Научная статья на тему 'Женщина в исламе: история и современность'

Женщина в исламе: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1554
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / шариат / хиджаб / эмансипация / феминизм / іслам / шаріат / хіджаб / емансипація / фемінізм

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бекирова Л. С., Ильченко И. А.

В статье рассматривается статус женщины в классическом и современном исламе. Изучаются особенности трансформации основополагающих принципов статуса женщины в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Жінка у ісламі: історія та сучасність

У статті розглядається проблема статусу жінки у класичному та сучасному ісламі. Вивчаються особливості трансформації основоположних принципів статусу жінки у сучасних умовах.

Текст научной работы на тему «Женщина в исламе: история и современность»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 26 (65). 2013. № 4. С. 97-103.

УДК 130.2

ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Бекирова Л.С., Ильченко И.А.

В статье рассматривается статус женщины в классическом и современном исламе. Изучаются особенности трансформации основополагающих принципов статуса женщины в современных условиях.

Ключевые слова: ислам, шариат, хиджаб, эмансипация, феминизм.

В последнее время все чаще приходиться сталкиваться с множеством людей, которые испытывают, порой необъяснимый страх и ужас перед «поднимающимися», «пассионарными» народами. В современных международных отношениях большую роль начинают играть мусульманские страны. Господствующей идеологией в этих странах является ислам. Он регулирует все стороны жизни своих последователей. Примечательно то, что в исламе нет четкого деления на светскую и религиозную сферы, все стороны жизни людей одинаково должны регулироваться религиозным по своей сути законом - шариатом, основанном на Коране и Сунне. Поскольку Коран считается у мусульман прямой речью Бога, то все предписания, которые есть в этой книге, должны неукоснительно соблюдаться верующими. Положения Корана накладывают на мусульман обязанности (фард, ваджиб), в то время как Сунна - пример Пророка Мухаммада, на который мусульманин должен ориентироваться, но вовсе не обязан его выполнять. Однако наиболее религиозные люди стараются во всем ему подражать.

Ислам, как утверждает С.Хатингтон, является «наиболее быстро растущей религией в мире» [1, с.33]. Более полутора миллиарда людей сегодня исповедуют мусульманское вероучение и живут по шариату. Международные эксперты предполагают, что количество мусульман к 2050 году может превысить количество даже христиан в мире. На чем основаны такие прогнозы? Мусульманский мир -отныне это не только традиционные страны Востока. Большие мусульманские общины есть почти во всех экономически развитых странах Европейского Союза -Англии, Франции, Германии и пр. Это обусловлено не только активной эмиграцией, но и демографическими показателями мусульманских народов. В Турции, к примеру, согласно оценкам ООН, численность жителей с 1960 по 2000 г.г. выросла ровно втрое, в Иране в 4 раза, в Пакистане в 3,5,а в Афганистане — в 2,5 раза и т.д. Больше того, ряды мусульман пополняют, стремясь обрести в исламе духовность, и этнические европейцы. Во Франции, где проживают 2,5 миллиона почитателей пророка Мухаммеда, на долю коренных французов приходится 500 тысяч. Среди них такие известные люди как философ Рожэ Гароди, знаток суфизма

Мишель Шодкевич, ученый-океанограф Жак Ив Кусто , танцор и хореограф Морис Бежар и пр.

Большая часть этих мусульман - женщины, которые продолжают строго соблюдать традиционные мусульманские нормы поведения. Между тем, положение женщины в мусульманском обществе является не только мерилом его цивилизованности, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В современной западной и отечественной научной литературе имеется множество исследований, посвященных проблеме статуса женщины в мусульманском сообществе, которые, особой объективностью, к сожалению, не отличаются. Все чаще приходиться сталкиваться с высокой степенью непонимания данной проблемы.

Ислам представлен и в украинском поликультурном и поликонфессиональном пространстве. Очень часто возникает полемика между мусульманами и представителями других религий. Особое недопонимание вызывает в сообществе женщина, одетая, к примеру, в хиджаб. Поэтому нам представилось весьма актуальным рассмотрение проблемы статуса женщины в классическом и современном исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках данного исследования представляется возможным рассмотреть лишь некоторые аспекты этой сложной проблемы.

Целью данного исследования является изучение основополагающих принципов, характеризующих статус женщины в исламе, его социально-правовые особенности и характер их трансформации в современных условиях. Объектом исследования является положение женщины в семье, обществе и государстве в странах и регионах традиционного распространения ислама.

Ислам - самая молодая из мировых религий, возникшая на Аравийском полуострове, под влиянием определенных социально-экономических изменений своей эпохи как отражение общественного бытия конкретного исторического периода, когда среди арабских племен шел процесс разложения родоплеменного строя, формирования классового общества и объединения арабских племен в единое государство, завершившийся установлением новых общественных отношений и соответственно проявлением новых идеологических структур (монотеистической религии).

Наши познания об Аравии доисламского периода весьма ограничены. Вполне возможно, что отсутствие информации является следствием повсеместного невежества, распространенного среди арабов в древние времена. Во многих областях духовной жизни арабов, конечно же, имело место влияние христианского и иудейского вероучений, но в целом в стране превалировали языческие предрассудки и все типичные проявления идолопоклонства. Мусульманские историки именуют данную эпоху джахилийей — временем невежества [2, с.7.] В этот период, арабы жили родоплеменным строем. Естественно, не было письменных источников или кодексов по регулированию брачно-семейных отношений. Всем правил обычай предков, который передавался из поколения в поколение. Господствовали патриархальные отношения. Имело место неравенство полов, обусловленное социальным происхождением и имущественным положением. Женщина была объектом покупного брака, не была равноправна с мужчиной во

всех отношениях. С канонизацией Корана начинается новый период в истории брачно-семейных отношений - период письменного изложения основных взглядов мусульманской социальной доктрины в отношении к женщине. Эти коранические предписания по брачно-семейным вопросам, как священные, и легли в основу всего мусульманского законодательства, этической теории и практики. С утверждением исламских нравственно-правовых норм женщина заняла достойное место в обществе и семье. В своей книге «Арабская женщина и современность» Л. И. Шайдулина отмечает: «Положительная роль Корана относительно женщины ограничивалась тем, что он запретил древний обычай закапывания новорожденных девочек... и упорядочил многоженство, сократив число жен до четырех и обговорив обеспечение каждой жены всем необходимым для жизни, а так же запретив кровосмесительные браки» [3, с.19]. Таким образом, еще в начале VII века в исламском обществе были проведены реформы в области прав женщин, которые затронули такие аспекты, как брак, развод и наследование. По исламским законам, брак уже рассматривается не как состояние, а как договор, в котором было необходимо согласие женщины. Женщины получили даже право наследования, притом, что ранее правом наследства обладали только родственники мужского пола. Тем не менее, сам Коран продолжает говорить о неравноправном положении женщины в мусульманском сообществе: «Мужчины выше женщин тем, чем Бог возвысил их одних над другими, и тем, что они дают им имущества своего...» [4, 4:34. ].

Несмотря на то, что на протяжении многих веков социальная жизнь в мусульманских общинах подвергалась значительным изменениям, принятые в классические времена установления ислама, относительно статуса женщины, продолжают оставаться неизменными. В результате, женщины - мусульманки, в частности те, которые получили светское образование в европейских странах, по возвращении на родину начинают бороться за свои права. Как говорил известный борец за женскую эмансипацию Касим Амин: «Не может быть свободна нация, если в ней угнетена женщина» [цит. по: 3, с. 5.]

Если обратится к истории, то впервые «женский вопрос» был поднят в декабре 1849 г. в Бейруте на открытом заседании Сирийского научного общества. Поднял его в своем докладе виднейший арабский просветитель - христианин Бутрус аль-Бустани (1819-1883). Он назвал тогда порабощение женщины одной из главных причин отсталости арабской нации. Традицию научного - через призму Корана и сунны - толкования прав и статуса женщины в обществе заложил в конце XIX века арабский юрист и публицист Касим Амин, опиравшийся на труды богослова Мухаммеддина Абдо. В 1899 г. Касим Амин выпустил книгу «Тахрир аль-мар,а» («Освобождение женщины»), в 1901 г. увидело свет другое его произведение -«Аль-мар,а аль-джадида» («Новая женщина»). Автор провозгласил необходимость возвращения женщине законных прав в семье, уничтожения многоженства, признания за женщиной права требовать развод, права на образование и получение профессии. Впервые положение мусульманки в обществе получило системное осмысление.

В начале ХХ века «женский вопрос» впервые заявляет о себе в публичных документах революционно-демократических и социалистических движений, декларациях правительств на Востоке. В частности, парижская секция Османской

социалистической партии на рубеже 1910 и 1911 гг. включила в свою программу требование полного равноправия женщин и мужчин [5, с.16-17].Призывы к эмансипации мусульманской женщины слышаться и сегодня. Однако, идея о равенстве полов в мусульманском мире приживается очень сложно, местами ее вовсе нет. «Мусульманка - рабыня, ибо во всех случаях жизни она нуждается в нем (муже): выходит в его сопровождении, путешествует под его защитой, думает только его умом, смотрит его глазами, слушает его ушами... делает что - либо при его посредстве; каждое ее движение. исходит от него» [6, с.24]. Для того чтобы эмансипировать мусульманскую женщину необходимо, как утверждают некоторые правозащитники, с нее, прежде всего, снять хиджаб. Во Франции в 2011 году даже был принят закон, направленный против ношения женщинами паранджи или хиджаба в общественных местах. Однако это лишь обострило отношения между многочисленной мусульманской общиной и государством.

Еще в XIX веке религиозный философ В.С.Соловьев в своей работе «Великий спор и христианская политика» писал: «Мусульмане имеют перед нами то преимущество, что их жизнь согласуется с их верой, что они живут по закону своей религии, так что хотя вера их не истинна, но жизнь их не лжива; ибо закон ее один и согласен сам с собою, у них нет другого правила в жизни, кроме того, которое дается их религией» [7 , с.85]. По исламу женщина в присутствии посторонних мужчин должна быть полностью укрыта. В Коране сказано: «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления» [4, 33:59]. Известно, что женщина закрывала свое тело задолго до появления ислама. История хиджаба - это предмет специального исследования. Отметим лишь то, что традицией для мусульман ношение хиджаба стало со времен правления омейядского халифа Валида II ( 748-749). Существует два вида женской одежды в исламе: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Среди мусульман нет единого мнения в вопросе о том, какой вид одежды более соответствует духу ислама, но большинство мусульманских ученых убеждены в том, что в современном мире было бы целесообразнее мусульманкам носить хиджаб. Однако ношение хиджаба накладывает на правоверную мусульманку множество обязательств. Поведение, речь, походка должны говорить о высоком нравственном облике женщины. Поэтому хиджаб должен исходить, прежде всего, из сердца мусульманки. При этом, как утверждают сами мусульманки, хиджаб вовсе не ограничивает их свободы. Больше того, он «служит защитой самого дорогого и ценного - красоты женщины, а сама женщина, носящая его, возвышена над всеми прелестями этого мира [8,с. 7880]. Следовательно, хиджаб, прежде всего, подчеркивает честь и достоинства мусульманки. Никакого принуждения в том, чтобы покрыться, соблюдающей культ мусульманке быть не может. Так же как и «нет принуждения в религии» [4, 2:256]. Больше всего это установление касается тех сообществ, которые в законодательном отношение руководствуются не шариатом, а гражданским правом. Примером может служить украинское сообщество, в котором живут представители и мусульманских народов, такие как крымские татары, турки, арабы и пр. Поэтому женщина в хиджабе не является в данном сообществе редкостью. Примечательно то, что отношение к ним окружающих людей весьма толерантно.

Важной ступенью в становлении личности мусульманки является образование. Мусульмане всегда высоко ценили знания. Достаточно вспомнить просвещенного халифа аль-Мамуна, который в 9 веке в Багдаде создал «Дом Мудрости», - своего рода Академию наук, - в который со всего мусульманского Востока съезжались выдающиеся мыслители. В Коране сказано: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том, что вы делаете» [4, 58:11]. Выбирая между светским и исламским образованием, мусульманка решает чему посвятить свою дальнейшую жизнь - семье или карьере. Традиционно мусульманка всегда занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Однако, как показывает практика, в мусульманских сообществах всегда были женщины, которые имели прогрессивные взгляды и старались получить хорошее образование. Помимо того, что они обладали высокой нравственностью и духовностью, они не только активно защищали свои права религиозной причастности, но и рука об руку с деятелями общественных движений боролись за освобождение своего народа от невежества, за образование и просвещение [9, с.22]. В истории крымских татар - это Шефика Гаспринская - дочь выдающегося просветителя мусульманского Востока Исмаила Гаспринского. Миф о «забитой мусульманской женщине» уже давно развеян и многие работодатели, оставив свои предубеждения, смотрят сегодня «поверх платка», оценивая современную мусульманку с учётом её квалификации и специальности.

Мусульманка также имеет право голоса в политической жизни своей страны. Она смело может высказать свое мнение по любому общественному вопросу. Об этом тоже сказано в Коране пророку Мухаммаду, что, он должен принять присягу от женщин, которые ему клянуться в верности [4, 60:62]. Однако в мусульманском сообществе все же постоянно культивируется мнение о том, что роль женщины состоит не в ее праве голосовать, а в том, чтобы поддерживать нравственные основы своей семьи: быть верной своему мужу, заниматься воспитанием детей, соблюдать чистоту, комфорт и пр. Следовательно, от женщины мусульманская мораль требует жить, прежде всего, частной жизнью, а не жизнью своего сообщества. Это прерогатива мужчин. Мужчины также обязаны обеспечивать семью всем необходимым: жильем, пропитанием, одеждой. Но при этом, никто не лишал мусульманку права работать и зарабатывать деньги, иметь собственность, заключать юридический контракт и управлять всеми её активами любым способом и пр. Отметим, что европейская женщина добилась этих привилегий только спустя тринадцать веков.

Еще одним завоеванием ислама для женщины явилось то, что он запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия. Такой брак, по шариату, является не действительным. Несмотря на то, что ислам с момента своего зарождения отстаивал священность брака, все же он не лишил права женщины на развод, который осуществляет в мусульманском мире институт кадиев - судий: «А когда они дойдут до своего предела, то удерживайте их с достоинством или разлучайтесь с ними с достоинством. И возьмите в свидетельство двух справедливых среди вас и установите свидетельство пред Аллахом. ...» [4, 65:2]. Развод может осуществляться как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. Все условия развода также в Коране прописаны.

Вопреки широко распространенному мнению о пассивности и даже забитости мусульманской женщины, история мира ислама полна примеров активного участия женщин в политике и общественной жизни. Ярким примером является Беназир Бхутто. «Это первая в мире женщина, возглавившая правительство в мусульманской стране, одна из наиболее авторитетных политических лидеров "третьего мира", была упованием многих пакистанцев на лучшую жизнь и надеждой Запада на обуздание терроризма» [10]. Однако, в 2007 г. жизнь ее трагически прервалась...

Таким образом, современная мусульманская женщина - это женщина, которая не только соблюдает законы шариата и хранит домашний очаг, а так же является гармонически-развитой личностью. Картины реалий жизни показывают, что мусульманка может, проявляя активность, творит этот мир, защищать свои права и оставлять значимый след в истории. Однако, неоспорим тот факт, что мусульманки могут находиться и в весьма униженном положении. Случаи жестокого обращения с женщиной, конечно же, имеют место быть в мусульманском сообществе. Это избиение женщин, рабство, «убийство чести» (женщин, которые нарушают религиозные нормы, убивают). Об этом сегодня открыто говорят известные женщины из мусульманских стран, такие как доктор психиатрии Вафа Султан и йеменская правозащитница, лауреат Нобелевской премии мира «за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира» Тавакуль Карман. В последнее время в мусульманских странах стали появляться различные женские организации для защиты интересов мусульманок. Новоявленные феминистки из мусульманских стран, что естественно, ибо многие из них получили образование в ряде европейских стран, в своих программных лозунгах в основном ориентируются на международные стандарты о правах человека. Но нельзя забывать о таком факторе в современном обществе как рост исламского фундаментализма, который стремиться защитить мир ислама от демократических ценностей западной культуры. О полном равноправии женщин можно говорить только в том случае, если мусульманское сообщество встанет на путь секуляризации. Однако реалии наши таковы, что ислам сегодня очень быстро распространяется по миру. На современном этапе развития общества уже в 48 странах мира мусульманское вероучение определяет мировоззрение большинства их жителей. Очевидно, что мусульманский стиль жизни может стать доминирующим в современном обществе.

Список литературы

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хатингтон; [пер. с англ. Т.Велимеева]. -М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2006.-571[ 5] с.- (Philosophy).

2. Аль-Маудиди. Ислам сегодня / Абу аль-Аля аль-Маудиди; [пер. с арабского ПК «Сантлада»]. - М. : ПК «Сантлада», 1992. - 36 с.

3. Шайдулина Л.И. Арабская женщина и современность / Л.И. Шайдулина. -М., «Наука», 1978, -108 с.

4. Коран / [Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского]. - 2-е изд. - М. : Наука. 1990. - 727 с.,

5. Нуркеева С. Мусульманский феминизм: истоки и развитие / С.Нуркеева //Ару Жан. - ГПНТБ России. - №2 (76) февраль. - 2012. - C. 16-19

6. Касим Амин. Новая женщина / Касим Амин; [Пер. с араб. И. Ю. Крачковского]. - СПб., 1912.

7. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика / Соловьев B.C. - М. : «Правда», 1989. -Сочинения в 2 т. - Т.1. - С.59-167.

8. Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм и свадебная одежда / Н. Лобачева //Азия и Африка сегодня.- М: Наука,1995. - №8. - С.78-80.

9. Vivienne S. Women in Islam / Stacey Vivienne. - London: Interserve, 1995. - 40 p.

10. Суворова А. А. Беназир Бхутто: последние дни [Электронный ресурс] / А. А. Суворова // Азия и Африка сегодня. - М: Наука, 2010. - № 11. - с. 52-56. - Режим доступа: http://dlib.eastview. com/browse/doc/22941369

Беюрова Л. С., 1льченко 1А Жшка у icaaMÍ: iсторiя та сучасшсть // Вчеш записки Тавршського нацiонального ушверситету ím. В. I. Вернадського. Серш: Фiлософiя. Культурологш. Полiтологiя. Соцiологiя. - 2013. - Т. 26 (65). - № 4. - С. 97-103.

У статп розглядаеться проблема статусу жшки у класичному та сучасному iсламi. Вивчаються особливостi трансформацй основоположних принципiв статусу жiнки у сучасних умовах. Ключовi слова: юлам, шарiат, хiджаб, емансипацiя, фемiнiзм.

Bekirova L.S., Ilchenko I.A. A woman in islam: history and modern age // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. -2013. - Vol. 26 (65). - № 4. - P. 97-103.

Muslim countries are beginning to play a major role in the present-day international relations. Islam is a dominant ideology in many countries of the world. It is represented in the Ukrainian multicultural and multi-religious space as well. Muslims and representatives of other religions are often wrapped in controversy. A woman dressed in a hijab is a reason of particular misunderstanding in a society. Therefore we consider an issue of women's status in the classical and modern Islam especially urgent. Islam regulates all aspects of its followers' life. What is remarkable is that there is no clear division into secular and religious spheres in Islam, and all aspects of human life are governed by a law that is religious by its nature. It's Shari'ah that is based on the Quran and the Sunnah.

Reforms in the area of women's rights, which have affected such spheres of life as marriage, divorce and inheritance, have been carried out since Islam's origination. However, the Quran itself continues to indicate an unequal position of women in the Muslim community. This fact is the subject of intense debate in the contemporary Muslim community. Key words: Islam, Shari'ah, hijab, emancipation, feminism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.