Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗАПАДНОГО ПАМИРА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КИНООПЕРАТОРА В.В. КУЗИНА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗАПАДНОГО ПАМИРА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КИНООПЕРАТОРА В.В. КУЗИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЙ ПАМИР / ВАХАН / ИШКАШИМ / ФОТОГРАФИЯ / КРЕПОСТЬ / КИНООПЕРАТОР / КАМЕРА / НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Додхудоева Лариса Назаровна

В данной статье представлена фотоколлекция памятников Западного Памира, созданная известным кинооператором Таджикистана В.В. Кузиным (1950г). Она может служить ценным и надежным источниковедческим фотоматериалом по археологии, истории и культуре Горнобадахшанской Автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MONUMENTS OF THE WESTERN PAMIR IN THE INTERPRETATION BY CAMERAMAN V.V. KUZIN

The author analyzed the photo collection of Western Pamir monuments (1950г) by known cameraman V.V. Kuzin. It can be serve valuable and reliable source on archaeology, history and culture of the Mountain Badakhshan Autonomus Oblast in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗАПАДНОГО ПАМИРА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КИНООПЕРАТОРА В.В. КУЗИНА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОДХУДОЕВА Лариса Назаровна,

ПАМЯТНИКИ д.и.н., заведующая отделом этнографии Института ЗАПАДНОГО ПАМИРА истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РТ (Таджикистан, Душанбе) КИНООПЕРАТОРА В.В. КУЗИНА

ДОДХУДОЕВА Лариса Назаровна, ЁДГОРИХОИ ТАЪРИХИИ д.и.т., мудири шуъбаимардумшиносии Институти ГАРБИ ПОМИР ДАР ШАРХИ таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи НАВОРБАРДОР А.Дониши АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе) В.В.КУЗИН

HISTORICAL MONUMENTS DODKHUDOEVA LarisaNazarovna,

OF THE WESTERN PAMIR Dr. of History, Heard of the ethnographic department IN THE INTERPRETATION of the Institute of history, archeology and ethnography BY CAMERAMAN V.V. KUZIN named after A.Donish under Tajikistan Republic

Academy of Sciences (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: lorasdodo@ rambler.ru

Ключевые слова: Западный Памир, Вахан, Ишкашим, фотография, крепость, кинооператор, камера, наскальные рисунки, развитие

В данной статье представлена фотоколлекция памятников Западного Памира, созданная известным кинооператором Таджикистана В.В. Кузиным (1950г). Она может служить ценным и надежным источниковедческим фотоматериалом по археологии, истории и культуре Горнобадахшанской Автономной области.

Калидвожацо: Fарби Помир, Вахон, Ишкошим, расм, цаъла, наворбардор, камера, нацши руйисанг, тарацциёт.

Дар мацолаи мазкур расмцои ёдгорщои Помири Fарбй, ки соли 1950 навобардори машцури Тоцикистон В.В. Кузмин ба навор гирифтааст, цамъ оварда шудааст. Ин расмцо дар омузиши бостоншиноси, таърих ва маданияти Вилояти Мухтори Кущстони Бадахшон, цамчун сарчашма^ои манбаъшиноси хизмат мекунанд.

Key words: Western Pamirs, Vakhan, Iskashim, photography, tower, cameraman, mmera, rock drawings, development.

The author analyzed the photo collection of Western Pamir monuments (1950г) by known cameraman V.V. Kuzin. It can be serve valuable and reliable source on archaeology, history and culture of the Mountain Badakhshan Autonomus Oblast in Tajikistan.

В собрании этнографического архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Таджикистана хранится фотоколлекция № 25, которая принадлежит одному из самых известных кинодокументалистов страны В.В. Кузину. В историю таджикского кино заслуженный деятель искусств Кузин Василий Васильевич (07.03.1904-07.03.1978) вошел как первый кинооператор, первый начальник производства, первый директор кинофабрики «Таджиккино» (1929-1938). В 1922 г. он окончил 5-ю единую советскую трудовую школу в городе Тула, где начал работать комсомольским работником, а затем продолжил свою деятельность в Бухаре, Фергане, Самарканде, Душанбе.

С ранней юности он был увлечен искусством фотографии, но после съемок прибытия первого поезда (с А. Шевичем и Н. Гезулиным) связал свою жизнь с кинематографом. Наладив кинопроизводство, работал фотомастером в Главвыставкоме Совнаркома Таджикской ССР (1938 -1940), фотокорреспондентом редакции газеты «Коммунист Таджикистана» (1940-1943). Как участник Великой Отечественной войны он был награжден орденами «Красной Звезды», «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За победу над Германией», медалью Болгарии «Отечественная война».

В 1946 году В.В. Кузин пришел на киностудию «Таджикфильм», где до конца своих дней работал режиссёром и оператором документального кино, организатором производства.

В его обширной фильмографии указаны две документальные ленты, посвященные Горно-Бадахшанской Автономной области: «На Памире» (1947 г.) и «Ледник Федченко» (1949 г.) Следует отметить, что В.В. Кузин не был первым кинематографистом, посетившим Западный Памир. Еще в 1927 г. Совкино организовало экспедицию во главе с режиссером В.А. Ерофеевым.

Вероятно, в процессе подготовки своих фильмов известный оператор сделал серию снимков памирских архитектурных памятников, которую после обработки в 1950 г. и предоставил Академии наук Таджикистана. Именно эта дата была зафиксирована в инвентарной книге этнографического архива Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Возможно, она свидетельствует не о времени съемки памятников Памира, а указывает на год сдачи фотоматериалов в архив.

В инвентарной книге этнографического архива особо указано, что В.В. Кузин использовал при работе известный аппарат Лейка (Leica), первую массовую малоформатную камеру, снимавшую на фотопленке. В 1925 г. она была выпущена в Германии и была известна в СССР как фотоаппарат ФЭД.

В 1930 году была создана Leica Standard с возможностью замены объективов, для которой были созданы традиционный, а также широкоугольный объективы и телеобъектив, а чуть позже -оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива. Фотоаппарат «Лейка» отличался не только точным и совершенным фотообъективом с различными приставками, но также большой светосилой. Сложность его конструкции позволяла работать с ним только опытным специалистам.

Фотоаппараты Leica оказали огромное влияние на эстетику фотографии и позволили вести скрытую съемку. Лёгкость, компактность и простота управления камерой предоставили операторам возможность проводить фиксацию объектов в труднодоступных местах и в таких сложных ракурсах, которые тогда были немыслимы не только для крупноформатных, но даже для сравнительно новых аппаратов. Высокие технические возможности Лейки были широко использованы фоторепортерами во время съемки сложных операций Второй мировой войны.

В середине ХХ в. по-прежнему существовала определенная мода на камеру, и среди профессионалов существовало мнение, что первоклассным фоторепортёром является только тот, кто «работает на Лейке [1]. Не вызывает сомнений тот факт, что именно поэтому В.В. Кузиным при сдаче своей коллекции в архив Академии наук Таджикистана было отмечено, что съемка памятников Памира велась с помощью камеры Лейка. С одной стороны, это гарантировало качество снимков, а с другой - представляло их автора как специалиста, владеющего навыками работы с последними техническими новинками.

Помимо памирских памятников в коллекции В.В. Кузина (№ 25) находятся несколько фотографий крепости Сарвода у реки Пасруд в верховьях Зарафшана, которые решено было оставить в описании, так как их ограниченное количество. Они могут служить прекрасным материалом для сопоставления с памятниками Западного Памира. Возможно, именно с этой целью В.В. Кузин включил зарафшанскую крепость в состав своей фотоколлекции - ведь эти горные оборонительные сооружения имеют много общего, как в своем архитектурном плане, месторасположении, так и в использовании камня как основного материала, из которого они были возведены.

Некоторые названия памятников в описаниях В.В. Кузина переданы в отличной от современного их написания форме. Например, крепость Ямчун представлена в атрибуции снимков, сделанных самим оператором, как крепость Имчун, а Каахка-кала - как Какага-кала и т.д. Возможно, кинооператор передавал названия объектов, которые ему довелось зафиксировать на пленке, так как он воспринимал их на слух. Для того чтобы точно идентифицировать те или иные изображения, нами была использована информация, приведенная в публикации известного археолога-памироведа М.А. Бубновой «Археологическая карта Таджикистана. Горно-Бадахшанская автономная область. Западный Памир» [2], в которой все названия памятников определены согласно последним научным изысканиям. В силу этих обстоятельств названия фотографий В.В. Кузина порой расходятся с новым их определением.

Подобные неточности не умаляют значение фотографической серии В.В. Кузина, созданной в середине ХХ в. Его снимки отличаются профессиональным подходом к объекту съемки и, как правило, имеют документальный характер. Их историческая и художественная ценность заключена, как в широких панорамных изображениях, так и мелких деталях, которые зафиксированы оператором в разнообразных ракурсных видах. Это позволяет представить одни и те же объекты с разных сторон, в различных планах, порой при достаточно сложном освещении. В целом, В.В. Кузиным были зафиксированы наиболее известные памятники Ваханской долины в Ишкашимском районе, на юге Горно-Бадахшанской области на границе с Афганистаном.

Строительство крепостных сооружений на высоких и скалистых отрогах было широко распространенной практикой в Центральной Азии еще до нашей эры. Оборонительные укрепления имели важное стратегическое значение, контролировали передвижение людей и грузов, служили мощными фортификационными укреплениями, защищавшими владения от завоевателей. Среди них выделяется крепость Каахка-кала (III в. до н.э. - VII в. н.э.). Ее сложная планировка из трех частей (цитадель и две площади) и 56 башен позволили создать оборонительное сооружение в виде «крепости с крепостью внутри». Удивительно точно снимки Каахка- калы В.В. Кузина передают ее описание, сделанное В.В. Бобринским в начале ХХ в.: «Стена вьется по склонам и вершинам скал; на отдельно выдающихся скалах стоят сторожевые башни (топ-хона) круглые и четырехугольные. Основания всех стен составляют камни, которые лежат прямо на скалах... местами верх стен состоит из крупного сырцового кирпича, сильно разрушающегося кое-где по стенам бойницы» [3, 117].

Крепость Ямчун1 (Сияпуш, Сиёхпуш, Кафиркала) над деха Ямчун, известна также, как Замр-и-аташ-Параст (III век до н.э.). Растянувшаяся по рельефу склона, она имеет двойные стены (высота 3 м, ширина - 1,5 м), расстояние между которыми составляет 2 м. В фотоколлекции В.В. Кузина она значится как Кафир-кала у кишлака Имчун. Как и в Каахка-кала, эта крепость с 36 башнями не имеет фундамента и располагается на постаменте из камней.

Недалеко от сооружения Ямчун в кишлаке Вранг Ишкашимского района раскинулся буддийский монастырь Вранг (III-VII вв. до н.э.), фасад которого обращен к реке Пяндж, откуда служитель вел проповеди. Памятник же Вранг II представляет собой пещерный комплекс из 70 келий, вырубленных в скале. Расположенные в конгломератах они представляли собой сводчатые, округлые в плане помещения с арочнообразным входом (диаметр 3-4м, высота1-2 м). Сдвоенные же кельи сообщались через вход с потолка.

В своих комментариях к снимку №25-18, В.В. Кузин указал: «В 15-20 км от кишлака Вранг по дороге на Ишкашим справа у дороги находится большой камень, который обнесен каменным дувалом и служит жертвенником - камень огнепоклонников». Возможно, им был зафиксирован остон Пири Фоук Мухаммад Парвози, описанный К. С. Васильцовым[4].

Известно, что на Памире широко распространено почитание камней, у которых проходят различные ритуальные священнодействия, отправляют молитвы и совершают обряды (например, возжигание лучины, возлияние масла или курение благовоний и т.п.). При этом камень ассоциируется с неким прообразом храма или молельного места. [4, 127-128].

Остон Пири Фоук Мухаммад Парвози расположен на каменистом склоне горы на краю деха Даршай у дороги, идущей вдоль реки Пяндж. Святилище обнесено каменной стеной, которая украшена многочисленными рогами горных козлов и баранов. Задняя и боковые стены меньшей высоты выложены из камней без раствора. Место священнодействия представляет собой по форме каменный алтарь в виде плиты, установленной на валунах с навершием из рогов козла и мелких камней. В образовавшейся нише под плитой зажигают светильники. Возможно, во время съемки В.В. Кузин слышал и о ритуале, связанном с определенными древними культами, а потому определил место священнодействия, как «жертвенник, камень огнепоклонников».

Памир чрезвычайно богат и образцами наскального искусства, что не могло быть не замечено В.В. Кузиным во время его поездки по горному краю. Оператору принадлежат снимки выбитых металлическими предметами или камнем наскальных рисунков Вахана (каменный век-современность). Особо интересны изображения на большом валуне (около 3 м. в диаметре) около деха Удит на границе Ишкашима и Вахана с изображением горных козлов, разных диких животных, сцен охоты, всадников, руки Фотимы - панджа, солнца и других разнообразных элементов. Они были отмечены В.В. Кузиным просто как «изображения на камнях. Вахан». Сравнение этих памятников с теми, что представлены в указанном издании М.А. Бубновой, позволило идентифицировать их с большей определенностью. Теперь можно говорить о том, что В.В. Кузин зафиксировал наскальные изображения в деха Удит, в урочище Даршай недалеко от районного центра Шитхарв в Вахане (III тыс. до н.э.- I тыс. до н.э., позднее средневековье).

Среди последних рисунков, как сообщает М.А. Бубнова, имелись изображения сакского времени (VI-Швв. до н.э.), кушанской эпохи (первые века н.э.) к которой относится и надпись разновидностью древнего индийского письма (с III в. до н. э.) кхарошти. Она является самым северным образцом такого типа из известных современной науке надписей.

Фотографии петроглифов в ущелье реки Даршай (№ 25-21, 49), полностью не воспроизводят всю композицию из рисунков. Но важно отметить, что именно среди них А.В. Гурским был выделен сюжет с изображением собак, похожих на сибирских лаек, которые ныне на Памире не водятся [2, 360]. Рисунок был им обнаружен в 1961 г. и только при благоприятном освещении в дневное время. Возможно, В.В. Кузин видел это изображение уже в 1949 г., но не зафиксировал его

в своей коллекции, сосредоточив свое внимание на хорошо освещенных частях композиции, которые позже и вошли в его фотоколлекцию.

Известный археолог А.Н. Бернштам писал в 1949 г., что район Даршая с его наскальными изображениями считался культовым местом и был прежде почти неприступным, поскольку был ограничен обрывистыми уступами скал и узкими ущельями [2, 345, 358]. В свою очередь В.А. Ранов отмечал, что самым богатым центром граффити является Лянгар Кишт в джамоате Зонг (около 6000 рисунков), датируемый широким временным периодом (эпоха бронзы - ХХв.). Некоторые из этих образцов были также зафиксированы В.В. Кузиным. Таким образом, Даршай и Лангар, являющиеся главными центрами наскальных рисунков на Памире, были ему хорошо известны, и он смог запечатлеть эти необычные памятники.

Ныне многие монументальные сооружения и памятники Памира подверглись значительному разрушению, а потому фотографии В.В. Кузина, которые зафиксировали фортификационные сооружения и наскальные рисунки в середине ХХ в., являются достоверными историческими документами. В целом, фотоколлекция (№ 25) одного из основоположников таджикского кинематографа, известного документалиста представляет значительный исторический интерес. Она может служить ценным и надежным источниковедческим фотоматериалом по археологии, истории и культуре Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Leica.

2. Бубнова М.А. Археологическая карта Таджикистана. Горно- Бадахшанская автономная область. Западный Памир (памятники каменного века-ХХв.). - Душанбе, 2007.

3. Бобринский А.А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). - Москва, 1908.

4. Васильцов К. С. Природные места поклонения Западного Памира // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РА: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-206-7/© МАЭ РАН. -С125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.