Ключевые слова: Средняя Азия, средние века, искусство, алебастр, резьба мечеть, медресе, гробница, купол, строительство.
HISTORY, TRADITION AND DEVELOPMENT OF GACHA CARVING
The article deals with the issues of craft history and development of Tajik art. Ceramics is one of the oldest types of decorative art form around the world also developed in Central Asia. In particular, this art form is discussed in detail about the heritage of the art of ceramics, especially in the era. This art grew during the the in the decoration of mosques, madrassah, as well as domes and other buildings.
Key words: Middle Asia, middle ages, art, gach, carving, embossment work, mosque, madrasah, tomb, velod, construction.
Сведения об авторе: Одиназода Бахтиёр Эмомали-проректор по науке и творчеству Государственного института изобразительного искуства и дизайна Таджикистана к.и.н., доцент кафедры "Искусствоведение". Телефон: (+992) 904-44-31-80. E-mail:оdinaev Bahtiyor 64 @ mail.ru
Information about the author: Odinazoda Bakhtiyor Emomali-Vice-rector for science and creativity Tajik state fine art and design institute. Candidate from the Department «Art critic».Те!еЮпе: (+992) 904-44-31-80.E-mail: оdinaev Bahtiyor 64 @ mail.ru
УДК-069 (575.3) (09)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ М. С. АНДРЕЕВА ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А. ДОНИША
ШОВАЛИЕВА М. С., Институт истории, археологии и этнографии им.А. Дониша
Для музейной работы важное значение имеет систематический сбор этнографических коллекций. Сбор экспонатов в Музей этнографии Института истории, археологии и этнографии Национальной академии наук Таджикистана начался в 40-х годах ХХв. В частности, в 1943 г. ИИЯЛИ ( Института истории, языка и литературы) Таджикского филиала АН СССР была организована экспедиция в верховья Пянджа, работавшая под руководством доктора исторических наук, известного таджикского этнографа Михаила Степановича Андреева (в составе числилась и его жена - кандидат исторических наук А.К. Писарчик) над изучением быта и языков гор-нобадахшанцев, которая проработала там около 4-х месяцев. Помимо сбора научных этнографических и лингвистических материалов, экспедиция занималась и сбором этнографических коллекций. Всего было приобретено около 350 предметов - орудия труда, предметы местных промыслов,
украшения и прочее, часть которых в настоящее время хранится в Национальном музее Таджикистана, часть - в открытом в сентябре 1981 года Музее этнографии Национальной академии наук Таджикистана (быв. АН РТ) куда включены все коллекции, собранные сектором (ныне отделом) этнографии за прошлые годы его собирательских работ [3,86].
В коллекции имеются различные виды керамических изделий. Её сосуды представляют почти все формы, бытовавшие в то время у верхне-пянджских таджиков: кувшины разнообразной формы, служащие для приготовления пищи, подойник, различные миски, чаши. Имеется также группа сосудов из дерева. Это вырезанные корытца, которые широко использовали в старом быту, а также выточенные на станке миски блюда, чаши различной формы и назначения. Среди предметов связанных с охотой привлекает внимание охотничий пояс, кожаные мешочки для пуль и пороха.
После создания в 1947г. кабинета этнографии, по предложению М.С. Андреева, он начал подготовку этнографов из числа местных кадров (первые таджики-этнографы Нурджанов Н.Х. и Рахимов М.Р.), которых направил в экспедицию в Кулябскую (ныне Хатлонскую) область Таджикистана как для сбора этнографического материала, так и для приобретения экспонатов для будущего музея этнографии.Вклад М.С. Андреева заключался в том, что он предусмотрел, чтобы были отпущены средства не только на проведение научной работы, но и на приобретение экспедицией экспонатов. Более того, им было выхлопотано и оформлено соответствующим правительственным постановлением решение на приобретение как Кулябской, так и последующими экспедициями экспонатов на правах музеев. На этом примере мы видим, что именно он заложил основы для деятельности будущего музея этнографии.
Во время Кулябской этнографической экспедиции, в селении Амроу (Сари Хосор) был обследован центр производства очень своеобразной и высокохудожественной женской керамики и собрана коллекция. Однако в этой экспедиции у участников экспедиции возникли трудности в связи с закупкой экспонатов, связанные как с требованиями правительства, так и оформлением документов на закупку экспоната, что отпугивало население.
Материалы Кулябской экспедиции были богатыми и разнохарактерными. Для сохранения и использования полевых записей необходимо было создание нескольких единиц хранения, в том числе хранилища экспонатов, приобретаемых для будущего музея этнографии.
Следует отметить, что за два полевых сезона Кулябской экспедицией было приобретено 446 предметов: орудий труда, керамики, одежды, вышивок, ювелирных украшений и т.д. В это хранилище поступила часть экспонатов, приобретенных экспедицией М.С. Андреева 1943г., хранившихся, как уже отмечалось выше, в Институте истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР (вторая часть, как отмечалось, хранится в фондах Национального музея Таджикистана).
В последующие годы приобретение экспонатов осуществлялось по-прежнему, главным образом, во время экспедиций, но постепенно, с распространением среди населения известий о приобретении сектором (отделом) старинных вещей, они начали поступать и на месте, в г.Душанбе (быв.Сталинабаде).
Также по инициативе М.С. Андреева тогда же был решен очень важный для «судьбы» музея этнографии практический вопрос о выделении в здании нынешнего Института языка и литературы АН РТ (по пр.Рудаки между Национальным банком и Национальным университетом Таджикистана, в котором тогда размещался Президиум ТФАН СССР двух залов, в которых в последующие годы размещались создаваемые археологические и этнографические выставки. Эти инициативы были высоко оценены Президиумом ТФАН СССР, что послужило основанием для присвоения имени Андреева М.С. заложенному тогда, первоначально небольшому музею [4,18]. По этому поводу бывший президент ТФАН СССР Е.Н.Павловский в своей работе пишет: «Организованный в 1941г. Институт истории, языка и литературы имел в своем составе секторы истории, языка и литературы. В 1946г. был создан сектор словарей, а в 1949г. при секторе истории института был открыт музей этнографии и археологии им. М.С. Андреева» [4,18].
А.А. Семенов, выдающийся историк Средней Азии, возглавивший Институт в 1951г., также проявлял интерес к народному прикладному искусству (вышивкам, коврам, обработке металла). Он часто приходил в фонды сектора, осматривал приобретенные экспонаты, принимал участие в их апробации и оценке. Он передал в дар сектору полученную им когда-то в Бухаре в качестве сувенир серебряную табакерку в виде чеканного узора и инкрустацией имитирующую в форме традиционные народные табакерки из тыквы-горлянки (фонд № 61-2).
Из экспонатов, накопившихся в фондах кабинета, в 1951 году устроена к торжественному открытию Академии наук Таджикской ССР была первая этнографическая выставка.
В это время в Душанбе (тогда Сталинабаде) находился бывший президент ТФАН СССР Е.Н. Павловский, избранный почетным членом учрежденной АН Таджикской ССР. Большой любитель и ценитель народного искусства Востока, он проявлял живой интерес к этнографическим собраниям кабинета и в процессе подготовки выставки часто вечерами заходил в кабинет, просматривал содержание витрин и стендов [5].
Не имея специального помещения для показа фондов, сектор вел оживленную деятельность по организации выставок вне института. В 1957г. в связи с декадой таджикской литературы и искусства в Москве, была устроена выставка прикладного искусства таджиков, потом она была перевезена в Ленинград, оттуда в Ригу. В 1959 году этнографические экспонаты посылались в Китай; в 1963г.выставка художественных изделий
устраивалась в Москве на ВДНХ и в Доме дружбы с народами зарубежных стран, в 1967г. вышивка, одежда, ювелирные, керамические изделия и художественно оформленные ткани таджиков были направлены в Канаду (ЭКСПО-67), на выставку в Монреале, на Кубу и в Румынию, в 80-е годы ХХв.-в Италии (Хамиджанова М.А.), Австралии-(Маъруфова С.) и др. Кроме того, в связи с различными юбилейными датами сектор неоднократно устраивал выставки в Душанбе.
Этнографические коллекции хранились в доступном для обозрения виде и использовались работниками самых различных специальностей.В организации всех мероприятий,связанных с музейнымифондами,открытым хранением, многочисленными выставками,невозможно не оценить деятельность Н.Н. Ершова-великолепного знатока культуры и быта таджиков и прирожденного музейщика. Он организовал специальные экспедиции для сбора коллекций. Такие специальные экспедиции были направлены в Ура-Тюбе, Чорку, Припамирье. С ростом сектора прибывали и собиратели этнографических коллекций: М.А. Хамиджанова (в Каратегине, верховьях Зеравшана, в Матче, Ягнобе, в Припамирье); Т.И.Мезурнова (в Ура-Тюбе,Чорку, и др.); с 1965г. - И.Мухиддинов (в Припамирье), З.А.Широкова в Ленинабадской, (ныне Согдийской области Таджикистана), А.С.Давыдов (Зеравшан, Ходжент, Истаравшан, Куляб, Самарканд, Каратегин, Ванч), А. Мардонова (Гиссар), Н.С.Бабаева (Хатлонская область, Бухара, Зеравшан, Чорку, Канибадам), Н.Э.Тошматов (долина Зе-равшана, Исфара), Р.Абдулвахидов (Ленинабадской, ныне Согдийской области, в Припамирье), Широкова З.А., Хамиджанова М.А., Шовалиева М.С.(верховья Зеравшана июль-август 1980 года) и др. Сведения об этом содержатся в публикациях, посвященных этнографической работе в Таджикистане в разные годы и в статьях об экспедициях.
Многие воспроизведения экспонатов опубликованы в работах сотрудников отдела, а также в двух изданных цветных альбомах [1,6]. В частности, альбом о народном прикладном искусстве дает общую характеристику народного прикладного искусства таджиков:архитектурно-декоративное искусство - роспись по ганчу и дереву, оформление дверей колонн, орнаментированную керамическую посуду, чеканку по металлу, ювелирные и золотошвейные изделия, декоративные вышивки различных районов, вышивку на одежде, тюбетейки, набойки, орнаметированные ткани кустарного производства, вязаные узорные изделия [6,23].
Альбом одежды Н.Н. Ершова и Широковой З.А. посвящен современной и старинной (конец Х1Х-начало ХХвв.) традиционной одежде таджиков, составленной на основании коллекций института и в очень небольшой части - на основании зарисовок с натуры, сделанных во время выездов в районы Согдийской (быв.Ленинабадской) и Горно-Бадахшанской автономной областей республики начиная с 1960-х годов
ХХ века. Специальные публикации, посвященные экспонатам отдела, принадлежат Широковой З.А. [1,10],Ершову Н.Н. [1,2]., Писарчик А.К. [7,8,9].
Полевые описи экспонатов содержат все сведения, которые удалось собрать при их приобретении. Оригиналы этих записей хранятся в хранилище фондов так же как и негативы снимков экспонатов, которые удалось сделать с некоторых коллекций. В общую фототеку сектора они не вошли, так как с первых лет существования сектора предусматривалось выделение в будущем музея в самостоятельную единицу.
В 1981 году было выделено для Музея этнографии отдельное помещение на нижнем этаже многоэтажного дома по проспекту И. Сомони, который получил название Музея этнографии Академии наук Таджикской ССР (ныне Национальной академии наук Таджикистана), и, получив свою смету и штат, функционирует по настоящее время. При первом открытии Музея в 1981 году приняли участие все работавшие в то время этнографы. Широкова З.А., Хамиджанова М.А., Тошматов Н., Васитова Н., Юсуфбе-кова З., Шовалиева М., которые занималась научным описанием и реставрацией экспонатов.
В настоящее время посещаемость Музея остается высокой: его посещают не только таджикистанцы, но и зарубежные гости. Следует подчеркнуть, что при создании музея фонды насчитывали 8775 номеров. В настоящее время фонды насчитывают более 10.000 наименований экспонатов. Отметим, что первое поколение этнографов (А.К. Писарчик, Н.Н. Ершов, Н.Н. Ершова) сумело подготовить хорошую смену на таких ответственных должностях как «хранители музейных фондов»Н.Р.Васитова, С. Маруфова, которых отличало трудолюбие, надежность и аккуратность. До сих пор Васитова Надежда Рахматуллаевна является хранителем музейных фондов и вносит свой достойный вклад в развитие музейного дела в Таджикистане. За заслуги в области развития музейного дела она в 2019 году она была удостоена медали «Аълочии фархднги Ч,умх,урии Точикистон». В настоящее время руководит Музеем этнографии Ашурмадова Т., которая популяризирует музейное дело в Таджикистане. Совместно с сотрудниками отдела этнологии и антропологии доктором исторических наук, заведующей отделом этнологии и антропологии Института Додхудоевой Л.Н., ведущими научными сотрудниками указанного отдела, кандидатами исторических наук Юсуфбековой З. и Шовалиевой М.С., сотрудники музея Васитова Н.Р. и Ашурмадова Т. систематически участвуют в этнографических экспедициях, и в последние годы, совместно с этнографами отдела закупили большое количество экспонатов для музея.
В частности, можно отметить Гиссарскую этнографическую экспедицию 2013 года, этнографическую экспедицию в селения зоны затопления Рогунской ГЭС - Нуробод и Оби Гарм, г. Рогун в 2014 году, Пенджикент-ской этнографической экспедиций 2014 и 2019 годов, Памирскую этнографическую экспедицию 2016 года, Исфаринскую этнографическую экс-
педицию в селения Чоркух и Ворух в 2017 году, где для музея были закуплены предметы домашнего обихода, ткацкий станок в Каратаге, различные вышивки, тюбетейки, одежда, ювелирные изделия, гончарные изделия и т.п.
Также, в связи с празднованием 5500-летия Саразма-древнеземледельческого памятника в Пенджикентском районе Согдийской области, в сентябре 2020 года сотрудниками Музея этнографии была организована непосредственно на месте выставка народного творчества. Этнографы, в продолжение традиций своих учителей - Писарчик А.К., Ершова Н.Н., Широковой З.А., и сейчас составляют и издают различные Альбомы по народному прикладному искусству таджиков, в частности последней является «Х,унархои мардумии болооби Зарафшон»[11], которая посвящена памятникам таджикского народа от эпохи энеолита и бронзы, которая представлена артефактами городского поселения Саразм до современности, и в котором автором-составителем является доктор исторических наук Додхудоева Л.Н. В составлении альбома приняли непосредственное участие археолог, доктор исторических наук Бобомуллоев С., этнографы Юсуфбекова З.,Шовалиева М., Ашурмадова Т., Махмудова М.
В настоящее время продолжают традиции музейного дела молодые музееведы, имеющие специальное образование в этой области - Сурайёи Давлатмурод и Бердиева Гулджамол, Кониева Фариза, Гафурджанова Ма-дина, а также ряд других молодых сотрудников. Кроме того, сотрудники Музея часто выступают в средствах массовой информации по популяризации народных промыслов и ремесел. По ремеслам снято несколько документальных фильмов, в частности о национальном платье «Чакан» с участием сотрудников отдела антропологии и этнологии и сотрудников Музея этнографии.
На данный момент сотрудники Музея этнографии проводят очень трудную и ценную работу - составляют базу данных каждого экспоната музея: название экспоната, район приобретения, мастер, изготовивший данный экспонат, материал, из которого изготовлена вещь, размер, вес, они снабжены краткими, но содержательными аннотациями для «Каталога экспонатов Музея этнографии» - «Фех,ристи нигорахои Осорхонаи мар-думшиносй» по заказу Министерства культуры Таджикистана. Музей этнографии Института истории, археологии и этнографии им.А. Дониша НАНТ является непосредственным хранилищем этнокультуры таджикского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды таджиков.Душанбе,-1969,-34с.
2. Ершов Н.Н.Раздел:гончарство Гл."Домашние промыслы и ремесла" //В кн. Таджики Каратегина и Дарваза. Вып.1.Душанбе,-1966,
3. Научный вклад М.С. Андреева в изучение истории и этнографии таджикского народа, Душанбе,-2014,-С.86
4. Павловский Е.Н. Развитие науки в Таджикской ССР //В кн.: Развитие наук в Таджикистане. Сталинабад: Изд-во ТФАН СССР,1951,-С.18.
5. Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990-е гг).Душанбе-2002,-166с.
6. Писарчик А.К. Народное прикладное искусство таджиков.-Душанбе,-1987,-45с.
7. Писарчик А.К. О народном прикладном искусстве Таджикистана //В кн.: Искусство таджикского народа. Сб.статей.Вып.2.-Душанбе,-1970.
8. Писарчик А.К. Народная архитектура Самарканда Х1Х-ХХвв. Душанбе,-1975.
9. Писарчик А.К. Некоторые сведения о народной керамике Самарканда //В кн.:
10. История и этнография народов Средней Азии. Сб.статей.-Душанбе,-1981.
11. Широкова З.А. Архаические детали в женской одежде горных районов Кулябской области.// Изв.отд.обществ-х наук АН Тадж.ССР № 3,-1953,-С.99-105.
12. Х,унардои мардумии болооби Зарафшон. Альбом.(Под.ред Насрулло Убайдулло. Автор-составитель Додхудоева Л.Н.).-Душанбе,-2020,-220с.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ М.С. АНДРЕЕВА ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А. ДОНИША
В статье показана история создания Музея этнографии при Институте истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана, которая берет свое начало в 40-х годах ХХв. Основателем Музея этнографии является Михаил Степанович Андреев - доктор исторических наук, известный таджикский этнограф. Началом сбора коллекций можно считать организованную в 1943 году Институтом истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР экспедицию в верховья Пянджа, работавшую под руководством М.С.Андреева (в составе числилась его жена - кандидат исторических наук, известный таджикский этнограф А.К.Писарчик) над изучением быта и языков горнобадахшанцев, проработавшей около 4-х месяцев. Во время этой экспедиции было приобретено около 350 предметов - орудия труда, предметы местных промыслов, украшения и другие экспонаты, часть которых хранится в настоящее время в Национальном музее Таджикистана, а часть - в открытом в сентябре 1981 года Музее этнографии имени М.С.Андреева при Институте истории, археологии и этнографии им.А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана.
В настоящее время количество наименований коллекции фондов Музея составляет более 10000 экспонатов. Традиция сбора коллекций через этнографические экспедиции продолжается по настоящее время.
Ключевые слова: Музей этнографии, Таджикистан, основание, фонды, этнографы, экспедиции, экспонаты, орудия труда, предметы местных промыслов, украшения.
ТАЪРИХИ ТАЪСИСЁБИИ ОСОРХОНАИ МАРДУМШИНОСИИ БА
НОМИ М. С. АНДРЕЕВИ ИНСТИТУТИ ТАЪРИХ, БОСТОНШИНОСИ ВА МАРДУМШИНОСИИ БА НОМИ А^МАДИ ДОНИШ
Дар макола рочеъ ба таърихи таъсисёбии Осорхонаи мардумшиносии назди Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониш, ки ба солхои 40-уми асри ХХ рост меояд, сухан меравад. Бунёдгузори Осорхонаи мардумшиносй, доктори илмхои таърих, мардумшиноси маъруф Михаил Степанович Андреев мебошад. Огози чамъоварии коллексияхоро метавон бо экспедитсияе марбут донист, ки соли 1943 аз чониби Институти таърих, забон ва адабиёти Филиали Точикистонии Академияи илмхои ИЧ,ШС ба ^исмати болоии Панч, ки тахти рохбарии М.С. Андреев (хамсари у, номзади илмхои таърих, мардумшинос А.К. Писарчик) оид ба омузиши тарзи хаёт ва забонхои бадахшониён, ки та^рибан 4 мох, давом кардааст. Дар чараёни ин экспедитсия та^рибан 350 номгуи ашё - олоти мехнат, ашёи хунархои мардумй, чавохирот ва дигар экспонатхо ба даст оварда шуданд, ки к;исме аз онхо холо дар Муассисаи давлатии "Осорхонаи миллии Точикистон" нигох дошта мешаванд ва ^исми дигар дар Осорхонаи мардумшиносии ба номи М.С.Андреев, ки мохи сентябри соли 1981 дар назди Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи илмхои Чумхурии Точикистон кушода шудааст, махфуз нигох дошта мешаванд.
То хол нигорахои осорхона 10000 номгуй экспонатро ташкил медихад. Анъанаи чамъоварии нигорахо тавассути экспедитсияхои мардумшиносй то хол идома дорад.
Калидвожахо: Осорхонаи мардумшиносй, Тоцикистон, таъсис, фондуо, мардумшиносон, экспедитсияуо, нигорахо, олоти мехнат, уунаруои мардумй, цаво^ирот.
THE HISTORY OF THE M.S.ANDREEV'S MUSEUM OF ETHNOGRAPHY INSTITUTE OF HISTORY, ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY BY
AHMAD DONISH
The article shows the history of the creation of the Museum of Ethnography at the Institute of History, Archaeology and Ethnography, which dates back to the 1940s. The founder of the Museum of Ethnography is Mikhail Stepanovich Andreev, a doctor of historical sciences and a well-known Tajik ethnographer. The beginning of the collection can be considered to be organized in 1943 by the Institute of History, Language and Literature of the Tajik branch of the USSR, which worked under the leadership of M. S. Andreev (his wife - a candidate of historical sciences, well-known Tajik ethnographer A.K. Pisarchik) on the study of life and languages of the miners, who worked for about 4 months. During this expedition, about 350 items - tools, local crafts, jewelry and other exhibits, some of which are currently stored in the National Museum of Tajikistan, and some - in the Museum of ethnography named after M.S.Andreev at the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan opened in September 1981.
Currently, the number of collection of the museum's funds is 10000 units. The tradition of collecting the examples through ethnographic expeditions continues till our days.
Key words: Museum of Ethnography, Tajikistan, foundation, funds, ethnographers, expeditions, exhibits, tools, local crafts, decorations.
Маълумот дар бораи муаллиф: Шовалиева Мумина Соди^овна- номзади илмхои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи этнология ва антропологияи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи миллии илмхои Точикистон. Телефон (+992) 908 99 19 89. E-mail: mumina1957 mail.ru.
Information about the author: Shovalieva Mumina Sadykovna - candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Ethnology and Anthropology A.Donish Institute of History, Archeology and Ethnography National Academy of Sciences of Tajikistan. Phone: (+992) 908 99 19 89 E-mail:mumina1957. mail.ru.
УДК- 745 (575.3) (09)
САНЪАТИ ОРОИШЙ-АМАЛИИ ХАЛЦИ ТО^ИК ДАР СОЛДОИ 50-60-УМИ АСРИ ХХ
ХДСАНОВА Р. Д., Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Касбу хунархои халкй чузъе аз фарханги миллй буда, барои мардуми точик ахаммияти махсусро касб кардааст. Дар як хунар эхтиёчи иктисодй, ичтимой ва эстетикии одамонро конеъ гардонида, хамчун воситаи санъати бадей дар баланд бардоштани завки эчодкории ин ё он хунарманд кумак мерасонад. Махз касбу хунархои миллй метавонанд хаёти хунармандонро тагйир диханд.
Аз даврахои кадим касбу хунархои халкй бо хаёт, анъана ва урфу одатхои мардум робитаи зич дошт. Точикон хам аз зумраи мардумеанд, ки нисбати касбу хунархои халкй диккати махсус зохир менамоянд. Ба ин хотир, касбу хунар як рукни фарханги миллии мардуми точик буда, дар хаёти онхо накши мухим мебозад. Мардуми точик аз замонхои пеш хамчун сохиби фархангу тамаддуни бою рангин макоми хосаро касб кардаанд, ки намунахои мухталифи касбу хунархои анъанавй бахше аз фарханги маънавии онхост. Касбу пешахои гуногуни мардуми точик бо тарзу услуб, колаб, анъана ва сифати махсуси худ фарк мекард. Дунармандони боистеъдод бо тарзу усулхои бадей, анъанот ва офаридани нафосату нозукихо хунарашонро хифз намуда ба шогирдон ва наслхои оянда интикол медоданд. Мухит, мавкеи чойгиршавй, урфу одат ва анъанахои хоси бисёрасра боис гардидааст, ки хунару хунармандй дар микёси Точикистон рушду такомул ёбад.
Ба хама маълум аст, ки хунархои халкй дар хаёти маънавии мардуми точик мавкеи калон дорад. Дунармандон бо махсули дасти хеш намунахои гуногуни махсулоти хунармандиро меофаранд. Дар як чизи офаридаи онхо як асари бузургро ташкил медихад, ки дар он фархангу тамаддуни кадимии халки точик тачассум ёфтааст.Санъати амалй-ороишй дар