органов государственной власти или их должностных лиц». Однако ресурсы, предусмотренные бюджетом города и области на «поддержку» сельского хозяйства, не позволяют компенсировать и десятой доли нанесенного ущерба, вызванного только внутриотраслевой разбалансированностью рынка молока. Ущерб от межотраслевой и межстрановой разбалансированности рынка на порядок выше.
Это диктует при вступлении в ВТО необходимость отказа от модели нерегулируемой открытой (незащищенной) экономики на основе модели свободного рынка и действующего положения о «поддержке»
сельхозпроизводителей и перехода к модели регулируемой (защищенной) экономики на основе модели регулируемого рынка и к положению компенсации нанесенного ущерба. Как это принято во всех развитых странах мира, для обеспечения паритетных экономических отношений, и предусмотрено ФЗ РФ, №5Э-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06, Доктриной Президента восстановления продовольственной безопасности.
Ущерб огромен. Поэтому унификацию правового поля региона с ведущими членами ВТО надо сделать незамедлительно, приняв соответствующие законы города и области.
Ю.К. Ковальчук, В.Н. Пашинский
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРОДБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РФ В ВТО: НИЖЕГОРОДСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ МОДЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОГНОЗ
ГНУ «Северо-западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства», Ассоциация овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ», С-Петербург
В настоящее время в С-Петербурге и Ленинградской области реализуются две инновационные стратегии: зарубежная и отечественная, в основе которых положены следующие модели развития АПК:
1. Нижегородская модель США расформирования ЛенАПК, крупнотоварных сельхозпредприятий в средне-, мелкотоварные и натуральные хозяйственные формирования, в условиях модели свободного рынка, которые с 1990г, в рамках «курса реформ», реализуют Правительства С-Петербурга и Ленобласти;
2. Ленинградская модель восстановления и развития крупнотоварных сельхозпредприятий, которую реализует созданное в 1993г объединение специализированных овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ».
Накоплен опыт реализации инновационных стратегий, получены
статистически достоверные данные, выполнен анализ и оценка результатов реализации моделей. На этой основе разработаны предложения по реализации Доктрины Президента восстановления продовольственной безопасности и преодоления стремительно нарастающей демографической катастрофы.
Зарубежная инновационная стратегия: Нижегородская модель США. Предусматривает: «Земельная реформа и реформа предприятий включает в себя роспуск колхозов и совхозов и создание по выбору на местах частных индивидуальных или кооперативных хозяйств при полной частной собственности на землю...». Идентифицируется, как модель формирования
способа производства продуктов на основе теоретических моделей частной (единоличной) собственности, свободного рынка и мелкотоварных крестьянских фермерских хозяйств.
Отечественная инновационная стратегия: Ленинградская модель РФ.
Предусматривает: «...не только реальные коллективные крупнотоварные предприятия, их объединения, как самые эффективные в мировой практике хозяйственные формирования, а прежде всего курс на концентрацию, специализацию и кооперацию производства, основные принципы, приоритеты, концептуальные положения, реализация которых позволила решить поставленные социальноэкономические задачи... при исключительно экономном, на 1-2 порядка меньшем, чем в развитых капстранах, расходе капитальных вложений и ресурсов».
Идентифицируется, как модель формирования способа производства продуктов на основе теоретических моделей общественной (совместной) собственности, регулируемого рынка и коллективных крупнотоварных сельхозпредприятий.
Выполнены установленные методические процедуры системного анализа и оценки зарубежной и отечественной инновационных стратегий.
Результаты реализация инновационных стратегий.
Ленинградская модель, ЛМ РФ. Сегодня в Ассоциацию «Ленплодоовощ», созданную на базе 9 сельхозпредприятий, входит свыше 30 предприятий и организаций. Ассоциация динамично развивается. Произведено 90% овощей, 35% картофеля, 18% молока от областного объема. Продуктивность дойного стада увеличена в 2 раза и достигла 6798 кг на корову. Урожайность овощей увеличена в 4 раза, со154 ц/га в 1993г до 401, 417, 474, 526, 538, 444,601 ц/га за 2005-2011гг, картофеля - до 185, 211, 228, 240, 232, 230,239 ц/га. Превышены в 2-4 раза показатели 1990-93гг. Получены показатели лучшие в РФ по продуктивности скота и угодий, эффективности производства. Практика ассоциации подтвердила эффективность отечественной программы, ЛМ РФ.
Нижегородская модель США. Сегодня можно констатировать: Правительства С-Петербурга и Ленобласти скрупулезно исполнили все положения
918
программ США «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в России», Нижегородской модели, «Переход к рынку», в рамках международного договора с МВФ и подписанных Соглашений с ведущими членами ВТО. В результате их реализации сформированы две негативные проблемы:
1. Резкое сокращение производства продуктов отечественными сельхозпроизводителями, поэтапное обанкрочивание и ликвидация сельхозпредприятий, в результате ставки Правительства С-Петербурга на импорт продуктов, что «Запад нас накормит», «недобросовестной конкуренции», демпинга.
2. Стремительно нарастающая демографическая катастрофа, в результате потребления импортных продуктов, категории для развивающихся стран, в большей части некачественных, опасных для здоровья, вызвавших резкий рост болезней и смертности, снижение рождаемости.
Две трети сельхозпредприятий Ленобласти стали неплатежеспособны, прекратили товарное производство и ликвидируется. Почти половина пашни заброшена, превращается в целину, зарастает лесом. Численность работающих в АПК Ленобласти сократилась с 185 до 25 тыс. чел. и продолжает сокращаться.
Потери в С-Петербурге на порядок больше. Демографическая катастрофа стремительно нарастает. Людские потери уже вдвое превысили блокадные потери в войну 1941-45г.г.
Прогноз. Их два: пессимистический и оптимистический.
Пессимистический. По программам США, ЕС, реализуемых в рамках договора с МВФ и подписанных за 18 лет Соглашений с членами ВТО, численность работников с.х. города и области сокращена со 185 до 25 тыс.чел., производство и потребление продуктов сокращено вдвое. Продолжение реализации зарубежной инновационной Стратегии по программам США, ЕС и подписанных Соглашений с членами ВТО может привести в ближайшие 2-3 года к завершению ликвидации сельхозпредприятий Ленобласти с катастрофическими демографическими последствиями. Вероятность реализации 95%.
Оптимистический. По оценке экспертов восстановление отечественного производства продуктов, выход на параметры Доктрины и преодоление демографической катастрофы, при вступлении РФ в ВТО, можно осуществить за 2-3 года, в пределах нормативных сроков освоения импортозамещающих технологий. Для этого есть все необходимые ресурсы, ассоциацией «Ленплодоовощ» реализован 1-й этап «Программы восстановления и развития сельского хозяйства, Ленинградская модель» с показателями мирового уровня, отработаны наукоемкие импортозамещающие и экспортные технологии, подготовлены и согласованы проекты региональных законов для унификации правового поля региона с ведущими членами ВТО, странами ЕС,США. Нужны
919
только оргмеры Правительств и Законодательных Собраний города и области. Вероятность реализации 5%. Но это небезнадежно.
При вступлении РФ в ВТО унификацию правового поля региона с США, ЕС необходимо сделать незамедлительно.
Пашинский В.Н., Ковальчук Ю.К.
МЕРЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ДОКТРИНЫ ПРЕЗИДЕНТА, И ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО
Ассоциация овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ», Петровская академия наук и искусств, С-Петербург
Сельхозпроизводителями, профсоюзами, наукой разработаны Предложения для исполнения Указа Президента РФ от 30.01.2010 года №120, «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности РФ», предусматривающей обеспечить население на 80-95% отечественными качественными продуктами при вступлении РФ в ВТО. Предложения рассмотрены и одобрены 20.04.2010г Пленумом Обкома профсоюза работников АПК. Для достижения параметров, установленных Доктриной по восстановлению производства продуктов в отечественных сельхозпредприятиях, прекративших их производство из-за ставки Правительства С-Петербурга на импорт продовольствия, и преодоления вызванной этим демографической катастрофы (приложение 1), необходимо выполнить условия:
1. Правительство С-Петербурга обязано дать заказ (довести квоты) сельхозпредприятиям Ленобласти на производство продовольствия, так как это предусмотрено ФЗ РФ (№53-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06 - для унификации правового поля региона со странами ЕС) и принято в странах ЕС, США и в ВТО. Это исключит «недобросовестную конкуренцию», демпинг.
2. Категорически запретить застройку земель сельскохозяйственного назначения, земель аграрной науки промышленными предприятиями, жильем. Использовать пашню только для производства продовольствия. Как это предусмотрено Доктриной Президента. Для восстановления продовольственной безопасности и преодоления демографической катастрофы.
В АПК города и области накоплен положительный опыт реализации пилотного проекта восстановления и развития сельхозпредприятий отрасли промышленного овощеводства, созданной в 1993г на базе 9 хозяйств ассоциацией «Ленплодоовощ». Сегодня в ассоциацию «Ленплодоовощ» входят около 30 предприятий и организаций. Получены показатели мирового уровня и лучшие в России по продуктивности скота и угодий, эффективности производства,