Научная статья на тему 'Управление банковской ликвидностью в условиях экономической турбулентности'

Управление банковской ликвидностью в условиях экономической турбулентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская ликвидность / денежный рынок / финансовый рынок / рефинансирование / дефицит ликвидности / буферы ликвидности / стресс-тестирование / волатильность / риски / bank liquidity / money market / financial market / refinancing / liquidity deficit / liquidity buffers / stress testing / volatility / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашковская Ирина Владимировна

Кризисные события 2022 года показали необходимость разработки комплекса мер по управлению банковской ликвидностью как на уровне отдельных банков, так и всей банковской системы. Резкое сокращение объемов рыночной ликвидности у отечественных банков в начале 2022 года потребовало от Банка России вмешательства и предоставления централизованных ресурсов, используя механизм рефинансирования, операции на открытом рынке, специализированные механизмы и инструменты поддержания ликвидности. Банк России в дальнейшем планирует совершенствовать систему управления банковской ликвидностью на основе внесения изменений в расчет показателей краткосрочной ликвидности и оптимизации числа применяемых нормативов банковской ликвидности. В настоящее время для создания эффективной системы управления ликвидностью необходимо разработать комплекс мер, определить основные принципы ее управления, а также полномочия всех участников этой системы. На основе изучения международного опыта и стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) в статье предложены принципы управления банковской ликвидностью, сформулированы требования для банков по улучшению методов регулирования внутренней ликвидностью в условиях турбулентности национальной экономики. В статье разработаны предложения по применению новых инструментов привлечения ликвидности, расширению числа участников системы банковского финансирования и развитию корпоративной банковской культуры в вопросах оценки и принятия приемлемого уровня риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK LIQUIDITY MANAGEMENT IN ECONOMIC TURBULENCE

The crisis events of 2022 showed the need to develop a set of measures to manage bank liquidity both at the level of individual banks and the entire banking system. A sharp reduction in the volume of market liquidity of domestic banks at the beginning of 2022 required the Bank of Russia to intervene and provide centralized resources using the refinancing mechanism, open market operations, specialized mechanisms and instruments to maintain liquidity. The Bank of Russia plans to further improve the bank liquidity management system by making changes to the calculation of short-term liquidity indicators and optimizing the number of bank liquidity standards applied. Currently, to create an effective liquidity management system, it is necessary to develop a set of measures, determine the basic principles of its management, as well as the powers of all participants in this system. Based on the study of international experience and standards of the Basel Committee on Banking Supervision, the article proposes the principles of bank liquidity management, formulated requirements for banks to improve internal liquidity management methods in the conditions of turbulence of the national economy. The article develops proposals for the use of new instruments for regulating liquidity, expanding the number of participants in the bank financing system and developing corporate banking culture in assessing and accepting an acceptable level of risk.

Текст научной работы на тему «Управление банковской ликвидностью в условиях экономической турбулентности»

Управление банковской ликвидностью в условиях экономической турбулентности

Пашковская Ирина Владимировна,

к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования, старший научный сотрудник Института научных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: IVPashkovskaya@fa.ru

Кризисные события 2022 года показали необходимость разработки комплекса мер по управлению банковской ликвидностью как на уровне отдельных банков, так и всей банковской системы. Резкое сокращение объемов рыночной ликвидности у отечественных банков в начале 2022 года потребовало от Банка России вмешательства и предоставления централизованных ресурсов, используя механизм рефинансирования, операции на открытом рынке, специализированные механизмы и инструменты поддержания ликвидности. Банк России в дальнейшем планирует совершенствовать систему управления банковской ликвидностью на основе внесения изменений в расчет показателей краткосрочной ликвидности и оптимизации числа применяемых нормативов банковской ликвидности. В настоящее время для создания эффективной системы управления ликвидностью необходимо разработать комплекс мер, определить основные принципы ее управления, а также полномочия всех участников этой системы. На основе изучения международного опыта и стандартов Ба-зельского комитета по банковскому надзору (БКБН) в статье предложены принципы управления банковской ликвидностью, сформулированы требования для банков по улучшению методов регулирования внутренней ликвидностью в условиях турбулентности национальной экономики. В статье разработаны предложения по применению новых инструментов привлечения ликвидности, расширению числа участников системы банковского финансирования и развитию корпоративной банковской культуры в вопросах оценки и принятия приемлемого уровня риска.

Ключевые слова: банковская ликвидность, денежный рынок, финансовый рынок, рефинансирование, дефицит ликвидности, буферы ликвидности, стресс-тестирование, волатиль-ность, риски.

Ое

см

О)

Настоящая статья подготовлена в рамках Прикладной научно-исследовательской работы «Новые подходы к регулированию финансового рынка в условиях возрастающих рисков неопределенности экономического развития при введении санкцион-ных ограничений» (тема 1022041100225-2-5.2.4).

Волатильность финансового рынка России выявила необходимость обеспечения согласованности и прозрачности в системе управления банковской ликвидностью, а также в уточнении источников доступной внутренней и внешней ликвидности в условиях кризиса. Проблема асимметрии информации, связанная с ликвидностью, резко проявилась в начале 2022 года, что привело как к неблагоприятному отбору применяемых инструментов, так и к росту морального и финансовых рисков у частников рынка. Сбои на финансовом рынке и невозможность получения рыночной ликвидности показали необходимость оперативного вмешательства в эти процессы центрального банка и предоставления значительных объемов централизованных ресурсов за счет системы рефинансирования.

Сложная экономическая ситуация по цепочке вызвала рост практически всех банковских рисков: кредитного, процентного, валютного и проч. Нестабильность валютного и кредитного рынков в начале СВО сопровождалась проблемами оттока денежных средств из банков в результате массового изъятия населением своих средств из банков. Под санкции попали крупнейшие российские банки, которые традиционно выступали маркетмейкера-ми на российском межбанковском рынке, возникла угроза безопасности системы платежей и расчетов. В этих условиях Банк России предпринял комплекс мер по повышению стабильности отечественной финансовой системы: резко повысил ключевую ставку до 20%, ввел контроль за движением капитала, допустил определенные регуля-торные послабления для банков, предпринял меры по поддержке заемщиков, что в целом позволило стабилизировать ситуацию и преодолеть отток средств со счетов коммерческих банков. На пике кризиса Банк России смог обеспечить ликвидностью системно значимые банки и свести к минимуму эффект заражения и возникновения системного банковского кризиса. Федеральное казначейство также принимало участие в поддержании ликвидности банковского сектора за счет увеличения запаса бюджетных средств на едином казначейском счете в Банке России, который использовался для подкрепления ликвидностью российских банков на пике кризиса. В феврале 2022 года Банк России начал активно проводить операции по продаже валюты на рынке, что вызвало временный отток банковской ликвидности.

Предпринятые Банком России стабилизационные меры в начале кризиса затрагивали преимущественно операции на краткосрочном денежном рынке. В феврале-марте 2022 года Банк России

стал проводить недельные аукционы репо вмест-но недельных и депозитных аукционов, при этом средства выделялись всем участникам без объявления лимита в запрашиваемых объемах, но требовалось предоставить обеспечение по проводимым сделкам. Банк России также проводил ежедневные аукционы репо и депозитные аукционы «тонкой настройки».

Для расширения допуска на рынок рефинансирования был расширен Ломбардный список ценных бумаг, снижены требования по минимальному уровню кредитного рейтинга эмитентов ценных бумаг. В феврале 2022 года Банк России уточнил список видов экономической деятельности заемщиков и юридических лиц, права требования которых принимаются в операциях рефинансирования Банка России. Совокупность предпринятых мер позволила увеличить объемы предоставляемых централизованных ресурсов коммерческим банкам в 2022 году на 4,5 трлн рублей.

Помимо увеличения объемов предоставляемых централизованных ресурсов Банк России снижал ставки по предоставляемым ресурсам, а также применял плавающие процентные ставки. Для

оперативной поддержки банков был задействован механизм обязательного резервирования, ставки по всем видам резервируемых обязательств были снижены до 2% в начале 2022 года. Для преодоления последствий оттока ликвидности Банк России применял специализированные механизмы управления ликвидностью, включающие: установление ставок по новым кредитам в привязке к ключевой ставке, не предусматривающее верхнего ограничения, а также введение фиксированной ставки в 9,5% годовых. Ставки по новым кредитам по механизму поддержки крупных инвестиционных проектов в 2022 году не превышали 9,0% годовых. Помимо этого, осуществлялась дополнительная поддержка субъектов кредитования МСП, проводилось рефинансирование в инвалюте ранее выданных кредитов рамках механизма поддержки несырьевого экспорта. Кроме того, до 12 декабря 2022 г. Банк России предоставлял отечественным коммерческим безотзывные кредитные линии в целях регулирования банковской ликвидности [1].

Динамику состояния ликвидности в российской банковской системе можно оценить на основе данных таблицы 1.

Таблица 1. Состояние ликвидности российской банковской системы в 2022-2023 гг. (млрд рублей)

Показатели 1.01 2022 г. 2023 г.

1.04 1.07. 1.10 1.01 1.04 1.07. 1.09

1 Структурный дефицит (+), профицит ликвидности (-) -1691 -280 -2384 -1132 -2810 -1118 -456 +133

2 Требования Банка России к кредитным организациям, всего: 909 2484 280 1479 1808 2072 1926 2397

2.1 В том числе: Операции на основе аукционов 116 2298 171 166 1492 1766 1378 1308

2.2 Операции постоянного действия 793 186 109 1312 317 306 548 1089

3 Обязательства Банка России перед кредитными организациями, всего: 2804 3108 3108 2955 4949 3544 2754 2607

3.1 В том числе: Депозиты 2804 3108 3108 2955 4949 3544 2754 2607

4 Специализированные инструменты рефинансирования Банка России 204 343 516 344 331 354 282 343

Источник: составлено на основе статистической информации Банка России. «Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики» за 2022-2023 гг.

Цифры показывают, что в настоящее время в банковской системе России сложилась ситуация с дефицитом ликвидности в объеме 133 млрд рублей, которую пока нельзя охарактеризовать как критическую, т.к. на пике кризиса в марте 2022 года Банк России отмечался еще более значительный дефицит ликвидности российских коммерческих банков в объеме 5 389 млрд рублей, который был достаточно быстро устранен [2].

В настоящее время Банк России предусматривает совершенствование действующей системы регулирования ликвидности коммерческих банков и уточнение порядка расчета показателя краткосрочной ликвидности, являющегося основой для

расчета норматива краткосрочной ликвидности Н26 (Н27). Уточненный порядок расчета норматива предусматривает включение в состав высоколиквидных активов корпоративных облигаций, оцениваемых на основе национальных рейтингов, а также облигаций АО «Дом РФ» и ВэБа, расширение использования корпоративных облигаций и цифровых рублей. В «Перспективных направлениях банковского надзора», опубликованных Банком России к 2025 году, планируется оптимизация действующих нормативов ликвидности и их калибровка, введение нормативов краткосрочной и долгосрочной ликвидности (взамен действующих Н3 и Н4) [3].

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Смысл банковского надзора заключается в устранении асимметричного информационного разрыва между банками и их клиентами. Однако надзорные органы не несут ответственности за коммерческие решения банков и их финансовые показатели. Как показывает международная практика, в условиях кризисов центральные банки пытаются стимулировать банки на использование внутренних источников финансирования, а также совершенствуют систему страхования депозитов с целью недопущения неожиданных оттоков ликвидности.

Основной проблемой для банков является несоответствие сроков погашения между долгосрочным кредитованием и краткосрочными источниками его финансирования. Традиционно основное внимание в восстановлении банковской ликвидности уделяется сохранению регулятивного капитала банков. Современный банковский бизнес смещается в сторону привлечения более нестабильных источников фондирования и размещения средств в сложно структурированные проекты, поэтому банкам необходимо формировать резервы и удерживать все больше внутренней ликвидности на своем балансе.

Реформы, начатые в соответствии с Базелем III, определили минимальный стандарт банковской ликвидности и введение показателя LCR (коэффициента покрытия ликвидности). LCR определяет требование для банков иметь достаточный уровень высококачественных необремененных ликвидных активов, которые могут быть конвертированы без потерь для покрытия чистого оттока денежных средств в стрессовом сценарии, который может продолжаться в течение 30 дней. В дополнение к LCR в рамках Базельского соглашения III был введен норматив NSFR (показатель чистого стабильного фондирования), требующий от банков поддерживать определенную структуру финансирования для смягчения потенциальных сбоев и диверсификации источников финансирования. Идея введения норматива стабильного фондирования должна побудить банки снизить чрезмерную зависимость от краткосрочных денежных рынков и переключиться на менее долгосрочные, но менее ликвидные ресурсы, что позволит диверсифицировать и расширить ресурсную базу банков [4], [5].

Для совершенствования системы регулирования ликвидностью необходимо, чтобы внутренние процедуры поддержания ликвидности в банке согласовались с пруденциальными требованиями, установленными центральным банком. Европейский центральный банк считает, что нужно совершенствовать внутренние процедуры управления ликвидностью, а для этого создавать специальные комитеты по управлению ликвидностью на основе принципов должной осмотрительности [6].

Можно определить несколько основных прин-= ципов, которые должны быть положены в основу е построения надежной системы управления ликвид-Я ностью.

° Принцип 1 предполагает определение прогноз-5в ного приемлемого уровня ликвидности для внут-

реннего подразделения банка, отвечающего за его дальнейшее выполнение и оформление операционных процедур регулирования ликвидности. Банки сами определяют приемлемые формы и подходы каждодневного привлечения и размещения рыночной ликвидности. На подразделение, отвечающее за процессы регулирования ликвидности, должны быть также возложены функции распределения внутренней ликвидности между структурными единицами. Система трансфертного управления ликвидностью должна иметь четкий план по профилю возникающих рисков как внешнего привлечения-размещения ликвидности, так и перераспределения её между подразделениями банка.

Европейский центральный банк обязал банки составлять подробные расчеты потребности в ликвидности, ее адекватности в условиях волатильно-сти финансового рынка и прогноза по источникам привлечения средств. Надзорные органы не устанавливают строгих критериев детализации отчетов по трансфертному ценообразованию, качества обсуждений о принимаемых решениях на уровне руководства банка и степени вовлеченности в этот процесс отдельных руководителей банка.

Система управления ликвидностью должна быть прописана в системе внутреннего контроля и аудита банка, надзор за ней должен быть возложен на высшее руководство банка. Процесс проверки должен включать повседневный надзор оперативных процедур деятельности, а также оценку для стресс-тестирования, планирования восстановления и финансирования на случай непредвиденных обстоятельств как для рыночных, так и для специфических событий на финансовых рынках.

Система трансфертного ценообразования должна вписываться в структуру трех линий защиты банков: менеджмента и управления рисками, соблюдения им нормативных требований по ликвидности, а также включать систему внутреннего аудита. Линии защиты банков могут различаться по размерам капитала и активов банков, исходя из особенностей структуры управления банка или группы, а также в соответствии с вероятными сопутствующими небанковскими рисками.

Обычно управление ликвидностью является функцией Казначейства банка или полномочия распределяются между ним и подразделениями по управлению рисками, а также службой внутреннего аудита (контроля). Банкам следует комплексно учитывать риски ведения бизнеса, а также поэтапно оценивать возможность трансформации рыночных рисков в риск ликвидности.

Принцип 2 предусматривает определение общих подходов в управлении риском ликвидности в банке, а также формулирование правил оценки уровня приемлемой ликвидности для банка, его склонности к риску в стабильных и кризисных экономических условиях. Система управления ликвидностью должна содержать количественную информацию о потенциальном уровне риска и степени его влияния на финансовые показатели деятельности банка.

Банковский менеджмент должен постоянно отслеживать возникающие угрозы ликвидности и идентифицировать их, а на этой основе должны разрабатываться меры регулирования уровня риска как в целом по банку, так и на уровне его отдельных подразделений. Для создания эффективной системы управления риском ликвидности банку нужно разработать свои собственные показатели эффективности с поправкой на допустимый уровень риска (в соответствии с требованиями надзорного органа). Банк должен рассчитать возможный уровень своего риск-аппетита в рамках реализации своей бизнес-стратегии по различным направлениям своей деятельности. При оценке вероятного уровня риска следует учитывать границы, за которыми возможно привлечение централизованных ресурсов и кредитов центрального банка в условиях возникновения разрывов ликвидности.

Принцип 3 предполагает создание такой системы управления риском ликвидности, которая будет работать не только в стабильных условиях, но и по мере возникновения кризисных процессов в национальной экономике. Для построения системы требуется разработка плана финансирования и привлечения ликвидности, рассчитанного на несколько периодов, с оценками базовых показателей как в стабильной экономике, так и в кризисных условиях, а также с учетом нарастания волатильно-сти и ухудшения макроэкономических условий. Потребность в ликвидных средствах нужно оценивать по различным направлениям банковского бизнеса, а также по основным валютам, в которых проводятся значительные объемы операций данного банка. Такие оценки могут проводиться в рамках стресс-тестирования или при составлении планов финансового восстановления банка.

Для поддержания требуемого уровня ликвидности банки обязаны выполнять установленные регуляторные требования по капиталу с учетом использования ПВР во внутренних системах оценки и управления кредитным риском. Формируемый на основе такого расчета буфер капитала также дает представление о необходимых объемах внутренней ликвидности. Буфер капитала -это возможность для надзорного органа оценить устойчивость бизнес-модели банка и уровень его риск-аппетита, которыми он руководствуется при осуществлении своей деятельности. Наиболее приемлемым горизонтом риска можно рассматривать трехлетний временной интервал, т.к. он позволяет сглаживать возможные краткосрочные колебания ликвидности.

У банков есть возможность переосмыслить свои источники финансирования и реализовать различные направления бизнеса, чтобы обеспечить непрерывность и устойчивость своей деятельности. Для решения этой проблемы банк должен сформулировать свою собственную экономическую концепцию достаточности внутренней ликвидности. Характер кризисных явлений, наиболее опасных для банка, а также объемы непрерывного финансирования определяются банком самостоятельно.

Принцип 4 отражает важность разработки механизма определения и выявления всех существенных рисков, которым банк подвержен или может подвергнуться в кризис, а также определение достаточного объема ликвидности, который следует держать для защиты от этих рисков. Банкам необходимо разработать прогноз состояния своей ликвидности на основе систем раннего предупреждения. Индикаторы раннего предупреждения предоставляют возможность прогнозирования событий, связанных с оттоком ликвидности, которые потребуют принятия ответных мер. Выявленные риски могут варьироваться от легких до чрезвычайно серьезных, что требует потенциальных ответных мер, соизмеримых с риском. В некоторых случаях сигнал раннего предупреждения сам по себе может не показывать риск ликвидности, однако риск может возникнуть при сочетании факторов. Преимуществом индикаторов систем раннего предупреждения является и то, что их можно использовать для разработки вариантов восстановления финансовой устойчивости банка.

Принцип 5 предполагает создание буфера ликвидности, т.е. дополнительного набора активов, который будет использоваться для покрытия рисков ликвидности по мере их возникновения с экономической точки зрения. Ключевой задачей является создание широкого спектра источников финансирования, поскольку отдельные источники ресурсов могут быть недоступны в условиях наступления стрессового сценария. Буфер должен учитывать потенциальные риски оттока и притока денежных средств в стабильных условиях и при наступлении кризиса. Банк должен точно знать, какие активы могут быть своевременно проданы или переданы в репо, чтобы покрыть возникающие риски на разных стадиях финансового кризиса. Что касается репо, то следует учитывать, что репутация на рынках необходима для обеспечения возможности получения финансирования во время стрессового сценария. Банк, попавший в бедственное положение, практически отсекается от возможности привлечения относительно дешевого межбанковского кредитования.

Удержание высоколиквидных активов в качестве буфера ликвидности влияет на доходность активов банка и, следовательно, на финансовый результат, который банк получает от своей деятельности. Размер буфера должен соответствовать склонности банка к кредитному риску. Банк должен продумать состав буфера, чтобы избежать зависимости от какого-либо одного конкретного класса активов, валюты и срока погашения.

В чрезвычайных рыночных условиях центральные банки выполняют важную роль в национальной экономике посредством единовременного предоставления ликвидности и предупредительной рекапитализации банковской системы. Государство или центральный банк могли бы создать отдельный сегмент рынка, покупая определенные активы у банков. То, что считается хорошим обеспечением для центральных банков во время кризиса, может

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

отличаться от рыночных оценок обеспечения, поэтому позиция центральных банков должна определяться сложностью текущей ситуации с ликвидностью в банках. Зарубежная практика показывает, что центральный банк может вмешаться и выкупить определенные классы активов даже после снижения их рыночного рейтинга и котировок.

Принцип 6 требует от банков наличия внутренних механизмов контроля, обеспечивающих независимую проверку методов количественной оценки рисков. Методы количественной оценки необходимы для формирования прогнозов по ликвидности. Банки должны разработать методологию с учетом своей склонности к риску, ожиданий рынка, бизнес-модели, профиля рисков, размера и сложности. Для крупных банковских структур необходимо учитывать профиль рисков на уровне головного банка и филиалов на местном уровне.

Надежность планирования восстановления ликвидности определяется тем, насколько хорошо банк идентифицирует и минимизирует сопутствующие риски. План восстановления возлагает на банк ответственность за выявление потенциальных слабых мест в его бизнесе, которые могут повлиять на финансовую устойчивость и жизнеспособность банка. Планирование и обновление системы восстановления, в широком смысле, являются частью ежегодного процесса, осуществляемого на уровне стратегического управления.

Надзорные органы должны также определять условия, при которых следует поручить банку разработать план восстановления ликвидности или финансовой устойчивости. В условиях затяжного кризиса банки должны обновлять свои планы оздоровления ежегодно или при каких-либо существенных организационных изменениях своей структуры.

Банку необходимо предвидеть реакцию на такие сценарии как со стороны его собственных бизнес-клиентов, так и рынка в целом. Вариантами восстановления жизнеспособности банка могут быть продажа части бизнеса, активов или пассивов, привлечение инвестиций в акционерный капитал или выпуск долговых обязательств и т.д. Разработка прогнозного плана финансового оздоровления на случай кризисной ситуации показывает возможности банков привлечь рыночную ликвидности самостоятельно, а также вероятность привлечения централизованных ресурсов на его спасение в конкретных стрессовых условиях. Тем не менее, репутация первопроходца в области государственной помощи потенциально может стать позором и нанесет моральный риск банку.

Стресс-тестирование как часть управления ликвидностью должно помочь банку лучше понять потребности и масштабы требуемой ликвидности. Таким образом, стресс-тестирование является важ-= нейшим аспектом оценки ликвидности, а также е необходимым условием для принятия надзорны-Я ми органами мер по антикризисному управлению, ° в конечном счете для проверки устойчивости бан-ав ка в течение длительного периода. Для банка важ-

но выбрать наиболее вероятные сценарии, однако следует учитывать, что в кризис должны разрабатываться два сценария: на микроуровне (для банка) и на уровне национальной экономики (макроуровень). Оценка сценария на уровне надзорного органа позволит оценить состояние ликвидности на уровне банковского сектора, а затем выбрать наилучший вариант антикризисного управления за счет сопоставления сценариев bottom-up и top-down.

Достоверность стресс-тестирования определяется разработанными гипотетическими сценариями и их параметрами. Как показывает отечественная и международная практика применения стресс-тестирования, лучше не использовать исторические события, лежащие в основе разработки сценариев стресс-тестирования, а сосредоточиться на разработке гипотетических сценариев, в которых особое внимание уделяется текущим и потенциальным будущим неблагоприятным событиям. Примечательно, что информация об итогах стресс-тестировании банков не разглашается, т.к. публичное раскрытие информации может иметь негативные последствия и вызвать панические настроения у клиентов банка.

Банку следует учитывать, как изменится характер надзора по мере реализации стрессовых сценариев, и инициировать корректирующие действия, которые ему доступны на данный момент. Кроме того, надзорный орган также должен менять свои методы работы с банками по мере развития кризиса, поэтому интенсивность принимаемых мер регулирования должна меняться с течением времени.

Для оценки соблюдения требований к ликвидности центральный банк должен использовать подход, основанный на оценке рисков, и прогнозный подход, основанный на суждениях. Понимание рисков и неопределенности должно привести к лучшему пониманию того, как будет развиваться ситуация в банковской системе и в отдельном банке. В процессе проводимого анализа состояния ликвидности в банках они могут классифицироваться по следующим группам.

1. Низкий уровень риска: нет заметного существенного влияния риска на установленные пруденциальные нормативные требования.

2. Средний уровень риска: существует низкий риск существенного воздействия на пруденциальные показатели банка или его отделений с учетом присущего им уровня риска.

3. Выше среднего: существует определенный риск существенного воздействия на пруденциальные показатели банка с учетом присущего уровня риска.

4. Высокий: существует высокий риск существенного воздействия на пруденциальные показатели банка с учетом присущего уровня риска. Распределение банков по различным уровням

риска должно влиять на интенсивность надзора, кроме того, если оценки будут неадекватными, это может привести к значительной недооценке степе-

ни риска и потенциальной потребности в государственной помощи.

В зарубежной экономической литературе в настоящее время широко обсуждается вопрос о том, нужно ли предоставить доступ небанковским организациям к операциям рефинансирования центрального банка и как это отразится на состоянии общей ликвидности в национальной экономике [7], [8]. Зарубежными исследователями определено, что предоставление центральным банком ликвидности через операции репо оказывает благоприятное воздействие как на банковскую систему, так и на состояние инвестиционных фондов. Покупка активов центральным банком у широкого числа участников финансового рынка поддерживает рыночную стоимость активов, тем самым останавливает спираль распродаж в условиях кризиса. Кроме того, операции репо центрального банка предотвращают расходование средств и отток ликвидности из финансового сектора. Однако только расширение операций репо не является панацеей для участников рынка, поскольку их инвестиционные возможности ограничены кредитным плечом и нормативами. Небанковские организации владеют высококачественными рыночными ценными бумагами, их можно активно привлекать к операциям репо центрального банка в случае системного кризиса ликвидности, но такие операции должны рассматриваться только как инструмент регулирования в чрезвычайных условиях. Операции на открытом рынке в стабильной экономике не должны заменять собой внутренний рынок ликвидности и конкурировать с традиционными инструментами. У банков есть различные способы регулирования ликвидности: они могут занимать средства на межбанковском рынке, привлекать ресурсы внутри своей банковской группы, инвестировать в государственные облигации и валюту, расширять ресурсную базу за счет операций с клиентами- физическими и юридическими лицами и т.д. Однако в кризисных условиях внутренняя ликвидность банковской системы сжимается и становится недоступной для отдельных банков. Меры по поддержке национальных банков в условиях кризиса не могут ограничиваться только предоставлением централизованных ресурсов центральным банком, должна быть разработана комплексная программа действий как на уровне самих банков, так и на уровне финансовых регуляторов.

Литература

1. Годовой отчет Банка России за 2022 год. - URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/27873/ ar_2019.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

2. Банк России. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки. Информационно-аналитический комментарий, № 2-3 (72-73), февраль-март 2022 года, С. 12. - URL: https:// asros.ru/upload/iblock/439/3ep4j2ee1tn5tjj-29e9q4732dqr4crv5/Likvidnost-bankovskogo-sektora-i-finansovye-rynki-_Vypusk-_2_3-_-fe-

vral-_-mart-2022-goda_.pdf (дата обращения: 09.09.2023).

3. Банк России. Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора. . - URL: https://cbr.ru/banking_sector/ (дата обращения: 08.09.2023).

4. Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: The Liquidity Coverage Ratio and liquidity risk monitoring tools. January 2013. - URL: https:// www.bis.org/publ/bcbs238.pdf (дата обращения: 07.09.2023).

5. Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: the net stable funding ratio. October 2014. -URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d295.pdf (дата обращения: 08.09.2023).

6. Singh, Dalvinder, The ECB Guide to Internal Liquidity Adequacy: A Principles-Based Approach (May 14, 2021). - URL: https://ssrn.com/ab-stract=3846317 (дата обращения: 08.09.2023).

7. Johannes Breckenfelder, Marie Hoerova. Do non-banks need access to the lender of last resort? Evidence from fund runs. ECB, Working Paper Series, № 2805, April 2023. - URL: https://www. ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2805~d1e-83fa3bb.en.pdf (дата обращения: 08.09.2023).

8. Luca Baldo, Florian Heider, Peter Hoffmann, JeanDavid Sigaux, Olivier Vergote. How do banks manage liquidity? Evidence from the ECB's tiering experiment. ECB, Working Paper Series, № 2732, September 2022. - URL: https://www.ecb.europa. eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2732~9bb7f4e4cc. en.pdf (дата обращения: 06.09.2023).

BANK LIQUIDITY MANAGEMENT IN ECONOMIC TURBULENCE1

Pashkovskaya I.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The crisis events of 2022 showed the need to develop a set of measures to manage bank liquidity both at the level of individual banks and the entire banking system. A sharp reduction in the volume of market liquidity of domestic banks at the beginning of 2022 required the Bank of Russia to intervene and provide centralized resources using the refinancing mechanism, open market operations, specialized mechanisms and instruments to maintain liquidity. The Bank of Russia plans to further improve the bank liquidity management system by making changes to the calculation of short-term liquidity indicators and optimizing the number of bank liquidity standards applied.

Currently, to create an effective liquidity management system, it is necessary to develop a set of measures, determine the basic principles of its management, as well as the powers of all participants in this system.

Based on the study of international experience and standards of the Basel Committee on Banking Supervision, the article proposes the principles of bank liquidity management, formulated requirements for banks to improve internal liquidity management methods in the conditions of turbulence of the national economy. The article develops proposals for the use of new instruments for regulating liquidity, expanding the number of participants in the bank financing system and developing corporate banking culture in assessing and accepting an acceptable level of risk.

1 This article was prepared as part of the Applied Research Work "New approaches to regulating the financial market in the face of increasing risks of uncertainty in economic development with the introduction of sanctions restrictions" (topic 1022041100225-25.2.4).

C3

о

CO £

m p

СГ

CT1 А

IE

Keywords: bank liquidity, money market, financial market, refinancing, liquidity deficit, liquidity buffers, stress testing, volatility, risks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Annual report of the Bank of Russia for 2022. - URL: http:// www.cbr.ru/collection/collection/file/27873/ar_2019.pdf (date of access: 11.09.2023).

2. The Bank of Russia. Banking sector liquidity and financial markets. Information and Analytical collection, No. 2-3 (72-73), February - March 2022, p. 12. - URL: https://asros.ru/upload/ iblock/439/3ep4j2ee1tn5tjj29e9q4732dqr4crv5/Likvidnost-bankovskogo-sektora-i-finansovye-rynki-_Vypusk-_2_3-_-fe-vral-_-mart-2022-goda_.pdf (date of access: 09.09.2023).

3. Bank of Russia. Promising areas of development of banking regulation and supervision. - URL: https://cbr.ru/banking_sec-tor / (date of access: 08.09.2023).

4. Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: Liquidity coverage ratio and liquidity risk monitoring tools. January

2013. - URL: https://www.bis.org/publ/bcbs238.pdf (date of access: 07.09.2023).

5. Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: net stable financing ratio. October 2014. - URL: https://www.bis.org/bcbs/ publ/d295.pdf (date of access: 08.09.2023).

6. Singh, Dalvinder, ECB Guidance on Internal Liquidity Adequacy: A Principles-based approach (May 14, 2021). - URL: https://ss-rn.com/abstract=3846317 (date of access: 08.09.2023).

7. Johannes Brekenfelder, Marie Hoerova. Do non-banking organizations need access to a lender of last resort? Evidence from the funds. ECB, Working Paper Series, № 2805, April 2023. - URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb. wp2805~d1e83fa3bb.en.pdf (date of access: 08.09.2023).

8. Luca Baldo, Florian Haider, Peter Hoffmann, Jean-David Sigo, Olivier Vergote. How do banks manage liquidity? Data from the ECB Multilevel Experiment. ECB, Working Paper Series, № 2732, September 2022. - URL: https://www.ecb.europa.eu/ pub/pdf/scpwps/ecb.wp2732~9bb7f4e4cc.en.pdf (date of access: 06.09.2023).

a.

e

CM

cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.