«УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»
УДК 658.386.3
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РИСКОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
REGULATORY REGULATION OF RISKS IN LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION
Ю.В. Кошечкин, старший научный сотрудник ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] С.Н. Барабанова, научный сотрудник ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] Y.V. Koshechkin, Senior Research Officer ASRI social development of the village FSBEI HE Orel SAU
S.N. Barabanova, Research Officer ASRI social development of the village FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. Долгая дорога к нормативному регулированию рисков. В последнее время термины «Риск», «Производственный риск», «Оценка рисков», «Управление рисками» и в других интерпретациях встречаются очень часто в различных публикациях. К сожалению, до настоящего времени не разработан механизм оценки профессионального риска. В настоящей публикации мы пытаемся проанализировать поступательное движение в этом направлении.
Ключевые слова: риск, производственный травматизм, управление рисками
Abstract: It is a long way to regulatory risk management. Recently, the terms "Risk", "Production risk", "risk Assessment", "risk Management" and other interpretations are very common in various publications. Unfortunately, to date, a mechanism for occupational risk assessment has not been developed. In this publication we are trying to analyze the step-by-step movement in this direction.
Key words: risk, productive traumatism, risk management
Федеральным законом от 04.10.10 № 265- ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», предусматривающую постоянное совершенствование безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве.
В целях реализации требований указанной Конвенции Федеральным законом от 18.07.11 № 238 -ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 209 ТК РФ, согласно которым порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время согласно п. 5.2.18 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.12 № 610, полномочия по разработке порядка оценки уровня профессионального риска закреплены за Минтрудом России.
В течение 2011-2012 гг. Минздравсозразвития России, а с 2012 г. - Минтрудом России было организованно проведение научных исследований, позволивших обобщить практику управления рисками в различных видах экономической деятельности, по результатам которых было принято решение увязать управление профессиональными рисками в области охраны труда с уже существующими и реализуемыми сторонами трудовых отношений мероприятиями в области охраны труда в том числе с производимой в тот период аттестацией рабочих мест по условиям труда как основным способом выявления условий труда на рабочих местах.
В целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительством РФ от 25.12.12 № 25024-р, согласно поручению Президента РФ от 26.12.12 № ПР-3499 Минтруду России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и социальными партнерами обеспечить введение специальной оценки условий труда застрахованных лиц, по результатам которых соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам.
По результатам исполнения указанного поручения были приняты и с 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12. 13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценке условий труда».
При этом в ст. 7 Федерального закона от 28.12. 13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для оценки уровней профессиональных рисков.
Кроме того, в ТК РФ были внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению минимального размера, вида и объема гарантий компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (ст. 92, 117, 147 ТК РФ), а также упорядочивающие предусмотренные в ст. 209 ТК РФ процедуры управления охраной труда, согласно которым управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Одновременно было введено определение системы управления охраной труда с возложением на Минтруд России полномочий по утверждению Типового положения о системе управления охраной труда.
Одновременно с внедрением специальной оценки условий труда взамен аттестации рабочих мест по условиям труда, разработкой и принятием большого количества нормативных правовых актов Правительства РФ и Минтруда России, обеспечивающих указанное внедрение, а также осуществлением в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 03.04.14 № ОГ-Ш2-85пр мониторинга проведения специальной оценки условий труда была продолжена работа по внедрению управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, которая была реализована посредством принятия приказа Минтруда России от 19.08.16 № 438 «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
В указанном приказе впервые реализован методологический подход к выявлению и управлению профессиональными рисками при управлении охраной труда на основе исчерпывающего перечня опасностей для жизни и здоровья работников заложены основы управления профессиональными рисками.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Минтрудом России с 2016 г. осуществляется разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».
В рамках указанного законопроекта продолжена работа по внедрению управления профессиональными рисами в систему управления охраной труда с закреплением основных положений на законодательном уровне.
Так, в обязанности работодателя вменены создание и функционирование системы управления охраной труда, систематическая оценка ее эффективности, в том числе путем внутреннего и (или) внешнего (независимого) аудита, систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка, реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижению или ликвидации рисков, а вопросы организации системы управления охраной труда и политики работодателя в области охраны труда, соответствующие по своему содержанию аналогичным разделам Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.16 г. № 438н, выделены в отдельные статьи законопроекта.
Кроме того, законопроектом предусмотрено выделение в отдельную статью 217.2 вопросов, посвященных оценке и управлению профессиональными рисками.
В указанной статье введена классификация профессиональных рисков в зависимости от источников возникновения, а именно - риски получения работником профессионального заболевания, которые обусловлены состоянием производственного оборудования и действиями работника.
Однако ввиду различных методологических подходов к оценке уровня риска у различных федеральных органов исполнительной власти (пожарный риск у МЧС России, риск аварии у Ростехнадзора, риск для здоровья у Роспотребнадзора), обусловленных различной направленностью данной оценки и спецификой деятельности оцениваемых работодателей, выработать единую методологию оценки уровня профессионального риска с последующим принятием Минтрудом России нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок оценки уровня профессионального риска, не удалось.
В этой связи в рамках законопроекта в качестве подзаконных актов предусмотрена разработка Минтрудом России совместно с социальными партнерами Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению, а также Рекомендаций по классификации опасностей, выявляемых при управлении профессиональными рисками, в рамках которых предполагается установить порядок выбора и применения работодателем методологии уровня профессиональных рисков, исходя из требований действующих нормативных правовых актов и специфики экономической деятельности.
Вопросы оценки рисков имеют более чем 20-летнюю историю. За это время появилось много различных видов рисков и концептульных подходов к формированию нормативной базы по их оценке.
На прошедшем в декабре 2017 г. Международном форуме по охране труда Премьер-министр России Дмитрий Медведев, дал профильным ведомствам ряд поручений по охране труда, в том числе на вредных и опасных производствах, по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. Об этом сообщается на сайте правительства РФ: «В частности, Минтруду, Минздраву, Роспотребнадзору, Федеральному агентству научных организаций (ФАНО), Фонду социального страхования РФ поручено «представить предложения по совершенствованию законодательного регулирования в области безопасности и гигиены труда, предусматривающие переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке профессионального риска, а также по развитию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в части преобразования института «досрочных» пенсий в систему обязательного социального страхования». Роспотребнадзору совместно с Минздравом, Минтрудом, Минюстом, Фондом социального страхования РФ необходимо подготовить поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие наделение органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правом рассматривать дела об административных правонарушениях в части нарушения требований к факторам производственной среды и трудовому процессу, содержащихся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, а также нарушения установленного порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров /обследований/ работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда. Роструду необходимо организовать проведение выездных внеплановых проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценке условий труда. Минздрав совместно с Минтрудом, Минфином, Минэкономразвития, Роспотребнадзором, Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), ФАНО должны проработать вопрос о головном центре профессиональной патологии и порядке координации деятельности центров профессиональной патологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ поручено подготовить региональные целевые программы, направленные на улучшение условий и охраны труда, на основе актуализированной Минтрудом соответствующей типовой программы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «Основание изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
5. Приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
6. Барабанова С.Н., Кошечкин Ю.В. Риск-ориентированный подход при проведении проверок государственной инспекцией труда - реальный факт // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 4(16)
7. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Производственный травматизм и основные направления его профилактики // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 4(16)