Научная статья на тему 'Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии'

Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ISLAMIC ECONOMICS / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / BANKING SERVICES / ЭКСПОРТ / EXPORT / СМЕШНАЯ МОДЕЛЬ / COMBINED MODEL / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / COMPLEX MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафари Монире Немат

В данной работе рассмотрена возможность использования принципа исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии ЭКСИМ банков по основе смешанной модели для этого типа банков при помощью статистики хи-квадрат. Главной гипотезой является то, что у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии. Эта гипотеза состоит из 4-х дополнительных гипотез, основывающихся на том, что у исламского банкинга есть возможность формирования: 1) маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии; 2) маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии; 3) маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии; 4) маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New marketing strategies for the EXIM Bank in Asia

This paper deals with the possibility of using the principle of Islamic banking in the EXIM bankmarketing strategy formation on the basis of a mixed model for this type of banks using the chi-square statistic. The main hypothesis is that Islamic banking has the possibility of forming a marketing strategy for the EXIM Bank in Asia. This hypothesis consists of 4 additional hypotheses, based on the fact that Islamic banking has the possibility of forming: 1) the marketing pricing strategy for EXIM Bank in Asia; 2) marketing strategy for the product of EXIM Bank in Asia; 3) marketing strategy for promotion of EXIM Bank in Asia; 4) marketing strategy for the distribution of EXIM Bank in Asia.

Текст научной работы на тему «Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Сафари М.Н. 1

1 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ банка

в странах Азии

АННОТАЦИЯ:

В данной работе рассмотрена возможность использования принципа исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии ЭКСИМ банков по основе смешанной модели для этого типа банков при помощью статистики хи-квадрат. Главной гипотезой является то, что у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии. Эта гипотеза состоит из 4-х дополнительных гипотез, основывающихся на том, что у исламского банкинга есть возможность формирования: 1) маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии; 2) маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии; 3) маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии; 4) маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исламская экономика, банковские услуги, экспорт, смешная модель, комплекс маркетинга

JEL:G21, Ш1, O53

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сафари, М.Н. (2015). Новые маркетинговые стратегии для ЭКСИМ Банка в странах Азии.Креативная экономика, 9(7), 887-896. doi: 10.18334/се.9.7.504

Сафари МониреНемат, аспирант, кафедра маркетинга и коммерции Московского государственного университета экономики, статистики и информатики ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 06.07.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.07.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.7.504

(с) Сафари М.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии CreativeCommonsCCBY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

ЭКСИМ банк обычно поддерживает экспорт с помощью агентства экспортной гарантии в Азии. В этом случае банк удовлетворяет финансовые потребности экспортеров и агентства экспортной гарантии - их гарантийные потребности1. У каждого банка есть собственные маркетинговые стратегии, конкретизируемые с помощью концепции 7P, которая включает в себя: продукт, дистрибуцию, цену, продвижение, персонал, процесс покупки, физический атрибут.

Исламский банкинг оказался в центре внимания после международного экономического кризиса в 1974 году. В Азии исламская экономика развивается быстро, благодаря своей мусульманской среде. Но на самом деле в 1974 г. исламский банкинг начался в то время, когда цена на нефть была высокой, что способствовало развитию стран, таких как Иран, Пакистан, арабские страны и также страны юго-восточной Азии (TaghiZadeh, 2013). Сегодня исламский банкинг переживает бурное развитие, связанное с ростом глобализации и возрастающим интересом к механизмам его работы (Абдулла, 2011; Бахмутская, 2006; Беккин, 2007; Беккин, 2012; Елакова, Шаймарданова, 2015; Ковалева, 2011; Мусаев, Магомедова, 2013; Пахомова, 2013; Хабибуллов, 2013; Belabes, Belouafi, Daoudi, 2015; Chong, Liu, 2009; Fasih, 2012; Gheeraert, Weill, 2015; Khan, 2010; Mallin, Farag, Ow-Yong, 2014; Rosman, Wahab, Zainol, 2014; Siswantoro, 2014).

В исламском банкинге банк может получить доход, не взимая процента, если он сам является участником проекта. Кроме этого, банк может участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. В этом случае лишь реальные результаты деятельности, а не предопределенная заранее ставка процента будут влиять на прибыль банка (Трунин, Каменских, Муфтяхетдинова, 2009).

Принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в Европе и США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые исламские окна -отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата. Под запретом шариата:

— Риба (любой ссудный процент);

— Гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий, т.е. риск);

1 Смешанная модель ЭКСИМ банка

— Майсир (обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств) (Рыкова, Андреянова, 2011).

Шаджари в статье «Изменение исламского банкинга» писала, что исламский банкинг не может занять место традиционного банкинга из-за того, что сложно исполнить исламские экономические законы с учетом международных стандартов банковской системы(Shajari, 2012). Моемени и Хори рассмотрели исламский банкинг в 22-х исламских странах и разделили их банковские системы по денежным инструментам на 3 группы:

а) Иран, Пакистан и Судан - полностью исламский банкинг. Иран не использует операции открытого рынка с государственными облигациями;

б) 12 стран: Иордания, Индонезия, ОАЭ, Бахрейн, Бангладеш, Турция, Тунис, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливан, Малайзия и Египет: у них есть исламский банкинг и традиционный банкинг. ОАЭ, Бахрейн, Турция и Саудовская Аравия не используют операции открытого рынка;

в) 7 стран: Афганистан, Сирия, Оман, Катар, Ливия, Нигерия и Йемен не используют исламский банкинг, и у них есть традиционный банкинг (Moemeni, Horry, 2009).

Отметим, что ранее не проводились исследования о роли исламского банкинга в формировании маркетинговых стратегий и даже о маркетинговых стратегиях ЭКСИМ банков. Но в книге «Разработка различных моделей ЭКСИМ банка и оптимальная модель ЭКСИМ банка Ирана» (Расулиан, 2012) были изучены модели ЭКСИМ банков Азии, Европы и США, в результате их сравнения были сформулированы выводы об оптимальности европейско- американской модели в Иране, с учетом экономической ситуации в данной странах.

Методология

В данной работе представлена следующая гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Эта гипотеза состоит из 4 дополнительных гипотез: 1) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии; 2) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии; 3) у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии; 4) у исламского банкинга есть

возможность формирования маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Участниками исследования стали эксперты ЭКСИМ банка в Иране. Анкета была разработана при помощи 5-балльной шкалы Лайкерта.

Для расчета размера выборки, в соответствующие последовательных перемен и без ограниченного предмета использовали эту формулу:

п = -,

где п - требуемый размер выборки,

р - ожидаемая частота результата (в данном случае 0,5)

6 - ширина доверительного интервала (в данном случае 0.1)

га при 99% уровне доверия 1,96:

2

0.5*0.5*1.962

п =-^-= 96.

0.12

а Кронбаха равно 0,806, что показывает на удовлетворительную надежность опросника.

Анкета содержала следующие вопросы:

1. По 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая вероятность использования исламских продуктов в формировании стратегии продукта ЭКСИМ банков стран Азии, в основе плавающей процентной ставки и также прибыль банка равна прибыли компании: Мурабаха, Мудараба и т.д., сколько баллов вы даете:

очень низкий - 1; низкий - 2; средний, высокий - 4; очень

высокий - 5.

2. По 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая вероятность использования исламского бренда в маркетинговых стратегиях ЭКСИМ банков в странах Азии, сколько баллов вы даете:

очень низкий - 1; низкий - 2; средний, высокий - 4; очень

высокий - 5.

3. По 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании ценовой маркетинговой стратегии ЭКСИМ банков странах Азии по принципу участия банка в прибылях и убытках; представлении услуг без рибы и представлении услуг с учетом расходов, сколько баллов вы даете:

очень низкий - 1; низкий - 2; средний, высокий - 4; очень высокий - 5.

4. По 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании стратегии продвижения ЭКСИМ банков странах Азии, сколько баллов вы даете:

очень низкий - 1; низкий - 2; средний, высокий - 4; очень высокий - 5.

5. По 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая вероятность использования исламского банкинга в формировании стратегии дистрибуции ЭКСИМ банков странах Азии, сколько баллов вы даете:

очень низкий - 1; низкий - 2; средний, высокий - 4; очень

высокий - 5.

Главная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Первая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Исламский банкинг базируется на участии банка в прибылях и убытках клиентов; представлении услуг без рибы и представления услуг с учетом расхода (Рыкова, Андреянова, 2011). В традиционном банкинге инфляция играет важную роль в определении ссудных процентов, но исламский банкинг обращает внимание на реальную прибыль, которая в себе содержит инфляцию. На основе разработок австрийской школы, которую используют многие страны в мире, такие как Турция, Англия и Австралия, определено, что чем выше уровень инфляции, тем больше величины процентных ставок для возмещения убытков представителей кредита. С учетом форм собственности большинства ЭКСИМ банков (государственной) и важной роли государства в определения ценовой стратегии ЭКСИМ банков с другой стороны, главной проблемой перед применением исламского банкинга является риск на основе участия банка в прибылях и убытках своих клиентов. Фактически для ЭКСИМ банка не существует такой проблемы, так как государство его поддерживает - главным приоритетом для ЭКСИМ банка является повышение экспорта страны, только на втором месте приоритетным является прибыль банка.

Вторая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Главные продукты исламского банкинга включают: Мударабу (участие в прибыли); Мушараку (участие в прибыли или убытке); Мурабаху (торговля с надбавкой или по цене выше себестоимости); Баи битхамахаджиль (продажа с отсрочкой уплаты); Иджарах (финансовый лизинг) и т.д.

Все продукты исламского банкинга базируются на основе плавающей процентной ставки.

В результате были рассмотрены 9 ЭКСИМ банков в Азии (которые включают: Бангладеш, Вьетнам, Индонезию, Иран, Китай, Малайзию, Южную Корею и Японию); главными продуктами ЭКСИМ банков стран в Азии являются: финансирование экспортеров, гарантия, консультация в сфере экспорта и т.д.

Кроме того, в этой связи рассмотрена возможность брендинга на основе исламского банкинга.

На самом деле в этой части рассмотрена возможность формирования стратегии продукта на основе исламских продуктов и исламского брендинга для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Третья дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банка в странах Азии.

В Азии большое количество мусульман, которое интересует торговля по законам ислама. Так что применение исламского банкинга привлекает мусульманских клиентов и даже, в результате пропаганды со стороны исламского банкинга, привлекает немусульман, которых интересует исламский банкинг. В этой сфере Малайзия смогла развить свой рынок на Ближайшем Востоке и также привлечь капитал арабских инвесторов на малазийский рынок(Ме^аЫ, 2013).

Четвертая дополнительная гипотеза: у исламского банкинга есть возможность формирования маркетинговой стратегии дистрибуции для ЭКСИМ банка в странах Азии.

Вышерассмотренные ЭКСИМ банки в Азии обратили внимание на ИТ в сфере дистрибуции, а также на их филиалы за рубежом, расположенные на экспортных рынках и на территории страны с целью быть ближе к своим клиентам.

Далее рассмотрим главный вопрос: можно ли развивать ЭКСИМ банки в странах Азии с использованием исламского банкинга?2

2 Отметим, что в ЭКСИМ банках Ирана, Бангладеш и Вьетнама филиалы на территории этих стран расположены по географической сегментации из-за форм собственности банка и экономической ситуации.

Данные, приведенные в таблице, показывают результаты теста хи-квадрата:

Таблица

Результаты теста хи-квадрат

Яд Хи-квадрат Утверждение/ Отказ

Применение исламского банкинга в формировании маркетинговой ценовой стратегии для ЭКСИМ банков в странах Азии 0.000 22.021 Утверждение

Применение исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии продвижения для ЭКСИМ банков в странах Азии 0.000 42.750 Утверждение

Применение исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии продукта для ЭКСИМ банков в странах Азии Бренд: 0.315 Бренд: 2.313 Утверждение по продукту и отказ по бренду

Продукт: 0.000 Продукт: 46.667

Применение исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии дистрибуции ЭКСИМ банков в странах Азии 0.15 10.417 Отказ

Отсюда вытекает следующее:

- применение исламского банкинга в формировании ценовой стратегии ЭКСИМ банков в странах Азии абсолютно реально (с учетом того, что для ЭКСИМ банка не является приоритетом прибыль). Для применения этих принципов необходимо наличие стабильной экономической и политической ситуации в стране;

- исламские продукты могут предлагаться как новые для ЭКСИМ банков в исламских и не исламских странах Азии;

- у исламского банкинга хорошая репутация, и поэтому ЭКСИМ банк может использовать его в формировании стратегии продвижения.

- исламский банкинг не поможет в формировании стратегии дистрибуции ЭКСИМ банка в странах Азии.

Заключение

1. Если рассматривать банк как финансовый институт, связанный с получением прибыли, то это утверждение вступает в противоречие с принципами исламского банкинга. Исламский банкинг не может занять место традиционного банкинга, как писала Шаждари в своей статье «Изменение исламского банкинга» (Shajari, 2012).

Отметим, несмотря на то, что исламские страны утверждают, что у них действует исламский банкинг, к сожалению, это не так, потому что на их взгляд банк - это финансовый институт, который сконцентрирован на прибыли. ЭКСИМ банк в первую очередь концентрируется на поддержке экспортеров, поэтому он может в полной мере использовать принципы исламского банкинга в формировании маркетинговой стратегии.

2. ЭКСИМ банки в странах Азии могут использовать принципы исламского банкинга для формирования ценовой стратегии и стратегии продукта и не использовать название исламского банкинга в соответствии со своими экономическими и политическими ситуациям.

3. В случае формирования ценовой стратегии и стратегии продукта по принципу исламского банкинга предполагается использовать название этого банкинга для того, чтобы получить большую выгоду от продвижения стратегии исламского банкинга.

ИСТОЧНИКИ:

Абдулла, А. (2011). Пароль успеха: исламский банкинг. Понятие и перспективы развития. Экономика и управление, 3, 143-152.

Бахмутская, Л.Л. (2006). Исламский банкинг. Банковские услуги, 6, 2-9.

Беккин, Р. (2007). Исламская экономика: между капитализмом и социализмом. Вопросы экономики, 10, 147-155.

Беккин, Р.И. (2012). Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути?. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность, 5, 99-112.

Елакова, А.А., Шаймарданова, Л.И. (2015). Исламские финансовые институты. Проблемы экономики и менеджмента, 5, 113-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ковалева, Е.А. (2011). Исламский банкинг как альтернативный финансовый институт. Альтернативы регионального развития, 2, 374-380.

Мусаев, Р.А., Магомедова, Ю.Д. (2013). Исламские финансовые институты в мировой

экономике. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 2, 18-28.

Пахомова, Л. (2013). Исламские банки в экономике стран юго-восточной азии. Россия и мусульманский мир, 4, 137-147.

Рыкова, И.Н., Андреянова, Е.В. (2011). Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов. Банковское дело, 7, 39-43.

Трунин, П.В. Каменских, М.В. Муфтяхетдинова, М.Р. (2009). Исламская финансовая

система: современное состояние и перспективы развития(С. 25). М.: Институт экономики переходного периода.

Хабибуллов, Р.А. (2013). Исламский банкинг в системе национальных банков мира. Вестник Российского университета кооперации, 4, 47-51.

Belabes, A., Belouafi, A., Daoudi, M. (2015). Designing Islamic Finance Programmes in a

Competitive Educational Space: The Islamic Economics Institute Experiment. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 191, 639-643. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.300

Chong, B.S., Liu, M. (2009). Islamic banking: Interest-free or interest-based?. Pacific-Basin Finance Journal, 17(1), 125-144. doi: 10.1016/j.pacfin.2007.12.003

Fasih, F. (2012). Inclusive growth in India through Islamic banking. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 37, 97-110. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.03.278

Gheeraert, L., Weill, L. (2015). Does Islamic banking development favor macroeconomic

efficiency? Evidence on the Islamic finance-growth nexus. Economic Modelling, 47, 3239. doi: 10.1016/j.econmod.2015.02.012

Khan, F. (2010). How 'Islamic' is Islamic Banking?.Journal of Economic Behavior & Organization, 76(3), 805-820. doi: 10.1016/j.jebo.2010.09.015

Mallin, C., Farag, H., Ow-Yong, K. (2014). Corporate social responsibility and financial

performance in Islamic banks. Journal of Economic Behavior & Organization, 103, S21-S38. doi: 10.1016/j.jebo.2014.03.001

Mehrabi, L. (2013). Structure Islamic banking in the Islamic countries(Country Report of Malaysia). Monetary and Banking Research Institute of Iran.

Moemeni, F., Horry, H.R. (2009).Central Banking in an interest free Islamic banking:

identification and evaluation of effective monetary instrumentsJournal of economic (bank), 6, 139-165.

Rosman, R., Wahab, N.A., Zainol, Z. (2014). Efficiency of Islamic banks during the financial crisis: An analysis of Middle Eastern and Asian countries. Pacific-Basin Finance Journal, 28, 7690. doi: 10.1016/j.pacfin.2013.11.001

Shajari, P. (2012). Changes of Islamic banking. Newsofeconomic, 131, 63-70.

Siswantoro, D. (2014). Analysis of Islamic Bank's Performance and Strategy After Spin-off as Islamic Full-fledged Scheme in Indonesia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 164, 41-48. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.11.048

TaghiZadeh,Kh. (2013).Islamic banking in some countries.Economic Journal - monthly issues and economic policies, 6-7, 47-80.

4. Расулиан, М. (2012). Разработкаразличной модели ЭКСИМ банка и оптимальная модель в Иране.

9. Сайт ЭКСИМ банк Бангладеш

10. Сайт ЭКСИМ банк Вьетнама

11. Сайт ЭКСИМ банк Ирана

12. Сайт ЭКСИМ банк Индии

13. Сайт ЭКСИМ банк Индонезии

14. Сайт ЭКСИМ банк Китая

15. Сайт ЭКСИМ банк Малайзии

16. Сайт ЭКСИМ банк Южной Кореи

17. СайтЭКСИМбанкЯпонии

Safari Monire Nemat, Postgraduate Student, Department of Marketing and Commerce of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

New marketing strategies for the EXIM Bank in Asia

ABSTRACT:

This paper deals with the possibility of using the principle of Islamic banking in the EXIM bankmarketing strategy formation on the basis of a mixed model for this type of banks using the chi-square statistic. The main hypothesis is that Islamic banking has the possibility of forming a marketing strategy for the EXIM Bank in Asia. This hypothesis consists of 4 additional hypotheses, based on the fact that Islamic banking has the possibility of forming: 1) the marketing pricing strategy for EXIM Bank in Asia; 2) marketing strategy for the product of EXIM Bank in Asia; 3) marketing strategy for promotion of EXIM Bank in Asia; 4) marketing strategy for the distribution of EXIM Bank in Asia.

KEYWORDS: islamic economics, banking services, export, combined model, complex marketing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.