07.00.07 - МАРДУМШИНОСЙ, ЦАВМШИНОСЙ ВА АНТРОПОЛОГИЯ 07.00.07 - ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 07.00.07 - ETHNOGRAPHY, ETHNOLOJY AND ANTROPOLOJY
КУКЛА "ЛУХТАК" ДОДХУДОЕВА Лариса Назаровна,
В ТРАДИЦИОННОЙ И д.и.н., заведующая отделом этнографии Института
СОВРЕМЕННОЙ истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ
КУЛЬТУРЕ ТАДЖИКОВ (Таджикистан, Душанбе)
ЛУХТАК ДАР ДОДХУДОЕВА Лариса Назаровна,
МАДАНИЯТИ д.и.т., мудири шуъбаимардумшиносии Институти таърих, АНЪАНАВЙ ВА бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ МУОСИРИ ТОЦИКОН Чумх,урии Тоцикистон, (Тоцикистон, Душанбе)
A DOLL «LUKHTAK» DODKHUDOEVALarisaNazarovna
IN TRADITIONAL Dr. of History, Heard of the ethnography department of the
AND MODERN Ahmad Donish Institute of history, archaeology and
CULTURE OF ethnography, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan,
THE TAJIKS (Tajikistan, Dushanbe), E-MAIL: lorasdodo@ rambler.ru
Ключевые слова: таджики, кукла, «лухтак», театр, представление, марионетш, сувенир, занавесь, ткань
Таджикская национальная кукла ««лухтак» трансформировалась из мистического идола в элемент детской игры, из магии и мифа — в народный балаган, из традиционных ремесел — в сувенирную продукцию и авторские поделки и, наконец, в профессиональный театр, обретя широкое социальное и художественное звучание, порой далекое от ее изначального предназначения.
Калидвожа^о: тоцикон, лухтак, театр, намоиш, зоча, армугон, парда, матоъ.
Лухтаки мардумии тоцикй аз бути тасаввуфи ба цузъи бозичаи бачагона, аз сех;ру цоду ва асотир ба тамошои сахнавии халцй, аз уунари анъанави ба армугон ва маснуоти муаллифи, инчунин ба театри касби табдил ёфта, мазмуни ицтимой ва бадеи пайдо кард, ки уатто аз вазифаи аввалиндарацаи худ дур гардид.
Key words: tajiks, doll, luhtak, theater, performance, puppet, souvenir, curtain, fabric
The Tajik national doll Luhtak was transformed from a mystical idol into an element of a children's game, from magic and myth into a folk buffoonery, from traditional crafts to souvenir production and author crafts, and finally into a professional theater, gaining a broad social and artistic sound, sometimes far from its original purpose.
Концептуализировать человеческую среду возможно только погрузившись в традиционные практики. Создавая панораму окружения, которая вбирает в себя индивидуальный, образный и творческие аспекты человеческого опыта, можно понять основы конкретной этнокультуры [1, 362]. Одним из ее ресурсов является такой объект, как кукла, способная раскрыть некоторые семиотические аспекты «гуманитарного» видения народа.
Традиционно кукла представляется подобием человека и чаще рассматривается как один из предметов игры. Однако изначально она являла собой антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций и непосредственно связанный с конкретным сакральным предназначением, или же колдовством. В практике отдельных народов, например, в религии «вуду» африканских народов согласно принципам симпатической магии кукла позволяет своему хозяину воздействовать через неё на человека, которого она символизирует, с благими или дурными намерениями.
Археологи и искусствоведы нередко называют «куклой» любые фигурки человека и относят к ним также идолов, истуканов, считая, что их прототипом могли послужить известные богини. Данное обстоятельство определено тем фактом, что и в прошлом, и в настоящем крайне редко встречаются куклы мужского пола [2, 48].
Традиционная таджикская кукла «лухтак» (лухтаки ришта) - своеобразное явление, которое концентрирует в себе социально-культурный опыт таджикского народа. До нашего времени сохранились мифы, повествующие о том, как боги делали кукол, которых затем превращали в людей. Считается, что для человека доисторической эпохи куклы являлись первой попыткой познать свою духовную и телесную природу. Именно поэтому в прошлом, связь с изготовленной им фигуркой, которую он наделял некими магическими свойствами, ощущалась сильнее. Хотя постепенно ритуальный, сакральный смысл кукол стал трансформироваться и обретать новое для них игровое начало. В таджикских семьях по сей день не исчезает интерес к символике «фольклорной», национальной кукле «лухтак».
Таджикские куклы из глины, дерева, ткани и ниток, бумаги, дерева, бисера подразделяются на несколько видов: обрядовые, охранные (обереги), театральные, сувенирные и игрушки. Существуют гипотезы, что название таджикской куклы «лухтак» происходит от среднеперсидского слова "Лохга"^девушка) или таджикского «лахтак» (лоскут).
Таджикская национальная кукла имеет собственные традиции изготовления. Она конструируется из двух стержней, уложенных крестом, и головы, лишенной человеческого облика. Женский образ, как правило, представлен в платье с круглой или овальной личиной в виде сплетенного из ниток ромба, символа женского начала. Мужской же персонаж в чалме с пустым ликом имел, как правило, длинную шею, служившую символом его природного достоинства [3,1].
Важно и колористическое решение кукол, которое характеризуется традиционной интерпретацией цвета, принятой у таджиков. Самый распространенный красный колер всегда олицетворял удачу, успех и счастье, белый - гармонию в семье. В свою очередь желтый цвет нес негативный смысл, в отличие от зеленого, вселяющего надежду. Богатство, благополучие и процветание суждено было обрести тому, кто получал фигурку, декорированную золотом.
Многие путешественники и исследователи зафиксировали практику создания кукол из глины в горных районах Таджикистана (Верховья Зеравшана, Памир и др.), где этим ремеслом занимались, главным образом, женщины-гончары.
Куклы делались и детьми. В этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша среди экспедиционных фотоматериалов ХХ в. можно найти снимки, представляющие детей за этим занятием. Например, один из отпечатков Кулябской экспедиции1948-49 гг. под руководством А.К. Писарчик (коллекция № 2) зафиксировал девочку-таджичку, которая увлечена процессом изготовления собственной подобной игрушки.
Причем оберегающая сила конкретной таджикской «лухтак», в отличие от практики других народов, распространяется только на одного человека. Согласно поверью, в доме она как талисман, амулет должна размещаться исключительно выше уровня человеческого роста, чтобы принимать на себя отрицательную энергию, сглаз и болезни.
В «лухтак» изначально заложены свет, добро, защита, но в случае болезни члена семьи, особенно детей, специально готовили куклу с заговором и бросали ее в горную реку, чтобы быстрые воды вместе с фигуркой унесли и болезнь. Иногда с этой же целью «лухтак» сжигали в очистительном огне [4].
Безликость таджикских кукол несет охранную функцию, поскольку в таком формате она недоступна для вселения в нее злых сил. Отсутствие конкретных черт облика весьма показательно и совершенно верно отражает систему ментальности, способ взаимодействия людей с миром. В кукле без лика видится воплощение известной бинарной системы, основанной на двух противоположностях: ал-батин (внутреннее, сокровенное) и ал-захир (внешнее, видимое) [5,6]. Известно, что символически они концентрирует в себе энергию в естественной двуликой нише, не позволяя совпадать видимому и реальному [7,128]. Истинное ал-батин находится внутри объекта и словно скрывается в «лухтак» под слоем ниточных переплетений. Поэтому ее внешний видимый образ «ал-захир» не обязательно должен быть информативен в деталях. Таким образом, куклы, как бы пронизаны этой амбивалентностью, которая направлена на сохранение скрытых тайных смыслов, заложенных в ней и непостижимых для стороннего наблюдателя.
В работах известного театроведа, профессора Нурджанова Н.Х., посвятившего изучению исполнительского искусства таджиков всю свою жизнь, можно найти немало описаний традиционного кукольного театра [8,9,10]. Так, он отмечает, что в разных регионах Таджикистана развивались собственные традиции и специфические типы представлений, драматургических средств, упоминания о которых встречаются у поэтов, в частности у Омара Хайяма (Х1 в.) и других. Таджикские кукольники «зочабоз», «луъбатбоз», имевшие еще в эпоху древности богатый арсенал персонажей для театральных представлений, только в эпоху Саманидов (1Х- Хвв.) узаконили свое искусство в самостоятельном уставе - рисола.
В таджикской традиции существовало два вида народного кукольного театра: театр марионеток «чодари хаёл» (палатка призраков) и народные представления в стиле русского «петрушки» - «чодари дасти» (ручная палатка). В Бухаре был распространен и другой вид кукольного театра «ручная кукла», «кукла без палатки» - «зочаи дасти, зочаи бе чодар». Основу репертуара ручных кукол составляли пьесы «Полвон качал» («Хромой богатырь») и «Офтобхон и Махтобхон», в которых сочетались пение, музыка, танцы, игры. Артисты кукольного театра объединялись в труппы по четыре-пять человек во главе со старшиной. Как правило, опытный музыкант-кукловод имел чайхану, в которой собирались его коллеги из различных трупп.
Сценическим устройством традиционного таджикского театра кукол «лухтакбози, зочабози» служила ширма чодар, с помощью которой показывали различные представления в Худжанде, Бухаре, Самарканде, Истаравшане, Исфаре и других городах. Марионетки могли быть привязаны за нити или просто одеваться на руку актера с тем, чтобы ему легко было манипулировать ими.
Согласно письменным источникам в балаганах (от тадж. слова болохона- балкон верхняя комната) ХУв. шли дневные представления с перчаточными куклами «аймабози,чодарджамол» и вечерние с марионетками пешванд (фантастические представления хаелбози перед сундуком),в которых они приводились в движение с помощью шнурков - ришта. В первой половине ХХ в. еще широко практиковались балаганы такого типа, как зочаи бечодар, где кукловод представлял сценки с лухтак, выглядывающими из рукавов его халата. Помимо этого в сценках чодари дасти куклами управляли руками, а в чодари хаёл лухтак двигались, благодаря стержням, закрепленным на их конструкциях, и шнуркам ришта [8,9,10].
В 1938 г. в Душанбе был организован первый театр кукол, в основу которого лег синтез этнонациональных традиций таджиков и европейского театра. В силу различных исторических событий этот театр то закрывался, то переезжал в другие города страны. Так, в 1950 г. подобная структура была образована в Ленинабаде-30 (позже Чкаловск, ныне Бустон) актерами русского драмтеатра К. Позняком и В. Харькевичем. Они отыскали на Ходженском рынке народного кукольника Сафара Ниёзова, который с 1963 г. странствовал по городам и весям Ферганской долины, давая представления на сюжеты, хорошо известные публике. В 1967 г. он был зачислен в штат театра, благодаря чему представления стали вестись на таджикском и русском языках, а сам театр получил статус республиканского [11,64]. В 1985 г. был образован Государственный Душанбинский театр кукол «Лухтак».
В советских и современных кукольных театрах используют наряду с традиционной куклой «лухтак» совершенно новый тип персонажей, образ которых во многом навеян достижениями российских и западных мастеров. Лица подобных героев прописаны до мельчайших подробностей, а их костюмы скроены и шиты в соответствии с европейскими лекалами, а порой и модными тенденциями. Таким образом, появился новый тип марионеток, так называемые актуальные куклы с конкретным обликом, призванные в более реалистическом плане представлять различные зрелища.
Одновременно в ХХ в. широко стала развиваться и сувенирная продукция, изготавливаемая ремесленниками для рынка, а также появились уникальные авторские образцы. Однако национальных кукол делают достаточно мало, и в основном они предназначены на продажу, пополняя резервы так называемого «туристического, аэропортного искусства». Коммерческий характер кукол, в том числе, и «лухтак», по сути, лишает их традиционного духовного начала, которое было заложено в них изначально.
Исключением могут считаться авторские интерьерные, тряпичные куклы Аззы Каноат, которая придала им весьма современный вид. Чаще всего она пытается наделить кукол портретными чертами, а потому многие из них имеют свои прототипы среди знакомых мастериц. Но и она считает, что ее создания имеют особую ауру и характер, с которым приходится считаться [12].
Издавна громадные куклы одевались актерами, как доспехи, в балаганных и бродячих цирках, на народных гуляниях. В настоящее время эта традиционная практика стала возрождаться. Изготовлением и использованием больших кукол для маскированных участников различных массовых зрелищ, всенародных праздников (Навруз, Мехргон и др.) и театрализованных представлений занимаются уже профессионалы.
Таким образом, в образе современной таджикской куклы «лухтак» причудливо переплелись древние традиции и представления народа об оберегах, различные модификации под влиянием новых веяний и достижений других народов. Она трансформировалась из мистического идола в элемент детской игры, из магии и мифа - в народный балаган, из традиционных ремесел - в сувенирную продукцию и авторские поделки и, наконец, в профессиональный театр, обретя широкое социальное и художественное звучание, порой далекое от ее изначального
предназначения. Однако в семиотических аспектах «гуманитарного видения» народа традиционная национальная кукла «лухтак» остается весьма востребованной и по-прежнему продолжает жить в таджикском социуме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ламажаа Ч.К., Проявления архаизации и неотрадиционализма в регионах России. // Социология религии а обществе позднего модерна. // Сборник статей по материалам четвертой Международной научной конференции 12 сентября 2014. - Белгород, 2014. - С.35-42.
2. Берстенёва Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. - М., 2013. - С. 24-40.
3.Традиционные таджикские куклы: https://infourok.ru/proekt-tradicionnie-tadzhikskie-kukli-1216563.html; https://ru.sputnik-tj.com/infographics/20160304/1018737593.html
4. Иванникова Ю. Не вылавливайте кукол из горной реки:
http: //newsland.com/user/1690835191/content/ne-vylavlivaite-kukol-iz-gornoi-reki/670896
5. Подробно см.: Radtke, B. "BÄTEN". Encyclopedia Iranica. Retrieved 9 July 2014. Comparative Research on the Zahir and Batin Thought Mahgoub El-Tigani Mahmoud Sociology, Tennessee State UniversityEuropean Scientific Journal June 2016 edition vol.12, No.17
7. Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана. - Москва, 1989. -180 с.
8. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. - Душанбе, 1999. - 328с.
9.Нурджанов Н. Традиционный театр таджиков. В 2 х т. - Душанбе, 2002. - 380 с.
10. Нурджанов Н.Х., Додхудоева Л.Н. Лухтакхои точики (соавт.). Календарь - 2017. Фонд Сороса-Таджикистан. - Душанбе, 2017. -14 с.
11. Нефедов Г.Как молоды мы были //Театр чудес. Журнал о куклах и кукольниках. - №17, 2013. - С. 6365.
12. Азза Каноат и её куклы: https://news.tj/ru/news/life/culture/20170106/vzroslie-kotorie-igrayut-v-kukli.