ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ С КУКЛОЙ КАК С ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ ИСЛАМА
© Леденева Е.И.
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
В данной статье не будет рассматриваться уже многократно опровергнутое суждение об отсутствии в искусстве ислама образов людей, будет сделана попытка своеобразия трактовки в исламе темы куклы, современные проблемы с игрой в куклы мусульманских детей. Также будут рассмотрены вопросы знакомства студентов педагогических вузов с куклой как с образом человека в искусстве ислама, особенности прохождения педагогической практики в полиэтнических и мусульманских классах и школах г. Новосибирска.
Потребность российского общества в этнокультурном воспитании молодежи как инструменте и принципе образовательной деятельности обусловливает выделение в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения задачи формирования новых интегративных качеств будущих специалистов - профессиональных и общекультурных компетенций и компетентностей, необходимых для жизнедеятельности в мультикуль-турном обществе, способствующих стиранию межэтнических границ и снятию межнациональных предубеждений [1].
В настоящее время в России проживают 25 млн. мусульман, и с каждым годом благодаря постоянно растущей миграции их становится больше. Официальная статистика дает значительно меньшую численность мусульман в России, так как она учитывает лишь тех, кто имеет прописку в одном из населенных пунктов РФ. В некоторых областях, численность всех мусульман в целом увеличится настолько, что эти регионы можно будет считать «полумусульманскими». К числу таких регионов относятся Омская, Томская и Тюменская области [2].
В настоящее время в г. Новосибирске и Новосибирской области в школах осуществляется пополнение из мусульманских семей, мигрирующих в Сибирь. В общеобразовательных школах организуются классы, где до 50 % детей, не владеющих русским языком, что создаёт свои трудности как для учителей, так и для учащихся [3].
В связи с этим возникла необходимость открывать классы с этническим составом учащихся, национальные школы и студенты должны быть подготовлены как к учебной, так и к воспитательной работе в школах разного уровня и направления.
Прохождение студентами начальных классов педагогической практики в школах показывает, что знания о художественной культуре ислама не достаточны, чтобы проводить такие уроки как изобразительное искусство и технологии.
Например, работая в Новосибирском негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования школе «Иман Ну-ры», студенты столкнулись с такими фактами как «исламский запрет на изображение человека в искусстве».
В данной статье не будет рассматриваться уже многократно опровергнутое суждение об отсутствии в искусстве ислама образов людей (иллюстрации и миниатюрная живопись в Иране, Средней Азии и Индии, портреты самого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566) и его сыновей), сколько будет сделана попытка предметной характеристики своеобразия трактовки в исламе темы куклы. Также попытаемся рассмотреть современные проблемы с игрой в куклы мусульманских детей и особенности решения данного вопроса в современном обществе и образовании.
Ислам - одна из мировых религий. Эта религия сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Ислам - для мусульман, в отличие от западного человека - это не только религия, это образ жизни человека, это его мировоззрение [4].
Следует отметить, что отсюда исходит естественное стремление современной молодежи к осмыслению идейных традиций, культурного наследия и развитие искусства народов мусульманского Востока. Именно поэтому на сегодняшний день остается, одной из актуальных тем искусства - кукла в жизни мусульманского народа.
Развитие искусства создания кукол неразрывно связано с историей общества. На протяжении всего XX века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Куклы способны становиться предметом, определяющим материальное благосостояние человека и даже, в некоторой степени его социальный статус.
Анализ литературы свидетельствует то, что образ куклы привлекает внимание искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, педагогов. Однако практически нет исследований о мусульманской кукле, как народной, так и современной игровой или сувенирной, в отличие от европейских, русских, китайских, японских.
В последние годы повышенный интерес к исламской кукле можно проследить в интернете. Как в светском обществе, так и в мусульманском возникает вопрос: можно ли играть юным мусульманам с куклами, когда в Исламе существует четкий запрет на их изображение? [5].
Известный исламский ученый Юсуф аль-Карадави в своей книге «Разрешенное и запрещенное в Исламе» пишет по этому поводу следующее:
«Есть некоторые виды трехмерных фигурок, которые не предназначены для поклонения или выставления напоказ ради демонстрации богатства их владельцев. Ислам о них знает, но не видит в них вреда. Детские игрушки (к примеру, куклы в виде людей и животных) как раз попадают в эту категорию» [6].
Пророк Мухаммад знал о том, что дети и молодые женщины играют куклами и не возражал. Об этом свидетельствуют несколько достоверных хади-сов. Так, например, жена Пророка Аиша играла с куклами в доме Посланника Аллаха и ее подруги приходили поиграть с ней. По мнению авторитетного ученого прошлого Аш-Шаукани, эти хадисы являются достаточным доказательством того, что детям разрешено играть в игрушки, похожие на трехмерные статуэтки [6].
В некоторых хадисах на такие игрушки есть косвенные указания, как например: «... С тех пор мы соблюдали пост сами и повелевали поститься нашим детям. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, (прося) еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения.» (Аль-Бухари) [6].
Таким образом, становится ясно, что в исламе детям не только разрешено играть в куклы, но, и рекомендовано делать их.
Вместе с тем важно отметить что этнографы, историки, искусствоведы, культурологи свидетельствуют о том, что для всех традиционных культур, к которым относятся и народы Ближнего и Среднего Востока, принявшие Ислам в первых веках хиджры, было характерно изготовление игрушек, в том числе и кукол из подручного материала. В ход шли всевозможные щепочки, прутики, лоскутки, нитки и пр. [7].
Традиционная народная мусульманская игрушка еще жива во многих регионах мира. Таджикская кукла-оберег «Лухтак» (или лухтаки ришта) и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. Рождение куклы лухтак восходит к до мусульманскому периоду, периоду зороастризма на территории Таджикистана (до 7 века н.э.). Она была много столетий распространена повсеместно: оберегала дом и людей от бед, с нею играли дети [8].
В Узбекистане куклу изготавливают из глины и тканей. В Казахстане и Киргизии делают кукол из войлока, тканей и дерева. В Турции изготавливают куклу из тыквы-горлянки. В России у башкир татар традиционно использовались куклы из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток, их до сих пор можно увидеть в отдаленных деревнях. Костюмные комплексы в татарских куклах обычно делают в соответствии с татаро-мусульманскими традициями.
В настоящее время в музеях и лавках Казани можно увидеть татарские национальные куклы, которые создаются татарами, и лучше них это никто не сделает. Так, например, в кукле Асии Глебовой «Хан Курбат» переданы этнические черты лица, с особенностями формы усов и бороды, костюм вы-
полнен со знанием этнографии (цветовое решение, подбор материала, крой, отделка). Женские кукольные образы, например, такие как Сююмбике и Рами-ля также отражают этнические особенности татарского народа, платья выполнены в соответствии с требованиями Шариата. И это очень важно для ребенка воспринимающего свою культуру через художественный образ куклы.
В современных Восточных странах традиционную мусульманскую куклу активно вытесняла кукла Барби - символ глобализации в игрушечном мире. Мусульмане начали создавать свои игрушки, считая, что кукла Барби просто навязывает детям немусульманский образ жизни.
Стремление современных художников мусульманского Востока создать кукол для игры детей, которые отражали бы в их образах не только этнические черты лица и традиционную одежду, но и в целом, потому что не противоречат исламским культурным и духовным ценностям.
Так, в 2003 году в Сирии выпустили на арабский рынок куклу-мусульманку темноглазую Фуллу, которая одета в длинное платье с рукавами (абайю) и традиционный исламский женский головной платок - хиджаб. Следует отметить: кукла имеет много нарядов, есть в ее гардеробе и джинсы. При всем многообразии одежды ни одна вещь не оголяет запрещенных исламом для демонстрации частей тела. Глаза куклы Фуллы подведены сурьмой, и это то, что позволяют себе сирийские девушки. В комплекте с куклой продается и коврик для ежедневных молитв.
Иранские производители игрушек в 2008 году выпустили для девочек мусульманок куклу Сару и ее брата Дару Темноволосые иранские куклы носят традиционную мусульманскую одежду. Кукла Сара имеет в своем гардеробе белый хиджаб, а также никабы (вуаль, закрывающая лицо).
Таким образом, мусульманские куклы одеты по нормам шариата: одежда закрывает руки ноги и живот, у также есть вуаль, которая закрывает волосы.
В России в 2007 году накануне мусульманского Праздника Курбан-Байрам появилась мусульманская кукла Амина. Девочки учатся правильно повязывать платок, одевая Амине хиджаб. Кукла пользуется огромной популярностью среди детей и их родителей.
Детство - один из самых ответственных периодов жизни человека, когда закладываются основные черты его характера и личности. С помощью игр и кукол ребенок познает мир, воссоздавая его миниатюрную копию вокруг себя.
В современной педагогике искусство народной и современной этнической куклы может стать мощным средством этнохудожественного образования ребенка, важным фактором процесса осознания его этнической принадлежности.
Знакомство студентов педагогических вузов с куклой как с образом человека в искусстве ислама, расширяют их профессиональные и общекультурные компетенции, необходимые для работы в полиэтнических и этнических классах.
Список литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. - М., 2010.
2. Проблемы и методы гармонизации межнациональных отношений в школе: Материалы научно-практической конференции (Новосибирск, 29 марта 2006 г.) / Под ред. Д.В. Ушакова, В.Г. Костюка. - Новосибирск, 2006.
3. Евстигнеева А., Исламский банкинг в России может появиться раньше шариатских судов [Электронный ресурс] / РБК. - 14 июня 2012. - Режим доступа http://top.rbc.ru/economics/14/06/2012/ 654940^№1 (дата обращения: июнь-декабрь, 2012).
4. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964.
5. Старостин А. Мусульманская игрушка вчера сегодня, завтра ... (Екатеринбург) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.islam.ru/con-tent/obshestvo/1670 (дата обращения: июнь-декабрь 2012).
6. Юсуф аль-Кардави. Дозволенное и запретное в исламе / Пер. с арабского М. Саляхетдинов. - М.: Андалус, 2004.
7. Шукуров Ш.М. К анализу принципов иконографии изобразительного искусства Средней Азии. Культура народов Средней Азии в древности и средневековье. - М., 1977.
8. Хашимов М. Таджикская кукла «лухтак» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.silkroadadventures.net/ru/ Tajikistan/14Culture/8Cul-ture.html (дата обращения: декабрь 2012).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МОЛОДЁЖИ ГОТОВНОСТИ К ПРОЯВЛЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
© Слепченкова С.В.*
Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ»,
г. Смоленск
Статья посвящена проблеме моделирования деятельности общественных организаций по формированию у молодёжи готовности к проявлению социокультурной мобильности. Структурно-функциональная модель деятельности общественных организаций по формированию у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности состоит из целевого, организационно-содержательного, критериально-результативного блоков. Основным результатом реализации дан-
* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных наук.