Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей'

Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ИК) / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКК / КОМПОНЕНТЫ ИКК / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИКК / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКК / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE (ICC)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Анна Александровна

В статье предложено авторское определение информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) классного руководителя, выделены уровни и этапы ее формирования, обоснованы критерии оценки. Разработана программа развития ИКК, которая прошла апробацию в рамках методических объединений школ г. Тулы и на курсах в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области и показала позитивную динамику развития всех компонентов ИКК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкачева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervising Instructors' Information-Communicative Competence Development

In the article the author's definition of the information-communication competence (ICC) of a supervising instructor is offered, levels and stages of its formation are marked out, criteria of the estimation are proved. The program of ICC development which has passed the approbation within the limits of methodical associations at schools of Tula and in the courses of the Institute of Professional Skills Improving and Educators' Retraining in the Tula area has shown positive dynamics of all the ICC components development.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей»

УДК 371.142 ББК 74п

Толкачева Анна Александровна

соискатель г. Тула

Tolkachyova Anna Alexandrovna

Applicant for a Degree Tula

Развитие информационно-коммуникационной компетентности

классных руководителей

Supervising Instructors’ Information-Communicative Competence Development

В статье предложено авторское определение информационнокоммуникационной компетентности (ИКК) классного руководителя, выделены уровни и этапы ее формирования, обоснованы критерии оценки. Разработана программа развития ИКК, которая прошла апробацию в рамках методических объединений школ г. Тулы и на курсах в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области и показала позитивную динамику развития всех компонентов ИКК.

In the article the author's definition of the information-communication competence (ICC) of a supervising instructor is offered, levels and stages of its formation are marked out, criteria of the estimation are proved. The program of ICC development which has passed the approbation within the limits of methodical associations at schools of Tula and in the courses of the Institute of Professional Skills Improving and Educators’ Retraining in the Tula area has shown positive dynamics of all the ICC components development.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность (ИК); классный руководитель; уровень сформированности ИКК; компоненты ИКК; критерии оценки ИКК; этапы формирования ИКК.

Key words: information-communication competence (ICC); supervising

instructor; the level of the ICC forming; the components of the ICC; criteria of the ICC estimation; stages of the ICC formation.

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер социальной жизни, включая систему образования. Анализ сложившейся в настоящее время ситуации показывает, что в российских школах имеют место устойчивые тенденции углубления процессов информатизации: оснащение школ персональными компьютерами,

подключение их к Интернету, развитие системы федеральных образовательных

порталов, разработка электронных образовательных продуктов. Такие процессы не только оказывают влияние на содержание обучения, но и предъявляют новые требования к уровню работы педагогов. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.

В данной статье предлагается авторское видение решения проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей.

Как известно, понятие «компетентность», «компетентный» в русский язык пришло из латинского, где слова competens, competentis означали «надлежащий, способный». Взгляды на понятие «компетентность» время от времени менялись. Анализируя литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что сам термин «компетентность» еще окончательно не устоялся в отечественной педагогике и психологии и по большей части в настоящее время употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Современные ученые в основном склонны придерживаться одной из двух точек зрения. Согласно первому варианту, представленному большинством зарубежных исследователей, понятия компетентность и компетенции не разграничиваются. Российские же исследователи склонны разделять точку зрения, подчеркивающую различие между понятиями «компетентность» и «компетенция». Так, например, Зимняя И.А. компетентность понимает как интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека основывающуюся на знаниях.

Понятие информационно-коммуникационной компетентности в современной образовательной ситуации также не является общепринятым и однозначным. Авторы делают разные акценты при интерпретации этого понятия. Многие ученые (Адольф В.А., Витухновская А.А., Жданов С.А. и др.) к числу значимых признаков относят знание информатики как предмета; использование компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационно-коммуникационная компетентность.

В теории образования существует целый спектр близких по значению понятий: «компьютерная грамотность», «информационная культура»,

«информационно-коммуникационная компетентность», «компетентность в

сфере новых информационных технологий (НИТ)», «информационная

коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность)», «информационная компьютерная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти категории имеют специфические смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Весьма неоднозначно трактуются исследователями структурные компоненты профессиональной компетентности. Их количество также изменяется от двух до множества.

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной

литературы убеждает, что понятие «информационно-коммуникационная компетентность классных руководителей» является достаточно редким и неоднозначным. Наш опыт работы позволил предложить следующее определение: информационно-коммуникационная компетентность (ИКК)

классного руководителя - это интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая:

- совокупность знаний, умений, навыков;

- способы деятельности и субъективный опыт;

- познавательную и социальную мотивацию;

- индивидуально-личностные характеристики педагога.

В структуру ИКК включены: когнитивный, операционально-

деятельностный, мотивационно-ценностный и практический компоненты.

В информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей можно выделить общепедагогическую и профильную

составляющие. Общепедагогическая составляющая - это инвариант знаний, умений и опыта, необходимых каждому учителю для решения педагогических задач средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения; профильная составляющая - отражает специфические направления деятельности именно классных руководителей. Профильную составляющую определяют функции классного руководителя: организационно-

координирующая, аналитико-прогностическая, коммуникативная и

контрольная.

Мы выделили пять уровней сформированности информационнокоммуникационной компетентности классных руководителей: низкий,

недостаточный, средний, достаточный, высокий. Оценка уровней проводилась

по степени выраженности когнитивного, операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного и практического компонентов.

Для диагностики уровня ИКК использовался следующий инструментарий: анкеты, тесты, анализ продуктов деятельности педагогов, включенное наблюдение. Анализ результатов показал, что 15% зачисленных на курсы учителей обладали низким уровнем ИКК, 46% педагогов имели недостаточный уровень, 29% - средний и лишь 8% - достаточный и 2% -

высокий уровень ИКК.

На наш взгляд, на формирование ИКК классных руководителей в равной степени влияют внешние и внутренние факторы. Первая группа факторов связанна с особенностями педагогического коллектива, характером требований администрации, с атмосферой в образовательном учреждении. Ко второй группе относятся внутренняя установка самого учителя в сочетании с его ценностными ориентациями и профессиональными и личностными мотивами, целеустремленность, отношение к инновационным технологиям. Следует особо отметить, что около 90% пришедших на курсы учителей были высокомотивированы на повышение ИКК, оценивая уровень своей информационной компетентности как низкий и указывая на постоянно возникающую у них потребность в необходимости организации специальной подготовки в данной сфере. Как показало исследование, стимулируют данный процесс возможность быстрого получения и эффективной обработки информации с помощью компьютера; негласная конкуренция между учителями; дискомфорт, который испытывает некомпетентный в области информационно-коммуникационных технологий учитель перед детьми; требования администрации школ; процесс самореализации.

Нами были предложены следующие этапы формирования ИКК:

1. Проектировочный, на котором осуществляется создание идеальной модели ИКК.

2. Диагностический, целью которого является диагностика реального уровня сформированности ИКК у классных руководителей.

3. Формирующий, который характеризуется адресным выбором средств, методов, приемов развития ИКК, а также реализацией разработанной программы.

4. Контрольный, на котором куратор проводит контроль качества и оценку, а слушатели курсов - самооценку уровня сформированности ИКК.

Разработанная нами программа предусматривала реализацию всех указанных этапов.

Анализируя образовательную информационную среду для учителей, мы выделили следующие способы повышения квалификации педагогов в сфере информатизации своей деятельности: курсы повышения квалификации при Институте повышения квалификации, проекты разрабатываемые преподавателями вузов, дистанционное обучение, мастер-классы учителей-экспериментаторов, учебные центры Федерации Интернет-образования, учебно-методические центры и объединения.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в двух вариантах: первый был представлен системой занятий в рамках методического объединения классных руководителей в одной школе, второй включал группу классных руководителей различных школ г.Тулы и Тульской области, обучающихся на курсах в Институте повышения квалификации. Всего программу прошли 97 педагогов (70 учителей из школ г.Тулы и 27 из образовательных учреждений Тульской области). Занятия проводились в течение шести месяцев и были призваны обеспечить первое знакомство с основами информационно-коммуникационных технологий, рассмотреть возможности компьютерной техники и научить классных руководителей использовать её в различных сферах профессионально-педагогической деятельности: в работе с документацией, во взаимодействии с детьми и их родителями, в работе с педагогическим коллективом класса. Анализ тематического планирования разработанной нами программы отражает намерение автора осуществлять поэтапное формирование у слушателей убежденности в целесообразности использования информационнокоммуникационных технологий в практической деятельности, от осознания важности компьютеризации в целом к глубокой заинтересованности в применении информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

На теоретических занятиях рассматривались возможности информационных технологий при реализации организационно-

координирующих, аналитико-прогностических, коммуникативных и контрольных функций, на лабораторных занятиях учились выполнять действия с компьютером по предложенному образцу, использовали частично-поисковые, творческие методы, на практике создавали собственные проекты, применяя полученные знания для оптимальной реализации задач, стоящих перед учителем на каждом конкретном этапе деятельности. Динамика развития ИКК

определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим, обогащением когнитивного, повышением мотивационноценностного, операционально-деятельностного и практического компонентов.

Наблюдая изменения уровней ИКК классных руководителей, прошедших курсы, можно отметить, что к их завершению практически не осталось слушателей, уровень ИКК которых можно было оценить как низкий. К концу обучения количество классных руководителей с недостаточным уровнем ИКК снизилось на 25%, со средним уровнем ИКК - увеличилось на 16%, а с достаточным уровнем - на 15%. Учителей с высоким уровнем ИКК также стало больше на 5%. Сводные данные на начало и конец экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

% педагогов

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

сЯ

□ диагностический этап □ контрольный этап

1

г п

■ Г"П

&

&

уровень развития

Рис.1 Динамика уровня развития ИКК классных руководителей.

Сравнивая два варианта проведения опытно-экспериментельной работы, результаты отображены на рисунке 2, мы убедились в преимуществах повышения квалификации классных руководителей в рамках одного образовательного учреждения. Группа классных руководителей, повышающая уровень ИКК в рамках методического объединения, показала на контрольном этапе более высокие результаты, чем группа, обучающаяся на курсах повышения квалификации при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области. Подобную динамику мы объясняем следующими неблагоприятными факторами: эпизодическое проведение занятий (каникулярное время) и недостаток возможности у куратора осуществлять постоянный мониторинг деятельности классных руководителей. Положительное влияние на формирование ИКК классных руководителей оказывали такие психологические механизмы как заражение, подражание, идентификация и убеждение, возникающие чаще в

стабильных группах классных руководителей, занимающихся в рамках методических объединений одной школы.

50

40

30

20

10

0

Динамика уровня развития ИКК в школьных методических объединениях

■ т ГІ

* $ G<r

<?

□ диагностическим этап ШМО

□ контрольный этап ШМО

Динамика уровня развития ИКК классных руководителей на курсах

50

40

30

20

10

0

^ ^ ^ ^ ^ ^ г°#

■Г \0 V»0

£

□ диагностический этап курсы

□ контрольный этап курсы

Рис.2 Сравнительные данные по уровням сформированности ИКК классных руководителей, обучающихся на курсах и в школьных методических объединениях

Таким образом, реализация созданной нами программы убеждает в позитивной динамике развития таких компетенций как:

1. использование возможностей электронной почты для рассылки сообщений родителям с целью реализации психолого-педагогического консультирования и обеспечения связи общеобразовательного учреждения с семьей;

2. размещение необходимой информации на страницах Web-сайта с целью информирования родителей по вопросам реализации учебновоспитательного процесса;

3. проведение родительских собраний в форме Интернет - конференций с целью рационального использования времени и ресурсов;

4. создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint с целью демонстрации индивидуальных особенностей воспитанников, их увлечений, интересов, достижений;

5. формирование электронных личных дел учащихся (персонифицированная информация, информация об учебе и внеучебной занятости, информация о движении учащегося) с целью быстрого доступа к данной информации и формирования автоматически внутришкольной отчетности по персоналиям учащихся и классу в целом;

6. работа с электронным классным журналом с целью контроля за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий каждым учащимся и классом в целом, рассылки на Интернет-адреса электронной почты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

родителей данных сведений, экономя тем самым время на работе с дневниками учащихся;

7. использование программы Microsoft Excel и Microsoft Word с целью создания и многократного применения шаблонов заявлений, планов и отчетов, а также обработки данных в виде таблиц и диаграмм, отражающих динамику развития индивидуальных особенностей учащихся;

8. поиск информации в сети Интернет по инновационным проблемам воспитательной деятельности классных руководителей (современные способы, формы, технологии воспитания в детском сообществе).

Итогом изучения курса стала защита проекта (классный час, родительское собрание, малый педагогический совет и т. д.), подготовленного и проведенного с использованием информационных технологий.

Результаты, полученные при реализации данной программы, выявили позитивную динамику всех компонентов ИКК. В большей степени это касается когнитивной и операционально-деятельностной составляющей, мотивационно-ценностная же оказалась весьма инертной.

Библиографический список

1. Казаков, И.С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога [Текст]/И. С. Казаков. - Сочи.: РИО СГУТиКД, 2009.

- 111 с.

2. Темербекова, А. А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема [Текст]/А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2008 - 191с.

3. Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров [Текст]/ М.П. Лапчик. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 143с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. - 38с.

5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/Под ред. Б. М. Бим-Бад.

- 3-е изд., стер. М.: Больш. рос. энцикл., 2009. - 527с.

6. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В. Л. Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

7. Министерство образования и науки РФ. Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных

общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. [Текст] // Классный руководитель. - 2007. - №2. - C.5-13.

Bibliography

1. Akulenko, V.L. Teacher’s ICT-Competence Formation in the System of Professional Skills Improvement [Text] / V.L.Akulenko//Application of New Technologies in Education: Materials of the XVth International Conference, June, 29-30th, 2004, Troitsk, Moscow Region: Publishing House of "Trovant", 2004. -P. 344-346.

2. Kazakov, I.S. Informational Competence and a Teacher’s Professional Formation [Text] / I. S.Kazakov. - Sochi.: RIO CGUTandKD, 2009. - 111 p.

3. Lapchik, M. ICT-Competence of Pedagogical Staff [Text] / M.P.Lapchik. - Omsk: Publishing House of OmSPU, 2007. - 143 p.

4. Pedagogical Encyclopedic Dictionary [Text] / Under Edit. of M.Bim-Bad. -3-d Edition, Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2009. - 527 p.

5. Temerbekova, A.A. Teacher’s Informational Competence as a Socio-Pedagogical Problem [Text]/A.A. Temerbekova, V.V. Bondar. - М: Moscow State Press Un., 2008 - 191 p.

6. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. About Realization of a Supervising Instructor’s Functions by Pedagogical Workers of the State Educational Institutions of the Constituents of the Russian Federation and Municipal Educational Institutions. Methodical Recommendations. [Text] // Supervising Instructor . - 2007. - №2. - P. 5-13.

7. Zimnyaya, I.A. Key competencea as a Productively Target Basis of the Competence Approach in Education [Text]/I.A. Zimnyaya. - М: The Research Centre of the Quality Problems of Experts’ Training, 2004. - 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.