Современные тренды регулирования финансового рынка
Мешкова Елена Ивановна,
к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: eimeshkova@fa.ru
Актуальность проблемы регулирования финансового рынка не вызывает никаких сомнений. Изначально регулирование было направлено на обеспечение финансовой устойчивости институтов финансового рынка для формирования основы развития российской экономики в целом. Данное направление регулирования получило характеристику риск-ориентированного. В последующем стало понятно, что только стабильности финансовому рынку и, в частности, банковскому сектору, недостаточно. Банковский сектор должен играть более активную роль в стимулировании развития экономики, и в первую очередь, наиболее важных с этой точки зрения отраслей. Наконец, в настоящее время стоит задача структурной перестройки российской экономики, финансовый сектор при этом должен играть самую активную роль. Проведенная в статье систематизация инструментов регулирования финансового рынка, актуальна с позиции совершенствования регулирования деятельности его институтов.
Ключевые слова: финансовый рынок, банки, регулирование, мегарегулятор, финансовая устойчивость, риск-менеджмент, финансовые институты.
Настоящая статья подготовлена в рамках Прикладной научно-исследовательской работы «Новые подходы к регулированию финансового рынка в условиях возрастающих рисков неопределенности экономического развития при введении санкцион-ных ограничений» (тема 1022041100225-2-5.2.4).
Трудно переоценить значение финансового рынка для развития любой экономической системы. Он обеспечивает возможность аккумулирования и перераспределения временно свободных ресурсов, направляя их в наиболее эффективные и нуждающиеся в привлечении средств отрасли экономики, без чего невозможно современное экономическое развитие. На финансовом рынке происходит формирование процентных ставок на основе влияния на них широкого многообразия факторов, в числе которых - соотношение спроса и предложения на финансовые инструменты и временно свободные денежные средства. Безусловно, финансовый рынок должен являться объектом регулирования в рамках реализации установленных задач экономического развития, рациональной организации, защиты интересов участников финансового рынка. В связи с этим трудно переоценить деятельность, направленную на регулирование как финансового рынка в целом, так и его отдельных институтов.
Функцию Мегарегулятора финансового рынка в России осуществляет Банк России, который в соответствии с ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с. 4) принимает решение о государственной регистрации, лицензирует и осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, а также в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке.
Регулирование на финансовом рынке можно рассматривать как по объектам, так и по основным направлениям регулирования.
В качестве основных объектов, применительно к которым реализуется дифференцированный подход в рамках пропорционального регулирования финансового рынка, выделяются:
- кредитные организации и банковские группы;
- страховые организации;
- микрофинансовые организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
- инвестиционные советники;
- профессиональные объединения участников рынка.
Среди основных направлений современного регулирования следует назвать:
- обеспечение финансовой устойчивости институтов финансового рынка на основе риск-ориентированного регулирования и надзора;
- противодействие недобросовестным практикам;
- защита прав потребителей на финансовом рынке;
сз о со от m Р от
от А
=Е
о. в
- расширение роли финансового рынка и его участников в экономическом развитии. При этом отметим, что это направление четко обозначено именно в последнее время на фоне задач трансформации российской экономики и ее противодействия масштабным экономическим санкциям.
Формируя условия и регулируя деятельность институтов финансового рынка, Банк России учитывает как общие принципы и текущую направленность регулирования, так и специфику каждого типа участника. Именно этот подход определил наличие особенностей в регулировании деятельности различных финансовых посредников, в рамках которого учитывается пропорциональность ре-гуляторной нагрузки и ее соответствие масштабу деятельности института на фоне развития дистанционного обслуживания, цифровизации как финансового рынка, так и экономики в целом, размывания границ между секторами финансового рынка и электронной коммерции.
Анализируя регуляторную практику, следует отметить, что на протяжении целого ряда лет приоритетной задачей деятельности Банка России на финансовом рынке являлось развитие риск-ориентированного регулирования и надзора за финансовыми институтами, что было закреплено Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации [1 ]. Эта задача предполагает основной акцент в регуляторной и надзорной практике на выявление, анализ и предупреждение существенных рисков организаций, т.е. рисков, которые могут представлять угрозу финансовой устойчивости институтов финансового рынка и в целом снизить эффективность его функционирования.
На рисунке 1 представлены основные направления регулирования рисков с учетом специфики финансовых институтов, реализованные Банком России.
Установление нормативного порядка расчета величины рисков с целью их покрытия собственным капиталом
•кредитные организации, страховые организации
Ограничение (лимитирование) уровня принимаемых рисков
•кредитные организации, страховые организации
Установление требований к системе управления рисками и капиталом
•кредитные организации и банковские группы
Установление порядка проведения стресс-тестирования
•центральный контрагент
Формирование требований к системе внутреннего контроля
•все финансовые институты
Рис. 1. Основные направления регулирования рисков с учетом специфики финансовых институтов Источник: составлено автором на основе данных [2].
Рассмотренные направления регулирования Банк России реализует с учетом, как отмечалось ранее, принципа пропорционального регулирования, в рамках которого учитывается пропорци-
ональность регуляторной нагрузки и ее соответствие масштабу деятельности института.
Статистические данные о количественном составе участников российского финансового рынка, представленные на рисунке 2, показывают присутствие четырех основных типов финансовых посредников. К их числу относятся микрофинансовые организации, паевые инвестиционные фонды, банки и страховые компании.
■ субъекты микрофинансирования ■ паевые инвестиционные фонды профессиональные участники ■ страховые организации
■ кредитные организации
Рис. 2. Изменение количества основных участников финансового рынка Источник: составлено автором на основе данных [2].
Вместе с тем, в оценке количественных показателей институциональной структуры финансового рынка наиболее существенную роль играет не количество субъектов рынка, а место каждого типа участника в развитии национальной экономики. В этой связи показательной является доля активов каждого участника финансового рынка по отношению к валовому внутреннему продукту. По кредитным организациям значение этого показателя в динамике представлено на рисунке 3. Мы видим, что за последние тринадцать лет его уровень колебался от 88 до 97 процентов, одновременно отметим, что доля иных участников рынка к ВВП не превышала 5 процентов. Понятно, что эти данные показывают роль банковского сектора в развитии национальной экономики и определяют направленность регуляторных усилий Банка России с учетом принципа пропорциональности.
Рис. 3. Доля активов кредитных организаций в ВВП, в процентах Источник: составлено автором на основе данных [2].
Таким образом, особая роль банков на финансовом рынке, а также то, что они работают, преимущественно, на привлеченных средствах, требует эффективного регулирования и надзора. В соответствии с законом о Центральном Банке [3] раз-
5341
2163
6015
0
1000
2000
3000
5000
7000
92
01.01.2023
витие и укрепление банковской системы Российской Федерации является одной из основных целей Банка России.
Рассмотрим более подробно основные направления регулирования кредитных организаций, которые легли в основу практики регулирования деятельности и других участников финансового рынка.
А) Контроль в процессе регистрации вновь создаваемых банков и лицензирование банковских операций. Статья 15 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет порядок государственной регистрации кредитной организации, которая осуществляется Банком России», а также порядок выдачи лицензии на осуществление банковских операций. В соответствии с названным федеральным законом банкам может быть предоставлена либо базовая, либо универсальная лицензия на осуществление банковской деятельности. Данная градация, преимущественно, определялась возможностью банков с универсальной лицензией проводить операции на международных рынках без ограничений.
Б) Обеспечение достаточности собственного капитала кредитной организации для покрытия рисков - одно из ключевых принципов обеспечения стабильности банковской системы. При этом реализуется основной принцип риск-менеджмента: за счет собственного капитала банков должны покрываться непредвиденные потери, а возможные, оцененные потери за счет текущей деятельности и формируемых резервов на возможные потери. Банк России последовательно реализует стандарты оценки качества и достаточности капитала, принятые Соглашениями Базельского Комитета по Банковскому Надзору (БКБН).
В настоящее время регулятор требует наличия собственного капитала на покрытие кредитного, операционного и рыночного рисков. При этом ре-гуляторная оценка рисков постоянно развивается. Так, в части оценки кредитного риска постепенно реализуется переход от применения «стандартизированного» подхода к «финализированному» и далее - к оценке риска на основе внутренних моделей. Собственный капитал банков подразделяется на уровни в соответствии со степенью устойчивости формирующих его источников, что проиллюстрировано на рисунке 4.
Рис. 4. Структура собственного капитала кредитных организаций Источник: составлено автором.
Собственный капитал банка корректируется на отвлечения средств: так называемые регулятивные вычеты (нематериальные активы, отложенные
налоговые активы, вложения банка в обыкновенные акции и доли участия и т.д.). Следует отметить, что основная нагрузка по вычетам ложится именно на базовый капитал банка. Порядок расчета собственного капитала кредитных организаций определен Положением Банка России № 646-П.
В соответствии с Соглашением БКБН (Базель III) российским регулятором введены надбавки к уровню достаточности капитала для банков с универсальной лицензией: надбавка на поддержание достаточности капитала, уровень которой с 01.01.2019 составил 2,5%, и антициклическая надбавка, требования к формированию которой не были установлены. Банком России, в соответствии с рекомендациями БКБН, введена еще одна надбавка к уровню норматива достаточности капитала, которая, однако, установлена только для системно значимых кредитных организаций. Эта надбавка связана с тем, что банки, наиболее значимые для экономики, должны обеспечивать финансовую устойчивость и соответствовать более высоким требованиям по достаточности капитала. Минимальный уровень надбавки за системную значимость устанавливается в процентах от взвешенных по риску активов и с 01.01.2019 составляет 1%.
Рисунок 5 иллюстрирует значимость показателя достаточности капитала: его динамика достаточно волатильна: с 2014 г. этот показатель снижался до 11% по итогу 2020 года, в настоящее время составляет 12,3%, хотя абсолютный объем капитала банковского сектора за тот же период увеличивался. На основе динамики этих показателей можно оценить влияние на достаточность капитала аккумулируемых рисков российского банковского сектора.
16 000,00 14 000,0j0 12 000,00 10 000,00 8 000,00 6 000,00 4 000,00 2 000,00 0,00
0,00 (достатьчнос ть капитала)
Рис. 5. Динамика собственного капитала кредитных организаций и уровня его достаточности Источник: составлено автором по данным [2].
В) Ограничение (лимитирование) уровня принимаемых рисков - следующее направление банковского регулирования. Посредством установления предельных значений отдельных показателей, таких, например, как нормативы ликвидности, лимиты крупных кредитных рисков и других, Банк России стремится ограничить кредитные организации в принятии рисков.
Отдельное внимание следует уделить регулированию уровня принимаемых рисков с целью покрытия возможных (ожидаемых потерь). Идея формирования резервов состоит в том, чтобы заранее формировать источник списания потерь бан-
сз о со от m Р от
от А
=Е
ка, не дожидаясь дефолта заемщика. Тем самым банк лишен возможности распределять прибыль, которая им реально не «заработана». В настоящее время банки формируют три типа резервов:
• резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
• резервы на возможные потери по прочим активам;
• оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки.
Если два первых типа определяют порядок формирования резервов под фактически понесенные убытки (то есть формируются при выявлении факторов обесценения требований, например, ухудшения финансового состояния заемщика или возникновения просрочки), то последний резерв формируется по финансовым инструментам исходя из оценки вероятности ожидаемых убытков. При этом ожидаемые убытки оцениваются за 12 месяцев если отсутствует значительное увеличение кредитного риска и исходя из оценки ожидаемых кредитных убытков за весь срок жизни инструмента если кредитный риск значительно увеличился с момента первоначального признания.
Г) Требования системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы реализованы с принятием Указания Банка России от 15.04.2015 № 3624-У [4]. Этот нормативный документ устанавливает основные требования к построению в банках и банковских группах систем управления рисками с тем, чтобы последние не угрожали финансовой устойчивости банков.
Д) Обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности устанавливаются Банком России в соответствии с 57 статьей ФЗ О Центральном Банке Российской Федерации. Это направление регулятивной деятельности остается одним из наиболее актуальных, несмотря на явный акцент Банка России на поддержание финансовой стабильности банковского сектора.
Е) Формирование требований к системе внутреннего контроля [5]. Основные цели внутреннего контроля представлены на рисунке 6.
Эффективность и результативность деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, управление банковскими рисками
Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления отчетности, а также информационная безопасность
Соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации
/ \ Исключение вовлечения банка и его служащих в осуществление противоправной
ЬО \ I деятельности
О.
е
Я Рис. 6. Цели внутреннего контроля в кредитной
~ организации
^ Источник: составлено автором.
Достаточно жесткое регулирование финансовой устойчивости кредитных организаций вступило в явное противоречие с задачей оперативного противостояния масштабного санкционного давления на российскую экономику и потребовало принятия в 2022 году Банком России беспрецедентных мер регуляторных послаблений, которые будут рассмотрены далее и которые касались оценки рисков для целей формирования резервов и поддержания достаточности капитала, применения надбавок к капиталу, оценки активов и других.
С 2018 года Банк России приступил к реализации т.н. стимулирующего банковского регулирования, ключевой задачей которого является выделение и стимулирование тех направлений банковской деятельности, которые будут способствовать экономическому росту в стране.
В качестве основных элементов стимулирующего банковского регулирования были определены следующие позиции:
- стимулирование кредитования малого бизнеса;
- обеспечение длинных денег в экономике по таким направлениям как проектное финансирование, ипотека, секъюритизация, ограничение
сделок слияния и поглощения).
Банк России использовал в своей практике несколько методов реализации стимулирующего регулирования. Следует назвать изменение, а именно, дифференциацию подходов к оценке рисков для целей определения достаточности капитала, прежде всего, в рамках финализированного подхода [6]. Так, Банк России изменил модель оценки рисков проектного финансирования, ипотечного кредитования и кредитования МСП, применив пониженные коэффициента риска по относительно низко рискованным продуктам. Следующий метод - это корректировка подходов к оценке кредитного риска с целью формирования резервов на покрытие потерь в рамках Положения Банка России 590-п [7]. В данном случае Банк России отошел от формализованного подхода оценки риска кредитного продукта на основе соотношения финансового состояния заемщика и качества обслуживания долга, применив подход к оценке риска на основе показателей проработки инвестиционных проектов применительно к проектному финансированию и кредитованию заемщиков с использованием эскроу-счетов. Следует отметить, что Банк России постепенно развивает и применение новых инструментов регулирования.
По каждой позиции предусмотрены направления развития регулирования, при этом особое внимание уделено совершенствованию регулирования институтов финансового рынка и их объединений, формированию правового регулирования для внедрения современных технологий на финансовом рынке, а также вывода на рынок инновационных финансовых продуктов и услуг. Важным направлением является продолжение начатых ранее мероприятий по разработке подходов к регулированию экосистемного бизнеса, при этом акцент будет сделан на реализацию принципа пропорцио-
нальности с учетом возможных рисков и экономической значимости. Актуальным, по оценке Банка России, остается развитие макропруденциального регулирования. Несмотря на то, что поставленные задачи развития финансового рынка РФ направлены на поддержку и обеспечение современных потребностей национальной экономики и в целом соответствуют современным вызовам в условиях беспрецедентного санкционного давления.
Тем не менее целый ряд проблем и нерешенных вопросов требует дополнительного внимания помимо тех, что были обозначены Банком России. В их числе следует назвать:
- высокий уровень регулятивных издержек для институтов финансового рынка;
- сокращение количества кредитных организаций, составляющих основу финансового рынка в контексте функции по трансформации сбережений в инвестиции, в том числе, как следствие достаточно жесткого банковского регулирования;
- продолжающаяся концентрация активов и рисков на финансовом рынке, прежде всего, применительно к банковскому сектору;
- неоптимальное разделение кредитных организаций как объектов регулирования по типу лицензии (базовая или универсальная), а не по уровню рискованности бизнес-моделей их деятельности;
- фрагментарное регулирование процентной политики кредитных организаций. Регулирование финансового рынка претерпело
существенное развитие в последнее десятилетие, что было связано с реакцией международного сообщества на финансовый кризис 2007-2009 годов и принятием целого ряда соответствующих документов Базельским Комитетом по Банковскому Надзору. Россия последовательно, в полном соответствии с установленным графиком реализовала внедрение стандартов БКБН. В частности, установлены требования по качеству и достаточности собственного капитала банков, приняты требования по формированию буферов капитала, установлены нормативы ликвидности для системно значимых кредитных организаций. Развитие регулирования продолжается и далее, в него все более широко вовлекаются все институты финансового рынка. Продолжается реализация Банком России концепции пропорционального регулирования, с 2018 года получило развитие т.н. стимулирующее банковское регулирование, применение которого направлено на стимулирование операций, способствующих решению задачи экономического роста.
Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов предусмотрен целый ряд мероприятий, реализация которых направлена на совершенствование регулирования финансового рынка. Несмотря на однозначную важность поставленных задач, которые направлены на поддержку и обеспечение современных потребностей национальной экономики, ряд проблем и нерешен-
ных вопросов требует дополнительной проработки и реализации.
Литература
1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 20162018 годов [Электронный ресурс] // Банк России, Москва, 2016. - URL: http://www.cbr.ru/fin-markets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
2. Годовой отчет Банка России за 2022 год. - URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/27873/ ar_2019.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
3. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон № 86-ФЗ. -Справочно-правовая система «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 01.05.2023).
4. Российская Федерация. Законы. О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы [Указание Банка России от 15.04.2015 № 3624-У]. - Справочно-правовая система «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2023).
5. Российская Федерация. Законы. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах [Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П]. -Справочно-правовая система «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2023).
6. Российская Федерация. Законы. Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией [Положение Банка России от 29.11.2019 № 199-И]. - Справочно-правовая система «Консультант плюс». - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.04.2023).
7. Российская Федерация. Законы. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности [Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П]. - Справочно-правовая система «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2023).
MODERN TRENDS OF FINANCIAL MARKET REGULATION
Meshkova E.I.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The urgency of the problem of financial market regulation is beyond doubt. Initially, regulation was aimed at ensuring the financial stability of financial market institutions in order to form the basis for the development of the Russian economy as a whole. This direction of regulation has been characterized as risk-oriented. Subsequently, it became clear that only the stability of the financial market and the banking sector, is not enough. The banking sector should play a more active role in stimulating the development of the economy,
C3
о
CO
от m Р от
от А
=Е
and in the first place, the most important industries from this point of view. Finally, the current task is to restructure the Russian economy, with the financial sector playing the most active role. The systema-tization of financial market regulation instruments, carried out in the article, is relevant from the standpoint of improving the regulation of the activities of its institutions.
Keywords: financial market, banks, regulation, mega-regulator, financial stability, risk management, financial institutions.
References
1. The main directions of development of the financial market of the Russian Federation for the period 2016-2018 [Electronic resource] // Bank of Russia, Moscow, 2016. - URL: http://www. cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (date of access: 04/15/2022).
2. Annual report of the Bank of Russia for 2022. - URL: http:// www.cbr.ru/collection/collection/file/27873/ar_2019.pdf (date of access: 04/15/2022).
3. Russian Federation. Laws. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Federal Law No. 86-FZ. - Reference and legal system "Consultant Plus". - URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (date of access: 01/15/2022).
4. Russian Federation. Laws. On the requirements for the risk and capital management system of a credit institution and a banking group [Decree of the Bank of Russia dated April 15, 2015 No. 3624-U]. - Reference and legal system "Consultant Plus". -URL: http://www.consultant.ru (date of access: 04/15/2023).
5. Russian Federation. Laws. On the organization of internal control in credit institutions and banking groups [Regulation of the Bank of Russia dated 12/16/2003 No. 242-P]. - Reference and legal system "Consultant Plus". - URL: http://www.consultant.ru (date of access: 04/15/2023).
6. Russian Federation. Laws. On mandatory ratios and allowances to the capital adequacy ratios of banks with a universal license [Regulation of the Bank of Russia dated November 29, 2019 No. 199-I]. - Reference and legal system "Consultant Plus". - URL: http://www.consultant.ru (date of access: 04/15/2023).
7. Russian Federation. Laws. On the procedure for the formation by credit institutions of reserves for possible losses on loans, loan and equivalent debt [Regulation of the Bank of Russia dated June 28, 2017 No. 590-P]. - Reference and legal system "Consultant Plus". - URL: http://www.consultant.ru (date of access: 04/15/2023).
e