10. Levikova S.I. Molodezhnye subkul 'tury i ob"edineniya [Youth subcultures and associations]. (In Russ.). Available at: http://wwwxivisbook.ru/files/File/Levikova_Molodezhnie.pdf.
11. Leontyev A.N. Psikhologicheskie osnovy doshkol'noy igry [Psychological Foundations of a Preschool Game]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1996, no. 3, pp. 19-32. (In Russ.).
12. Mankheym K. Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of our time]. Moscow, Yurist Publ., 1994. 700 p. (In Russ.).
13. Omelchenko E.L. Smert' molodezhnoy kul'tury i rozhdenie stilya "molodezhnyy" [Death of youth culture and the birth of the style of "youth"]. Otechestvennye zapiski [Domestic Notes], 2006, no. 3, pp. 167-179. (In Russ.).
14. "Chelovek igrayushchiy" i igra kakfenomen kul'tury v tvorchestve Kheyzingi i G. Gesse ["The Man Playing" and the game as a cultural phenomenon in the works of Hizinga]. (In Russ.). Available at: https://fobr.ru/wp-content/ uploads/2015/04/Heyzinga-i-Gesse-ob-igre.doc.
15. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Basics of state cultural policy]. (In Russ.). Available at: http://static. kremlin.ru/media/acts/files/0001201412250002.pdf.
16. Pereslegin S.B. Samouchitel' igry na mirovoy shakhmatnoy doske [The self-instruction manual of the game on the world chessboard]. Moscow, Moscow Publ., 2005. 625 p. (In Russ.).
17. Surtaev V.Y. Sotsiologiya molodezhnogo dosuga [Sociology of youth leisure]. St. Petersburg, Rostov-na-Donu, Gefest Publ., 1998. 222 p. (In Russ.).
18. Sufiyskie kruzheniya v Tyumeni [Sufi circling in Tyumen]. (In Russ.). Available at: https://vk.com/event167821706.
19. Uilson R.A. Psikhologiya evolyutsii [Psychology of Evolution]. Kiev, YANUS Publ., 1998. 304 p. (In Russ.).
20. Kheyzinga J. Homo Ludens: stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens: articles on the history of culture]. Ed. by D.V. Silvestrova; Komment. D.E. Kharitonovicha. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 1997. 416 p. (In Russ.).
21. Ehrik G. Ehrikson. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. St. Petersburg, Lenato, ACT, Universitetskaya kniga Publ., 1996. 592 p. (In Russ.).
22. Yudina R.A. Formirovanie motivatsii k trudu kak odna iz vazhneyshikh zadach obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Formation of labor motivation as one of the most important tasks of educational institutions]. Rebenok v sovremennom mire. Kul'tura i detstvo [Child in the modern world. Culture and childhood]. St. Petersburg, 2003, pp. 11-18. (In Russ.).
УДК 37.035.8
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Жукова Лидия Сергеевна, аспирант, преподаватель кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Юдина Анна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье раскрываются особенности межкультурного сотрудничества в современном полиэтническом пространстве, которое является характерной чертой современной студенческой молодежи в большинстве стран мира. Постоянно увеличивается поток иностранных студентов в университетах по всему миру и их межкультурное взаимодействие и сотрудничество. Авторы раскрывают данные понятия и определяют их функции и компоненты. Важно отметить, что в статье указываются не только положительные стороны глобализации и межкультурной коммуникации, но и возможные проблемы и сложности. Все эти проблемы и трудности, по мнению авторов, преодолеваются в условиях социально-культурной деятельности. Решение межнациональных проблем как в образовательной, социальной, так и в культурной среде вуза играет важную роль для межкультурного объединения студенческой молодежи, для сохранения единства в поликультурном пространстве, а также для предотвращения межнациональной напряженности и социальных конфликтов.
Также авторы доказывает, что в современных условиях мирового образования увеличивающееся число иностранных студентов является определяющей характеристикой и придает бóльший престиж каждому университету, институту или академии. Обучение за рубежом помогает студенческой молодежи развивать финансовую, социальную и психологическую независимость. Возможность получения образования за границей для студентов способствует развитию независимости в поисках вариантов обучения, путей и средств поиска информации. Авторы считают, что каждый студент является активным творческим участником межкультурного сотрудничества и вносит индивидуальный вклад в международное взаимодействие и межкультурное общение.
Ключевые слова: межкультурное сотрудничество, межкультурное взаимодействие, межкультурная коммуникация, студенческая молодежь, иностранные студенты, полиэтническое пространство, глобализация, социально-культурная деятельность.
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF STUDENT YOUTH CROSS-CULTURAL COOPERATION
Zhukova Lidiya Sergeevna, Postgraduate, Teacher of the Department of Foreign Languages, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Yudina Anna Ivanovna, Dr of Pedagogic Sciences, Professor, Dean of Faculty of Sociocultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: yudinaan [email protected]
In this article, the author reveals the features of cross-cultural cooperation in modern multiethnic space, which is a characteristic feature of modern student youth in the majority of the countries of the world. Constantly the flow of foreign students at the universities all around the world and their cross-cultural interaction and cooperation increases. The author opens these concepts and defines functions and components of cross-cultural cooperation. It is important to note that there are not only positive sides of globalization and cross-cultural communication but also possible problems and difficulties, which are specified in the article. All of these problems and difficulties, according to the authors, are to overcome in conditions of sociocultural activity. The solution of international problems in educational, sociocultural environment of a higher educational institution plays an important role for cross-cultural association of student youth, for maintaining unity in polycultural space and also for prevention of international tension and social conflicts. The authors also prove that in modern conditions of the world education, increasing the number of foreign students is very important and gives more prestige for each university, institute or academy. Study abroad helps student youth to develop financial, social and psychological independence; it is possible to take care for themselves. An opportunity for student youth contributes to the development of independence to look for training options, ways and means of information search. In the article, each student is an active, creative participant of cross-cultural cooperation who makes an individual contribution to international interaction and cross-cultural communication.
Keywords: cross-cultural cooperation, cross-cultural interaction, cross-cultural communication, student youth, foreign students, multiethnic space, globalization, sociocultural activity.
Современный период развития нашей цивилизации характеризуется глобальными изменениями в обществе, преобразованием существующего миропорядка, изменениями в социальной сфере, в политике, экономике, расширением межкультурного взаимодействия. В настоящее время практически каждый, даже малочисленный народ когда-либо вступал в межкультурную коммуникацию и испытывал на себе влияние культуры других народов, что повлекло за собой рост
культурных обменов и прямых международных контактов. Развитие глобализации и, соответственно, расширение межкультурного взаимодействия делает актуальным анализ национальной специфики, культурных различий и одновременно межкультурного взаимодействия и интеграции народов разных стран.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, на-
слаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» (ст. 27) [2]. Таким образом, каждый человек может пользоваться достижениями культуры не только своего народа, но и других народов, то есть достижениями мировой культуры. Чтобы данное право обеспечить, государствам необходимо сотрудничать в области культуры для создания самых благоприятных возможностей и необходимых условий.
Кроме Всеобщей декларации прав человека, необходимо выделить Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН 1970 года, в которой зафиксированы основные принципы международного права, распространяющиеся как на политические и экономические, так и на социальные и культурные отношения и связи между государствами.
Также в 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларации тысячелетия», в которой сформулирована главная задача всего мирового сообщества: «...обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. .Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии» [4]. Современные процессы глобализации и следующие за ней миграционные и иммиграционные потоки стали важной и реальной тенденцией современной мировой системы, затрагивающей все сферы общественной жизни.
В данном контексте характерной чертой является современное полиэтническое образование для студенческой молодежи в большинстве стран мира. С увеличивающимся потоком иностранных студентов межкультурные коммуникация, взаимодействие и сотрудничество становятся гораздо интенсивнее. Подобный рост стал возможен благодаря переходу многих стран на Болонскую систему обучения. Данная система является процессом сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого Европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года министры из 29 европейских государств приняли декларацию «Зона
европейского высшего образования». Именно эта дата считается официальным началом действия Болонского процесса. Основная задача Бо-лонского процесса сформулирована следующим образом: стремиться к сходству уровней высшего образования во всех странах-участницах, к одинаковому принципу процесса обучения, а также сопоставлению научных степеней, выдаваемых по окончании обучения, в разных странах.
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, и это стало попыткой и возможностью сделать российскую систему образования более современной и сопоставимой с европейскими образовательными стандартами. Для нашей страны данная система работает двусто-ронне: с одной стороны, благодаря подписанию декларации российская студенческая молодежь может участвовать в программе международного обмена, получать знания, проходя обучение в европейских вузах; с другой стороны, данная программа дает отечественным вузам возможность развиваться, меняться, перенимать опыт европейских коллег и делиться своими традициями, совершенствоваться. Таким образом, создаются условия для увеличения мобильности студенческой молодежи, преподавателей, научных сотрудников. Данные условия способствуют личностному росту, повышению качества высшего образования и научных исследований, развитию сотрудничества между людьми и учреждениями разных стран [5].
Иностранные студенты - это измерение престижа и востребованности, популярности вуза. Поэтому вузы, работающие по Болонской системе, стремятся создать для иностранных студентов благоприятные условия обучения и проживания в целом. Например, в некоторых европейских и отечественных вузах проводят так называемые «ориентационные недели» для новых иностранных студентов. Студентам дается возможность лучше познакомиться с вузом, с городом, где они будут учиться, задать интересующие вопросы и получить на них ответы, найти новых друзей. Для достижения большего успеха университеты прикрепляют к студенту-иностранцу студента или тьютора, который владеет языком прибывшего или языком международного общения -английским.
Во время участия в программе студенческого обмена существует возможность общения с иностранными студентами, установления контактов с потенциальными работодателями, расширения своего кругозора, получения доступа к информации на любом языке, использования современного оборудования.
Учёба за границей помогает человеку развить финансовую, социальную и психологическую самостоятельность, ведь там можно надеяться только на себя. Развитию самостоятельности способствует возможность для студенческой молодежи искать варианты обучения, способы и средства получения информации.
Достаточно много исследований в социологии, педагогике, межкультурной коммуникации посвящены межкультурному взаимодействию (В. Е. Кемеров, С. В. Кульневич, Дж. Элкок, А. М. Баскаков, Е. С. Рапацевич и др.). В межкультурной коммуникации межкультурное взаимодействие - контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и в результате которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга [3]. Однако многие авторы мало или совсем не выделяют такой вид межкультурного взаимодействия, как межкультурное сотрудничество.
Межкультурное сотрудничество можно определить как особый вид межкультурного взаимодействия, в процессе которого обязательна специально организованная совместная деятельность по достижению общей для российских и иностранных студентов цели, ориентированной на решение актуальных проблем в сфере образования, культуры и социальных отношений в условиях диалога культур [1].
Из данного определения следует, что межкультурное сотрудничество выполняет определенные функции:
- информационно-просветительная функция формирует познавательные способности российских и иностранных студентов; углубляет определенную систему знаний о поликультурности современного общества, об особенностях и специфике представителей той или иной культуры; содействует более глубокому осознанию своей собственной культуры;
- социальная функция вовлекает участников межкультурного сотрудничества в совместную деятельность на основе диалога культур, формирует определенные умения и способности, необходимые для построения эффективного межкультурного сотрудничества, способствует дружеским межличностным отношениям студенческой молодежи из разных стран;
- культурологическая функция обеспечивает сохранение, воспроизводство и развитие культурного наследия различных народов;
- психологическая функция формирует эм-патию по отношению к представителю другой культуры, развивает творческое мышление, саморегуляцию, умение адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека;
- духовно-нравственная функция формирует мировоззрение студенческой молодежи, основываясь на культурном разнообразии современного общества, воспитывает патриотизм, ценностное отношение к реалиям своей культуры и особенностям, специфике иной культуры.
Кроме указанных функций межкультурное сотрудничество обладает определенной внутренней структурой и состоит из нескольких компонентов, которые не изменяются при различном характере и условиях совместной деятельности:
- мотивационно-деятельностный компонент: наличие интереса и желания вступить в совместную деятельность у российской и иностранной студенческой молодежи, стремление достичь цели совместной деятельности, обретение опыта взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации;
- социально-информационный компонент: система знаний норм, правил, традиций и обычаев, образцов поведения, ценностей, убеждений представителей других культур; участие иностранных студентов в деятельности нового культурного общества; понимание существующей культурной дистанции между партнерами по межкультурному сотрудничеству; осознание целей и задач совместной деятельности в рамках межкультурного сотрудничества;
- эмоционально-волевой компонент: стабильные чувства, эмоции и отношения участников межкультурного сотрудничества к целям совместной деятельности и к партнерам, осно-
ванные на эмоциональной оценке тех или иных событий и явлений, способность к эмпатии, навыки саморегуляции и регуляции поведения партнера по взаимодействию, умения адекватно воспринимать эмоциональное состояние представителей другой культуры, степень проявления «культурного шока» у иностранных студентов;
- рефлексивно-оценочный компонент: умение студентов определять возможные трудности, неудачи и ошибки в ходе совместной деятельности, намечать способы их преодоления и исправления, способность диагностировать собственные качества и свойства, умение подводить итоги совместной деятельности, определять, в какой степени достигнуты цели этой деятельности, и прогнозировать пути совершенствования процесса межкультурного сотрудничества в целом;
- аксиологический компонент: мировоззрение, внутренние убеждения, система ценностных установок участников межкультурного сотрудничества на основе этнической толерантности, отношение к партнеру - представителю другой культуры - как к равноправному субъекту совместной деятельности, уважение системы ценностей, принятой в его культуре [1, с. 38].
В современных условиях развития межкультурной коммуникации в целом и межкультурного сотрудничества в частности вузы по всему миру участвуют в межкультурных, международных процессах, национальные культуры взаимодействуют и взаимообогащаются при сохранении своей традиционной этнической уникальности, национальных традиций и языка путем создания диаспор, клубов, сообществ и проведения национальных, этнических праздников. В рамках вузов данные мероприятия знакомят студенческую молодежь с новыми народами, культурами и языками, служат развитию межнациональных отношений, расширяют границы международных контактов.
Однако, несмотря на многие положительные результаты межкультурного сотрудничества, иногда возможны сложности и проблемы, возникающие из-за существенной разницы и несовпадения норм, ценностей, традиций и особенностей мировоззрения представителей сту-
денческой молодежи разных культур. Поэтому на этапе возникновения подобных недопониманий вузы активно направляют социально-культурную деятельность на их преодоление. Социально-культурная деятельность «является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных особенностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив» [6, с. 9]. Она является эффективным инструментом осуществления межрегиональных и международных связей в разных областях жизни. На сегодняшний день она реализуется по определенным направлениям и формам. Существует множество форм научной и культурно-досуговой деятельности, в которой могут участвовать представители студенческой молодежи. Это культурные обмены продуктами социально-культурной деятельности, такими как предметы изобразительного искусства, фильмы, спектакли и др., обмен опытом художественных коллективов, делегаций, отдельных исполнителей. Также это спортивно-оздоровительные мероприятия, занятия туризмом, спортивным ориентированием, массовые спортивные мероприятия, конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности, студенческие лагеря с проектно-игровой культурой. Особенное значение уделяется совместной деятельности представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований и организации фестивалей, конкурсов, традиционных праздников разного масштаба, экспортно-импортная деятельность.
Решение межнациональных проблем как в образовательной, социальной, так и в культурной среде вуза играет важную роль для межкультурного объединения студенческой молодежи, для сохранения единства в поликультурном пространстве, а также для предотвращения межнациональной напряженности и социальных конфликтов.
Современные мировые высшие школы стремятся к привлечению большого процента иностранных студентов, поэтому перспективный подход к интеграции в рамках межкультурного сотрудничества - этнокультурный подход, который основан на принципе равенства всех этнических групп, на идеологии мультикультурализма.
В последнее время нашей стране удалось сформировать позитивную репутацию на международной арене в аспекте межкультурного взаимодействия и сотрудничества не только в политике и экономике, но и в образовательной, социальной и культурной сферах. Россия представляется миролюбивой, справедливой и сильной страной, которая оказывает влияние на все мировое сообщество. Большинство стран признает, что Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство с более 190 нациями и народностями - обладает высоким уровнем религиозно-культурной толерантности.
Основным субъектом межкультурного сотрудничества, безусловно, является личность студента, российского или иностранца. Каждый студент - активный творческий участник межкультурного сотрудничества, который вносит индивидуальный вклад в межнациональное взаи-
модействие и межкультурную коммуникацию. Российские и иностранные студенты - равноправные партнеры межкультурного диалога, овладение навыками которого способствует духовному взаимодействию представителей различных этносов, уважению, принятию и пониманию системы ценностных установок разных культур, что, в свою очередь, является условием уважения культур, языков, традиций, обычаев, ценностей других народов.
Таким образом, плодотворное межкультурное сотрудничество в многонациональном пространстве вуза является важным условием профилактики конфликтных ситуаций, снижения межнациональной напряженности. Проводимые в рамках межкультурного сотрудничества мероприятия учитывают национальный характер, этнические особенности и стереотипы для гармонизации межэтнических отношений студентов.
Литература
1. Бурыкина В. Г. Межкультурное сотрудничество: понятие, структура, функции // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 6 (73). - С. 37-38.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=120805&fld=134&dst=100077,0&rnd=0.0729737391836216#06354047280548085.
3. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / под ред. А. П. Садо-хина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. 8 сент. 2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
5. Жукова Л. С. Развитие межкультурной коммуникации в рамках реализации социально-культурной программы международного студенческого обмена // Язык и культура: сб. ст. XXVII Междунар. науч. конф. (26-28 окт. 2016 года). - Томск: Издат. дом Томск. гос. ун-та, 2017. - С. 87-90.
6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
7. Романенко Н. М. Межкультурное взаимодействие в полиэтническом пространстве МГИМО как фактор профилактики и предупреждения межнациональной напряженности // Пед. науки. Изв. Юж. федер. ун-та. -2016. - № 10. - С. 23-32.
8. Сафина М. С. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов гуманитарных вузов (на примере изучения иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 185 с.
References
1. Burykina V.G. Mezhkul'turnoe sotrudnichestvo: ponyatie, struktura, funktsii [Cross-cultural cooperation: concept, structure, functions]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education], 2013, no. 6 (73), pp. 37-38. (In Russ.).
2. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka [Universal Declaration of Human Rights]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=120805&fld=134&dst=100077,0&rnd= 0.0729737391836216#06354047280548085.
3. Grushevickaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Osnovy mezhkul 'turnoy kommunikatsii: uchebnik dlya vuzov [Bases of cross-cultural communication: The textbook for higher education institutions]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2002. 352 p. (In Russ.).
4. Deklaratsiya tysyacheletiya Organizatsii Ob'edinennykh Natsiy [United Nations Millennium Declaration]. (In Russ.). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
5. Zhukova L.S. Razvitie mezhkul'turnoy kommunikatsii v ramkakh realizatsii sotsial'no-kul'turnoy programmy me-
zhdunarodnogo studencheskogo obmena [Development of cross-cultural communication within implementation of the welfare program of the international student's exchange]. Yazyk i kul'tura: sb. statey XXVIIMezhdunar. nauch. konf. (26-28 oktyabrya 2016 goda) [Language and culture: Sat. Articles XXVII Intern. scientific conf. (October 26-28, 2016)]. Tomsk, Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2017, pp. 87-90. (In Russ.).
6. Kiseleva T.G., Krasilnikov Y.D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Sociocultural activity]. Moscow, MGUKI Publ., 2004. 539 p. (In Russ.).
7. Romanenko N.M. Mezhkul'turnoe vzaimodeystvie v polietnicheskom prostranstve MGIMO kak faktor profilaktiki i preduprezhdeniya mezhnatsional'noy napryazhennosti [Cross-cultural interaction in multiethnic space of MGIMO as a factor of prevention of international tension]. Pedagogicheskie nauki. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta [Pedagogical Sciences. Proceedings of the Southern Federal University], 2016, no. 10, pp. 23-32. (In Russ.).
8. Safina M.S. Formirovanie gotovnosti k mezhkul'turnoy kommunikatsii u studentov gumanitarnykh vuzov (naprimere izucheniya inostrannogo yazyka): diss. kand. ped. nauk [Formation of readiness for cross-cultural communication for students of human high education. Diss. PhD in pedagogy]. Kazan, 2005. 185 p. (In Russ.).
УДК 377
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Москаленко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Шевцова Маргарита Михайловна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования патриотических качеств личности студентов в образовательной организации высшего образования посредством их включения в волонтерскую деятельность. На основе анализа научной литературы приводится определение патриотизма, раскрывается двойственный характер понятия «патриотизм», выявляются патриотические качества личности, прослеживается связь между понятиями «патриотизм» и «волонтерство».
В статье раскрываются возможности волонтерского движения, его социально-значимого потенциала в современных социокультурных условиях, приводятся примеры разных видов волонтерской работы в КемГИК. Данный вид общественной деятельности, включая в себя в первую очередь реализацию самых разнообразных форм гражданского участия, популяризацию патриотически ориентированных ценностей и практик, позволяет сконцентрироваться российской молодежи на оказании конкретной помощи людям различных возрастных и социальных категорий: своим сверстникам, людям старшего поколения, осваивая при этом различные формы взаимопомощи и самопомощи. Эта особенность волонтерства, безусловно, включает студента вуза культуры в процесс реализации добровольческих инициатив, в том числе и патриотического содержания, способствуя тем самым формированию его патриотических качеств, возможности проявить их в реальной повседневной жизни.
В статье приводятся результаты социологического исследования, в котором приняли участие студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Данное исследование направлено на выявление отношения студентов вуза культуры к волонтерской деятельности, приоритетных мотивов, составляющих основу занятия волонтерством, а также взаимосвязи понятий «волонтер» и «патриот» с точки зрения современной молодежи.
Выявлено, что проблема включения студентов вуза культуры в волонтерскую деятельность является актуальной в современных условиях, находит активный отклик со стороны самих студентов. Почти половина студентов, принявших участие в исследовании, видят непосредственную связь между фено-