Результаты социологического мониторинга отношения студентов РАГС к учебному процессу
В 2001 г. опрошены 520 студентов 3-5 курсов заочного и 3-4 курсов вечернего (очно-заочного) отделений. Опрос проведен с 10 по 17 декабря 2001 г.
В 2006 г. опрошены 446 студентов 3-5 курсов заочного и 3-4 курсов вечернего (очно-заочного) отделений. Опрос проведен с 6 по 16 марта 2006 г.
В 2007 г. опрошены 483 студента 4-5 курсов заочного и 3-4 курсов вечернего (очно-заочного) обучения. Опрос проведен с 2 по 6 апреля 2007 г.
Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.
Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.
Вспомните, пожалуйста, какие из следующих обстоятельств имели для вас наиболее существенное значение при принятии решения о поступлении в РАГС? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
Необходимость повышения общего уровня
образования 51,0 46,9 50,8
Необходимость пополнения знаний
по служебной деятельности 33,3 34,1 37,2
Необходимость приобретения новой
специальности 26,7 31,2 23,9
Необходимость получения диплома, связанная
с работой в системе государственной службы 17,1 15,6 18,5
Другое обстоятельство 3,8 2,9 3,4
Затруднились ответить 0,8 1,7 0,5
Что сыграло решающую роль в вашем поступлении в РАГС? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Личная инициатива 68,8 61,4
Авторитет (репутация) РАГС 40,1 43,3
Рекомендации коллег 17,5 17,6
Решение руководства о необходимости учиться 6,5 8,1
Что-то еще 1,6 2,9
Удовлетворены ли вы обучением в РАГС по выбранной специальности?
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
Да, вполне 66,9 65,5 62,5
В какой-то мере 26,9 30,5 32,7
Нет 1,5 2,7 3,6
Затруднились ответить 4,7 1,3 1,2
Как вы оцениваете организацию учебного процесса?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Хорошая 49,6 47,4
Неплохая, но есть отдельные недостатки 46,9 49,4
Плохая 2,7 2,5
Затруднились ответить 0,8 0,7
Данные опроса 2001 г.
В какой мере вы удовлетворены или не удовлетворены занятиями по своей специальности?
Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Затруднились ответить
Лекциями на потоках 40,6 47,7 6,0 5,7
Лекциями в группах 67,5 21,7 1,2 9,6
Семинарами 61,5 27,3 3,8 7,4
Деловыми играми и другими
практическими занятиями 63,8 21,5 5,2 9,5
Данные опроса 2006 г.
В какой мере вы удовлетворены содержанием занятий по своей специальности?
Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Не ответили
Лекциями на потоках 47,8 43,9 3,4 4,9
Лекциями в группах 66,1 26,2 1,3 6,4
Семинарами 63,2 28,3 3,4 5,1
Деловыми играми и другими
практическими занятиями 57,4 28,0 6,5 8,1
Данные опроса 2007 г.
В какой мере вы удовлетворены содержанием занятий по своей специальности?
Варианты ответа Да, Не Не Не
полностью вполне удовлетворен ответили
Лекциями на потоках 42,9 46,7 5,9 4,5
Лекциями в группах 70,4 23,9 0,9 4,8
Семинарами 60,7 30,5 3,8 5,0
Деловыми играми и другими
практическими занятиями 64,3 21,9 7,9 5,9
Как вы оцениваете научный уровень занятий?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Высоко 49,6 65,5
Средне 46,9 28,7
Низко 2,7 1,6
Затруднились ответить 0,8 4,2
Рассматриваются ли на занятиях проблемы, которые имеют прак-
тическое значение для вашей работы?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Да, в полной мере 22,4 24,2
В какой-то мере 70,0 68,2
Практически нет 6,5 6,8
Затруднились ответить 1,1 0,8
Используется ли практический опыт государственной службы на занятиях по избранной вами специальности?
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
В большой мере 33,1 22,6 23,9
В какой-то мере 52,9 60,8 62,3
Практически нет 8,5 10,3 9,3
Затруднились ответить 5,5 6,3 4,5
Каким образом, по вашему мнению, можно усилить связь профессионального обучения с практикой? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Чаще приглашать для ведения занятий специа-
листов-практиков 62,3 61,2
Увеличить количество практических занятий,
деловых игр и т. д. 47,8 48,5
Проводить выездные занятия в органах власти 39,9 43,8
Больше внимания уделять организации стажиро-
вок 18,8 17,2
Другое 3,1 2,5
В какой мере соответствуют знания, получаемые в академии,
практическим задачам вашей работы?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Полностью соответствуют 10,3 10,4
По большей части соответствуют 49,1 47,0
Частично соответствуют, частично нет 33,0 33,9
По большей части не соответствуют 4,0 6,1
Не соответствуют 0,7 0,9
Затруднились ответить 2,9 1,7
Как вы считаете, обеспечивает ли обучение в РАГС необходимый в условиях реформирования госслужбы уровень профессиональной подготовки госслужащих?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Полностью обеспечивает 21,7 25,1
Скорее обеспечивает 63,9 60,9
Скорее не обеспечивает 5,4 5,4
Не обеспечивает 1,3 1,8
Затруднились ответить 7,7 6,8
В какой мере освещается на занятиях зарубежный опыт развития
государственной службы?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
В основном освещается 29,6 35,2
Отчасти 51,8 51,5
В основном не освещается 15,5 11,3
Затруднились ответить 3,1 2,0
Какие из полученных в академии знаний, на ваш взгляд, наиболее полезны в вашей работе? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
По вопросам организационно-управленческой
деятельности 59,2 61,4
По основам государственной службы и кадровой
политики 40,4 41,1
По юриспруденции 38,6 28,0
По основам рыночной экономики 23,5 21,9
По технологиям делового общения 22,9 34,5
По психологии профессиональной деятельности
государственного служащего 19,5 34,3
По общему и специальному менеджменту 16,4 19,2
По финансам и кредиту 10,8 9,5
Другие 2,0 4,1
Соответствует или нет, на ваш взгляд, учебно-педагогический потенциал академии задачам обучения государственных служащих?
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
Вполне соответствует 78,5 74,9 72,2
Отчасти соответствует 14,2 18,8 24,4
Не соответствует 0,6 1,3 1,4
Затруднились ответить 6,7 5,0 2,0
Соответствует или нет, на ваш взгляд, научный и учебный потенциал академии задачам информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти?
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
Вполне соответствует 66,2 59,0 61,2
Отчасти соответствует 21,0 30,0 29,6
Не соответствует 1,3 1,6 2,0
Затруднились ответить 11,5 9,4 7,2
Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для модернизации системы профессионального обучения государственных служащих?
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Усилить связь обучения с практикой деятельности
госслужбы 64,6 68,4
Ориентировать обучение на развитие аналити-
ческих навыков 49,6 41,1
Глубже знакомить с современными управлен-
ческими технологиями 39,5 49,0
Больше уделять внимания новым информацион-
ным технологиям 25,1 22,1
Улучшить учебно-методическую оснащенность обу-
чения (в том числе на электронных носителях) 19,7 19,2
Улучшить техническую оснащенность процесса
обучения 8,3 8,1
Другое 2,5 2,9
По каким отраслям знаний, на ваш взгляд, следовало бы улучшить качество обучения в академии? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г.
Анализ и прогнозирование социально-экономи-
ческих и политических процессов 31,9 27,4 29,3
Право 22,5 24,2 26,2
Конкретная экономика и финансы 17,7 23,1 14,2
Информационные технологии 20,4 20,2 20,3
Связь с общественностью 20,2 18,4 19,2
Государственная служба и кадровая политика 16,7 17,5 15,1
Государственное регулирование экономики 16,3 17,0 14,0
Общий и специальный менеджмент 19,4 16,8 19,2
Социальная политика 7,7 8,1 9,9
Другое 9,4 5,2 5,0
Как руководители вашего ведомства (организации) относятся к необходимости профессионального обучения и переподготовки сотрудников?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Положительно Скорее положительно 47,3 32,5 49,9 33,2
Окончание табл.
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Скорее отрицательно 11,2 7,4
Отрицательно 3,8 2,3
Затруднились ответить 5,2 7,2
Какого рода знаний, на ваш взгляд, сегодня особенно недостает работникам органа власти или организации, где вы работаете?
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
По юриспруденции 44,2 42,0
По вопросам организационно-управленческой
деятельности 38,1 44,5
По психологии профессиональной деятельности
государственного служащего 25,8 37,0
По технологиям делового общения 24,9 33,9
По основам государственной службы и кадровой
политики 23,5 26,0
По основам рыночной экономики 22,9 18,7
По общему и специальному менеджменту 18,8 16,9
По информатике и информационным технологиям 17,5 20,5
По финансам и кредиту 14,6 9,7
По социологии 7,4 7,2
По политологии 3,6 7,2
Других 2,5 1,6
Включены ли вы в кадровый резерв на продвижение в вашем учреждении или организации?
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Да 40,8 42,4
Нет 22,0 25,3
Не знаю 37,2 32,3
Способствует ли профессиональная переподготовка в РАГС должностному росту служащих вашего органа государственной власти (организации)?
Да
Скорее да
26,6 42,2
Какие виды профессиональной переподготовки и повышения квалификации, по вашему мнению, эффективнее в условиях реформирования государственной службы? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа 2006 г. 2007 г.
Второе высшее образование 66,1 69,1
Профессиональная переподготовка объемом
свыше 1000 учебных часов для получения
дополнительной квалификации с полным или
частичным отрывом от работы 29,4 31,4
Профессиональная переподготовка объемом
свыше 500 учебных часов, дающая право
ведения нового вида профессиональной
деятельности, с полным или частичным отрывом
от работы 18,8 19,9
Повышение квалификации объемом от 100 до
500 учебных часов с полным отрывом от работы 12,8 12,4
Повышение квалификации объемом от 72 до 100
учебных часов с полным отрывом от работы 6,3 5,6
Другое 3,6 0,9
Затруднились ответить 7,0 4,5
Данные опроса 2001 г.
На ваш взгляд, какие типы работников сейчас особо нужны в органах государственной власти?
Типы работников Очень Нужны, Вовсе Затруднились
нужны но не очень не нужны ответить
Организаторы экономики 64,2 16,3 1,3 18,2
Специалисты по проблемам
политических отношений 39,6 37,1 3,1 20,2
Специалисты по проблемам
управления - менеджеры 69,2 15,8 0,6 14,4
«Аппаратчики», умеющие
проводить в жизнь решения 51,0 26,7 4,4 17,9
«Аналитики», обеспечивающие
информационную и научную
основу управления 66,5 14,2 1,9 17,4
Данные опроса 2006 г.
На ваш взгляд, какие типы работников сегодня особо нужны в ор-
ганах государственной власти?
Типы работников Очень Нужны, Вовсе Затруднились
нужны но не очень не нужны ответить
Организаторы экономики 57,8 28,0 2,5 11,7
Специалисты по проблемам
политических отношений 32,1 44,6 8,5 14,8
Специалисты по проблемам
управления - менеджеры 62,6 24,4 2,9 10,1
«Аппаратчики», умеющие
проводить в жизнь решения 62,6 22,6 4,9 9,9
«Аналитики», обеспечивающие
информационную и научную
основу управления 70,6 17,0 1,3 11,1
Данные опроса 2007 г.
На ваш взгляд, какие типы работников сегодня особо нужны в ор-
ганах государственной власти?
Типы работников Очень Нужны, Вовсе Затруднились
нужны но не очень не нужны ответить
Организаторы экономики 54,4 27,8 1,6 16,2
Специалисты по проблемам
политических отношений 30,9 40,4 8,6 20,1
Специалисты по проблемам
управления - менеджеры 61,2 21,0 2,0 15,8
«Аппаратчики», умеющие
проводить в жизнь решения 59,4 23,3 4,5 12,8
«Аналитики», обеспечивающие
информационную и научную
основу управления 64,1 18,5 2,9 14,5