Научная статья на тему 'Особенности практико-ориентированного обучения в инженерном образовании по специальности «Ракетные двигатели»'

Особенности практико-ориентированного обучения в инженерном образовании по специальности «Ракетные двигатели» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированная система / федеральный государственный образовательный стандарт / бакалавриат / специалитет / магистратура / практика / integrated system / the federal state educational standards / вachelor’s / specialist’s / master’s / practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К Ф. Голиковская, В Ю. Журавлев, В П. Назаров

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению подготовки 160700.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К Ф. Голиковская, В Ю. Журавлев, В П. Назаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PRACTICE-ORIENTED TEACHING IN ENGINEERING EDUCATION IN “ROCKET ENGINE”

The author presents result of analysis features practice-oriented teaching in engineering education in “rocket engine”.

Текст научной работы на тему «Особенности практико-ориентированного обучения в инженерном образовании по специальности «Ракетные двигатели»»

По филиалам Красноярского края картина хуже, чем по головным вузам. Только филиал КГПУ в г. Железногорске имеет удовлетворительный результат (4 показателя), остальные филиалы, в том числе и филиалы нашего университета, не смогли достичь этого минимума. Так, филиал СибГАУ в г. Железногорске соответствует только 3 критериям, а у филиала в г. Зеленогорске всего 2 показателя выше пороговых значений.

Таким образом, можно подвести итог, что процедура мониторинга для вузов - это возможность пози-

ционировать себя в системе высшего образования, произвести анализ инфраструктуры, образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической ситуации в университете, узнать свои сильные и слабые стороны, обозначить развитие тех направлений деятельности, которые в этом особенно нуждаются.

© Ерашов Г. Ф., Тынченко В. В., Шепета Н. А., 2014

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ»

К. Ф. Голиковская, В. Ю. Журавлев, В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: vz@sibsau.ru, keraty@mail.ru, dla@sibsau.ru

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению подготовки 160700.

Ключевые слова: интегрированная система, федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, специалитет, магистратура, практика.

FEATURES PRACTICE-ORIENTED TEACHING IN ENGINEERING EDUCATION

IN "ROCKET ENGINE"

K. F. Golikovskaya, V. U. Zshuravlev, V. P. Nazarov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: vz@sibsau.ru, keraty@mail.ru, dla@sibsau.ru

The author presents result of analysis features practice-oriented teaching in engineering education in "rocket engine".

Keywords: integrated system, the federal state educational standards, вachelor's, specialist's, master's, practice.

В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования отмечено, что инженерно-технический работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью, быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда.

В техническом вузе необходимость взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки заложена в специфике учебного заведения, что закономерно ведет к тому, чтобы обучение имело профессиональную направленность. Профессиональная направленность обучения рассматривается как средство: сделать процесс обучения профильно-ориентированным или профессионально-ориентированным [1].

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования высшая школа перешла на

новую - «уровневую» - систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые - «федеральные» - государственные образовательные стандарты. Это очередной шаг России, как участницы Болонско-го процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и оценку результатов образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т. е.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.

Дуальная система предусматривает непосредственное участие предприятий, которые готовы понести существенные расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров или обучением работников, что будет являться хорошим вкладом капитала в качественное профессиональное обучение. При этом предприятия становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т. д. Это определяет значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальными запросами базовых предприятий.

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева реализует интегрированную систему профессионального образования на протяжении пятидесяти лет. Система сочетает одновременное теоретическое обучение с особой формой обучения - инженерно-производственной подготовкой (ИПП) по избранной специальности, которая проходит в виде трудовой деятельности на базовых для вуза предприятиях [2].

ИПП представляет собой регламентированную систему производственной деятельности, согласованную с программой обучения студентов знаниям производства, умениям и навыкам рабочей, технической и инженерной деятельности по избранной специальности на базовых предприятиях, в организациях и учреждениях в условиях реального производства. ИПП позволяет осуществлять подготовку для базовых предприятий, организаций и учреждений квалифицированных специалистов высокого профессионального уровня с учетом их реальной потребности на конкретном рынке труда.

За время прохождения ИПП будущие специалисты получают возможность познакомиться с предстоящей работой, пройти главнейшие этапы производственной деятельности, изучить экономику и организацию производства, управления им, научную организацию труда, закрепить теоретические знания, приобрести навыки организаторской и воспитательной работы в коллективе.

Целью производственной практики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами по изученным дисциплинам про-ектно-конструкторского и технологического циклов, а также приобретение практических навыков самостоятельной работы на рабочих местах [3; 4]. Место проведения практики: передовые промышленные предприятия, оснащенные современным технологическим и испытательным оборудованием.

Интегрированная система подготовки специалистов законодательно в стране была оформлена в шестидесятые годы прошлого столетия путем создания ряда высших учебных заведений - завод-ВТУЗ для подготовки специалистов по приоритетным наукоемким направлениям. Продолжительность ИПП значительно превышала продолжительность студенческой практики в традиционных технических вузах. Так, если общий срок подготовки специалистов в заводе-ВТУЗе составлял 5 лет 10 месяцев, то суммарный период их трудовой деятельности в рамках ИПП -2 года 8 месяцев. Выпускники к окончанию обучения были адаптированы к конкретным местам последующей работы и трудоустраивались на должности прохождения последних практик. В последующие годы при переходе на уровневую систему обучения и введения новых стандартов нормативная продолжительность практик была существенно снижена и лишь при введении стандартов ФГОС и последующих появилась возможность реальной практической подготовки специалистов в период обучения (см. рисунок).

В последнее время получил развитие целевой прием на подготовку специалистов для нужд организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации «О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК на 2011-2015 годы» и Целевой прием по заявке Министерства обороны для подготовки офицеров (см. таблицу).

Год начала обучения Целевой прием по заявке Министерства обороны Целевой прием. ОПК План приема на направление подготовки

2008 6 25

2009 14 30

2010 10 14 30

2011 13 30

2012 17 30

2013 30 17 37

2014 30 8 46

Динамика изменения объема практик в профессиональных стандартах по направлению подготовки «Ракетные двигатели»

С появлением целевого набора базовые предприятия заинтересованы в поддержке профессионального обучения только студентов, заключивших договора на целевое обучение. Остальная часть группы проходит производственную практику на предприятиях, не относящихся к аэрокосмической отрасли, что снижает возможность их последующего трудоустройства на данные предприятия.

Несмотря на то, что повышение уровня профессиональной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности может быть достигнуто только при реализации адаптированной интегрированной системы обучения в специально созданной учебно-производственной среде, законодательство не предоставляет предприятиям финансовых условий по поддержке данной формы подготовки специалистов.

Библиографические ссылки

1. Гринберг Г. М. Обеспечение качества подготовки специалистов в интегрированной системе обучения // Повышение качества непрерывного профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием : в 2 ч. Ч. 1 / под науч. ред. С. А. Подлесного ; отв. за вып. Ю. С. Перфильев. Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. 395 с.

2. Назаров В. П. Формирование профессиональных компетенций в интегрированной системе аэрокосмического образования // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 2012. С. 22-24.

3. О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы :

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 421.

4. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm/ (дата обращения: 08.09.2014).

References

1. Greenberg G. M. Ensuring the quality of training in an integrated learning system // Improving the quality of continuing professional education : Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with international participation : In 2 parts. Part 1 / Under scientific. Ed. SA PODLESNY ; Ans. for the release of Y. S. Perfil'ev. Krasnoyarsk : CPI KSTU, 2006. 395 p.

2. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. 2012, p. 22-24.

3. About the state plan training of scientists and experts for the organizations of the defense industrial complex on 2011-2015 years : Regulation of the Government of the Russian Federation № 421.

4. State educational standards, exemplary curricula and programs of higher education. Available at: http://dl.sibsau.ru/ (date of visit: 08.09.2014).

© Голиковская К. Ф., Журавлев В. Ю., Назаров В. П., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.