Научная статья на тему 'Результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2014 году'

Результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2014 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузы / мониторинг / universities / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Ф. Ерашов, В. В. Тынченко, Н. А. Шепета

Представлены некоторые результаты мониторинга эффективности деятельности вузов России и Красноярского края за 2013 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONITORING RESULTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION EFFICIENCY IN 2014

Some of Russian and Krasnoyarsk region educational institutions monitoring results in 2013 are represented.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2014 году»

воспроизводящий аристократические убеждения Платона и Аристотеля, был представлен в идее о том, что представители социального авангарда должны занять ведущую роль в деле культурного просвещения народа. Ф. М. Достоевский в данном отношении отмечал: «Народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом» [1]. Великий мыслитель показывает в данном положении, что специалист в области культуры формируется на основе исторической традиции народа и, соответственно, несёт в своём личностном образе лучшие определения народного духа. В подтверждение данного тезиса можно привести высказывание ещё одного выдающегося теоретика идеи аристократии - Н. А. Бердяева: «Аристократическая идея требует реального господства лучших... Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остается на веки веков высшим принципом общественной жизни. Отыщите человека самого способного в данной стране, поставьте его так высоко, как только можете, неизменно чтите его, и вы получите вполне совершенное правительство...» [2]

Таким образом, практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании должно быть

направлено на формирование в будущих специалистах качеств личностного и профессионального совершенства - таков императив отечественной философской традиции всех времен. Данная идея предполагает двуединство принципов аристократизма и соборности в управлении обществом, когда имеет место диалектика управления и самоуправления (управляют лучшие, но они избраны из народа, ему подчиняются, ему подконтрольны).

Библиографические ссылки

1. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1883 г. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 21. М. : Наука, 1980. С. 93.

2. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М. : Аст, 2006. С. 145-146.

References

1. Dostoevskii F.M. Dnevnik pisatelya, 1883 y. Polnoe sobranie sochinenii : v 30 t. T. 21. M. : Nauka, 1980. P. 93.

2. Berdyaev N. A. Filocfiya neravenstva. M. : Ast, 2006, p. 145-146.

© Григоренко Д. Е., 2014

УДК 378.014.15

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

Г. Ф. Ерашов, В. В. Тынченко, Н. А. Шепета

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: erashov1948@mail.ru

Представлены некоторые результаты мониторинга эффективности деятельности вузов России и Красноярского края за 2013 год.

Ключевые слова: вузы, мониторинг.

THE MONITORING RESULTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

EFFICIENCY IN 2014

G. F. Erashov, V. V. Tynchenko, N. A. Shepeta

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: erashov1948@mail.ru

Some of Russian and Krasnoyarsk region educational institutions monitoring results in 2013 are represented.

Keywords: universities, monitoring.

Мониторинг эффективности деятельности вузов проводится Министерством образования и науки Российской Федерации в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, усиления результативности функ-

ционирования образовательной системы за счет повышения качества управленческих решений, а также для выявления нарушения требований законодательства об образовании.

В мониторинге в 2014 году приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций

высшего образования и 1356 филиалов. При этом 20 головных вузов и 38 филиалов (из числа лицензированных) не предоставили сведения о своей деятельности.

В этом году был применен усовершенствованный проект концепции мониторинга эффективности вузов, разработанный Минобрнауки совместно с Российским союзом ректоров. Так, при оценке были исключены термины «признаки неэффективности» и «неэффективный вуз», филиалы проходили мониторинг на равных условиях с головными вузами, при этом учитывалась не только отраслевая, но еще и региональная специфика образовательных учреждений. В зависимости от территориальной дифференциации определены разные медианные значения показателей - для каждой группы субъектов федерации, кроме того, введена корректировка пороговых значений показателей в соответствии с медианными значениями (табл. 1).

Процедура мониторинга проводилась в три этапа: сбор данных и расчёт базовых показателей эффективности; экспертная оценка эффективности деятельности вуза по расширенному набору показателей; принятие итогового решения на заседании межведомственной комиссии (МВК).

Во исполнение приказа Минобрнауки РФ от

17 марта 2014 № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования», согласно письму Минобрнауки от

18 марта 2014 г. № АК-610/05 наш университет представил в Департамент государственной политики в сфере высшего образования информацию о деятельности СибГАУ в 2013 году.

Сбор и аналитическая обработка данных выполнялись по 7 основным (Е.1 - Е.7) и 1 дополнительному (Е.8) показателю:

Е.1. Образовательная деятельность

Е.2. Научно-исследовательская деятельность

Е.3. Международная деятельность

Е.4. Финансово-экономическая деятельность

Е.5. Инфраструктура

Е.6. Трудоустройство (только для вузов)

Е.7. Приведенный контингент студентов (только для филиалов)

Е.8. Дополнительные показатели образовательных организаций (различные, в зависимости от специфики деятельности вуза / филиала). Для вузов, не имеющих отраслевой специфики - кадровый состав, характеризующий качественный состав научно-педагогических кадров (остепенённость профессорско-преподавательского состава), что тесно коррелирует с аккреди-тационными требованиями.

В мониторинге принимали участие 10 вузов Красноярского края и 31 филиал.

Среди вузов: 9 - государственных, 1 - не государственный (находится в стадии реорганизации / решением МВК отнесен к группе нуждающихся в реорганизации), из них 3 вуза обладающих спецификой деятельности (Красноярская государственная академия музыки и театра; Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Вой-но-Ясенецкого; Красноярский государственный художественный институт).

Среди филиалов: 21 - государственный (4 - реорганизация) и 10 не государственных (3 - реорганизация), из них 2 филиала обладающих спецификой деятельности (Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России; Филиал Московского государственного университета культуры и искусств в г. Норильске).

Аналитические материалы о результатах расчета показателей мониторинга эффективности по тем организациям, у которых выполнено менее четырех показателей из восьми, более детально были рассмотрены на заседаниях рабочих групп МВК. Всего по России в числе таких вузов оказались 238 головных и 772 филиала (из них государственных и муниципальных 79 и 489 соответственно). В числе таких вузов оказались Красноярский государственный аграрный университет (КрасГАУ, приведенный контингент студентов -6 472 ед., 3 показателя) и Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ, 4 475 ед., 3).

Таблица 1

Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов

Год Образовательная деятельность, балл Научно-исследовательская деятельность, тыс. руб. Международная деятельность, % Финансово-экономическая деятельность, тыс. руб. Инфра-структура, м2 Трудоустройство, % Приведенный контингент студентов, ед. Дополнительные показатели

Вуз 2014 60 70,1 1,0 1 566,11 14,5 97,778 - 2,87

2013 60 50 1 1 100 11 97,932 - -

к 2014 60 70,1 1,0 1 566,11 14,5 - 220 2,87

© 2013 50 1,07 - 700 5 - 220 60*

* Доля ППС с учеными степенями и званиями.

Каждый из таких вузов и филиалов рассматривался экспертами индивидуально с учетом мнения всех заинтересованных сторон, а также представленной вузами, их ключевыми работодателями и органами власти дополнительной информации. Особое внимание уделялось структуре образовательных программ, уровню подготовки преподавателей и научных работников, территориальному расположению вузов (что особенно важно для небольших городов), соответствию специальностей и направлений подготовки приоритетам экономического развития региона. По итогам заседаний были даны рекомендации межведомственной комиссии о необходимости реорганизации 8 государственных и муниципальных вузов и 206 филиалов, а также 85 негосударственных вузов и 226 филиалов. Вместе с тем, было единогласно рекомендовано считать нецелесообразной реорганизацию 46 государственных и муниципальных вузов и 172 филиалов, 26 негосударственных вузов и 7 филиалов. По 25 государственным и муниципальным вузам и 48 негосударственным вузам мнения экспертов разделились.

По Красноярскому краю 4 и более показателей выполнили 7 вузов. Среди них два вуза медицинской и творческой направленности, которые опередили Сиб-ГАУ по результатам мониторинга, превысив 7 и 6 пороговых значений показателей эффективности: Красноярская государственная академия музыки и театра (КГАМТ, 479 ед., 7 показателей) и Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (КГМУ, 4 072 ед., 6).

Результаты мониторинга СибГАУ продемонстрировали эффективность деятельности университета по пяти критериям. Такой же результат показали еще 4 вуза, в том числе и СФУ (табл. 2). Показатель по образовательной деятельности в СибГАУ превысил

пороговое значение на 6,3 %, по инфраструктуре -на 7,4 %, по трудоустройству - на 1 %, высокие показатели эффективности научно-исследовательской деятельности (порог превышен почти в 5 раз) и качества кадрового состава (превышение порога более чем в 2 раза).

Вместе с этим, у нас есть и резервы роста эффективности: имеется отклонение значения показателя в меньшую сторону при оценке финансово-экономической деятельности (1 425,49 не достигло порогового значения 1 566,11 на 1 научно-педагогического работника - НПР), аналогично и по международной деятельности (0,65 против 1).

При правильном представлении финансовых показателей СибГАУ за 2013 г. объем средств на 1 НПР должен быть равным 2 139,53 тыс. руб., что существенно перекрывает пороговое значение показателя.

Кроме того, расчет показателя по международной деятельности Е3.1 (в соответствии с Методикой расчета показателей мониторинга эффективности...) должен вестись по приведенному контингенту обучающихся по направлениям / специальностям, на которые предусмотрен прием иностранных граждан, а не по суммарному для всех направлений и специальностей приведенному контингенту. Для нашего вуза суммарный приведенный контингент студентов по программам ВПО (без филиалов) на 01.10.2013 года составил 5320,3 чел. За вычетом контингента студентов, обучающихся по программам ракетно-космической направленности, информационной безопасности, дистанционного зондирования Земли (967 чел. очного отделения) приведенный контингент составляет 4 353,3 чел. Значение показателя в этом случае должно быть равно 0,8, а не 0,65, как рассчитано Организаторами мониторинга.

Таблица 2

Результаты выполнения показателей вузами Красноярска

№ Наименование показателя КГАМТ КГМУ КГХИ СФУ СибГАУ КГПУ КрасГАУ СибГТУ

Е.1 Образовательная деятельность 72,53 70 71,38 68,28 63,78 68,06 и 55,32 и 56,94

Е.2 Научно- исследовательская деятельность 87,18 81,92 145,16 165,19 334,31 84,3 291,87 102,06

Е.3 Международная деятельность 1,46 1,87 и 0,33 и 0,88 и 0,65 и 0,58 и 0,39 и 0,27

Е.4 Финансово- экономическая деятельность 1579,34 2337,55 и 1508,57 2234,35 и 1425,49 и 1359,99 1714,4 и 1534,65

Е.5 Инфраструктура 26,77 и 11,19 19,85 и 14,4 15,57 и 13,42 14,97 14,63

Е.6 Трудоустройство 100 99,634 97,778 98,463 98,755 99,145 и 97,211 и 96,843

Е.8 Дополнительный показатель 58,36 80,07 59,72 5,48 6,02 4,85 и 2,84 4,85

и

- показатель ниже порогового значения.

По филиалам Красноярского края картина хуже, чем по головным вузам. Только филиал КГПУ в г. Железногорске имеет удовлетворительный результат (4 показателя), остальные филиалы, в том числе и филиалы нашего университета, не смогли достичь этого минимума. Так, филиал СибГАУ в г. Железногорске соответствует только 3 критериям, а у филиала в г. Зеленогорске всего 2 показателя выше пороговых значений.

Таким образом, можно подвести итог, что процедура мониторинга для вузов - это возможность пози-

ционировать себя в системе высшего образования, произвести анализ инфраструктуры, образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической ситуации в университете, узнать свои сильные и слабые стороны, обозначить развитие тех направлений деятельности, которые в этом особенно нуждаются.

© Ерашов Г. Ф., Тынченко В. В., Шепета Н. А., 2014

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ»

К. Ф. Голиковская, В. Ю. Журавлев, В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: vz@sibsau.ru, keraty@mail.ru, dla@sibsau.ru

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению подготовки 160700.

Ключевые слова: интегрированная система, федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, специалитет, магистратура, практика.

FEATURES PRACTICE-ORIENTED TEACHING IN ENGINEERING EDUCATION

IN "ROCKET ENGINE"

K. F. Golikovskaya, V. U. Zshuravlev, V. P. Nazarov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: vz@sibsau.ru, keraty@mail.ru, dla@sibsau.ru

The author presents result of analysis features practice-oriented teaching in engineering education in "rocket engine".

Keywords: integrated system, the federal state educational standards, вachelor's, specialist's, master's, practice.

В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования отмечено, что инженерно-технический работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью, быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда.

В техническом вузе необходимость взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки заложена в специфике учебного заведения, что закономерно ведет к тому, чтобы обучение имело профессиональную направленность. Профессиональная направленность обучения рассматривается как средство: сделать процесс обучения профильно-ориентированным или профессионально-ориентированным [1].

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования высшая школа перешла на

новую - «уровневую» - систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые - «федеральные» - государственные образовательные стандарты. Это очередной шаг России, как участницы Болонско-го процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и оценку результатов образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т. е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.