Научная статья на тему 'Н.Х. НУРДЖАНОВ - ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ'

Н.Х. НУРДЖАНОВ - ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / ЭКСПЕДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураева Нигора

Статья посвящена первому этнографу-таджику Низаму Хабибуллаевичу Нурджа- нову. Его вклад в развитие таджикской советской этнографии огромен, о чём свидетельствуют фундаментальные труды, посвящённые традиционному театру таджиков, в основу которых легли богатейшие материалы по этнографии таджиков. В трудах Н.Х. Нурджа- нова прослеживается связь между этнографией и искусствоведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. KH. NURDJANOV-THE FIRST TAJIK ETNOGRAPHER

This article is devoted to the first ethnographer - Tajik Nizam Khabubullaevich Nurdjanov. His contribution in development of Tajik Soviet ethnography is very important. His publications are dedicated to Tajik traditional theatre, based on rich material on ethnography of the Tajiks. There is a connection between ethnography and art history in Nurdjanov’s works.

Текст научной работы на тему «Н.Х. НУРДЖАНОВ - ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ»

МАРДУМШИНОСИ- ЭТНОГРАФИЯ-ETHNOGRAPHY

4-♦

УДК: 9 (575.3) (092)

Н.Х. НУРДЖАНОВ - ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ

Нигора ДЖУРАЕВА

Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша

Как известно, до Октябрьской революции значительная часть современной Республики Таджикистан входила в состав наиболее отсталой в экономическом и культурном отношении части Бухарского ханства, известной под названием Восточная Бухара.

До революции все этнографические исследования на территории нынешнего Таджикистана проводились приезжими, чаще всего даже не этнографами, а военными, чиновниками и путешественниками или учёными других специальностей - географами, ботаниками, зоологами. Поэтому после установления Советской власти наметились пути развития культуры и науки в этом регионе, хотя процесс был более трудным и медленным, чем в тех частях, которые были присоединены к России до революции. В силу ряда обстоятельств, в первую очередь отсутствия необходимых научных кадров, этнографическая наука начала развиваться в молодой республике позже многих других наук.

Одной из первых задач, намеченных Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республикой (1918-1924 гг.) в области национального строительства, национальной политики в первые годы после революции, было составление этнографической карты народов Средней Азии [5, 451], что было важно при подготовке к национально-территориальному размежеванию Средней Азии в 1924 г.

В настоящее время трудно охарактеризовать подготовительную работу, поскольку архивные материалы не сохранились.Не было специального научно-исследовательского учреждения не только в области этнографии, но и других направлений науки на территории нынешнего Таджикистана. Главной причиной такого положения, было полное отсутствие собственных кадров учёных, в том числе этнографов.

Поэтому важной вехой в изучении истории, лингвистики и культуры таджиков стала организация «Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами» в 1925 г. в Ташкенте, учредителями и активными участниками которого стали видные учёные востоковеды, этнографы А.А. Семёнов и М.С. Андреев.Деятельность Общества всесто-

ронне и широко поддерживал лично его почётный председатель руководитель Ревкома, а затем председатель ЦИК Таджикской АССР Нусратулло Максум (Лутфуллаев). Общество явилось первой научной ячейкой, которая ставила своей целью всестороннее изучение Таджикистана.

В 1932 г. была создана Таджикистанская (позже переименованная в Таджикскую) База АН СССР с историко-лингвистическим сектором в ней, который с этого времени организовывал этнографические работы в республике.

В конце 1940 г. по постановлению Совнаркома СССР от 10 ноября 1940 г. Таджикская База АН СССР была реорганизована в Таджикский филиал АН СССР. В составе его институтов начал свою деятельность ИИЯЛИ - Институт истории, языка и литературы, который осуществлял этнографические работы, главным образом учёными, приглашёнными со стороныПосле окончания Великой Отечественной Войны началось мирное строительство Таджикистана, его новое преобразование. Но республика остро нуждалась в подготовленных квалифицированных кадрах, для обучения которых не было наставников - опытных специалистов. Первый секретарь ЦК Компартии республики Б.Г. Гафуров, историк по специальности, нашёл выход из трудного положения. Он пригласил из Ташкента в Таджикистан двух известных учёных, создав им условия для работы. В

1947 году приехал известный учёный-этнограф М.С. Андреев, а позже, в 1951 году, видный учёный-востоковед А.А. Семёнов.

Найти для них учеников тоже было нелегко. Среди шести выпускников факультета таджикского языка и литературы тогдашнего единственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко только четверо (впоследствии один из них отказался) в 1947 г. были зачислены аспирантами Института истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР по специальности этнография и прикреплены к члену-корреспонденту АН СССР М.С. Андрееву. Одним из них был Низам Хабибуллаевич Нурджа-нов, с отличием окончивший институт.

На занятиях, проводимых М.С. Андреевым, Н.Х. Нурджанов получил первые знания об этнографии, доселе совершенно незнакомой в республике науке. По совету своего руководителя в августе 1947 г. он отправился в ущелье Варзоба собирать полевой материал по быту и деятельности жителей района. В итоге был представлен реферат на тему «Вежливые формы у таджиков».

В 1948 г. Н. Нурджанов был приглашён для участия в работе первой этнографической экспедиции в Кулябскую область, руководителем которой была известная этнограф А.К. Писарчик. По её поручению Нурджанов собрал этнографические материалы по следующим темам «Семья», «Свадьба», «Охота», «Игры», «Развлечения» и др. Советуясь с А.К. Писарчик, он максимально подробно опрашивал местных жителей, используя для этого даже время переезда из одного кишлака в другой. Писарчик научила Нурджанова правильно и подробно вести полевые дневники. Она отмечала, что молодой сотрудник выделяется среди других тем, что особенно тщательно записывает и фотографирует любой объект, стремится бережно сохранить любую музыкальную тему, мельчайшие детали орнамента вышивок. «Более подготовленный к научной работе, -писала о Н. Нурджа-нове А.К. Писарчик, - очень организованный и трудолюбивый, сумел за первый же свой полевой сезон собрать настолько богатый, новый и ценный материал, что его хватило на написание диссертации «Таджикский народный театр» (по материалам Кулябской области)...» [1. 31]. Куляб-ская этнографическая экспедиция явилась для Нурджанова хорошей этнографической школой. Подружившись со студентами Ленинградского государственного университета, которые принимали участие в работе экспедиции, Нурджанов углубил свои знания об этнографии, быте, культуре других народов. Более того, Нурджанов поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Его научным руководителем стал известный этнограф-таджиковед Николай Андреевич Кисляков. Постоянное общение с Н.А. Кисляковым, Е.М. Пещеревой, Г.А. Уваровой и другими крупными учёными, регулярное посещение различных театров, концертных залов, музеев и других до-

стопримечательностей Ленинграда, тщательная подготовка к сдаче экзаменов, общение с жителями города - всё это способствовало развитию способностей Низама Нурджанова, обогатило его духовной культурой, развило в нём эстетические вкусы и интересы.

Первоначально Н.А. Кисляков предложил ему тему диссертации «Свадьба Гарма». Но аспиранта привлекала тема, близкая к искусству. Посоветовавшись с этнографом А.Л. Троицкой, опубликовавшей в 1948 году в журнале «Советская этнография» краткое изложение своей докторской диссертации «Народный театр и цирк Узбекистана», а также с театроведом Г.А. Уваровой, опубликовавшей монографию «Монгольский театр», Н.Х. Нурджанов выбрал тему, которая могла бы освещать и этнографию, и народный театр. Определилось и название его кандидатской диссертации: «Истоки таджикского народного театра (по материалам Кулябской области)». Однако материала по этой теме у Нурджанова было недостаточно.

Летом 1949 г., во время летних каникул Нурджанов две недели принимал участие в работе археолого-этнографической экспедиции АН СССР в Хорезме на раскопках Топрак-калы, где обнаружил засыпанную землёй скульптуру, а затем ещё месяц работал в Южно-Узбекистанском этнографическом отряде в Кошкопырском и Ханкинском районах Хорезмской области Узбекской ССР. Знание узбекского языка помогли ему собрать материалы по темам «Семья», «Свадьба», «Праздники», «Сельское хозяйство».

В 1950 г. Нурджанов возобновил работу по сбору этнографического материала к своей диссертации в Кулябской области, проработав здесь два месяца.

Двухмесячная поездка по горным районам, увлечённые поиски, вдохновение после нахождения интересных фактов, обогащение опытом процесса работы увенчались успехом. Нурджанов привёз шестнадцать исписанных общих тетрадей с полевыми материалами и объёмный фотоматериал. Н.А. Кисляков, находившийся в то время в Сталинабаде (ныне Душанбе) и ознакомившись с собранными материалами Нурджанова, отметил, что их хватит на три диссертации.

Работая над диссертацией, Нурджанов всё время обращал внимание на истоки народного театра в обрядах зазывания весны, приготовления «сумаля-ка», встречи Нового года «Навруза», празднования на Тамошо-теппе (Холме зрелищ), свадебных церемониях и народных играх, развлечениях. Эти истоки были выявлены и в богатой танцевальной культуре, её жанрах, а также в народных театрализованных представлениях. Отдельная глава диссертации была посвящена площадным актёрам-масхарабозам, их репертуару. Подробно рассматривались народные устные драмы, их специфика, правдивость и условность игры актёров, костюмов, грима, декорациий, бутафории. В заключительной главе работы Нурджанов показал развитие традиций народного театра в советское время. В приложении диссертации были даны в качестве приме-

ра тексты лучших народных пьес на таджикском и русском языках, прилагался альбом иллюстрированных материалов.

Первую исследовательскую работу Н.Х. Нурджанова, представленную в качестве кандидатской диссертации «Истоки таджикского народного театра» официально оппонировали член-корреспондент АН СССР профессор Е.Э. Бертельс и кандидат филологических наук А.З. Розенфельд. Они, «указав на имеющиеся в диссертации погрешности, дали ей высокую общую оценку и выразили пожелание об её опубликовании [2. 212]. Бертельс отмечал: «Нужно сказать, что работа от начала до конца читается с большим интересом и почти на каждой странице сообщается что-нибудь новое и своеобразное... Для меня нет никаких сомнений в том, что тов. Н. Нурджанов вполне доказал свою способность к самостоятельной научной работе и внёс ею существенный новый вклад в советскую науку, а потому можно, не колеблясь, присудить ему искомую ученую степень кандидата наук» [3].

В 1956 году диссертация в полном объёме и с добавлением новых материалов была опубликована в Москве в издательстве АН СССР под названием «Таджикский народный театр» [4. 142].

В середине января 1952 г. Н. Нурджанов возвратился в Сталинабад и приступил к работе в качестве младшего научного сотрудника в Институте истории, археологии и этнографии АН республики. В то время сектором этнографии руководила А.К. Писарчик. Приоритетной темой стало изучение быта рабочих в Таджикистане.С этой целью Н. Нурджанов был командирован в Ленинабад (ныне Худжанд), на шелкомотальную фабрику. Это предприятие в то время считалось одним из лучших производственных коллективов республики. Но работа, написанная Нурджановым, не представила научного интереса и не была опубликована*.

В 1953 г. Нурджанов был назначен начальником отряда Гармской этнографической экспедиции, в состав которой входили М. Рахимов, Р.Л. Неменова и другие, которые проводили этнографические исследования по всей территории Каратегина и Дарваза. На основе богатого материала был создан коллективный труд в трёх томах «Таджики Каратегина и Дарваза». Главы «Семья», «Свадьба», «Охота», «Игры», «Развлечения и народный театр» принадлежат в нём Нурджанову (эта глава была опубликована в третьем искусствоведческом сборнике «Искусство таджикского народа», Душанбе, «Дониш» 1965, вып. 3, с. 113-173). Он же был автором и многочисленных фотоснимков.

С каждым годом научные интересы Нурджанова получали всё большую разносторонность. Одна за другой издавались статьи по

* Скорее всего, эта тема не была близка Нурджанову. Его больше интересовали театр, танцы, искусство в целом.

этнографии, современному театру, хореографии. Однако он тяготел к искусствоведческому исследованию, написанию фундаментальных трудов по истории театра, созданию отдельных монографий о выдающихся таджикских актерах, хотя в душе оставался этнографом. Эта специфика ощущалась даже при написании двухтомной истории таджикского профессионального театра, в тщательном сборе материала, выявлении всех сторон деятельности его творческого коллектива, в подробном анализе крупных явлений искусства, деяниях строителей сценического искусства и т.д.

В зрелые годы Нурджанов создал свои крупные работы «Драмаи халкди точик» («Таджикская народная драма»), «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов», «Олами беканори ра^си точик» («Большой мир таджикского танца»), двухтомный капитальный труд «Традиционный театр таджиков». За последнюю работу в 2004 г. он был награждён Международной премией Исламской Республики Иран «Книга года». Каждая из этих работ открывает новые страницы в неизвестной до сих пор этнографии и древней художественной культуре таджикского народа.

Народная драма таджиков возродилась благодаря Н. Нурджанову в ходе сбора материала. Драму исполняли масхарабозы, артисты кукольного театра, а в Бадахшане - простые дехкане, широко используя в ней песни и танцы. Исполнители импровизировали на ходу: устно производили реплики, развивали действие в придуманном сюжете, конфликте. Нурджанов, видя представления вживую, описал в ремарках ход спектаклей и фиксировал разговорную часть на диалекте той местности, где исполнялась пьеса. Им были опубликованы более ста народных драм с многочисленными вариантами.

Книга «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов» -уникальное явление в науке Таджикистана. Бухара в течение многих веков, невзирая на все беды и несчастия, настойчиво развивала свои прогрессивные художественные традиции, бережно сохраняя собственный стиль-стиль древнего города и центра культуры таджикского народа.Стиль этот выражался в развитии профессионального направления в искусстве, в расширении круга его видов и жанров, их взаимодействия и совершенствования.

В Бухаре народное профессиональное искусство, по сравнению с другими районами было очень развито, каждая категория исполнителей строго классифицировалась. Так, бухарские танцовщицы и певицы, именуемые созанда, создали свою самостоятельную труппу в составе четырёх человек и развивали циклическую профессиональную хореографию. Они выступали только в женских кругах и имели огромный успех. В этой книге отдельная глава посвящена искусству Мавригихонов.

Фундаментальная монография «Традиционный театр таджиков» в двух томах была создана на основе постоянных поисков и около 40-летнего сбора материала по всей территории Таджикистана и Узбекистана с таджикским населением. В неё вошла часть материалов из Кулябской области, опубликованная в работе «Таджикский народный театр».

Скрупулёзно собирая материалы из разных регионов, Нурджанов создал общую картину постепенного формирования и развития традиционного театра. Он кропотливо искал и находил древние истоки этого театра в наскальных изображениях, древних верованиях, культах и церемониях, земледельческих праздниках, старинных обрядах, играх, развлечениях, больших уличных шествиях с чучелами старинных сказочных героев, а также в многочисленных археологических находках. Открытые им театральные элементы способствовали созданию отельных самостоятельных видов и жанров театра.

В их числе пантомимы, изображающие демонические существа, а также животных и птиц, в маске и без маски; развитый театр танца -женский, народный и профессиональный; театр народной музыкальной драмы; театр песни; кукольный театр с объединением музыкантов и танцоров в одну труппу; высокоразвитый площадный театр масхрабозов (комедиантов). К собранным Нурджановым уникальным сведениям прилагается большой иллюстративный материал, зафиксированный также лично им.

Во время сбора материала для другой монографии «Олами беканори ра^си точик» («Большой мир таджикского танца») Нурджанов обратил серьёзное внимание на один из основных источников народного искусства- танец. Он зафиксировал множество женских и мужских плясок, их жанры и время бытования.

Нурджанов, как этнограф, проявил свои способности и заинтересованность также в сборе музыкального фольклора. Под его руководством неоднократно проводились искусствоведческие экспедиции в Горно-Бадахшанскую Автономную область, Зеравшанскую долину, Бухарскую, Сурхандарьинскую, Ферганскую, Ленинабадскую области. В этих поездках учёный собрал уникальный музыкальный, театральный и танцевальный фольклор таджикского народа с различными его жанрами, условиями бытования. Именно этнографический подход учёного, его навыки, эрудиция, а главное - любовь к своему делу позволили охватить все сферы жизни и деятельности таджикского народа, его художественную культуру.

Н.Х.Нурджанов, как первый таджикский этнограф, своим творчеством способствовал развитию лучших традиций русских этнографов-таджиковедов в восстановлении важных сторон жизни и быта таджиков, их духовной культуры. В последствии став искусствоведом, он

не отрывался от этнографии, напротив, использовал богатый опыт в углубленном сборе материала. Целый ряд крупных работ он создал на стыке большой этнографии и театроведения. Всё это расширило и обогатило созданные им монографии.

В небольшой по объёму статье, мы остановились лишь на крупных работах учёного, посвящённых этнографии и народному искусству таджикского народа. Как видно из этих работ, Низам Хабибуллаевич Нурджанов внёс значительный вклад в этнографию Таджикистана, введя в научный оборот много новых этнографических материалов по таджикам, которые имеют научную ценность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Писарчик, А. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990 гг.). - Душанбе, 2002.

2. Корьбе О. Защита диссертации в Институте этнографии АН СССР // Советская этнография.- 1952,- №3.

3. Бертельс, Е.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию Н.Нурджонова на тему «Истоки народного театра у таджиков (по материалам Кулябской области) -Вечерняя Москва. - 1951 г., 4 декабря. Архив Н. Нурджанова.

4. Писарчик, А. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990 гг.) - Душанбе, 2002.

5. Ленин В.И. Полн. СОБР. соч. - т. 451.- С. 436.

Н.Х. НУРДЖАНОВ - ПЕРВЫЙ ТАДЖИКСКИЙ ЭТНОГРАФ

Статья посвящена первому этнографу-таджику Низаму Хабибуллаевичу Нурджа-нову. Его вклад в развитие таджикской советской этнографии огромен, о чём свидетельствуют фундаментальные труды, посвящённые традиционному театру таджиков, в основу которых легли богатейшие материалы по этнографии таджиков. В трудах Н.Х. Нурджа-нова прослеживается связь между этнографией и искусствоведением.

Ключевые слова: этнография, история, экспедиции, обычаи, обряды, народное творчество.

Н.Х. НУРЧОНОВ - АВВАЛИН МАРДУМШИНОСИ ТОЧИК

Макола ба фаъолияти аввалин мардумшиноси точик Низом Хдбибуллоевич Нурчонов бахшида шудааст.Садми мавсуф дар пешравии мардумшиносии точики даврони Шуравй бенидоят калон аст. Дар ин бора асардои бунёдии Н.Х,. Нурчонов оид ба театри анъанавии точик, ки дар асоси ондо маводи зиёд оид ба мардумшиносии точик мавчуданд, шадодат медиданд. Дар асардои Н.Х,. Нурчонов робитаи к,авии байни мардумшиносию санъатшиносй бармало мушодида карда мешавад.

Калидвожа^о: мардумшиноси, таърих, анъана, расму оин, санъати мардумй.

N. KH. NURDJANOV-THE FIRST TAJIK ETNOGRAPHER

This article is devoted to the first ethnographer - Tajik Nizam Khabubullaevich Nurdjanov. His contribution in development of Tajik Soviet ethnography is very important. His publications are dedicated to Tajik traditional theatre, based on rich material on ethnography of the Tajiks. There is a connection between ethnography and art history in Nurdjanov's works.

Key words: Ethnography, history, expedition, customs, rituals, folk creativity.

Сведения об авторе: Джураева Нигора - младший научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Телефон:(+992 37) 2217716; моб. (+992) 935872028, E-mail: sov-kor nir@mail.ru

Маълумот дар бораи муаллиф: Ч,ураева Нигора-ходими хурди илмии шуъбаи мардумши-носии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Акаде-мияи илмдои Ч,умдурии Точикистон. Телефон:(+992 37) 2217716; моб. (+992) 935872028, Email: sovkor nir@mail.ru

Information about the autor: Juraeva Nigora-Junior researcher A.Donish Institute of History, archaeology and ethnography Academy of Science of the Republic of Tajikistan.Telefon:(+992 37) 2217716; моб. (+992) 935872028, E-mail: sovkor_nir@mail.ru.

УДК:677.024 (575.3) (09)

АЗ ТАЪРИХИ ИСТЕ^СОЛИ МАТОИ МИЛЛИИ

ЗАНДАНАЧИ

Ганшина ГАФУРОВА

Донишгохд технологии Точикистон

Вожаи "занданачй" хдмчун номи матоъ дар Осиёи Миёна дар давоми (аср^ои VI то XIX) маъмул буд. Дар давраи то хуручи араб^о занданачй матои сернакшу нигори абрешимиро мемонд, ки косибони дех,оти Занданаи вокеъ дар наздиких,ои Бухороро ба тамоми чах,он машх,ур гардонида буд. Тадкикот нишон дод, ки гурух,и калони матоъх,ои кадима, ки дар осорхонах,ои сершумори Аврупои Гарбй махфузанд ва каблан "матои сосонй" дониста мешуданд, дар асл занданачии сугдй будаанд. Дар астари як намунаи чунин матоъ, ки дар осорхонаи шах,ри Юи (Белгия) нигох, дошта мешавад, номи он сабт гардидааст.

Накши занданачиро шаклх,ои геометрии яке даруни дигар, мавзуъх,ои услубй ё катор-катор доирах,о ташкил мекарданд, ки фосилаи байнашонро накщх,ои растаних,о пур карда буданд.Дар дохили доирах,о тарики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.