Научная статья на тему 'Результаты выборочного социологического опроса экспертов Российской Федерации'

Результаты выборочного социологического опроса экспертов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты выборочного социологического опроса экспертов Российской Федерации»

Результаты

выборочного социологического опроса экспертов Российской Федерации

Опрошены 147 человек в 16 субъектах Российской Федерации1. Опрос проведен с 17 по 27 ноября 2003 г. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.

Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.

Какова ситуация с подбором кадров в Вашем органе власти?

Благоприятная 34,7

Скорее благоприятная, чем неблагоприятная 44,2

Скорее неблагоприятная, чем благоприятная 18,4

Неблагоприятная 2,7

Можно ли сказать, что люди стремятся устроиться на работу в Ваше

учреждение?

Да 46,3

Скорее да, чем нет 38,8

Скорее нет, чем да 13,6

Нет 1,3

1 В качестве экспертов выступили руководители центрального аппарата министерств, территориальных представительств федеральных органов власти, а также органов субъектов власти Российской Федерации или их заместители, ответственные за работу с кадрами; начальники отделов кадров или их заместители; работники, курирующие вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров вышеперечисленных ведомств.

Опрос проведен Социологическим центром РАГС в республиках Карелия и Татарстан, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Брянской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.

Какие категории государственных служащих прежде всего нуждаются в профессиональном обучении? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Работники, замещающие ведущие должности 51,7

Работники, замещающие старшие должности 49,0

Работники, замещающие главные должности 41,5

Работники, замещающие младшие должности 29,9

Работники, замещающие высшие должности - руководители

и заместители руководителей 26,5

Существует ли в Вашем аппарате специальная программа обучения для новых сотрудников?

Да Нет

46,3 53,7

Какие сотрудники, на Ваш взгляд, в первую очередь нуждаются в профессиональном обучении?

Принятые на работу недавно 34 7

Не имеющие дополнительного образования по какой-либо

специальности государственной службы 15 0

Рекомендуемые на повышение в должности 12 9

У которых в процессе работы выявилась недостаточная

профессиональная подготовка 17 7

Чья деятельность требует постоянного притока новых знаний 19 7

Какая форма профессиональной переподготовки предпочтительнее для Ваших сотрудников?

Повышение квалификации по месту работы 42,9

Обучение в вузе с целью получения новой специальности 2,0

Обучение в ближайшей региональной академии государственной службы 31,3

Обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 8,8

Стажировка в научном или другом учреждении 4,1

Стажировка за рубежом 2,0

Другая 8,9

Какого рода информации особенно недостает сотрудникам Вашего аппарата для их служебной деятельности? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Правовой 59,2

По специальным вопросам служебной деятельности 38,1

По компьютерным технологиям 34,7

Финансово-экономической 20,4

По делопроизводству и документообороту 12,2

Социально-политической 9,5

О решениях, принимаемых руководством Вашего органа власти 5,4

О решениях федеральных органов государственной власти 5,4

Другой 7,5

Какие виды профессиональной переподготовки, по Вашему мнению, эффективнее в условиях реформирования государственной службы? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Краткосрочные семинары по актуальным проблемам 68 7

Традиционные формы профессионального обучения (повышение

квалификации, обучение в профильных вузах, стажировки и т. п.) 63 3

Дистанционное обучение (заочное обучение с использованием

компьютерных, аудио- и видеотехнологий) 32 7

Профессиональное консультирование с использованием интернет-

технологий 21 8

Обучение по методикам непрерывного самообразования 17 0

Другое 0, 7

Затруднились ответить 1, 4

Проходят ли обучение сотрудники Вашего аппарата в специальных образовательных программах, в том числе по грантам? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Проходят обучение только в традиционном режиме 46,3

Проходят в рамках Федеральных целевых программ («Подготовка

управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ»,

«Электронная Россия» и др.) 32,7

Проходят в рамках образовательных программ международных

фондов, институтов, благотворительных организаций и т. д. 27,9

Проходят в рамках региональных целевых программ 15,0

Другое 6,1

Проходят ли обучение сотрудники Вашего аппарата в специальных образовательных программах, в том числе по грантам? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Проходят обучение только в традиционном режиме 46,3

Проходят в рамках Федеральных целевых программ («Подготовка

управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ»,

«Электронная Россия» и др.) 32,7

Проходят в рамках образовательных программ международных

фондов, институтов, благотворительных организаций и т. д. 27,9

Проходят в рамках региональных целевых программ 15,0

Другое 6,1

Достаточна ли, на Ваш взгляд, периодичность профессионального обучения, предусмотренная действующим законодательством и нормативной базой (один раз в 3 года для руководителей и один раз в 5 лет для специалистов)?

Да, вполне достаточна 37,4

Скорее достаточна 33,3

Скорее недостаточна 19,7

Совсем недостаточна 9,6

Если предусмотренная периодичность профессионального обучения недостаточна, то какова она, по Вашему мнению, должна быть?

(Данные приведены в процентах от количества ответивших.)

Один раз в 2 года для руководителей и один раз в 3 года для

специалистов 15,8

Не реже одного раза в 2 года для всех категорий госслужащих 25,4

По мере изменений в системе государственного управления 30,7

В случаях реструктуризации органа власти или изменения его

функций 3,5

Затруднились ответить 24,6

Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для модернизации системы профессионального обучения государственных служащих?

(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Усилить связь обучения с практикой деятельности госслужбы 65 3

Ориентировать обучение на развитие аналитических навыков 42 9

Глубже знакомить с современными управленческими технологиями 39 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше уделять внимания новым информационным технологиям 37 4

Улучшить учебно-методическую оснащенность обучения

(в том числе на электронных носителях) 25 9

Улучшить техническую оснащенность процесса обучения 21 1

Другое 2 0

Какая форма непрерывного профессионального образования, на Ваш взгляд, больше способствует профессиональному развитию госслужащих?

Многоуровневая система подготовки госслужащих

«школа - колледж - вуз - послевузовское образование» 23,1

Традиционная система «профильный вуз - послевузовское

образование» 32,0

Профессиональное обучение по различным образовательным

программам 27,2

Ситуативное обучение по актуальным проблемам реформирования

системы госуправления (принятие новых законов, указов и т. д.) 15,6

Затруднились ответить 2,1

В какой мере Вы знакомы с зарубежным опытом развития государственной службы?

Знаком хорошо 10,9

В общих чертах 57,1

Мало знаком 21,1

Совсем не знаком 10,9

В какой мере, на Ваш взгляд, применим зарубежный опыт в развитии российской государственной службы?

В значительной мере 5,4

В чем-то применим, в чем-то нет 59,9

В незначительной мере 12,2

Совсем не применим 1,4

Затруднились ответить 21,1

Каким образом в Вашем аппарате определяется потребность в обучении сотрудников? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

В рамках аттестации 37,4

Путем собеседования 27,9

По итогам государственного квалификационного экзамена 20,4

При помощи специального анкетирования 4,1

С помощью тестов 2,7

Другое 17,0

Специально не определяется 19,0

Способствуют ли профессиональная переподготовка и повышение квалификации должностному росту служащих Вашего органа государственной власти?

Значительно способствуют 25,2

Способствуют, но незначительно 64,6

Совсем не способствуют 5,4

Затруднились ответить 4,8

Включаются ли сотрудники, прошедшие повышение квалификации,

в кадровый резерв на продвижение?

Да 29,9

Не всегда 60,5

Нет 4,1

Затруднились ответить 5,5

В чем Вы видите основные сложности в работе с кадрами Вашего аппарата? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Текучка кадров 30,6

Отсутствие формализованной системы кадрового отбора при

приеме на работу 16,3

Отсутствие у сотрудников базового профильного образования 10,9

Неупорядоченные взаимодействия между структурными

подразделениями 10,9

Отсутствие полноценной системы внутриведомственной аттестации

госслужащих 8,8

Старение коллектива 4,1

Другое 6,8

Сложностей в работе с кадрами нет 25,9

Затруднились ответить 6,1

Влияют ли следующие характеристики работника на его продвижение по службе в Вашем аппарате?

Характеристики Да, безусловно Отчасти Нет Затруднились ответить

Добросовестное исполнение обязанностей 83,0 13,6 0,7 2,7

Профессионализм 85,0 14,3 - 0,7

Забота о соблюдении прав граждан 30,6 37,4 6,8 25,2

Педантичное исполнение правовых норм 29,3 47,6 9,5 13,6

Стремление к независимости от влияния посторонних организаций 20,4 32,0 23,1 24,5

Служебное бескорыстие 53,1 26,5 7,5 12,9

Политическая нейтральность 24,5 26,5 29,9 19,1

Соблюдение норм служебной этики 57,1 35,4 2,0 5,5

Инициативность 71,4 21,8 2,7 4,1

Умение учитывать интересы населения 28,6 36,7 8,8 25,9

Каким из перечисленных качеств служебного этикета уделяется наибольшее внимание при подборе кадров в аппарате Вашего исполнительного органа власти? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Дисциплинированность 69,4

Честность 53,1

Способность брать ответственность на себя 48,3

Доброжелательность 32,0

Принципиальность 16,3

Способность к компромиссу 14,3

Справедливость 10,9

Открытость 6,8

Склонность к взаимопомощи 6,8

Терпимость к чужим жизненным идеалам 5,4

Другое качество 2,7

Затруднились ответить 4,8

Чем, на Ваш взгляд, чаще всего обусловлено возможное нарушение

норм профессиональной этики государственными служащими?

Необходимостью компенсировать недостаточно высокую зарплату 18,4

Желанием быть «не хуже» других состоятельных людей 4,1

Особенностями личных качеств 55,1

Бесконтрольностью 5,4

Безнаказанностью 8,2

Затруднились ответить 8,8

Повлияло ли, по Вашему мнению, принятие Указа Президента России «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» на состояние профессиональной этики в госаппарате?

Безусловно, да 15,0

Скорее да 21,8

Все осталось без изменений 37,4

Скорее нет 16,3

Безусловно, нет 2,0

Затруднились ответить 7,5

Насколько хорошо, по Вашему мнению, работники Вашего аппарата представляют смысл и цели реформы государственной службы?

Достаточно хорошо представляют 29,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кое-что представляют 59,2

Не представляют 4,8

Затруднились ответить 6,7

Что, на Ваш взгляд, имеет наибольшее значение для улучшения работы аппаратов органов государственной власти? (Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Развитие профессионального потенциала работников аппаратов 79,6

Повышение заработной платы работников аппаратов 79,6

Совершенствование работы по подбору кадров 57,1

Улучшение социально-психологической атмосферы в коллективах 36,7

Улучшение стиля руководства в коллективах аппаратов 34,0

Улучшение координации работы аппаратов 33,3

Усиление ориентации на потребности граждан 18,4

Усиление прозрачности и гласности работы аппаратов с помощью

средств массовой информации 8,8

Усиление контроля над деятельностью аппаратов со стороны

законодательного собрания 2,7

Другое 3,4

Как Вы считаете, улучшается или ухудшается взаимодействие органов исполнительной власти различного уровня (федерального, регионального, муниципального управления) за последние год - два?

Улучшается 40,8

Не изменяется 32,0

Ухудшается 6,1

Затруднились ответить 21,1

В современном обществе государственные служащие должны быть слугами государства, а не «короля» (руководителя органа власти). По Вашему мнению, чьими «слугами» являются государственные чиновники в реальной жизни?

Государства «Короля»

Слугами руководителей подразделений органа власти Служат преимущественно сами себе Служат народу

Служат финансовым олигархам Другое

Какие характерные типы работников сегодня особенно нужны в органах государственной власти?

«Хозяйственники»

«Управленцы», менеджеры

«Аналитики»

«Аппаратчики»

Другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.