Научная статья на тему 'Применение мобильных технологий в электронном обучении вуза'

Применение мобильных технологий в электронном обучении вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOBILE LEARNING / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / EDUCATIONAL PORTAL / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Т.В., Бойко Ю.А.

В статье рассматривается использование технологии мобильного обучения при создании информационно-образовательной среды Северо-Кавказского гуманитарно-технического института (г. Ставрополь). Представлена функциональная структура образовательного портала. Рассмотрен пользовательский интерфейс системы дистанционного обучения для мобильных устройств. Применение мобильных технологий для организации работы образовательного портала СевКавГТИ на распространённых мобильных операционных системах проходит первоначальную апробацию, но уже имеет положительные результаты и может применяться для реализации системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Т.В., Бойко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN E-LEARNING OF A UNIVERSITY

The article discusses the use of mobile learning technologies to create information-educational environment of the North Caucasus Humanitarian and Technical Institute (Stavropol). We have presented the functional structure of the educational portal. We reviewed the user interface of distance learning system for mobile devices. The use of mobile technology for the organization of work of the educational portal of North Caucasian Humanitarian-Technical Institute, on common mobile operating systems is undergoing initial testing, but already has positive results and can be used to implement the system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Применение мобильных технологий в электронном обучении вуза»

Классные руководители экспериментальной группы (таблица 12) превосходят испытуемых контрольной группы по трём критериям. Наблюдаются существенные различия между экспериментальной и контрольной группами от начального среза до конечного.

Выводы

Анализ научной литературы, проведённые педагогические наблюдения и индивидуальные беседы помогли выявить проблемы, имеющиеся у современных учащихся, и сформировать представления о компетенциях, которыми должны владеть классные руководители, что позволило разработать компетентностную модель классных руководителей общеобразовательной школы.

Была экспериментально проверена эффективность разработанной модели формирования профессионально-педа-

Библиографический список

гогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы. В результате выявилось, что классные руководители экспериментальной группы превосходят испытуемых контрольной группы по уровню сформированности профессионально-педагогической компетентности, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Сравнительный анализ данных начального, промежуточного и конечного срезов по выявлению уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности классных руководителей позволил сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы и положительных результатах опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы.

1. Кудзоева В.И. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. 2006.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. Народное образование. 2003; 2.

3. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1998.

4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Педагогика. 2001; 10.

5. Кульчицкий В.Е. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.

6. Arslanba§ D. 6zel Dershanelerde Qali§an Ogretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Ozel Ugur Dershanesi'nde Ornek Uygulama. Yuksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.

7. Ge9er, A.K. Ogretmen Yakinliginin Ogrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Gudulenme Duzeyleri Ozerindeki Etkisi. Ankara Oniversitesi Egitim Bilimleri Enstitusu. Doktora Tezi, 2002.

8. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Ama9li). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.

References

1. Kudzoeva V.I. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Dis-sertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2006.

2. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2.

3. Lomakina O.E. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya inostrannyh yazykov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1998.

4. Luk'yanova M.I. Psihologo-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya. Pedagogika. 2001; 10.

5. Kul'chickij V.E. Razvitie professional'noj kompetentnosti prepodavatelya fizicheskoj kul'tury voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.

6. Arslanba§ D. Ozel Dershanelerde Qali§an Ogretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Ozel Ugur Dershanesi'nde Ornek Uygulama. Yuksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.

7. Ge9er, A.K. Ogretmen Yakinliginin Ogrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Gudulenme Duzeyleri Ozerindeki Etkisi. Ankara Oniversitesi Egitim Bilimleri Enstitusu. Doktora Tezi, 2002.

8. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Ama9li). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК378.14; 004.9

Kiselyova T.V., Cand. of Sciences (Phisics, Mathematics), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: polet65@mail.ru

BoykoYu.A., specialist in research and analytical work, Research and International Relations Center, North Caucasian Humanitarian-Technical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: boykoya@bk.ru

THE USAGE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN E-LEARNING OF A UNIVERSITY. The article discusses the use of mobile learning technologies to create information-educational environment of the North Caucasus Humanitarian and Technical Institute (Stavropol). We have presented the functional structure of the educational portal. We reviewed the user interface of distance learning system for mobile devices. The use of mobile technology for the organization of work of the educational portal of North Caucasian Humanitarian-Technical Institute, on common mobile operating systems is undergoing initial testing, but already has positive results and can be used to implement the system of continuous education.

Key words: mobile learning, information and educational environment, electronic educational resources, educational portal, distance learning.

Т.В. Киселева, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail:polet65@mail.ru

Ю.А. Бойко, специалист по научной и информационно-аналитической работе отдела научных исследований и международного сотрудничества НОУ вПо «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт», г. Ставрополь, E-mail: boykoya@bk.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА

В статье рассматривается использование технологии мобильного обучения при создании информационно-образовательной среды Северо-Кавказского гуманитарно-технического института (г. Ставрополь). Представлена функциональная структура образовательного портала. Рассмотрен пользовательский интерфейс системы дистанционного обучения для мобильных устройств. Применение мобильных технологий для организации работы образовательного портала СевКавГТИ на распространённых мобильных операционных системах проходит первоначальную апробацию, но уже имеет положительные результаты и может применяться для реализации системы непрерывного образования.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, образовательный портал, дистанционное обучение.

С каждым годом наблюдается стремительное снижение использования настольного персонального компьютера и резкое повышение применения мобильных устройств. Очевидный рост числа пользователей мобильных устройств неизменно влечёт за собой бурное развитие рынка мобильных приложений. Сегодня невозможно представить себе человека, который не пользуется мобильным телефоном. Развитие мобильных технологий привело к значительному расширению функций телефона.

Мобильное обучение (Mobile learning или M-Learning) - новая стадия развития электронного обучения (e-learning), использующего компьютерные технологии и возможности интернета.

В феврале 2015 г Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) подготовил и опубликовал русскую версию «Рекомендаций ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения» (UNESCO Policy Guide lines for Mobile Learning, 2013 г.) [1].

В брошюре рассказано о преимуществах мобильного обучения и его использовании, в том числе и для реализации принципа «Образование для всех», а также определены концепции мобильного обучения:

- мобильная форма взаимодействия с педагогом;

- индивидуализация обучения;

- гибкость образовательных программ;

- актуальность и многообразие учебных материалов;

- минимизация требований к перечню оборудования образовательного учреждения;

- повышение экономической эффективности учебного процесса;

- реализация моделей смешанного обучения (blended learning) в образовательном процессе.

Одним из важных компонентов в создании информацион-но-образовательнойсредывузаявляетсясоздание«обра зова-тельного портала». Применение портальных технологий позволяет упорядочивать образовательную информацию, а именно: оператиянопредаставлятьан формациауныересурсы,кртоа«и имеются в корпоративной сети вуза или в глобальных компью-терныхремах;контрорирсматикачеятво преподавания, собирая информацию об учебном процессе; отслеживая успеваемость студентов на всех этапмх учрКногопроцеиса и т.д. [2].

В Северо-Кавказском гуманитарно-техническом институте (г. Старроыолп)поы рпковоДсРВ°мпЫ«аек"горопо наукым иифар-матизации Н.В. Кандауровой программистами И. Бондарчуком и А. Артемовым была разработана система дистанционного обучения. А в наствящеевыамя ведётся рабоямуофсрмировснию . систематизации и организации доступа к име ющимся электронным ресупсями«аео«еминопокуо доступа» -обррзоватяюьныа портал СевКавГТИ.

Пораал оснюван на трёхзвенмой архитмкиуое (рис.33.ы«ед-полагающей наличие следующих элементов [3]:

1. Сервер приложения, на котором организуется логика системы паси«дстгом ^p-mk^i-to"

Браузер

Интер фей с п ользое ателя

Рис. 1-Трехзвеннаяархитектура

2. База данных, представляющая структурированные данные.

Первый и второй элементыархитектуры располагаются на веб-сервере.

3. Клиент, который получает данные посредством интернет-браузера, обеспечивающего интерфейс пользователя.

Достоинствами такой архитектуры является использование стандартных распространённых программ (браузеров). Таким образом, пользователю не нужно устанавливать клиентское приложение. А обновления интерфейса программы и её изменения происходят на сервере приложений, и нет необходимости обновлять программы клиента. Разработанная система доступна на основных мобильных операционных системах Android, WindowsPhone, MacOS (рис. 2).

а)

б)

в)

Рис.2.Главнаястраницаобразовательногопортала наразличныхустройствах:а)MacOS;б)WindowsPhone; в) Android

Функционально структуру образовательного портала можно представить следующими блоками [3]:

1. Модуль авторизации (рис. 3) осуществляет аутентификацию и идентификацию пользователявсистеме.

Авторизация а portal.ncgti.ru регистр имеет значение

Логин:

Пароль:

Рис. 3. Форма авторизации на образовательном портале

2. Интерфейс студента (рис. 4)- интуитивно понятный интерфейс, посредством которого студент осуществляет взаимо-дейттвиессистемор.

СевКавГТИ

Образовательный портал

7. Модуль тестирования реализует проверку знаний студентов в конце каждого семестра изучения дисциплины.

Мультимедийные интерактивные курсы включают в себя следующие элементы:

- рабочая программа;

-методическиерекомендациипо изучению дисциплины;

- тематический план;

- электронное мультимедийное учебное пособие, включающее лекции, методические указания к практическим или лабораторным работам, глоссарий, вопросы для самопроверки, базу тестовых вопросов (для сдачи зачёта или экзамена, в зависимости от формы отчётности по учебному плану, в форме тестирования) по разделам курса, библиографические (Internet) ссылки, методические указания к курсовым и контрольным работам.

Иванов Иван Иванович ЗБПИМ-141

¡Киселева Татьяна Владими

Войти

Главна* страница Нойкп) 3*грулкл Уч*6. процесс Сань Элчн. ним на Мои илмбы 3jmmkm* выход

УВос имеется 1 иопых сдеНцен тнотгьнтыце ПпЫнСТФН»

Рис.4.Интерфейс студента

3. Интерфейс препо°нсателя(р и—5)-интуитоннопоняс-ный интерфейс, посредством которого преподаватель взаимо-деСстврен снспудертасо.

Электронное учебное пособие представляет собой структуру файлов (рис. 6), часть из которых является Мт1-файлами, другаячастьпредставляетсобойскрипты, позволяющие органи-

-1 СевКавГТИ Образовательный портал Киселева Т.В, Преподаватель

Главная страница Новости Учебный процесс Электронный журнал Тестирование Выход

У Вас имеется 1 непрочитанных сообщений от студентов Просмотреть

Рис. 5. Интерфейс преподавателя

4. Электронные семинары (допуски к сессии) обеспечивают общениемежду преподавателями и студентиси.

5. Промежуточные формы контроля позволяют студенту отиравтть книпроньную, наТихауоуную ист купновию работо на проверку преподавателю, который, в свою очередь, должен оз-накомитссо с нн— и вынпатить оуотау.

6. Мультимедийные интерактивные курсы, размещённые на сервере, дополнительные материалы составляют базу данных учибные материаыов.

зовать переход по пунктам меню к html-файлам. Таким образом, файлы предварительно размечаются добавлением html-тегов, а также генерируется меню на языке Java-script [4].

Следует отметить, что применение мобильных технологий для организации работы образовательного портала СевКавГТИ на распространённых мобильных операционных системах проходит первоначальную апробацию, но уже имеет положительные результаты и может применяться для реализации системы непрерывного образования.

уднпнснпооомемоит у учебное пособит | ти-однчнскттт; -ын»аядлцои| темопосоош птип сшсцганснга

Информационные технологии вбизнес-планировании

у- Юысдение в курс —и Ceopeтн-вcкlой -юс-зызл

Лабораторные работы ^ Вопросы для самопроверки [М Кесссзрий

[~=| Тесты для самоконтроля

р=| Учебно-методическое обеспечение ДИС ЦИПРТйО

Рис.б.Структурасетевогоучебно-методическогокомплекса

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. Available at: http://ru.iite.unesco.org/news/639198/

2. Кузовкин А.В. Управление данными. Под ред. А.В. Кузовкина, А.А. Цыганова, Б.А. Щукина. Москва: Academia, 2010.

3. Дулина А.В. Программное обеспечение дистанционных технологий: Сборник тезисов докладов участников конкурса «У.М.Н.И.К.». Под ред. А.В. Дулиной. Астрахань: АГТУ, 2008.

References

1. Rekomendacii YuNESKO po politike v oblasti mobil'nogo obucheniya. Available at: http://ru.iite.unesco.org/news/639198/

2. Kuzovkin A.V. Upravlenie dannymi. Pod red. A.V. Kuzovkina, A.A. Cyganova, B.A. Schukina. Moskva: Academia, 2010.

3. Dulina A.V. Programmnoe obespechenie distancionnyh tehnologij: Sbornik tezisov dokladov uchastnikov konkursa «U.M.N.I.K.». Pod red. A.V. Dulinoj. Astrahan': AGTU, 2008.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 378.02

Choline L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State

Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: nik.seredkin.75@mail.ru

Seryodkin N.A., adjunct student, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops n. a. Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior

Ministry (Novosibirsk, Russia), E-mail: nik.seredkin.75@mail.ru

TASK APPROACH TO TRAINING FUTURE OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY.

This paper is devoted to improving the training of future officers of internal troops of Russia on the basis of a task approach, which, in turn, needs to be further developed as a methodological basis of professional education. The paper is based on the analysis of literary sources by N.A. Alekseev, G.A. Ball, GS Kostiuk, A.M. Novikov, N.Y. Postalyuk, V.V. Serikov, V.M. Simonov. The work shows that the task approach should include conceptual apparatus (the problem situation, problem, etc.), a theory of learning tasks, a classification of task, a task of learning a task of learning technology. These issues are discussed in connection with the actual problem: the formation of readiness of the future officers to solve tactical problems. The article noted their characteristics, classification is made, describes the complexity of the evaluation criteria. It is shown that the implementation of task approach in the educational process is carried out with the help of the developed teacher training system tasks that make up the core technology of task training. The study enriches the contents of the task approach in pedagogy and technology and may serve as a theoretical basis in training future officers of internal troops of Russia.

Key words: task, task approach, tactical tasks, task technology training

Л.И. Холина, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического

университета, г. Новосибирск, E-mail: nik.seredkin.75@mail.ru

Н.А. Серёдкин, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии

И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: nik.seredkin.75@mail.ru

ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск России на основе задачного подхода, который, в свою очередь, нуждается в дальнейшем развитии как методологического основания профессионального образования. На основе анализа литературных источников (Н.А. Алексеев, Г.А. Балл, Г.С. Костюк, А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.) показано, что задачный подход должен включать понятийный аппарат (задача, ситуация, проблемы и др.), теории учебных задач, классификации задач, задачные системы обучения, технологии задачного обучения. Эти вопросы рассмотрены в связи с актуальной проблемой формирования готовности будущих офицеров к решению тактических задач. В статье отмечены их характерные черты, выполнена классификация, описаны критерии оценки сложности. Показано, что реализация задачного подхода в образовательном процессе осуществляется с помощью разработанной педагогом системы учебных задач, которые составляют ядро технологии задачного обучения. Его создание представлено в статье на примере обучения решению типовых познавательных задач. Выполненное исследование обогащает содержание задачного подхода в педагогике и является теоретической основой технологии задачного обучения будущих офицеров внутренних войск России.

Ключевые слова: задача, задачный подход, тактические задачи, технология задачного обучения

Ряд педагогов и психологов рассматривают профессиональную деятельность как взаимосвязанную последовательность решения множества профессиональных задач разного уровня сложности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.). Такой подход называют задачным. Он реализован в нашем исследовании и связан с одним из этапов профессионального становления будущего офицера внутренних войск МВД России, заявленным в статье.

Задачный подход не является новым в педагогической науке. Мы рассматриваем его как методологическое основание профессионального образования, требующее дальнейшего развития, обогащения. Эту проблему поможет решить обращение к малоизученным и появившимся в последние десятилетия новым профессиям, новым научным подходам. К их числу относятся компетентностный, ситуационный, рефлексивный и другие.

Анализа литературных источников (Н.А. Алексеев, Г.А. Балл, Г.С. Костюк, А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.) показывает, что задачный подход включает понятийный аппарат (задача, ситуация, проблемы и др.), теории учебных задач, классификации задач, задачные системы обучения,

технологии задачного обучения. Мы рассмотрим эти вопросы в связи с решением проблемы формирования готовности будущих офицеров к решению профессиональных тактических задач. Мы рассматриваем эти вопросы в связи с проблемой формирования готовности будущих офицеров к решению профессиональных тактических задач, которые не нашли отражения в педагогических исследованиях.

В работах ряда исследователей обнаруживается различное толкование термина «задача». Некоторые рассматривают её как описание ситуации, требующей определённых действий. Об этом пишет А.Н. Леонтьев: «Задача - ситуация, требующая от субъекта некоторого действия» [1]. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Соотношение цели и условия определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие - это более или менее сознательное решение задачи» [2, с. 152].

Г.А. Балл, Л.М. Фридман, А.Ф. Эсаулов рассматривают задачи как системы, обладающие определенной структурой и свойствами. Иногда в структуре задачи выделяют предметную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.