КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Общие результаты выборочного социологического опроса государственных служащих органов исполнительной власти Российском Федерации
Опрошены 1076 работников федеральных органов исполнительной власти на федеральном уровне, федеральных органов исполнительной власти на территориальном уровне, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, замещающих руководящие должности в 16 субъектах Российской Федерации1.
Опрос проведен с 17 по 27 ноября 2003 г.
Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.
Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.
В какой мере полученное Вами профессиональное образование соответствует квалификационным требованиям по замещаемой Вами должности?
Полностью соответствует 54,0
В основном соответствует 38,3
Не вполне соответствует 5,4
Совсем не соответствует 1,3
Затруднились ответить 1,0
Необходима ли для Вас дополнительная профессиональная
подготовка по роду выполняемой работы?
Весьма необходима 17,8
В некоторой степени необходима 70,0
Нет 10,8
Затруднились ответить 1,4
1 Опрос проведен Социологическим центром РАГС в республиках Карелия и Татарстан, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Брянской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.
Какого рода информации Вам недостает для выполняемой работы?
(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Правовой 47,8
По специальным вопросам служебной деятельности 34,6
По компьютерным технологиям 32,4
Финансово-экономической 22,9
О решениях федеральных органов государственной власти 10,1
По делопроизводству и документообороту 7,8
Социально-политической 6,8
О решениях, принимаемых руководством вашего органа власти 4,9
Другой 4,0
Проходили ли Вы профессиональную переподготовку (повышение квалификации) за последние 3 года?
Да, неоднократно 19,9
Однажды 32,5
Прохожу в настоящее время 4,4
Учусь в высшем учебном заведении (или другой форме
образования) 3,0
Нет 40,2
Если вы проходили профессиональное обучение, то укажите, где именно? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в процентах от количества проходивших профессиональную переподготовку.)
С отрывом от работы, в институте повышения квалификации или на
курсах, организованных Вашим министерством (ведомством) 46 2
В региональной академии государственной службы 25 2
По месту работы 14 2
В Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации 11 7
На стажировке за рубежом 5 0
В другом месте 8 9
Какая форма профессионального обучения для Вас предпочтительнее?
Повышение квалификации по месту работы 25,9
Обучение в вузе с целью получения новой специальности 5,9
Обучение в ближайшей региональной академии государственной службы 17,0
Обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 27,6
Стажировка в научном или другом учреждении 6,8
Стажировка за рубежом 13,6
Другая 3,2
Какие виды профессиональной переподготовки, по Вашему мнению, эффективнее в условиях реформирования государственной службы? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Краткосрочные семинары по актуальным проблемам 62,5
Традиционные формы профессионального обучения (повышение
квалификации, обучение в профильных вузах, стажировки и т. п.) 54,3
Профессиональное консультирование с использованием интернет-
технологий 28,1
Дистанционное обучение (заочное обучение с использованием
компьютерных, аудио- и видеотехнологий) 17,3
Обучение по методикам непрерывного самообразования 12,4
Другое 1,2
Затруднились ответить 1,2
Достаточна ли, на Ваш взгляд, периодичность профессионального
обучения, предусмотренная действующим законодательством и
нормативной базой (один раз в 3 года для руководителей и один раз
в 5 лет для специалистов)?
Да, вполне достаточна 29,6
Скорее достаточна 28,3
Скорее недостаточна 33,6
Совсем недостаточна 8,5
Если предусмотренная периодичность профессионального обучения недостаточна, то какова, по Вашему мнению, она должна быть?
(Данные приведены в процентах от количества ответивших.)
Один раз в 2 года для руководителей и один раз в 3 года для
специалистов 20,6
Не реже одного раза в 2 года для всех категорий госслужащих 35,8
По мере изменений в системе государственного управления 21,7
В случаях реструктуризации органа власти или изменения его
функций 3,6
Затруднились ответить 18,3
Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для модернизации системы профессионального обучения государственных служащих?
(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Усилить связь обучения с практикой деятельности госслужбы 66,5
Ориентировать обучение на развитие аналитических навыков 39,3
Глубже знакомить с современными управленческими технологиями 37,1
Больше уделять внимания новым информационным технологиям 36,3
Улучшить учебно-методическую оснащенность обучения
(в том числе на электронных носителях) 20,7
Улучшить техническую оснащенность процесса обучения 13,8
Другое 1,2
Каким образом, по Вашему мнению, можно усилить связь профессионального обучения с практикой? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Чаще приглашать для ведения занятий специалистов-практиков 59,0
Больше внимания уделять организации стажировок 44,5
Увеличить количество практических занятий, деловых игр и т. д. 39,3
Проводить выездные занятия в органах власти 26,9
Другое 1,4
Какая форма непрерывного профессионального образования, на Ваш взгляд, больше способствует профессиональному развитию госслужащих?
Многоуровневая система подготовки госслужащих
«школа - колледж - вуз - послевузовское образование» 22,5
Традиционная система «профильный вуз - послевузовское
образование» 24,3
Профессиональное обучение по различным образовательным
программам 23,3
Ситуативное обучение по актуальным проблемам реформирования
системы госуправления (принятие новых законов, указов и т. д.) 19,3
Затруднились ответить 10,6
В какой мере Вы знакомы с зарубежным опытом развития государ-
ственной службы?
Знаком хорошо 3,2
В общих чертах 34,9
Мало знаком 37,6
Совсем не знаком 24,3
В какой мере применим, на Ваш взгляд, зарубежный опыт в разви-
тии российской государственной службы?
В значительной мере 5,4
В чем-то применим, в чем-то нет 51,2
В незначительной мере 12,3
Совсем не применим 2,3
Затруднились ответить 28,8
В какой степени Вы используете компьютерные технологии в служебной деятельности? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Готовлю документы с помощью компьютера 85,3
Использую различные информационные базы данных 76,9
Использую электронную почту 60,6
Использую сеть Интернет для поиска необходимой информации 39,0
Владею способами электронного документооборота 28,9
Другое 2,3
Не использую компьютерные технологии 2,3
Способствуют ли профессиональная переподготовка и повышение квалификации должностному росту служащих вашего органа государственной власти?
Значительно способствуют 19,1
Способствуют, но незначительно 53,3
Совсем не способствуют 11,6
Затруднились ответить 16,0
Знаете ли Вы, когда в очередной раз будете проходить повышение
квалификации?
Да 23,6
Нет 60,1
Затруднились ответить 16,3
Можете ли Вы сказать, что работа в органе власти является для Вас
если не единственной, то главной профессией?
Да, безусловно 40,8
Да, пожалуй 42,8
Скорее нет 9,5
Нет, безусловно 3,4
Затруднились ответить 3,5
Беспокоит ли Вас перспектива потерять свою нынешнюю работу?
Очень беспокоит 11,3
Беспокоит 56,8
Мало беспокоит 18,7
Совсем не беспокоит 3,8
Затруднились ответить 9,4
Влияют ли следующие характеристики работника на его продвижение по службе в аппарате вашего органа власти?
Характеристики Да, безусловно Отчасти Нет Затруднились ответить
Добросовестное исполнение обязанностей 73,7 19,1 3,4 3,8
Профессионализм 75,4 18,0 3,0 3,6
Забота о соблюдении прав граждан 23,3 32,0 21,7 23,0
Педантичное исполнение правовых норм 27,5 37,5 16,0 19,0
Стремление к независимости от влияния
посторонних организаций 19,8 24,3 25,9 30,0
Служебное бескорыстие 38,1 23,3 18,3 20,3
Политическая нейтральность 19,5 20,0 37,2 23,3
Соблюдение норм служебной этики 56,3 26,6 6,9 10,2
Инициативность 63,8 22,9 6,4 6,9
Умение учитывать интересы населения 22,6 30,3 20,4 26,7
Какой, на Ваш взгляд, престиж в глазах окружающих имеет статус работника органа государственной власти?
Очень высокий 2,6
Высокий 41,8
Невысокий 43,5
Совсем низкий 4,1
Затруднились ответить 8,0
Как оцениваете степень Вашей социальной защищенности на госу-
дарственной службе в сравнении с работниками внебюджетной
сферы?
Намного лучше 10,0
Лучше 48,7
Хуже 19,2
Намного хуже 8,6
Затруднились ответить 13,5
Насколько хорошо Вы представляете смысл и цели реформы
государственной службы?
Достаточно хорошо представляю 34,1
Кое-что представляю 50,7
Не представляю 7,3
Затруднились ответить 7,9
Какие из перечисленных качеств служебного этикета наиболее важны для работы на Вашей должности? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Способность брать ответственность на себя 58,7
Дисциплинированность 50,0
Доброжелательность 41,5
Честность 37,0
Способность к компромиссу 30,7
Справедливость 26,8
Принципиальность 25,7
Склонность к взаимопомощи 16,9
Терпимость к чужим жизненным идеалам 9,4
Открытость 8,2
Другое 2,2
Затруднились ответить 1,2
Чем, на Ваш взгляд, чаще всего обусловлено возможное нарушение
норм профессиональной этики государственными служащими?
Необходимостью компенсировать недостаточно высокую зарплату 24,7
Желанием быть «не хуже» других состоятельных людей 4,7
Особенностями личных качеств 45,5
Бесконтрольностью 3,4
Безнаказанностью 8,6
Затруднились ответить 13,1
Какие негативные качества сегодня наиболее распространены в среде государственных служащих? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Бюрократизм, волокита 53,5
Стремление использовать должностное положение в корыстных
целях 33,9
Имитация бурной деятельности 32,9
Безответственное отношение к своим служебным обязанностям 29,2
Отсутствие принципиальности 16,3
Непорядочность, нечестность 13,8
Безразличное, неуважительное отношение к коллегам 12,8
Пренебрежение к законам 11,0
Другое 4,7
Заинтересованы ли Вы в дальнейшем продвижении по службе?
Да, в значительной мере 30,3
Да, но незначительно 41,9
Нет 19,8
Затруднились ответить 8,0
Как Вы оцениваете перспективу своего продвижения по службе?
Весьма реальная 2,2
Реальная 24,3
Малореальная 40,0
Совсем нереальная 13,9
Затруднились ответить 19,6
В какой мере Вы удовлетворены следующими условиями работы?
Условия работы В основном да В основном нет Затруднились ответить
Возможности для самореализации 66,9 21,0 12,1
Эффективность выполняемой работы 68,3 17,5 14,2
Престиж занимаемой должности 51,1 29,3 19,6
Четкость служебных обязанностей 63,7 24,9 11,4
Взаимоотношения в коллективе 82,8 9,1 8,1
Какие характерные типы работников сегодня особенно нужны в органах государственной власти?
«Хозяйственники» 9,2
«Управленцы», менеджеры 42,9
«Аналитики» 38,9
«Аппаратчики» 2,9
Другие 6,1
49
Каковы Ваши основные служебные функции? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Подготовка отчетов и справочных материалов 57,5
Информационно-аналитическая работа 56,2
Организация исполнения законов и других нормативных актов 48,7
Подготовка нормативных документов 35,0
Подготовка совещаний и заседаний 34,3
Контроль деятельности подведомственных бюджетных учреждений 34,0
Административно-управленческие функции в аппарате 28,5
Координация деятельности различных организаций 22,9
Работа с населением 19,5
Разработка специальных программ и организация их исполнения 16,2
Регулирование народнохозяйственной деятельности 3,8
Другое 4,6
Какие из следующих обстоятельств работы удовлетворяют Вас, а какие нет?
В основном В основном Затруд-
Обстоятельства работы удовлетво- не удовлет- нились
ряет воряет ответить
Условия труда 86,8 10,3 2,9
Режим труда 82,2 12,9 4,9
Возможность влиять на положение дел в
республике, крае, области 21,7 22,8 55,5
Техническая оснащенность рабочего места 81,2 16,0 2,8
Возможность видеть конкретные
результаты своего труда 72,8 14,8 12,4
Перспектива самосовершенствования 59,3 21,3 19,4
Уровень оплаты труда 22,8 69,2 8,0
Уровень социальной защищенности 37,5 49,9 12,6
Шансы роста по службе 44,1 26,0 29,9
Отношения с начальством 85,9 5,1 9,0
Полезность работы для общества 69,8 9,6 20,6
Как Вы оцениваете изменение авторитета органа власти, где вы работаете, в общественном мнении населения за последние год - два?
Повышается 42,5
Не изменяется 31,0
Снижается 13,8
Затруднились ответить 12,7
Что, на Ваш взгляд, имеет наибольшее значение для улучшения
работы аппаратов органов исполнительной власти? (Сумма ответов
превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать
несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания
количества ответивших.)
Развитие профессионального потенциала работников аппаратов 72,8
Повышение заработной платы работников аппаратов 68,9
Совершенствование работы по подбору кадров 60,6
Улучшение стиля руководства в коллективах аппаратов 35,3
Улучшение координации работы аппаратов 34,4
Улучшение социально-психологической атмосферы в коллективах 30,9
Усиление ориентации на потребности граждан 24,5
Усиление прозрачности и гласности работы аппаратов с помощью
средств массовой информации 18,4
Усиление контроля над деятельностью аппаратов со стороны
законодательного собрания 5,4
Другое 1,6
В современном обществе государственные служащие должны быть слугами государства, а не «короля» (руководителя органа власти). По Вашему мнению, чьими «слугами» являются государственные чинов-ники в реальной жизни?
Государства 48,8
«Короля» 12,6
Слугами руководителей подразделений органа власти 19,3
Служат преимущественно сами себе 7,2
Служат народу 4,9
Служат финансовым олигархам 2,0
Другое 5,2
Имеете ли Вы дополнительное образование по какой-либо специальности государственной службы?
Да 26,2
Нет 73,8
Включены ли Вы в кадровый резерв на продвижение?
Да 18,1
Нет 34,0
Затруднились ответить 47,9
Намерены ли Вы в ближайшем будущем сменить место работы?
Да 4,3
Нет 69,1
Затруднились ответить 26,6