Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2017 ГОДА В Г. ИСФАРУ И СЕЛЕНИЯ ВОРУХ И ЧОРКУХ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2017 ГОДА В Г. ИСФАРУ И СЕЛЕНИЯ ВОРУХ И ЧОРКУХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ИСФАРА / ВОРУХ / ЧОРКУХ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ / СЕМЬЯ / РЕМЁСЛА / СВЯТЫЕ МЕСТА / ЗАНЯТИЯ / СВАДЬБА / РОЖДЕНИЕ / ПОХОРОНЫ / ОДЕЖДА / ПИЩА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсуфбекова Зинатмо, Шовалиева Мумина, Махмудова Мубина

Во время полевой этнографической работы в г. Исфара и селениях Ворух и Чоркух Исфаринского района Согдийской области сотрудниками отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан Юсуфбековой З., Шовалиевой М. и Махмудовой М. были собраны материалы по истории, обычаям и обрядам, занятиям, материальной и духовной культуре этого региона, которые имеют свои особенности. Членами экспедиции были собраны ценные этнографические материалы по свадебным, похоронным обрядам и по рождению ребенка в указанном регионе. Кроме того, были собраны материалы по ремеслу данного региона, в частности деревообделочному ремеслу, работе по ганчу, ковроделию и другим ремеслам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN RESULTS THE 2017 EXPEDITION TO THE VILLAGE OF THE CHORKUH AND VORUKH SUGD REGION REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The ethnographic expedition for the purpose of collecting ethnographic material took place from 15 to 21 August 2017, composed of Usufbekova Z., the leading scientific worker of the Department of Ethnography, Shovalieva M. - a Senior Scientific worker of the same department, Makhmudova M.- Research worker of the Institute - art department of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. During the field work, members of the expedition collected ethnographic materials in Isfara and rural jamoats Vorukh and Chorkuh Sogd region of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2017 ГОДА В Г. ИСФАРУ И СЕЛЕНИЯ ВОРУХ И ЧОРКУХ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2017 ГОДА В Г. ИСФАРУ И СЕЛЕНИЯ ВОРУХ И ЧОРКУХ

Зинатмо ЮСУФБЕКОВА, Мумина ШОВАЛИЕВА, Мубина МАХМУДОВА,

научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук РТ,734025,г.Душанбе, пр.Рудаки,33, 221-37-42

В городе Исфаре удалось собрать добротный материал по численности и составу населения, по занятиям, ремесленному производству, миграции, обычаям и обрядам, в большей степени свадебным обычаям и обрядам и обрядам детского цикла. Выяснилось, что как и в прошлом, так и в настоящее время основным занятием населения селений вокруг г. Исфары является огородничество-выращивание картофеля, моркови и лука, а также садоводство -в основном культивация абрикосовых и персиковых деревьев. Выяснилось, что сушка и обработка абрикосов, которые впоследствии продают как на территории Таджикистана, так и в Российской Федерации приносят огромный доход в их семьи. Подсобным является разведение скота, как мелкого, так и крупного рогатого. В пищу используют больше баранину, сейчас и говядину.

Согласно литературным источникам, слово Исфара берет своё начало от согдийского «Истгохи фарахбахш»-«Место благодати». В историческом источнике Х века «История Табари» имеется упоминание об этом городе под названием «Исфара». Впоследствии в октябре 1929 года Исфара как часть Ходжентского округа вошла в состав Таджикской ССР.

Исфара является промышленным городом. Он считается крупнейшим плодоовощеводческим регионом Таджикистана. Здесь действуют заводы по переработке сухофруктов и производству напитков, а также комбинаты пищевых продуктов как мясокомбинат, молочных и хлебных изделий. В Исфаре существуют множество предприятий химической, металлургической отрасли, а также строительных материалов.

Здесь членами экспедиции были собраны уникальные материалы по истории Исфары, селений Воруха и Чоркуха, занятиям населения, пище, традиционной и современной семье, семейным обычаям и обрядам.

В джамоате Ворух члены экспедиции работали с такими информаторами как: Ахмедов Бобоахмад 1947 г.р.; Умаров Лутфулло Бобоевич, 1962 г.р.; Умарова Рокия, 1972 г.р.; Ёкубова Махбуба, 1960 г.р.; Зиёрат Фармонзода, 1965 г.р. и Тошхучаева Тиллобат, 1962 г.р.

Выяснилось, что население селения Ворух в настоящее время составляет 33,000 человек, из их числа около 10 тысяч находятся в Российской Федерации на заработках. Количество дехканских хозяйств составляет 3165 единиц. В настоящее время председателем сельсовета Ворух является Махкамов Зоир 1974 г.р., уроженец этого же селения, имеющий высшее образование.

Что касается этимологии слова «Ворух», как пояснили информанты, по одной версии, оно означает «чехраи кушод» - «приветливое лицо», «открытое лицо» (поскольку селение с трех сторон окружено горами, а одна сторона остаётся открытой). По второй версии, это слово соприкасается с именем царя Фаррухшаха, который якобы правил здесь примерно 3,5-4 тысяч лет назад. Считается, что это имя передавалось из поколения в поколение, и до настоящего времени дошло до нас как «Ворух». Жители селения, по преданиям, переселились на эту территорию в древние времена через перевал Каравшин. Они являлись выходцами как из Старой Матчи-Мастчохи Кухй, так и из Ферганской долины - кокандцы («кукандиён»).

Особо ценные материалы были собраны по ремесленному производству. Выяснилось, что как и в прошлом, так и в настоящее время в джамоате Ворух сохранились и развиваются такие виды ремесел, как гончарство (особенно изготовление тандыров старинным способом), работа по ганчу, деревообделочный промысел-«чубтарошй», в частности производство деревянных колыбелей и резьба по дереву для выделки дверей, ворот, потолков.

Следует подчеркнуть, что способы изготовления тандыров в Ворухе отличаются от других территорий Таджикистана рядом своих характерных черт. В частности, дегдоны в Ворухе делают старинным способом, без использовании цемента, на местном сырье, причем «дегдонзанами»-изготовителями являются только мужчины. В Ворухе нам довелось встретиться с дегдонзаном Умаровым Комилом, 1967 г.р. Его сыновья Умаров Комёр, 1990 г.р. и Умаров Дилёр, 1995 г.р. также продолжают традиции отца, хотя на момент пребывания в селении нашей этнографической экспедиции, один из сыновей Умаров Комёр находился в России. Женщины в доме также помогают мужчинам в предварительной подготовке глины к работе. Надо подчеркнуть, что для изготовления очага специальную глину привозят издалека, в данном случае, из Шураба. Эта глина имеет вязкость, и бывает двух видов называемых «гули бута» - «цветок кустарника» и «хоки зард» - «желтая глина». Выделка очага является процессом очень сложным и трудоёмким. Сначала глину размельчают и проводят через сито - «элак мекунанд». Затем очищают глину от различного мусора: камней, остатков растений и злаков, а затем добавляют в этот раствор размельченное сено-«ках». Следующим этапом является замочка в небольшом количестве воды этой глины, что называется «пар хурдан» -попариться, на что требуется более суток. На другой день с целью придания раствору вязкости туда добавляют именно козью шерсть. Два или три раза глину перемешивают, и разделив её на квадратные кусочки, оставляют их завёрнутыми в целлофановые мешочки таким образом, чтобы ветер не коснулся глины, поскольку она в этом случае может высохнуть и застыть.

Работу по выделке тандыра начинают только на второй день. Взяв в руки один из завернутых в целлофан кирпичиков, 2-3 раза его переворачивают с одной стороны на другую, создавая дно очага путем расширения кирпичиков ногами, а затем вырезают дно очага. Затем глину постепенно приподнимают, таким образом создавая первую часть очага (его первую половину), которая

называется «коркарди якум». После этого продолжают доделывать вторую часть работы, из оставшейся части другого куска глины в один заход, который мастерами называется «коркарди дуюм». Третий заход-выделка горловины очага-«дахани танур», завершается на следующий день. В готовом виде танур представляет собой большой, глиняный пузатый кувшин-«хум». Как отметил мастер - изготовитель тандыров Умаров Комил, срок годности таких тандыров от 12 до 15 лет, в то время как тандыры из цемента, которые выделывают в городе Душанбе, Курган-Тюбе и других районах-всего 3-5 лет. Умаров Комил очень любит свою профессию, которая является потомственной и желает возродить старые традиции «танурзанов», и следует подчеркнуть, что оба его сына являются его учениками. Он желает организовать курсы подготовки керамистов-в школе №45 сельсовета Ворух и ждет поддержки от Хукумата г. Исфары. Следует заметить, что у него есть патент и он исправно платит налоги в пользу государства.

Было выявлено, что в сельской общине джамоата Ворух в настоящее время из каждой семьи отправляются на заработки в Россию, в города Кемеровской области, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Свердловск, Казань, Оренбург по 1 -2 и более человек. Их общее число составляет 10 тыс.человек. За счет средств миграции налаживается экономика семьи, улучшается благосостояние членов этих семей, налаживается бизнес и строятся новые дома для вновь разделившихся малых семей.

Большой материал собиран авторами по семье и семейным обычаям и обрядам. В частности, в г. Исфаре и его вышеуказанных селениях было установлено наличие в прошлом больших патриархальных семей. Вплоть до последнего времени несколько женатых сыновей проживали в одном большом доме и вели общее хозяйство. В наших случаях наблюдалось наличие 2-х - 3-х женатых сыновей, ведущих общее хозяйство в одном доме, однако, в настоящее время, для каждого сына перед женитьбой строят отдельный дом с удобствами. Главой семьи являлись отец или, если его нет в живых, мать, которых называли «калони хона», и без их согласия не проводилось ни одно семейное дело или торжество.

Следует отметить, что в наши дни брачный возраст для мужчин повысился с 18 лет до 25-28 лет, хотя невесту сыну выбирают заранее и сватают её ещё в старшем школьном возрасте. В Ворухе вплоть до последнего времени, как и во многих регионах современного Таджикистана, существовал обычай брачного сговора с детства-«гахворабахш». Как только рождались девочка и мальчик, родители, обычно близкие родственники или друзья, договорившись о предстоящем по совершеннолетию детей их брака, со стороны мальчика, шили для девочки платьице и, надев на неё, говорили «Ман ина келин мекунам», т.е. «Я её засватаю». А родители девочки, в свою очередь, говорили: «Ман ина туба додам» - «Я её тебе отдала в невестки». В селениях джамоата Чоркух, после этого, веником условно подметают вокруг очага, что, вероятно, связано с культом очага. В селениях Воруха нам повелось по этому случаю зафиксировать другой обряд, который заключается в накладывании друг на

друга платьица «невесты» с рубашкой «жениха» и одновременное, совместное разрывание их подолов.

Девушек, обычно, выдают замуж в 18 лет, после окончания средней школы. Предпочитаются родственные браки, главным образом по материнской линии - кросскузенные, и менее по отцовской линии - ортокузенные. Следует подчеркнуть, что в прошлом количество родственных браков превалировало неродственных браков. После введения закона о запрете родственных браков их количество существенно сократилось.

Встречаются даже случаи когда засватанные раннее парень и девушка отказываются от родственных браков, поскольку выбирают себе пару по любви. Парень после женитьбы может продолжить учебу в ВУЗе или самостоятельно зарабатывать на жизнь. Девушка же должна становится матерью, и хорошей домохозяйкой.

Городская свадьба отличалась некоторыми деталями от свадьбы в сельской местности. Согласно собранным полевым материалам свадебные обряды в г. Исфаре начинались сразу же после устного сговора родителей. Она обставлялась сложной обрядностью, подробное описание которых предполагается в предстоящих работах. К ним относятся такие обряды как: «сафедигирй» - «получение белизны» в доме невесты со стороны жениха как символическое согласие на этот брак; «чокбуррон»-раскрой и шитьё одежды невесты в доме её родителей; «кудошинон» - принятие и угощение гостей со стороны жениха в доме родителей невесты; бракосочетание «никох» по канонам ислама; «тахтфурдорон» или «тахтфуророн» - «снятие или спускание» преданного невесты в доме жениха; «касбандон» («карсбандон») -надевание всего белого на невесту перед совершением брачной ночи; «келинсалом» - смотрины на следующее утро после первой брачной ночи; «домодч,игон» иногда называемый «домодталбон» - первое приглашение зятя в дом родителей невесты, сопровождающийся угощением зятя и его родственников; «модарбинон» - приглашение матери молодой в дом родителей зятя и т.п.

Традиционно, как и в селениях Воруха и Чоркух, каждый из этих обрядов сопровождался изменением костюма жениха и невесты. В некоторых случаях одежда была старинной, которая передавалась из поколения в поколение. Это традиция особенно соблюдается в послесвадебных обрядах, например, перед первой брачной ночью, когда на жениха надевают чалму -«салла», а на девушку старинную паранджу, оставшуюся от бабушек.

Что касается похоронно-поминальной обрядности, то раньше здесь отмечали почти все этапы похоронно-поминального цикла-3, 7, 20, 40дней и годовщину-«сол», а также поминки «бегохи душанбегй»-«понедельничные», и «бегохи ч,умъагй»-«пятничные». В настоящее время согласно закону «Об упорядочению традиций в Республике Таджикистан», справляются только поминки 3-го дня, и 40-го, а также годовщину смерти, чаще приурочивая их к мусульманским праздникам Курбан и Рамазан. В отличие от многих других регионов Таджикистана в Ворухе в течение 40 дней избегают употреблять в

пищу в доме умершего яйца, иначе якобы в могиле могут пострадать глаза покойного-как сказали информаторы буквально могут «лопнуть глаза».

Что касается траура то как в Исфаре, так и в Чоркухе и Ворухе повсеместно наблюдается траурная одежда, которую носят в течении 40 дней. Следует подчеркнуть, что траурная одежда «сорокодневия» шилось из хлопчатобумажных тканей тёмных расцветок, которое впоследствии по истечении 40 дней сжигалось на костре. Поверх этого платья в этот период носили верхнюю одежду-темного цвета в виде стёганого халата, в наше время плащ. Траурный головной убор женщин состоял из небольшого тёмного цвета платка «пешонибанд»-налобная повязка, поверх которого накидывался большой белый платок. На ногах обычно женщины носят ичиги и галоши -«калушу махсй». После этого в течении года в качестве траурной одежды женщины продолжают надевать одежду тёмных цветов, но более светлых оттенков. Траурной одеждой у мужчин является чапан-чома, который надевают поверх белой рубахи и «токии чустй»-черная тюбетейка с четырьмя вышивками в форме перца - «каламфур».

Что касается похоронных традиций, то в каждом доме, где есть престарелые или тяжело больные люди, заранее подготавливают 2 больших шеста из ветвей плодовых деревьев, размером по 2м х 40см, которые называются «таксинчии гур», и 20 штук хорошо обструганных веточек из плодовых деревьев по 1м х 10см - «вассаи гур». Как и у всех таджиков в этом случае, заранее запасаются белой тканью для савана, а также новым корытом, мылом, ниткой и иголкой. Как отметили наши собеседники, издавна жители Воруха, обмывают покойного не специальными перчатками, надетыми на руки, как у таджиков других регионов Таджикистана, а при помощи веников из хорошо пахнущей травы базилика - райхона. Считается, что в этом случае из тела покойного не будет исходить неприятный запах.

На территории джамоатов Чоркуха и Воруха существуют множество мазаров-святых мест. Наиболее известными являются следующие мазары: Хочаи гори Бобо, Хочаи Балогардон, Хочаи Чорсанг Бобо, Хочаи Чимиргон Бобо, Хочаи Шибиргон Хорак, Мазори кучаи Боло, а также почитаемые горы - Кухи гахвораи заррин, Кухи Хдсану Хусейн, Кухи шохи Душоха, Кухи шахи Ашурпар и др.

Основной повседневной пищей являются различные каши и похлебки. Среди них можно отметить следующие: кашк, оши чаварй, атолаи ордй, зардолушавла, лубиёшавла, мошшавла, лапша-«угро», плов-«оши палав», плов из тыквы-«кадупалав», плов из лепешек -«нонпалав», жареное в масле мясо - «кавурма» или «кавурдок», суп-«хомшурбо», бульон-«мургшурбо», суп из мяса куропатки-«кабкшурбо», суп из тыквы-«кадушурбо», кисели -«атолаи кочй», «атолаи шабармат», «атолаи кандин», «атолаи сиёхалаф», и в настоящее время новым популярным блюдом является «курутоб». Традиционно для гостей готовят плов и жареное на масле мясо -«кавурма».

Также огромный материал был собран и по другим вопросам этнографии Воруха, в частности по повседневной одежде, обрядовой пище, занятиям, жилищу и т.п.

Члены экспедиции в течение 4-х дней проработали в различных частях махала-сельской общины джамоата Чоркух. На её территории находятся такие селения, как Хочаи Ало, где проживают в основном выходцы из Матчи, общим числом 3200 человек; Чоркух-с населением 37 тысяч человек; Сомониён-новое селение, населенное переселенцами из Чоркух, общее число которых составляет около 1000 человек.

Чоркух подразделяется на несколько махала. Среди них можно отметить следующие:

1.Махаллаи Холисон, что означает «беспристрастные»;

2.Махаллаи Гузар-от «рохи гузар», так как в прошлом здесь проходила дорога;

3.Махаллаи Лангар, согласно преданий здесь обычно останавливались верблюды (корвони шутурхо лангар мепартофтанд), и там же останавливались люди на передышку;

4.Махаллаи Бу стон-Сад, это новая махалла;

5.Зочол - махалла, где проживало больше стариков (чолу кампир);

6.Сари Постон-стоит на высоте. Оттуда смотрели, не приближается ли

враг;

7.Сари Баланд-высокий, махалла, находящаяся на высоте;

8.Сари Бозор-когда-то здесь был базар;

9. Сари Х,исор-большая дорога (рохи гузар). Когда-то здесь было множество коравансараев-постоялых мест;

10.Махаллаи Кунчак-«угловое», так как махалла находилась в углу селения (дар кунчи деха);

11.Махаллаи Кахкир-находилась на склонах гор, на вершине;

12.Махаллаи Муминобод-досл. «мусулманская махалла»;

13.Махаллаи Ч,алиён-слово берет начало от слова «чахл»-«злоба», «чахилиён», - «гневные, злобные»;

14. Махаллаи Куруки Боло-многоземельный или же верхняя земля;

15. Махаллаи Таги Сада-местность под деревом карагач (сада);

16.Махаллаи Масчиди Миёна-по названию находящейся там мечети;

17.Махаллаи Чакалак-означает наличие множества тополей (сафедор);

18. Махаллаи Мирзоён-место жительства грамотных писцов-мирзоён;

19.Махаллаи Фирдавсй-новая махалла, находящаяся на левом берегу р.Исфара;

20. Махаллаи Навобод-новое селение;

21. Махаллаи Сари ^ар-селение находящееся на краю обрыва-чар;

22.Махаллаи Зовути Канаб-по названию завода по производству пеньковых веревок.

Здесь мы приводим современные названия селений - махаллы. Раньше, как отмечали информаторы, эти махаллы делились и назывались по

профессиональному признаку: махаллаи охангарон-махалла кузнецов, махаллаи козиён-махалла писцов или казыев, махаллаи когазгарон-махалла ремесленников по производству бумаги, махаллаи сузангарон-махалла по производству иголок и мелких железных изделий, махаллаи читбофон-махалла ремесленников по производству ситца и т.п. Население селения Хочаи Аъло, ведёт своё родословную, как сообщили нам информаторы, от сословия ишанов. Есть разделение территории, например, Махаллаи Мирзоён-махалла писцов охватывает территорию от Сари Бозор (начало базара) до махаллы Мирзоён и т.д.

По объёму собранного материала особенно отличались следующие махалла: махаллаи Кахкир, махаллаи Таги Сада, махаллаи Лангар, махаллаи Сари Баландй и махаллаи Сари Постон. В качестве информаторов членам экспедиции любезно помогали: Сангинова Камархон, 1939 г.р., Олимова Хидоятбону, 1939 г.р., Олимов Ориф, 1949 г.р., Бобоева Анзурат, 1957 г.р., Ниёзова Киммат, 1948 г.р., Худойдова Саёхат, 1952 г.р. и Рахимова Мавзуна, 1965 г.р. Здесь также были собраны добротные полевые материалы по всем отраслям народного хозяйства, занятиям, семье и семейным отношениям, обычаям и обрядам, жилищам, пище и ремеслам.

Основное занятие населения Чоркух как и Ворух в настоящее время является заготовка впрок абрикосов нескольких видов, главным образом традиционным способом и абрикосовых косточек высушенных и поджаренных на огне. Следует особо отметить, как уже было сказано выше относительно селения Ворух, этой продукцией обеспечиваются не только рынки Таджикистана, но и многих городов Российской Федерации. Кроме абрикосов, за пределы Таджикистана вывозятся свежие персики и яблоки. Экспорт данной продукции требует особого подхода и умения, которое здесь налажено на высоком техническом уровне (упаковка и транспортировка продукции). Это занятие приносит основной доход в бюджет семьи населения всех джамоатов Исфаринского района.

Как уже отмечалось, указанное селение отличалось от других селений тем, что здесь в каждой махалле развивались отдельные ремесла. По-видимому, на наш взгляд, когда-то это селение являлось центром ремесленного производства Исфары, как Каратаг в Гиссарской долине. Например, население до сих пор помнит, что гончарство - «кулолгарй» было развито в махалле Курук, где проживал потомственный гончар - «кулолгар» Сохибов Сафарбой; кожевенное дело - «чармгарй» в махалле Зочол, где работают потомственные кожевенники Исмоилхон Вохидов и Рахимов Аброр. В той же махалла работали мастера по выделке иголок и мелких железных изделий - «сузангарон», производством колыбелей - «гахворасозон» занимались мастера махаллы Холисон, где работал мастер по дереву ныне покойный Хдсанов Хдсан, а сейчас здесь известен его сын Хдсанов Абдукудус; в махалле Курук развивалось красильное дело -«нилгарой» и в этом направлении был известен мастер по красильному делу Муътабар Иброхим, причем краски делали путем долгого кипячения на огне камней; в Махалле Кунчак было развито производство ситца - «читгарй», а

известным мастером являлся Шодиев Мухаммадрауф, 1900 г.р., который уже умер; ремесло по обработке шелкопряда-«пиллапазй» было развито повсеместно в селении Чоркух; мировую известность в то время получило производство бумаги-«когазбарорй», и её производили вплоть до 40-45-х гг. ХХ в.; повсеместно в Чоркух развивалось плетение тесемок-«чиякбофй»; ремесло по шитью и снаряжению лошадей афзоли «аспсозй», в махалле Лангар; производство ножей-«кордсозй», также в махалле Лангар; «колинбофй»-ремесло по производству ковров, в махаллах Зочол и Гузар; «пашмгарй»-обработка шерсти, в селении Самаркандак; там же работали мастера по производству ниток-«ресмонресон»; в Махаллах Гузар, Курок и Кунчак развивалось литейное дело-«охангарй» и т.п..

Члены экспедиции выражают свою глубокую признательность всем информаторам, а также государственным служащим г. Исфары и сельских джамоатов Воруха и Чоркух за практическую помощь и содействие в проведении полевых работ по сбору этнографического материала.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Полевые записи Исфаринской этнографической Юсуфбекововой З. 2017 года. Полевой дневник. - №1.-2017г.

2. Полевые записи Исфаринской этнографической Шовалиевой М.С.. 2017 года. Полевой дневник. - №2.-2017г.

3. Полевые записи Исфаринской этнографической Махмудовой М. 2017 года. Полевой дневник .-№3.-2017г.

Во время полевой этнографической работы в г. Исфара и селениях Ворух и Чоркух Исфаринского района Согдийской области сотрудниками отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан Юсуфбековой З., Шовалиевой М. и Махмудовой М. были собраны материалы по истории, обычаям и обрядам, занятиям, материальной и духовной культуре этого региона, которые имеют свои особенности. Членами экспедиции были собраны ценные этнографические материалы по свадебным, похоронным обрядам и по рождению ребенка в указанном регионе. Кроме того, были собраны материалы по ремеслу данного региона, в частности деревообделочному ремеслу, работе по ганчу, ковроделию и другим ремеслам.

Ключевые слова: этнографическая экспедиция, Исфара, Ворух, Чоркух, история, культура, образование, обычаи и обряды, семья, ремёсла,святые места, занятия, свадьба, рождение, похороны, одежда, пища.

НАТИЧАДОИ АСОСИИ ЭЪЗОМИЯИ МАРДУМШИНОСИИ СОЛИ 2017 ДАР ШАДРИ ИСФАРА ВА ЧАМОАТДОИ ДЕДОТИ ВОРУХ ВА ЧОРКУД

экспедиции экспедиции экспедиции

Зинатмо ЮСУФБЕКОВА, Мумина ШОВАЛИЕВА, Мубина МАХМУДОВА,

ходимони илмии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи илмхои ^умхурии Точикистон, хиёбони Рудакй 33, Е-

mail: Mubina_Makhmudova @mail.ru

Дар рафти корхои сахроии мардумшиносй дар шахри Исфара ва чамоатхои дехоти Ворух ва Чоркух аз тарафи тадкикотчиёни Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмхои ^умхурии Точикистон Зинатмо Юсуфбекова, Мумина Шовалиева, Мубина Махмудова маводхо оид ба таърих, расму русум, шугл ва маданияти моддиву маънавии ин нохия чамъоварй гардид, ки хусусиятхои хоси худро дорад. Ба аъзоёни эъзомияи (экспедитсияи) илмй муяссар гардид, ки бевосита ба чамъоварии маводи расму русуми туйхо(хатнатуй, туйи арусй, гахворабандон) ва маросими дафн, тарзи гуронидану ёдбуди мархум бештар диккат диханд ва дар ин самт муваффак гарданд. Инчунин маводи бештаре доир ба хунармандй ва намудхои он, хусусан хунари дуредгарй, кандакории руи чуб, гилембофй ва гайра ба даст оварда шуданд.

Калидвожахо: эъзомияи мардумшиносй, Исфара, Ворух, Чоркух, таърих, маданият, маълумот, расму русум, оила, уунаруо, цойуои муцаддас, шугл, туй, таваллуд, азо, либос, хурок.

MAIN RESULTS THE 2017 EXPEDITION TO THE VILLAGE OF THE CHORKUH AND VORUKH SUGD REGION REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Zinatmo USUFBEKOVA, Mumina SHOVALIEVA, Mubina MAKHMUDOVA,

scientific workers of the Institute of mstory, archaeology and ethnography named after A.Donish Academy of sciences of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki pr., 33, tel.: 221 37 42 E-mail.: mubina_makhmudova@mail.ru

The ethnographic expedition for the purpose of collecting ethnographic material took place from 15 to 21 August 2017, composed of Usufbekova Z., the leading scientific worker of the Department of Ethnography, Shovalieva M. - a Senior Scientific worker of the same department, Makhmudova M.- Research worker of the Institute - art department of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. During the field work, members of the expedition collected ethnographic materials in Isfara and rural jamoats Vorukh and Chorkuh Sogd region of the Republic of Tajikistan.

Key words: ethnographic expedition, Chorkuh, Vorukh, history, culture, education, customs and rites, family, crafts, sacred places, situation, marriage, birth, burial, clothing, food.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.