«УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»
УДК 658.386.3
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА - РЕАЛЬНЫЙ ФАКТ
RISK-ORIENTED APPROACH FOR CONDUCTING INSPECTIONS BY STATE LABOR INSPECTION IS
THE REAL FACT
С.Н. Барабанов;!, научный сотрудник ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] Ю.В. Кошечкин, старший научный сотрудник ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] S.N. Barabanova, Research Officer ASRI social development of the village FSBEI HE Orel SAU
Y.V. Koshechkin, Senior Research Officer ASRI social development of the village FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. В последние годы акцент проверок организаций государственной инспекцией труда делался в основном на организации бюджетной сферы, учитывая то обстоятельство, что большинство травм связанных с производством, происходит в организациях производственной сферы, в 2018 году произойдет переориентирование деятельности надзорных органов на эту сферу экономики. Основанием для этого явилось принятое Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «Основание изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Ключевые слова: категории риска, производственный травматизм, система управления охраной труда.
Abstract. Last years the accent of verifications of organizations was done the state inspection of labour mainly on organization of budgetary sphere, taking into account a that circumstance, that most traumas related to the production, takes place in organizations ofproductive sphere, in 2018 переориентирование of activity of supervisory organs will happen on this sphere of economy. Founding for this purpose was the accepted Decision of Government of Russian FEDERATION from February, 16 2017 № 197 "Founding of changes in some acts of Government of Russian Federation ".
Key words: risk categories, productive traumatism, control system by a guard
В соответствии с Постановлением в целях применения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда риск-ориентированного подхода деятельность работодателей -юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном прядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели), подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск -ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска согласно расчетам:
Высокий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
Значительный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
Средний риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
Умеренный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
Низкий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:
- решение главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
- решение главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категории значительного, среднего и умеренного риска.
В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.
Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; индивидуальный номер налогоплательщика; место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя; место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
По заказу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, установленный пунктом 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
Руководители организаций, разработав Положение о системе управления охраной труда в соответствии с требованиями Приказа Минтруда РФ № 438 от 19 августа 2016 года должны сверить категорию риска, которую присвоили надзорные органы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трудовой кодекса Российской Федерации
2. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «Основание изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
5. Приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»