Научная статья на тему 'Риск-ориентированное регулирование деятельности банковских групп в России'

Риск-ориентированное регулирование деятельности банковских групп в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый рынок / банковский сектор / банковская группа / регулирование / риски / риск-ориентированный подход / financial market / banking sector / banking group / regulation / risks / risk-oriented approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зудина Анастасия Валерьевна

Предмет/тема. В статье исследовано становление и развитие регулирования деятельности банковских групп в России, а также проведено исследование применения риск-ориентированного подхода в современном регулировании и надзоре. Цели/ задачи. Целью исследования является выявление основных риск-ориентированных триггеров в банковском регулировании, а также их влияния на банковские группы в России. Основными задачами исследования выступают систематизация и обобщение требований отдельных нормативных документов Банка России в области регулирования деятельности участников финансового рынка и банковских групп, а также выявление влияния примененных регуляторных требований на развитие финансового рынка. Методология. Анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция, а также экономический анализ. Вывод. Банковские группы включают в себя различных участников финансового и нефинансового рынка, а также распространяют свое влияние на широкий спектр участников реального сектора экономики, в связи с чем могут являться носителями системных рисков. Регулирование деятельности банковских групп и их участников, ориентированное на выявление и минимизацию рисков, является тенденций настоящего времени и требует активного развития с целью поддержания стабильности финансовой системы страны. Указанное имеет особую значимость при активном развитии вокруг банковских групп экосистем и применения современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-ORIENTED REGULATION OF BANKING GROUPS IN RUSSIA

Subject/Topic. The article examines the formation and development of regulation of banking groups in Russia, as well as a study of the application of a risk-based approach within this action. Goals/Objectives. The aim of the study is to identify the main risk-oriented triggers in banking regulation, as well as their impact on banking groups in Russia. The main objectives of the study are the systematization and generalization of the requirements of individual regulatory documents of the Bank of Russia in the field of regulation of financial market participants and banking groups, as well as the identification of the impact of applied regulatory requirements on the development of the financial market. Methodology. Analysis, synthesis, generalization, deduction, induction, as well as economic analysis. Conclusions and Relevance. Banking groups include various participants in the financial and non-financial market, and also extend their influence to a wide range of participants in the real sector of the economy, in connection with which they may be carriers of systemic risks. Regulation of the activities of banking groups and their participants, focused on identifying and minimizing risks, is a trend of the present time and requires active development in order to maintain the stability of the country’s financial system. This is of particular importance with the active development of ecosystems around banking groups and the use of modern technologies.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированное регулирование деятельности банковских групп в России»

Риск-ориентированное регулирование деятельности банковских групп в России

Зудина Анастасия Валерьевна1,

аспирант Департамента банковского дела и монетарного регулирования, стажёр-исследователь Института научных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: a.v.zudina@mail.ru

Предмет/тема. В статье исследовано становление и развитие регулирования деятельности банковских групп в России, а также проведено исследование применения риск-ориентированного подхода в современном регулировании и надзоре. Цели/ задачи. Целью исследования является выявление основных риск-ориентированных триггеров в банковском регулировании, а также их влияния на банковские группы в России. Основными задачами исследования выступают систематизация и обобщение требований отдельных нормативных документов Банка России в области регулирования деятельности участников финансового рынка и банковских групп, а также выявление влияния примененных регуляторных требований на развитие финансового рынка. Методология. Анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция, а также экономический анализ. Вывод. Банковские группы включают в себя различных участников финансового и нефинансового рынка, а также распространяют свое влияние на широкий спектр участников реального сектора экономики, в связи с чем могут являться носителями системных рисков. Регулирование деятельности банковских групп и их участников, ориентированное на выявление и минимизацию рисков, является тенденций настоящего времени и требует активного развития с целью поддержания стабильности финансовой системы страны. Указанное имеет особую значимость при активном развитии вокруг банковских групп экосистем и применения современных технологий.

Ключевые слова: финансовый рынок, банковский сектор, банковская группа, регулирование, риски, риск-ориентированный подход.

1 Научный руководитель: Зубкова Светлана Валерьевна, к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: zubkovasv@inbox.ru).

Регулирование деятельности участников финансового рынка, ориентированное на обеспечение и поддержание их финансовой устойчивости, предполагает вменение ограничений на уровень принимаемых ими рисков, что может явиться сдерживающим фактором их деловой активности и ограничением экономического развития страны в дальнейшем. В этой связи, процесс совершенствования банковского регулирования и надзора на общемировом и национальном уровнях свидетельствует о постоянном поиске новых подходов, обеспечивающих эффективность регуляторного вмешательства без существенного ограничения рыночных механизмов.

В настоящее время банковское регулирование в России осуществляется в соответствии с риск-ориентированным подходом, основанным на рекомендациях БКБН и в будущем будет также опираться на лучшие международные практики, при условии, что они будут эффективны в нынешних российских условиях [1 ].

Если обратиться к международным трендам в регулировании, то стоит отметить, отраженные в годовом отчете The Financial Stability Board (FSB) результаты работы по устранению системного риска в небанковском финансовом посредничестве, разработке набора политических инструментов для управления рисками и надзора, а также возникших предпосылках для внедрения системы международного регулирования [2].

В научном мире ранее отмечалось, что стандарты БКБН зачастую тормозят вклад банковского сектора в экономическое развитие. Определенным сдерживающим фактором является принцип осторожности, которому следуют регуляторы во всем мире. Предлагаемые рекомендации необходимо применять и внедрять постепенно и обдуманно с учетом сложившейся банковской системы страны, а следование таким рекомендациям в текущих геополитических условиях не может являться приоритетом в государственном регулировании [3].

Еще в 2011 году З.А. Тимофеева [4] отмечала, что основными тенденциями совершенствования механизма регулирования деятельности банков является, в том числе, развитие методов консолидированного и риск-ориентированного банковского надзора.

В научном труде С.Е. Дубовой проведен анализ развития риск-ориентированного подхода в банковском регулировании и надзоре, а также приведены все теоретические основы указанного процесса [5]. Также Д.В. Беспаловой установлено, что риск-ориентированность становится важным качеством регулирования [6].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Различные участники финансового рынка предоставляют широкий перечень продуктов и услуг, а соответственно генерируют различные риски. Соответственно банковские объединения, в которые входят участники из различных сфер, могут обладать более разнообразными рисками и приковывать более пристальное внимание со стороны иных участников финансового рынка и надзорного органа.

В контроле за уровнем зарождающихся системных рисков и их ограничении не последнюю роль играет регулирование. Надзорные органы устанавливают требования к участникам финансового рынка, тем самым оказывая непосредственное влияние на их деятельность и развитие финансового рынка в целом.

Регулирование банковских групп является особой частью регулирования банковской сферы, так как должно учитывать различные аспекты деятельности их участников.

Первое упоминание в отечественном законодательстве о банковских группах пришлось на 1996 год, когда Федеральным законом № 17-ФЗ в федеральный закон о банковской деятельности были внесены изменения. Так, в новой редакции федерального закона № 395-1 появилось упоминание о том, что группы кредитных организаций образуются для совместного решения задач и осуществления операций путем заключения договора. Указанное являлось только предпосылкой к формированию понятия банковских объединений в России и не имело ничего общего с используемом понятием ныне.

В дальнейшем же, с 2001 года в вышеупомянутом федеральном законе появилось определение банковской группы, которая признавалась, как не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, где головная кредитная организация оказывает существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций) [7]. Указанное определение более приближенно к действующим реалиям, однако ограничено периметром банковской группы только участниками - кредитными организациями. Стоит отметить, что в начале 2000-х годов, Банк России еще не имел возможности регулировать и контролировать деятельность всех участников финансового рынка.

Только с конца 2013 года контроль за отдельными участниками финансового рынка перешел из-под руководства ФСФР к Банку России, который стал мегарегулятором и на который были возложены функции регулирования, надзора и контроля за различными секторами и инфраструктурой отечественного финансового рынка. Регулирование Е банковских групп не заставило себя ждать, и уже £ с начала 2014 года в рамках внесения изменений — в вышеуказанный федеральный закон закреплено ^ определение банковской группы, которое используется и по настоящее время, а именно - не яв-Ц ляющееся юридическим лицом объединение юри-

дических лиц, в котором одно или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы). Таким образом, наглядно видны изменения в области определения банковской группы и её участников с учётом развития и становления отечественной банковской системы.

В настоящее время периметр консолидации участников банковских групп имеет еще более усложненную структуру. Так, в периметр банковской группы могут входить участники из различных секторов экономики, которые не являются участниками финансового рынка. Соответственно указанные участники банковских групп не являются подконтрольными Банку России, а соответственно к ним не могут быть применены в полной мере инструменты регулирования и надзора мегарегулятора. К примеру, в соответствии с регуляторными нормами ПИФ не могут быть признаны участниками банковской группы, так как не являются юридическим лицом. В данном случае Банк России рекомендует руководствоваться принципом преобладания экономической сущности над юридической формой и консолидировать данных участников при условии, что головная кредитная организация банковской группы контролирует их деятельность или оказывает существенное влияние в соответствии с требованиями МСФО 10 [8].

Стоить привести практический пример имеющихся различий в регуляторных требованиях к консолидации участников банковской группы и ее фактическому определению. Так, в банковскую группу Тинькофф включены различные участники финансового рынка, в том числе компании, доля владения головного банка в которых составляет 0%:

- микрофинансовая компания на основании рекомендации Банка России, а не на основании регуляторных требований к периметру консолидации;

- организация по предоставлению финансовых услуг только на основании условия договора, с учетом отсутствия права голоса банка в ней;

- организация по предоставлению образовательных услуг [9].

Хоть доля владения в объекте инвестиций и является значимым фактором при определении подконтрольности, однако не является исчерпывающим. В МСФО 10 приведены такие факторы, как наличие права доходов от участия в объекте инвестиций и подверженность риску их изменения, возможность влияния на величину доходов инвестора, которые должны быть учтены. Так, головные кредитные организации банковских групп в соответствии с внутренними документами самостоятельно могут определить перечень некрупных участников, подлежащих включению в консолидированную отчетность, с соблюдением регуляторных требований в том числе с учетом критерия существенности.

Стоит отметить, что в публикуемой информации о рисках головными кредитными организациями банковских групп зачастую раскрываются подроб-

но сведения о причинах включения / исключения из периметра консолидации тех или иных участников, а также сведения о наличии/отсутствии различий в порядке их консолидации в отчетности, подготавливаемой в соответствии с РСБУ и МСФО. Наличие расхождений в количестве участников крупнейших банковских групп России на 01.01.2020 отмечалось также в исследовании Е.И. Мешковой [10].

Такой периметр консолидации участников банковских групп, отличающийся от закрепленных стандартом требований, является, однако, распространенной практикой. Аналогичные вышеприведенному примеры консолидации при отсутствии фактического контроля головной кредитной организации над участниками на основе фактического владения имеется во многих банковских группах, к примеру, в банковской группе Райффайзен, где 1 из 7 консолидируемых участников группы контролируются банком на 25%, а 2 участника на 0% соответственно [11 ]. Указанная группа также публикует информацию об отсутствии разницы в участниках группы для составления отчетности банковской группы и для консолидированной финансовой отчетности.

В свою очередь, банковская группа ВТБ раскрывает информацию о том, что в периметре консолидируемых участников в целях раскрытия информации о рисках на консолидированной основе и составления консолидированной финансовой отчетности имеются различия (только 14 из 18 участников группы включаются в консолидированную отчетность), обусловленные ограничениями в рамках пруденциального регулирования [12].

Стоит отметить, что Указанием Банка России № 4482-У предусмотрена таблица 3.11, в которой головными кредитными организациями банковских группы подлежит раскрывать информацию о различиях в периметрах бухгалтерской и регулятор-ной консолидации [13].

Даже при наличии закрепленного определения банковской группы остается открытым перечень её участников, что усложняет процесс надзора за их деятельностью. Наличие со стороны надзорного органа рекомендаций в области включения участников в периметр консолидации является мягкой (косвенной) мерой регулирования.

Банк России озадачен анализом деятельности подконтрольных лиц, влиянием их деятельности на экономическую ситуацию в стране, поиском решений для своевременного реагирования на изменившиеся условия окружающей обстановки и внесением изменений в регулирование. Для этого вырабатываются принципы регулирования, которые не позволяют подконтрольным лицам накапливать и распространять принимаемые риски. Данные

1 Различия между периметром бухгалтерской консолидации и периметром регуляторной консолидации, а также информация о соотношении статей годовой (бухгалтерской) финансовой отчетности кредитной организации (консолидированной финансовой отчетности банковской группы) с регуляторными подходами к определению требований к капиталу в отношении отдельных видов рисков.

подходы к регулированию и надзору получили название риск-ориентированные. Особое значение в условиях развития цифровых технологий и финансовых экосистем приобретает развитие риск-ориентированного регулирования и надзора за деятельностью банковских групп.

Если рассмотреть развитие риск-ориентированного подхода в регуляторной и надзорной деятельности в России, то можно обратить внимание на упоминания о нем в годовых отчетах мега-регулятора. Еще в годовом отчете Банка России за 2013 год, с момента становления его в качестве мегарегулятора финансового рынка, были первые упоминания об издании нормативных актов по регулированию деятельности банковских групп и холдингов. В рамках совершенствования подходов к осуществлению консолидированного надзора Банк России в июне 2016 года опубликовал консультативный доклад2, предусматривающий порядок надзора в отношении данных банковских объединений.

В развитии этой области регулирования в 2017 году был уточнен порядок включения в отчетность и иные сведения о банковской группе отчетных данных её участников, конкретизирована процедура определения доли участия участника в деятельности банковской группы, а также разъяснен порядок расчета величин надбавок к нормативам и отражения их значений в отчетности для трансграничных банковских групп. Кроме того, с 2017 года регуляторные требования, применявшиеся к банковским группам, спроецировали на банковские холдинги.

С 2019 года Банк России начал осуществлять оценку качества головных кредитных организаций и кредитных организаций - участников банковских групп на консолидированной основе, а также совершенствовать требования к расчету головными кредитными организациями величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, а также надбавок к ним.

Обзоры происходящих изменений в регулировании отечественного финансового рынка рассматриваются Банком России в информационных бюллетенях «Банковское регулирование» и материалах «Обзор банковского регулирования» на своем официальном сайте [14]. Согласно нынешним требованиям отечественного регулирования, кредитные организации и головные кредитные организации банковских групп должны самостоятельно разрабатывать методологию классификации рисков. В Указании № 3624-У отмечается, что система управления рисками и капиталом должна выявлять присущие, потенциальные и значимые для банков (банковской группы) риски [15].

Учитывая, что основная направленность деятельности банковских групп сосредоточена на банковском бизнесе, то риск-ориентированный подход необходим при анализе банковских групп. Кроме

2 О совершенствовании регулирования деятельности банковских групп, банковских холдингов и иных объединений юридических лиц с участием финансовых организаций.

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

того, риски приобретают основополагающее значение для проведения надзора за банковскими группами, который нацелен на развитие применения риск-ориентированных подходов.

Виды рисков, которым подвержены участники банковских групп, и угроза их реализации постоянно расширяются соответственно риск-ориентированное регулирование приобретает первостепенную значимость. Основной задачей риск-ориентированного регулирования должно являться снижение уровня рисков участников банковских групп по отдельности и в качестве единого объекта регулирования и надзора в целях поддержания финансовой стабильности. В современных условиях эта задача приобретает особую важность в свете тенденции к синергии финансовых и нефинансовых сервисов, их объединение в экосистемы.

В России активную роль в формировании экосистем играют банки и банковские группы, а также крупнейшие технологические компании. Для банковских групп указанный процесс имеет особую значимость и масштабность, ведь они обладают большими техническими и финансовыми возможностями и распространяют свое воздействие данным способом на различные рынки. Наличие широкого спектра деятельности участников банковских групп, а также создание вокруг них экосистем порождает специфические риски.

К примеру, в экосистему Тинькофф включены: кредитная организация, страховая компания, мобильный оператор, биржевой брокер, компании в области предоставления услуг для бизнеса и населения. В данной экосистеме машинное обучение и искусственный интеллект применяются почти во всех процессах, а для защиты информации используется биометрические данные [16]. В экосистему ПАО Сбербанк включены такие направления, как электронная коммерция, облачные технологии и цифровые сервисы, доставка продуктов и развлечения, такси и иные.

В исследовании Андрюшин С.А. и Григорьев Р.А. проанализированы экосистемы крупных отечественных СЗКО, а также сформулирован возможное направление развития экосистем в России [17].

Если деятельность банковской группы сосредоточена в области банковского бизнеса, то её основными рисками будут являться риски, присущие кредитным организациям, в частности кредитный и процентный риски. Однако, если постепенно значимость инновационных компаний - участников банковской группы начинает превалировать над участниками - банками, в том числе благодаря развитию экосистемы, основные риски данной банковской группы изменятся. Может активно реа-лизовываться ключевые риски, бизнес-риски, опе-Е рационные риски, а также риски вынужденной под-£ держки других участников экосистемы, о которых â отмечалось в издании мегарегулятора [18]. g В настоящее время в мире еще не сформулировано четких регуляторных рамок, которые бы Ü могли определить критерии развития экосистем.

В России разрабатываются подходы к регулированию экосистем, которые позволят им развиваться и выдерживать конкуренцию, а также предоставлять необходимые клиентам продукты и сервисы. Важным направлением является разработка подходов к регулированию экосистемного бизнеса.

Согласно Основным направления развития финансового рынка происходит постепенное размывание границ между секторами финансового рынка, деятельность финансовых посредников приобретает кросс-секторальный характер, а также появление экосистем требуют дополнительной настройки регулирования финансового рынка [19].

Более того, Банк России для снижения рисков вложения банков в экосистемы могут использоваться разные варианты регулирования, как запретительные, так и более гибкие, предоставляющие банкам возможности для развития экосистем при адекватном покрытии рисков капиталом [20]. В рамках гибкого регуляторного воздействия на банки, развивающие крупные экосистемы, предусматривается обеспечение адекватной оценки рисков, введение риск-чувствительного лимита, а также повышение требований к капиталу. Указанное регулирование основано на риск-ориентированном подходе.

Надзорным органом планируется проведение анализа стратегических рисков, рисков вынужденной поддержки и рисков информационной безопасности банков, которые активно развивают экосистемы, включая, а также оценки влияния этих рисков на их финансовую устойчивость. Рассматривается возможность развития экосистем вокруг кредитных организаций при соразмерном покрытии потенциальных рисков капиталом, чтобы возможные финансовые потери приходились на акционеров [21].

Помимо развития экосистем важным направлением развития современного банковского бизнеса является широкое применение современных технологий. Процесс цифровизации может увеличивать операционные риски, которым и так подвержены все участники банковских групп. Современные технологии в настоящее время применяются всеми крупными банковскими группами, что позволяет расширить клиентскую базу. Банком России отмечается, что нарастание операционного риска обусловлено использованием современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, машинного обучения, технологий распределенных реестров, а также увеличением количества и разнообразия дистанционных сервисов [21].

В настоящее время не остаются без внимания и иные участники финансового рынка, входящие в банковские группы, в частности НФО, страховые компании и иные. Так, вносятся изменения в порядок лицензирования КПК, разрабатываются дополнительные формы отчетности для ПУРЦБ, позволяющие оценить риски клиентов. Развитие регулирования страхового сектора направлено на дальнейшее введение риск-ориентированного подхода, в области совершенствования расчета страховых

резервов и оценке страховых рисков, что отмечалось в изданиях мегарегулятора [22].

Отдельным витком развития в регулировании за участниками банковских групп планируется введение надзорных полномочий за лизинговыми компаниями. Данная сфера в настоящее время не подконтрольна Банку России, однако происходит активное обсуждение о дополнительном включении в периметр подконтрольности за данным сегментом.

В условиях прогрессирующего распространения банковских групп на различные сферы крайне важно развивать регулирование и надзор на консолидированной основе. Необходимость применения инструментов консолидированного регулирования и надзора за банковскими группами обусловлена совершением между головным банком и участниками банковской группы внутригруппо-вых операций со специфическими рисками, которые невозможно достоверно оценить, минимизировать и предупредить с помощью традиционных инструментов, используемых надзорным органом на индивидуальной основе. Консолидированный надзор должен не заменять, а дополнять надзор за каждым из участников банковской группы, осуществляемый на индивидуальной основе, а также быть ориентирован на международную практику в области применения риск-ориентированного подхода [23].

Успех в обеспечении финансовой стабильности банковского сектора может быть достигнут при согласованности регулирующих и надзорных действий, в том числе с осуществлением контактного надзора. Результаты надзорных проверок таких крупных объектов, как банковские группы, должны на постоянной основе анализироваться надзорным блоком для последующего внесения уточнений в действующую нормативную базу и совершенствования механизмов регулирования. Использование консолидированных подходов в банковском регулировании позволит повысить качество проводимых надзорных процедур, устанавливать требования к деятельности банковских групп в зависимости от размера и типов принимаемых рисков всех консолидируемых участников.

Регулирование таких кросс-секторальных объединений, как банковских группы, основанное на оценке рисков их участников, должно активно проецироваться на надзорную практику. При высокой значимости деятельности банковских групп возникает необходимость и в применении новых подходов и моделей к надзору за ними. Результатом совершенствования нормативной базы в области регулирования банковских групп должно явиться внедрение кросс-секторальной модели банковского надзора за банковскими группами в России.

Внедрение кросс-секторальной модели банковского надзора за банковскими группами должно опираться на внесение следующих правил: 1) одновременное / параллельное осуществление

инспекционных проверок основных участников

банковских групп, принимающих на себя основ-

ные риски группы или имеющих возможность распространения совокупных рисков;

2) внедрение современных технологий, направленных на повышение эффективности работы внутренних структурных подразделений ме-гарегулятора, в том числе с учетом обработки большого количества предоставляемых банковской группой данных;

3) сокращение временного периода, необходимого для проведения оценочных процедур и принятия надзорных решений;

4) доработка нормативной базы в рассматриваемом аспекте надзорных действий Банка России. В заключение отметим, что регулирование финансового рынка находится в постоянном поиске направлений развития, обусловленном ответной реакцией на кризисы и появлением новых типов и источников рисков. Банк России, в свою очередь, постепенно развивает применение новых инструментов в регулировании участников финансового рынка, в том числе банковских групп. Регулирование деятельности банковских групп и их участников, ориентированное на выявление и минимизацию рисков, является тенденцией настоящего времени и активно развивается с целью поддержания стабильности финансовой системы страны. Для более полного контроля за банковскими группами целесообразно предусмотреть внедрение в арсенал надзорных органов элементов кросс-секторальной модели банковского надзора и регулирования, учитывающей все нюансы деятельности и риски всех участников банковской группы.

Литература

1. Иванова, С.В. Банковские риски. Органы, осуществляющие контроль за их регулированием / С.В. Иванова, О.В. Криони. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 47 (233). - С. 244-245. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/233/53992/ (дата обращения: 26.10.2023).

2. FSB Annual Report. - URL: https://www.fsb.org/ wp-content/uploads/P111023.pdf (дата обращения: 02.10.2023).

3. Миронов В. Ю., Миронова М.В. Актуальные проблемы внедрения риск-ориентированных подходов пруденциального банковского регулирования в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2023 № 2(63). С. 274280. DOI: 10.25683/V0LBI.2023.63.626.

4. Тимофеева, З.А. Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями: теоретический аспект проблемы // Финансы и кредит. 2011. № 26 (458). - URL: https://cyberlen-inka.ru/artide/n/risk-orientirovannyy-nadzor-za-kreditnymi-organizatsiyami-teoreticheskiy-aspekt-problemy (дата обращения: 26.10.2023).

5. Развитие рискориентированных подходов в банковском регулировании и надзоре: монография / С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2012-184 с. ISBN 9785-9765-1336-5 (ФЛИНТА).

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

6. Беспалова, Д.В.. Развитие риск-ориентированного дифференцированного регулирования банковского сектора в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит. - URL: http://elib.fa.ru/avtoreferat/bespalova_diss.pdf/ download/bespalova_diss.pdf (дата обращения: 26.10.2023).

7. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». - URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_901809198 (дата обращения: 28.10.2023).

8. Замечания и предложения к докладу для общественных консультаций: «О совершенствовании регулирования деятельности банковских групп, банковских холдингов и иных объединений юридических лиц с участием финансовых организаций». - URL: https://cbr.ru/Con-tent/Document/File/50722/holding_170201_2.pdf (дата обращения: 27.10.2023).

9. Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом банковской группы. Отчетность АО «Тинькофф Банк». Сайт Банка России. - URL: https://cbr.ru/ finorg/foinfo/reports/?ogrn=1027739642281 (дата обращения: 29.10.2023).

10. Мешкова, Е.И. Проблемы оценки и управления рисками российских банковских групп / Е.И. Мешкова // Финансы, деньги, инвестиции. - 2021. - № 3(79). - С. 33-40. - DOI 10.36992/2222-0917_2021_3_34. - EDN GES-BLD. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_35347472_49624612.pdf (дата обращения: 02.11.2023).

11. Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом за 9 месяцев 2021 года. - URL: https://cbr. ru/banking_sector/credit/coinfo/?id=450016096 (дата обращения: 26.10.2023).

12. Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом Группы ВТБ за 9 месяцев 2021 года. - URL: https://cbr.ru/banking_sector/cred-it/coinfo/?id=350000008 (дата обращения: 28.10.2023).

13. Указание Банка России от 07.08.2017 № 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом». - URL: https://sudact.ru/ law/ukazanie-banka-rossii-ot-07082017-n-4482-u/ prilozhenie/razdel-iii/tablitsa-3.1/ (дата обращения: 19.10.2023).

14. Информационный материал «Обзор банковского регулирования». - URL: https://cbr.ru/na/ banking_regulation_newsletter/ (дата обращения: 30.10.2023).

15. Указание Банка России от 15.04.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и бан-

ковской группы». - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180268/ (дата обращения: 15.09.2023).

16. О Тинькофф. - URL: https://www.tinkoff.ru/about/ (дата обращения: 29.10.2023).

17. Андрюшин С.А., Григорьев Р.А. (2021). Экоси-стемные банки: формы, риски и методы регулирования // Terra Economicus 19(4): 51-65. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-51-65

18. Доклад для общественных консультаций «Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы». - URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/123688/Consultation_Paper_23062021.pdf (дата обращения: 26.10.2023).

19. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. - URL: https://cbr.ru/ Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025. pdf (дата обращения: 26.09.2023).

20. Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/131360/oncfr_2022-2024.pdf (дата обращения: 19.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Официальный сайт Банка России. Банковский сектор: Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации. - URL: https://cbr.ru/banking_sector/statistics/ (дата обращения: 15.09.2023).

22. Сторожилова, Е.А. Консолидированный банковский надзор и банковские риски / Е.А. Сто-рожилова // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2012. - № 2(25). -С. 87-95. - EDN RFOTBD.

RISK-ORIENTED REGULATION OF BANKING GROUPS IN RUSSIA

Zudina A.V.1

Financial University under the Government of the Russian Federation

Subject/Topic. The article examines the formation and development of regulation of banking groups in Russia, as well as a study of the application of a risk-based approach within this action. Goals/Objectives. The aim of the study is to identify the main risk-oriented triggers in banking regulation, as well as their impact on banking groups in Russia. The main objectives of the study are the systematization and generalization of the requirements of individual regulatory documents of the Bank of Russia in the field of regulation of financial market participants and banking groups, as well as the identification of the impact of applied regulatory requirements on the development of the financial market. Methodology. Analysis, synthesis, generalization, deduction, induction, as well as economic analysis. Conclusions and Relevance. Banking groups include various participants in the financial and non-financial market, and also extend their influence to a wide range of participants in the real sector of the economy, in connection with which they may be carriers of systemic risks. Regulation of the activities of banking groups and their participants, focused on identifying and minimizing risks, is a trend of the present time and requires active development in order to maintain the stability of the country's financial system. This is of particular importance with the active development of ecosystems around banking groups and the use of modern technologies.

Keywords: financial market, banking sector, banking group, regulation, risks, risk-oriented approach.

1 Supervisor: Zubkova S.V., Financial University under the Government of the Russian Federation.

References

1. Ivanova, S.V. Banking risks. Bodies exercising control over their regulation / S.V. Ivanova, O.V. Krioni. - Text: immediate // Young scientist. - 2018. - No. 47 (233). - P. 244-245. - URL: https:// moluch.ru/archive/233/53992/ (date of access: 10/26/2023).

2. FSB Annual Report. - URL: https://www.fsb.org/wp-content/up-loads/P111023.pdf (access date: 10/02/2023).

3. Mironov V. Yu., Mironova M.V. Current problems of introducing risk-oriented approaches to prudential banking regulation in the Russian Federation // Business. Education. Right. 2023 No. 2(63). pp. 274-280. DOI: 10.25683/V0LBI.2023.63.626.

4. Timofeeva, Z.A. Risk-based supervision of credit institutions: theoretical aspect of the problem // Finance and Credit. 2011. No. 26 (458). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ risk-orientirovannyy-nadzor-za-kreditnymi-organizatsiyami-teoreticheskiy-aspekt-problemy (date of access: 10/26/2023).

5. Development of risk-oriented approaches in banking regulation and supervision: monograph / S.E. Dubova, A.S. Kutuzova. -Moscow: FLINTA: Science, 2012-184 p. ISBN 978-5-97651336-5 (FLINT).

6. Bespalova, D.V. Development of risk-based differentiated regulation of the banking sector in the Russian Federation. Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. 08.00.10 - Finance, money circulation and credit. - URL: http:// elib.fa.ru/avtoreferat/bespalova_diss.pdf/download/bespalova_ diss.pdf (access date: 10/26/2023).

7. Federal Law of December 2, 1990 No. 395-1 "On Banks and Banking Activities." - URL: https://www.glavbukh.ru/npd/ edoc/99_901809198 (date of access: 10/28/2023).

8. Comments and suggestions to the report for public consultations: "On improving the regulation of the activities of banking groups, bank holding companies and other associations of legal entities with the participation of financial organizations." - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/50722/holding_170201_2. pdf (access date: 10/27/2023).

9. Information on accepted risks, procedures for their assessment, risk and capital management of the banking group. Reporting of JSC Tinkoff Bank. Website of the Bank of Russia. - URL: https://cbr.ru/finorg/foinfo/reports/?ogrn=1027739642281 (access date: 10/29/2023).

10. Meshkova, E.I. Problems of assessing and managing risks of Russian banking groups / E.I. Meshkova // Finance, money, investments. - 2021. - No. 3(79). - P. 33-40. - DOI 10.36992/2222-0917_2021_3_34. - EDN GESBLD. - URL: https://www.eli-brary.ru/download/elibrary_35347472_49624612.pdf (access date: 11/02/2023).

11. Information on accepted risks, procedures for their assessment, risk and capital management for 9 months of 2021. - URL: https://cbr.ru/banking_sector/credit/coinfo/?id=450016096 (access date: 10/26/2023).

12. Information on accepted risks, procedures for their assessment, risk and capital management of VTB Group for 9 months of 2021. - URL: https://cbr.ru/banking_sector/credit/coin-fo/?id=350000008 (access date: 10/28/2023).

13. Directive of the Bank of Russia dated August 7, 2017 No. 4482-U "On the form and procedure for disclosure by a credit organization (the parent credit organization of a banking group) of information on accepted risks, procedures for their assessment, risk and capital management." - URL: https://sudact.ru/ law/ukazanie-banka-rossii-ot-07082017-n-4482-u/prilozhenie/ razdel-iii/tablitsa-3.1/ (date of access: 10/19/2023).

14. Information material "Review of banking regulation". - URL: https://cbr.ru/na/banking_regulation_newsletter/ (date of access: 10/30/2023).

15. Directive of the Bank of Russia dated April 15, 2015 No. 3624-U "On the requirements for the risk and capital management system of a credit organization and a banking group." - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180268/ (date of access: 09/15/2023).

16. About Tinkoff. - URL: https://www.tinkoff.ru/about/ (access date: 10/29/2023).

17. Andryushin S.A., Grigoriev R.A. (2021). Ecosystem banks: forms, risks and methods of regulation // Terra Economicus 19(4): 51-65. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-51-65

18. Report for public consultations "Regulating the risks of banks' participation in ecosystems and investments in immobilized assets." - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/123688/ Consultation_Paper_23062021.pdf (access date: 10/26/2023).

19. Main directions of development of the financial market of the Russian Federation for 2023 and the period 2024 and 2025. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/143773/on-fr_2023-2025.pdf (access date: 09.26.2023).

20. Project of main directions of digitalization of the financial market for the period 2022-2024. - URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/131360/oncfr_2022-2024.pdf (access date: 10.19.2023).

21. Official website of the Bank of Russia. Banking sector: Statistical indicators of the banking sector of the Russian Federation. -URL: https://cbr.ru/banking_sector/statistics/ (date of access: 09/15/2023).

22. Storozhilova, E.A. Consolidated banking supervision and banking risks / E.A. Storozhilova // Legal science and reform of legal education. - 2012. - No. 2(25). - pp. 87-95. - EDN RFOTBD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.