Прокурорский надзор за исполнением
трудового законодательства как одно из приоритетных
направлений в деятельности прокуроров
Сабельфельд Татьяна Юрьевна,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Института повышения квалификации ФГКОУВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», [email protected]
В статье автор акцентирует внимание о необходимости соблюдения конституционных прав граждан в сфере труда. От стабильности и устойчивости социально-трудовых отношений зависит развитие социально-экономической сектора экономики. Сфера соблюдения трудовых прав граждан до настоящего времени является проблемной, поскольку ежегодно органами прокуратуры и контролирующими органами выявляются нарушения трудовых прав граждан. Один из приоритетных и актуальных направлений прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства является деятельность прокуроров в сфере защиты оплаты труда граждан - работников. В настоящее время ситуация в сфере оплаты труда продолжает оставаться неблагополучной, об этом свидетельствует и тот факт, что в правоохранительные органы поступает большое количество сообщений о преступных проявлениях, связанных с невыплатой заработной платы. В этой связи прокурорам необходимо пристально анализировать выявленные нарушения в сфере трудового законодательства и принимать исчерпывающие меры для их устранения и недопущения впредь. Работа прокурора на данном направлении прокурорской деятельности, должна осуществляться исходя из дифференциации нарушений, которые наиболее распространены на поднадзорной территории.
Ключевые слова. Прокурорский надзор, конституционные права граждан, нарушения трудовых прав, невыплата заработной платы, законодательство об охране труда, правоохранительные органы, минимальный размер оплаты труда - МРОТ, задолженность по заработной плате, уголовные дела по ст. 145.1 УК РФ.
Соблюдение трудовых прав граждан - важнейшая составляющая любого правового, социального, гражданского общества. В России гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере труда являются частью социально-экономической политики нашего государства. От стабильности и спокойствия каждого гражданина, которое формируется, в том числе, под влиянием трудового коллектива и "здоровой обстановки" в организации, зависит развитие социально-экономической сектора экономики. Чем стабильнее и устойчивее производственный и кадровый потенциал предприятия, тем выше его благосостояние как в отношении предпринимательских достижений, так и целей, отвечающих удовлетворению материальных и духовных потребностей каждого гражданина - работника.
Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе трудовых, во все времена являлось одной из важных и первостепенных задач прокуроров. Так, еще в царствование Павла I генерал-прокурор Куракин собирал сведения о всех фабриках, принимал меры к развитию фабрично-заводской промышленности, следил за управлением Уральским, Нерчинским, Пермским, Вятским металлургическими, чугунолитейными, медеплавильными, оружейными заводами1.
К сожалению, сфера соблюдения трудовых прав граждан до настоящего времени является проблемной, в том смысле, что тенденция резкого снижения нарушений трудовых прав граждан в последние годы не наблюдается.
В марте 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: "почти три четверти преступлений в области трудового законодательства связаны с невыплатой работникам заработной платы... Руководство каждого предприятия должно понимать, что оно не может решать свои экономические проблемы за счет выплат своим работникам, сваливая на них свои проблемы. В противном случае правовое преследование наступит неотврати-
„2
мо"2.
Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 201-202.
2 Выступление Путина В.В. 14.03.2017 на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]
http://kremlin.ru/events/president/news/54035 (дата обращения 29.10.2018).
Согласно статистических сведений органов прокуратуры и контролирующих органов ежегодно выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, в связи с чем данное направление прокурорской деятельности является актуальным и приоритетным. Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2017 году прокурорами выявлено 519 452 нарушений в сфере оплаты труда, что на 26,6 % меньше, чем в 2016 году, однако при этом существо возросло количество постановлений, направленных в органы предварительного расследования в порядке п.2. ч.2 ст. 37 УПК РФ для проведения доследственных проверок по фактам невыплаты заработной платы.
По результатам проведенных проверок по данным материалам следователями возбуждено в 2017 году 1050 уголовных дел по ст. 145.1 УК РФ, что на 13,5 % больше, чем в 2016 году1. Эти цифровые показатели позволяют констатировать, что нарушения в сфере труда, а именно по вопросам невыплаты заработной платы, стали грубее по своей природе.
В настоящее время ситуация в сфере оплаты труда продолжает оставаться неблагополучной, об этом свидетельствует и тот факт, что в правоохранительные органы в 2017 году поступило на 10 % больше сообщений о преступных проявлениях, связанных с невыплатой заработной платы.
В этой связи прокурорам необходимо пристально анализировать выявленные нарушения в сфере трудового законодательства и принимать исчерпывающие меры для их устранения и недопущения впредь. Так, согласно сведениям прокуроров, размер фактической задолженности по заработной плате на 01.01.2018 года составил более 11,5 млрд. рублей. Серьезной проблемой остается отсутствие возможности получить заработную плату на предприятиях-банкротах. Количество таких организаций, имевших задолженность по заработной плате в 2017 году, составило 1 084, их доля в общей сумме фактической задолженности работодателей - более 60 %. В последние годы количество регистрируемых преступлений, связанных с невыплатой заработной платы, неуклонно возрастает: в 2016 году оно увеличилось на 83, 7 % (1 679), в 2017 году - на 38,9 % (2332)2.
Изучив основные показатели работы надзорной деятельности прокуроров на данном направлении и принятые меры воздействия к нарушителям, на наш взгляд, прокурорам следует уделить внима-
1 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года. [Электронный ресурс] // официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации/ Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения Г 29.10.2018).
2 2 Постановление Координационного совещания руководителей
00 правоохранительных органов Российской Федерации № 2 от ^ 30.05.2018 "О состоянии и результатах работы правоохрани-(Ч тельных и контролирующих органов по противодействию пра-^ вонарушениям и преступлениям, связанным с невыплатой за-
01 работной платы" //Архив прокуратуры Новосибирской области,
2 2018 год.
ние следующим аспектам прокурорской деятельности в целях повышения и активизации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства:
1) наладить систематическое поступление и своевременный анализ информации о состоянии законности в сфере труда из органов контроля и правоохранительных органов;
2) к проведению проверок на предприятиях активно привлекать специалистов из различных контролирующих органов, получать от них необходимую информацию и сведения по предмету проверки;
3) проверять факты задолженности по заработной плате исходя не только из периода задолженности и оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), но и соответствия размера заработной платы Региональному соглашению о минимальном размере заработной платы (как известно, во многих регионах России региональный МРОТ увеличен по сравнению с общероссийским МРОТ);
4) уделять внимание проблемам выплаты заработной платы "в конвертах" и в иных скрытых формах;
5) взвешенно и принципиально оценивать работу контролирующих органов по осуществлению ими задач в сфере охраны труда, принимать меры к руководителям соответствующих подразделений и структур государственных специализированных органов, в частности Федеральной службы по труду и занятости;
6) активно использовать возможности прокурора по предъявлению исков в защиту нарушенных трудовых прав граждан, в частности по незаконным увольнениям, задержкам заработной платы и иным нарушениям трудовых прав граждан. Особое внимание необходимо уделять таким категориям граждан, как несовершеннолетние работники и пенсионеры, тем более что в условиях пенсионной реформы такие факты могут участиться;
7) не выходить за пределы полномочий прокурора при проведении проверок, а именно не затрагивая оперативно-хозяйственную и организационную деятельность организаций. На наш взгляд, прокурор не вправе вмешиваться в деятельность субъектов по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности, в частности, по изданию и принятию технологических инструкций и маршрутных карт, по экономическим и организационным решениям работодателя, не запрещенных законом, даже в тех случаях, когда подобные решения привели к потерям прибыли или иным образом негативно отразились на экономических интересах организации. В приказах Генерального прокурора Российской Федерации и информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ особо подчеркивается, что прокуроры не должны подменять контролирующие органы и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов. И, кроме того, по итогам прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона, при внесении актов прокурорского реагирова-
ния, например, в представлении должны содержаться вопросы относительно выполнения требований закона.
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства, прокуроры тем самым способствуют развитию рынка труда в России, повышению стабильности в области трудовых отношений между работником и работодателем, становлению правового социального государства, которое призвано соблюдать и реализовывать права граждан в сфере труда.
На наш взгляд, работа прокурора на данном направлении прокурорской деятельности , должна осуществляться исходя из дифференциации нарушений, которые наиболее распространены на поднадзорной территории. В тех регионах, где имеется негативная, отрицательная динамика о соблюдении законодательства об охране труда, в первую очередь, внимание прокуроров должно быть обращено на данную сферу законодательства. В ряде случаях, с учетом особенностей промышленного сектора экономики субъекта Российской Федерации, создаются и специализированные прокуратуры. Так, в Кемеровской области действует специализированная Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке), осуществляющая активную надзорную деятельность в сфере охраны труда и производственного травматизма.
Литература
1. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889.
2. Выступление Путина В.В. 14.03.2017 на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/events/president/news/54035 (дата обращения 29.10.2018).
3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года. [Электронный ресурс] // официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации/ Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения 29.10.2018).
4. Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации № 2 от 30.05.2018 "О состоянии и результатах работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию правонарушениям и преступлениям, связанным с невыплатой заработной платы" //Архив прокуратуры Новосибирской области, 2018 год.
Prosecutor's supervision over the implementation of labor legislation as one of the priorities in the activities of prosecutors
Sabelfeld T.Yu.
Moscow State Academy of Investigation Committee of the Russian Federation
In the article, the author focuses on the need to respect the constitutional rights of citizens in the field of labor. The development of the socio-economic sector of the economy depends on the stability and sustainability of social and labor relations. The sphere of observance of labor rights of citizens is still problematic, since annually the prosecutor's office and supervising bodies identify violations of labor rights of citizens. One of the priority and relevant areas of the prosecutor's supervision over the implementation of labor legislation is the work of prosecutors in the field of protection of labor remuneration of citizens - workers. At present, the situation in the sphere of wages continues to remain unsuccessful, this is evidenced by the fact that a large number of reports of criminal manifestations related to non-payment of wages are received by law enforcement agencies. In this regard, prosecutors need to carefully analyze the violations in the sphere of labor legislation and take comprehensive measures to eliminate them and prevent them in the future. The work of the prosecutor in this area of prosecution activity should be based on the differentiation of violations that are most common in the supervised area.
Keywords. Prosecutor's supervision, constitutional rights of citizens, violations of labor rights, non-payment of wages, legislation on labor protection, law enforcement agencies, the minimum wage - the minimum wage, arrears of wages, criminal cases under art. 145.1 of the Criminal Code.
References
1. Muravyev N.V. Prosecutor's supervision in his device and activities. M., 1889.
2. Speech by Putin V.V. March 14, 2017 at a meeting of the extended board of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation [Electronic resource] http://kremlin.ru/events/president/news/54035 (appeal date 10/29/2018).
3. Statistical data on the main indicators of the activities of the
prosecution authorities of the Russian Federation for January-December 2017. [Electronic resource] // official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation / Access mode: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (appeal date 10/29/2018).
4. Resolution of the Coordination Meeting of the Heads of Law
Enforcement Agencies of the Russian Federation No. 2 of 05/30/2018 "On the status and results of the work of law enforcement and regulatory agencies on countering offenses and crimes related to non-payment of wages" // Archive of the Prosecutor's Office of the Novosibirsk Region, 2018.