Научная статья на тему 'Банковское регулирование и надзор в традиционных и исламских финансах: сравнительный анализ и особенности реализации'

Банковское регулирование и надзор в традиционных и исламских финансах: сравнительный анализ и особенности реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БУФЕРЫ КАПИТАЛА / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ПРИНЦИПЫ НАДЗОРА / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР / BANKING REGULATION / BANKING SUPERVISION / CAPITAL BUFFERS / ISLAMIC BANKING / ISLAMIC FINANCE / ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS / PRUDENTIAL SUPERVISION / SUPERVISION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазурина Т.Ю., Шарипов Ш.Ф.

Раскрыто содержание банковского регулирования и надзора, его структурно-функциональных элементов и особенностей реализации в традиционных и исламских финансовых системах. Особое внимание уделено вопросам эволюции международных подходов к регулированию банковской деятельности. Охарактеризованы основные модели и инструменты пруденциального надзора исламских финансовых институтов исламский аудит и Шариатский орган финансового надзора. Проанализированы основные проблемы внедрения международных стандартов в деятельность организаций, предоставляющих исламские финансовые услуги, раскрыты специфические особенности и основные направления развития системы регулирования и надзора за деятельностью исламских банков в контексте гармонизации надзорного процесса исламских банков и международных стандартов банковского надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING REGULATION AND SUPERVISION IN TRADITIONAL AND ISLAMIC FINANCE: COMPARATIVE ANALYSIS AND IMPLEMENTATION FEATURES

The content of banking regulation and supervision, its structural and functional elements and features of implementation in traditional and Islamic financial systems have been revealed. Special attention to the issues of evolution of international approaches to banking regulation has been paid. The main models and tools of prudential supervision of Islamic financial institutions-Islamic audit and Sharia financial supervision authority have been characterized. The main problems of implementation of international standards in the activities of organizations providing Islamic financial services, specific features and main directions of development of the system of regulation and supervision of Islamic banks in the context of harmonization of the Supervisory process of Islamic banks and international standards of banking supervision have been analysed.

Текст научной работы на тему «Банковское регулирование и надзор в традиционных и исламских финансах: сравнительный анализ и особенности реализации»

УДК 33б.7

JEL G21

Мазурина Татьяна Юрьевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

e-mail: tamaz07@yandex.ru Шарипов Шукруллохон

Сайфуллоевич

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: shukrullo_sh@yahoo.com

DOI 10.26425/1816-4277-2020-6-144-151

БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В ТРАДИЦИОННЫХ И ИСЛАМСКИХ ФИНАНСАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Раскрыто содержание банковского регулирования и надзора, его структурно-функциональных элементов и особенностей реализации в традиционных и исламских финансовых системах. Особое внимание уделено вопросам эволюции международных подходов к регулированию банковской деятельности. Охарактеризованы основные модели и инструменты пруденциального надзора исламских финансовых институтов - исламский аудит и Шариатский орган финансового надзора. Проанализированы основные проблемы внедрения международных стандартов в деятельность организаций, предоставляющих исламские финансовые услуги, раскрыты специфические особенности и основные направления развития системы регулирования и надзора за деятельностью исламских банков в контексте гармонизации надзорного процесса исламских банков и международных стандартов банковского надзора. Ключевые слова: банковский надзор, банковское регулирование, буферы капитала, исламский банкинг, исламские финансовые институты, исламские финансы, принципы надзора, пруденциальный надзор.

Цитирование: Мазурина Т.Ю., Шарипов Ш.С. Банковское регулирование и надзор в традиционных и исламских финансах: сравнительный анализ и особенности реализации//Вестник университета. 2020. № 6. С. 144-151.

Mazurina Tatiana

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: tamaz07@yandex.ru

Sharipov Shukrullokhon

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: shukrullo_sh@yahoo.com

BANKING REGULATION AND SUPERVISION IN TRADITIONAL AND ISLAMIC FINANCE: COMPARATIVE ANALYSIS AND IMPLEMENTATION FEATURES

Abstract. The content of banking regulation and supervision, its structural and functional elements and features of implementation in traditional and Islamic financial systems have been revealed. Special attention to the issues of evolution of international approaches to banking regulation has been paid. The main models and tools of prudential supervision of Islamic financial institutions-Islamic audit and Sharia financial supervision authority have been characterized. The main problems of implementation of international standards in the activities of organizations providing Islamic financial services, specific features and main directions of development of the system of regulation and supervision of Islamic banks in the context of harmonization of the Supervisory process of Islamic banks and international standards of banking supervision have been analysed. Keywords: banking regulation, banking supervision, capital buffers, Islamic banking, Islamic finance, Islamic financial institutions, prudential supervision, supervision principles.

For citation: Mazurina T.Yu., Sharipov Sh.S. (2020) Banking regulation and supervision in traditional and islamic finance: comparative analysis and implementation features. Vestnik universiteta. I. 6, pp. 144-151. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-144-151

Влияние мирового и финансового кризиса 2008-2009 гг. резко отразилось на экономике и финансовом положении европейских государств. Произошло ухудшение условий кредитования реального сектора экономики и снижение доходности банковского бизнеса. Было существенно утрачено доверие к банкам в Европе. В этих условиях руководство Европейского союза активно изыскивало способы повышения стабильности банковского сектора стран Еврозоны [8].

Все это требовало определенных и конкретных мер в области регулирования и надзора, на чем и сосредоточили свои усилия соответствующие органы в странах Европейского союза. Это коснулось, прежде всего,

© Мазурина Т.Ю., Шарипов Ш.С., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

минимальных требований к капиталу, формирования буферов капитала и введения коэффициентов ликвидности согласно рекомендациям Базеля III.

Что касается деятельности исламских банков, то они демонстрировали неплохие результаты и имели достаточную финансовую устойчивость в преодолении проблем мировых финансовых кризисов, однако были и остаются подвержены специфичным рискам [6].

На сегодня процесс банковского регулирования и надзора в исламских финансах (исламском банкинге) недостаточно развит, более того, он не так силен, как в традиционных банковских системах. Учитывая, что исламские финансы достаточно активно интегрируются в мировой рынок, а регулирование и надзор за банковской деятельностью - важные составляющие системы обеспечения финансовой стабильности, данная проблема требует разрешения, прежде всего, гармонизацией норм надзорного процесса исламских банков и международных стандартов банковского надзора.

Справедливости ради заметим, что достаточно трудно сказать однозначно, чем термин «регулирование» отличается от понятия «надзор». Вместе тем они представляют две взаимосвязанные подсистемы.

Как отмечается в одной из статей, «...финансовое регулирование включает пруденциальный надзор (prudential supervision) и надзор за предпринимательской деятельностью (business conduct supervision). Пруденциальный надзор призван обеспечить надежность и устойчивость финансовых институтов, уменьшить системные риски» <...> «Надзор же за предпринимательской активностью, или регулирование, поддерживает функционирование конкурентных рынков и защищает права потребителей финансовых услуг. Финансовое регулирование должно устанавливать баланс между разными задачами, которые решают пруденциальный надзор и регулирование. Чрезмерное усиление пруденциального надзора может подорвать конкуренцию; и, наоборот, дерегулирование нередко ослабляет» [3, с. 37-38]. Тем самым отождествляются понятия «регулирование и надзор», содержательно и функционально выделяя в системе финансового регулирования пруденциальный надзор и надзор за предпринимательской деятельностью.

Не вдаваясь в дальнейшие дискуссии по поводу разделения этих понятий и отдавая дань справедливости мнению авторов приведенной статьи, попробуем рассмотреть их подробнее.

Банковское регулирование (как составляющая финансового регулирования) есть система мер, с помощью которых государство в лице центрального банка или иного надзорного органа обеспечивает устойчивое функционирование банковской системы, предотвращает кризисные явления в ней, защищает интересы кредиторов и вкладчиков. Это, очевидно, то, что понимается под надзором за предпринимательской деятельностью, проще говоря, это установление «правил игры» на рынке финансовых (банковских) услуг, или разработка норм и положений, законодательных и нормативных требований к банкам, включая формы отчетности, которые банки обязаны соблюдать, опираясь на международные и национальные требования.

В свою очередь, «.надзор - это проверка соответствия банков и других контролируемых кредитных организаций нормам и требованиям, разработанным регулирующим органом, а также применение мер воздействия в случае выявления недостатков в деятельности банка» [10]. В соответствии с законом банковское регулирование и банковский надзор - функции Банка России (ЦБ РФ), которые полностью за ним закреплены [1, ст. 4].

Главными целями регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов [1, ст. 56]. Несмотря на то, что в силу специфики российской банковской системы банковское регулирование и надзор осуществляет Банк России в одном лице, правильно рассматривать банковский надзор как самостоятельный блок (подсистему) в системе управления наряду с банковским регулированием. При этом банковский надзор не является частью банковского регулирования, но эти две подсистемы управления тесно связаны между собой.

Банковский надзор представляет собой многомерную, жесткую систему контроля, призванную упорядочить деятельность участников рынка банковских услуг в целях обеспечения стабильности функционирования банковского сектора и высокого уровня доверия общества. Банковский надзор направлен на обеспечение соблюдения банковского законодательства кредитными организациями и их объединениями и имеет целью своевременное выявление и оперативное реагирование на возникающие проблемы в банковском секторе и предотвращение развития системного банковского кризиса. Банковский надзор достаточно давно носит международный характер. Несмотря на то, что структурно-функциональные элементы банковского надзора в России сложились под влиянием зарубежной практики, надзорный процесс в России имеет

свои конструктивные особенности (к примеру, совмещение Банком России функций надзора за кредитными организациями и денежно-кредитного регулирования).

Однако Россия, являясь членом «Группы 20» и будучи представленной в Совете по финансовой стабильности в Базельском комитете по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS, далее -БКБН), активно претворяет в жизнь международные рекомендации в целях дальнейшего совершенствования и развития банковского регулирования и надзора. БКБН признал, что регулирование в России соответствует базельским стандартам и «... национальные» подходы, которые мы также реализуем, являются не альтернативой, а дополнением к международным подходам» [7, с. 6]. Банковский надзор - сложный и многомерный процесс, который необходимо организовать на национальном уровне и который требует внедрения ряда международных стандартов. Основными разработчиками таковых являются организации, представленные на рис. 1.

Составлено авторами по материалам исследования

Рис.1. Организации-разработчики международных стандартов

И все же основной международной организацией, которая занимается вопросами повышения качества регулирования и надзора, разрабатывает единые стандарты и принципы банковской деятельности, является БКБН. Важную роль играет и СМСФО, поскольку эта организация разрабатывает стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности. Именно эти стандарты, наряду с национальными, лежат в основе формирования традиционными банками своей финансовой отчетности. Развитие международных подходов к регулированию и надзору можно проследить в таблице 1.

Таблица 1

Развитие международных подходов к регулированию: от Базеля I к Базелю III

Признак (критерий) Базель I (введен в 1988 г.) Базель II (принят в июне 2004 г.) Базель III (принят в декабре 2010 г.)

Объект регулирования Международные банки Международные банки и банковские группы Системно значимые банки, банковские группы, мировая и национальные банковские системы

Окончание табл. 1

Признак (критерий) Базель I (введен в 1988 г.) Базель II (принят в июне 2004 г.) Базель III (принят в декабре 2010 г.)

Аспекты регулирования Единые стандарты капитала Система контроля за достаточностью капитала Ограничение кредитного риска Единые стандарты капитала Качество управления рисками Совершенствование надзора Рыночная дисциплина Единые (глобальные) стандарты капитала Единые (глобальные) стандарты ликвидности Единые (глобальные) стандарты левериджа Регулирование финансовой устойчивости Система управления рисками

Основные направления регулятивной реформы Капитал Структура капитала банка Достаточность капитала Активы, взвешенные с учетом риска (кредитного) Капитал Достаточность капитала Активы, взвешенные с учетом риска Кредитный риск Операционный риск Рыночный риск Требования к системе управления рисками Требования к рыночной дисциплине Капитал Структура капитала Достаточность капитала Активы, взвешенные с учетом риска Коэффициент левериджа Показатели ликвидности Буферы капитала Пределы рискообразования Операции с деривативами

Новации Капитал банка для регулятивных целей подразделен на две категории - капитал первого и второго уровня, а все активы банка для регулятивных целей разделяются на группы в зависимости от степени риска Создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками Оценка кредитного риска на основе стандартизированного подхода и на основе внутренних рейтингов Диверсификация инструментов снижения кредитных рисков Требования к капиталу под операционный риск Расширение роли органов надзора Всестороннее раскрытие информации и методологии банками Введение дополнительных требований к достаточности капитала банков (к составу акционерного капитала, капитала первого уровня, капитала второго уровня, буферного капитала, совокупного капитала) Введение норматива финансового рычага Введение новых обязательных нормативов ликвидности—норматива краткосрочной ликвидности (LCR) и норматива чистого стабильного фондирования (NSFR) и др.

Составлено авторами по материалам исследования

Рассматриваемая проблема интересна еще и тем, что в разных странах функции регулирования и надзора закреплены за разными институтами. В рамках Европейского союза, к примеру, существуют следующие модели ведения надзора за финансовым сектором. «Первая предполагает концентрацию надзорных полномочий в центральном банке, другая - существование специального надзорного органа, третья представляет собой сочетание элементов первых двух моделей. Однако ни одну из моделей нельзя считать более предпочтительной или оптимальной» [10, с. 24].

Согласно сложившейся практике, надзорные органы основное внимание уделяют проверке соответствия деятельности банков нормам банковского законодательства, установленным требованиям. Ключевым требованием к банкам является требование к минимальному размеру капитала банков, достаточного для покрытия банковских рисков (достаточность капитала). Что касается дополнительных требований к капиталу банков, то Базель III представил целый ряд так называемых буферов капитала, то есть дополнительных «подушек безопасности», целью формирования которых является поддержание достаточности капитала на определенном уровне за счет ограничения распределения прибыли.

Постепенно, с развитием и усложнением банковской деятельности, внимание в значительной степени смещается в область управления банковскими рисками и определения потенциальных угроз для банка в будущем. Что касается методов и инструментария надзора, то здесь следует констатировать, что они тесно связаны с его видами (правовой и пруденциальный, основанный на количественных оценках и качественный, дистанционный и инспекционный и др.). А вот к сфере (предмету) регулирования следует отнести: выход на рынок банковских услуг (создание кредитных организаций), текущую деятельность банков, процесс ликвидации кредитных организаций, банкротство, антикризисное управление, а также состояние учета и отчетности в банках.

В системе исламских финансов банки выполняют функции, аналогичные функциям традиционных банков. Прежде всего, банки играют роль финансовых посредников в расчетах, в финансировании реального сектора экономики. Фундаментальные противоречия прослеживаются в выполнении исламскими банками функции финансирования бизнеса. И проявляется это как в самом характере предоставления средств (на беспроцентной основе), так и в условиях такого финансирования - долевое финансирование с разделением рисков по проекту (договору).

Исходя из специфики функционирования исламских банков, регулирование их деятельности осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне законов шариата (шариатский контроль). Кроме этого, в качестве субъектов регулирования и надзора выступают и международные организации, перечисленные нами ранее. Необходимость шариатского контроля связана с тем, что исламские банки и их деятельность четко подчинены ценностным требованиям и законам шариата, и несоответствие деятельности исламского банка указанным требованиям несет в себе угрозу потерь деловой репутации.

Между тем, как справедливо отмечает С. Ю. Бабенкова, «...в исламской банковской системе существует ряд проблем, связанных с нормативным закреплением основ регулирования и надзора, в том числе и исламского финансового надзора» [5, с. 39].

В современных достаточно сложных условиях ведения банковского бизнеса активно развивается нормативно-правовая база банковской деятельности, внедряются международные стандарты банковского регулирования и надзора, включая внедрение в 2015 г. стандарта IFSB-17 «Основные принципы для исламского финансового регулирования (банковский сектор)».

Заметим, что в исламской финансовой системе существует ряд институтов, которые занимаются разработкой соответствующих шариату норм и стандартов, а также имплементацией рекомендаций БКБН с целью внедрения в практику деятельности исламских банков. Помимо БКБН, в процесс регулирования исламских банков на международном уровне вовлечены: Исламский банк развития (Islamic Development Bank, далее - IDB), Ассоциация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions, далее -AAOIFI), Международный генеральный совет исламских банков и финансовых институтов (General Council for Islamic Banks and Financial Institutions, далее - CIBAFI), Совет по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board, далее - IFSB).

Нормативно-правовой основой функционирования исламских банков в странах их юрисдикции являются международные стандарты и рекомендации БКБН, дополняемые шариатскими стандартами AAOIFI и Совета по исламским финансовым услугам (IFSB). Однако, например, в арабских странах стандарты и правила, разработанные AAOIFI и IFSB, реализовываются только в некоторых из них. Так, из 29 стран только 8 применяют стандарты учета и аудита AAOIFI, а 6 - стандарты управления рисками и достаточности капитала, разработанные IFSB [4]. В тех же арабских странах, где существуют как традиционные, так и исламские банки, существует две модели пруденциального надзора.

1. Сосредоточение надзора в лице единого надзорного органа (Кувейт, Катар, Тунис, Турция и др.).

2. Разделение надзорных полномочий между различными органами и институтами, где центральные банки выполняют лишь часть этих полномочий (Бахрейн, Иордания, Ливан, Сирия, Пакистан) [5]. При

этом основными инструментами пруденциального надзора исламских финансовых институтов являются исламский аудит и Шариатский орган финансового надзора (далее - ШОФН), целью которых является контроль соблюдения шариатских норм и принципов в текущей деятельности. Приемы и методы исламского аудита соответствуют традиционным методам и критериям. Но при этом исламский аудитор отчитывается перед членами ШОФН. Справедливости ради заметим, что на сегодня в мусульманских странах нет единых требований, предъявляемых к ШОФН.

В исламском аудите, к примеру, можно выделить следующие проблемы. Так как проверки некоторых исламских финансовых институтов могут проводить и члены ШОФН, то к таковым (проблемам) можно отнести независимость аудита, профессиональная компетентность. Здесь противоречие состоит в том, что профессиональный аудитор не в полной мере владеет исламскими юридическими нормами, а член ШОФН не имеет достаточной квалификации в сфере аудита.

В некоторых странах ШОФН создан в качестве независимого государственного учреждения (Судан, Турция, ОАЭ), в других - входит в состав центрального банка страны (Афганистан, Палестинская автономия, Бахрейн). Сами Правила контроля за исламскими финансовыми рынками, а также их регулирование определены в постановлении Совета Исламской академии правоведения (ФИКХА) № 59 (10/6) «О финансовых рынках» [2].

Рекомендации Базеля, относясь к актам «мягкого права», не являются обязательными, они активно используются и находят отражение в нормативных документах стран-участниц. Поэтому применение положений Базеля II и Базеля III является одной из главных задач для органов регулирования и надзора стран с исламскими банками. Однако здесь можно выделить следующие проблемы:

- некоторые компоненты Базеля сложно применить к типичным исламским финансовым инструментам (например, «мудараба», «мушарака и др.). Как следствие, существует проблема и в управлении рисками их использования, поскольку исламские финансовые продукты по своей сути являются комплексными;

- отдельные виды активов исламских банков и связанные с ними риски могут вовсе не относиться к банковской деятельности (это относится к некоторым контрактам продаж, например, «мурабаха», «бай муаджал»);

- формирование системы защиты вкладчиков-владельцев сберегательных и инвестиционных счетов. Здесь суть проблемы состоит в том, что в исламских банках указанные счета есть депозиты на условиях мудараба, где вкладчик несет риск потерь вложенных средств, что противоречит понятию и регулированию депозитов в традиционных банках. Выходом из ситуации может быть трактовка счетов как депозитов со всеми последствиями возврата их полной суммы, но с возможностью, к примеру, отказа от гарантии по таким депозитам, выбрав систему разделения рисков и прибылей, как это принято Исламским банком Британии.

Как было отмечено ранее, в 2015 г. на основе Базельских принципов эффективного банковского надзора были разработаны Основные принципы регулирования исламской финансовой системы.

В контексте реализации данных принципов объектами надзора являются все организации, предлагающие исламские финансовые услуги, в том числе «исламские окна» - финансовые институты, частично предлагающие исламские услуги.

При этом органы надзора должны особое внимание уделять профилю рисков исламских банков, эффективности их управления, то есть реализуется так называемый риск-ориентированный надзор, который реализуется и в России.

Основные объекты контроля и надзора, а также надзорные требования, предъявляемые к исламским финансовым институтам, достаточно комплексно отражены в работе [4].

К таким объектам относят банковские группы и холдинги, владельцы инвестиционных счетов, инвестиции, достаточность капитала, концентрация рисков и управление ими, кредитный и рыночный риски, риск потери ликвидности, риск уменьшения нормы прибыли, исламские «окна», операции со связанными сторонами, ПОД/ФТ, проблемные активы, внутренний контроль и аудит, финансовая отчетность, прозрачность раскрытия информации и рыночная дисциплина.

Исламским банкам имманентны и риски, обусловленные спецификой их операций. Это, прежде всего, относится к финансированию на условиях разделения прибылей и убытков.

Именно таким операциям свойственны повышенные риски, которые оказывают влияние на эффективность деятельности банка, его финансовые результаты. Риск в данном случае носит интегральный характер, поскольку затрагивает и интересы вкладчиков-владельцев инвестиционных счетов. В традиционном

банкинге это невозможно, ибо владельцы счета не разделяют ответственность за результат операций банка (за финансируемый проект).

При этом интересно, что отсутствуют законные способы (инструменты), позволяющие банкам осуществлять контроль за объектом вложений средств (конкретный бизнес, проект), и обеспечение исполнения обязательств в этом случае не снижает рисков банка.

Конечно, на сегодня имеется значительный набор проблем в системе регулирования и надзора за деятельностью исламских банков, для решения которых необходимы координация и постоянный диалог между разработчиками исламских финансовых стандартов, надзорными и регулирующими органами отдельных стран и международными организациями-разработчиками международных стандартов банковского регулирования и надзора, прежде всего, - с Базельским комитетом по банковскому надзору.

Несмотря на разницу между природой исламского и традиционного банкинга, это не уменьшает необходимость в регулирующих нормах и соответствующем надзоре, которые должны развиваться в следующих направлениях:

- активное внедрение в практику исламских банков рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и гармонизация требований Базеля и норм органов шариатского надзора в части требований к достаточности капитала, формированию системы управления рисками в банках, защиты интересов вкладчиков (владельцев счетов);

- реализация метода и программ стресс-тестирования в соответствии с IFSB-17;

- оценка рисков с использованием Ш£-подходов (оценка рисков на основе внутренних рейтингов) (Базель II);

- формирование отчетности исламских банков в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- государственная поддержка системы страхования вкладов;

- внедрение исламских стандартов в существующие надзорные практики.

Уместно заметить, что в зависимости от особенностей исламской банковской деятельности в странах-членах Исламского банка развития, формируются их системы надзора. В некоторых странах существует, так называемые, параллельное законодательство в целях развития исламского сегмента в банковской системы, тогда как в других такое законодательство отсутствует. Исламская банковская деятельность в таких странах регламентируется дополнениями в банковское законодательство. Надзор за банками в этих странах осуществляется как в традиционных системах центральными банками.

Помимо этого, в указанных странах выделяют банковскую, страховую деятельности и деятельность на рынке ценных бумаг, надзор за которыми осуществляется разными органами, в связи с чем необходима координация их взаимодействия (Бахрейн, Иран). Наблюдается и такая тенденция, как отделение банковского надзора и денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах-членах разрешено открытие исламских окон (Бахрейн, Индонезия).

Действующее правовое регулирование банковской деятельности сегодня не позволяет российским банкам осуществлять финансовые операции, основанные на принципах исламских финансов, да и для функционирования исламских финансовых компаний в среде российского правового поля необходимо иметь другую организационно-правовую форму, но не кредитной организации [9].

Как нам представляется, для развития исламского банкинга в России модель надзора должна быть построена таким образом, что отдельного исламского банковского законодательства быть не должно, тогда как сама исламская банковская деятельность определяется дополнениями в банковское законодательство. В структуре Банка России должен быть создан отдельный Департамент по регулированию исламских финансовых организаций. Базельские требования к капиталу и принципы надзора должны применяться и к исламским финансовым организациям.

Развитие регулирования и надзора за деятельностью исламских финансовых организаций (банков) и закрепление регулятивных норм и правил, основанных как на требованиях международных стандартов, так и учитывающих требования органов шариатского надзора, призвано способствовать развитию рынка исламских банковских услуг внутри отдельных стран, привлечению иностранных инвестиций в их национальные экономики, а также обеспечению финансовой устойчивости и эффективной деятельности не только исламских финансовых организаций, но и финансовых рынков в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 02.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 17.04.2020).

2. Постановления и рекомендации Совета исламской Академии правоведения (фикха). Пер. с араб. М. Ф. Муртазин. - М.: Ладомир, 2003. - 129 с.

3. Абрамов, А. Е., Радыгин, А. Д., Чернова, М. И. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики. - 2014. - № 2. - С. 33-49.

4. Амара, М. И., Бабенкова, С. Ю. Правовое регулирование надзорного процесса финансовых институтов в арабских странах // Современное право. - 2017. - № 11. - С. 130-145.

5. Бабенкова, С. Ю. Пруденциальный надзор исламских банков как инструмент хеджирования от экономических кризисов // Путеводитель предпринимателя. - М.: Российская академия предпринимательства, 2017. - Выпуск XXXV. - с. 38-46.

6. Мазурина, Т. Ю., Шарипов, Ш. С. Устойчивость, эффективность и финансовые риски исламских банков в условиях нестабильности финансовой системы // Управление. - 2019. - Т. 7, № 1. - C. 105-113.

7. Симановский, А. Ю. Банковская реформа: отдельные аспекты // Деньги и кредит. - 2012. - № 8. - С. 6-10.

8. Усоскин, В. М. Новая система банковского надзора в Европейском союзе // Деньги и кредит. - 2015. - № 3.- С. 22-25.

9. Чокаев, Б. В. Исламские финансы: возможности для российской экономики//Вопросы экономики. - 2015. - № 6. - С. 106-127.

10. Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/15145?fileId=9496/ (дата обращения: 08.04.2020).

References

1. Federal'nym zakon ot 10.07.2002 No. 86-FZ "O Tsentral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)" [Federal law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" No. 86-FZ, dated on July 10, 2002]. Legal reference system "Consul-tantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (accessed 17.04.2020).

2. Postanovleniya i rekomendatsii Soveta islamskoi Akademii pravovedeniya (fikha) [Resolutions and recommendations of the Council ofthe Islamic Academy of law (fiqh)]. Per. s arab. M. F. Murtazin. Moscow, Ladomir, 2003. 129 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Abramov A. E., Radygin A. D., Chernova M. I. Regulirovanie finansovykh rynkov: modeli, evolyutsiya, effektivnost' [Financial market regulation: models, evolution, and efficiency]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 2, pp. 33-49.

4. Amara M.I., Babenkova S.Yu. Pravovoe regulirovanie nadzornogo protsessa finansovykh institutov v arabskikh stranakh [Legal regulation of the supervisory process of financial institutions in Arab countries]. Sovremennoe pravo, 2017, no. 11, pp. 130-145.

5. Babenkova S.Yu. Prudentsial'nyi nadzor islamskikh bankov kak instrument khedzhirovaniya ot ekonomicheskikh krizisov [Prudential supervision of Islamic banks as a hedging tool against economic crises]. PutevoditeF predprinimatelya [Entrepreneur's Guide]. Moscow, Rossiiskaya akademiya predprinimateFstva, 2017, Vypusk XXXV, pp. 38-46.

6. Mazurina T. Yu., Sharipov Sh. S. Ustoichivost', effektivnost' i finansovye riski islamskikh bankov v usloviyakh nestabil'nosti finansovoi sistemy [Stability, efficiency andfinancial risks of islamic banks in conditions of instability of financial system]. Up-ravlenie, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 105-113.

7. Simanovskii A. Yu. Bankovskaya reforma: otdel'nye aspekty [Banking reform: some aspects]. Dengi i kredit [Money and Finance], 2012, no. 8, pp. 6-10.

8. Usoskin V. M. Novaya sistema bankovskogo nadzora v Evropeiskom soyuze [New banking supervision system in the European Union]. Den'gi i kredit [Money and Finance], 2015, no. 3, pp. 22-25.

9. Chokaev B. V Islamskie finansy: vozmozhnosti dlya rossiiskoi ekonomiki [Islamic finance: opportunities for the Russian economy]. Voprosy Ekonomiki [Economic issue], 2015, no. 6, pp. 106-127.

10. Bankovskii nadzor. Evropeiskii opyt i rossiiskaya praktika [Banking supervision. European experience and Russian practice]. Available at: http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/15145?fileId=9496/ (accessed 08.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.