Научная статья на тему 'Мнение студентов РАГС об организации и качестве учебного процесса (результаты социологического мониторинга качества учебного процесса)'

Мнение студентов РАГС об организации и качестве учебного процесса (результаты социологического мониторинга качества учебного процесса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЕМ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СВЯЗЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРАКТИКОЙ / QUALITY OF ACADEMIC PROCESS / SATISFACTION WITH TRAINING / TRAINING MOTIVATION / LINKAGE OF TRAINING PROCESS WITH PRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанова Ольга Алексеевна

В статье обобщены некоторые материалы социологического мониторинга качества и эффективности обучения в РАГС государственных служащих и управленческих кадров хозяйственно-экономических, общественных и прочих предприятий и организаций. В центре внимания находятся проблемы удовлетворенности обучающихся различными сторонами учебного процесса, связи обучения с практикой и результативности процесса профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF STUDENTS OF THE RUSSIAN ACADEMY OF CIVIL SERVICE REGARDING ORGANIZATION AND QUALITY OF THE ACADEMIC PROCESS (THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL MONITORING OF THE ACADEMIC PROCESS'S QUALITY)

The article generalizes certain materials obtained while doing a monitoring of the quality and efficiency of training provided in the Russian Academy of Civil Service to civil servants and the managerial personnel of economic, government and other enterprises and organizations. The focal point of attention is the issue of satisfying the students with various aspects of the academic process, the linkage of training with practical activities and the efficiency of the process of professional training.

Текст научной работы на тему «Мнение студентов РАГС об организации и качестве учебного процесса (результаты социологического мониторинга качества учебного процесса)»

ИССЛЕДОВАНИЯ

О.А. Ефанова

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ РАГС ОБ ОРГАНИзАЦИИ

И КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (Результаты социологического мониторинга качества учебного процесса*)

ЕФАНОВА Ольга Алексеевна - кандидат философских наук, доцент, зав. сектором Социологического центра РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье обобщены некоторые материалы социологического мониторинга качества и эффективности обучения в РАГС государственных служащих и управленческих кадров хозяйственно-экономических, общественных и прочих предприятий и организаций. В центре внимания находятся проблемы удовлетворенности обучающихся различными сторонами учебного процесса, связи обучения с практикой и результативности процесса профессионального обучения.

Ключевые слова: качество учебного процесса, удовлетворенность обучением, мотивация к обучению, связь учебного процесса с практикой.

Удовлетворенность обучающихся качеством учебного процесса - одна из важных составляющих оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе и учебных заведений государственной службы.

Процесс обучения может считаться качественным в том случае, если обе его стороны являются активными и в равной мере заинтересованными в получении полноценного результата. Тем более это важно при обучении управленческих кадров, специфика деятельности которых в условиях реформирования российского общества требует систематического обновления знаний с учетом изменяющейся практики. Поэтому необходимо по-

* Статья основана на материалах опросов студентов 3-5 курсов заочного и 34 курсов вечернего (очно-заочного) отделений, проведенных Социологическим центром РАГС 10-17 декабря 2001 г., 6-16 марта 2006 г., 2-6 апреля 2007 г., 1317 октября 2008 г. Опрошены 483, 520, 446 и 483 студента 4-5 курсов заочного и 3-4 курса вечернего (очно-заочного) обучения в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

стоянно отслеживать, насколько процесс обучения управленцев соответствует требованиям времени и интересам обучающихся.

В РАГС при Президенте РФ необходимая для повышения качества учебного процесса обратная связь между обучающими и обучающимися осуществляется при помощи регулярных социологических опросов студентов.

Анализ результатов мониторинга учебного процесса позволяет сделать некоторые выводы, которые могут указать направление возможной корректировки учебных планов и процесса обучения.

Качество и эффективность учебного процесса характеризуются рядом показателей, среди которых немаловажную роль играет степень удовлетворенности обучаемых учебным процессом в целом (включая его организацию, теоретический уровень занятий, их полезность для практической работы и т. д.).

Результаты опросов показывают устойчивую высокую удовлетворенность студентов обучением по специальности (табл. 1).

Таблица 1

Удовлетворенность обучением по выбранной специальности

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Вполне удовлетворены 66,9 65,5 62,5 68,3

В какой-то мере удовлетворены 26,9 30,5 32,7 24,9

Не удовлетворены 1,5 2,7 3,6 4,0

Затруднились ответить 4,7 1,3 1,2 2,9

Положительно оценивается и организация учебного процесса (табл. 2)

Таблица 2

Оценка организации учебного процесса

(в % от количества опрошенных)

Оценка 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Хорошая 49,6 47,4 55,3

Неплохая, но есть отдельные недостатки 46,9 49,4 42,5

Плохая 2,7 2,5 2,0

Затруднились ответить 0,8 0,7 0,2

Основным недостатком в организации учебного процесса 22% опрошенных назвали неудобно составленное расписание.

Достаточно высока и удовлетворенность содержанием обучения, но при этом наблюдаются некоторые различия в оценке разных форм занятий. Первое место по удовлетворенности содержанием занятий стабильно занимают лекции в группах. При этом количество полностью удовлетворенных такой формой занятий увеличилось от двух третей опрошенных в 2001 г. до почти трех четвертей (73,1%) - в 2008 г.

Второе и третье места делят между собой активные формы проведения занятий, такие как семинары, деловые игры и другие виды практических занятий.

Следует обратить внимание на определенное снижение удовлетворенности деловыми играми. Если в 2001 г. они занимали второе место, то по результатам опроса 2008 г. они переместились на третье место, значительно уступив семинарам. Это связано, возможно, с тем, что деловые игры прочно вошли в практику обучения, и студенты более критично подходят к оценке их содержания.

Последнее место заняли лекции на потоках. Но при этом следует отметить определенный прогресс в этой области. Так, если в 2001 г. этой формой занятий были удовлетворены 40,6% респондентов, то в 2008 г. их число увеличилось до 48,5%.

Положительную оценку получил и научный уровень занятий. Почти три четверти респондентов считают его высоким. Следует отметить, что этот фактор играет важную роль в поддержании устойчиво высокого авторитета РАГС как учебно-научного заведения. Так, более половины опрошенных привело в РАГС именно стремление повысить общий уровень образования. Это свидетельствует о том, что Академия имеет репутацию учебного заведения, дающего достаточно глубокие знания.

Анализ мотивов поступления в Академию выявляет различие в мотивации студентов к обучению, зависящее от места их работы. Если стремление повысить общий уровень образования более всего выражено у студентов, не работающих в органах власти (54,4%), то наиболее значимым мотивом обучения у студентов, работающих в органах муниципального управления, является необходимость пополнения знаний по служебной деятельности (54,3%). Второе место такой мотив, как необходимость получения диплома, занимает у работников региональных органов власти (38,6%), тогда как у работающих в других организациях на втором месте находится необходимость приобретения новой специальности (37,4%).

Отмеченные различия в мотивации к учебе создают определенные сложности для учета профессиональных интересов студентов в учебном процессе. Это отражается на таком важном показателе качества учебного процесса, как связь обучения с практикой. Данные опросов говорят о том, что проблема связи обучения с запросами практики была и остается актуальной, особенно если рассматривать ее с учетом устойчивого преобладания позитивного мнения слушателей о процессе обучения в целом. Речь идет о необходимости учитывать тот факт, что приведенные оценки принадлежат благожелательно настроенной аудитории, имеющей высокую степень удовлетворенности обучением.

Результаты опроса 2008 г. показали, что высоко оценили связь с практикой 26,7% респондентов, большая же часть опрошенных (60,6%) указали,

что проблемы, имеющие практическое значение для их работы, рассматриваются, но только в какой-то мере.

Имеются проблемы и с использованием на занятиях опыта государственной службы. В целом следует отметить, что в той или иной мере данный опыт используется преподавателями. Такое мнение высказали подавляющее большинство опрошенных (77,1%). Проблема заключается в степени использования опыта государственной службы на занятиях. Более половины респондентов (51,8%) отметили, что он используется лишь в определенной мере. Приведенные данные показывают, что проблема укрепления связи учебного процесса с практикой продолжает оставаться одной из важнейших для повышения качества обучения. Предлагаемые меры усиления связи профессионального обучения с практикой располагаются в следующем порядке:

- чаще приглашать для ведения занятий специалистов-практиков (60,1%);

- увеличить количество практических занятий, деловых игр и т. д. (54,8%);

- проводить выездные занятия в органах власти (47,4%).

Важную роль в повышении качества учебного процесса играет оснащенность занятий учебно-методическими материалами. Следует отметить, что по сравнению с 2001 г. значительно уменьшилось количество студентов, указавших, что они получают раздаточные учебно-методические материалы к большинству занятий (64% в 2001 г. и 54,9% в 2008 г.), но увеличилось число, получающих эти материалы к отдельным занятиям (32,5% в 2001 г. и 39,8% в 2008 г.). При этом студенты высоко оценивают качество получаемых материалов. Так, подавляющее большинство опрошенных считают эти материалы в той или иной мере полезными. Возросло и число указавших, что получаемые учебно-методические материалы весьма полезны (48,6% в 2008 г. по сравнению с 42,9% в 2001 г.).

Более всего удовлетворены студенты обеспеченностью учебного процесса учебно-методическими пособиями и методическими разработками. 69,2% и 58,8% опрошенных, соответственно, считают, что учебный процесс обеспечен этими видами учебно-методических материалов в достаточной мере. Таких же видов учебно-методических материалов, как рабочие схемы, электронные версии программно-методических материалов и электронные версии учебных пособий, явно не хватает. Об этом свидетельствует значительное число считающих, что учебный процесс обеспечен этими видами учебно-методических материалов в недостаточной мере.

Качество образования тесно связано со степенью доступности учебной и научной литературы для обучающихся. Данные опроса показали значительное улучшение оснащенности академической библиотеки. Так, если в 2001 г. не испытывали трудности в получении необходимой учебной и научной литературы в библиотеке Академии менее половины опрошенных (47,7%), то в 2008 г. число имеющих возможность пользоваться необходимой литературой увеличилось до 76,0%.

При оценке содержания учебного процесса студентам было предложено указать предметы, вызывающие наибольшие трудности при сдаче экзаменов. Перовое место в рейтинге трудных предметов занимает математика. 30,6% обучающихся испытывали трудности при сдаче этого предмета. Далее следует экономика и менеджмент (23,0%). При этом среди основных причин, вызывающих трудности, помимо большого объема материала (44,4%), называлось несоответствие уровня требований и даваемых знаний (31,4%).

Данные опроса показали, что создание и активное функционирование системы профессионального обучения государственных служащих привело к определенным положительным результатам. Так, 71,5% опрошенных считают профессиональную подготовку сотрудников их учреждений и организаций в той или иной степени удовлетворительной. В 2006 г. такую точку зрения имели 62,7% опрошенных. Вместе с тем проблема улучшения профессиональной подготовки работников органов власти различных уровней продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует тот факт, что четверть опрошенных оценили профессиональный уровень своих коллег как в той или иной мере неудовлетворительный.

Руководители различных ведомств (организаций) осознают, что успех реформы государственной службы во многом зависит от уровня профессионализма работников органов власти. По мнению опрошенных, большинство руководителей относятся к необходимости профессионального обучения и переподготовки своих сотрудников в той или иной степени положительно (78%). Вместе с тем данные опроса показывают, что большинство студентов (65,4%) лично инициировали свое поступление в Академию и только 4,4% поступали по решению руководства. Приведенные данные свидетельствуют о том, что возможности РАГС как учебно-научного центра известны главным образом тем, кто этим активно интересуется, а в целом положительное отношение руководства к профессиональному обучению своих сотрудников пока еще не приобрело форму целенаправленной политики в этой области.

Несформированность системы кадрового отбора проявляется в устойчиво сохраняющейся проблемной ситуации, суть которой в недостаточной связи профессионального обучения со служебным ростом студентов. Это находит свое отражение в том, что профессиональное обучение не является пока достаточным основанием для включения в кадровый резерв на продвижение. Так, включены в кадровый резерв 31,1% респондентов, что значительно меньше, чем в 2007 г. (42,4%). Возможно, такая ситуация обусловлена увеличением количества студентов, не работающих в органах власти. В 2008 г. их количество составило более половины (56,9%) обучающихся в РАГС. Уменьшилось по сравнению с 2006 г. и количество опрошенных, считающих, что уровень профессиональной подготовки в той или иной мере влияет на должностной рост сотрудников их ведомств

или организаций (74,4% в 2006 г. и 65,9% в 2008 г.). Более того, каждый пятый респондент отметил, что профессиональная переподготовка не влияет на должностной рост сотрудников их ведомства или организации, еще 13,4% не смогли однозначно ответить на этот вопрос.

Важным условием результативности процесса профессионального обучения является учет «социального заказа» на работников определенного типа. Значительный интерес в этом плане представляют мнения студентов о типах работников, наиболее востребованных сейчас в органах государственной власти. Предпочтения на этот счет в сопоставлении с данными опроса, проведенного в декабре 2001 г., представлены в табл. 3.

Таблица 3

Мнения о типе работников, особенно необходимых для системы государственной службы

(в % от количества опрошенных)

Типы работников Декабрь Октябрь

2001 г. 2008 г.

Специалисты по проблемам управления - менеджеры 69,2 62,8

«Аналитики», обеспечивающие информационную 66,5 65,6

и научную основу управления

Организаторы экономики 64,2 59,3

«Аппаратчики», умеющие проводить в жизнь решения 51,0 63,7

Специалисты по проблемам политических отношений 39,6 36,1

Разница в распределении ответов заслуживает особого внимания с точки зрения уточнения акцентов в деятельности РАГС. Выдвижение на первый план специалистов, обладающих разносторонней подготовкой и аналитическими навыками, обусловленное, скорее всего, изменениями в содержании госслужбы, повлекло за собой и соответствующие изменения в ориентирах студентов. Так, при ответе на вопрос, по каким отраслям знаний следовало бы улучшить обучение в Академии, студенты отметили, прежде всего, анализ и прогнозирование социально-экономических и политических процессов. В то же время следует отметить положительный сдвиг в этом направлении. Если в 2001 г. необходимость улучшения качества обучения в области анализа и прогнозирования экономических и политических процессов отметили почти три четверти опрошенных, то в 2008 г. число высказавших такое мнение сократилось до 24,0%. Отмеченное студентами повышение качества обучения в указанной области свидетельствует о том, что образовательный процесс в Академии соответствует основным направлениями реформирования и развития государственной службы, в число которых входит повышение качества образовательных программ в области государственного управления.

© Ефанова О.А., 2009

результаты социологического опроса студентов

ФАКУЛЬТЕТОВ заочного И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при президенте российской федерации

Опрошены 454 студента 5-6 курсов заочного и 3-4 курса вечернего (очно-заочного) обучения в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Опрос проведен с 13 по 17 октября 2008 г.

Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.

Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.

Вспомните, пожалуйста, какие из следующих обстоятельств имели для вас наиболее существенное значение при принятии решения о поступлении в РАГС? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Варианты ответа 2001 г.* 2006 г.** 2007 г. *** 2008 г.

Необходимость повышения общего уровня

образования 51,0 46,9 50,8 52,2

Необходимость пополнения знаний

по служебной деятельности 33,3 34,1 37,2 30,2

Необходимость приобретения новой

специальности 26,7 31,2 23,9 30,2

Необходимость получения диплома,

связанная с работой в системе

государственной службы 17,1 15,6 18,5 24,7

Другое обстоятельство 3,8 2,9 3,4 5,9

Затруднились ответить 0,8 1,7 0,5 0,2

* Опрошены 520 слушателей 3-5 курсов заочного и 3-4 курса вечернего (очно-заочного) отделений. Опрос проведен с 10 по 17 декабря 2001 г.

** Опрошены 446 слушателей 3-5 курсов заочного и 3-4 курса вечернего (очно-заочного) отделений. Опрос проведен с 6 по 16 марта 2006 г

*** Опрошены 483 студента 4-5 курсов заочного и 3-4 курса вечернего (очно-заочного) обучения в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Опрос проведен с 2 по 6 апреля 2007 г.

Что сыграло решающую роль в вашем поступлении в РАГС?

(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Личная инициатива 68,8 61,4 65,4

Авторитет (репутация) РАГС 40,1 43,3 44,5

Рекомендации коллег по работе 17,5 17,6 16,7

Решение руководства о необходимости учиться 6,5 8,1 4,4

Что-то еще 1,6 2,9 2,9

Удовлетворены ли вы обучением в РАГС по выбранной спе-

циальности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Да, вполне 66,9 65,5 62,5 68,3

В какой-то мере 26,9 30,5 32,7 24,9

Нет 1,5 2,7 3,6 4,0

Затруднились ответить 4,7 1,3 1,2 2,9

Как вы оцениваете организацию учебного процесса?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Хорошая 49,6 47,4 55,3

Неплохая, но есть отдельные недостатки 46,9 49,4 42,5

Плохая 2,7 2,5 2,0

Затруднились ответить 0,8 0,7 0,2

Опрос проведен в 2001 г.

В какой мере вы удовлетворены или не удовлетворены занятиями по своей специальности?

Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Затруднились ответить

Лекциями на потоках 40,6 47,7 6,0 5,7

Лекциями в группах 67,5 21,7 1,2 9,6

Семинарами 61,5 27,3 3,8 7,4

Деловыми играми и другими

практическими занятиями 63,8 21,5 5,2 9,5

Опрос проведен в 2006 г.

В какой мере вы удовлетворены содержанием занятий по своей специальности?

Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Не ответили

Лекциями на потоках 47,8 43,9 3,4 4,9

Лекциями в группах 66,1 26,2 1,3 6,4

Семинарами 63,2 28,3 3,4 5,1

Деловыми играми и другими

практическими занятиями 57,4 28,0 6,5 8,1

Опрос проведен в 2007 г.

В какой мере вы удовлетворены содержанием занятий по своей специальности?

Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Не ответили

Лекциями на потоках 42,9 46,7 5,9 4,5

Лекциями в группах 70,4 23,9 0,9 4,8

Семинарами 60,7 30,5 3,8 5,0

Деловыми играми и другими

практическими занятиями 64,3 21,9 7,9 5,9

Опрос проведен в 2008 г.

В какой мере вы удовлетворены содержанием занятий по своей специальности?

Варианты ответа Да, полностью Не вполне Не удовлетворен Не ответили

Лекциями на потоках 48,5 39,6 6,4 5,5

Лекциями в группах 73,1 19,8 2,2 4,9

Семинарами 70,3 20,7 3,5 5,5

Деловыми играми и другими

практическими занятиями 64,1 22,0 7,0 6,9

Получаете ли вы раздаточные учебно-методические материалы к семинарам, деловым играм и другим занятиям?

Варианты ответа 2001 г. 2008 г.

Да, к большинству занятий 64,0 54,9

К отдельным занятиям 32,5 39,8

Нет, не получаю 2,7 4,2

Затрудняюсь ответить 0,8 1,1

Если вы получаете такие материалы, то насколько они полезны для вас? (Данные приведены от числа тех респондентов, которые получают раздаточные материалы.)

Варианты ответа 2001 г. 2008 г.

Весьма полезны 42,9 48,6

В какой-то мере полезны 49,8 46,7

Мало полезны 4,4 4,2

Затруднились ответить 2,9 0,5

В какой мере обеспечен учебный процесс по вашей специальности следующими учебно-методическими материалами?

Учебно-методические материалы В достаточной мере В недостаточной мере Не ответили

Учебно-методические пособия 69,2 23,6 7,2

Методические разработки 58,8 30,4 10,8

Рабочие схемы 37,9 47,4 14,7

Электронные версии

программно-методических

материалов 33,7 53,7 12,6

Электронные учебные пособия 26,2 59,9 13,9

Испытываете ли вы трудности в получении необходимой учебной и научной литературы в библиотеке Академии?

Варианты ответа 2001 г. 2008 г.

Нет 47,7 76,0

Иногда 38,8 20,0

Да, часто 13,5 4,0

Устраивают ли вас перечисленные ниже аспекты организации учебного процесса?

Аспекты Да, Не во Нет Затрудни- Не отве-

полностью всем лись ответить тили

Распределение учебного времени

на базовую, специальную

и прикладную подготовку 48,2 38,1 3,3 8,1 2,3

Распределение учебного

времени на лекции, практи-

ческие занятия, деловые игры

и самостоятельную работу 51,1 34,8 4,0 7,7 2,4

Планирование сессий

и межсессионной учебной работы 48,2 30,6 7,0 10,1 4,1

Как вы оцениваете научный уровень занятий?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Высоко 63,2 65,5 74,0

Средне 32,5 28,7 21,6

Низко 1,8 1,6 1,3

Затруднились ответить 2,5 4,2 3,1

Рассматриваются ли на занятиях проблемы, которые имеют прак-

тическое значение для вашей работы?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Да, в полной мере 22,4 24,2 26,7

В какой-то мере 70,0 68,2 60,6

Практически нет 6,5 6,8 10,1

Затруднились ответить 1,1 0,8 2,6

Используется ли практический опыт государственной службы на занятиях по избранной вами специальности?

Варианты ответа 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

В большой мере 33,1 22,6 23,9 25,3

В какой-то мере 52,9 60,8 62,3 51,8

Практически нет 8,5 10,3 9,3 11,9

Затруднились ответить 5,5 6,3 4,5 11,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каким образом, по вашему мнению, можно усилить связь профессионального обучения с практикой? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Чаще приглашать для ведения занятий

специалистов-практиков 62,3 61,2 60,1

Увеличить количество практических

занятий, деловых игр и т. д. 47,8 48,5 54,8

Проводить выездные занятия

в органах власти 39,9 43,8 47,4

Больше внимания уделять

организации стажировок 18,8 17,2 27,1

Другое 3,1 2,5 2,4

По каким отраслям знаний, на ваш взгляд, следовало бы улучшить качество обучения в Академии? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)

Отрасли знаний 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Анализ и прогнозирование

социально-экономических

и политических процессов 31,9 27,4 29,3 24,0

Право 22,5 24,2 26,2 21,8

Конкретная экономика и финансы 17,7 23,1 14,2 19,9

Информационные технологии 20,4 20,2 20,3 17,2

Связь с общественностью 20,2 18,4 19,2 15,4

Государственная служба

и кадровая политика 16,7 17,5 15,1 17,6

Государственное регулирование

экономики 16,3 17,0 14,0 18,3

Общий и специальный менеджмент 19,4 16,8 19,2 19,2

Социальная политика 7,7 8,1 9,9 8,1

Другое 9,4 5,2 5,0 7,7

Сталкивались ли вы со следующими организационными проблемами в процессе обучения?

Организационные проблемы Да Нет Не ответили

Несвоевременное получение вызова-справки

на сессию 4,2 85,5 10,3

Трудности в получении направлений

на пересдачу зачетов и экзаменов 11,2 77,8 11,0

Неудобно составленное расписание 22,0 69,8 8,2

Пересдача зачетов и экзаменов комиссии

в связи с несвоевременно взятым направлением

на пересдачу 7,7 80,0 12,3

Приходилось ли вам выплачивать негласно денежное вознаграждение за сдачу или пересдачу зачетов, экзаменов, прием контрольных работ и т. д.?

Да 3,7

Нет 94,3

Не ответили 2,0

Какие предметы вызывают больше всего трудностей при сдаче экзаменов? (Вопрос был открытым. Респонденты сами формулировали варианты ответов. Данные приведены в процентах от количества ответивших. Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было указать несколько предметов.)

Математика 30,6

Экономика и менеджмент 23,0

Право 15,8

Государственная служба и кадровая политика 13,4

Информатика 11,5

Другие предметы 12,9

Чем обусловлены эти трудности? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены от количества респондентов, отметивших предметы, которые вызывают больше всего трудностей при сдаче экзаменов.)

Большой объем материала 44,4

Сложность заданий 28,3

Несоответствие уровня требований и даваемых знаний 31,4

Другое 15,7

Какова, на ваш взгляд, профессиональная подготовка работников

вашего учреждения или организации?

Вполне удовлетворительная 41,6

По большей части удовлетворительная 28,9

Отчасти удовлетворительная, отчасти нет 20,5

По большей части неудовлетворительная 5,5

Совсем неудовлетворительная 0,4

Затруднились ответить 3,1

Как руководители вашего ведомства (организации) относятся к необходимости профессионального обучения и переподготовки сотрудников?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Положительно 47,3 49,9 46,3

Скорее положительно 32,5 33,2 31,7

Скорее отрицательно 11,2 7,4 11,9

Отрицательно 3,8 2,3 4,2

Затруднились ответить 5,2 7,2 5,9

Какого рода знаний, на ваш взгляд, сегодня особенно недостает работникам органа власти или организации, где вы работаете? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

По юриспруденции 44,2 42,0 38,1

По вопросам организационно-управленческой

деятельности 38,1 44,5 41,0

По психологии профессиональной деятельности

государственного служащего 25,8 37,0 31,1

По технологиям делового общения 24,9 33,9 30,4

По основам государственной службы и кадровой политики 23,5 26,0 22,0

По основам рыночной экономики 22,9 18,7 23,3

По общему и специальному менеджменту 18,8 16,9 17,6

По информатике и информационным технологиям 17,5 20,5 20,3

По финансам и кредиту 14,6 9,7 14,3

По социологии 7,4 7,2 8,1

По политологии 3,6 7,2 6,2

Других 2,5 1,6 4,2

Включены ли вы в кадровый резерв на продвижение в вашем учреждении или организации?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Да 40,8 42,4 31,1

Нет 22,0 25,3 31,7

Не знаю 37,2 32,3 37,2

Влияет ли уровень профессиональной переподготовки на должностной рост сотрудников вашего ведомства (организации)?

Да, значительно 24,7

В определенной мере 41,2

Нет 20,7

Затруднились ответить 13,4

Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения качества профессионального обучения государственных служащих?

(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно

было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

В 2006 и 2007 гг. вопрос формулировался следующим образом: Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для модернизации системы профессионального обучения государственных служащих?

Варианты ответа 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Усилить связь обучения с практикой деятельности госслужбы 64,6 68,4 63,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентировать обучение на развитие аналитических навыков 49,6 41,1 38,1

Глубже знакомить с современными управленческими

технологиями 39,5 49,0 35,5

Больше уделять внимания новым информационным

технологиям 25,1 22,1 24,7

Улучшить учебно-методическую оснащенность обучения

(в том числе, на электронных носителях) 19,7 19,2 20,5

Улучшить техническую оснащенность процесса обучения 8,3 8,1 15,9

Другое 2,5 2,9 3,5

Опрос проведен в 2001 г.

На ваш взгляд, какие типы работников сейчас особо нужны в органах государственной власти?

Типы работников Очень Нужны, Вовсе Затрудни-

нужны но не не лись

очень нужны ответить

Организаторы экономики 64,2 16,3 1,3 18,2

Специалисты по проблемам политических отношений 39,6 37,1 3,1 20,2

Специалисты по проблемам управления -менеджеры 69,2 15,8 0,6 14,4

«Аппаратчики», умеющие проводить в жизнь решения 51,0 26,7 4,4 17,9

«Аналитики», обеспечивающие информационную

и научную основу управления 66,5 14,2 1,9 17,4

Опрос проведен в 2006 г.

На ваш взгляд, какие типы работников сейчас особо нужны в органах государственной власти?

Типы работников Очень Нужны, Вовсе Не

нужны но не очень не нужны ответили

Организаторы экономики 57,8 28,0 2,5 11,7

Специалисты по проблемам

политических отношений 32,1 44,6 8,5 14,8

Специалисты по проблемам

управления - менеджеры 62,6 24,4 2,9 10,1

«Аппаратчики», умеющие проводить

в жизнь решения 62,6 22,6 4,9 9,9

«Аналитики», обеспечивающие

информационную и научную основу

управления 70,6 17,0 1,3 11,1

Опрос проведен в 2007 г.

На ваш взгляд, какие типы работников сейчас особо нужны в органах государственной власти?

Типы работников Очень Нужны, Вовсе Не

нужны но не очень не нужны ответили

Организаторы экономики 54,4 27,8 1,6 16,2

Специалисты по проблемам

политических отношений 30,9 40,4 8,6 20,1

Специалисты по проблемам управления -

менеджеры 61,2 21,0 2,0 15,8

«Аппаратчики», умеющие проводить

в жизнь решения 59,4 23,3 4,5 12,8

«Аналитики», обеспечивающие

информационную и научную основу

управления 64,1 18,5 2,9 14,5

Опрос проведен в 2008 г.

На ваш взгляд, какие типы работников сейчас особо нужны в органах государственной власти?

Типы работников Очень Нужны, Вовсе Не

нужны но не очень не нужны ответили

Организаторы экономики 59,3 25,1 1,3 14,3

Специалисты по проблемам

политических отношений 36,1 38,3 5,9 19,7

Специалисты по проблемам управления -

менеджеры 62,8 19,4 1,8 16,0

«Аппаратчики», умеющие проводить

в жизнь решения 63,7 18,5 2,9 14,9

«Аналитики», обеспечивающие

информационную и научную основу

управления 65,6 17,6 0,4 16,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.