________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________________
народных масс в государственном строительстве. В правящем слое работают творческие талантливые люди, чья деятельность базируется на духовно патриотических началах. Он считал, что всесторонняя разработка теории идеократического государства является неотложной задачей современности, что наступает эпоха создания нового типа государства с совершенно новым политическим, экономическим, социальным, культурным и бытовым укладом [8, с. 489].
На современном этапе исторического развития России исследование творческого наследия Трубецкого Н.С. и евразийского движения является актуальным. Это связано с тем, что в России ощущается глубокий ценностный кризис, вызванный крушением советской политической и идеологической системы. Часть Российского общества желает реставрировать советское государство, часть желает заимствовать и укоренить западноевропейскую систему политико-правовых идей. Некоторые являются приверженцами монархического строя. В связи с этим всесторонне исследование государственноправовой доктрины Н.С. Трубецкого жизненно необходимо для Российского общества, так как представляет собой попытку соединения нравственных, культурных, правовых, экономических, политических достижений Запада и Востока. Концепция Н.С. Трубецкого может помочь в глубоком понимании духовных начал Российской государственности и права.
Список использованной литературы.
1. А.Г. Дугин. Преодоление запада (Эссе о Николае Сергеевиче Трубецком). Электронная библиотека Royallib.ru.
2. А. Г. Дугин. Основы геополитики. Книга 2 , ч.3 глава 1, ст.1.7 по материалам Интернет сайта электронное хранилище знаний http: geum.ru.
3. Л.И. Новикова Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1995. - № 6.
4. Б.В. Назмутдинов. Понятие государства в трудах классиков евразийства. Интернет сайт htt://pravo.hse.ru.
5. В.А. Сендеров В.А. Евразийство - миф XXI века? Вопросы философии. - 2001.-№ 4.
6. П.Н. Савицкий. Подданство идеи// Мир России - Евразия.
7. Н.С. Трубецкой: О государственном строе и форме правления. Прага 1927. По материалам Интернет сайта Молодая Евразия.
8. Н.С. Трубецкой. Наследие Чингисхана. Электронная библиотека Royallib.ru.
9. Н.С. Трубецкой. Европа и человечество. Электронная библиотека Royallib.ru.
10. Умланд, А. Концептуальные и контекстуальные проблемы интерпретации современного русского ультранационализма. Вопросы философии. - 2006. - № 12. - С. 64 - 81.
11. Хвостов В.М. Общая теория права. Спб.,М., Варшава, Вильно, 1914г.
© В.Г. Лановой, 2015
УДК 340.130.54:347.9
Никитина Алина Петровна
Канд. юридич. наук, доцент СЭГИ (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Севастополь
Е-mail: [email protected] Саченок Людмила Ивановна канд. эконом. наук, СевГУ г. Севастополь Е-mail: [email protected]
(КОНТРОЛЬ) НАДЗОР ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Аннотация
В статье авторами раскрыты основные аспекты надзора органов прокуратуры за соблюдением
трудового законодательства (далее - ТрК РФ). Длительное время функции госконтроля (надзора) за
204
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________
соблюдением трудового законодательства осуществляли профессиональные союзы, а также состоящая в их ведении техническая инспекция труда. В настоящий период государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда проводят федеральный орган контроля (надзора) за охраной труда, органы прокуратуры, специальные органы надзора.
При реализации своих полномочий органы прокуратуры вправе принимать решения в виде протеста, представления, постановления, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводят проверки, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Ключевые слова
прокуратура, надзор, протест, представление, постановление, акты прокурорского реагирования.
Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Надзор осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Граждане имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законами РФ. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Одним из государственных органов осуществляющий государственный контроль и надзор за соблюдением действующего трудового законодательства является Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ [1].
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет ряд функций, полномочий, организаций предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводят проверки, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
При реализации своих полномочий прокуроры применяют акты прокурорского реагирования - это закрепленные в специальном документе решения прокурора, с помощью которых он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.
Акты прокурорского реагирования - это основное орудие борьбы с нарушениями законов.
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установление нарушения закона о порядке общего надзора. К их числу относятся: протест, представление, постановление. Они закреплены в статьях 23-25 вышеуказанного закона. Так, ст. 25.1. закрепляет предостережение о недопустимости нарушения закона. Но, наверное, сложно относить предостережение к актам прокурорского реагирования на нарушения законности. Предостережение лишь предотвращают нарушения, в отличии от протеста, представления и постановления, которые являются актами реагирования на уже совершенное деяние. Потому необходимо считать верным раскрытие лишь вышеперечисленных трех актов прокурорского надзора.
Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит: «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт,
205
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______
либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации»[1,ст.23].
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. В исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. А при рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест и протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом[1].
Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме [1, ст.24]. А если представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения ФЗ. То, постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 ФЗ «О прокуратуре в РФ». В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: о возбуждении уголовного дела; о возбуждении производства об административном правонарушении.
Одним из основных способов реализации своих полномочия является прокурорская надзорная проверка. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор выносит постановление по любому выявленному в ходе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ либо законом соответствующего субъекта РФ[3]. Притом данный ФЗ не ограничивает прокурора кругом привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц, но и граждан и юридических лиц.
Примером прокурорского реагирования, как постановление может служить проверка исполнения законодательства, устанавливающего порядок проведения обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств. Так же, прокурор может составлять заявление о вынесении судебного приказа, согласно части 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства[1]. А также, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений[4].
Примером данного заявления о вынесение судебного приказа, может служить коллективное обращение работников о нарушении трудовых прав в связи с невыплатой заработной платы, что является грубым нарушением трудового законодательства.
В соответствии со ст. 129 ТрК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты [5]. Или же, согласно ч. 6 ст. 136 ТрК РФ заработная
206
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______________________
плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором[5]. Так, рассмотренные документы прокурорского реагирования позволяют сделать вывод, что:
- прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, а представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
- прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Тем самым, в соответствии с ФЗ о прокуратуре, прокуратура России осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
В РФ также установлен запрет на воздействие, в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В целом ФЗ устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Кроме того, в РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве гособвинителя [6]. Благодаря прокуратуре отменяется масса правовых актов на всех уровнях нормотворчества. Чаще всего страдают акты органов местного самоуправления. Причины создания таких актов очевидны: непрофессионализм работников, сложность правовой природы регулируемых
правоотношений; несовершенство ФЗ, допускающего неясные, а иногда и противоречивые нормы, и многое другое.
Выявление и устранение названных и других причин незаконности нормативных правовых актов позволит существенно улучшить их качество, но, видимо, какие-то недостатки все, же останутся. Поэтому необходимо установить действенный механизм устранения их незаконности.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. 17.11.1995 // Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» СЗ РФ 20.11.1995 № 47 ст. 4472.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, введен в действие 01.01.1997 (с изменениями на 7.04.2015) СЗ РФ. 24.05.1996.
3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ с измен. и дополн. . Действующая редакция от 29.06.2015.
4. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ : СЗ РФ. 24 ноября. 2006 г. Действующая редакция от 08.03.2015.
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации" (ТрК РФ) от 30.12.200 № 197-ФЗ. СЗ РФ. 21.12.2001. Действующая редакция от 31.12.2014г..
© А.П. Никитина, Л.И. Саченок, 2015
207
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
УДК 343.2
Обухова Светлана Сергеевна
старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса БГТИ (филиал) ОГУ,
г.Бузулук, РФ Е-mail: [email protected]
НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье исследовано понятие правовой концепции, ее сущность и признаки. На основе изучения и анализа нормативных правовых актов определена сущность уголовной политики России, выявлены направления развития уголовно-правовой политики государства на различных исторических этапах. Определены цели и задачи каждого субъекта правоприменительной и законодательной деятельности в рамках реализации новой концепции уголовной политики России.
Ключевые слова
Уголовно-правовая политика государства. Уголовное право. Субъекты правоприменительной деятельности. Концепция уголовн-правовой политики государства.
Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности [4, с. 25].
Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовнопроцессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями [8, с. 95].
Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений;
личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественнополитических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства.
На современном этапе существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть - уголовное законодательство, во многом вобравшая в себя непоследовательность мировоззренческой и методологической основ права. С одной стороны, принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ [2] устранил многие противоречия Уголовного кодекса РСФСР, провозгласил, казалось бы, демократические и гуманные социальные приоритеты - защиту прав и свобод личности. С другой стороны, УК РФ не пошёл дальше деклараций, оставив личность один на один с захлёстывающей общество преступностью.
Таким образом, основная задача правоведов - привести уголовно-правовые нормы в соответствие с международными нормами и принципами, ставящие перед собой главную цель - борьба с преступностью.В соответствии с Конституцией РФ [1] человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства,
208