Научная статья на тему 'Результаты оценки межотраслевой разбалансированности агропромышленного рынка в ВТО и ее последствий'

Результаты оценки межотраслевой разбалансированности агропромышленного рынка в ВТО и ее последствий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты оценки межотраслевой разбалансированности агропромышленного рынка в ВТО и ее последствий»

климатических и исторически сложившихся организационно-экономических условий. Они обеспечили устойчивое функционирования сельхозпроизводителей.

На основании этого можно утверждать, если при вступлении РФ в ВТО, будут приняты подобные меры, как в ЕС и будет унифицировано с ними правовое поле РФ, это также обеспечит устойчивое функционирование сельхозпроизводителей и динамичное развитие сельского хозяйства РФ. Поэтому, для решения задачи обеспечения сельхозпредприятиям «добросовестной конкуренции» на национальном и мировом рынках в рамках ВТО, разработаны и переданы Правительствам и Законодательным Собраниям С-Петербурга и Ленинградской области проекты региональных законов, для ввода норм перечисленных ФЗ РФ по регулированию рынка, как это принято у ведущих членов ВТО.

Практика Китая, вступившего в 2001г в ВТО, и опыт Республики Беларусь, унифицировавшей правовое поле с ЕС и, получивших выгоды от выхода на мировой рынок, подтверждают необходимость унификации правового поля регионов РФ с ведущими членами ВТО, перехода к регулируемому рынку. Унификация правового поля региона с членами ВТО, странами ЕС, США, позволит исключить факты «недобросовестной конкуренции», демпинга, необоснованного изъятия доходов у сельхозпредприятий нарастающим диспаритетом цен при свободном ценообразовании в условия модели свободного рынка. Тем самым создаст условия для успешной реализации Доктрины Президента восстановления продовольственной безопасности,

предусматривающей обеспечить население на 80-95% качественными отечественными продуктами для преодоления демографической катастрофы.

Л.Н. Косякова, Ю.К. Ковальчук

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО РЫНКА В ВТО И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, к1Мтк@таИ ги, кико@\181. ги

Позиционирование. Правительство РФ, в соответствии с решением (Хьюстон,90) «семерки», вступило в 1992г в МВФ и подписало с фондом «Письмо о намерениях» о переходе России к рынку, на условиях ВТО в рамках глобализации мировой экономики. Реализация программы «Переход к рынку» привела к катастрофическим экономическим и демографическим последствиям. Предусматривает, с.13: «... Каркас...новой экономической системы..., который должен быть создан в течение переходного периода... образуют принципы:

максимальная свобода... предпринимателя; все органы государственной власти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности; свободное ценообразование; конкуренция; открытость экономики... мирохозяйственным связям; .признание доходов от собственности законной категорией доходов; распространение рыночных отношений.на здравоохранение, образование, науку, культуру.; социальная защищенность как представление всем гражданам разных возможностей».

«Новая экономическая система», внедряемая в РФ МВФ теоретически идентифицируется как хорошо известная модель нерегулируемой открытой (незащищенной) экономики колониального типа на основе разрушительной модели свободного рынка.

Экспертам МВФ хорошо известно на собственном опыте, что модель свободного рынка была причиной Великой Депрессии в США, странах Европы. США потеряли треть ВВП и вынуждены ещё в 30-х годах отказаться от её практического использования и перейти по программе «100 дней» Ф.Рузвельта на Российскую социалистическую модель регулируемого рынка. Это обеспечило им практически бескризисное развитие экономики, повышение темпов прогресса в 35-раз. Поэтому МВФ, внедряя по программе «Переход к рынку» модель свободного рынка, формирует в РФ экономические условия, которые привели все развитые страны мира к Великой Депрессии. Хотя РФ потеряла уже более половины ВВП, свыше 15 млн. чел., но мер, подобных принятым в США, МВФ не принимает в РФ уже более 20 лет. Наоборот, осуществляет полный «уход государства из экономики», для «максимальной свободы предпринимательства» ТНК США, ЕС на территории России.

Для устранения негативных последствий перехода к свободному рынку, Г осДума РФ приняла Федеральные законы №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства», №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли». С целью обеспечить унификацию правового поля РФ с ведущими членами ВТО (США, странами ЕС). В перечисленных законах обобщен опыт развитых стран перехода к регулируемому рынку.

Федеральным законом РФ №53-ФЗ, п.4,ст.2, предусмотрено: «Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ содействуют развитию продовольственных рынков, стабилизации межотраслевых и межрегиональных связей и стоимостных пропорций, обеспечивают поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики».

Однако по-прежнему реализуются не отмеченные положения ФЗ РФ, а

926

соглашения с ведущими членами ВТО по либерализации рынка. Каковы последствия реализации этого положения, видно из табл.1.

Таблица 1 - Динамика роста цен на сельскохозяйственную и промышленную ____________________________продукцию в РФ. _____

Показатели 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996

Индекс цен на продукцию с.х., к 1990г. 1,0 1,6 15,4 125 375 1238 1733

Индекс цен на ресурсы для с.х., к 1990г. 1,0 1,9 30,8 329 1386 4435 8427

Индекс диспаритета цен 1,0 0,84 0,49 0,37 0,26 0,27 0,22

Удельный вес убыточных хозяйств, в % 3 5 6 10 60 57 79

Индекс капитальных вложений в АПК . 1,00 0,93 0,38 0,25 0,13 0,09 0,05

Обновление основных фондов, в % 9,6 6,6 5,9 2,3 1,0 1,1 -

Обновление машин и оборудования в % к наличию 16,3 11 5,4 2,9 1,2 1,3 -

При внедрении МВФ свободного ценообразования, цены на продукцию в 1991г, реализуемую сельхозпредприятиями, выросли в 1,6 раза, а цены на закупаемые ими ресурсы выросли в 1,9 раза. Промпредприятия города, 1-й сферы АПК, возросшим диспаритетом цен незаконно изъяли у села, сельхозпредприятий, 2-й сферы АПК, 16% доходов. В 1992г цены выросли, соответственно, в 15,4 и 30,8 раза, нарастающим диспаритетом цен изъяли уже 51% доходов, в 1993г - 63%..., в 1996г - 78%.

Разбалансированность рынка достигла не имеющего аналогов в мировой практике уровня, превысив в 3 раза показатели Великой Депрессии. В результате нарастающего диспаритета цен число нерентабельных сельхозпредприятий с 3% в 1990г возросло за пятилетие до 79%. Т.е., на практике свободное ценообразование стало инструментом обанкрочивания и ликвидации предприятий, инструментом экономического терроризма.

В результате организованной МВФ неплатежеспособности сельхозпредприятий, сформированного инвестиционного кризиса, прекращена ими закупка машин и оборудования, практически остановлена работа и завершается ликвидация отрасли сельхозмашиностроения и связанных с ней по технологической цепочке многих промпредприятий, конструкторских, проектных, научноисследовательских организаций. Речь идет о прекращении машинного производства продуктов с катастрофическими демографическими последствиями. Это полная потеря продовольственной безопасности.

Ключевой вопрос: кто раскручивает спираль роста цен? По данным бухучета СПК “Племзавод Детскосельский” (Н.Г.Матюшкин,2002), цены выросли к 2000г: на электроэнергию в 3121 тыс. раз (%), на нефтепродукты - в 2373, комбикорма - в 884, газ - в 603, воду - в 582 тыс. раз. Это привело к росту цен на продукцию СПК (молоко, мясо, картофель, овощи). Но они выросли только в 478 тыс. раз!!! Все без

исключения отрасли 1-й сферы АПК незаконно изъяли из сельского хозяйства «свою» небольшую долю доходов, а больше всех и у всех без исключения изъяли предприятия топливно-энергетического комплекса, ТЭКа, которые сегодня являются, после ваучерной приватизации, транснациональными корпорациями, ТНК США, ЕС. По оценке экспертов ущерб сельхозпредприятиям Ленобласти превысил 2 млрд. долларов. Т.е., спираль роста цен раскручивают компании ТЭКа, путем опережающего повышения цен на энергоносители, в соответствии с доводимым МВФ Правительству РФ процентом инфляции.

За 1991-2001гг цены увеличены у нефтяных компаний в 33737 раз, в электроэнергетике в 23867 раз, на промтовары в 8976 раз, на продовольствие в 7861 раз. А оплата труда населению возросла только в 3820 раз. Опережающим повышением цен на энергоносители и отставанием оплаты труда, МВФ задействовал инструмент ценового грабежа населения, всех отраслей производства и сфер жизнеобеспечения, получения ТНК США, ЕС огромных прибылей. Незаконно изъято у населения около 3 трлн. долл. доходов.

Устойчивое функционирование товаропроизводителей у ведущих членов ВТО, США, стран ЕС при переходе к регулируемому рынку и катастрофические результаты от внедрения МВФ в РФ модели свободного рынка, подписанных Соглашений с членами ВТО по либерализацией агропромышленного рынка РФ, диктуют необходимость исполнить требования сельхозпроизводителей, профсоюзов, ученых о расторжении международного договора с МВФ для прекращения реализации программ «переходного периода» США, ЕС, с целью безусловного исполнения Доктрины Президента РФ

Для устранения проблемных звеньев (внутриотраслевой, межотраслевой, межгосударственной разбалансированности рынка), вызванных внедрением МВФ свободного ценообразования по модели свободного рынка, необходимо унифицировать правовое поле РФ с ведущими членами ВТО. Путем перехода к модели регулируемого рынка, как это сделано в развитых странах мира и предусмотрено ФЗ РФ: №53-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06. Унификацию правового поля региона с США, ЕС при вступлении РФ в ВТО необходимо сделать незамедлительно. Это можно сделать за 1,5 -2 месяца. Для этого есть все необходимое. Проекты соответствующих законов города и области для ввода норм отмеченных ФЗ РФ в регионе, переданы в Законодательные Собрания города и области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.