Научная статья на тему 'РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ'

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / РИСК / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ ШАРИАТА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курьянова И.В., Абибуллаев М.С.

В статье рассматривается проблема выявления рисков в системе исламского банкинга, основывающегося на совокупности религиозных правил и законов, которые используются для управления экономической, политической, культурной, социальной и пр. системами исламского общества. Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью более тщательного рассмотрения специфики исламского финансирования, а также важностью исследования отдельных аспектов выявления рисков в системе исламского банкинга. В рамках рассмотрения истории и философии исламского банкинга отмечается, что формирование системы исламских финансов происходит не только в рамках экономических и финансовых взаимоотношений субъектов, но и распространяется на этическую, моральную, социальную, культурную и религиозную сферы с целью усиления равенства и справедливого распределения благ во всем обществе. На основе проведенного анализа авторами утверждается: равные условия для конкуренции между исламскими и традиционными банками не могут быть обеспечены за счет того, что исламские банки не имеют аналогичной вспомогательной инфраструктуры, поэтому необходимо внедрить культуру управления рисками в системе исламского финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2020. Т. 6 (72). № 4. С. 54-63.

УДК 334.7

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Курьянова И. В., Абибуллаев М. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: irinatnu@gmail.com

В статье рассматривается проблема выявления рисков в системе исламского банкинга, основывающегося на совокупности религиозных правил и законов, которые используются для управления экономической, политической, культурной, социальной и пр. системами исламского общества. Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью более тщательного рассмотрения специфики исламского финансирования, а также важностью исследования отдельных аспектов выявления рисков в системе исламского банкинга. В рамках рассмотрения истории и философии исламского банкинга отмечается, что формирование системы исламских финансов происходит не только в рамках экономических и финансовых взаимоотношений субъектов, но и распространяется на этическую, моральную, социальную, культурную и религиозную сферы с целью усиления равенства и справедливого распределения благ во всем обществе. На основе проведенного анализа авторами утверждается: равные условия для конкуренции между исламскими и традиционными банками не могут быть обеспечены за счет того, что исламские банки не имеют аналогичной вспомогательной инфраструктуры, поэтому необходимо внедрить культуру управления рисками в системе исламского финансирования.

Ключевые слова: исламское финансирование; исламский банкинг; риск; финансовая система; правила и законы шариата; финансовые институты; банковская деятельность

ВВЕДЕНИЕ

Одной из значимых и в то же время недостаточно изученных на сегодняшний день проблем в сфере финансовой индустрии (сектора финансовых услуг, где осуществляются денежно-кредитные отношения между заинтересованными сторонами - финансовыми посредниками и другими экономическими агентами), является проблема определения рисков в системе финансирования (финансового банкинга). В этом смысле особый интерес вызывает специфика исламского банкинга, как банковской деятельности, соответствующей принципам шариата в рамках ее практического применения посредством развития исламской экономики.

Проблема выявления рисков в системе исламского финансирования имеет многоаспектный характер, обусловленный в т. ч. особенностями самого феномена исламского банкинга, основывающегося на совокупности религиозных правил и законов, которые используются для управления экономической, политической, культурной, социальной и пр. системами исламского общества. Кроме того, остается открытым ряд смежных вопросов, обозначающих проблему выявления рисков в системе исламского банкинга в том или ином аспекте, которые во многом определяют развитие исламской финансовой отрасли, их особенностей, связей, степени влияния и пр. [8, с. 265]

Следовательно, анализ проблемы выявления рисков в системе исламского финансирования выходит далеко за рамки экономического понимания вопроса, касаясь значительного круга явлений и предметов. При этом он (анализ) согласуется не только с финансово-экономическими, но и антропологическими, религиозными,

историческими, философскими и пр. аспектами научного знания [5, с. 103]. И в этом смысле наиболее актуальным, на наш взгляд, вопросом в контексте рассматриваемой проблематики является вопрос выявления рисков в системе исламского финансирования в контексте этических, религиозных и философских представлений современного исламского общества. Актуальность темы данной статьи обусловлена не только необходимостью более тщательного рассмотрения вопросов в рамках выше обозначенной проблематики, но и важностью исследования отдельных аспектов выявления рисков в системе исламского финансирования, а также их предотвращения за счет внедрения культуры эффективного управления исламским банкингом.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Современную исламскую финансовую индустрию можно считать относительно новым явлением, ее история началась всего несколько десятилетий назад.

Основные концепции функционирования исламских финансов зарождались одновременно с распространением ислама. В средние века ближневосточные торговцы в Османской империи совершали финансовые операции, основанные на принципах шариата. Однако только в 60-х и 70-х годах ХХ века была разработана уникальная исламская экономическая философия, которая рассматривала современные экономические проблемы в парадигме приверженности социальной справедливости, справедливому распределению богатства и заботе о бедных. Основная финансовая модель, предложенная мусульманскими учеными в те годы, основывалась на раннем исламском каноне мудараба [3]. В его основу заложен принцип финансового партнерства и доверительного управления. Иными словами, такое учреждение действовало как финансовый посредник, заимствуя деньги у вкладчика и используя средства в качестве инструмента для инвестиций. В этом случае и банк, и вкладчик разделяли риски и прибыль от такой деятельности пропорционально. Самые ранние исламские банки использовали в своей деятельности именно такую базовую модель, но позже стали добавлять и другие услуги для усиления конкурентных преимуществ перед другими банками.

На основе вышеописанных принципов в 1963 году в Египте был открыт сберегательный банк Mit Ghamr, который стал первым современным исламским банком. Опыт его функционирования был признан успешным во многих мусульманских странах, которые стремились подражать избранной банковской модели. Саудовская Аравия, в частности, выступила с идеей создания исламских банков в странах Персидского залива. Дубай был первым городом, поддержавшим это исламское финансовое движение, и в 1975 году был создан Исламский банк в Дубае.

Фундаментальную роль в реализации практики исламских банков и их интеграции в основную глобальную банковскую систему сыграла Малайзия. В этой стране исламский финансовый институт уже существовал до создания первого исламского банка. Мусульманская паломническая сберегательная корпорация, основанная в 1963 году, помогала паломникам в Малайзии совершать хадж. Позднее эта корпорация была переименована в Tabung Hajj, и паломники могли инвестировать свои сбережения в

предприятия на принципах шариата. Деятельность Tabung Hajj была настолько успешной, что в конечном итоге компания была реорганизована и создано учреждение Bank Islam Malaysia.

В 1979 году в Бахрейне был создан Исламский банк с крупными инвестициями принца Мохаммада бен Файсала. Этот банк активно сотрудничал с другими исламскими банками в ближневосточном регионе на инвестиционном и депозитном рынках, что позволяло распространять капитал во всех мусульманских странах. Сегодня Бахрейн является лидером в сфере оффшорного исламского банкинга из-за того, что имеет самое большое количество офшорных исламских финансовых институтов.

В 1980-х годах правительства Ирана и Судана инициировали реформы в своих странах, что привело к вытеснению всех форм прозападных финансовых учреждений из их национальных банковских систем. На сегодняшний день Иран по праву считается крупнейшим в мире исламским финансовым рынком с активами в размере 300 млрд долларов США по состоянию на 2017 год [11, с. 12].

В 2001 году было подписано важное соглашение между исламскими финансовыми учреждениями Бахрейна, Индонезии, Судана, Саудовской Аравии и Малайзии о создании Международного исламского финансового рынка (IIFM). Его основной целью является поддержка международного вторичного рынка торговли основными финансовыми инструментами посредством Комитета по надзору за шариатом, единого контрольного органа. В состав Комитета входят ведущие исламские ученые из различных регионов и школ шариата стран-членов IIFM. В 2002 г. в качестве международного органа по установлению стандартов для исламских финансовых учреждений был создан Малайзийский Исламский комитет по финансовым услугам (IFSB).

По данным Всемирного банка, в общей сложности более 500 исламских финансовых институтов были созданы во всем мире, начиная с 1970-х годов, в том числе около 300 исламских банков. За последние два десятилетия исламская финансовая индустрия показала рост около 15 % в год, а ее активы оцениваются в 1 триллион долларов, которые активы сосредоточены в исламских финансовых учреждениях в 7 странах Ближнего Востока (в основном в Иране и странах-членах Совета сотрудничества стран Персидского залива) и в 8 странах Юго-Восточной Азии (главным образом в Малайзии) и являются динамично развивающимся сектором общей исламской финансовой индустрии [14].

Постепенное развитие исламских финансовых услуг в мире обусловило интерес к их функционированию на российском финансовом рынке, однако Россия накопила недостаточный опыт развития и использования исламских финансов.

На протяжении последних десятилетий финансовый и банковский сектор экономики как отдельных стран, так и целых регионов, периодически испытывает острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою неплатежеспособность. Если большинство исследователей финансовых и банковских кризисов сходятся в том, что объективным фактором, обусловившим их массовый характер, является углубляющийся с каждым годом процесс глобализации финансовой

деятельности, то попытки выделить и тем более теоретически обосновать другие объективные факторы проблемы неплатежеспособности, поражающей финансовые и банковские системы, пока еще не приносят существенных результатов. В этих условиях мировой финансово-экономический кризис (2008 г.) придал новый импульс продолжающимся международным обсуждениям, посвященным реформе международной финансовой архитектуры. Поиск альтернативного решения актуальных проблем современности, прежде всего - в сфере финансов, лежит в изучении основ исламской экономики.

Первым банком, реализующим принципы исламской финансовой системы в России, был «Бадр-Форте Банк». В 1997 году он впервые стал использовать исламские методы финансирования. Однако в декабре 2006 года Центральный банк России лишил данное финансовое учреждение лицензии из-за постоянного несоблюдения нормативных банковских правил и Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации незаконных доходов (отмыванию денег) и финансированию терроризма». По словам регулятора, в «Бадр-Форте Банке» не контролировались сомнительные операции, и в его деятельности зафиксированы подозрительные транзакции на общую сумму 33,9 млрд рублей [10].

Если обобщить изученную литературу по теме исламских финансов [1; 2; 7; 12], можно утверждать, что исламский банкинг - это система управления финансами, основанная на исламских правилах шариата.

В основе исламских финансов лежат три концепции равновесия, развивающие исламскую финансовую отрасль по следующим направлениям:

1. Равновесие материальных и духовных потребностей. Ислам поощряет духовность во всех видах деятельности, в том числе в экономической. Вместе с тем любые виды экономической деятельности и стремление к богатству должны соотноситься с духовными аспектами жизни.

2. Равновесие индивидуальных и социальных потребностей. Исламская экономика также основана на балансе между потребностями человека и потребностями других людей. Эти основы включают получение справедливого вознаграждения при осуществлении любого вида экономической деятельности, подразумевая, что все вовлеченные лица несут взаимную и солидарную ответственность за результат.

3. Равновесие в разумном использовании природных ресурсов и недопустимость чрезмерного потребления. С точки зрения классической экономической теории, вопрос удовлетворения безграничных потребностей при ограниченных ресурсах, решается путем перераспределения ресурсов наиболее рациональным способом. Согласно канонам исламских финансов, данная экономическая проблема, лежащая в основе дискуссии, не может возникнуть в принципе, поскольку закон шариата гласит, что далеко не все человеческие потребности должны быть удовлетворены. При этом поощряется разумное использование ресурсов и устанавливаются определенные ограничения, стимулируя тем самым умеренное потребление.

Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что исламские финансы не ограничивают экономическую деятельность, а способствуют ее развитию на основе ответственности, взаимовыгодности и социальной ответственности, которая приносит пользу другим людям. Иными словами, исламские финансы допускают

функционирование рыночной экономики, где применимы традиционные законы рынка (например, спрос и предложение), но в то же время регулируют функции рыночного механизма путем конкретных законов, ограничений и этики, которые мы рассмотрим далее более подробно.

Запрет операций на основе процентов (риба). Арабское слово «риба» (riba) означает процент. Согласно шариату, риба - определенная заранее ставка процента от инвестиций или прирост, выраженный в иных величинах, не связанный с отдачей и не предполагающий затрат труда [10, p. 14].Исламские ученые в XX веке стали серьезно задумываться о необходимости использования альтернативной формы взимания процентов, поскольку начисляемые проценты создают определенную несправедливость в обществе. Запрет на финансовые операции на основе риба включает запрет на кредитные операции, инвестирование в продукты на основе процентных ставок (например, обычные депозитные сертификаты, сберегательные счета и облигации) или инвестирование средств в отрасли, которые не способствуют развитию производства (например, обычные банки). При зарождении и развитии исламской финансовой индустрии во второй половине ХХ века исламские финансовые институты предоставили доступ к финансовым продуктам, которые уважают такие запреты.

С. Харон разделял рибу на два типа [7, с. 237]:

• Риба аль-Насиа: риба, основанная на денежном кредитовании;

• Риба аль-Фадл: риба - избыток, возникающий при обмене однородными товарами в неравных количествах или качествах. Например, при наличии некачественного золота есть возможность приобрести золото высшего качества. Не допускается обмен с условиями доплаты с целью получения разницы в стоимости.

Запрет операций в условиях неопределенности (гарар). Арабское слово гарар (gharar) означает обманывать или вводить в заблуждение. Гарар подразумевает наличие излишней неопределенности или неясности условий контракта, возникающей вследствие недостатка информации и контроля. Гараром можно считать продажу сомнительного товара, неизвестных товаров или по несоответствующей цене, товаров без точного описания или предварительной проверки и др.

Запрет на азартные игры (мейсир и цимар). Мейсир (maysir, досл. - случайное богатство) - незаработанный случайный доход. Цимар (qimar) - любая азартная игра. Поскольку и мейсир, и цимар не предполагают никакой экономической активности, создающими определенные блага обществу, такие сделки считаются несправедливыми, и, следовательно, незаконными.

Следует отметить, что под запрет цимар попадают операции по покупке обычных страховых продуктов, поскольку по законам шариата, страхование - это азартная игра. При оплате страхователем страховых взносов, нет уверенности в том, вернет ли страховщик средства в случае, если неблагоприятное событие не наступит. И наоборот, если страхователь оплачивает страховые взносы небольшими суммами, а затем получает страховое возмещение вследствие несчастного случая, тем самым создается социальная несправедливость.

Однако в практике исламских финансов вместо традиционного страхования используется так называемый такафул (такафул досл. - предоставление гарантии друг

другу. Используется как синоним страхованию). Эта практика базируется на принципиально другой модели управления рисками, которая включает общий риск и взаимную ответственность. В ее основе заложена концепция безвозмездного дара, где каждый участник выделяет средства для фонда с намерением при возникновении страхового случая помочь другим участникам.

Запрет на ведение или участие в непристойной деятельности (харам). Харам (Ьагаш) в переводе с арабского языка означает «грех». Любая деятельность, связанная с распространением оружия, алкоголя, табачной продукции, порнографии, производством свинины, получением взяток по законам шариата считается непристойной и безоговорочно запрещена.

Исходя из описанных запретов, исламскими финансовыми компаниями разработаны различные финансовые продукты для удовлетворения потребностей клиентов и рыночного спроса, основанные на законах шариата, в качестве альтернативы к широкодоступным традиционным услугам. Такие финансовые продукты основаны на исламских контрактах: мушарака, мудараба, мурабаха, таваррук, иджара, истина, сукук, кард хасан. Их основные характеристики приведены в табл.1.

Таблица 1

Основные финансовые исламские инструменты_

Название Краткая характеристика

Мушарака Особый договор партнерства, в котором обе стороны участвуют в объединении активов, ресурсов или собственности с целью получения прибыли. Обе стороны получают прибыль или несут убытки, связанные с деятельностью, исходя из доли взноса в общий капитал.

Мудараба Договор партнерства и доверительного управления в получении прибыли, одна сторона предоставляет капитал, другая - предпринимательские способности для управления капиталом. Инвестор несет ответственность за убытки в размере вложенных средств и не имеет права участвовать в управлении.

Мурабаха Вид сделки, в результате которой клиент приобретает необходимый актив с отсрочкой платежа по цене, включающей в себя согласованную прибыль и понесенные продавцом затраты.

Таваррук Вид сделки по покупке товара с отсрочкой платежа продавцу с целью дальнейшей продажи товара третьей стороне для получения наличных денег.

Иджара Договор аренды (лизинга), в рамках которого финансовое учреждение покупает актив и сдает в аренду своему клиенту.

Истина Договор продажи, предметом которого выступает выполнение строительных работ, закупка дорогостоящих транспортных средств или производство какого-либо товара по заказу.

Сукук Сукук часто называют «исламскими облигациями». По сути, это - сертификат, подтверждающий право владельца на долю в праве собственности на базовый актив, пропорциональную величине вложенных средств. При этом обращение долговых сукук запрещено.

Кард хасан Исламская финансовая индустрия разработала единственный кредитный продукт -кард хасан. Это беспроцентный вид кредита, предоставляемый исламскими финансовыми учреждениями для клиентов, которые в них нуждаются. Этот кредит является единственным типом кредита, который предлагают исламские банки. На остаток задолженности не начисляются проценты, штрафы или пени в случае просрочки платежа. Клиенту необходимо выплатить только основную сумму долга.

Составлено авторами на основе [5; 9]

Таким образом, формирование системы исламских финансов происходит не только в рамках экономических и финансовых взаимоотношений субъектов, но и распространяется на этическую, моральную, социальную, культурную и религиозную сферы с целью усиления равенства и справедливого распределения благ во всем обществе.

Поскольку такое экономическое явление, как исламский банкинг, является относительно новым, классификация рисков, которая присуща вышеописанным финансовым инструментам, отсутствует. На наш взгляд, исламские банки столкнутся с двумя типами рисков: традиционные, с которыми сталкиваются классические финансовые посредники, и исламские, которые уникальны из-за соблюдения банками норм шариата. Кроме того, исламские банки ограничены в использовании некоторых инструментов снижения риска, которые используют их традиционные аналоги, поскольку это запрещено исламским торговым правом.

К традиционным можно отнести нижеследующие виды рисков.

Рыночный риск. Может быть систематическим, возникающим из макроисточников, или несистематическим, связанным с активами.

Риск ликвидности. Как правило, возникает по причине медленного развития финансовых инструментов исламского банкинга, вследствие чего не представляется возможным быстро привлечь средства с рынков. Эта проблема становится более серьезной, поскольку межисламский банковский денежный рынок в настоящее время находится на этапе своего формирования и еще недостаточно развит.

Кредитный риск. Связан с потерей дохода, возникающего в результате просрочки платежа контрагентом. Данный риск возникает при использовании любого из описанных выше исламских способов финансирования. Например, кредитный риск в договорах мурабаха возникает в виде неуплаты контрагентом задолженности в полном объеме и в указанный срок. Невыполнение обязательств может быть результатом влияния как объективных факторов (ухудшение финансового состояния плательщика), так и субъективных (умышленное невыполнение обязательств).

Операционный риск. Риск прямых или косвенных убытков в результате ненадлежащего построения внутренних бизнес-процессов. Операционный риск в этом отношении особенно возрастает, поскольку банки не имеют квалифицированных специалистов (потенциала и возможностей) для осуществления исламских финансовых операций. Учитывая особый характер таких сделок, особое компьютерное программное обеспечение, доступные на рынке программные продукты для обычных банков могут не подходить для исламских банков. Это порождает системные риски развития и использования информационных технологий в исламском банкинге.

Правовой риск. Правовые риски для исламских банков значительны и возникают по ряду причин. Во-первых, большинство так называемых «светских» стран приняли систему общего или гражданского права, и их правовые нормы не содержат конкретных законов, поддерживающих уникальные особенности исламских финансовых продуктов. Например, если основная деятельность исламских банков -торговля (мурабаха) и инвестирование в акции (мушарака и мудараба), действующее

финансовое право и нормативные акты в большинстве юрисдикций запрещают коммерческим банкам заниматься такой деятельностью. Во-вторых, нестандартное содержание финансовых услуг могут не иметь исковой силы. Использование стандартизированных контрактов может упростить администрирование и мониторинг транзакций, однако отсутствие исламских судов, которые могут обеспечить соблюдение исламских договоров, увеличивает юридические риски их использования.

Риск отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ). Понимание вышеописанных особенностей исламских финансов дает нам представление о точках уязвимости, которые могут быть использованы преступниками, отмывающими деньги от незаконной деятельности, в т. ч. финансирующими терроризм. С одной стороны, на сегодняшний день нет серьезных оснований считать, что особый механизм функционирования исламских финансов представляют собой реальные или потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ. С другой стороны, на наш взгляд, требуется дополнительная работа над типологиями и лучшего понимания особенностей функционирования исламских финансов.

К исламским рискам, возникающим исключительно в особом способе проведения финансовых сделок, относятся следующие.

Риск наценки. Исламские финансовые учреждения используют фиксированную ставку для определения цены на различные финансовые операции. К примеру, в контракте мурабаха наценка определяется добавлением 1-2 % за риск к базовой ставке (обычно LIBOR). Следовательно, в случае изменения ставки LIBOR наценка по контрактам с фиксированной доходностью не может быть изменена. В результате исламские банки сталкиваются с рисками, связанными с колебаниями рыночных процентных ставок. Повышенный риск также может проявляться в способах финансирования с разделением прибыли, таких как мудараба и мушарака, поскольку коэффициент распределения прибыли зависит от базовой ставки LIBOR.

Ценовой риск. Как уже отмечалось, основанием для риска наценки является изменение ставки LIBOR. Более того, он возникает в результате финансирования, а не торговли конкретными банковскими продуктами. В отличие от риска наценки ценовой риск возникает в результате того, что банк владеет активами длительного пользования, такими как салам, иджара и мудараба / мушарака.

Интерес, проявленный к исламским финансам со стороны представителей участников рынка банковских услуг во всем мире, открывает широкие перспективы для развития деятельности исламских банков и других исламских финансовых институтов в нашей стране. Для России тесное сотрудничество с исламскими финансовыми институтами и заимствование опыта и механизмов их работы может рассматриваться в качестве предполагаемых мер по выходу из кризиса и как одно из приоритетных направлений развития и реформирования банковского сектора страны. Особенно этот вопрос актуален в то время, когда против России введены экономические санкции, и, как следствие, возникли сложности заимствования финансовых ресурсов за рубежом. В этом случае исламские финансовые институты открывают для России альтернативные возможности получить дополнительные финансовые заемные ресурсы.

В России на сегодняшний день около 15 % мусульманского населения. В последние годы несколько неисламских российских банков привлекли халяльные инвестиции, в том числе «Ак-Барс Банк» в Республике Татарстан. Но, несмотря на это, пул официально зарегистрированных исламских финансовых учреждений остается ограниченным двумя организациями в Татарстане и двумя в Республике Дагестан.

Тем не менее, возможности внедрения принципов исламского банкинга в регионах РФ с учетом населения, которое в нем проживает, есть у Чеченской Республики, Республики Башкортостан, а также в Республике Крым. Данные регионы могут стать привлекательными для иностранных инвесторов, в том числе из арабских стран, а развитие финансовых услуг, отвечающих стандартам ислама, будут способствовать повышению уровня доходов населения и инвестиций в экономику, что станет ключевым фактором роста экономики. Исходя из этого, перспективы внедрения исламского банкинга в России, учитывая размер мусульманского населения, можно считать достаточно благоприятными.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно утверждать, что популярность исламских финансов обусловлена прочной теоретической, религиозной и социальной основой, базирующейся следующих принципах:

— соблюдение строгих этических и моральных принципов,

— отказ от банковского процента, азартных игр и непристойной деятельности,

— создание финансовых продуктов, основанных на реальных активах и коммерческих транзакциях, а не на спекуляциях и операциях с высоким риском.

Очевидно, что из-за религиозных ограничений исламские банки не могут выйти на традиционный банковский рынок, но традиционные банки предлагают исламские продукты одновременно с собственными продуктами. Без сомнения, конкуренция усиливает эффективность работы традиционных банковских учреждений за счет привлечения новых клиентов - последователей ислама. При этом отметим, что равные условия для конкуренции между исламскими и традиционными банками не могут быть обеспечены за счет того, что исламские банки не имеют аналогичной вспомогательной инфраструктуры.

Очевидно, в исламских банках необходимо внедрить культуру управления рисками. Методы предотвращения рисков могут включать стандартизацию всей деятельности, связанной с ведением бизнеса и процессами, его обеспечивающих, а также построение диверсифицированного портфеля активов и пассивов.

Список литературы

1. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Под. ред. В. Г. Тимирясова. Казань: Изд-во «Познание», 2011. 236 с.

2. Журавлев А. И. Теория и практика исламского банковского дела. М.: Институт востоковедения РАН, 2002. 244 с.

3. Ибадов Э. С., Шмырева А. И. Некоторые аспекты деятельности исламских банков // Идеи и идеалы. 2013. № 3 (17) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspek1y-deyatelnosti-islamskih-bankov.

4. Львов, Н. А. Исламские банки: особенности, проблемы, перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013. Сер. 5. Вып. 1. С. 100-107.

5. Никитина М. Г., Куртмоллаев С. Принципы организации и практики функционирования исламских банков // Культура народов Причерноморья. 2006. № 86. С. 38.

6. Таки Усмани М. Введение в исламские финансы. М.: Исламская книга, 2013. 140 с.

7. Харон С., Ван Азми В. Н. Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика / пер. с англ. А. Кадикова, А. Файзрахман. Казань: Линова-Медиа, 2012. 533 с.

8. Хусейнова Д. К., Хусаинов М. К. Теоретические основы исламского банкинга // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. № 3. С. 265-269.

9. Юлдашева М. Б. Система управления рисками в исламской банковской системе // Экономика и финансы (Узбекистан). 2019. № 8. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-riskami-v-islamskoy-bankovskoy-sisteme.

10. Kazak A. Why Islamic banking is not working in Russia. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbth.com/business/2017/03/29/why-islamic-banking-russia-729937.

11. Kabir Hassan М. Kayed R. The Global Financial Crisis and Islamic Finance. Part 2 // Islamic Finance and the Economic Global Crisis. 2019. P.12-13.

12. Khan F. How «islamic» is islamic banking? // Journal of economic behavior & organization. Amsterdam: Elsevier. 2010. № 76. P. 805-820.

13. Wintermeyer L. The Future Of Islamic FinTech Is Bright. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/lawrencewintermeyer/2017/12/08/the-future-of-islamic-fintech-is-bright/#76bbbddb65fa.

14. Prospects for Islamic financial system discussed in Chechnya. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://islam.ru/en/content/news/prospects-islamic-financial-system-discussed-chechnya

Статья поступила в редакцию 07.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.