программ «переходного периода» США, ЕС и безусловного исполнения Доктрины Президента РФ.
По оценке экспертов выход на параметры Доктрины восстановления отечественного производства продуктов и преодоления демографической катастрофы, при вступлении РФ в ВТО, можно осуществить за 2-3 года, в
пределах нормативных сроков освоения импортозамещающих, экспортных технологий. Унифицировать правовое поле региона с ведущими членами ВТО, США, странами ЕС, для прекращения «недобросовестной конкуренции», демпинга и восстановления паритетных экономических отношений - можно осуществить за 1,5-2 месяца. Для этого есть все необходимые ресурсы, отработаны наукоемкие импортозамещающие и экспортные технологии, подготовлены и согласованы проекты региональных законов. Нужны только оргмеры Правительств и Законодательных собраний С-Петербурга и Ленинградской области по безусловному исполнению Доктрины Президента РФ.
Ю.К. Ковальчук
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И МЕРЫ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО
ГНУ «Северо-западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства», Санкт-Петербург, [email protected]
В связи с разработкой в 1982г и успешной реализации новой Стратегии США («Мандата Рейгану»), демонтажом СЭВ, СССР, реставрацией капиталистической формации в странах ЦВЕ, на постсоветском пространстве и реализацией блока краткосрочных мер на 1992-93гг «Стратегии реформ в продовольственном и аграрном секторе экономики бывшего СССР. Программы мероприятий на переходный период», созданы условия для формирования единого мирового глобального агропродовольственного рынка. Тем самым отпала необходимость в функционировании ГАТТ и он преобразован в ВТО. Исследования, анализ мировой статистики подтверждают, что в рамках ВТо, на мировом агропродовольственном рынке нарастает жесточайшая конкуренция в условиях глобализации мировой экономики. В конкурентной борьбе победит тот, у кого уровень концентрации и темпы концентрации выше. На глобальный мировой агропродовольственный рынок пришли продовольственные транснациональные корпорации, ТНК США,ЕС, торговые сети.
Реализацией блока среднесрочных мер на 1994-98гг «Стратегии...» осуществлен переход к модели свободного рынка, открытой (незащищенной) экономики на условиях ВТО, с целью создания «благоприятного экономического
климата» для прихода «стратегических инвесторов», ТНК США,ЕС. Модельным регионом для формирования в РФ транснационального оптово-розничного рынка определен Северо-Запад РФ, Ленинградская область. Для этого осуществлено разделение единого ЛенАПК города и области на два Субъекта РФ: С-Петербург и Ленинградскую область. С-Петербург выделен в отдельный Субъект РФ для интеграции его в экономику США,ЕС. Осуществлена либерализация рынка. Оптовый и розничный рынок С-Петербурга переориентирован на реализацию импортного продовольствия, поставляемого продовольственными ТНК США,ЕС по демпинговым ценам. Пришли «сети», торгово-развлекательные комплексы.
Реализацией блока долгосрочных мер на 1999-2010гг «Стратегии...», подписываемых и реализуемых Соглашений с ведущими членами ВТО, США, странами ЕС, осуществлено формирование в регионе транснационального оптово-розничного рынка. Так как РФ уже 18 лет функционирует на условиях ВТО, подписав и реализовав свыше 15 тыс. Соглашений с членами ВТО, а с декабря 2011г получили право выхода на мировой рынок, сегодня есть только одна реальная альтернатива - как товаропроизводителям работать в ВТО, в условиях поэтапной ликвидации АПК РФ по программа США,ЕС и полученного товаропроизводителями права выхода на мировой рынок. Что делать, чтобы реализовать имеющиеся конкурентные преимущества при выходе на мировой рынок на условиях ВТО.
Учитывая принятые решения на высшем уровне, «семеркой», Хьюстон 90, об интеграции СССР в мировую экономику, реализуемые программы «переходного периода» по встраиванию России в глобальный агропродовольственный рынок на условиях ВТО, для реализации конкурентных преимуществ в рамках ВТО необходимо решить две задачи:
1. Создать высокоэффективные сельхозпредприятия, способные произвести высококонкурентную на мировых рынках продукцию.
2. Унифицировать правовое поле РФ с ведущими членами ВТО (США, странами ЕС), для обеспечения сельхозпредприятиям «добросовестной конкуренции» на национальном и мировом рынках. Обеспечить такую же поддержку государством сельхозпредприятий, как в США,ЕС.
1. Для решения задачи создания высококонкурентных на мировом рынке хозяйственных формирований и успешной интеграции РФ в ВТО реализованы следующие меры. Выполнен анализ и оценка на теоретических моделях программы «Переход к рынку» и Доклада 4-х. По заданию Совета Федерации РФ, комиссия Отделения по НЗ Россельхозакадемии оценила в 1994г Нижегородскую модель, НМ США, реализуемую экспертами МВФ в Нижегородской области, как планово-разрушительную и не рекомендовала ее к использованию в АПК РФ. Заключение комиссии доложено на Всероссийском совещании руководителей
923
АПК РФ. Растиражировано в СМИ. Правительство В.Черномырдина признало необходимость сохранения крупнотоварных предприятий, прекратило их расформирование и массированную фермеризацию. Это позволило приостановить спад производства в АПК РФ.
По заданию президиума Россельхозакадемии, под руководством акад. Н.Г.Дмитриева, как альтернатива НМ США, разработана в 1995г отечественная «Программа восстановления и развития сельского хозяйства, Ленинградская модель», ЛМ РФ. Пилотный проект ЛМ РФ восстановления и развития крупнотоварных сельхозпредприятий отрасли промышленного овощеводства реализован на базе созданного в 1993г объединения «Ленплодоовощ». Отработаны наукоемкие импортозамещающие и экспортные технологии. Получены показатели мирового уровня и лучшие в РФ по эффективности производства, продуктивности скота и угодий в 2-4 раза, превысившие показатели 90-х. По оценке фондоотдача ЛМ сельхозпредприятий превышает фондоотдачу фермерских хозяйств США в 20 раз, стран ЕС в 50 раз, Японии в 200 раз. Т.е., реально созданы вполне конкурентоспособные крупнотоварные сельхозпредприятия, способные успешно работать на национальном и мировом рынках в рамках ВТО.
2. Для решения задачи унификации правового поля РФ с правовым полем ведущих членов ВТО, США, странами ЕС, разработаны и ГосДумой РФ приняты три наших Федеральных закона: №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства»; №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли».
В законах был обобщен опыт развитых стран перехода к регулируемому рынку. Ввод норм госрегулирования перечисленными законами предусматривал обеспечить сельхозпредприятиям «добросовестную конкуренцию» на национальном и мировом рынках в рамках ВТО. Путем перехода РФ к модели регулируемого рынка, как это принято во всех развитых странах мира.
Практика развитых стран показывает, что сельское хозяйство стран ЕС, США в рамках ВТО динамично развивается. Это обеспечивается тем, что США для выхода из Великой Депрессии осуществили переход на модель регулируемого рынка. Европарламентом также приняты меры по формированию законодательными и нормативными актами правового поля регулируемого рынка, в основе которого квотирование производства продовольствия. Каждой стране ЕС, каждому сельхозпроизводителю доводятся квоты производства, импорта и экспорта продовольствия; осуществляется тарифное и нетарифное регулирование, обеспечивающее защиту национальных рынков на 70-240%. Меры госрегулирования дифференцированы для каждой страны ЕС с учетом природно-
924
климатических и исторически сложившихся организационно-экономических условий. Они обеспечили устойчивое функционирования сельхозпроизводителей.
На основании этого можно утверждать, если при вступлении РФ в ВТО, будут приняты подобные меры, как в ЕС и будет унифицировано с ними правовое поле РФ, это также обеспечит устойчивое функционирование сельхозпроизводителей и динамичное развитие сельского хозяйства РФ. Поэтому, для решения задачи обеспечения сельхозпредприятиям «добросовестной конкуренции» на национальном и мировом рынках в рамках ВТО, разработаны и переданы Правительствам и Законодательным Собраниям С-Петербурга и Ленинградской области проекты региональных законов, для ввода норм перечисленных ФЗ РФ по регулированию рынка, как это принято у ведущих членов ВТО.
Практика Китая, вступившего в 2001г в ВТО, и опыт Республики Беларусь, унифицировавшей правовое поле с ЕС и, получивших выгоды от выхода на мировой рынок, подтверждают необходимость унификации правового поля регионов РФ с ведущими членами ВТО, перехода к регулируемому рынку. Унификация правового поля региона с членами ВТО, странами ЕС, США, позволит исключить факты «недобросовестной конкуренции», демпинга, необоснованного изъятия доходов у сельхозпредприятий нарастающим диспаритетом цен при свободном ценообразовании в условия модели свободного рынка. Тем самым создаст условия для успешной реализации Доктрины Президента восстановления продовольственной безопасности,
предусматривающей обеспечить население на 80-95% качественными отечественными продуктами для преодоления демографической катастрофы.
Л.Н. Косякова, Ю.К. Ковальчук
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО РЫНКА В ВТО И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, к1Мтк@тш1. ги, кико@\181. ги
Позиционирование. Правительство РФ, в соответствии с решением (Хьюстон,90) «семерки», вступило в 1992г в МВФ и подписало с фондом «Письмо о намерениях» о переходе России к рынку, на условиях ВТО в рамках глобализации мировой экономики. Реализация программы «Переход к рынку» привела к катастрофическим экономическим и демографическим последствиям. Предусматривает, с.13: «... Каршс...новой экономической системы..., который должен быть создан в течение переходного периода... образуют принципы: