в развитых странах мира и предусмотрено ФЗ РФ: №5Э-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06. При вступления РФ в ВТО унификацию правового поля региона с США, ЕС необходимо сделать незамедлительно, это можно сделать за 1,5 -2 месяца.
Воуба Е. С., Косякова Л.Н, Ковальчук Ю.К.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА АССОЦИАЦИИ
«ЛЕНПЛОДООВОЩ»
ГНУ «Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства», Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин,
Ытётк@таИ ги, [email protected]
Оптимизация параметров предприятий, отраслей, социально-экономических систем АПК, условий их функционирования, с целью рационального использования ресурсов - традиционная организационно-экономическая, практическое решение которой обеспечивало высокие темпы прогресса. С 80-х годов в этой тривиальной оптимизационной задаче появилось новое направление - «курс реформ» международных экспертов, «переход России к рынку» в рамках глобализации мировой экономики на условиях ВТО. Для его реализации в 1992г РФ вступила в МВФ и Правительство РФ подписало с фондом «Письмо о намерениях», взяв на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда. Их реализация стала причиной негативных процессов в экономике России. Это диктует необходимость их системного анализа, оценки, разработки моделей глобальной экономики при вступлении РФ в ВТО.
Программа «Переход к рынку» (Гарвардский проект), предусматривает, с.13: «Переход от командной (регулируемой - Ю.К.) к рыночной (нерегулируемой-Ю.К.) экономике... Каркас... новой экономической системы ...который должен быть создан в течение переходного периода... образуют принципы: максимальная свобода.предпринимателя; все органы государственной власти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности; свободное ценообразование; конкуренция; открытость экономики... мирохозяйственным связям; признание доходов от собственности законной категорией доходов; распространение рыночных отношений.на здравоохранение, образование, науку, культуру.; социальная защищенность как представление всем гражданам разных возможностей».
Системный анализ и оценка программы показал, что «новая экономическая система», внедряемая МВФ в РФ, теоретически идентифицируется как хорошо известная модель нерегулируемой открытой (незащищенной) экономики на основе модели свободного рынка, которая привела все развитые страны к Великой Депрессии. Вынудила их отказаться от ее применения и перейти на российскую модель регулируемого рынка. Поэтому, внедрение МВФ в РФ модели свободного рынка следует рассматривать как акт «недобросовестной конкуренции», который привел к кризису, депрессии. Если США потеряли в Великую Депрессию треть ВВП, то РФ - более половины. Официальная статистика подтверждает, что переход РФ к свободному рынку привел к внутриотраслевой, межотраслевой, межстрановой разбалансированности агропродовольственного рынка, нарушению паритетных экономических отношений, массовому банкротству и ликвидации сельхозпредприятий. Резкому ухудшению демографии.
С целью устранения разбалансированности рынка и унификации правового поля РФ с членами ВТО, ГосДума РФ приняла Федеральные законы №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства», №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли», в которых был обобщен опыт ведущих членов ВТО перехода к регулируемому рынку.
Так, ФЗ РФ №53-ФЗ предусматривает, п.3,ст.6: «В целях защиты
потребителя (покупателя) Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукцией, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в Федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Правом соответствующего регулирования цен на .продовольствие, поступающего в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов РФ». Это одно из ключевых положений, исполнение которого позволяет обеспечить паритетные внутриотраслевые цены. Суть его: при производстве молока, в технологической цепочке «поле-магазин» затраты труда и ресурсов составляют у сельхозпроизводителей 70% от общих затрат, у переработчиков (молококомбинатов) - 22%, в торговле - 8%. Технологическая цепочка в молочной отрасли будет нормально функционировать, если в такой же пропорции: 70, 22, 8%, пропорционально фактическим затратам, будет распределяться и доход от реализации молока.
Суть нарушения изложена в письмах Генерального директора ассоциации овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ» В.Н.П ашинского к
915
Губернатору В.И.Матвиенко. Что «...в условиях регулируемого рынка сельхозпроизводители получали от суммы реализованной продукции 75-80% выручки, а 20-25% получало оптово-розничное звено, то сейчас, в условиях нерегулируемого рынка сельхозпроизводитель получает 20-25% от суммы выручки». И потребовал, чтобы Правительство С-Петербурга обеспечило безусловное исполнение ФЗ РФ. Приняв соответствующий закон города для ввода норм ФЗ РФ в регионе.
Однако за прошедшие 18 лет ввести в регионе перечисленные нормы ФЗ РФ не удалось, т.к. по-прежнему по рекомендациям МВФ реализуется свободный рынок. Реальная ценовая ситуация на агропродовольственном рынке молока С-Петербурга и Ленобласти приведена на рис. 1.
2006 2007 2008 2009 2010
Годы
передняя цена реализации, руб ./кг пРозничная цена потребителя фактическая БЗНормативная закупочная цена при СР (06*0,7)
Фактическая закупочная цена у сельхозпроизводителей занижена молокомбинатами и не обеспечивает даже минимальной, нормативной рентабельности, предусмотренной законом. Недоплата достигает от 4 до 10 руб. на каждый литр молока. Ущерб сельхозпредприятиям «Ленплодоовощ», в результате неисполнения «органами исполнительной власти субъектов РФ» ФЗ РФ, оценивается от 0,4 до 1,2 млрд. руб., сельхозпредприятиям города и области -от 2 до 6 млрд. руб.
В результате незаконного повышения цен торговыми организациями, у населения незаконно изымается ими от 6 до 16 рублей с каждого приобретенного литра молока. Ущерб потребителям, от незаконного повышения розничных цен при реализации торговлей только молока предприятий Ассоциации «Ленплодоовощ» оценивается от 0,5 до 2 млрд. рублей, сельхозпредприятий города и области - от 3 до 10 млрд. руб.
По Конституции РФ, ст.53: «Каждый имеет право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)
органов государственной власти или их должностных лиц». Однако ресурсы, предусмотренные бюджетом города и области на «поддержку» сельского хозяйства, не позволяют компенсировать и десятой доли нанесенного ущерба, вызванного только внутриотраслевой разбалансированностью рынка молока. Ущерб от межотраслевой и межстрановой разбалансированности рынка на порядок выше.
Это диктует при вступлении в ВТО необходимость отказа от модели нерегулируемой открытой (незащищенной) экономики на основе модели свободного рынка и действующего положения о «поддержке»
сельхозпроизводителей и перехода к модели регулируемой (защищенной) экономики на основе модели регулируемого рынка и к положению компенсации нанесенного ущерба. Как это принято во всех развитых странах мира, для обеспечения паритетных экономических отношений, и предусмотрено ФЗ РФ, №5Э-ФЗ от 02.12.94, №264-ФЗ от 29.12.06, Доктриной Президента восстановления продовольственной безопасности.
Ущерб огромен. Поэтому унификацию правового поля региона с ведущими членами ВТО надо сделать незамедлительно, приняв соответствующие законы города и области.
Ю.К. Ковальчук, В.Н. Пашинский
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРОДБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РФ В ВТО: НИЖЕГОРОДСКАЯ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ МОДЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОГНОЗ
ГНУ «Северо-западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства», Ассоциация овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ», С-Петербург
В настоящее время в С-Петербурге и Ленинградской области реализуются две инновационные стратегии: зарубежная и отечественная, в основе которых положены следующие модели развития АПК:
1. Нижегородская модель США расформирования ЛенАПК, крупнотоварных сельхозпредприятий в средне-, мелкотоварные и натуральные хозяйственные формирования, в условиях модели свободного рынка, которые с 1990г, в рамках «курса реформ», реализуют Правительства С-Петербурга и Ленобласти;
2. Ленинградская модель восстановления и развития крупнотоварных сельхозпредприятий, которую реализует созданное в 1993г объединение специализированных овощемолочных сельхозпредприятий «Ленплодоовощ».
Накоплен опыт реализации инновационных стратегий, получены