Научная статья на тему 'Р.Л. НЕМЕНОВА - ИССЛЕДОВА ТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬ ТУРЫ ГИССАРСКОЙ ДОЛИНЫ'

Р.Л. НЕМЕНОВА - ИССЛЕДОВА ТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬ ТУРЫ ГИССАРСКОЙ ДОЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКОВЕД / ЭТНОГРАФ / ЛИНГВИСТ / ЭКСПЕДИЦИИ / ГИССАРСКИЙ КРАЙ / ВАРЗОБ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсуфбекова Зинатмо, Шовалиева Мумина Садыковна

Данная статья посвящена юбилею Р.Л. Неменовой - известного таджиковеда, лингвиста и этнографа. С 1954 г. по 1968 гг. она работала в секторе этнографии и участвовала во многих экспедициях отдела, в частности занималась изучением этнографии Гиссарского края. В своих работах по этнографии, в частности «Историко-этнографическое изучение Гиссарского края», «Таджики Варзоба» и других она подчеркивает о необходимости этнографического изучения Гиссарской долины, которая в 50-60-е гг. ХХ в. была мало изучена. Её работу продолжила её ученица, известный этнограф Азиза Мардонова, которая в настоящее время проживает в Бухарской области Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R.L. NEMENOVA - INVESTIGATOR OF HISTORY AND CULTURE OF HISSAR VALLEY

This article is devoted to the jubilee of well-known Tajik investigator, linguist and ethnography Roza Lvovna Nemenova. One of her hobbies, in one rite with linguistics, was ethnography. R.L. Nemenova works in ethnography department from 1954 till 1968 and took part in all ethnographic expeditions, she investigate peoples of Hissar valley, especially Varzob region. In her ethnographic works “The historical-ethnography investigation of Hissar valley”, “The Tajiks of Varzob” and others stressed that Hissar valley in 50-60-th years of XX century was not investigate ethnographically and it is necessity of it’s investigation. Her work continued her apprentice, candidate of historical sciences Aziza Mardonova, who now lived in Bukhara region Republic of Uzbekistan

Текст научной работы на тему «Р.Л. НЕМЕНОВА - ИССЛЕДОВА ТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬ ТУРЫ ГИССАРСКОЙ ДОЛИНЫ»

Р.Л. НЕМЕНОВА - ЮСУФБЕКОВА Зинатмо,

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН ГИССАРСКОЙ ДОЛИНЫ РТ; ШОВАЛИЕВА Мумина Садыковна, старший научный

сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ (Таджикистан, Душанбе).

Р.Л. НЕМЕНОВА - ЮСУФБЕКОВА Зинатмо,

МЩАЩИКИ н.и.т., ходими пешбари илмии шуъбаи мардумшиносии Инстиути ТАЪРИХВА таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониши МАДАНИЯТИ Академияи илмуои Цумуурии Тоцикистон; ШОВАЛИЕВА Мумина ВОДИИ %ИСОР Садиковна, ходими калони илмии шуъбаи мардумшиносии Инстиути таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе).

R.L. NEMENOVA - YUSUFBEKOVA Zinatmo, INVESTIGATOR OF candidate of historical sciences, leading scientific officer of the Ahmad HISTORY AND CULTURE Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Academy of OFHISSAR VALLEY Sciences of the Republic of Tajikistan; SHOVALIEVA Mumina

Sadykovna. senior scientific offiser of the Ahmad Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of the RT (Tajikistan, Dushanbe), E-MAIL: mumina57@mail.ru

Ключевые слова: таджиковед, этнограф, лингвист, экспедиции, Гиссарский край, Варзоб, этнографическое обследование.

Данная статья посвящена юбилею Р.Л. Неменовой - известного таджиковеда, лингвиста и этнографа. С 1954 г. по 1968 гг. она работала в секторе этнографии и участвовала во многих экспедициях отдела, в частности занималась изучением этнографии Гиссарского края. В своих работах по этнографии, в частности «Историко-этнографическое изучение Гиссарского края», «Таджики Варзоба» и других она подчеркивает о необходимости этнографического изучения Гиссарской долины, которая в 50-60-е гг. ХХ в. была мало изучена. Её работу продолжила её ученица, известный этнограф Азиза Мардонова, которая в настоящее время проживает в Бухарской области Узбекистана.

Калидвожа^о: тоцикшинос, мардумшинос, забоншинос, экспедитсияуо, сарзамини Хисор, Варзоб, тащицот^ои мардумшиноси..

Мацола ба цашнвораи Роза Львовна Неменова - тоцикшиносй машуур, забоншинос ва мардумшинос бахшида шудааст. Яке аз майлу рагбатуои у дар баробари забоншиноси, мардумшиноси будааст. Неменова Р.Л. дар шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиноси аз соли 1954 то соли 1968 кор ва фаъолият намудааст ва дар уамаи экспедитсияуои мардумшиноси иштирок карда, бо омузиши сарзамини Хисор машгул будааст. Дар асар^ои этнографии худ, аз цумла «Историко-этнографическое изучение Гиссарского края», «Таджики Варзоба» ва дигаруо у боруо цайд намудааст, ки водии Хисор дар сол^ои 50-60 асри ХХ кам омухта шудааст, ва зарурияти омузиши ин минтаца сари вацт аст.Кори уро шогирдаш, номзади илмуои таърих, мардумшинос Мардонова Азиза давом додаст, ва айни %ол у дар вилояти Бухорои Чумуурии Узбекистон зиндаги дорад.

Key words: Tajik investigator, ethnography, linguist, expeditions, Hissar valley, Varzob, ethnographical investigations.

This article is devoted to the jubilee of well-known Tajik investigator, linguist and ethnography Roza Lvovna Nemenova. One of her hobbies, in one rite with linguistics, was ethnography. R.L. Nemenova works in ethnography department from 1954 till 1968 and took part in all ethnographic expeditions, she investigate peoples of Hissar valley, especially Varzob region. In her ethnographic works "The historical-ethnography investigation of Hissar valley", "The Tajiks of Varzob" and others stressed that Hissar valley in 50-60-th years of XX century was not investigate ethnographically and it is necessity of it's investigation. Her work continued her apprentice, candidate of historical sciences Aziza Mardonova, who now lived in Bukhara region Republic of Uzbekistan

В последней четверти Х1Х века в связи с присоединением Средней Азии к России и образованием Русского Туркестана, граничившего с владениями Бухарского ханства, интерес ученых к территориям, лежащим к югу от Гиссарского хребта, особенно усилился. Наиболее ранней сводкой известий из Восточных источников о Гиссаре является очерк П. Лерха о крае.

Ученые-этнографы Р.Л. Неменова и А. Мардонова подчеркивали, что в конце 70-х годов прошлого столетия Гиссарское бекство посетил ряд русских военнослужащих и путешественников в записях которых содержатся сведения о географии края, путях сообщения между отдельными долинами, административным делением, краткие данные о составе населения, о сельском хозяйстве. Подтверждая достоверность материалов, авторы, в то же время, сожалеют о том, что «часто этнографические сведения этого периода носили случайный и отрывочный характер» [17, с.12].

Первыми русскими путешественниками, побывавшими в Гиссарском крае с целью специального обследования были редактор газеты «Туркестанских ведомостей» Н.А. Маев и его спутники - поручик Д.М. Вишневкий, астроном Ф.Ф. Шварц и переводчик Ю. Казбеков. Они были участниками первой Гиссарской экспедиции, снаряженной в 1875 г. для выяснения характера местности между Гиссарским краем и Аму-Дарьей. По результатам этой экспедиции впоследствии была написана работа Маева «Очерки Гиссарского края», где автор с привлечением существующей тогда немногочисленной литературы и переводом материалов П. Лерха на русский язык, даёт более расширенное описание Гиссарского края [11].

В данной работе помимо чисто географических сведений имеется много географических названий и приводится этимология названий некоторых населенных пунктов и дополнительные сведения к ним. Также в ней содержатся первые и весьма ценные сведения о Каратаге как о центре ремёсел. Как отмечают авторы, он особое внимание уделяет описанию Каратагского базара, мастерских ремесленников, их изделиям: ножам, саблям, их качеству и ценам на них.

Далее авторы, подчеркивая значение этой работы, указывают, что «этнографические сведения, имеющиеся в «Очерках Гиссарского края» не утратили своего значения до наших дней, поскольку они отражают данные почти вековой давности. Эти сведения не носят характера систематического изучения и представляют изложение непосредственных наблюдений, своего рода дополнения к географической и исторической характеристике местности. Этнографические сведения в работе Н.А. Маева касаются следующих вопросов: состава населения, описание населенных пунктов и преданий, связанных с ними, нравов местного населения, главным образом чиновной верхушки, с которой была связана экспедиция, экономики края, занятий населения, ремесла, внешнего облика жилища» [17,11,12].

Продолжая обзор, авторы отмечают, что в 1889 г. Гиссарское бекство посетил также военный специалист А. Статкевич, в результате чего им был опубликован военно-статистический очерк, посвященный бассейну Каратаг-Дарьи [24, с. 234,184]. Здесь Статкевич приводит также краткое описание внешнего вида жилища как долинного, так и горного типа. В его работе представляет интерес перечисление видов изделий кустарной промышленности, среди которых упоминаются хлопчатобумажные ткани, кошмы, хурджины, деревянная посуда, корзины, шерстяные вязаные чулки. Говоря о занятиях населения земледелием и скотоводством, А. Статкевич приводит цены на зерно, рис и на скот.

Однако по справедливому замечанию авторов этнографические сведения о Гиссаре во всей довольно многочисленной дореволюционной литературе были скудны, отрывочны, случайны и совершенно не давали представления о быте, как таджиков, так и узбекоязычных племен, населявших Гиссар. И если о Каратегине, Дарвазе и Западном Памире имелись специальные этнографические исследования, опубликованные на рубеже Х1Х и начале ХХ вв., и не утратившие своего значения по настоящее время [9], то ни один из районов Гиссара в то время абсолютно не был подвергнут специальному этнографическому обследованию. Далее авторы подчеркивают, «как нам представляется одной из причин этнографической неизученности Гиссара как в дореволюционный период, так в дальнейшем является чрезвычайная пестрота состава его населения, и в связи с этим трудности выделения определенных, недавно сложившихся историко-культурных районов внутри страны» [17, с. 25].

Авторы указывают, что первая этнографическая экспедиция, посетившая Гиссарский край, состоялась в 1924 г. В её состав, кроме руководителя М.С. Андреева входили Е.М. Пещерева и А.Н. Крюков. Исследования, проводимые экспедицией носили маршрутный характер и задачей её было собирание этнографического и филологического материала. Что касается вопроса сбора полевых материалов, то, по словам авторов, «запись филологических и этнографических материалов велась на всем пути следования экспедиции, работы которой длились около трёх месяцев [17]. Судя по фольклорным записям, которые вошли в подготовленный к печати сборник М.С. Андреева [1]

экспедиция побывала в селениях, расположенных в истоках Кафирнигана, Рамита, Пичефа, Вистоне и ДР.» [1,2].

В 1925 г. была предпринята очередная экспедиция под руководством М.С. Андреева, в состав которого входили Е.М. Пещерева и фотограф В.О. Вырвинский. В задачу экспедиции входило дополнение этнографических и филологических материалов, собранных в 1924 г. Отмечая значимость работы этой экспедиции, авторы подчеркивают, что «за время пребывания в Гиссарской долине, М.С. Андреевым и Е.М. Пещеревой был собран весьма ценный, не утративший до настоящего времени своего значения этнографический материал» [17, с. 28]. В отчете приводится описание токарных станков, движимых водой, на которых мастера-местные жители вытачивали деревянную посуду. Е.М. Пещеревой был собран также материал по женской одежде и прическам.

Вслед за авторами мы также утверждаем, что большой интерес представляет вплоть до наших дней статья Е.М. Пещеревой о молочном хозяйстве и некоторых обрядах, связанных с ними у горных таджиков, написанная в основном на материалах экспедиции 1924 и 1925 гг. [24] В статье приводятся отдельные сведения, непосредственно относящиеся к Гиссару. Так, указывается, что в Гиссаре, в отличие от Шугнана и Рушана, по-видимому, не существовали запреты на пребывание мужчин на летовках в течение первых семи дней после выхода на летовку. Далее отмечено, что в долине р. Варзоб и в Гиссаре сначала женщины, члены молочной артели, несут молоко из домов, расположенных выше по реке. Кувшин, в котором несут молоко, украшают зеленью, в ушки кувшина втыкалась вата.

Далее авторы излагают, что особый интерес для этнографии представляет монография Е.М. Пещеревой, увидевшая свет в 1959 г. «Гончарное производство Средней Азии» [22], в которую вошли и материалы по Гиссару, собранные автором и по другим районам исследования на протяжении более чем трёх десятилетий. Как свидетельствует Е.М. Пещерева, первоначальные наблюдения над гончарством, находящимся в руках женщин, производились ею в долине реки Рамит, а также и в других горных районах Таджикистана еще в 1924 г. По справедливому замечанию авторов в этой работе, чрезвычайно интересной и насыщенной большим этнографическим материалом, имеют место и сведения, как по женскому, так и мужскому гончарству, распространенным издавна в горных и предгорных районах Гиссарского края. В первой части монографии указаны места распространения женского гончарного производства в условиях его бытования в районах Гиссарской долины; в долине р. Варзоб, в долине Каратаг-Дарьи (селение Хакими), в группе кишлаков вокруг Файзабада и на правобережье р. Вахш.

Авторы подчеркивают, что «по существу эта монография Е.М. Пещеревой является первой работой, в которой имеется достаточно полное описание одного из древнейших ремесел таджиков Гиссара, основанном на систематическом этнографическом изучении гончарства на большей части этого края» [17].

Несмотря на всё это, согласно утверждениям авторов, сведения о Гиссарском крае и в первом десятилетии после установления Советской власти в Таджикистане продолжают носить фрагментарный характер. В литературе, посвященной этнографическому описанию отдельных районов Таджикистана, опубликованной в 30-40-е гг. ХХ в. встречаются лишь отдельные сведения о Гиссаре. В августе 1942 г. в Ташкенте состоялась сессия по этногенезу Средней Азии, на которой был заслушан доклад Н.А. Кислякова «К вопросу об этногенезе таджиков». Тезисы этого доклада были опубликованы в 1947 г. [10] Н.А. Кисляков на основе языковых и этнографических данных, выявляет связи таджикского населения Дарваза, Каратегина, Гиссара и приходит к выводу, что таджики этих территорий и народности Припамирья имеют общее происхождение.

Авторы особо отмечают заслуги известного исследователя Средней Азии Б.Х. Кармышевой в изучении Гиссарского края. Они обращают внимание на то, что по инициативе профессора М.С. Андреева в 1945 г. Институтом истории, языка и литературы Таджикского Филиала АН СССР впервые было начато этнографическое изучение тюркского населения Гиссарской долины, которое было возложено, на сотрудника Института выпускницу САГУ Б.Х. Кармышевой. В течение ряда лет Б.Х. Кармышева совершила несколько поездок по Южному Таджикистану, главным образом, по Гиссарской долине, и собрала большой полевой материал о локайцах.

В дальнейшем, участвуя в сплошном этнографическом обследовании Кулябской области в 19481949 гг. Б.Х. Кармышева имела возможность собрать значительные материалы как по локайцам, так и по другим тюркоязычным племенам районов Кулябской области. В результате многолетних полевых исследований Б.Х. Кармышевой был опубликован ряд статей и одна большая монография [8].

В одной из последних, по времени опубликования, работ Кармышевой, посвященной вопросам сложения населения южных районов Узбекистана и Таджикистана [17, с. 34] автор рассматривает не только узбекское, но и таджикское население, и устанавливает наличие среди таджиков, изучаемой

области, в частности бассейна рек Сурхан и Кафарнигана, двух основных больших групп - чагатай и кулоби.

Подчеркивая значение исследований Б.Х. Кармышевой, авторы утверждают, что «на основании этнографических материалов Б. Кармышева высказывает положение обобщающего характера относительно основных черт протекающего на этой территории этнокультурного процесса, которые выражались во взаимном культурном влиянии, сближение и частичного слияния оседлого ираноязычного населения и кочевого тюркоязычного населения» [7].

По справедливому высказыванию авторов «работы Б.Х. Кармышевой помимо насыщенности их очень богатыми фактическими этнографическими материалами, отмечают чрезвычайно широкое и умелое привлечение исторической литературы и источников, а также статистико-экономических трудов, всё это делает использование их при этнографическом изучении Гиссара обязательным» [17, с. 34].

Говоря о заблаговременности этнографических исследований в послевоенные годы, авторы добавляют, что с 50-х годов в республике начинается планомерное, систематическое и сплошное этнографическое обследование Таджикистана. Указывается на постоянное и тщательное изучение материальной и духовной культуры Гиссарского населения ограниченного в то время только двумя районами: Каратагом и Варзобом. В 1959 г. Н.Н. Ершовым было начато стационарное изучение исследованием ремесел Каратага - в прошлом крупного центра кустарной промышленности Гиссарской долины, широко известного и за её пределами. В 1964 г. Н.Н. Ершов завершил своё исследование ремёсел, представив к публикованию монографию объёмом 10-ти печатных листов [4]. После этого Н.Н. Ершов приступил к изучению семьи, семейных отношений, обычаев и праздников каратагцев, но весь этот метериал пока ещё не опубликован.

Что касается этнографической деятельности Розы Львовны Неменовой подчеркивается, что «одновременно с изучением таджиков Каратага велось этнографическое исследование другого района Гиссара - долины р. Варзоб». Работы по этнографическому изучению Варзоба проводились Р.Л. Неменовой в 1961-1964 гг. Ею в Варзобе были собраны материалы, характеризующие состав и сложение населения долины, занятия, материальную культуру, семейный быт, обычаи и обряды территориальных групп таджиков этого района, которые первоначально были опубликованы в виде различных статей [19, 20, 21], а впоследствии легли в основу её монографической работы «Таджики Варзоба» [18].

Далее авторы отмечают, что начиная с 70-х гг. ХХ в. к разностороннему этнографическому изучению отдельных районов Гиссарской долины присоединились и многие другие сотрудники сектора этнографии Института истории им. А. Дониша АН РТ. Например, в сборе этнографических материалов в долине р. Варзоб принимали участие сотрудники отдела этнографии А.С. Давыдов, Т.И. Мезурнова, Р. Кадыров, З.А. Широкова и А. Мардонова. Они изучали историю населения, традиционные жилища, одежду, семью и семейную обрядность гиссарцев. На основе собранных полевых материалов сотрудниками отдела (тогда сектора) этнографии были опубликованы ряд статей, а А. Мардоновой была опубликована монографическая работа «Похоронно-поминальная обрядность таджиков Гиссарской долины в конце Х1Х-начале ХХ вв.» [16] .

В конце работы авторы обращают внимание на то, что этнографические сведения о Гиссаре оставались сравнительно малочисленными, отрывочными, случайными, и если о Каратаге, Дарвазе, Западном Памире, тогда уже имелись специальные этнографические исследования, то ни один из районов Гиссара в этом плане не подвергался специальному этнографическому обследованию.

Подводя итоги, мы считаем своим долгом подчеркнуть, что предпринятый обзор литературы по истории изучения Гиссарской долины показывает, насколько необходимым остаётся дальнейшее этнографическое обследование различных районов Гиссарской долины Таджикистана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев М.С. Материалы по фольклору и диалектологии таджиков. Ч.1. Горные таджики, ГиссаР.: Тексты 42-45. - Архив отдела этнографии.

2. Андреев М.С. Краткие сведения об этнографической экспедиции, предпринятой летом 1924 г. к горным таджикам Матчи, Каратегина, Гиссарского края и Ягноба //Изв. Туркестан. отд. рус. геогр. об-ва. -1924. -Т. 17. - С.121-140.

3. Дьяконов М. М. Работы Кафирниганского отряда /Материалы и исследования по археологии СССР. -М;-Л., 1950. - № 15. Труды согдийско-таджикской археологической экспедиции. Т.1.- С. 145-180.

4. Ершов Н. Н. Каратаг и его ремесла. - Душанбе: Дониш, 1984. - 120 с.

5. Ершов Н. Н. К истории развития этнографической науки Таджикистана // Сов. этнография. - 1968. - № 4. - С.87-92.

6. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. - М.: Наука, 1976. - 323 с.

7. Кармышева Б.Х. К истории формирования населения Южных районов Узбекистана и Таджикистана.

«Советская этнография, 1964. - №5. - С. 96-98.

8. Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы южного Таджикистана. Сталинабад,1954 // Тр. АН Тадж. ССР. Т. 28. Вып.1.

9. Кисляков Н.А. Этнографическое изучение Каратегина и Дарваза // Таджики Каратегина и Дарваза. -Душанбе,1966. - Вып.1. - С. 9-25.

10. Кисляков Н.А. К вопросу об этногенезе таджиков // Сов. этнография, 1947, Т.6-7.- С. 314-319.

11. Маев Н.А. Очерки Гиссарского края. Материалы для статистики Туркестанского края: ежегодник.-СПб.,1879. - Вып.5. - С.130-255.

12. Маев Н.А. Географический очерк Гиссарского края и Кулябского бекства // ИРГО. - 1876. - Т.12. -С.358, 360.

13. Мардонова А. Из этнографии таджиков Файзабада (Суеверия и запреты похоронного обряда) // Материалы по истории и истории культуры Таджикистана. - Душанбе, 1981.- С.226-238.

14. Мардонова А. Традиционная обрядность детского цикла в таджикской семье (по материалам верховьев Зеравшана, Файзабада и Гиссара) //Материалы конф. молод. учен. Таджикистана, посвящ. 100-летию С. Айни (обществ. науки). - Душанбе,1980. - С.60-66.

15. Мардонова А. Инновация в семейном быту таджиков Гиссарской долины // Изв. АН Тадж. ССР. Сер. : Востоковедение, история, филология. -1985. - №4.- С.51-57.

16. Мардонова А. Похоронно-поминальная обрядность таджиков Гиссарской долины в конце Х1Х-начале ХХвв. Душанбе: Дониш, 2003.

17. Неменова Р.Л., Мардонова А. Историко-этнографическое изучение Гиссарского края. - Душанбе: Дониш, 2000. - 66 с.

18.Неменова Р.Л. Таджики Варзоба. - Душанбе: Дониш, 2003.- 198с.

19.Неменова Р.Л. Сложение таджикского населения Варзоба / Сов. этнография, 1969.-№5.- С.31-44.

20.Неменова Р.Л. Селения Варзоба //История и этнография народов Средней Азии.- Душанбе, 1981.- С. 77-89.

21. Неменова Р.Л. Народные представления, связанные с рекой Вахш // Этнография Таджикистана. -Душанбе,1985. - С.98-106.

22. Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. - М;-Л., Изд-во АН СССР, 1959.-296 с. // Тр. ин-та этногр. им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - Т. 42.

23. Пещерева Е.М. Молочное хозяйство горных таджиков и некоторые связанные с ним обычаи // По Таджикистану. Вып. 1. - Ташкент, 1927. - С. 42-59.

24. Статкевич А. Бассейн Каратаг-Дарьи: военно-статистический очерк 1889г. // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии.-СПб., 1894. - Вып. 57. - С. 234, 184.

25.Успенская Л.В. Каратагский говор таджикского языка. - Сталинабад, 1956.-126с. - / Тр. АН Тадж. ССР, Ин-т яз. и лит. - Т.46.

26. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана.- Душанбе: Дониш, 1976. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.