Научная статья на тему 'Результаты оценки моделей глобальной экономики при вступлении РФ в ВТО: межстрановой разбалансированности рынка'

Результаты оценки моделей глобальной экономики при вступлении РФ в ВТО: межстрановой разбалансированности рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты оценки моделей глобальной экономики при вступлении РФ в ВТО: межстрановой разбалансированности рынка»

Берсенева Н.С., КовальчукЮ.К.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ МОДЕЛЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РФ В ВТО: МЕЖСТРАНОВОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин,

Ьег8епеуапМ@тай. ги , к.ико@Ш1. ги

Оптимизация параметров предприятий, отраслей, социально-экономических систем АПК, условий их функционирования, с целью рационального использования ресурсов - традиционная организационно-экономическая, инженерно-технологическая задача, решение которой обеспечила высокие темпы прогресса. Учитывая принятые решения в 80-х годах на высшем уровне об интеграции СССР в мировую экономику, в 1992г РФ вступила в МВФ, взяв обязательства внедрять программы «переходного периода» для вступления в ВТО. Их реализация стала причиной огромного экономического ущерба и людских потерь. Это диктует необходимость их анализа и оценки, разработки

отечественных моделей глобальной экономики в рамках ВТО.

Доклад 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР): «Экономика СССР. Выводы и рекомендации», утвержденный «семеркой» (Хьюстон, 90), как Стратегия США «перехода к рынку» СССР. Предусматривает, с.60: «Земельная реформа и реформа предприятий включает в себя роспуск колхозов и совхозов и создание по выбору на местах частных индивидуальных или кооперативных хозяйств при полной частной собственности на землю ...Преобразования в с.х. секторе должны прежде всего коснуться важнейших вопросов либерализации цен... Общая стратегия перехода к рынку должна также включать: прекращение

сельскохозяйственных госзаказов; свертывание прямого участия государства в прямом представлении сельскохозяйственных ресурсов; приватизацию переработки, оптовой и розничной торговли продуктами... ».

Для его реализации разработаны программы: «Переход к рынку»

(Концепция и Программа, ч.1, 224с; Законопроекты, ч.2, 400с), Гарвардский

проект; «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в России», Нижегородская модель США (НМ США). Пилотный проект НМ США реализован экспертами МВФ в 1992г в Нижегородской области.

Идентифицируются как: Нижегородская модель США способа производства продуктов на основе теоретических моделей частной собственности, мелкотоварных крестьянских фермерских хозяйств и свободного рынка.

Негативные результаты от реализации НМ США и оценка ее комиссией ОНЗ

Россельхозакадемии как планово-разрушительной потребовали разработки отечественной Стратегии инновационного проектирования АПК. Под руководством акад. Н.Г.Дмитриева разработана «Программа восстановления и развития сельского хозяйства, Ленинградская модель», ЛМ РФ.

Предусматривает, с.16: «...не только реальные коллективные крупнотоварные предприятия, их объединения, как самые эффективные в мировой практике хозяйственные формирования, а прежде всего курс на концентрацию, специализацию и кооперацию производства, основные принципы, приоритеты, концептуальные положения, реализация которых позволила решить поставленные социально-экономические задачи... при исключительно экономном, на 1-2 порядка меньшем, чем в развитых капстранах, расходе капитальных вложений и ресурсов».

Идентифицируется как: Ленинградская модель РФ способа производства продуктов на основе теоретических моделей совместной (общественной) собственности, коллективных крупнотоварных сельхозпредприятий и регулируемого рынка.

Пилотный проект реализован на основе созданного в 1993г базе 9 овощемолочных сельхозпредприятий ассоциации «Ленплодоовощ», получены показатели мирового уровня и лучшие в России. Для унификации правового поля РФ при вступлении в ВТО с его ведущими членами, ГосДума РФ приняла 3 наших Федеральных закона: №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства»; №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли», в которых был обобщен опыт развитых стран перехода на модель регулируемого рынка.

Федеральным законом №53-ФЗ п.2,ст.6 предусмотрено: «Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ... определяет квоты для товаропроизводителей на закупку с.х.продукции... на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением... по гарантированным ценам». Это ключевое положение, которое применяется всеми развитыми странами для обеспечения устойчивого функционирования товаропроизводителей.

Но Губернаторы категорически отказываются вводить квоты, как это принято во всех развитых странах мира. Вместо перечисленных норм ФЗ, по требованию МВФ введен порядок закупок продовольствия на основе тендеров (конкурсов). Он создает преференции для товаропроизводителей США, ЕС, которые щедро субсидируют из бюджета демпинговые цены.

Уровень поддержки на 1 руб. товарной продукции у ведущих членов ВТО составляет: в США 16 коп., ЕС 32, Норвегии 68 коп. В России - 6 коп. или на порядок ниже, отечественные сельхозпредприятия вытеснены с национального агропродовольственного рынка. Это оценивается как «недобросовестная конкуренция», демпинг. Межгосударственная разбалансированность рынка стремительно нарастает в связи с подписанными МЭР Соглашениями по сокращению поддержки в РФ. Официальная статистика подтверждает, что импорт продовольствия нарастает, с $6 до $36,4 млрд. в 2010г. Эти огромные деньги сегодня получают зарубежные фермеры. Из-за ставки Правительства РФ, С-Петербурга на импорт их перестали получать отечественные сельхозпроизводители. Последствия неисполнения ФЗ РФ №53-ФЗ катастрофические. Цена демпинга США, ЕС - полностью ликвидированы в Ленобласти отрасли промышленного свиноводства, выращивания и откорма КРС. Наполовину - молочное производство, промышленное овощеводство, картофелеводство. Прямой ущерб сельхозпредприятиям только от спада производства превысил $10 млрд. Демпинг в мировой практике и ФЗ РФ запрещен и уголовно наказуем. Но антидемпинговых мер не принято. Село Ленобласти превращено в зону социально-экономического бедствия. По темпам депопуляции (вымирания) Ленобласть входит в десятку самых неблагополучных регионов РФ, 8-е место.

Указом Президента РФ от 30.01.2010 года №120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности РФ» предусмотрено обеспечить население на 8095% отечественными качественными продуктами. Положительный опыт ассоциации «Ленплодоовощ» по реализации пилотного проекта восстановления и развития сельхозпредприятий отрасли промышленного овощеводства, позволяет обоснованно приступить к восстановлению всех сельхозпредприятий Ленобласти. Путем перехода к модели регулируемой (защищенной) экономики на основе модели регулируемого рынка, как это сделано

913

в развитых странах мира и предусмотрено ФЗ РФ: №53-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06. При вступления РФ в ВТО унификацию правового поля региона с США, ЕС необходимо сделать незамедлительно, это можно сделать за 1,5 -2 месяца.

Воуба Е. С., Косякова Л.Н, Ковальчук Ю.К.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА АССОЦИАЦИИ

«ЛЕНПЛОДООВОЩ»

ГНУ «Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства», Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин,

kliudnik@mail. т, kuko@list.ru

Оптимизация параметров предприятий, отраслей, социально-экономических систем АПК, условий их функционирования, с целью рационального использования ресурсов - традиционная организационно-экономическая, практическое решение которой обеспечивало высокие темпы прогресса. С 80-х годов в этой тривиальной оптимизационной задаче появилось новое направление - «курс реформ» международных экспертов, «переход России к рынку» в рамках глобализации мировой экономики на условиях ВТО. Для его реализации в 1992г РФ вступила в МВФ и Правительство РФ подписало с фондом «Письмо о намерениях», взяв на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда. Их реализация стала причиной негативных процессов в экономике России. Это диктует необходимость их системного анализа, оценки, разработки моделей глобальной экономики при вступлении РФ в ВТО.

Программа «Переход к рынку» (Гарвардский проект), предусматривает, с.13: «Переход от командной (регулируемой - Ю.К.) к рыночной (нерегулируемой-Ю.К.) экономике... Каркас.новой экономической системы .который должен быть создан в течение переходного периода... образуют принципы: максимальная свобода.предпринимателя; все органы государственной власти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности; свободное ценообразование; конкуренция; открытость экономики... мирохозяйственным связям; признание доходов от собственности законной категорией доходов; распространение рыночных отношений.на здравоохранение, образование, науку, культуру.; социальная защищенность как представление всем гражданам разных возможностей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.