенный срок для рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения протеста должны быть немедленно переданы прокурору в письменном виде. День заседания также должен быть сообщен прокурору заранее, если протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом [5].
Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий.
Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
67
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. А если представление готовится на основе материалов прокурорской проверки.
Основанием для его внесения служат установленные факт нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного нарушения, если оно несет более тяжёлую форму. То, постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 ФЗ «О прокуратуре в РФ». В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: о возбуждении уголовного дела; о возбуждении производства об административном правонарушении.
Надзорная проверка является одним из важнейших способов реализации прокурором своих полномочий. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор выносит постановление по любому выявленному входе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ либо законом соответствующего субъекта РФ. При всем при этом, указанный федеральный закон не ограничивает сотрудников прокуратуры в кругу, привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц, но и граждан и юридических лиц [6].
Примером прокурорского реагирования, как постановление может служить проверка исполнения законодательства, устанавливающего порядок проведения обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств. Так же, прокурор может составлять заявление о вынесении судебного приказа, согласно части 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
А также, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений.
Примером данного заявления о вынесение судебного приказа, может служить коллективное обращение работников о нарушении трудовых прав в связи с невыплатой заработной платы, что является грубым нарушением трудового законодательства. В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Или же, согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Так, рассмотренные документы прокурорского реагирования позволяют сделать вывод, что:
- прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, а представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором, а также заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
- прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Тем самым, в соответствии с ФЗ о прокуратуре, прокуратура России осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Органы прокуратуры в целом составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ напрямую.
Осуществление ими своих полномочий никак не зависит от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
68
В РФ также установлен запрет на воздействие, в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
И так, федеральное законодательство устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за правильным исполнением законодательства РФ: органами государственной власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом.
Кроме того, в РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве гособвинителя. Благодаря прокуратуре отменяется масса правовых актов на всех уровнях нормотворчества. Чаще всего страдают акты органов местного самоуправления.
Причины создания таких актов очевидны: непрофессионализм работников, сложность правовой природы регулируемых правоотношений; несовершенство ФЗ, допускающего неясные, а иногда и противоречивые нормы, и многое другое.
Выявление и устранение названных и других причин незаконности нормативных правовых актов позволит существенно улучшить их качество, но, видимо, какие-то недостатки все, же останутся. Поэтому необходимо установить действенный механизм устранения их незаконности.
Список литературы
1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерацию поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), правовая система «ГАРАНТ».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), правовая система «ГАРАНТ».
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, правовая система «ГАРАНТ».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2017), правовая система «ГАРАНТ».
5. Абдуллаев Э.Э. Защита трудовых прав граждан Российской Федерации методами прокурорского реагирования // Трудовое право в России и за рубежом, 2011.
6. Барбашова Т.П. Роль государственного надзора и контроля в защите трудовых прав работников / Т.П. Барбашова, В. И. Миронов. М.: Управление персоналом, 2007.
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Хасанов Д.С.-М.
Хасанов Динислам Солтан-Муратович - студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет юриспруденции, Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия, г. Черкесск
Аннотация: развитие трудовых правоотношений происходит неуловимо быстро. Соответственно, это создает много проблем, связанных с трудовой деятельностью, в частности с отстранением от работы. Именно подобного рода проблемы описаны в данной статье. Ключевые слова: трудовой договор, место работы, отстранение, трудовые обязанности, работодатель, работник.
Динамика развития социально-экономических отношений не может не оказывать влияния на правовую систему страны и в том числе на трудовые отношения. Каждое изменение в трудовом законодательстве имеет системный характер и воздействует на все институты трудового права. За последние несколько лет было внесено более трехсот поправок в Трудовой
69