Научная статья на тему 'Организация процесса обучения в режиме сетевого взаимодействия'

Организация процесса обучения в режиме сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная программа / сетевая форма реализации образовательных программ / дистанционное обучение / educational program / network form of realization of educational programs / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Н. Моргунова, В В. Тынченко

Рассматривается проблема организации процесса обучения в режиме сетевого взаимодействия. Описываются результаты применения указанной образовательной технологии между тремя вузами Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О Н. Моргунова, В В. Тынченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TEACHING AND LEARNING PROCESS BY MEANS OF NETWORK COMMUNICATIONS

This paper addresses the problem of organizing the teaching and learning by means of network communications. Results of applying this educational technology in practice between three universities in Krasnoyarsk are presented.

Текст научной работы на тему «Организация процесса обучения в режиме сетевого взаимодействия»

- использование «коллективного разума»;

- написание скриптов для извлечения вопросов или подмены ответов;

- «фишинг»;

- активная атака (взлом).

Осознание достоинств и недостатков онлайн-тестирования освобождает всех от возможных проблем. При выборе системы онлайн-тестирования для контроля знаний студентов, каждый преподаватель должен убедиться в надежности выбранного решения, хорошей репутации производителя и своевременной установке обновлений и «заплаток».

Обращение к Интернету, применение в учебном процессе которого дает возможность, например, проводить компьютерные видео- и текстовые конференции на иностранном языке, смотреть и слушать аутентичные видео- и телевизионные лекции в режиме реального времени, организовывать поисковую работу на различных учебных сайтах, проводить онлайн-мероприятия, такие как конкурсы, квесты, викторины, вебинары, круглые столы на иностранном языке и многое другое, в значительной мере отвечает внутреннему запросу студента в такой организации учебного процесса, когда он может осуществлять учебную деятельность в условиях привычной для него мультимедийной среды. И именно применение тестов в режиме реального времени на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест среди технологий элек-

тронного обучения студентов, делая процесс познания не только эффективным, соответствующим требованиям стремительно меняющейся внешней среды, но и интересным, и даже увлекательным.

Библиографические ссылки

1. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 172 с.

2 Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. М. : Высш. шк., 1989. 127 с.

3. Интернет-тестирование в сфере образования // НИИ мониторинга качества образования : сб. 2012. 33 с.

References

1. Samylkin N. N. Modern means of evaluating learning outcomes. M. : BINOM. Knowledge Laboratory, 2007. 172 p.

2. Kokkota V. A. Lingvodidaktic Testing. M. : High School, 1989. 127 p.

3. Internet-Based education / Research Institute of monitoring the quality of education. Collection. 2012. 33 p.

© Маслова О. В., Медведева Т. Е., Пятков А. Г., 2014

УДК 378.141.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

О. Н. Моргунова, В. В. Тынченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]

Рассматривается проблема организации процесса обучения в режиме сетевого взаимодействия. Описываются результаты применения указанной образовательной технологии между тремя вузами Красноярска.

Ключевые слова: образовательная программа, сетевая форма реализации образовательных программ, дистанционное обучение.

ORGANIZATION OF TEACHING AND LEARNING PROCESS BY MEANS OF NETWORK COMMUNICATIONS

O. N. Morgunova, V. V. Tynchenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

This paper addresses the problem of organizing the teaching and learning by means of network communications. Results of applying this educational technology in practice between three universities in Krasnoyarsk are presented.

Keywords: educational program, network form of realization of educational programs, distance learning.

Одним из направлений повышения качества образования и академической мобильности в высшей школе является сетевая форма реализации образовательных программ.

В соответствии с Федеральным законом РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1], сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, например, научных, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и других видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Реализация сетевой образовательной программы осуществляется на основании договора (соглашения) между организациями, участвующими в образовательном процессе. Договором регулируются цели, задачи, содержание, порядок реализации сетевой программы.

Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. Различной может быть и направленность таких программ - компетентностно-ориентированные, научно-инновационные, отраслевые. Различные схемы взаимодействия сетевых агентов позволяют выделить несколько основных моделей реализации сетевых образовательных программ: «горизонтальное взаимодействие», «партнерская сеть», «ресурсный центр».

Обзор особенностей образовательного пространства Красноярского края демонстрирует наличие предпосылок к реализации университетами образовательных программ с использованием возможностей сетевого взаимодействия в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда.

Следует отметить, что практическое применение сетевых технологий обучения в высшем образовании Российской Федерации находится пока на начальном этапе. В этой сфере существует ряд проблем, требующих своего решения. К ним относятся такие как невысокий уровень межвузовской мобильности, недостаточная мотивация обучающихся именно к получению набора уникальных заранее спланированных компетенций для будущей профессиональной деятельности, отсутствие у вузов практического опыта ведения такой деятельности, их неготовность нести ответственность и затраты, связанные с концентра-

цией образовательных ресурсов и пр. С другой стороны, общество и бизнес-сообщество также пока не готовы формировать заказ на сетевые формы образования. Кроме того, сетевая форма реализации образовательных программ на всех уровнях сопряжена с очевидными проблемами, главными из которых являются [2]:

- техническое и технологическое обеспечение сетевого взаимодействия;

- конвертируемость результатов сетевого образования в зачет общего образования;

- нормативно-правовое обеспечение этого процесса;

- стандарт сетевых образовательных программ;

- механизмы интерпретации образовательных результатов, полученных в рамках инновационных образовательных программ как результатов общего образования;

- выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и механизм оплаты их деятельности в рамках подушевого финансирования;

- поиск организационно-правовых форм, отражающих сетевой принцип организации образовательного процесса;

- механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны администраций вузов, муниципальных и региональных органов власти.

Тем не менее, на сегодняшний день в Сибирском государственном аэрокосмическом университете (СибГАУ) уже существует ряд предпосылок успешного развития сетевого подхода к обучению. Во-первых, это реализация совместных международных образовательных программ (программы двойных степеней) между Международной высшей школой бизнеса и вузами в США и Венгрии. Во-вторых, участие СибГАУ в Консорциуме девяти аэрокосмических вузов России «Национальный объединенный аэрокосмический университет». Помимо этого, СибГАУ накоплен положительный опыт сетевого обучения в рамках соглашения о сотрудничестве с двумя другими ведущими вузами Красноярска - Сибирским федеральным университетом (СФУ) и Сибирским государственным технологическим университетом (СибГТУ).

В течение 2013/2014 учебного года сотрудниками указанных вузов выполнялся пилотный проект по сетевой форме реализации образовательных программ, целью которого явилось улучшение качества подготовки студентов вузов-участников по направлению 230400.62 «Информационные системы и технологии». В качестве контингента, с которым работали участники проекта, были выбраны студенты старших курсов, обучающиеся по данному направлению, а в качестве изучаемых дисциплин - курсы «Операционные системы» и «Информационная безопасность и защита информации».

В ходе выполнения данного проекта был решен ряд важных и непростых задач, таких как согласование учебных планов СибГАУ, СФУ и СибГТУ; разработка единых для СибГАУ, СФУ и СибГТУ рабочих программ указанных дисциплин, создание соответствующих электронных курсов; осуществление монито-

ринга и анализ активности посещения студентами учебного портала и выполнения ими заданий в течение семестра.

После завершения всеми вузами работ по созданию сетевой структуры проведены две пробные лекции по дисциплине «Операционные системы» в режиме видеоконференции, на которых присутствовали студенты всех вузов-участников.

В рамках данного проекта большое внимание было уделено вопросам методического и организационного обеспечения сетевого учебного процесса. С этой целью в среде МооШе на портале дистанционного обучения СФУ размещены электронные курсы «Сетевое обучение. Информационная безопасность» и «Сетевое обучение. Операционные системы» [3], содержащие конспекты лекций по разделам рабочих программ; набор контрольно-измерительных материалов для каждой из лекций; глоссарии, включающие в себя термины из разработанных разделов; презентации к лекциям. Также подготовлен текстовый материал к лабораторным работам в формате тренажера, пригодном для удаленного интерактивного пошагового выполнения с использованием компьютерной сети.

По отдельным разделам курсов разработан проект древовидной многоуровневой гиперструктуры (таксономии) опорных понятий. Для первого и второго уровня гиперструктуры выполнено текстовое описание понятий, а именно, учебный материал, описывающий каждое понятие на данном уровне иерархии, представлен в следующем виде: кратко раскрыто содержание понятия, выделены и описаны существенные признаки, характеризующие понятие, а также даны описания подпонятиий к данному понятию.

Выделенные понятия были упорядочены в таксономию, которая показывает иерархическую упорядоченность понятий предметной области изучаемых дисциплин. Далее предполагалось, что авторы сформулируют учебные материалы для каждого понятия предметной области, описывающие феноменологическую модель понятия: Мф = <уь у2, ..., уп>. Это описание должно показать обучаемому через рассмотрение существенных свойств понятия <уь у2, ..., уп> качественное отличие изучаемого понятия от других понятий того же уровня абстракции (внешняя гетерогенность). Кроме того, в учебные материалы по изучаемому понятию должно входить описание его

структуры: Мс = <А, В1 ^ В2>, где А - конечное множество подпонятий изучаемого понятия, В1 - набор унарных свойств понятий из А, В2 - набор их бинарных свойств. Феноменологическое описание понятий из А и их внешняя гетерогенность представляется указанным выше способом [4].

Фрагмент древовидной структуры понятий дисциплины «Операционные системы» приведен на рис. 1.

1. Принципы построения ОС

1.1 Виды операционных систем

a. Операционная система пакетной обработки

b. Операционная система разделения времени

c. Операционная система реального времени (1. Интерактивная операционная система

е. Сетевая операционная система 1, Много терминальный системы

1.2 Характеристики операционных систем g. Мультипрограммирование

I1- Однозадачносгь ¡. Многозадачность

г Вытесняющая п. Нещ^тееняю^щая

Рис. 1. Фрагмент трехуровневой структуры понятий дисциплины «Операционные системы»

Весь лекционный материал состоит из определенного количества лекций, условно сгруппированных в модули. После изучения каждого лекционного занятия слушателю предлагается осуществить промежуточный контроль успешности восприятия очередного понятия и сопутствующего материала. Промежуточный контроль осуществляется посредством выполнения лабораторных и практических работ по пройденному понятию и прохождению тестовых вопросов. По итогам тестирования принимается решение о том, перейти ли к изучению следующего понятия или повторить изучение текущего. Однако следует признать, что переход к глоссарию и построение на его основе таксономии понятий изучаемой дисциплины из-за «привычки» преподавателей к традиционному квантованию учебных материалов пока удались не в полной мере.

Как показали результаты анонимного опроса, оценка, данная студентами-участниками трех вузов качеству и полезности данного проекта, достаточно высокая (рис. 2) [5].

Рис. 2. Рейтинг вузов по результатам анкетирования студентов о качестве ЭОК «Информационная безопасность» и «Операционные системы»

Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности дальнейшего развития подобного сотрудничества красноярских вузов, что позволит решать новые учебные, научные и коммерческие задачи. К таким задачам можно отнести повышение качества и доступности образовательных программ за счет привлечения и использования в сети кадровых, материальных, информационных, учебно-методических и других ресурсов, недоступных в других условиях; развитие актуальных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; расширение базы финансирования деятельности научных и образовательных учреждений, а также создание условий для развития академического потенциала посредством коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках сети.

Библиографические ссылки

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Третьяк Т. М. Организация сетевого взаимодействия на основе веб-сервиса // Открытое образование. № 1. 2012.

3. Портал дистанционного обучения СФУ. Электронные курсы «Сетевое обучение. Информационная безопасность» и «Сетевое обучение. Операционные системы» [Электронный ресурс]. URL: http://ms.sfu-kras.ru/course/view.php?id=665 (дата обращения: 01.07.2014).

4. Власов Д. В. Проблема выделения признаков понятий при онтологическом моделировании предметной области // Открытое образование. № 1. 2013.

5. Отчет «Сетевая форма реализации образовательных программ» за 2013/2014 учебный год / Г. М. Цибульский, А. М. Попов, Т. Н. Иванилова, О. Н. Моргунова, В. В. Тынченко и др. Красноярск : СФУ, 2014. 24 с.

References

1. On education in Russian Federation :Federal act No. 273-FZ [adopted on 29 December, 2012].

2. Tretyak T. M. Organization of cooperation through network based on web service, Open education, 2012, No. 1.

3. Portal of distance learning of SFU. Electronic courses "Network training. Information security" and "Network training. Operating systems", available at: http://ms.sfu-kras.ru/course/view.php?id=665 (access date: 01.07.2014).

4. Vlasov D. V. Problem of allocation of signs of concepts at ontologic modeling of subject domain, Open education, 2013, No. 1.

5. Tsybulsky G. M., Popov A. M., Ivanilova T. N., Morgunova O. N., Tynchenko V. V., et al. Report "Network form of realization of educational programs" 2013/2014 academic year, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2014, 24 p.

© Моргунова О. Н., Тынченко В. В., 2014

УДК 378.14

МАЛЫЙ ПРИВЯЗНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

А. С. Стрижнев, В. А. Худеев, А. Т. Лелеков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Обсуждаются результаты работ, связанные с созданием малого управляемого привязного летательного аппарата, представляющего собой гибрид воздушного змея и планер,и предназначенного для использования в качестве учебно-методического оборудования.

Ключевые слова: учебно-методическое оборудование, летательного аппарата, системы автоматического управления.

SMALL TETHERED AIRCRAFT AS EDUCATIONAL EQUIPMENT

A. S. Strijnev, V. A. Khudeev, A. T. Lelekov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

Authors discuss the results of the work, associated with the creation of small managed tethered aircraft, which is a hybrid kite and glider, and intended for use as an educational and methodological equipment.

Keywords: tethered aircraft, training equipment, automatic control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.