МАРДУМШИНОСИ- ЭТНОГРАФИЯ-ЕТИМОвЛАРИУ
4-♦
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ М. А. РУЗИЕВА О РЕМЕСЛАХ ПАМИРА
ДОДХУДОЕВА Лариса Назаровна
Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
В этнографическом архиве хранится машиннописная
версия брошюры «Искусство Памира» известного
таджикского исскусствоведа, доктора искусствоведения Маннона Абиджановича
Рузиева вместе с письмом, адресованным автору этой статьи.
В 2009 г., после того как М.А. РУЗИЕВ покинул Таджикистан и уехал в Киев к своей дочери, ему была отправлена монография " Atlas Central Asian artistic of crafts and traders. Tajikistan",которая была выпущена МИЦАИ в 2007г. В свое время он как один из авторов участвовал в подготовке этого издания [8] и был чрезвычайно рад его выпуску, о чем сообщил в своём письме от 26 декабря 2009г[3].
В нем он писал, что хотел бы издать также альбом о народных промыслах Памира, а потому направляет мне материал «Искусство Памира», который обнаружил среди своих архивных материалов. Он также советовал издать альбом на основе коллекции
этнографического музея Академии наук, о чем он подробно пишет в письме. К сожалению, вскоре М.А. Рузиев скончался, так и не успев узнать, что под общей редакцией академика Р.М. Масова альбом «Народное искусство Памира» уже был издан в 2009г., также как «Народное искусство Таджикистана»- в 2010г. [1,2].
Манон Абиджанович Рузиев родился 26 апреля 1935г. в г. Душанбе, где окончил сначала Республиканское художественное училище им. М. Олимова, а затем в 1959г. Государственный педагогический институт (немецкое отделение факультета иностранных языков). Долгое время он работал в отделе истории и теории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Таджикистана, подготовил и издал несколько монографий и множество научных статей. М.А. Рузиев участвовал в многочисленных искусствоведческих экспедициях в Таджикистане и Узбекистане (Памир, Куляб, Кабадиан, Гиссар, Худжанд,Исфара, Чоркух, Бухара, Самарканд, Косон, Фергана и др.). Он признавался, что совершенно неожиданно для себя открыл шедевр таджикской архитектуры мавзолей Хазрати-Бобо 1Х-Хвв. в деха Чоркух Исфаринского района в Согде. Во время полевых работ в Чоркух он долго ходил вокруг памятника, который был скрыт за скромными постройками Х1Х-ХХв., пока не решился войти внутрь. Здесь он увидел резной деревянный мавзолей и был ошеломлен своей находкой [4].
Полевые работы позволили М.А.Рузиеву собрать уникальный материал по различным традиционным промыслам и ремеслам таджиков разных регионов Х-ХХ вв. Особое внимание исследователя привлекал орнамент, его символика и значимость в различных комплексах. Поэтому его монографические работы и научные статьи в основном посвящены эмблематике, построению таджикского орнамента, его эволюции, а также народным мастерам, с которыми он был хорошо знаком [4-8, др.]. На основе своих материалов он защитил в Академии художеств в г. Москве сначала кандидатскую диссертацию (1968г.), а затем докторскую (1989г.).
Машинописная брошюра М.А. Рузиева «Искусство Памира» (49 страниц) 2003г., которую в своем письме он предлагал автору этих строк совместно подготовить к изданию, имеет оглавление, включающее в себя предисловие, а также разделы «Архитектурный орнамент», «Предметы быта», «Орнамент».
В предисловии он приводит основную информацию о Памире, касающуюся его географического положения, вкладу исследователей в его изучение. В частности он указывает, что искусствоведческие экспедиции сектора истории искусств Института 1960г. и 1968гг. проводились в Хороге, Барушане, Дерушане, Шдажанде, Емце, Бугу, Падруде, Хиджисе, Равмеде, Андаробе, Рине, Шитхарве, Ямге, Вранге, Ширгине, Зонге[3, 4]. Уже в то время им было замечено, что такие виды местных промыслов Памира, как торевтика и гончарное дело, были преданы забвению [3,5].
В разделе «Архитектурный декор» автор детально рассматривает особенности архитектурного построения памирского дома, жилого помещения чида, его столбов, колонн, их орнаментальный декор и роспись. Особый интерес представляет описание жилого комплекса Зараба Абдуллаева середины ХК в. в кишлаке Ямг в Вахане, который состоял из четырех помещений: открытого зала для приемов в виде айвана-пешвоз, помещения долон с четырьмя колоннами, жилого дома со множеством отсеков и амбара-ганджина. Потолок чорхона большого помещения хонаи калон и части колонн были расписаны резчиком усто Гуломнаби-наккош Саидкатаба и каллиграфом усто Мубораккадамом [3,1516]. Последнего мастера, известного как Мубораки Вахони (18431910), нередко называют Леонардо да Винчи из Ямга. Он энциклопедист-философ, поэт, музыкант, художник, религиовед, суфий, активно занимался астрономическими исследованиям и создал каменный календарь, который сохранился во дворе его дома.
В кишлаке Зонг (Вахан) М.А. Рузиевым были изучены жилые помещения дома бывшего бека с росписью красной и серой красками, сочетающимися с резьбой. Чтобы постичь характер
локальной архитектуры он нередко сравнивает ее особенности с принципами строительства на севере Таджикистана и Узбекистана.
Информантом М.А. Рузиева в этом случае был старейший житель деха Ямг Атитан Гуломнабиев. Старик сообщил исследователю, что этот дом был сооружен «за 20 лет до его рождения». В записях ученого читаем: «рядом с этим домом в кишлаке Ямг проживал 117-летний долгожитель Гуломнабиев Атитан» [3,16]. По нашим данным, в то время, когда этнограф посетил его, то есть в 1968 году, ему было приблизительно 86 лет (по некоторым сведениям, он родился в 1868г., по другим - в 1882г.) и умер в 1985г. Некоторые жители селения, хранящие память о своем выдающемся односельчанине, считают, что он дожил до 117 лет, другие-до 120-140 лет [9]. Вероятно, М.А. Рузиев имел в виду тот факт, что старец прожил долгую жизнь и стал очевидцем многих событий, имевших место в селении, или скорректировал свои заметки уже после 1985 года. В любом случае Атитан стал живым проявлением, материализацией памяти о прошлом кишлака Ямг.
В разделе «Бытовая утварь» М.А.Рузиев разбирает особенности декоративного убранства различных предметов домашнего обихода. Так, например, он указывает на характер светильников сокин и их орнаментацию, параллели которые он находит в декоративной отделке глиняных построек Самарканда Х1Хв., его очажков и светильников [3,23].
Другими объектами его изучения стали широко распространенные на Памире надомное производство и рукоделие: вязание, вышивка, войлочные изделия. Им были зафиксированы названия четырех видов локальных тюбетеек, которые ему сообщила мастерица из кишлака Вранг. Так, изделия типа пурситц не имели орнаментации и предназначались для пожилых людей, тюбетейки чархи из шелковых тканей-для молодежи, головные уборы кабири, исполненные гладью,-для детей, а токи типа драфк имели узоры, вышитые крестом или гладью [3,27].
Особый интерес вызывает зафиксированное исследователем деление вышитых изделий по цвету на мужские и женские, что пока не встречалось в других исследованиях. Так, в деха Поршнев мастерица Д. Саидайсоева рассказала ему, что для мужчин всегда предназначаются изделия, вышитые красными, черными, желтыми и зелеными нитками, а для женщин те, что изготовлены из черных, красных и зеленых [3,29].
М.А. Рузиев. Схема декора вышитых тюбетеек Памира. 1960г
В разделе «Орнамент» М.А.Рузиев сосредоточил свое внимание на терминах орнаментального искусства таджиков Памира, символике его отдельных мотивов. Особенно ценно основанное на наблюдениях автора заключение о том, что на Памире существовали свои местные локальные школы. Так, исследователь считает, что Вахан отличается яркой вышивкой и ткачеством паласов, Рушан и Шугнан-виртуозной резьбой по дереву.
Приложением к брошюре М.А. Рузиева «Искусство Памира» служит составленный им «Терминологический словарь» (6 стр.), написанный красными и синими чернилами лично автором. Трудно переоценить значение этого небольшого списка, в котором приведены названия различных орнаментальных мотивов местных
ремесел и промыслов.Часть из них была опубликована автором в своих работах, другие остаются до настоящего времени малоизвестными.Ценность терминологическ ого словаря М.А. Рузиева заключается в том, что многие названия тех или иных элементов декора со временем исчезают, и мастера порой не помнят их происхождение.
»«Ч* ТиАЪЛ \ &% **ис\
\ И2 л' \ \
5 5 л 1*5 -а « * * *
Л , ЛI , "У* "з -Ч \ ! ;
"С;-55 ж | ч Ц ч> 4
- жШЯ»,
■ \ -А.
\ ГЧ1 \ -а, »«¿»Л*
5 г 5
ш* л»*
М.А.Рушев. Орнаментальные мотивы вышивки Памира ХХв.
Иллюстративный ряд брошюры состоит из карты ГБАО, с обозначением древних караванных путей и современных трасс (автор А. Гусев) из какого-то русскоязычного журнала, десяти фотографий, двенадцати рисунков и чертежей, три из которых находятся в самом тексте, а также одного эстампажа резной деревянной шкатулки табанг конца Х1Х начала ХХвв. из деха Равмед (Бартанг).
Фотографии подготовленные самим М.А.Рузиевым, что указано на обороте каждой из них, в большей своей части сделаны
им в Вахане: портрет мальчика (1968г.), вязальщица джурабов (1960г.), портрет легендарного старожила деха Ямг Атитана Гулямнабиева (род.1882г.), два снимка жилого дома в деха Рын (1968г.). Среди других отпечатков особенно ценным является тот, который представляет мастера за изготовлением паласов в деха Зонг в Ишкашиме (1968г.), поскольку это ремесло полностью исчезло на Памире к настоящему времени. Сохранились также фотографии джураба (1968г.), различные ландшафтные виды 1968г.: кишлак Лангар с птичьего полета, дорога на Памир, висячий мост в Бартанге, по которому с особой осторожностью проходит мужчина.
Зарисовки, схемы, чертежи, сделанные М.А. Рузиевым, который хорошо владел карандашом и кистью, также представляют значительный интерес. Часть из них была опубликована им в своих печатных изданиях, другая пока малоизвестна исследователям. Среди них есть акварельные композиции орнаментов войлочной сумки талих из деха Рын в Вахане, джурабов с мотивом кабири и арзонгул, чаноргул из кишлака Андароб в Ишкашиме (2 экземпляра), а также схема декора тюбетеек, образцов резного дерева из Поршнева и Барушана.
В целом, иллюстрированная брошюра известного специалиста в области декоративно-прикладного искусства таджиков Манона Абиджановича Рузиева по стилю изложения носит характер полевых исследований, материалы которых автор еще не успел проанализировать и интерпретировать. Однако эта особенность придает особую значимость этому уникальному труду. Их ценность состоит в том, что ученым были зафиксированы редкие по значимости детали ремесел и промыслов ГБАО, некоторые из которых уже исчезли. Несомненно, будущие исследователи ремесленного производства Таджикистана, в частности Памира, будут обращаться к архивным материалам известного искусствоведа Манона Абиджановича Рузиева в поисках исторических фактов и аргументации своих научных положений и заключений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Народное искусство Памира. The Folk art of the Pamirs. /под общ. ред. Р. М. Масова; авт.текста Р.М. Масов, Н. Юнусова, Л. Додхудоева.-Душанбе, 2009. -173с.
2.Народное искусство Таджикистана. The folk art of Tajikistan. /под общ. ред. Р. М. Масова ; авт. текста Р.М. Масов, Н. Юнусова, Л. Додхудоева.-Душанбе, 2010.-317с.
3.Рузиев М.А.Искусство Памира.2003г.Этнографический архив Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Фонд М.А. Рузиева. Ед.хр..№1.-49с.
4.Рузиев М. Резное дерево Чоркух. - Душанбе, 1975.-108с.
5. Рузиев М. Резные двери жилищ Бухары.- Душанбе, 1967.- 114с.
6. Рузиев М. Искусство таджикской резьбы по дереву (конца Х1Х-начала ХХвв.) - Душанбе. 1976.-128с.
7.Рузиев М.А.Декоративно-прикладное искусство таджиков.-Душанбе, 2003.
8. Atlas of Central Asian artistic crafts and traders. Vol. 4. Tajikistan.-Samarkand-Bishkek, 2007.- 224с.
9. URL: https://www.news.tj/ru/node/233376.
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ М.А. РУЗИЕВА О НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ ПАМИРА
В статье приводится анализ архивных материалов доктора искусствоведения М. А. Рузиева, хранящихся в этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
Машинописный текст его брошюры «Искусство Памира» (2003г.) посвящен традиционным ремеслам Горно-Бадахшанской Автономной области и снабжен фотографиями и рисунками автора.
Ключевые слова: Таджикистан, ГБАО, Памир, Вахан, Ишкашим, Рушан, Барушан, ремесло, промысел, изделие, искусство, терминология, фотография, рисунок, чертеж.
МАВОДИ БОЙГОНИИ М. А. РУЗИЕВ ОИД БА ^УНАР^ОИ МАРДУМИИ ПОМИР
Дар ма^ола маводи бойгонии доктори илми санъатшиносй М.А.Рузиев, ки дар бойгонии мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ Ч,Т мавчуд аст, баррасй шудааст. Дастхати китобчаи "Санъати Помир", ки он соли 2003 нашр шудааст ба
хунархои мардумии Вилояти Мухтори Кухистони Бадахшон бахшида шуда, бо расму накшу нигорхо аз чониби муаллиф ороиш дода шудаанд.
Калидвожахо: Тоцикистон, ВМКБ, Помир, %унарпеша, маснуот, санъат, лугат, истило%, расм, нацша.
ARCHIVAL MATERIALS OF M. A. RUZIEVA ABOUT THE PAMIR
CRAFTS
The article provides analysis M. A. Ruziev's archival materials from the ethnographic archive of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. The typewritten version of his brochure
"The Art of the Pamirs" 2003 is dedicated to the traditional crafts of the Mountainous-Badakhshan Autonomous Region. His own photographs and drawings illustrate this text.
Сведения об авторе: Додхудоева Лариса Назаровна-доктор исторических наук, заведующая Отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Тел: (+992) 918619584. E-mail: lorasdodo@rambler.ru
Маълумот дар бораи муаллиф: Додхудоева Лариса Назаровна-доктори илмхои таърих, мудири Шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмхои Ч,умхурии Точикистон. Тел: (+992) 918619584. E-mail: lorasdodo@rambler.ru
Information about the autor: DodKHudoeva Larisa Nazarovna-Dr. of Historical Sciences, Head of ethnographic Department, A.Donish Institute of history, archaeology and ethnography of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Тel: (+992) 918619584. E-mail: lorasdodo@rambler.ru