Научная статья на тему 'Результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике Крым'

Результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ / ENTRANTS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / EDUCATIONAL NEEDS / МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MONITORING RESEARCH / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Анастасия Владимировна

В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике Крым. Основным методом исследования являлось анкетирование обучающихся с инвалидностью. Полученные результаты были проанализированы в соответствии с предложенными показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Results of Monitoring the Educational Needs of Applicants with Disabilities in the Republic of Crimea

The article presents the results of monitoring the educational needs of students with disabilities in the Republic of Crimea. The main method of the study was to survey students with disabilities. The results were analyzed in accordance with the proposed indicators.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике Крым»

социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. - С. 290-312.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 93 с.

5. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. - № 10. -С. 374-377.

6. Рыльская Е. А. Психология жизнеспособности человека: дисс. ... д-ра психол. наук. -Ярославль, 2014. - 446 с.

7. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. - М.: МПГУ, Прометей, 2012. - 152 с.

8. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни, 2006. - 768 с.

А. В. Бородина

УДК [37.012:37-056.26](292.471)

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

отребность в образовании является значимой составляющей развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Получение высшего образования выступает определяющим фактором социализации и социокультурной интеграции личности, в том числе лиц с инвалидностью. Однако интеграция студентов с инвалидностью в образовательные условия вуза требует создания особых условий обучения, которые будут

учитывать их психофизиологические особенности, а также индивидуальные потребности. В связи с этим возникает потребность в проведении мониторинговых исследований в общеобразовательных организациях с целью выявления образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью.

Целью данной статьи является представление результатов мониторингового исследования на предмет выявления образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике Крым.

Сложность процесса интеграции студентов с инвалидностью в условия образовательной организации высшего образования определила интерес многих ученых к данной проблеме. А. Д. Барбитовой, С. В. Панюко-вой, Г. Г. Саитгалиевой проведены исследования наличия в образовательных организациях высшего образования специальных условий для обучения инвалидов. Социально-педагогические условия организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью освещены в трудах Ю. В. Богинской [2], потребности студентов с инвалидностью в процессе получения профессионального образования представлены в работах Т. А. Ярой и Л. О. Рокотянской [9].

В части определения образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью можно отметить, что большинство исследований сосредоточены на изучении отдельных аспектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения абитуриентов с инвалидностью (Д. Ф. Ро-маненкова, Н. А. Романович, Е. А. Мартынова) [3; 7; 8] и определении форм, методов, инновационных технологий профориентацион-ной работы с абитуриентами из числа инвалидов (Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская, Е. В. Мо-цовкина, А. А. Бикбулатова, Д. А. Джафар-Заде, В. В. Пчелинова, А. В. Карплюк, Е. А. Петрова) [5; 6; 9]. Анализ работ показал, что мониторинговые исследования образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью не были предметом изучения, что и обусловило выбор темы статьи.

Данное мониторинговое исследование проводилось с целью улучшения доступности

20/S/2

высшего образования для людей с инвалидностью и повышения эффективности образовательного процесса. Результаты, полученные при проведении мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью, были проанализированы в соответствии со следующими показателями:

1. Определенность в выборе будущей профессии.

2. Ведущие мотивы при выборе профессии.

3. Источники информации, на которые ориентируются абитуриенты при выборе профессии.

4. Потребность в помощи специалиста по профориентации.

5. Наиболее подходящие формы обучения для получения квалификации по выбранной профессии.

6. Необходимость создания особых условий, в том числе обеспечение техническими средствами при получении высшего образования.

7. Необходимость адаптации программы обучения для лиц с инвалидностью.

Выборку в ходе проведения мониторинга составил 51 обучающийся с инвалидностью из общеобразовательных организаций Республики Крым. Из них 30 - обучающиеся женского пола, 21 - мужского пола.

Среди опрошенных ограничения по зрению имеют 5 обучающихся; по слуху - 3; нарушения опорно-двигательного аппарата -13; другие заболевания (сахарный диабет - 4; заболевание почек - 2; сердечно-сосудистые заболевания - 2). По группам инвалидности респонденты распределились следующим образом: I группа - 1 обучающийся; III группа -4; категорию ребенок-инвалид до 18 лет имеют 37 обучающихся. Остальные обучающиеся при заполнении анкет не указали группу инвалидности и имеющуюся нозологию.

Так, ответы на вопрос: «Определились ли Вы со своей будущей профессией?» распределились следующим образом: 28,6 % опрошенных твердо уверены в том, какую профессию будут получать; 30,6 % обучающихся, несмотря на то, что определились с про-

фессией, сомневаются в правильности выбора; 12,2 % обучающихся видят свое профессиональное будущее лишь в общих чертах, и 28,6 % еще не выбрали будущую профессию (рисунок 1).

■ Да, ж твердо уьсрсн, кагую иртфскнк! (¡уду иилучить

: Определяло, во всюторыс еошзсши кччкч'сt

И Вижу CIKX:

црофсссношлыюс ÜV.IVII] 'X

лшль воЬщнх чертах

Еще ljc cixj га

будущую профессию

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Определились ли Вы со своей будущей профессией?».

Это говорит о том, что многие выпускники с инвалидностью еще не определились в полной мере с выбором будущей профессии, что, в свою очередь, требует проведения дополнительных мероприятий по профориентации для выпускников и их родителей.

На вопрос, в котором требовалось указать желаемую профессию, из 51 обучающихся дали ответ 25 человек. Профессии, которые выбрали обучающиеся, разделены на 5 типов в зависимости от предмета труда (классификация Е. А. Климова) (таблица 1).

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Укажите, какую профессию Вы выбрали»

№ п/п Тип профессии Количество обучающихся

1. «человек - природа» 1

2. «человек - человек» 11

3. «человек - знаковая система» 12

4. «человек - техника» 1

5. «человек - художественный образ» 2

Наиболее популярными среди абитуриентов стали профессии, относящиеся к типу «человек - знаковая система»: программист, бухгалтер, а также профессия юриста, относящаяся к типу «человек - человек».

При выборе будущей профессии обучающиеся ориентируются на следующие характеристики: популярность профессии, доход, который она приносит, легкость в овладении профессией, соответствие семейной традиции, увлечениям, хобби, а также карьерные перспективы. Тем не менее, ведущими мотивами выбора профессии среди обучающихся являются доход, который будет приносить выбранная профессия (53 %), а также соответствие профессии увлечению и хобби (55,1 %).

Отвечая на вопрос: «На какие источники информации Вы ориентируетесь при выборе профессии?», большинство обучающихся (65,3 %) отметили, что при выборе профессии они ориентируются на советы родителей, а также на информацию, которая размещена в социальных сетях и блогах (40,8 %), что показывает необходимость создания в социальных сетях групп, содержащих сведения о поступлении и обучении в конкретной образовательной организации высшего образования.

Для выявления потребности в помощи специалиста по профориентации были проанализированы ответы респондентов на вопрос: «Нужна ли Вам помощь специалиста по профориентации при выборе профессии?». Ответы на данный вопрос распределились следующим образом: 22,4 % обучающихся нуждаются в помощи специалиста, 42,8 % отрицают необходимость предоставления такой помощи, 4 % обучающихся уже получили консультацию и 30,6 % еще не определились в необходимости данных консультаций (рис. 2).

42,8%

■Да

■ Нет

■ Нет. т.к. я уже м::к> п£Г1фОП\*

^ Не 1НШй

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Нужна ли Вам помощь специалиста по профориентации при выборе профессии?»

Отвечая на вопрос: «Какие формы обучения удобны для получения знаний и квалификации по выбранной профессии?», большинство обучающихся (46,9 %) отметили, что предпочли бы очное обучение в группе со студентами без ограничений по здоровью, 30,6 % обучающихся изъявили желание учиться заочно (в том числе дистанционно), возможность очного обучения в группе со студентами с инвалидностью, а также очно-заочного обучения в группе со студентами без ограничений по здоровью привлекает равное количество респондентов (по 8,0 % выборов соответственно).

Мониторинговое исследование показало, что, в первую очередь, при получении высшего образования у обучающихся с инвалидностью могут возникнуть потребности в социально-психологическом сопровождении, разработке индивидуальной образовательной программы обучения, а также в специальном маршрутно ориентированном обеспечении доступной среды.

На вопрос: «Какое техническое оборудование и специальные услуги Вам необходимы при обучении в учреждении высшего образования?» ответы распределились следующим образом: 73,4 % обучающихся отметили, что не нуждаются в техническом оборудовании, 18,3 % нуждается в специализированных партах и стульях, а также в автоматизированном рабочем месте, 4,0 % нуждается в звукоусиливающем оборудовании, 4,0 % нуждаются в электронных лупах, сканирующих машинах, синтезаторах речи (рисунок 3).

Чиукпус нливанщее оборудование.

г I пдокдаша РЖЯ

| осстрсннис .тупы, скяшеруюшие

МОШШЕЫ. СП]ПС КПОр

речи

■ Сисцн*днэироынны с парты II стулья. аЕГТОМЗПШфОВаНЕЮС рабочее Н6ГГ0

Никиос

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какое техническое оборудование и специальные услуги Вам необходимы при обучении в учреждении высшего образования?».

Мониторинговое исследование также показало, что обучающиеся в общеобразовательных организациях Республики Крым считают необходимым изменять и адаптировать программу обучения для лиц с инвалидностью под их потребности (рисунок 4).

■ Нет, ЦрОИ (■ ".V N ооучеимя должны быть лля вши оли накопим! I

Да. 11рО[ртМЧЫ

0№'ЧС1ШЯ должны оыть адмп I [ронаиы м: Ii ] 1: ['.I: ];ri1.1пол

потребности людей с инвалид! [остью

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что программу обучения для лиц с инвалидностью необходимо изменять и адаптировать под их потребности?».

Таким образом, анализ ответов респондентов показал, что лишь половина обучающихся уже определились с будущей профессией, но при этом ориентированы на советы родителей, а также на информацию, которая размещена в социальных сетях. Треть обучающихся отметили, что при выборе профессии нуждаются в помощи специалиста по профориентации. В части создания специальных условий в ходе получения высшего образования преимущественное количество обучающихся отрицают необходимость в специализированном техническом оснащении. Результаты исследования позволяют определить перспективные направления в профори-ентационной работе с абитуриентами с инвалидностью, к которым можно отнести проведение мониторинга регионального рынка труда с последующей разработкой медиапас-порта востребованных профессий; разработку технологической карты профориентацион-ных мероприятий для работы с абитуриентами с инвалидностью; проведение профориен-тационных мастерских с целью мотивации абитуриентов с инвалидностью к поиску своей профессии.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью в Республике

Крым. Основным методом исследования являлось анкетирование обучающихся с инвалидностью. Полученные результаты были проанализированы в соответствии с предложенными показателями.

Ключевые слова: абитуриенты, обучающиеся, образовательные потребности, мониторинговое исследование, инвалидность.

SUMMARY

The article presents the results of monitoring the educational needs of students with disabilities in the Republic of Crimea. The main method of the study was to survey students with disabilities. The results were analyzed in accordance with the proposed indicators.

Key words: entrants, students, educational needs, monitoring research, disability.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобкова О. В. Модель профориентаци-онной работы с учащимися старших классов, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность / О. В. Бобкова, А. В. Ер-мина // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 5. - С. 89-93.

2. Богинская Ю. В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: монография. -Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.

3. Мартынова Е. А., Романович Н. А. Профессиональное самоопределение личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего профессионального образования / Е. А. Мартынова, Н. А. Романович // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: матер. всеросс. науч.-практ. конф. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск: ШГПИ, Каргапольский филиал ОГПУ «Шадринский Дом Печати», 2013. -С. 156-161.

4. Медведева Е. Ю. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России / Е. Ю. Медведева, В. А. Кудрявцев // Современные научные исследования и инновации -2016. - № 10 (66). - С. 481-488.

5. Моцовкина Е. В. Организация проф-ориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза: сборник: матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Специальное образование. - 2017. - С. 145-151.

6. Петрова Е. А. [и др.]. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. - 309 с.

7. Романенкова Д. Ф. Модель организации мониторинга инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - 2017. - № 1. - С. 64-68.

8. Романенкова Д. Ф. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования / Д. Ф. Романен-кова, Н. А. Романович // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 4 (20). - С. 110-113.

9. Ярая Т. А. Результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения профессионального образования / Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская // Стандарты и мониторинг в образовании. -2016. - Т. 4. - № 3. - С. 14-19.

А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, С. А. Картошкин, И. Г. Морозова

УДК 159.9:331.548

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ЧЕМПИОНАТ КОНКУРСОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ

С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

«АБИЛИМПИКС»

КАК МЕХАНИЗМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТАНОВЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ажным для современной России является процесс гуманизации отношения государства и общества к людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в рамках которого расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.

Успешная социализация, обеспечение полноценного участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) в жизни общества, эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а также профессионального становления обусловлены получением общего и профессионального образования.

Комплексная система профессиональной ориентации, позволяющая формировать мотивацию к трудовой деятельности, способствовать социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся, необходима для эффективной профессиональной реабилитации людей с ОВЗ. Позитивное отношение к людям с инвалидностью, занимающимся профессиональным саморазвитием и самосовер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.