7. Slovar'-spravochnikpo pedagogike. Sostavitel' V.A. Mizherikov; pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Tvorcheskij centr, 2004.
8. Pirogov N.I. Sobranie sochinenij: v 8 tomah. Moskva, 1962; T. 8: 93.
9. Goncharov,H.K. Pedagogicheskaya sistema K.D. Ushinskogo. Moskva: Pedagogika, 1974.
10. Lesgaft P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Sostavitel' I.N. Resheten'. Moskva: Pedagogika, 1988.
11. Kapterev P.F. Istoriya russkojpedagogiki. Sankt-Peterburg, 1911.
12. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike (mezhdisciplinarnyj). Moskva: «Mart», 2005.
13. Barkova H.H. Realizaciya idej reformatorskoj pedagogiki v deyatel'nosti S.T. Shackogo. Pedagogika. 2000; 7.
14. Shackij S.T. Pedagogicheskie sochineniya: v 4-h t. Moskva, 1962 - 1965.
15. Savickij P.N. Evrazijstvo. Evrazijskij vremennik. Kniga chetvertaya. Berlin: Evrazijskoe knigoizdatel'stvo, 1925.
16. Mertens E.S. Razvitie kul'turno-obrazovatel'nojsredy Smolenskojgubernii vo vtorojpolovine HIH - nachale HH vv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2006.
Статья поступила в редакцию 29.05.15
УДК 373.1
Kostarev A.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Physical Education, Bashkir State
Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Sonmez Fahri, postgraduate, Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
RESULTS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EXPERIMENTAL STUDIES ON THE DEVELOPING THE COMPETENCE OF GROUP CONTROLLING TEACHERS AT SECONDARY SCHOOLS. In the research the problem of formation of professional and pedagogical competence of group-controlling teachers at secondary schools is considered, and the results of experimental studies according to the researched topic are presented. The purpose of the study is to form professional and pedagogical competence in teachers to make their educational work more successful. In order to achieve the goals and objectives of research following methods were used: pedagogical observation; individual interviews; questionnaire; pedagogical experiment. The competence model of the class teachers has been developed. To test the developed model, we carried out the initial, intermediate and final sections of the experimental and control groups. The results revealed that the class teachers of the experimental group are superior to subjects in the control group at the level of formation of professional pedagogical competence.
Key words: competence, professional and educational competencies, secondary schools, class teachers.
А.Ю. Костарев, д-р пед. наук, доц., декан ФФК Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы,
г. Уфа, E-mail: [email protected]
С. Фахри, аспирант Башкирского гос. педагогического университета, г. Уфа, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается проблема формирования профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы, представлены итоги опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме. Цель исследования - сформировать у классных руководителей профессионально-педагогические компетенции, обеспечивающие успешную воспитательную работу. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы; анкетирование; педагогический эксперимент. Была разработана компетент-ностная модель классных руководителей. Для апробации разработанной модели проводились начальные, промежуточные и конечные срезы с экспериментальной и контрольной группами. В результате выявилось, что классные руководители экспериментальной группы превосходят испытуемых контрольной группы по уровню сформированности профессионально-педагогической компетентности.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-педагогические компетенции, общеобразовательная школа, классные руководители.
Введение
В развитии мышления, творчества учеников, в формировании их сознания в соответствии с правилами общества, обучение становится очень важным этапом во время получения среднего образования. Обучение - создание необходимых (положительных) изменений в поведении участника образовательного процесса. Компетентный классный руководитель предоставляет возможность ученикам, изменять поведение в соответствии с их жизненным опытом.
Анализ научной педагогической литературы и практики воспитательной работы классного руководителя, результатов проведенного нами констатирующего эксперимента показал, что классные руководители имеют определенные трудности в воспитательной деятельности. Причиной этого является недостаточная профессионально-педагогической компетентность.
Имеет место противоречие между растущей потребностью воспитания классных руководителей на основе компетентност-ного подхода и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешность воспитательной работы классного руководителя в общеобразовательной школе?
Целью исследования является формирование у классных руководителей профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешную воспитательную работу в общеобразовательной школе.
Сегодня увеличились детский алкоголизм, наркомания среди подростков, проявление жесткого обращения друг с другом в подростковой среде и т.д. У учеников с таким проблемами наблюдаются отставание от уроков, беспричинный пропуск занятий или прекращение обучения.
Возникает вопрос о том, что какие качества необходимо привить ребенку, чтобы он вырос высоконравственным, достойным человеком? Может ли компетентностный классный руководитель помочь в этом? На наш взгляд для решения этих и подобных проблем необходимо пересмотреть и определить новые модели профессионально-педагогических компетенций классных руководителей.
Классные руководители являются маршрутизаторами образовательного процесса и играют основную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому «изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Никакие современные технологии не помогут учителю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам не готов к ней. Педагог, являющийся ключевой фигурой в образо-
вании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию» [1].
Как отмечает А.В. Хуторской, компетенция - это отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание специалистом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].
A.М. Новиков выделяет три вида профессиональной компетентности и полагает, что эти компетенции необходимы каждому специалисту. Это качества личности, качества мышления и коммуникативные качества [3].
И.А. Зимняя под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях [4].
B.И. Кудзоева профессиональную компетентность выясняет следующим образом: состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, уметь выполнять поставленные цели и задачи [1].
В.Е. Кульчицкий определяет профессиональную компетентность преподавателя как комплекс личностно-социально-дея-тельностных проекций компетенций, обеспечивающих высокий уровень эффективного педагогического процесса, заключающегося в объектно-субъектной самореализации [5].
В Шотландии Совет учителей перечислил следующие компетентности учителя: владение информацией и осознание профессии; наличие умений и навыков, связанных с профессией; личностные качества и обеспечение личного вклада [б].
В Великобритании основными стандартами и компетенциями профессии учителя являются: профессиональные ценности и практика; учат на личном примере; оценивая свое преподавание, развивают его; знания и понимание; обучение учеников зависит от физических, культурных, социальных и интеллектуальных качеств учителя; эффективная организация и управление временем обучения и преподавания [6].
Турецкий ученый А.К. Гечер отмечает о том, что те уроки, где учителя проявляют интерес к ученикам, наиболее любимы и плодотворны. Тем более что ученики целенаправленно выбирают профессию учителя и продолжают развиваться в этом направлении. Или же совсем, наоборот, из-за отношения учителей на уроках отсутствует работа и пропадает желание посещать школу [7].
В исследовании другого турецкого ученого H. Celikkaya отмечается, что у учителя обязательной должна быть любовь к ученикам, так как профессия учителя связана с развитием че-
ловека. Если так можно назвать педагогическая любовь. В профессии учителя - главное не деньги, а самопожертвование ради человечества [8].
Анализ литературы и исследований, посвящённых компетентности, позволяет определить следующие понятия.
Компетенция - это характеристика личности, к которой относятся знания, умения, навыки, мотивационные установки, способы, ценности, интересы и взгляды, которые порождают готовность специалиста к осуществлению необходимой деятельности. Эффективно используя названные качества педагог достигает успеха.
Компетентность - это совокупность сформированных компетенций (знания, умения, навыки, способы, качества, свойства личности) специалиста в определенной области деятельности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, понятие компетентности для классного руководителя общеобразовательной школы представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, а также активности, включенности, ответственности, многосторонности, си-туативности, проницательности, целеустремленности и волевых качеств. Классный руководитель должен чувствовать, замечать и воспринимать обстановку и уметь действовать нужным способом в зависимости от ситуации и условий. Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.
Методы опытно экспериментального исследования
Для достижения цели использовались следующие методы: теоретического анализа научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы; метод экспертных оценок; анкетирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки и статистики.
Исходя из выбранных методов, решался ряд взаимосвязанных задач: для формирования представления о компетенциях, которыми должны владеть классные руководители, выявлены проблемы учащихся; разработана компетентностная модель классных руководителей общеобразовательной школы (таблица 1); определены критерии уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей; определены профессионально-педагогические компетенции классных руководителей; разработан спецкурс «Профессионально-педагогическая компетентность классных руководителей общеобразовательной школы» (таблица 2); сформированы у классных руководителей экспериментальной группы профессионально-педагогические компетенции по спецкурсу; экспериментально проверена эффективность разработанной модели формирования профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы.
Таблица 1
Модель профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы
Таблица 2
Тематический план спецкурса «Профессионально-педагогическая компетентность классных руководителей»
Модуль 1. Самообучение; постоянное пополнение багажа знаний
№ Темы Количество сеансов
1 Сущность, структура и содержательные характеристики профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы 2
2 Психолого-педагогические условия воспитательной деятельности классного руководителя на основе компетентностного подхода 2
3 Компетентность классного руководителя как фактор повышения нравственного воспитания 2
Модуль II. Быть примером во всём; живая практика
4 Социальная компетентность классных руководителей 2
5 Коммуникативная компетентность классных руководителей 2
6 7 Профессионально значимые личностные качества классного руководителя (личностная компетентность) Организация внеурочных мероприятий 2 2
Модуль III. Преподавание, обучение
8 Психолого-диагностическая компетентность 2
9 Компетентность в области учительской деятельности 2
10 Компетентность в области управления классом 2
11 Компетентность в области ведения воспитательной работы 2
Всего 22
Результаты опытно-экспериментальной работы
Педагогический эксперимент проводился в период с 2007 по 2015 годы. Всего в педагогическом эксперименте было задействовано 64 родителя, 148 школьников и 82 классных руководителя общеобразовательных школ Турецкой Республики. Непосредственными участниками эксперимента стали 26 классных руководителей учебного заведения среднего (полного) общего образования им. Черкезкёй Анадолу И.Х. Лисеси города Черкез-кёй.
С целью исследования уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности был прове-
ден начальный срез по трем критериям: самообучение; быть примером во всём - живая практика; преподавание (таблица 3).
Данная таблица позволяет сделать вывод, что эмпирические данные свидетельствуют об отсутствии значительных расхождений между результатами экспериментальной и контрольной группами классных руководителей.
Как видно из таблицы 4, высокую среднюю арифметическую оценку получили только 1 классный руководитель. Остальные испытуемые классные руководители получили низкую и среднюю оценку.
Таблица 3
Результаты начального среза уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей экспериментальной и контрольной групп (%)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Количество % Количество %
испытуемых испытуемых
Высокий 1 7,69 2 15,38
Средний 7 53,84 6 46,15
Низкий 5 38,46 5 38,46
Таблица 4
Общая сумма и средние арифметические значения результатов начального среза экспериментальной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям см О) ю 3 о см 4 ю 5 о 5 9 о со 00 00 3 см 1307
Средние арифметические значения по трем критериям 2,01 1,93 о. 1,77 1,24 2,65 00 1,39 1,87 1,43 1,22 2,03 2,12 22,48 1,72
Уровни Средний Средний Низкий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Средний Низкий Низкий Средний Средний Сум. Ср арифм
Таблица 5
Общая сумма и средние арифметические значения результатов начального среза контрольной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям О) - О) о о (О 3 СМ ю 5 со 00 2 см см ю - 1352
Средние арифметические значения по трем критериям 1,36 55 1,87 1,79 1,15 2,12 1,29 2,50 1,43 2,10 1,24 2,60 55 23,27 1,79
Уровни s ^ го S X I ч ш а. О I ч ш . о I ч ш . о s ^ го S X I ч ш . о I ч ш . о о о .0 m s ^ го S X I ч ш . о s ^ го S X о о .0 m i ч ш . О Сум. Ср арифм
Как видно из таблицы 5, высокую среднюю арифметическую оценку получили только 2 классных руководителя. Остальные испытуемые классные руководители получили низкую и среднюю оценку.
Данные процентные показатели подтвердили эффективность разработанного и примененного на практике спецкурса.
В экспериментальной группе 15,38% испытуемых достигли высокого уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности (в начальном срезе 7,69%), средний уровень у 69,23% испытуемых (в начальном срезе 53,84), низкий уровень у 15,38% испытуемых (в начальном срезе 38,46%).
Таблица 6
Результаты промежуточного среза уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных
руководителей экспериментальной и контрольной групп (%)
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Количество испытуемых % Количество испытуемых %
Высокий 2 15,38 3 23,07
Средний 9 69,23 6 46,15
Низкий 2 15,38 4 30,76
Таблица 7
Общая сумма и средние арифметические значения результатов промежуточного среза экспериментальной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям 7 со 00 8 см - 9 ю 4 см 00 8 см 8 о 5 5 со 7 1591
Средние арифметические значения по трем критериям 2,36 2,25 1,44 2,20 О)1 2,74 2,13 2,03 2,20 1,86 1,39 2,32 2,53 27,36 2,10
Уровни Средний Средний Низкий Средний Средний Высокий Средний Средний Средний Средний Низкий Средний Высокий Сум. Ср арифм
Таблица 8
Общая сумма и средние арифметические значения результатов промежуточного среза контрольной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям ю О) см со 9 о 00 00 со 00 8 ю 00 9 со 3 ю 1430
Средние арифметические значения 3 (О 3 О) 4 О) 7 00 4 со 3 о 3 5 ю 6 6 ю 5 гч 3 (О 6 О) 8 ю_ 9 00
по трем критериям 1 1 1 1 1 2, 1 2, 1 2, 1 2, 1 2 1
й й й й й й й й й й й й й
Уровни ни ч е р С ни ч е р С ни ч е р С ни ч е р С и го и X ни ч е р С и го и X о о ы m и го и X о о ы m и го и X о о ы m ни ч е р С Сум. Ср арифм
Проведение конечного среза являлось итоговым этапом по выявлению уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы. Результаты представлены в таблицах.
Результаты (таблица 9) свидетельствуют о качественном и количественном изменении уровней сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей в экспериментальной группе. В экспериментальной группе
69,23% классных руководителей обладают высоким уровнем, 23,07% - средним и 7,69% классных руководителей обладают низким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности. В контрольной группе 30,76% классных руководителей обладают высоким уровнем, 38,46% - средним и 30,76% классных руководителей обладают низким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности.
Таблица 9
Результаты конечного среза уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей экспериментальной и контрольной групп (%)
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Количество испытуемых % Количество испытуемых %
Высокий 9 69,23 4 30,76
Средний 3 23,07 5 38,46
Низкий 1 7,69 4 30,76
Таблица 10
Общая сумма и средние арифметические значения результатов конечного среза экспериментальной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям 5 ю 8 ю 3 (О 0 со 0 9 3 ю 9 ю 0 см (О 5 ю 6 (О 1868
Средние арифметические значения по трем критериям 2,67 2,72 1,96 2,81 2,24 2,93 2,56 2,63 2,74 2,06 55 2,67 2,86 32,16 2,47
Уровни о о ы m о о ы m I ч е а. О о о ы m I ч е . о о о ы m о о ы m о о ы m о о ы m I ч е . о и го и X о о ы m о о ы m Сум. Ср арифм
Таблица 11
Общая сумма и средние арифметические значения результатов конечного среза контрольной группы
Общие результаты Испытуемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма по трем критериям 6 о 5 0 см 00 О) 0 см 00 0 (О со 00 8 ю о 00 9 ю 0 см 1529
Средние арифметические значения 2 00 ю. 6 о 3 о 6 со 6 о 4 со 5 8 2 7 со 4 6 о 9 2 о
по трем критериям 1, гч 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, (D 2 2,
Уровни I ч е р С о о ы m I ч е р С I ч е р С и го и X I ч е р С и го и X о о ы m и го и X о о ы m и го и X о о ы m i ч е р С Сум. Ср арифм
Таблица 12
Общие результаты средних арифметических значений методик изучения уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей
Срез Первый критерий (самообучение) Второй критерий (быть примером во всём - живая практика) Третий критерий (преподавание)
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Начальный 1,31 1,87 2,05 2,06 1,47 1,48
Промежуточный 2,03 1,94 2,29 2,13 1,96 1,63
Конечный 2,50 2,08 2,59 2,26 2,34 1,76
Классные руководители экспериментальной группы (таблица 12) превосходят испытуемых контрольной группы по трём критериям. Наблюдаются существенные различия между экспериментальной и контрольной группами от начального среза до конечного.
Выводы
Анализ научной литературы, проведённые педагогические наблюдения и индивидуальные беседы помогли выявить проблемы, имеющиеся у современных учащихся, и сформировать представления о компетенциях, которыми должны владеть классные руководители, что позволило разработать компетентностную модель классных руководителей общеобразовательной школы.
Была экспериментально проверена эффективность разработанной модели формирования профессионально-педа-
Библиографический список
гогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы. В результате выявилось, что классные руководители экспериментальной группы превосходят испытуемых контрольной группы по уровню сформированности профессионально-педагогической компетентности, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Сравнительный анализ данных начального, промежуточного и конечного срезов по выявлению уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей позволил сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы и положительных результатах опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы.
1. Кудзоева В.И. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. 2006.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. Народное образование. 2003; 2.
3. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1998.
4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Педагогика. 2001; 10.
5. Кульчицкий В.Е. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.
6. Arslanba§ D. 6zel Dershanelerde Qali§an Ogretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Ozel Ugur Dershanesi'nde Ornek Uygulama. Yuksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.
7. Ge9er, A.K. Ogretmen Yakinliginin Ogrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Gudulenme Duzeyleri Ozerindeki Etkisi. Ankara Oniversitesi Egitim Bilimleri Enstitusu. Doktora Tezi, 2002.
8. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Ama9li). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.
References
1. Kudzoeva V.I. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Dis-sertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2006.
2. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2.
3. Lomakina O.E. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya inostrannyh yazykov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1998.
4. Luk'yanova M.I. Psihologo-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya. Pedagogika. 2001; 10.
5. Kul'chickij V.E. Razvitie professional'noj kompetentnosti prepodavatelya fizicheskoj kul'tury voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
6. Arslanba§ D. Ozel Dershanelerde Qali§an Ogretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Ozel Ugur Dershanesi'nde Ornek Uygulama. Yuksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.
7. Ge9er, A.K. Ogretmen Yakinliginin Ogrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Gudulenme Duzeyleri Ozerindeki Etkisi. Ankara Oniversitesi Egitim Bilimleri Enstitusu. Doktora Tezi, 2002.
8. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Ama9li). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.
Статья поступила в редакцию 21.05.15
УДК378.14; 004.9
Kiselyova T.V., Cand. of Sciences (Phisics, Mathematics), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
BoykoYu.A., specialist in research and analytical work, Research and International Relations Center, North Caucasian Humanitarian-Technical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE USAGE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN E-LEARNING OF A UNIVERSITY. The article discusses the use of mobile learning technologies to create information-educational environment of the North Caucasus Humanitarian and Technical Institute (Stavropol). We have presented the functional structure of the educational portal. We reviewed the user interface of distance learning system for mobile devices. The use of mobile technology for the organization of work of the educational portal of North Caucasian Humanitarian-Technical Institute, on common mobile operating systems is undergoing initial testing, but already has positive results and can be used to implement the system of continuous education.
Key words: mobile learning, information and educational environment, electronic educational resources, educational portal, distance learning.
Т.В. Киселева, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail:[email protected]
Ю.А. Бойко, специалист по научной и информационно-аналитической работе отдела научных исследований и международного сотрудничества НОУ вПо «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА
В статье рассматривается использование технологии мобильного обучения при создании информационно-образовательной среды Северо-Кавказского гуманитарно-технического института (г. Ставрополь). Представлена функциональная структура образовательного портала. Рассмотрен пользовательский интерфейс системы дистанционного обучения для мобильных устройств. Применение мобильных технологий для организации работы образовательного портала СевКавГТИ на распространённых мобильных операционных системах проходит первоначальную апробацию, но уже имеет положительные результаты и может применяться для реализации системы непрерывного образования.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, образовательный портал, дистанционное обучение.