5. Моцовкина Е. В. Организация проф-ориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ в условиях вуза: сборник: матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Специальное образование. - 2017. - С. 145-151.
6. Петрова Е. А. [и др.]. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. - 309 с.
7. Романенкова Д. Ф. Модель организации мониторинга инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - 2017. - № 1. - С. 64-68.
8. Романенкова Д. Ф. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования / Д. Ф. Романен-кова, Н. А. Романович // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 4 (20). - С. 110-113.
9. Ярая Т. А. Результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения профессионального образования / Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская // Стандарты и мониторинг в образовании. -2016. - Т. 4. - № 3. - С. 14-19.
А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, С. А. Картошкин, И. Г. Морозова
УДК 159.9:331.548
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
«АБИЛИМПИКС»
КАК МЕХАНИЗМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
ажным для современной России является процесс гуманизации отношения государства и общества к людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в рамках которого расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.
Успешная социализация, обеспечение полноценного участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) в жизни общества, эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а также профессионального становления обусловлены получением общего и профессионального образования.
Комплексная система профессиональной ориентации, позволяющая формировать мотивацию к трудовой деятельности, способствовать социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся, необходима для эффективной профессиональной реабилитации людей с ОВЗ. Позитивное отношение к людям с инвалидностью, занимающимся профессиональным саморазвитием и самосовер-
20/S/2
шенствованием, выступает важным фактором эффективности трудовой и профессиональной ориентации людей с инвалидностью и ОВЗ.
Сегодня инклюзивное образование России развивается на всех уровнях; по данным мониторинга образовательных организаций 2015 года в системе общего образования обучалось 481 587 инвалидов и лиц с ОВЗ, в системе профессионального образования -16 232 человек, высшего - 18 035 человек.
Выбор профессиональной траектории развития и успешное трудоустройство чрезвычайно важны для успешной социализации и благополучия инвалидов и лиц с ОВЗ. Однако положение таких граждан на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость -неоправданно низкой, хотя продуктивная самореализация этих людей возможна в самых различных видах профессиональной и социальной деятельности [1]. По данным Федеральной службы государственной статистики статус «инвалид» имеют 8,8 % населения, при этом постоянной работой обеспечены только 20,5 % из них [8].
Остро стоит необходимость не только помочь людям с инвалидностью выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно трудиться в рабочем коллективе, но и помочь осознать личностный и социальный смысл труда и профессии, свое место в мире и свои таланты [3; 4; 6; 11]. В связи с этим считаем необходимым более подробно рассмотреть конкурсы профессионального мастерства, которые могут стать одним из эффективных механизмов профессионального становления для людей с инвалидностью и ОВЗ.
Цель статьи - представление потенциала Национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс» в части профессионального становления людей с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи статьи включают изучение потенциала конкурсов профессионального мастерства как механизма профессионального становления людей с инвалидностью; изучение
Международного движения Abilympics International; анализ основных положений конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» в России; рассмотрение результатов и перспектив развития данных конкурсов.
Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике и психологии профессионального образования, в психологии труда, профориентологии и т. д. В энциклопедии профессионального образования профессиональное становление определяется как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самоактуализацию и реализацию себя в труде. Этот процесс охватывает длительный период жизни человека: с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни» [12, с. 382].
По мнению Э. Ф. Зеера, «профессиональное становление - это процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» [5, с. 139].
В свою очередь Симоненко В. Д. под профессиональным становлением определяет «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» [7, с. 355].
Профессиональное становление - это сложный процесс изменения личности, пре-
образования ее личностных и профессиональных качеств. Результатом профессионального становления личности является приобретенная индивидом способность к выполнению функциональных обязанностей, а также определенный уровень мастерства и искусности в профессиональном занятии, на что в конечном итоге и нацелены конкурсы профессионального мастерства [2]. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства являются одним из эффективных механизмов профессионального становления любого специалиста, в том числе с инвалидностью.
Абилимпикс - международное движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
Движение зародилось в Японии в 70-х годах. Инициатором этого движения являлась и по сей день является Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу (Japan Organization for Employment of the Elderly, Persons with Disabilities and Job Seekers, JEED), созданная в 1971 году. В 1972 году была поведена первая олимпиада способностей, которая ставила перед собой следующие задачи: улучшение профессиональных навыков инвалидов, повышение мотивации и новая система популяризации трудоустройства людей с инвалидностью среди работодателей. Победители олимпиады получали награды и возможность получить хорошую работу. Организаторам «Абилимпикс» удалось привлечь внимание государства и работодателей к проблеме трудоустройства людей с инвалидностью. Но самая главная проблема, которую удалось решить, - это мотивация самих инвалидов. В настоящее время в Японии почти в каждом квартале имеются учебные центры для людей с ОВЗ, в каждом из которых обучается по 1020 человек, и именно по тем специальностям, которые нужны в данной местности. Таким образом удалось повысить процент трудоустроенных людей с инвалидностью до 80 % [9].
В 1981 году в ознаменование Международного года инвалидов ООН первый международный чемпионат Абилимпикс был про-
веден в Токио, чей успех сыграл важную роль в продолжении международных олимпиад Abilympics, которые сейчас проходят каждые 4 года.
В настоящее время Международное движение Abilympics International охватывает широкий спектр деятельности по поддержке трудоустройства людей с инвалидностью, включающий в себя проведение международных соревнований по профессиональному мастерству среди инвалидов, проходящих по олимпийской системе.
Успех первого Международного Конкурса Абилимпикс, проведенного во Франции, вдохновил Колумбию провести второй Международный Конкурс в 1985 году. В ходе этого мероприятия было предложено создать международную организацию, целью которой будет продвижение Международных конкурсов и их проведение на регулярной основе.
После многочисленных обсуждений между теми, кто был вовлечен в организацию Международных Конкурсов, в ходе третьего Международного конкурса в Гон-Конге была создана Международная Федерация Абилимпикс (МФА). Это оказалось значительным шагом вперед для реализации философии Абилим-пикс. Цель, которую ставит перед собой Международная Федерация Абилимпикс (International Abilympic Federation), - повышение стандартов профессиональной подготовки инвалидов по всему миру. Основными ценностями международного движения Абилимпикс являются целостность, прозрачность, справедливость, партнерство и инновация.
Движение Абилимпикс в качестве основных задач рассматривает повышение стремления инвалидов к профессиональной независимости, улучшение их профессиональных навыков; поднятие на новый уровень общественного восприятия профессиональных возможностей инвалидов и их участие в социально-экономической жизни; поддержку полной интеграции инвалидов в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию; способствование международному обмену и дружбе между участниками; способствование вовлечению соответствую-
20/S/2
щих правительств в процесс улучшения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов [13].
Следующие международные конкурсы проводились в Перте (Австралия, 1995), Праге (Чехия, 2000), Дели (Индия, 2003), Шизуо-ке (Япония, 2007), где конкурс проводился одновременно с Соревнованиями World Skills, и в Сеуле (Корея, 2011), 9-ый Международный Конкурс успешно прошел в Бордо (Франция, март 2016).
Форматы соревнований постепенно трансформировались и расширялись: теперь они не ограничиваются профессиональными соревнованиями, но и включают многочисленные выставки, мастер-классы и международные семинары, целью которых является увеличение общественной осведомленности о людях с ограниченными возможностями, их широком потенциале и о вкладе, который они могут привнести в общество.
В России движение, объединяющее 46 стран мира, развивается с 2014 года, являясь частью международного движения «Абилим-пикс». Проведение конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью в рамках этого движения нацелено на создание эффективной системы профессиональной ориентации и мотивацию людей с инвалидностью к профессиональному образованию, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Определен комплекс задач конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс»:
- развитие системы профессиональной ориентации через конкурсы профессионального мастерства;
- популяризация профессий и специальностей, направлений подготовки, реализуемых в системе среднего профессионального и высшего образования, с целью трудоустройства и самореализации инвалидов различных нозологий;
- повышение мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования и трудоустройству;
- повышение мотивации студентов с инвалидностью к развитию профессионального мастерства;
- стимулирование выпускников и молодых специалистов с инвалидностью к дальнейшему профессиональному и личностному росту;
- формирование инклюзивной культуры в профессиональном образовании посредством привлечения волонтеров к проведению конкурсов профессионального мастерства «Аби-лимпикс»;
- содействие формированию готовности педагогических работников образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования к работе с инвалидами через участие в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс»;
- содействие трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью;
- вовлечение работодателей в процесс инклюзивного профессионального образования и последующего трудоустройства людей с инвалидностью.
Система конкурсов профессионального мастерства проводится в 2 этапа:
I этап - региональный отборочный этап Национального чемпионата, проводимый на уровне субъектов Российской Федерации;
II этап - Национальный чемпионат, проводимый на федеральном уровне.
Участниками конкурса могут стать граждане Российской Федерации с инвалидностью и ОВЗ, которых распределяют по трем категориям соревнований: «школьники», «студенты» и «специалисты», что обеспечивает поэтапное профессиональное становление людей с инвалидностью.
Программа конкурсов состоит из соревновательной, профориентационной, деловой и культурной частей.
Соревновательная программа представлена четырьмя видами:
- соревнования для «школьников», которые проводятся по технологии профессиональных проб, предусматривают выполнение заданий по утвержденному списку компетенций Национального чемпионата для данной категории;
- соревнования для «студентов», организаций профессионального образования, пре-
дусматривающие выполнение практических конкурсных заданий по утвержденному списку компетенций Национального чемпионата;
- соревнования для «специалистов», предусматривающие выполнение практических конкурсных заданий по утвержденному списку компетенций Национального чемпионата;
- соревнования по презентационным компетенциям, которые могут быть предложены участниками соревнований, партнерами-работодателями, общественными организациями инвалидов, проводимые за счет ресурсного обеспечения организаций, по инициативе которых они введены.
Проводимые семинары, мастер-классы, выставки образовательных учреждений информируют инвалидов, школьников, имеющих инвалидность, и их родителей о перспективных и востребованных для инвалидов профессиях.
Деловая программа включает проведение тематических круглых столов и Всероссийской конференции по вопросам профориентации, развития инклюзивного профессионального образования, организации содействия трудоустройству людей с инвалидностью, которая проходит посредством выстраивания коммуникативных площадок между работодателями и участниками конкурсов, а также проведения «Ярмарки вакансий».
Культурная программа конкурсов включает открытие мероприятия и презентации творческих коллективов, концерты, выставки, спектакли, в том числе с участием людей с инвалидностью.
На соревновательной площадке конкурсов участники знакомятся с миром профессий и специальностей всех уровней образования, могут сформировать индивидуальную траекторию развития.
В специализированных и общеобразовательных школах с целью мотивации к получению профессионального образования проводятся встречи с участниками и победителями соревнований Абилимпикс, где ребята с инвалидностью рассказывают личные истории успеха, о том, как они получали образование и где трудоустроены.
С целью подготовки к конкурсам Аби-лимпикс на базе колледжей и вузов организуются тренировочные площадки для школьников, где они через систему дополнительного образования осуществляют подготовку к отборочным этапам и Национальному чемпионату.
Для вовлечения работодателей в движение Абилимпикс с целью трудоустройства участников создан координационный совет, в который входят представители ассоциаций работодателей, крупные отраслевые предприятия и организации, имеющие региональную сеть. В субъектах Российской Федерации формируются координационные советы региональных отборочных этапов, объединяющие партнеров-работодателей по компетенциям, спонсоров и некоммерческие организации с целью вовлечения в движение Абилимпикс, формирования тренировочных площадок по подготовке к соревнованиям, предоставления наставников и экспертов от предприятий, участия в разработке конкурсных заданий, трудоустройства участников соревнований.
На сайте Национального чемпионата «Абилимпикс» создан банк резюме участников региональных отборочных этапов и Национального чемпионата. С согласия участника в базе данных размещается резюме, которое могут просматривать партнеры-работодатели с целью трудоустройства участников, резюме победителей Национального чемпионата размещаются на крупнейших рекрутин-говых и кадровых порталах России.
С участниками, которые продолжают обучение, ведется работа по заключению «отложенных» договоров по трудоустройству. Данный договор с партнером-работодателем предполагает в случае успешного прохождения стажировки участником в процессе обучения последующее трудоустройство на предприятии.
Еще одной важной задачей Российского движения «Абилимпикс» является развитие волонтерского движения. Для решения этой задачи в каждом субъекте Российской Федерации создаются волонтерские центры «Аби-лимпикс», на базе одной из образовательных организаций: ведущего вуза региона, имею-
20/Я/2
щего опыт реализации обучения людей с инвалидностью; опорного или федерального университета, базовой профессиональной образовательной организации по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Представители организаций, на базе которых создан волонтерский центр «Абилим-пикс» включаются в состав организационных комитетов региональных отборочных этапов.
Волонтерские центры «Абилимпикс» участвуют в информационном продвижении конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью в регионе; формируют сеть волонтерских организаций региона для трансляции опыта по работе с людьми с инвалидностью; заключают сетевые соглашения с образовательными организациями, партнерами-работодателями, общественными организациями инвалидов, некоммерческими общественными организациями, региональными центрами занятости в целях совместного участия в профориентационных мероприятиях «Абилимпикс», организации и проведении регионального отборочного этапа, организации повышения квалификации экспертов и волонтеров «Абилимпикс».
Немаловажной задачей является информационное продвижение конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», которое реализуется для повышения известности конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью среди широких слоев населения; формирования позитивного отношения к людям с инвалидностью, занимающимся профессиональным саморазвитием и самосовершенствованием; повышения информированности потенциальных работодателей о профессиональных компетенциях людей с инвалидностью; повышения лояльности работодателей к набору сотрудников с инвалидностью; мотивирования людей с инвалидностью к профессиональному росту и развитию и привлечения их к участию в Национальном чемпионате «Абилимпикс».
Информационное продвижение Национального чемпионата осуществляется с помощью нескольких каналов:
- сайта Национального чемпионата - основного информационного источника о со-
бытиях, связанных с конкурсом; о новостях и трендах, существующих в области профессионального развития лиц с инвалидностью; содержащего подробную информацию об участниках, процедурах и результатах конкурса;
- пресс-событий (пресс-конференций, брифингов, пресс-туров), обеспечивающих вовлеченность представителей средств массовой информации в идею Национального чемпионата;
- материалов в средствах массовой информации, обеспечивающих информированность общественности о событиях, связанных с конкурсом;
- официального сайта Минобрнауки России, Минтруда России и других заинтересованных ведомств, сайта «2Ы1-уте$1е», государственной программы Российской Федерации «Доступная средам» на 2011-2020 годы, размещающих информацию о подготовке и организации проведения Национального чемпионата;
- социальных сетей, в частности, официальных групп конкурса в БасеЪоок и Укойаке и аккаунтов Национального чемпионата в сети Instagram и УоиШЬе, призванных стать площадками для обсуждения событий, мнений и концепций, касающихся конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и в целом процессов профессионального развития и самосовершенствования лиц с инвалидностью.
По результатам конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью 2016 года трудоустроено 47 участников, стажировки получили 78 человек. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы взяты обязательства по содействию в трудоустройстве всех 187 участников чемпионата г. Москвы.
Субъекты Российской Федерации продолжают проводить работу по трудоустройству участников и организации их стажировок на предприятиях регионов. Начиная с 2017 года, планируется проводить мониторинг результатов трудоустройства и закрепления участников на рабочих местах.
В целях дальнейшей координации прове-
дения региональных и национальных чемпионатов мы видим целесообразность создания Национального центра развития конкурсов профессионального мастерства «Абилим-пикс».
В 2017 году конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс» планировалось провести по 60 профессиональным компетенциям в категориях «студенты», «молодые специалисты» и «специалисты»; по 18 компетенциям в категории «школьники».
Кроме того, в 2017 году были организованы, проведены и подведены итоги региональных отборочных этапов и III финала Национального чемпионата «Абилимпикс». Сформирована сеть базовых профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы не менее чем в 60 субъектах Российской Федерации, в которых создана материально-техническая и организационно-методическая база для подготовки и проведения региональных отборочных этапов «Абилимпикс». Во всех базовых профессиональных образовательных организациях созданы региональные координационные центры по развитию движения «Абилимпикс».
Для вовлечения работодателей в движение «Абилимпикс» в субъектах Российской Федерации будут созданы координационные советы работодателей. Перечень компетенций, по которым проводятся региональные отборочные этапы, будет соответствовать запросам регионального рынка труда.
Сформированный единый календарь региональных отборочных этапов и мероприятий деловой программы позволит создать условия для межрегионального взаимодействия организаторов и участников движения «Аби-лимпикс».
В настоящее время важно сформировать условия для разработки и реализации целевых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации организаторов, экспертов и волонтеров конкурсов профессионального мастерства через организацию сетевого взаимодействия Ресурсных учебно-методических центров с Базовыми про-
фессиональными образовательными организациями.
Ожидаемые результаты проведения конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью:
1. Повышение доступности образовательных услуг для людей с инвалидностью за счет расширения каналов информирования абитуриентов и их родителей об образовательных организациях, перечне образовательных программ и перспективных профессиях для трудоустройства людей с инвалидностью в рамках конкурсов профессионального мастерства. Это приведет к увеличению числа студентов, обучающихся по программам СПО и ВО.
2. Повышение качества профессионального образования за счет вовлечения работодателей в систему подготовки кадров (эксперты из числа работодателей), повышение квалификации педагогического состава через систему подготовки экспертов к конкурсам профессионального мастерства, повышение мотивации обучающихся-инвалидов к развитию профессионального мастерства, что приведет к повышению сохранности контингента обучающихся из числа людей с инвалидностью.
3. Повышение трудоустраиваемости выпускников из числа людей с инвалидностью за счет публичной демонстрации профессионального мастерства уровня, конкурентного на рынке труда на открытых соревновательных площадках, вовлечения широкого круга работодателей к организации, судейству конкурсов, распространения опыта сопровождаемого трудоустройства г. Москвы.
4. Повышение мотивации работодателей к приему на работу инвалидов, переход от позиции социальной миссии к оценке профессиональных качеств людей с инвалидностью.
5. Формирование системы независимой оценки квалификации обучающихся с инвалидностью - участников соревнований.
6. Формирование сети партнерских организаций по развитию инклюзивного профессионального образования: волонтерских центров «Абилимпикс», базовых профессиональ-
20/S/2
ных образовательных организаций, Ресурсных учебно-методических центров [10].
В заключение отметим, что успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ОВЗ напрямую зависят от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалиднос-тью «Абилимпикс» являются одним из механизмов профессионального становления, так как касаются многих аспектов профессионального становления обучающихся с ОВЗ.
Сравнительный анализ трудоустройства участников чемпионатов наглядно показывает, что уровень выступления участников на финале Национального чемпионата значительно выше в тех субъектах Российской Федерации, в которых состоялись региональные отборочные этапы чемпионата.
Целенаправленная работа образовательных организаций по подготовке к участию, само участие, а также организация региональных конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» влияют не только на процесс становления обучающихся с инвалидностью, но и на качество профессионального образования в целом.
Планируется поэтапное наращивание масштаба движения «Абилимпикс» на территории Российской Федерации за счет создания Национального центра развития движения «Абилимпикс», региональных центров развития движения «Абилимпикс» в субъектах РФ.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс» в вопросах профессионального становления граждан РФ, имеющих инвалидность или ОВЗ, как сложного процесса изменения личности, преобразования ее личностных и профессиональных качеств. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются как эффективный механизм профессионального становления. Представлены основные положения, результаты и перспективы развития Национальных чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс».
Ключевые слова: профессиональное становление, лица с инвалидностью, конкурс профессионального мастерства, Абилимпикс.
SUMMARY
The article examines the role of the professional skills competition for people with disabilities - Abilympics in the professional development of Russian citizens with disabilities as a complex process of changing the personality, transforming personal and professional qualities. Competitions of professional skill are considered as an effective mechanism of professional development. The main provisions, results and prospects for the development of the National championships of professional skill "Abilympics" presented.
Key words: professional formation, persons with disabilities, professional identity, professional skills competition, Abilympics.
ЛИТЕРАТУРА
1. 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году [Электронный ресурс]. -URL: http://www.garant.ru/article/678950.
2. Бикбулатова А. А. Комплексная модель трудоустройства инвалидов: мат. Всерос. На-уч.-прак. конф. 31 октября 2016 г. / А. А. Бикбулатова, Е. Н. Ким // Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / под науч. ред. Н. Б. Починок, Е. А. Петровой. - М.: РГСУ, 2016. - С. 39-59.
3. Бутрина В. И. Качество жизни инвалидов: анализ современной ситуации в России // Уровень жизни населения регионов России. -2014. - № 4. - С. 129-137.
4. Гаранин В. Трудоустройство инвалидов /В. И. Бутрина // Охрана труда и соц. страхование. - 2016. - № 2. - С. 75-82.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - 2. изд., перераб., доп. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 329 с.
6. Кройтор С. Н. Доступ к образованию инвалидов в России: возможности и препятствия // Социол. исслед. - 2013. - № 5. -С. 104-110.
7. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов /
Е. И. Дуканова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2005; Архангельск: ИПП Правда Севера. -365 с.
8. Общая численность инвалидов по группам инвалидности: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/c onnect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/disabilities/#.
9. Савостьянова Е. «Абилимпикс» - олимпиада возможностей для инвалидов [Электронный ресурс] // Эл. журнал Новый бизнес. -URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/repor tages/abolimpics-olimpiada-vozmozhnostei.html.
10. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / под ред. Е. А. Петровой. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. - 300 с.
11. Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью // Социальное здоровье: проблемы и решения. -2015. - № 2. - С. 92-134.
12. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / рук. авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев. - М.: Рос. акад. образования: Проф. образование. - 1999. - Т. 2. -440 с.
13. International Abilympic Federation (hereinafter called IAF) Constitution [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jeed.or.jp/ english/ia/iaf_constitution.html.
/Щ)
В. И. Лахмоткина, М. А. Плеханова
УДК 376.3
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
клюзивное образование предполагает создание особых условий, позволяющих осуществлять совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников. Создание таких условий предусматривает не только организацию доступной среды, но и особого подхода к образовательному процессу, структурирование учебной деятельности, дополнительных занятий с учетом специфики конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Нарушение речевого развития входит как обязательный признак во все классификационные схемы и встречается при аутизме во всех случаях.
Указанная категория детей нуждается в обязательных дополнительных логопедических занятиях, направленных на преодоление затруднений в получении образования, вызванных нарушениями речевого развития. Логопеды в системе общеобразовательных организаций, как правило, недостаточно информированы об особенностях работы с данной категорией детей и испытывают значительные трудности при проведении коррекцион-ных занятий.
Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, должна учитывать особенности их речевого развития и проводиться при соблюдении опре-