Научная статья на тему 'Исламские финансовые институты и исторические особенности их зарождения'

Исламские финансовые институты и исторические особенности их зарождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / РИБА / ГАРАР / МУДАРАБА / МУШАРАКА / МУРАБАХА / ИДЖАР / САЛАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Бреслер Михаил Григорьевич, Сулейманов Артур Рамилевич, Галиуллина Валерия Валерьевна

Исламские финансовые институты возникли с появлением Корана, т.е. примерно в VII веке нашей эры. Некоторые историки считают, что отдельные элементы исламской экономики могли возникнуть ещё до пророка, но эта точка зрения не относится к научно доказанной. Наиболее популярной в научном мире служит позиция, согласно которой развитие финансовых институтов исламского банкинга представлено тремя периодами: от Мекканского времени до образования халифата; от халифатского периода до возникновения Османского царства; от распада Османского царства (империи) до настоящего времени. Третий этап можно отнести к наиболее сложным и в тоже время трудоёмким, поскольку связан с оформлением исламского банка как особого социально-экономического института. В данной статье проводится исторический анализ зарождения и развития финансовых институтов исламского банкинга и их представленность в экономических моделях (монистической, дуалистической и транзит-50Экономика и управление в отраслях и сферах деятельностиной) современных мусульманских государств. Обосновывается тезис, что сама исламская банковская система является частью современного глобального банка, её институты (мудараба, мушарака, мурабаха, иджар, салам) подчинены тем же экономическим законам и принципам функционирования, что и традиционные, но с определёнными ограничениями в самих механизмах финансирования и объектах финансирования. Делаются выводы, что стратегическим шагом в вопросе экономической интеграции исламских стран может стать формирование валютно-финансового союза, способного привести исламские финансовые институты к общим показателям. На сегодняшний день данная мера представляется сложно реализуемой, поскольку не сформированы условия для передвижения капитала и трудовых ресурсов. Изменить ситуацию возможно посредством проведения стратегического экономического курса, лишённого декларативности, открытого для контактов, что позволит привлекать капиталы из других стран в форме долгоиграющих инвестиционных проектов, оперативно реагировать на геоэкономические и геополитические вызовы современности и, соответственно, сделать исламские финансовые институты более гибкими к современных рыночным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS AND HISTORICAL FEATURES OF THEIR ORIGIN

Islamic financial institutions arose with the advent of the Koran, i.e. approximately in the 7th century of our era. Some historians consider that separate elements of Islamic economy could arise to the prophet, but this point of view doesn’t belong to scientific proved. To the most popular in the scientific world serves a position according to which development of financial institutions of Islamic banking is presented by three periods: from Mekkan time before formation of the caliphate; from the caliphate period before emergence of the Ottoman empire; from disintegration of the Ottoman empire so far. The third stage can be carried to the most difficult and in too time labor-consuming as it is connected with registration of Islamic bank as special social and economic institute. This article provides a historical analysis of the origin and development of financial institutions of Islamic banking and their representation in the economic models (monistic, dualistic and transit) of modern Muslim States. The thesis is proved that the Islamic banking system itself is a part of the modern global Bank, its institutions (a mudaraba, a musharaka, a murabakha, idjara, salaam) are subordinated to the same economic laws and the principles of functioning, as traditional, but with certain limitations in the financing mechanisms and objects of financing. It is concluded that a strategic step in the issue of economic integration of Islamic countries can be the formation of monetary and financial Union that can lead Islamic financial institutions to common indicators. For today this measure is difficult to implement, as there are no conditions for the movement of capital and labor resources. The situation could be changed through the holding of strategic economic policy, devoid of declarativity, open for contacts. This will make it possible to attract capital from other countries in the form of long-term investment projects, to respond quickly to geo-economic and geopolitical challenges of our time and, accordingly, to make Islamic financial institutions more flexible to modern market relations.

Текст научной работы на тему «Исламские финансовые институты и исторические особенности их зарождения»

Галиуллина С.Д. Galiullina S.D.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение» ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» г. Уфа, Российская Федерация

Бреслер М.Г. Bresler M.G.

кандидат философских наук, доцент кафедры «Международные отношения,

история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Сулейманов А.Р. Suleimanov A.R.

кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения,

история и востоковедение» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Галиуллина В.В. GalшШna У.У.

аспирант кафедры «Сравнительная и сопоставительная филология», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 336.713

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ЗАРОЖДЕНИЯ

Исламские финансовые институты возникли с появлением Корана, т.е. примерно в VII веке нашей эры. Некоторые историки считают, что отдельные элементы исламской экономики могли возникнуть ещё до пророка, но эта точка зрения не относится к научно доказанной. Наиболее популярной в научном мире служит позиция, согласно которой развитие финансовых институтов исламского банкинга представлено тремя периодами: от Мекканского времени до образования халифата; от халифатского периода до возникновения Османского царства; от распада Османского царства (империи) до настоящего времени. Третий этап можно отнести к наиболее сложным и в тоже время трудоёмким, поскольку связан с оформлением исламского банка как особого социально-экономического института. В данной статье проводится исторический анализ зарождения и развития финансовых институтов исламского банкинга и их представленность в экономических моделях (монистической, дуалистической и транзит-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

ной) современных мусульманских государств. Обосновывается тезис, что сама исламская банковская система является частью современного глобального банка, её институты (мудараба, мушарака, мурабаха, иджар, салам) подчинены тем же экономическим законам и принципам функционирования, что и традиционные, но с определёнными ограничениями в самих механизмах финансирования и объектах финансирования. Делаются выводы, что стратегическим шагом в вопросе экономической интеграции исламских стран может стать формирование ва-лютно-финансового союза, способного привести исламские финансовые институты к общим показателям. На сегодняшний день данная мера представляется сложно реализуемой, поскольку не сформированы условия для передвижения капитала и трудовых ресурсов. Изменить ситуацию возможно посредством проведения стратегического экономического курса, лишённого декларативности, открытого для контактов, что позволит привлекать капиталы из других стран в форме долгоиграющих инвестиционных проектов, оперативно реагировать на геоэкономические и геополитические вызовы современности и, соответственно, сделать исламские финансовые институты более гибкими к современных рыночным отношениям.

Ключевые слова: ислам, исламский банкинг, финансовые институты, риба, гарар, мудара-ба, мушарака, мурабаха, иджар, салам.

ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS AND HISTORICAL FEATURES

OF THEIR ORIGIN

Islamic financial institutions arose with the advent of the Koran, i.e. approximately in the 7th century of our era. Some historians consider that separate elements of Islamic economy could arise to the prophet, but this point of view doesn't belong to scientific proved. To the most popular in the scientific world serves a position according to which development of financial institutions of Islamic banking is presented by three periods: from Mekkan time before formation of the caliphate; from the caliphate period before emergence of the Ottoman empire; from disintegration of the Ottoman empire so far. The third stage can be carried to the most difficult and in too time labor-consuming as it is connected with registration of Islamic bank as special social and economic institute. This article provides a historical analysis of the origin and development of financial institutions of Islamic banking and their representation in the economic models (monistic, dualistic and transit) of modern Muslim States. The thesis is proved that the Islamic banking system itself is a part of the modern global Bank, its institutions (a mudaraba, a musharaka, a murabakha, idjara, salaam) are subordinated to the same economic laws and the principles of functioning, as traditional, but with certain limitations in the financing mechanisms and objects of financing. It is concluded that a strategic step in the issue of economic integration of Islamic countries can be the formation of monetary and financial Union that can lead Islamic financial institutions to common indicators. For today this measure is difficult to implement, as there are no conditions for the movement of capital and labor resources. The situation could be changed through the holding of strategic economic policy, devoid of declarativity, open for contacts. This will make it possible to attract capital from other countries in the form of long-term investment projects, to respond quickly to geo-economic and geopolitical challenges of our time and, accordingly, to make Islamic financial institutions more flexible to modern market relations.

Keywords: islam, Islamic banking, financial institutions, riba, gharar, mudaraba, musharaka, murabakha, idjara, salaam.

Сегодня, в условиях глобализации, российская экономическая система претерпевает существенные трансформации. Все чаще ученые обращаются к поиску новых финансовых моделей, одной из которых является исламский банкинг, оборотный капитал которого в 2015 г. был «1,48 трлн долларов, а ежегодные

темпы роста составляют 10-15 %», к 2020 г. прогнозируется 1,60 трлн долларов США. Исламские финансовые инструменты постепенно интегрируются в мировую экономическую систему. Отношение российского ученого сообщества (экономистов, историков, политологов, философов, юристов) к данной проблеме

неоднозначно. Однако нельзя рассматривать Российскую Федерацию изолированной от общемировых тенденций. Поэтому поставленная проблема имеет особую актуальность и требует взвешенного и кропотливого изучения накопленного опыта как исторически сложившихся финансовых институтов, так и современных устойчивых экономических моделей мусульманских государств.

К основополагающим институтам исламского банкинга относится «риба». Под ней понимается запрет получения процента с любой сделки по канонам шариата. Т.е. для исламских банков не приемлемы классические условия для вкладчиков и заёмщиков, такие как плата банком процентов или сбор процентных сумм. Обращает на себя внимание тот факт, что в Коране термин «риба» встречается не единожды, а восемь раз. При употреблении этого термина порицается ростовщичество и все формы его проявления [2].

Так, например, в Коране прописано о процентных сборах [3]: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно».

Подчёркивается, что неправильно взы-мать плату с рыбака за его улов, которого у него ещё нет, поскольку слишком высок риск в подобной сделке. Отметим, что с появлением ислама некоторые финансовые сделки стали невозможными. К ним можно отнести: «хабал-аль-хабала» (продажа нерождённого верблюда); «муламаса» (обязательное приобретение товара, если до него уже дотронулся потенциальный покупатель); «хасат» (приобретение товара со скидкой, если в него покупатель попадает камнем).

Подобные и аналогичные сделки запрещались по трём причинам: высокая степень риска, отсутствие социальной справедливости, принадлежность к азартной деятельности [4].

«Майсир» был запрещён в Коране, в отличии от «гарара», который был впоследствии обоснован мусульманскими просветителями [3]. Под «майсир» понималась азартная деятельность, игра, связанная с риском и получением прибыли, без трудовых затрат, в результате обмана или счастливого стечения обстоятельств. Изначально «майсир» относился лишь к играм, в которых можно было получить «мясо верблюда».

К «майсир» были отнесены любые фьючерсные и спекулятивные операции на финансовом рынке, доход от любых форм азартной деятельности. Т.е. в исламском банкинге не признаётся выгода, полученная без затрат трудовых сил, не оказывающая положительного значения для экономической системы в общем.

В отношении «гарар» ситуация складывалась более сложно. Поскольку со временем исламские учёные пришли к пониманию того, что сделка, в какой бы сфере ни проводилась, изначально закладывает некий принцип неопределённости, который невозможно преодолеть.

Поэтому со временем понимание института «гарар» стало сводиться к повышенному риску. Что вновь актуализировало новую дискуссию вокруг того, что понимать под «повышенным риском».

В результате была разработана общая классификация «гарара»:

- «гарар» с повышенным риском - был запрещён;

- «гарар» с незначительным риском - был разрешён;

- «гарар» в промежуточном (переходным) состоянии [4].

Отдельно были прописаны условия, при которых можно определить уровень риска в сделке: определение предмета договора; определение качественных и количественных свойств этого предмета; определение временных границ осуществления сделки; предметами договора не может быть алкоголь или свинина [4].

Вышеуказанные условия, наряду с финансовой рациональностью, стали необходимыми для заключения сделки «салам».

Под «салам» понимается сделка, в резуль-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

тате которой товар (предмет договора) поставляется покупателю, но при исполнении продавцом и покупателем определённых условий. Сделка будет считаться легитимной даже при наличии «рибы», если стороны согласны с этим решением и выигрывают экономически [5].

В ретроспективе финансовые институты исламского банкинга заметно претерпевали изменения.

Мекка всегда являлся крупным центров торговли, как до, так и после возникновения исламской религии. Но государственно-частных структур, занимающихся деятельностью на основе шариата, в ней не было. Вместе с тем уже функционировали денежные и товарные сделки. С возникновением ислама начинают распространяться следующие виды сделок: «видиа» и «кард».

Под «видиа» понимается сделка, а именно - передача на хранение вещи, при которой: происходит передача вещи; второй её принимает; ответственность несёт передающее лицо, поскольку именно оно не уверенно в том, что сможет сберечь её у себя; принимающей обязуется вернуть вещь, если только сам её не потеряет; утрата вещи считается обоснованной, если это не произошло из-за халатности хранящего лица; при этом нельзя предъявить претензии хранящему лицу, поскольку передающий сам понимал, что может лишиться вещи [6].

В основе подобных сделок лежит принцип доверия между людьми.

«Кард» можно отнести уже к родоначальникам сделок более современных, таких как, например, «мудараба». «Кард» имеет общие условия с «видиа» и отличается только в следующем: хранитель несёт ответственность за вещь и никакие оправдания не принимаются; хранитель может распоряжаться вещью (деньгами) по своему личному усмотрению, даже извлекать некую выгоду от этого, тем самым окупая свой труд, но вернуть её при первом же требовании передающего лица.

Стоит подчеркнуть, что многие из сделок того времени носили явно инновационный характер и выступали прообразами будущих финансовых институтов.

В средние века начинают возникать новые

виды товарных и денежных институтов, в основе которых задействована чековая система («хатт ас-сараф») [7].

Чеки к тому времени становятся привычной формой при подписании долговых расписок, что позволяло брать деньги, используя чековый принцип. Но они имели отличия от современной чековой системы. В то время чеки выдавались специальными людьми-«ме-нялами», заменявшими банки и иные финансовые структуры.

К преимуществам чековой системы можно отнести: отсутствие процентов по чекам, поскольку последние сводились лишь к товарной цене; отсутствие «накрутки» по любым операциям; «менялы» также не получали процентов за применение долговых обязательств.

В средние века происходит персонализа-ция и разграничение типов «рибы»:

- «риба ан-наси'а». В широком значении под ней понимается повышение размера долга как одно из условий выдачи денег заемщикам кредиторами. Может означать повышение размера долга за просрочку выплаты;

- «риба аль-фадл» - т.е. «излишек», относится к видам бартерного обмена товарами, подразумевает возможную финансовую надбавку (доплату) за существенную разницу в товарах (золото, серебро, пшеница, ячмень и т.д.) [8].

На сегодняшний момент оба вышеуказанных видов «риба» заменены на следующие: «риба аддуюн» («ссудная риба») и «риба аль-буйу» («торговая риба»).

В целом, в те времена формировались основы исламских банковских услуг и инструментов. Возник «институт менял», которым обладал почти каждый купец.

Стоит иметь в виду, что отношение других религий к процентам было более демократичным, чем в исламе. Хотя не одна из мировых религий не поощряла и не поддерживала ростовщичество. Позже было определено, что мусульманин может также брать проценты с представителей других конфессий.

В средние века предпринимаются попытки обойти запреты и ограничения на получение процентов, некоторые из которых в процессе войдут в основу современных финансовых институтов. Эти правовые люфты стали назы-

ваться «хияль».

К ним относится:

1. Получение комиссии за агентские услуги, когда выплачивается сумма за дополнительные усилия кредитора.

2. Аренда (продажа) с возможной предоплатой, но позволяющей отменить в будущем сделку.

3. Продажа с возможностью в последующем перепродать первому владельцу.

4. Продажа двойная, т.е. покупка у кредитора с целью в последующем перепродать третьему лицу.

Третий период развития финансовых институтов исламской банковской системы связан и опосредован развалом Османской империи, формированием независимой Турции (1923 г.) [9].

Особый акцент в тот период внесли власти Египта, которых можно отнести к идейным основателям исламского банкинга (в результате там и будет сформирован первый банковский сегмент на основе норм шариата [10]).

К идейным основателям исламского банкинга, например, следует отнести египетского муфтия Мухамма Абду, выпустивший в 1889 году фетву, комментирующую, что проценты по кредитам не относятся к «рибе», поэтому не могут быть вне закона [10].

К первым исламским банкам, функционирующим на полноценной финансовой основе, был банк в Египте, созданный в 1963 году. В основу деятельности этого банка были положены примеры зарубежных (немецких) финансовых структур, но всё было адаптировано под принципы ислама [11].

Позже было открыто ещё девять филиалов этой банковской сети. В 1967 году происходит смена политических и экономических ориентиров Египта - исламские банки были восприняты властью как источники распространения фундаменталистских идей в стране и были закрыты. В истории известны и другие примеры, когда власти были настроены неоднозначно к исламским банкам (Оман, Сирия, Ирак, Турция, Пакистан [11]).

Подчеркнём, что к 1997 году в сорока государствах уже существовало 176 исламских банков (общая сумма активов 148 млн долларов [11]). На сегодняшний день таких органи-

заций стало больше. По различным данным, их количество приближено к 300.

Изучая исламский банкинг, особенно важно понимать, что это явление относится к альтернативным формам и механизмам финансового хозяйствования, основанным на учениях ислама. Исламский банкинг есть часть современного глобального банка, он подчинён тем же экономическим законам и принципам функционирования, что и традиционные банки.

Некоторые учёные по ошибке пытаются сопоставить между собой исламский банкинг и полное беспроцентное финансирование, что, по сути, является серьёзным просчётом. Как отмечает учёный Р.И. Беккин, беспроцентное финансирование, по своей природе, объясняется лишь неразвитостью и отсталостью экономической системы и по мере её совершенствования исчезает [12].

Другие и вовсе пытаются обосновать положения о том, что исламский банк в современных условиях не может существовать без ссудного процента. Многих из них трудно отнести и к исламским богословам, и к светским экономистам [13]. Предметом их критических суждений выступает известный в исламском банкинге институт мурабаха.

В более широком ключе под институтом мурабаха понимается финансирование, организованное в форме купли-продажи актива, т.е. под специальный заказ.

Но можно ли сопоставлять между собой мурабаху и процентное кредитование?

На наш взгляд, есть несколько принципиальных моментов мурабахи: банк предоставляет своему клиенту (покупателю) не кредитную программу, а сам приобретает для него необходимый товар; при мурабахе банк несёт особый специфический риск, если клиент откажется от приобретения данного товара (издержки несёт банк), при мурабахе возникает ещё и риск понижения цены товара.

Согласно нормам шариата запрещается оказывать финансирование экономическим операциям, которые связанны с такими товарами и услугами как оружие, табак, алкогольные напитки, распространение азартных игр.

Можно подчеркнуть, что принципы функционирования исламского банкинга не про-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

тиворечат законам рынка, но в то же время имеются определённые ограничения в самих механизмах и объектах финансирования.

В исламском банкинге существует два механизма привлечения и вложения финансовых средств.

К первому механизму относится двухсто-роння мудараба, смысл которой сводится к принципу разделения прибыли и убытков между банками, вкладчиками. С позиций пассивов депозиты вкладчиков входят в определённый баланс мударабы. С позиций активов банки пользуются контрактами мударабы в отношениях с агентами-бизнесменами, использующими деньги для инвестиционных проектов. Банк также может предоставлять краткосрочные беспроцентные ссуды.

Ко второму механизму следует отнести двухсекционную финансовую модель. Согласно этой модели пассивы банка, как правило, разделяются на несколько частей:

- депозиты, используемые до востребования, по которым доход гарантирован;

- инвестиционные депозиты.

Принято считать, что депозиты, используемые до востребования, принадлежат самим вкладчикам, а банки же создают специальные резервы в случаях потерям по данным депозитам.

В исламской банковской системе существует пять основных финансовых института: мудараба, мушарака, мурабаха, иджар, салам.

Мудараба предполагает финансирование инвестиционного проекта и относится к видам доверительного финансирования. Когда банк несёт ответственность и убытки по рискам при неудачи проекта. Для банковских сегментов этот механизм является невыгодным, поэтому используется редко [14].

Мушарака - институт, подразумевающий товарищество (или сотрудничество). При этом происходит объединение или «слияние» капиталов в один портфель, где убытки определяются степенью финансового участия каждой стороны. Главный плюс от этой сделки - справедливое распределение убытков.

Мушарака бывает двух типов: временная (или убывающая) и постоянная. При временной (например, ипотека) один из участников должен будет продать свою часть (долю) по

истечении какого-то периода времени. При постоянной сотрудничество не подразумевает продажи долей, но и не запрещает, если на то возникнут определённые обстоятельства [15].

Мурабаха есть институт, подразумевающий покупку банком определённой вещи (услуги) для покупателя (также вид ипотеки).

Иджар - институт лизинга (или аренды). Её особенность - выплата арендатором фиксированной суммы банку, но с последующим выкупом арендуемой вещи [16].

Салам - институт, распространяемый для юридических и физических лиц в виде конкретного контракта на отсрочку доставки товара (услуги), но с оплатой при его заключении [15].

В зависимости от развитости конкретных финансовых институтов выделяют модели исламского банкинга:

- монистическая модель исламского банкинга;

- дуалистическая модель исламского банкинга;

- транзитная модель банкинга.

К признакам монистической модели исламского банкинга относятся: единовременный или поэтапный отказ банковских структур от принципов ссуды (ссудного процента) в экономических операциях; запрет ссуды (ссудного процента), как правило, не распространяется на внешнеэкономические отношения; исламизация банковского сектора затрагивает макроэкономические финансовые операции, микрофинансовые структуры могут использовать ссудный процент; запрещение ссудного процента возможно на законодательно-правовом уровне.

Безусловно, использование данной модели характеризуется отсутствием реальной связи между реформистским курсом и реформами в других государствах. Переход к монистической модели осуществлялся административно-политическими методами, а не рыночно-экономическими.

Стоит иметь в виду, что в настоящее время данная модель применяется лишь в Судане. Хотя определённый интерес по началу проявляли и другие государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дуалистическая модель исламского банкинга, применяемая в Малайзии и ряде дру-

гих стран, определяется следующими чертами [17]: исламским финансовым институтам оказывается поддержка государства; исламский и традиционный банкинг сосуществуют параллельно; реализация исламских банковских программ определяется специальными нормативно-правовыми актами; традиционные банки открывают «исламские окна» для удобства.

Дуалистическая модель банкинга создаёт реальные условия для осознанного выбора между традиционными и исламскими финансовыми продуктами. В монистической модели подобного выбора не предоставляется. Дуалистическая модель представлена в Малайзии.

Транзитная модель банкинга является переходной для некоторых стран со значительным мусульманским населением.

К её особенностям следует отнести: отсутствие специальной нормативно-правовой базы для функционирования исламских финансовых структур; исламский банкинг относится к традиционным банкам или выведен из банковского сектора.

Изучение различных моделей исламского банкинга позволяет прийти к выводу, что многие мусульманские государства пытаются самостоятельно сформировать экономическую систему, игнорируя при этом опыт других

Список литературы

1. Антропов В.В. Исламские банки в мировой финансовой системе // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. - С. 57-64.

2. Шехата Х. Нишаат фикрат аль-масариф аль-исламийа. - Каир, 2005. - С. 1.

3. Кулиев Э.Р. Коран / Перевод смыслов: Кулиев Э.Р.; ред. сов.: Э.Р Кулиев, Р.Ф. Абаскулиев, А.З. Мусаев, А.А. Касим, С.М. Захарна. - 6-е изд., испр. - М.: Умма, 2007. - С. 59-60.

4. Беккин Р.И. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом // Вопросы экономики. — 2007. - № 10. - С. 18-21.

5. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: сб. статей / под ред. С.В. Пирогова. - М., 2009. - С. 211.

6. Ибрагимов А.М. Особенности формирования и развития исламской банковской системы // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конферен-

стран и совместные усилия в этом вопросе.

В основе отсутствия согласия в понимании исламского банкинга лежат политические противоречия в мусульманских странах. Помимо них есть и такие существенные препятствия, как [18]: различия социально-экономического роста государств; территориально-географическая неоднородность и разбросанность стран; политические интересы и идеологические разногласия.

Стратегическим шагом в вопросе финансовой интеграции мусульманских государств может стать формирование особого валют-но-финансового союза (института). Однако данная мера представляется сложно реализуемой, поскольку не сформированы условия для передвижения капитала и трудовых ресурсов [4]. Изменить ситуацию возможно посредством проведения стратегического экономического курса, лишённого декларативности, открытого для контактов, что позволит привлекать капиталы из других стран в форме долгоиграющих инвестиционных проектов и оперативно реагировать на геоэкономические вызовы современности.

Статья подготовлена при грантовой поддержке РФФИ, проект № 17-13-02010 «Ислам в Башкортостане: риски политизации».

ции «Студенческий научный форум». - 2015.

- С. 8.

7. Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве. М. - 2003. - С. 19-20.

8. Sami Ibrahim al-Suwailem. Islamic Economics in a Complex World: Explorations in Agentbased Simulation. - Jeddah, 2008. - P. 11.

9. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса.

- М. - 2004. - С. 101.

10. Гибадуллин М.З., Вахитова Т.М. Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования: Учебное пособие. - Казань: ТГ-ГПУ, 2009. - С. 189.

11. Lewis M.K., Algaoud L. M. An Introduction to Islamic Banking // Handbook of Islamic Banking / ed. by Hassan M.K., Lewis M.K. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. - P. 5-6.

12. Беккин Р.И. Сомалиленд: беспроцентная финансовая система // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 4 (28). - С. 243-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

247.

13. Куран Т. Исламская экономическая мысль и исламская экономика // Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. — СПб., 2008. С. 279-304; Максимов А.А., Милославская Т.П. Исламские банки в странах Ближнего и Среднего Востока // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982. - С. 25-39 и др.

14. Радыгин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. - № 11. - 2005. - С. 14-38.

15. Беккин Р. Особенности исламского страхования // Проблемы современной экономики.

- 2004. - № 1. - С. 200-201.

16. Яндиев М. Актуальные проблемы формирования исламской финансовой системы: на стыке философии и практики // Рынок ценных бумаг. - 2011. - № 9. - С. 54-57.

17. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдино-ва М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития.

- М., 2009. -С.16.

18. Шарипова Р.М. Экономические концепции идеологов Лиги исламского мира // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985. - С. 68-79.

References

1. Antropov V.V. Islamskiye banki v mirovoy finansovoy sisteme // Dengi i kredit. - 2017.

- No 7. - P. 57-64.

2. Shehata H. Nishaat Fikrat al-Massari al-Islamiyya. - Cairo, 2005. - Р. 1.

3. Kuliev E. R. Quran / translation of the meanings: Kuliev, E.R.; ed owls. By: E.R. Kuliev, R.F. Abasaliev, A.Z. Musaev, A.A., Qasim, S.M. Zaharna. - 6-e izd., ISPR. - M.: Umma, 2007.

- P. 59-60.

4. Beckin R.I. Islamic economy: between capitalism and socialism // Economic Issues.

- 2007. - № 10. - P. 18-21.

5. Values in the economic environment of the Islamic world: collection of articles / under the editorship of S.V. Pirogov. - M., 2009. - P. 211.

6. Ibragimov M.M. Features of the formation and development of the Islamic banking system

// Proceedings of the VII international student electronic scientific conference «Student scientific forum». - 2015. - P. 8.

7. Pavlov V.V. Islamic banks in Islamic financial law. - M., 2003. - P. 19-20.

8. Sami Ibrahim al-Suwailem. Islamic Economics in a Complex World: Explorations in Agentbased Simulation. - Jeddah, 2008. - P. 11.

9. Nurulina G. Islamic business ethics. - M.,

2004. - P. 101.

10. Gibadullin M. Z., Vakhitova T. M. Fundamentals of Islamic Economics: theory and practice of management: study guide. - Kazan: TSPU, 2009. - P. 189.

11. Lewis M.K., Algaoud L. M. An Introduction to Islamic Banking // Handbook of Islamic Banking / ed. by Hassan M.K., Lewis M.K. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing. - P. 5-6.

12. Bekkin R.I. Somaliland: interest-free financial system // Problems of modern economy. - 2008. -№ 4 (28). - P. 243-247.

13. Kuran T. Islamic economic thought and the Islamic economy / Christianity and Islamic Economics / ed. M. Rumyantsev, D.E. Raskov.

— SPb., 2008. - P. 279-304; Maksimov, A.A., Miloslavskaya, Etc., Islamic banks in the Middle Eastern Islam countries of the Middle East. - M., 1982. - P. 25-39 et al.

14. Radygin A., Entov R. Institutional components of economic growth // Questions of economy. -

2005. - No. 11. - P. 14-38.

15. Beckin R. Features of Islamic insurance // Problems of modern economy. - 2004. - No. 1.

- P. 200-201.

16. Yandiev M. Actual problems of formation of Islamic financial system: at the junction of philosophy and practice // Securities Market. -2011. - No. 9. - P. 54-57.

17. P. Trunin, M. Kamenskikh, M. Muftakhetdinova Islamic financial system: current state and prospects of development. - M., 2009. - P. 16.

18. Sharipov R. M. The Economic concepts of the ideologists of the League of the Islamic world // Islam. Problems of ideology, law, politics and Economics. - M., 1985. - P. 68-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.