Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству'

Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ / ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна, Бурыкина Виктория Геннадиевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе вуза: ценностное отношение к иной культуре, мотивация к межкультурному сотрудничеству, рефлексия, усвоение элементов русской культуры, использование инновационных образовательных технологий, благоприятный психологический климат в группах со смешанным национальным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна, Бурыкина Виктория Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству»

УДК 378(470): 159.9: 316.722: 347.176.2 Игнатова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, академик Петровской академии науки и искусств,

ректор Белгородского государственного института

культуры и искусств

ignatova@bsu.edu.ru

Бурыкина Виктория Геннадиевна

преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института культуры и искусств viktoria050882@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Ignatova Irina Borisovna

Doctor of Education, Professor, Academician of Petrovsky Academy of Arts and Sciences, rector of Belgorod State Institute of Culture and Arts

ignatova@bsu.edu.ru

Burykina Viktoriya Gennadievna

lecturer of the chair of foreign languages and intercultural communication, Belgorod State Institute of Culture and Arts viktoria050882@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS’ READINESS TO INTERCULTURAL COOPERATION

Аннотация:

В статье рассматриваются психологопедагогические условия формирования готовности студентов к межкультурному сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе вуза: ценностное отношение к иной культуре, мотивация к межкультурному сотрудничеству, рефлексия, усвоение элементов русской культуры, использование инновационных образовательных технологий, благоприятный психологический климат в группах со смешанным национальным составом.

Ключевые слова:

психолого-педагогическое условия, формирование готовности к межкультурному сотрудничеству, этническая толерантность, мотивация к межкультурному сотрудничеству, эмпатия, рефлексия, инновационные образовательные технологии, психологический климат.

The summary:

In the article there are considered psychological and pedagogical conditions of formation of students’ readiness to intercultural cooperation in educational process of high school. Among these conditions the authors consider valuable relation to foreign culture, motivation to intercultural cooperation, reflection, acquiring of elements of Russian culture, using of innovative educational technologies, favourable psychological climate in groups with the mixed national structure.

Keywords:

psychological and pedagogical conditions, formation of readiness for intercultural cooperation, ethnic tolerance, motivation to intercultural cooperation, empathy, reflection, innovative educational technologies, psychological climate.

Расширение международных связей на рубеже XX и XXI вв., мировые тенденции глобализации напрямую зависят от нового поколения активной молодежи, аккумулятором жизненных позиций которой является студенчество. Именно студенчество - наиболее активная часть общества - призвано адекватно и грамотно осуществлять межкультурное сотрудничество с представителями различных национальностей. Настоящее время - время нередких этнических конфликтов и проявления ксенофобии в России и за ее пределами. Нетерпимость к инаковости, оскорбление национальных чувств, ущемление национального достоинства личности, непонимание проблем людей, принадлежащих другим конфессиям, незнание большинством студентов культуры других народов и неумение подобрать адекватную и корректную форму поведения и общения по отношению к ее представителям доказывают важность и необходимость определения совокупности эффективных психолого-педагогических условий формирования готовности студенческой молодежи к межкультурному сотрудничеству в образовательной среде вуза.

Для определения психолого-педагогических условий формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству целесообразно обратиться к определению понятий «формирование» и «психолого-педагогическое условие».

Категория «формирование» трактуется как становление нравственных качеств (С.П. Баранов), как результат развития личности (И.Ф. Харламов), как определенная степень закончен-

ности, устойчивости чего-либо (Е.Н. Ковалев, Б.Ф. Райский, H.A. Сорокин). Мы опираемся на определение В.П. Бездухова, который трактует формирование как «оформление достигнутого в определенный период обучения и воспитания на конкретном этапе личностного развития студентов, уровня знаний, умений, опыта деятельности и системы отношений к миру, к людям и к самому себе» [1, с. 20]. Это значит, что формирование как педагогический процесс реализуется при взаимодействии объективных (внешних) и субъективных (внутренних) условий. При этом весьма ценным, с нашей точки зрения, является высказывание Д.С. Лихачева о том, что «внутренние задатки ... обогащаются внешними влияниями, формируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования окружающей действительности. Однако первичность внешнего изначальна как первопричина оживления внутреннего» [2, с. 105-106]. Таким образом, задача педагога как организатора внешних воздействий состоит в том, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности студентов, привести их к зрелости и устойчивости внутренней позиции, способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Исходя из трактовки понятия «формирования», мы понимаем под формированием готовности к межкультурному сотрудничеству процесс ее становления под воздействием управляемых факторов, целенаправленно созданных условий, в качестве которых выступают обучение и воспитание.

Философская категория «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [3].

Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, психолого-педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и форм обучения для достижения тех или иных психолого-педагогических целей [4]. По нашему мнению, формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству будет эффективным лишь при наличии определенного комплекса внешних и внутренних психолого-педагогических условий. При этом следует отметить, что случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на получение желаемого результата (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов). Для этого необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс психолого-педагогических условий, учитывающий специфику процесса межкультурного сотрудничества и особенности иностранного студента как субъекта образовательного процесса.

Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований (Т.Н. Язвинская, С.Ю. Родонова, Т.В. Черватюк, Л.Ф. Гайсина, Л.Р. Слобожанкина, М.С. Сафина, Е.В. Тройникова, Г.В. Захарова), а также практическая работа позволили выделить и обосновать комплекс внутренних и внешних психолого-педагогических условий формирования готовности студентов к меж-культурному сотрудничеству.

К внутренним психолого-педагогическим условиям мы относим формирование ценностного отношения к иной культуре на основе этнической толерантности; наличие у студентов сильной мотивации к межкультурному сотрудничеству; развитие рефлексии собственного отношения к представителям иной культуры, к процессу межкультурного сотрудничества.

Внешние психолого-педагогические условия формирования готовности к межкультур-ному сотрудничеству включают усвоение студентами элементов русской культуры, применение инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания, благоприятный психологический климат в группах со смешанным национальным составом.

Рассмотрим вышеназванные группы психолого-педагогических условий подробнее.

Первым внутренним психолого-педагогическим условием является формирование ценностного отношения к иной культуре на основе этнической толерантности. Формирование готовности студентов к межкультурному сотрудничеству предполагает тесное межкультурное взаимодействие, обостряет вопросы сохранения национальной самобытности народов. В связи с этим перед системой высшего профессионального образования встает проблема превращения культурного многообразия в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и ее приобщению к мировой культуре. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, моделей поведения и форм деятельности, обеспечивающих самореализацию и свободу культурного самоопределения.

В философии понятие «ценность» трактуется как «духовное формообразование, которое существует через моральные, эстетичные категории и общественные идеалы и выступает кри-

терием оценки действительности и источником смыслообразующей основы человеческого действия (3. Фрейд, Ф. Ницше, В.П. Тугаринов, В.А. Василенко, М.С. Каган)» [5, с. 615-616]. В целом ряде научных психологических исследований раскрывается роль ценностей в развитии личности человека, представлены механизмы формирования ценностных отношений (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл). В педагогике ценность определяется как представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении [6].

Понятие «отношение» в философии трактуется как способ сопричастного бытия вещей, как условие выявления и реализации, скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимостью чего-либо [7]. В психологии отношение рассматривается как сложное психическое образование в структуре личности, исследуемое во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями, ценностными установками и ценностными ориентациями личности (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Определяя ценностное отношение к иной культуре как психоло-го-педагогическое условие формирования готовности к межкультурному сотрудничеству, мы опираемся на положение З.Н. Курлянд о том, что, сформировавшись в определенном виде деятельности, ценностное отношение служит условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности [8, с. 86-97]. Иными словами, мы полагаем, что формирование ценностного отношения к иной культуре и ее представителям возможно только в процессе совместной деятельности российских и иностранных студентов на основе этнической толерантности, которую мы рассматриваем в качестве психосоциальной характеристики личности с доминантной направленностью сознания на бесконфликтное поведение в условиях диалога культур. Формирование ценностного отношения к иной культуре предполагает расширение и углубление знаний студентов в области социологии, межкультурной коммуникации, этнопсихологии; формирование положительного эмоционального отклика по отношению к особенностям поведения, традициям студентов-иностранцев; диалог культур российских и иностранных студентов, подразумевающий их взаимопознание; отношение к представителю иной культуры как к равноправному участнику межкультурного сотрудничества.

Таким образом, формирование ценностного отношения к представителям иной культуры -это не просто налаживание связей между сообществами людей, но и умение адекватно реагировать на проявления другой культуры, способность развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир в условиях межкультурного сотрудничества. При этом этническая толерантность, ценностное отношение к иной культуре является именно той основой, без которой невозможно бесконфликтное взаимодействие российских и иностранных студентов, и, тем более, их межкультурное сотрудничество в образовательном пространстве вуза.

Вторым внутренним психолого-педагогическим условием является наличие у студентов мотивации к межкультурному сотрудничеству. С точки зрения философии, мотивация - это «осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения каких-либо потребностей человека [9, с. 407]. В психологии под мотивацией понимаются «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [10, с. 293]. Любая деятельность как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека, протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у человека есть сильные мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей, преодолевать возможные затруднения, и неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь намеченной цели [11]. Под деятельностью мы понимаем совместную деятельность -процесс межкультурного сотрудничества, который будет более эффективным, если в его положительных результатах заинтересованы как российские, так и иностранные студенты. Без осознанного понимания студентами необходимости и важности межкультурного сотрудничества для развития и обогащения каждой национальной культуры невозможно их вовлечение в эффективную и полезную совместную деятельность. Только понимание того, для чего организуется эта совместная деятельность, какую пользу она принесет, поможет российским и иностранным студентам отнестись к процессу межкультурного сотрудничества с максимальной ответственностью. Формирование устойчивой мотивации к межкультурному сотрудничеству представляет собой процесс осознания студентами сущности и необходимости межкультурного сотрудничества в целом и в их будущей профессиональной деятельности, в частности. При этом культурные различия в группах со смешанным национальным составом должны рассматриваться как преимущество, как стимул к формированию у студентов интереса, потребности, способности понимать и уважать культурное многообразие, которое служит основой обогащения общечеловеческой культуры, эффективной движущей силой в решении политических, экономических, социальных проблем, а также условием развития всей человеческой цивилизации.

Третьим внутренним психолого-педагогическим условием является рефлексия студентами собственного отношения к представителям иной культуры и к процессу межкультурного сотрудничества.

Понятие «рефлексия» (лат. reflexio - отражение), возникшее в философии, означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [12]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями [13]. Рефлексия в педагогике понимается как «способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность» [14, с. 440].

Проанализировав определения понятия «рефлексия» в различных областях науки и проведя диагностические исследования, мы пришли к заключению, что на начальных этапах межкультурного сотрудничества российские и иностранные студенты имеют, как правило, недостаточный уровень развития рефлексии, что объясняется небогатым опытом совместной деятельности. Это неизбежно приводит к проблемам, ошибкам и конфликтам. Рефлексия в ходе межкультурного сотрудничества предполагает выявление возможных трудностей в ходе совместной деятельности, ошибок и путей их исправления и корректировки, актуализацию внутренних сил его участников, самоанализ, возможность диагностировать собственные качества и свойства, способность к самосовершенствованию. Наряду с этим, развитие рефлексии российских и иностранных студентов включает подведение итогов совместной деятельности, обсуждение того, в какой степени достигнуты цели этой деятельности и прогнозирование конкретных направлений и способов усовершенствования процесса межкультурного сотрудничества в целом.

Таким образом, для формирования рефлексии в процессе межкультурного сотрудничества необходимо организовывать целенаправленную совместную деятельность студентов. Очень важно, чтобы русские и иностранные студенты под руководством педагога имели возможность открыто обсудить проблемы, конфликты и ошибки, возникающие в ходе совместной деятельности, предположить причины их возникновения, предложить различные пути их преодоления. Только в ходе таких бесед, каждый студент, как россиянин, так и иностранец, почувствует себя ответственным за результат общего дела, сможет оценить свой личный вклад в решение тех или иных задач, сможет проанализировать собственные недостатки и наметить пути их преодоления.

Все вышеназванные новообразования в структуре личности российских и иностранных студентов, а именно: этническая толерантность, мотивация, рефлексия - не возникают стихийно. Для их формирования, развития и совершенствования необходим комплекс внешних психо-лого-педагогических условий.

Первым внешним психолого-педагогическим условием является использование инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания.

У российских и иностранных студентов, которые являются взрослыми обучающимися, в большей степени развита способность к логическому мышлению и обобщению (Б.Г. Ананьев,

А.В. Бондарко, О.А. Кулак, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Обучение, направленное только на получение готовых знаний, не может заставить студентов самостоятельно мыслить и направить их на поиск решения интересующих проблем. С этой точки зрения дидактической основой совместного обучения российских и иностранных студентов является развивающее обучение, основанное на таких дидактических принципах, как высокий уровень трудности материала, принцип ведущей роли теоретических знаний, интенсивный темп обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер и др.). Развивающее обучение систематизирует процесс познания, позволяет иностранным студентам быстрее интегрироваться в новое социокультурное, образовательное и языковое пространство российского вуза, развивает природные возможности студентов, развивает их личностную активность.

Проблема активности личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации и числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности [15]. По мнению А. Вербицкого, активное обучение - это переход от регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных интересов, условий для творчества [16]. Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты. Активные методы обучения предполагают самостоятельное овладение студентами знаниями в процессе познава-

тельной деятельности (дискуссия, «круглый стол», мозговой штурм, деловая игра, проблемная лекция и др.) [17, с. 30]. Применение активных методов обучения обеспечивает постоянную познавательную деятельность российских и иностранных студентов, является основой формирования их личностной активности, которая выступает одним из элементов готовности к межкультурному сотрудничеству.

Вторым внешним психолого-педагогическим условием является усвоение российскими и иностранными студентами элементов русской культуры.

В исследовании процесса усвоения студентами элементов русской культуры мы опираемся на положения личностно-деятельностной теории П.Я. Гальперина об учении как специально организованной с помощью преподавателя деятельности, целью которой является усвоение социального опыта. Кроме того, мы руководствуемся деятельностной теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. При таком подходе знания не противопоставляются умениям, а входят в их структуру [18]. Знания - это основа деятельности, связанной с данными знаниями. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых эти знания функционируют [19].

Основными методами усвоения российскими и иностранными студентами элементов русской культуры являются методы социокультурной деятельности, метод организации ситуаций творческого, социального и межкультурного сотрудничества. Использование этих методов позволяет расширить рамки межкультурного сотрудничества за счет активного участия иностранных студентов в актуальных, социально и личностно значимых мероприятиях; помогает приобщить их к художественно-творческой практике, раскрывающей природные задатки, способности и актуализирующей искренний интерес иностранных студентов к русской культуре. Вышеуказанные методы помогают студентам-иностранцам попробовать себя в новых видах творческой деятельности с последующей самореализацией в различных сферах российского социокультурного пространства; расширить сферу познания окружающего мира, мира русской культуры, активного поиска себя, своего места в этом мире.

Таким образом, зарождаясь в недрах приобщения к традициям, нормам и правилам российского социокультурного пространства, процесс усвоения элементов русской культуры становится процессом саморазвития, выявления творческих способностей и самореализации российских и иностранных студентов через участие в различных социокультурных мероприятиях, направленных на активное освоение окружающей действительности.

Третьим внешним психолого-педагогическим условием является благоприятный психологический климат в группах со смешанным национальным составом. В психолого-педагогической науке существует множество исследований психологического климата (Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов,

В.М. Шепель, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Б.Д. Парыгин, Н.П. Аникеева). Ученые трактуют психологический климат как характер взаимоотношений между людьми (Е.С. Кузьмин), как психологические механизмы взаимодействия людей (Б.Ф. Ломов), как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива (В.М. Шепель), как свойство группы, которое определяется межличностными отношениями (К.К. Платонов, В.Г. Казаков). Мы опираемся на определение психологического климата, предложенное Н.П. Аникеевой. По мнению исследователя, психологический климат - это «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [20, с. 5].

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и характеризуется взаимосвязью общественных и межличностных отношений [21]. В качестве характеристик психологического климата коллектива взрослых психологи выделяют удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, деятельностью, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность (вокруг целей деятельности); сознательная дисциплина; продуктивность деятельности [22, с. 98-99]. Исходя из этого, условиями благоприятного психологического климата в группе со смешанным национальным составом мы считаем включение иностранных студентов в группы, где нет проявлений интолерантности; внутреннее спокойствие, чувство собственного достоинства, равноправие российских и иностранных студентов; личные и деловые взаимоотношения на основе этнической толерантности; совместная деятельность по достижению целей, важных для всех членов группы.

Рассмотренные нами внутренние и внешние психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству неразрывно взаимосвязаны и составляют единый комплекс. Так, формирование ценностного отношения к другой культуре и ее представителям невозможно без усвоения иностранными сту-

дентами элементов русской культуры, а также без ознакомления и приобщения российских студентов к культуре студентов-иностранцев. С другой стороны, для того, чтобы студенты осознали необходимость, функции и назначение межкультурного сотрудничества, необходима специально организованная педагогическая деятельность, направленная на развитие активности личности студента, его мыслительных, интеллектуальных и творческих способностей. Наиболее эффективное формирование, развитие и совершенствование эти качества получают в процессе использования активных образовательных методов в условиях развивающего обучения.

Создание таких условий в группе со смешанным национальным составом способствует активности российских и иностранных студентов, содействует установлению дружеских взаимоотношений внутри группы, помогает формированию этнической толерантности, которая, являясь условием эффективного межкультурного сотрудничества, выступает и его результатом.

Ссылки:

1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара;Спб., 1997.

2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

3. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989.

4. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. М., 1981.

5. Новейший философский словарь / В.А. Кондра-

шов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ.

ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д, 2006.

6. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

8. Курлянд З.Н. Личностно-ориентированное педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей // Народное образование. 2004. № 4. С. 86-97.

9. Новейший философский словарь / В.А. Кондра-

шов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ.

ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д, 2006.

10. Новейший психологический словарь / В.Б. Ша-

парь, В.Е. Россоха О.В. Шапарь; под общ. ред.

В.Б. Шапаря. Ростов н/Д., 2006.

11. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004.

12. Новейший философский словарь / В.А. Кондра-

шов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ.

ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д, 2006.

13. Новейший психологический словарь / В.Б. Ша-

парь, В.Е. Россоха О.В. Шапарь; под общ. ред.

В.Б. Шапаря. Ростов н/Д., 2006.

14. Спутник исследователя по педагогике / авт. - сост. А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова; под. общей ред. А.М. Баскакова. Челябинск, 2008.

15. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 1993.

16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

17. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

18. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М., 1999.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая технология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. М., 2006.

20. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

21. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

22. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.

References (transliterated):

1. Bezduhov V.P. Gumanisticheskaya napravlen-nost'

uchitelya. Samara;Spb., 1997.

2. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom. M., 1989.

3. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' / ed. S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Il'ichev, et al. M., 1989.

4. Andreev V.I. Evristicheskoe programmirovanie

uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti: metodi-

cheskoe posobie. M., 1981.

5. Noveyshiy filosofskiy slovar' / V.A. Kondrashov, D.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chekalov, V.N. Koporulina; ed. A.P. Yareshchenko.

Rostov n/D, 2006.

6. Horuzhenko K.M. Kul'turologiya. Entsiklopedicheskiy slovar'. Rostov-na-Donu, 1997.

7. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennostey. SPb., 1997.

8. Kurlyand Z.N. Lichnostno-orientirovannoe pedagogi-cheskoe obrazovanie kak faktor formirovaniya tsen-nostnyh orientatsiy budushchih uchiteley // Narodnoe obrazovanie. 2004. No. 4. P. 86-97.

9. Noveyshiy filosofskiy slovar' / V.A. Kondrashov, D.A.

Chekalov, V.N. Koporulina; ed. A.P. Yareshchenko.

Rostov n/D, 2006.

10. Noveyshiy psihologicheskiy slovar' / V.B. Shapar', V.E. Rossoha O.V. Shapar'; ed. V.B. Shapar'. Rostov n/D., 2006.

11. Belkin A.S. Kompetentnost'. Professionalizm. Mas-terstvo. Chelyabinsk, 2004.

12. Noveyshiy filosofskiy slovar' / V.A. Kondrashov, D.A.

Chekalov, V.N. Koporulina; ed. A.P. Yareshchenko.

Rostov n/D, 2006.

13. Noveyshiy psihologicheskiy slovar' / V.B. Shapar', V.E. Rossoha O.V. Shapar'; ed. V.B. Shapar'. Rostov n/D., 2006.

14. Sputnik issledovatelya po pedagogike / author-compiler A.M. Baskakov, Y.G. Sokolova; ed. A.M. Baskakov. Chelyabinsk, 2008.

15. Antsibor M.M. Aktivne formy i metody obucheniya. Tula, 1993.

16. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstniy podhod. M., 1991.

17. Smolkin A.M. Metody aktivnogo obucheniya. M., 1991.

18. Gal'perin P.YA. Vvedenie v psihologiyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. M., 1999.

19. Talyzina N.F. Pedagogicheskaya tehnologiya: ucheb. dlya stud. sred. ucheb. zavedeniy. M., 2006.

20. Anikeeva N.P. Psihologicheskiy klimat v kollektive. M., 1989.

21. Boyko V.V., Kovalev A.G., Panferov V.N. Sotsial'no-psihologicheskiy klimat kollektiva i lichnost'. M., 1983.

22. Kuz'min E.S., Volkov I.P., Emel'yanov Y.N. Rukovodi-tel' i kollektiv. L., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.