Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламские финансовые институты / шариат / мусульманское право / исламские финансовые инструменты. / islamic financial institutions / sharia / muslim law / islamic financial instruments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлдашева Мадина Батир-Кизи

В статье рассмотрены исторические основы и тенденции развития системы исламских финансов, принципы деятельности исламских финансовых институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской финансовой системы. Проанализированы отличительные особенности развития исламских финансовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES AND PRINCIPLES OF THE ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM

There is discussed in the article the historical foundations and development trends of the Islamic finance system, the activity principles of Islamic financial institutions, as well as financial instruments that are used within the Islamic financial system. The distinctive features of the development of Islamic financial institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ»

Юлдашева Мадина Батир-кизи,

специалист 2-ой категории ЧАКБ «Ориент финанс»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

УДК: 336.02

ЮЛДАШЕВА М.Б-К. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены исторические основы и тенденции развития системы исламских финансов, принципы деятельности исламских финансовых институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской финансовой системы. Проанализированы отличительные особенности развития исламских финансовых институтов.

Ключевые слова: исламские финансовые институты, шариат, мусульманское право, исламские финансовые инструменты.

ЮЛДАШЕВА М.Б-К,. ИСЛОМ МОЛИЯ ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТИЗИМЛАРИ ВА ТАМОЙИЛЛАРИ

Маколада ислом молия тизимининг тарихий асослари ва ривожланиш тенденциялари, ислом молия институтлари фаолиятининг тамойиллари, шунингдек, ислом молия тизимида ишлатилади-ган молиявий воситалар мух,окама килинди. Ислом молия институтлари ривожланишининг узига хос хусусиятлари тах,лил килинди.

Таянч иборалар: ислом молия институтлари, шариат, мусулмон конунлари, ислом молиявий воси-талари.

YULDASHEVA M.B-Q. DEVELOPMENT FEATURES AND PRINCIPLES OF THE ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM

There is discussed in the article the historical foundations and development trends of the Islamic finance system, the activity principles of Islamic financial institutions, as well as financial instruments that are used within the Islamic financial system. The distinctive features of the development of Islamic financial institutions are analyzed.

Key words: islamic financial institutions, sharia, muslim law, islamic financial instruments.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

Введение.

Современная финансовая система, порождая кризисы мирового масштаба, требует необходимости диверсификации национальных финансовых рынков на основе внедрения новых принципов и инструментов. Такой действенной альтернативой сегодня выступают исламские финансовые институты, которые доказали не только свою жизнеспособность, но и оказались наименее подвержены кризисным явлениям. Целью исламской экономической модели является поиск альтернативного подхода к решению проблем финансовой сферы в современных условиях. В Республике Узбекистан постепенно растет интерес к вопросам Исламского банкинга, как альтернативной возможности развития внутреннего рынка, а также привлечения инвестиций из стран Ближнего Востока, что и предопределяет необходимость осуществления широкомасштабных исследований в этом направлении.

Постановка научной проблемы.

Институты исламской экономики появились на Ближнем Востоке около полувека назад, доля которых сегодня в финансовых системах стран Персидского залива составляет от 20 до 50%. Несмотря на то, что значение исламских финансов в мировых финансовых активах не превышает и 2%, все же данные институты прочно закрепились на финансовых рынках ряда немусульманских стран1.

Первый исламский банк на Западе, «Islamic Banking System», появился в 1978 г. в Люксембурге2. В Великобритании уже работает более 20-ти банков, предоставляющих исламские банковские услуги, из них 5 исламских банков и 16 исламских «окон» при традиционных банках3.

Среди современных зарубежных мусульманских экономистов необходимо отметить труды

1 Мусаев, Р.А. Магомедова, Ю.Д. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации -2015. -№11.- С. 35-48.

2 Ernst&Young (2016) Luxemburg: the gateway for islamic finance and the Middle East https://www. islamicfinance.com/wpcontent/uploads/2016/06/ Luxembourg-Islamic-Finance.pdf

3 Business reporter, Amir Firdaus, chief financial officer, Al Rayan Bank (2019) The UK can be a world leader in Islamic finance https://www.telegraph.co.uk/business/ business-reporter/uk-islamic-finance/.

таких авторов как Умар Чапра4, Махмуд Абдель5, Мохаммед Таки Османи6 и др., которые сформулировали теоретические принципы функционирования исламской финансовой системы.

В настоящее время проводится значительное количество исследований по теме исламского банкинга и финансов. Объектом исследования чаще выступают финансовые контракты, структура исламской системы, проводится сравнительный анализ инструментов, используемых в деятельности как исламских, так и традиционных банков.

Исходя из приведенных выше исследований, ставится научная задача: изучение основных направлений развития Исламского банкинга в последние годы и применения его инструментов. Результаты этих исследований должны показать - в каком направлении эти инструменты могут применяться в условиях Республики Узбекистан.

1. Цели, методология и структура исследования.

Целью исследования является изучение и выявление особенностей развития исламской финансовой системы.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

• исторический обзор формирования и становления исламских институтов;

• изучение принципов и инструментов исламской финансовой индустрии;

• анализ современных тенденций развития исламских финансов.

Методологический подход. Исследование проводилось с использованием методов научного познания. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды представителей классической, неоклассической и институциональной экономических теорий. Ее информационно-эмпирической базой послужили материалы монографий, статей современных отечественных и зарубежных экономистов;

4 Chapra M. U. What is Islamic Economics? Jeddah. 2003. P. 51.

5 Mahmoud Abdel Wahab El-Khalifa Mohamed. History of Islamic Banks and a Contemporary Basic Guide to Islamic Banking and Finance. - VDM Verlag Dr. Muller, 2010.

6 Муфтий Мухаммад Таки Усмани Введение в исламские финансы. Предисловие/Даруль Фикр исламский образовательный портал, 20l8 https://darulfikr.ru/ articles/fikh/wedenie-v-islamskie-finansy-predislovie/

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

результаты научных и научно-практических конференций.

Информационную базу исследования составляют: аналитические материалы Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений; Исламского банка развития; Совета по исламским финансовым услугам; Международного исламского финансового рынка; информационных агентств; официальных сайтов министерств и ведомств; а также материалы ведущих отечественных и зарубежных финансовых изданий («The Banker», «Economist», «Islamic Finance Asia», «Institutional Investors», «Финансы и кредит», «Экономическое обозрение» и др.).

Основные положения и результаты.

Исламская банковская система начала развиваться во второй половине прошлого столетия. Успешное развитие исламской банковской системы можно считать с создания египетского сберегательного банка Mit Ghamr, а также Лем-бага Табун Хадж в Малайзии в 1963 году1.

Расположенный в дельте Нила сберегательный банк Mit Ghamr предоставлял такие банковские услуги как сберегательные счета, долевое участие в акционерном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги. Кроме того, данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, что содействовало успеху банка. Во второй половине 1967 года работу банка приняли на себя Национальный банк Египта и Центральный банк. Одним из наиболее важных вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что Mit Ghamr доказал обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе. Успех альтернативного банка в области обслуживания депозитных вкладов и финансирования клиентов доказал, что морально-этические принципы могут быть применимы и взяты на вооружение современными банками.

Лембага Табун Хадж (ТХ) - ведущий финансовый институт Малайзии, был зарегистрирован в 1963 году. TX имеет 50-летний опыт работы, связанными с депозитами, предоставлением услуг по паломничеству (хадж), финансовыми операциями и управлением инвестициями. В принципе TX имеет двойную стратегию. Она направ-

1 Учебное пособие "Основы этических (исламских финансов)" Е.А.Байдаулет, 2014 http://islamic-finance. ru/board/14-1-0-79

лена на решение социально-экономических проблем мусульман (возможность накопления сбережений для исполнения паломничества) и в то же время позволяет им инвестировать и эффективно участвовать в общем экономическом развитии страны.

На институциональное развитие всей банковской индустрии Малайзии в целом оказала влияние мудрость ее руководителя - Премьер-министра Махатхира Мохамада. В начале 90-х годов XX века он через беспроцентный бюджетный займ предоставил всем желающим коммерческим банкам операционную возможность запуска исламских финансовых инструментов. Многие из этих банков, после возврата госзайма, наработали собственные механизмы и определились в этом направлении, открыв дочерние исламские банки в своих банковских холдингах.

По-настоящему развитие глобальной индустрии Исламского банкинга началось в середине 1970-х годов. Межгосударственный Исламский Банк Развития (ИБР) был официально учрежден в октябре 1975 года. Его основателями явились правительства 22-х стран. Одновременно с ИБР в 1975 году был зарегистрирован коммерческий Дубай Исламик банк. В 1977 году еще три исламских банка начали свою деятельность, а именно, Египетский исламский банк Файсал, Исламский банк Судана Файсал и Кувейтский финансовый Дом (Kuwait Finance House). Всего в период с 1970-х годов и до начала 1980-х годов было создано 16 исламских финансовых институтов.

Историю современной исламской банковской системы можно подразделить на четыре основных периода: период основания, период распространения, период международного признания, период переоценки и новых перспектив (посткризисный период).

Практика исламских финансовых институтов показывают, что за последние три десятилетия в данной области достигнут значительный прогресс, прежде всего, в масштабе мировой экономики.

Функционирование исламской экономики, основу которой составляет система исламских финансов (СИФ), регулируется мусульманским правом. Основой мусульманского права является шариат, являющийся универсальной системой социального регулирования и опирающийся на две группы источников - Коран и Сунну [3].

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

Современная история исламских (альтернативных) финансов1

Период Годы Характеристика

Основополагающие вехи 1950-е - Исламские ученые и экономисты начали представлять модели исламской банковской и финансовой систем с целью предложения реальной альтернативы традиционному (западному) банкингу, основанному на проценте. - Двойная концепция «мудараба» была предложена в качестве инструмента исламского банкинга.

1960-е - Начинают применять базовые принципы исламского финансирования. - Были впервые адаптированы механизмы работы исламских финансовых учреждений. - Взлет и падение сберегательного банка Mit Ghamr (1963-1967 гг.). - Создание Лембага Табун Хадж в Малайзии, 1963 г.

1990-е - Основана международная организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI). В 1990 году выпущен первый стандарт. - В 1990 г. в Малайзии был выпущен первый в истории Сукук компанией Shell MDS Sdn. - В 1999 г в Бахрейне был установлен Индекс Доу Джонса (Dow Jones Islamic Index).

Вехи распространения 1970-е - Создаются исламские банковские и исламские небанковские институты. - Организовывается научно-исследовательская деятельность. - Учреждаются научно-исследовательские институты. - Утверждается финансовый механизм «мудараба». - Создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде. - Начало публикации книг по исламскому банкингу. Охватываются такие вопросы, как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг. - Открытие Дубайского Исламского банка, 1975 г. - Открытие Исламского банка развития, 1975 г. - Первая Международная Исламская экономическая конференция в Мекке в 1976 г. - Первая страховые исламские компании в ОАЭ и Судане в 1979 г.

1=.

□о >

S О ij s

Ш ?! О X

о s

s g

s в s

X >

г»

й 1 Источник: А.М. Tiby. Islamic Banking: How to manage risk and improve profitability/A.M. Tiby -J.Wiley&Sons- 2010.

Таблица 1. Продолжение

/—\

о

3=1

§

s

о т. о

1980-е - I исударивенние учаиие в мридвижении исламских ианкив. - Создание большего количества частных банков. - Предоставление различных исламских банковских продуктов, в том числе, на Западе (Великобритания, Швейцария, США). - Повышение интереса западных ученых и финансовых групп к исламскому банкингу. - Традиционные банки начинают предоставлять исламские продукты посредством «исламских окон». - Рост исследовательских программ, обучения и подготовки специалистов. - Рост исламского индекса и доверительных фондов. - Пакистан, Судан, Иран, Малайзия и другие страны пытаются изменить свои банковские системы или начинают официально внедрять исламскую финансовую систему. - МВФ опубликовал рабочие документы и статьи по Исламскому банкингу. Расцвет исследований и публикаций на тему исламской экономики. - Создание Академии Фикха при ОИС и других Советов Фикха. - Основание при ИБР Исламского института исследования и обучения (IRTI). - Создание исламских доверительных фондов по всему миру.

Международное признание 2000-2009 - Продолжительный рост и зрелость индустрии наряду с проблемами риска. - Завершение построения архитектуры исламских финансов. - Уделяется внимание управлению рисками и корпоративному контролю. - Капитализация исламских банков путем слияний. - Создание рынка ценных бумаг, обеспеченных активами. - В 2002 году учреждается Совет по исламским финансовым услугам (IFSB) в Малайзии. - В августе 2004 года Агентство финансового надзора Великобритании дало разрешение на открытие первого исламского банка в Англии - Исламского Банка Британии. - В 2005 году учреждается Международная Исламская рейтинговая организация в Бахрейне (IIRA). - Начал свою деятельность Центр управления ликвидности (LMC). - Международный исламский финансовый рынок (IIFM). - Первый выпуск сукук американским заемщиком (сделка East Cameron Gas Company), 2006 год.

Переоценка, новые перспективы 2009-н.в. - Стабильный рост исламских активов по сравнению с динамикой снижения стоимости активов обычных банков. Глобальный кризис в наименьшей степени повлиял на исламские банки. - В 2010 году в Германии открылся первый исламский банк Kuveyt Turk Participation Bank. - Thomson Reuters установил первую исламскую межбанковскую (бенчмарк) ставку (IIBR), 2011 год. - Саудовская Аравия, Турция выпустили свои первые сукук, 2012 год. - Bloomberg установил MYR корпоративный сукук индекс, 2012 год. - ЮАР выпустила свой первый суверенный Сукук, 2013 год. - IIFM выпустил стандарт интербанковских транзакции, 2013 год. - Премьер-министр Великобритании заявил на Всемирном исламском экономическом форуме (WIEF) о развитии Лондона в качестве глобального исламского финансового центра (октябрь 2013 года)

СП >

X

ь >

□о >

о

Ь S

СП

О

UJ

О

СП >

п

о

□о сг

"О сг

Основополагающими принципами функционирования исламских финансов являются запрет рибы, гарара, мейсира и харама.

Риба (согл. шариату) - это заранее определенная ставка процента от инвестиций или прирост, выраженная в иных величинах, не связанная с отдачей и не предполагающая затрат труда, является запрещенной [2]. Данный запрет связан с тем, что ростовщическая деятельность не ведет к созданию продукта и росту благосостояния общества. Извлечение прибыли приветствуется в исламе, но принцип социальной справедливости настаивает, что получение вознаграждения или несение убытков должно быть соответственно вкладам заемщиков и кредиторов. Таким образом запрет проявляется в следующем:

• любое увеличение размера кредита или начисление ссудного процента, в том числе, и в случае просрочки долга заемщиком;

• взимание платы сверх фактических затрат за оформление и обслуживание кредита;

• обращение облигаций всех видов, в том числе, и с нулевым купоном;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• эмиссия кредитных карт в случае начисления процентов по предоставленным в кредит суммам;

• начисление процентов по всем видам вкладов в банках за исключением вкладов доверительного инвестирования.

Гарар подразумевает наличие излишней неопределенности или неясности условий контракта, возникающей вследствие недостатка информации и контроля. Гараром можно считать продажу сомнительного товара, неизвестных товаров или по несоответствующей цене, товаров без точного описания или предварительной проверки; неэквивалентный бартерный обмен товаров и др. [1]. Высокая степень неопределенности в современной финансовой деятельности свойственна страхованию и сделкам с деривативами.

Соответственно, исходя из указанного принципа и запрета гарара, система исламских финансов не может быть подвержена таким кризисным явлениям, как ипотечный кризис в США, дефолт в России в августе 1998 г.

К Мейсиру (араб. «азартная игра», запрещенная исламом) относится незаработанный случайный доход, иными словами движение денежных

средств с целью их расширенного воспроизводства без создания реального продукта.

Харам (араб. «грех») - запрет на ведение или участие в деятельности, связанной с распространением непристойностей, алкогольной продукции, изготовлением и продажей идолов, оказанием услуг языческим храмам, участием в азартных играх и др. Таким образом, шариат запрещает финансовые операции, связанные с торговлей оружием, алкоголем, табачной продукцией, порнографией, производством свинины, получение взяток и ссужение денег под процент [6].

СИФ базируется также на таких принципах, как требования незыблемости и исполнения договорных обязательств, паритетное распределение рисков, справедливое распределение богатства и доходов, сбалансированность стремления к экономическому благосостоянию и социальной справедливости. Соответствие моральным нормам, социальная справедливость, действие в рамках закона, умеренность в расходах, порицание монополизации рынков - это фундаментальные основы исламской экономической деятельности [2].

Исламские финансово-кредитные институты предлагают ряд специфических по содержанию и конструкции инструментов, которые напрямую связаны с товарно-денежным оборотом и обеспечены реальными активами.

Исламские финансовые инструменты формируются на базе четырех основополагающих элементов:

1) продажа (бай), передача права собственности или предмета собственности для рассмотрения;

2) наём (иджара), передача права пользования собственностью для рассмотрения;

3) подарок (хиба), бесплатная передача предмета собственности;

4) ссуда (ариях), бесплатная передача права пользования собственностью.

Р.Р.Вахитов выделяет две наиболее распространённые группы финансовых инструментов: инструменты, основанные на участии в капитале, и инструменты, основанные на долговом финансировании1.

1 Р.И. Беккин, Р.Р. Вахитов, Г.Т. Гафурова и др. / под ред. В.Г.Тимирясова/. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран. - Казань: ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

График 2. Мировые исламские финансовые активы (2018 г.)1

К инструментам, основанным на участии в капитале, Р.Р.Вахитов относит мударабу и муша-раку, а к инструментам, основанным на долговом финансировании - мурабаху, иджару, салам и сукук.

Таким образом, базовыми инструментами, которые используются большинством исламских банков и регламентированы международными стандартами, являются:

1) договора партнерства (долевое финансирование): мудараба, мушарака;

2) торговые соглашения (долговое финансирование); различия между данными инструментами характеризуются сроками реализации активов: мурабаха, иджара, истисна, салам;

3) дополнительными инструментами являются: кард аль хасан (беспроцентный займ), агентские выплаты (вакала, джуала), сукук (целевое фондирование капитала).

Таким образом, изучив и обобщив известные классификации исламских финансовых инструментов, отметим, что наиболее часто в операционной деятельности исламских финансово-

Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2011. - 236 с.

1 Источник: ICD Refinitiv (IFDI 2019) Islamic Finance

Development Report 2019 SHIFTING DYNAMICS

кредитных институтов используется их разделение по принципу формирования на три типа:

а) продукты, основанные на партнерстве (или «разделении прибыли / убытков», иначе, долевое финансирование): мудараба и мушарака;

б) продукты, основанные на участии в сделках купли-продажи (иначе, долговое финансирование): мурабаха, иджара (лизинг), салам, истисна;

в) продукты, основанные на оплате комиссий (тарифов) банка (или «комиссионные» продукты): вакала (агентское соглашение).

Таковы наиболее распространенные классификации исламских финансовых инструментов, которые отражают различие трансакций, обслуживающих потребности реальной экономики.

Современная исламская финансовая индустрия состоит из четырех секторов: банковское дело, сукук (облигации), акции и фонды и така-фул (страхование). Банковский сектор доминирует в отрасли, где 70% всех исламских финансовых активов находятся под управлением [8] (график 1). Активы исламской финансовой индустрии находятся преимущественно в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива2 (ССАГПЗ) (922 миллиардов долла-

2 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

ров США), Юго-Восточной Азии (473 миллиардов долларов США) и на Ближнем Востоке, за исключением стран ССАГПЗ (453 миллиардов долларов США). В немусульманских странах (Европа и страны Северной Америки) исламские финансы сохраняют свое присутствие, но остаются незначительными.

В 2016 году исламская финансовая индустрия пережила год замедления после почти десятилетнего двузначного роста, в основном из-за неблагоприятного политического и экономического климата (особенно из-за низких цен на нефть), снижения курса на некоторых ключевых рынках и естественное созревание отрасли [10]. Однако, данные 2017-2018 годы положительны и демонстрируют увеличение активов, по итогам 2018 года составили более чем 2,5 миллиардов долларов США (график 2). Исламские финансы развиваются преимущественно в странах с мусульманским большинством, особенно в Малайзии, ССАГПЗ и Иране. Эксперты прогнозируют замедление роста сектора, снижение рентабельности и, возможно, снижение качества активов. Более медленный рост ожидается на зрелых рынках, таких как ССАГПЗ и Малайзия, в то время как ожидается, что рост ускорится на некоторых неосновных, более новых рынках, таких как Россия, СНГ и Африка, а также в Иране, который будет открыт для глобальной экономики благодаря недавней отмене санкций [12, 13].

Ключевые возможности для развития исламского финансового сектора включают в себя:

• демографические тенденции;

• инициативы, такие как «Видение Саудовской Аравии до 2030 года»1 и Китайско-Пакистанский экономический коридор (CPEC)2;

the Arab States of the Gulf; араб. Jj3J

IJ^J^g — региональная закрытая между-

народная организация. Основная цель организации — координация, сотрудничество и интеграция во всех экономических, социальных и культурных делах.

1 Видение Саудовской Аравии 2030 — программа по уменьшению нефтезависимости Саудовской Аравии, диверсификации её экономики и развитию государственного здравоохранения, образования, инфраструктуры, рекреационной сферы и туризма.

2 Проект в совокупности с портом Гвадар рассматривается как мощный механизм создания сухопутной связки с новой инициативой «Морской Шелковый путь 21-го века» и «моста», способного экономи-

• изобилие капитала (увеличение дохода на душу населения и благосостояния мусульман).

Ключевые проблемы для развития исламского финансового сектора включают в себя:

• отсутствие стандартизации и единой нормативной среды;

• низкий уровень осведомленности общественности;

• низкие цены на нефть;

• неопределенная политическая и экономическая среда.

Заключение.

Подводя итоги, можно прийти к выводу о том, что исламские финансовые институты, благодаря своим принципам и инструментам, основанным на шариате (также мусульманском праве), стали действенной альтернативой, способной противостоять мировым финансовым кризисам.

В ходе исследования было выявлено, что основополагающими принципами функционирования исламских финансов являются запрет рибы, гарара, мейсира и харама. Исходя из этих принципов, фундаментальной основой исламской экономической деятельности является соответствие моральным нормам, социальная справедливость, действие в рамках закона, умеренность в расходах, порицание монополизации рынков.

Согласно Р.Р.Вахитову, выделяются две наиболее распространённые группы финансовых инструментов: инструменты, основанные на участии в капитале, и инструменты, основанные на долговом финансировании.

Исследование показало, что большей частью исламские финансы активно функционируют и ведут свою деятельность в ССГАПЗ и странах Юго-Восточной Азии (преимущественно в Малайзии).

Более 70% мировых исламских финансов приходится на банковский сектор, что является результатом эффективно налаженной системы управления.

Становление и развитие Исламского банкинга в Республике Узбекистан могло бы в существенной мере стимулировать ускорение развития здесь финансового рынка. Именно поэтому настоятельной необходимостью является дальнейшее расширение исследований в этом направлении.

чески и логистически соединить страны Азии, Африки и Европы с их населением в 3 млрд. человек.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

Список литературы:

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Марджани, 2010.

2. Беккин Р.И., Вахитов Р.Р., Гафурова Г.Т. и др. / под. ред. В.Г. Тимирясова/. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран. - Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2011. - 236 с.

3. Литау Е.Я. Международные финансы: исламский банкинг как перспективная альтернатива традиционной системы финансирования // Экономика и управление, 2016. - № 10 (132).

4. Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации. - 2015. - №11. - С. 35-48.

5. Муфтий Мухаммад Таки Усмани. Введение в исламские финансы. Предисловие / Даруль Фикр исламский образовательный портал, 2018. - https://darulfikr.ru/articles/fikh/vvedenie-v-islamskie-finansy-predislovie/

6. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. - М.: Наука, 2008. - 209 с.

7. Харон С., Азиз З.А. Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика / С.Харон, З.А.Азиз - Казань. Татарстан, 2012.

8. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми Исламская финансовая и банковская система:философия, принципы и практика / Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. - Казань : Линова-Медиа, 2012. - 536 с.

9. Шибанова-Роенко Е.А., Саидов А.А. Современная исламская банковская система // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция &^ио;Студенческий научный форум&трио, 2011.

10. Учебное пособие "Основы этических (исламских финансов)" Е.А.Байдаулет, 2014 http:// islamic-finance.ru/board/14-1-0-79

11. A.M. Tiby. Islamic Banking: How to manage risk and improve profitability/ A.M. Tiby -J.Wiley&Sons- 2010.

12. Business reporter, Amir Firdaus, chief financial officer, Al Rayan Bank (2019) The UK can be a world leader in Islamic finance https://www.telegraph.co.uk/business/business-reporter/uk-islamic-finance/

13. Ernst&Young (2016) Luxemburg: the gateway for islamic finance and the Middle East https:// www.islamicfinance.com/wpcontent/uploads/2016/06/Luxembourg-Islamic-Finance.pdf

14. Chapra M. U. What is Islamic Economics? Jeddah. 2003. P. 51.

15. Dubai Islamic Bank (2017a). Global Islamic Finance Report. Overview of the Global Islamic Finance Industry http://www.gifr.net/publications/gifr2017/intro.pdf

16. ICD Refinitiv (IFDI 2019) Islamic Finance Development Report 2019 SHIFTING DYNAMICS https://icd-ps.org/uploads/files/IFDI%202019%20DEF%20digital1574605094_7214.pdf

17. Islamic Financial Services Board (IFSB) (2017). Islamic Financial Services Industry Stability Report 2017 http://www.ifsb.org/docs/IFSB%20IFSI%20Stability%20Report%202017.pdf

18. Mahmoud Abdel Wahab El-Khalifa Mohamed. History of Islamic Banks and a Contemporary Basic Guide to Islamic Banking and Finance. - VDM Verlag Dr. Muller, 2010.

19. S. Nagaoka: Islamic Finance for Sustainable Development: Its Historical Background and Potentialities in the Modern World// 8th International Conference on Islamic Economics and Finance.

20. S&P Global Market Intelligence (2017). Islamic Finance In 2018: Slow Growth is the New Normal https://www.capitaliq.com/CIQDotNet/CreditResearch/RenderArticle.aspx?articleId = 1870 801&SctArtId=429528&from=CM&nsl_code=LIME&source0bjectId=10133419&sourceRevId=1& fee_ind=N&exp_date=20270626-21:05:51

21. Thomson Reuters & Dinar Standard (2016). State of the Global Islamic Economy Report 2016/17 https://ceif.iba.edu.pk/pdf/ThomsonReuters-stateoftheGlobalIslamicEconomyReport201617. pdf

22. Thomson Reuters (IFDI 2018). Islamic finance development report 2018/Building momentum https://repository.salaamgateway.com/images/iep/galleries/documents/20181125124744259232831. pdf

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.