Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству в образовательном пространстве вуза'

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОТОВНОСТЬ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ / РОССИЙСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурыкина Виктория Геннадиевна

В статье раскрыты понятия «межкультурное сотрудничество», «готовность к межкультурному сотрудничеству», предложены педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству. Кроме того, представлены результаты педагогического эксперимента по формированию данного вида готовности. Подобные результаты могут применяться во всех вузах, где есть контингент иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурыкина Виктория Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству в образовательном пространстве вуза»

УДК 378(470): 159.9: 316.722: 347.176.2

В.Г. Бурыкина

Белгородский государственный институт искусств и культуры

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье раскрыты понятия «межкультурное сотрудничество», «готовность к межкультурному сотрудничеству», предложены педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству. Кроме того, представлены результаты педагогического эксперимента по формированию данного вида готовности. Подобные результаты могут применяться во всех вузах, где есть контингент иностранных студентов.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, межкультурное сотрудничество, готовность к межкультурному сотрудничеству, российские и иностранные студенты, педагогический эксперимент.

Радикальные перемены в жизни современного общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер межнационального общения показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Именно студенчество - наиболее активная часть общества - призвано адекватно и динамично взаимодействовать с окружающей поликультурной средой. Только целенаправленная образовательная деятельность по подготовке студентов вуза к межкультурному сотрудничеству поможет молодым людям осмыслить общечеловеческие ценности и культурное своеобразие различных этносов, научить эффективно вести межкультурный диалог, сформировать этническую толерантность, позволит развить их рефлексию, эмпатию, ценностное мировоззрение и активную гражданскую позицию.

Одним из ключевых понятий в контексте данной статьи является понятие «взаимодействие», которое трактуется как активная деятельная связь субъектов образовательного процесса, приводящая к количественным и качественным результатам, предполагающая получение определенного продукта совместной деятельности в ближайшем или отдаленном будущем [1]. В условиях совместного обучения российских и иностранных студентов имеет место межкультурное взаимодействие, то есть осознанный контакт представителей разных культур, которые воспринимают друг друга различными в культурном, ментальном, эмоциональноволевом смыслах.

Одним из видов педагогического взаимодействия является сотрудничество, то есть совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых учениками личностно значимых целей [2].

На основании этого межкультурное сотрудничество российских и иностранных студентов трактуется как особый вид межкультурного взаимодействия, который представляет собой специально организованную совместную деятельность российских и иностранных студентов по достижению общих для них целей, ориентированных на решение актуальных проблем в сфере образования, культуры, науки, а также социальных и иных отношений в условиях диалога культур на основе этнической толерантности.

Целесообразно раскрыть значение понятия «готовность». В психологии существуют три подхода к рассмотрению этого понятия. В рамках первого подхода готовность рассматривается как комплекс способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). Вторая группа исследований определяет готовность как состояние личности (Н.Д. Левитов, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, В.А. Крутецкий). Представители третьего подхода трактуют готовность как интегрированное

качество личности, включающее убеждения, взгляды, мотивы, знания и умения, навыки, установки личности (К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, Б.Д. Парыгин, А.Г. Ковалев). Особую ценность представляет именно третий подход, так как качество личности - это наиболее устойчивая ее характеристика, возникновение, становление и развитие которой возможно только в результате специально организованной целенаправленной деятельности. Под целенаправленно организованной деятельностью понимается единый образовательный процесс вуза, ориентированный на формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультур-ному сотрудничеству.

Итак, мы определяем готовность к межкультурному сотрудничеству как интегрированное качество личности, которое характеризуется наличием систематизированных знаний в сфере межкультурного взаимодействия, проявлением этнической толерантности по отношению к представителям различных культур, благоприятным психологическим климатом в группе смешанного национального состава, владением практическими приемами совместной деятельности в условиях диалога культур.

Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований (Л.Ф. Гайсина, Г.В. Захарова, М.С. Сафина, Л.Р. Слобожанкина, Е.В. Тройникова, Т.Н. Язвинская), а также непосредственная педагогическая деятельность позволили выделить и обосновать педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству. Среди педагогических условий формирования такой готовности выделяются следующие: формирование ценностного отношения студентов к иной культуре на основе этнической толерантности; применение активных форм обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания с учетом национальнопсихологических особенностей студентов-иностранцев; развитие мотивации студентов к процессу межкультурного сотрудничества; усвоение студентами элементов русской культуры с опорой на особенности национальных культур студентов-иностранцев; развитие эмпатии и рефлексии студентов в процессе межкультурного сотрудничества; формирование благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава.

Рассмотрим подробнее процесс апробации данных педагогических условий в ходе опытно-экспериментальной работы. Базой опытно-экспериментальной работы являются ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» и ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры».

В ходе констатирующего этапа (сентябрь - декабрь 2008 г.) опытно-экспериментальной работы сформированы контрольная и экспериментальная группы и определен исходный уровень готовности студентов к межкультурному сотрудничеству. Для проведения первичной диагностики были привлечены студенты 1-го курса фармацевтического факультета НИУ «БелГУ», а также студенты 1 -х курсов факультетов дизайна, музыкального творчества БГИ-ИК. Российские и иностранные студенты, участвующие в эксперименте, обучались совместно. Для проведения констатирующего этапа исследования были сформированы контрольная (82 студента) и экспериментальная (80 студентов) группы. В контрольную группу вошли две студенческие группы фармацевтического факультета НИУ «БелГУ», одна группа факультета дизайна и одна группа факультета музыкального творчества БГИИК. В экспериментальную группу также вошли две студенческие группы фармацевтического факультета НИУ «Бел-ГУ», одна группа факультета дизайна и одна группа факультета музыкального творчества БГИИК. Контрольная и экспериментальная группы формировались по признаку большего национального разнообразия. В контрольную группу входили студенты из России (46 человек), Армении, Чеченской Республики, Эквадора, Китая, Украины, Туркменистана, Иордании, Колумбии (36 человек) в возрасте 18-23 лет. В состав экспериментальной группы входили студенты из России (48 человек), Китая, Туркменистана, Иордании, Палестины, Ливана, Украины (32 человека) в возрасте 18-24 лет. Всего с 2008 по 2011 г. в опытноэкспериментальной работе приняли участие восемь студенческих групп указанных факультетов - 162 студента, из них 68 иностранных и 94 российских студента. Следует отметить,

что в данном исследовании не преследовалась цель показать зависимость между национальным составом студенческой группы и эффективностью предложенной педагогической модели формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству. При отборе групп для эксперимента руководствовались лишь наличием в этих группах как российских, так и иностранных студентов, не зависимо от их национальности.

Систематизация результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет обобщить показатели готовности по каждому критерию в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству __________________на констатирующем этапе исследования (2008)_____________________

Критерии готовности к меж-культурному сотрудничеству Структурные элементы критерия готовности к меж-культурному сотрудничеству Kонтрольная группа Экспериментальная группа

Высо- кий уровень, % Средний ур°- вень,% Низкий ур°- вень,% Высо- кий уровень, % Средний ур°- вень,% Низкий ур°- вень,%

Мотивацио нный Уровень положительной групповой мотивации 12 29 59 11 32 51

Уровень сотрудничества 9 26 65 11 21 6S

Когнитивный Уровень освоения культурологической информации (анкетирование студентов- иностранцев) 14 31 49 15 3 S2

Уровень освоения культурологической информации (анкетирование российских студентов) 0 46 54 0 44 56

Степень адаптации личности к новой социокультурной среде 9 35 56 6 31 51

Эмоциональный Уровень благоприятности психологического микроклимата в группе 11 49 34 1S 51 31

Уровень развития эмпатии 24 43 33 26 40 34

Рефлексивный Уровень развития рефлексии 19 3S 43 22 36 42

Аксиологиче- ский Уровень этнической толерантности 21 49 24 24 52 24

Таким образом, можно утверждать, что по эмоциональному и аксиологическому критериям преобладает средний уровень готовности студентов к межкультурному сотрудничеству, а по мотивационному, когнитивному и рефлексивному критериям - низкий. Следовательно, существует необходимость в повышении данного уровня путем реализации совокупности педагогических условий.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы (январь 2009 г. - декабрь 2010 г.) происходила реализация педагогических условий формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству, что предполагает организацию и проведение

целого ряда научно-практических, творческих и социально-культурных мероприятий. Однако важно отметить, что подробное описание методики проведения данных мероприятий, а также публикация их сценариев не является целью написания данной статьи.

Для развития мотивации студентов, умения организовать совместную деятельность в условиях диалога культур проведены такие мероприятия, как «Вечер знакомств», творческий фестиваль талантов «Культура и искусство народов мира», семинар «Толерантность как основополагающий принцип существования общества», дискуссия «Проблемы глобализации». Эти мероприятия способствовали формированию интереса и мотивации студентов, приобретению ими умений организовывать совместную деятельность, воспитанию этнической толерантности в процессе межкультурного сотрудничества.

Для формирования ценностного отношения к иной культуре на основе этнической толерантности проведены «круглый стол» «Мы разные, но равные», дискуссия «Вопросы социального неравенства», ролевая игра «Туристическое агентство «Свободный ветер». Данные мероприятия способствовали формированию взаимоуважения, взаимоподдержки, ценностного отношения к другим культурам и их представителям на основе взаимопонимания, сотрудничества и этнической толерантности.

Усвоению российскими и иностранными студентами элементов русской культуры с учетом особенностей других национальных культур помогли организация и проведение общевузовских мероприятий, связанных с русскими традициями и обычаями, а именно: «Рождество Христово», «Масленица - проводы зимы», «Студенческая Пасха». После окончания каждого мероприятия организовывался процесс рефлексии с участием российских и иностранных студентов, предполагающий открытое обсуждение проблем, возникающих в ходе совместной деятельности.

Для эффективной интеграции иностранных студентов в новое для них пространство российского вуза, с целью обретения студентами опыта обсуждения и разрешения актуальных проблем в условиях диалога культур применялись активные формы обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания. Организованы и проведены дискуссии «Миграция населения», «Интеллектуальная миграция», «Проблемы глобализации», «круглые столы» на темы: «Кризис культуры в современном мире», «Досуг как показатель уровня культуры общества», деловые и ролевые игры «Встреча в аэропорту», «Хрокосы и айвазу-ры», «Вместе мы - планета Земля!», «мозговой штурм» по поиску путей решения следующей задачи: «Каким должен быть факультетский стенд «Межкультурное сотрудничество студентов»?

Для формирования благоприятного психологического климата в экспериментальной группе регулярно выполнялся ряд тренинговых упражнений, например: «История моего имени», «Представление от имени национального блюда», «Правила многонациональной группы» и др. Данные упражнения способствовали снятию напряжения, преодолению стеснительности, развитию эмпатии и этнокультурной сензитивности, выработке групповой конвенции и правил поведения в группе смешанного национального состава, формированию стратегий совладания с негативными этническими стереотипами, формированию общей на-дэтнической идентичности.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы проведена отсроченная во времени повторная диагностика уровня готовности студентов к межкультурному сотрудничеству, описаны качественные изменения, произошедшие в результате реализации комплекса педагогических условий.

Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы позволяет обобщить показатели готовности по каждому критерию (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству

на контрольном этапе исследования (2011)

Критерии готовности к меж-культурному сотрудничеству Структурные элементы критерия готовности к меж-культурному сотрудничеству Контрольная группа Экспе зиментальная группа

Высо- кий уровень, % Средний ур°- вень,% Низкий ур°- вень,% Высо- кий уровень, % Средний ур°- вень,% Низкий ур°- вень,%

Мотивационный Уровень положительной групповой мотивации 44 25 31 75 23 2

Уровень сотрудничества 21 29 50 63 19 18

Когнитивный Уровень освоения культурологической информации (анкетирование студентов- иностранцев) 23 46 31 83 17 0

Уровень освоения культурологической информации (анкетирование российских студентов) 19 35 46 63 24 13

Степень адаптации личности к новой социокультурной среде 28 40 32 74 19 7

Эмоциональный Уровень благоприятности психологического микроклимата в группе 24 62 14 83 17 0

Уровень развития эмпатии 28 42 30 64 21 15

Рефлексивный Уровень развития рефлексии 24 45 31 57 31 12

Аксиологиче- ский Уровень этнической толерантности 40 43 17 68 28 4

Количественные и качественные показатели высокого уровня готовности к межкуль-турному сотрудничеству в экспериментальной группе значительно превышают те же показатели в контрольной группе.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что предложенные педагогические условия, будучи реализованными в едином образовательном процессе вуза, являются достаточно эффективными. Об этом свидетельствуют контрольные замеры уровня готовности студентов контрольной и экспериментальной групп по всем критериям: мотивационному, когнитивному, эмоциональному, рефлексивному и аксиологическому. Однако следует отметить, что именно в экспериментальной группе динамика наиболее очевидна.

Таким образом, раскрыв сущность понятий «межкультурное сотрудничество», «готовность к межкультурному сотрудничеству», предложив совокупность педагогических условий формирования такой готовности, можно кратко охарактеризовать содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы и привести результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Данные результаты свидетельствуют о том, что предложенные педагогические условия - формирование ценностного отношения студентов к иной культуре на основе этнической толерантности; применение активных форм обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания с учетом национальнопсихологических особенностей студентов-иностранцев; развитие мотивации к процессу межкультурного сотрудничества; усвоение элементов русской культуры с опорой на особен-

ности национальных культур; развитие эмпатии и рефлексии в процессе межкультурного сотрудничества; формирование благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава -могут успешно реализовываться во всех вузах, где есть контингент иностранных студентов.

Данное исследование открывает перспективы для дальнейшего, более детального изучения проблемы готовности студентов к межкультурному сотрудничеству, выявления ее новых аспектов, что будет способствовать обеспечению всех сфер общественного производства современными, конкурентоспособными специалистами, обладающими высокими уровнем готовности к международному сотрудничеству в профессиональной сфере для успешной деятельности в условиях постиндустриального общества, глобализации и интеграции.

Библиографический список

1. Белкин, А.С. Актуальные понятия современной педагогики / А.С. Белкин, В.О. Кутьев // Педагогика. -2003. - № 7. - С. 44-62.

2. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

© Бурыкина В.Г., 2012

Автор статьи - Виктория Геннадиевна Бурыкина, ассистент, Белгородский государственный институт культуры и искусств, e-mail: [email protected].

Рецензент - Д.В. Матушкина, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель, Белгородский государственный институт культуры и искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.