способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Литература
1. «Конституция РК» 30.08.1995г.
2. «Семейный кодекс РК» 14.11.2014г.
3. «Гражданский кодекс РК» 01.01.2015г.
4. Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РК» (ред. от 14.07.20083.04.2000.
5. Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РК» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) [Текст] // Собрание законодательства РК», 24.12.2001, N 52 (1 Ч.), ст. 4920.
6. Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РК» (ред. от 14.07.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
The protection of labor rights of citizens of the prosecuting authorities Tsoy M. (Russian Federation) Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры Цой М. И. (Российская Федерация)
Цой Марина Игоревна / Tsoy Marina - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Институт права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы осуществляемого прокуратурой надзора за соблюдением трудового законодательства, аспекты прокурорского надзора в указанной сфере. Abstract: the article examines the main issues the Prosecutor's Office carried out monitoring of compliance with labor legislation, aspects of prosecutorial supervision in this area.
Ключевые слова: прокуратура РФ, прокурорский надзор, защита трудовых прав граждан, заработная плата.
Keywords: prosecutor's office of the Russian Federation, procurator's supervision, protection of labor rights, wages.
Основным социально-экономическим правом человека и гражданина является право на труд. Реализуя свое право на труд в безопасных условиях и за справедливое вознаграждение, человек обеспечивает достойные условия жизни для себя и членов своей семьи. Поэтому обеспечение трудовых прав граждан было и остается важнейшим направлением деятельности государства.
Наряду с постоянными изменениями и совершенствованием трудового законодательства, неизменной остается актуальность защиты трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора.
Защита трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений надзора органов прокуратуры Российской Федерации, которому уделяется значительное внимание, в этой связи деятельность практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей подвергалась тщательной проверке соблюдения требований вышеуказанного законодательства.
Так, прокурорами неоднократно и повсеместно вскрываются нарушения трудового законодательства в части оформления и расторжения трудовых отношений с работниками, выплаты расчетных сумм, выдачи выходного пособия уволенным работникам, а также законодательства о занятости населения в случае ликвидации предприятия, сокращения численности (штата) работников организации и др.
Между тем, основным и злободневным нарушением трудового законодательства в настоящее время является несоблюдение прав граждан на полную и своевременную оплату труда [3].
Принятые органами прокуратуры меры по результатам проведенных проверочных мероприятий существенно улучшили ситуацию с выплатой гражданам положенного вознаграждения за труд, способствовали значительному снижению задолженности по заработной плате в организациях и
учреждениях различных форм собственности.
Так, трудовое право закрепляет приоритет локальных нормативных правовых актов, актов договорного регулирования, индивидуальных трудовых договоров по отношению к публично -правовым источникам при условии улучшения положения работников, повышения уровня гарантий их трудовых прав.
Таким образом, в трудовой договор могут включаться положения, не указанные в ТК РФ, при условии соблюдения принципа недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с нормами действующего законодательства.
Следовательно, принцип недопустимости ухудшения положения работника распространяется и на нормативный, и на договорный уровень регулирования [3].
В частности, в Волгоградской области действует Региональное соглашение о минимальной заработной плате от 28.07.2010 № С-11/10 (далее по тексту - Соглашение), которым установлена повышенная (по сравнению с предусмотренной на федеральном уровне) минимальная заработная плата для отдельных категорий работников [2].
Согласно п. 2.3 Соглашения, работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами минимальную заработную плату не ниже размера, определенного этим Соглашением, за исключением тех, кто обосновал свой отказ от присоединения к нему. Однако многие работодатели осознанно либо в силу незнания о существовании такой обязанности не соблюдают требования о выплате повышенной минимальной заработной платы.
В этой связи выявление органами прокуратуры области факта, указывающего на то, что размер оплаты труда у определенного работодателя не соответствовал региональному минимуму, служит основанием для возбуждения прокурором в отношении данного работодателя дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 КоАП, а также внесения представления об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, необходимо отметить, что предмет надзора за соблюдением трудового законодательства не может быть сведен только к исполнению законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, т. е. только к «общему надзору», так как право на труд в безопасных условиях и его справедливую оплату -это неотъемлемое конституционное право каждого человека.
Поэтому вполне обоснованным представляется мнение Сабельфельд Т. Ю. о том, что предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства образуют три направления:
а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами -индивидуальными предпринимателями;
б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами и должностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде (исходящим от высших органов государственной власти и имеющим механизм исполнения закона);
в) соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан [7].
Статья 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывает на то, какие в целях осуществления надзорной деятельности предоставлены прокурорам права. При этом прокурор обязан оценить характер нарушений законов, их причин, распространенность нарушений, вредных последствий, вызванных нарушениями законов, степень вины нарушителей. Далее ему предоставляется выбор допустимых законом действий (в определенной процессуальной форме, с соблюдением установленных сроков) и мер прокурорского реагирования (обладающих признаками обязательности исполнения) [3].
Таким образом, при установлении факта нарушения трудового законодательства прокурор в рамках своей компетенции может применить следующие меры прокурорского реагирования:
1) принести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
2) внести представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые
90
полномочны устранить допущенные нарушения (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
3) вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (ст. 25, п. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
4) направить предостережения о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
5) предъявить и поддержать иск в суде в интересах лиц, пострадавших от нарушений трудового законодательства (п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») [1].
Хотелось бы остановиться и более подробно рассмотреть правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым спорам, поскольку именно в этой области произошли существенные изменения, вызывающие неоднозначную оценку среди ученых и специалистов.
Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из форм участия прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции, к которым наряду с упомянутой также относятся:
а) вступление в процесс для дачи заключения по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами;
6) подача апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений, на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор [4].
Защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве - это основанная на нормах материального и процессуального права, осуществляемая в рамках гражданского судопроизводства деятельность прокурора, направленная на реализацию предоставленных ему законодательством полномочий по недопущению нарушения, пресечению нарушения, восстановлению в полном объеме нарушенных трудовых прав, свобод и законных интересов работников и возмещению причиненного ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности [6].
Процессуальные основания участия прокурора в гражданском процессе путем обращения в суд с заявлением установлены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Указанной нормой процессуального закона установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Наряду с этим закон установил ограничительное условие, указывающее на то, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
При этом имеется оговорка, что указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе и в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Данное изменение законодательства, существенно расширившее полномочия прокурора на обращение с заявлением в защиту нарушенных трудовых прав граждан, поддерживает в своем диссертационном исследовании Сабельфельд Т. Ю. [7].
Между тем, И. Н. Тризно занимает по данному вопросу иную позицию и считает, что решение законодателя, снимающее ограничение на подачу иска прокурором только случаями невозможности для гражданина самостоятельно подать иск, приведет к злоупотреблениям со стороны отдельных граждан, не лишенных возможности самостоятельной защиты своих прав в суде, полномочиями прокурора с целью уклонения от уплаты государственной пошлины и необходимости доказывания своей позиции. Такое расширение, по мнению И. Н. Тризно, повлечет за собой обязанности прокурора по судебной защите прав полностью дееспособных граждан и дополнительным грузом ляжет на органы прокуратуры [8].
Вместо предоставления прокурору абсолютного права на обращение с исками в защиту нарушенных прав граждан по отдельным категориям дел, Тризно И.Н. предлагает установить в законе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) перечень конкретных причин, в силу которых гражданин не может самостоятельно защитить свои права (недееспособность, затруднительное материальное положение, преклонный возраст, инвалидность и т. д.), что позволило бы исключить произвольную оценку судом причин подачи иска прокурором как уважительных либо неуважительных.
Вместе с тем, исходя из противоположности двух вышеуказанных мнений, хочется отметить, что обращение прокурора в суд с заявлением в защиту трудовых прав граждан является его правом, а не обязанностью. Если по результатам рассмотрения заявления гражданина прокурор придет к выводу о том, что обратившийся гражданин действительно не нуждается в помощи прокурора, а уклоняется от самостоятельной подачи иска, прокурор вправе отказать такому гражданину в применении мер прокурорского реагирования. Ведь право выбора конкретной формы реагирования принадлежит прокурору с учетом конкретной надзорной ситуации [10].
На основании вышеизложенного хочется отметить, что вопросы соблюдения трудовых прав граждан, в том числе занятости населения и оплаты труда, требуют постоянного внимания и мониторинга, так как эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день. При этом прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан является в современных условиях наиболее действенной их гарантией, так как обладает необходимыми для этого оперативностью и универсальностью. Реализуя предоставленные законом о прокуратуре полномочия, органы прокуратуры способны предотвратить массовые нарушения трудовых прав граждан и оказать реальную помощь лицам, пострадавшим от произвола работодателей.
Литература
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.
2. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 28 июля 2010 г. N С-111/10 // Волгоградская правда. 2010.
3. Абдуллаев Э. Э. оглы Защита трудовых прав граждан Российской Федерации методами прокурорского реагирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 43-48.
4. Викторов И. С., Макашева А. Ж. Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. 2006. N 7.
5. Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. 2014. N 4. С. 3-6.
6. Головко И. И. О понятии «защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов работников в гражданском судопроизводстве» // Администратор суда. 2012. N 4. С. 37-40.
7. Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. Екатеринбург, 2009. С. 11.
8. Тризно И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дис. ... к. ю. н. М., 2009. С. 175.
9. Фирсова О. А. Реализация прокурором полномочий по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2009. С. 10.